Авторская программа по информатике для 1 класса "Компьютерная азбука"
методическая разработка по информатике и икт по теме

Маргия Тамари Торникевна

Курс информатики на ступени начального общего образования представляет собой пропедевтический курс, который должен сформировать у младших школьников не только элементы компьютерной грамотности, но и начальные знания основ информатики, осуществлять пропедевтику ее фундаментальных понятий и способов деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_klass_rabochaya_programma.docx27.94 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Курс информатики на ступени начального общего образования представляет собой пропедевтический курс, который должен сформировать у младших школьников не только элементы компьютерной грамотности, но и начальные знания основ информатики, осуществлять пропедевтику ее фундаментальных понятий и способов деятельности.

Целями обучения информатике является формирование:

  1. навыков решения задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в информатике;
  2. кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией («начинают и выигрывают») и некоторыми другими;
  3. навыков решения логических задач и ознакомление с общими приемами решения задач - «как решать задачу, которую раньше не решали» (поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения и др.).

Цели изучения, обязательный минимум содержания, требования к уровню подготовки учащихся по данному учебному модулю определены федеральным компонентом государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Основными задачами курса являются:

  1. Ознакомление с функциональной структурой компьютера, его основными устройствами и приемами работы;
  2. Закрепление навыков работы в графическом редакторе Paint;
  3. Продолжение формирования навыков работы с мультимедийным приложением PowerPoint;
  4. Развитие логики, комбинаторного мышления, речи, творческих способностей, сенсорных возможностей и эмоционально-волевой сферы.

Формы и режимы занятий:

В связи с тем, что санитарные нормы предусматривают работу учащихся 7 лет непосредственно за компьютером не более 15 минут, занятие разбито на 2 части: теоретическую и практическую.

Содержательное наполнение теоретического курса разбито на 4 раздела:

  1. Описание предметов.
  2. Алгоритмы.
  3. Множества.
  4. Логика.

Ожидаемые результаты

После изучения раздела «Описание предметов» ученики будут уметь:

  1. определять значения признаков предмета (цвета, формы, размера, материала и т.д.);
  2. выделять составные части предмета;
  3. называть действия предметов, выделять характерные действия предметов;
  4. описывать и определять предмет по его признакам, составу, действиям;
  5. строить изображения, симметричные заданным;
  6. определять наличие (количество) осей симметрии у фигур.

        После изучения раздела «Алгоритмы» ученики будут уметь:

  1. называть действия предметов;
  2. выстраивать последовательность событий.

После изучения раздела «Множества» ученики будут уметь:

  1. объединять предметы в множества, давать им названия;
  2. сравнивать множества по количеству предметов и по составу;
  3. рисовать схему отображения множеств.

        После изучения раздела «Логика» учащиеся будут уметь:

  1. составлять высказывания и определять истинность высказываний;
  2. строить отрицание высказывания.

При изучении модуля «Практика работы на компьютере (использования информационных технологий)» ученик должен:

  1. знать/понимать:
  1. область применения  и назначение технических устройств  (в том числе компьютеров);
  2. назначение основных устройств компьютера;
  3. правила  безопасного поведения и   гигиены при работе с инструментами (в том числе с компьютером);
  4. назначение графического редактора;
  5. назначение основных компонентов среды графического редактора;
  6. назначение мультимедийного приложения PowerPoint;
  7. назначение основных компонентов среды программы создания презентаций.

-        уметь:

  1. соблюдать     безопасные     приемы     работы     со     средствами информационных и коммуникационных технологий;
  2. решать      учебные     и     практические     задачи     с     применением возможностей компьютера;
  3. пользоваться мышью, клавиатурой;
  4. создавать изображение в среде графического редактора;
  5. пользоваться инструментами графического редактора;
  6. выполнять операции с с фрагментами графического изображения;
  7. создавать презентации в среде мультимедийного приложения PowerPoint;
  8. использовать приемы анимации в среде мультимедийного приложения PowerPoint.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

На занятиях предполагается использовать рекомендуемый учебно-методический комплект (УМК) для преподавания информатики в рамках образовательной системы «Школа 2010»

  1. Информатика в играх и задачах: Учебник-тетрадь для 1 кл. /А.В. Горячев и др. - М.: Баласс, 1998 - 2002;
  2. Информатика в играх и задачах: Учебник-тетрадь для 1 кл. Методические рекомендации для учителя. /А.В. Горячев и др. - М.: Баласс, 1998 - 2002.

Кроме того в состав УМК планируется включить  следующие пособия:

  1. Информатика 1 класс Поурочные планы по учебнику А.В. Горячева и др./А.М. Горностаева – Волгоград. Издательство «Учитель». 2006
  2. Учебник-тетрадь по информатике 1 класс/С.Н. Тур, Т.П. Бокучава – Санкт-Петербург. «БХВ-Петербург». 2008

Компьютерная поддержка осуществляется электронными средствами учебного назначения сообразно планированию курса, например:

  1. путешествие в информатику (компьютерная поддержка к курсу А.В. Горячева «Информатика в играх и задачах»);
  2. «Мир информатики» для малышей.

Тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

/основные элементы содержания

Характеристика видов деятельности ученика

Класса

количество часов

Дата урока

Планир.

фактич

1

Техника безопасности и правила поведения в компьютерном классе.

Учащиеся должны понимать необходимость знания правил техники безопасности и правил поведения в компьютерном классе  для предотвращения негативных ситуаций.

