Рабочая программа по курсу "Информатика" 5 класс, составленная на основе авторской программы А. Л. Семенов, Т. А. Рудченко «Информатика,5»
календарно-тематическое планирование по информатике и икт (5 класс) на тему
Данная рабочая программа разработана в соответствии с авторской программы А. Л. Семенов, Т. А. Рудченко «Информатика,5» в рамках ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma2.doc | 152.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Вязовская средняя общеобразовательная школа» | ||
«Согласовано» Руководитель МО ------------------ МОУ « Вязовская СОШ» Протокол №____ от _________ 201_ г. | «Согласовано» Заместитель директора МОУ «Вязовская СОШ » ______________ от ___________ 201_ г.. | «Утверждаю» Директор МОУ «Вязовская СОШ» _____________ Приказ № __ «___» ________ 201_ г. |
- РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
- Покроевой Елены Николаевны
по учебному курсу «Информатика»
основной школы 5 класс
Базовый уровень
- 201_-201_ учебный год
1.Пояснительная записка
Рабочая программа по Информатике для учащихся 5 класса составлена в соответствии с нормативными документами:
- ФГОС основного общего образования (утвержден приказом от 17 декабря 2010 года №1897 (зарегистрирован Минюстом России 01 февраля 2011 года №19644).
- Законом Российской Федерации « Об образовании»
- Авторской программой А. Л. Семенов, Т. А. Рудченко «Информатика,5» М.
«Просвещение» ИНТ, 2007
Цель– дать учащимся знания, умения и навыки, лежащие в основе информационной культуры.
Задачи программы:
- обучение учащихся общим приемам и способам работы с информационными объектами, распознаванию и построению различного рода информационных моделей, а также знакомство с универсальными информационными структурами;
- укрепление межпредметных связей, развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся через изучение прикладных аспектов информатики и информационных технологий: информационные знания и умения применяются к задачам из различных учебных дисциплин, а также к практическим задачам
- знакомство с общими принципами работы и возможностями средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), знакомство с основными информационными объектами (текст, графика, таблица, звук и пр
- расширяется изложение вопросов социальной информатики (этические, экологические и правовые вопросы работы с информацией);
научить учащихся:
- работать в рамках заданной среды по четко оговоренным правилам;
- работать с различными видами представлений информации (текст, рисунок, таблица, схема и т. п.); переходить от одного представления информации к другому;
- ориентироваться в потоке информации: просматривать, искать необходимые сведения;
- читать и понимать задание, рассуждать, доказывать свою точку зрения; сопоставлять результат с условиями, грамотно осуществлять проверку своего решения;
- планировать собственную и групповую работу, ориентируясь на поставленную цель, проверять и корректировать планы;
- анализировать языковые объекты;