1

2

Цвет предметов.

Знакомство с компьютером.

знакомство с цветом предметов. Демонстрация основных и периферийных устройств компьютера, что удовлетворит любопытство учащихся.

1

3

Форма предметов.

Устройство ввода: манипулятор типа «Мышь».

Навыки работы с устройством мышь.

1

4

Размер предметов.

Работа с мышью.

Знакомство с понятием «объект».
Выделение объектов из окружающего мира.
Понятие объекта - центральное понятие информатики. Важно, чтобы дети не только понимали его смысл, но и могли свободно им оперировать.

1

5

Названия предметов.

Работа с мышью.

уметь характеризовать объекты.
Приобретение навыков выделения элементов объектов и их сравнение.
Знакомство с оконной технологией.
Закрепление навыков работы с манипулятором мышь, дальнейшее освоение клавиатуры

1

6

Признаки предметов.

Компьютерная графика.

уметь устанавливать соответствие между объектами и знаками, их обозначающими.
Знакомство со знаками передачи информации
Формирование навыков работы с Панелью задач, кнопками управления окна

1

7

Состав предметов.

Среда графического редактора paint.

Знакомство с графическим редактором Paint. Инструменты Карандаш, Кисть, Ластик и Заливка

1

8

Понятия «равно», «не равно».

Инструменты графического редактора paint Заливка.

с помощью инструмента Заливка раскрашивать рисунки

1

9

Понятия «больше», «меньше».

Инструменты графического редактора paint Заливка, Лупа.

приближать объекты рисунка с помощью инструмента Лупа и раскрашивать с помощью инструмента Заливка

1

10

Понятия «вверх», «вниз», «вправо», «влево».

Инструменты графического редактора paint Заливка, Лупа.

1

11

Действия предметов.

Графические примитивы.

1

12

Последовательность событий.

Инструмент «Выделение».

Продолжение знакомства с графическим редактором Paint. Операции выделения объектов, копирование объектов.

1

13

Порядок действий.

Копирование, вставка фрагментов рисунка.

1

14

Цифры.

Копирование, вставка фрагментов рисунка.

уметь из фрагментов рисунка собирать полное пано

1

15

Возрастание, убывание.

Увеличить, уменьшить.

Знакомство с понятием множество, подмножество.
Установление взаимосвязи объектов. Отношения объектов.
Виды отношений.

1

16

Множество. Элементы множества.

Увеличить, уменьшить.

1

17

Способы задания множеств.

Изменение палитры, цветной ластик.

1

18

Сравнение множеств.

Инструмент «Распылитель».

с помощью инструмента распылитель раскрасить элементы множеств

1

19

Отображение множеств.

Инструмент «Распылитель».

1

20

Кодирование.

Устройство ввода «Клавиатура».

Начальные навыки работы с клавиатурой.

1

21

Симметрия.

Клавиатурный тренажер.

уметь находить буквы на клавиатуре. закреплять полученные навыки с помощью компьютерного тренажера.

1

22

Отрицание.

Клавиатурный тренажер.

1

23

Понятия «истина» и «ложь».

Клавиатурный тренажер.

1

24

Понятие «дерево».

Программа создания презентаций РowerPoint.

иметь представление о слайдах и механизмах способствующих его созданию.

1

25

Графы.

Создание слайдов.

1

26

Комбинаторика.

Вставка графических объектов.

уметь вставлять изображения и другие графические объекты в презентацию

1

27

Обобщение «На прогулке».

Дизайн слайдов.

знать способы дизайна слайдов и приемы перехода.

1

28

Создание анимированных объектов.

закрепление изученного материала. работа над проектом

1

29

Создание проекта. Выбор темы.

1

30-31

Создание проекта. Работа с приложением PowerPoint.

2

32-33

Демонстрация проектов.

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа по информатике для 2 класса "Компьютерная азбука"

Курс информатики на ступени начального общего образования представляет собой пропедевтический курс, который должен сформировать у младших школьников не только элементы компьютерной грамотности, но и н...

Авторская программа "Нотная азбука"

РОССИЙСКАЯ  ФЕДЕРАЦИЯЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ  АВТОНОМНЫЙ ОКРУГМУНИЦИПАЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАНИЕ  ПУРОВСКИЙ  РАЙОНДЕПАРТАМЕНТ  ОБРАЗОВАНИЯ  АДМИНИСТРАЦИИ  ПУРОВСКОГО РАЙОНАМУНИЦ...

Рабочая программа по курсу "Информатика" 5 класс, составленная на основе авторской программы А. Л. Семенов, Т. А. Рудченко «Информатика,5»

Данная рабочая программа разработана в соответствии с авторской программы  А. Л. Семенов, Т. А. Рудченко «Информатика,5»  в рамках ФГОС....

Авторская программа по информатике и ИКТ «Технология с учебным модулем «Информатика и ИКТ»» для 1-х-6-х классов

Авторская программа включает в себя  разделы:пояснительную записку;основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса и рекомендуемой последовательностью изучения разд...

Авторские программы учителя информатики Еприной Т.Л.

Учитель Еприна Т.Л. разработала авторские программы элективных курсов и курсов по выбору по предмету «Информатика». Программы реализуются по работе с различными категориями обучающихся.Программы элект...

Авторская программа "Основы информатики"

Предлагаемый курс «Основы информатики» знакомит учащихся с основами информационных ресурсов. Функционирование компьютерного класса в коррекционной школе позволяет обновить содержани...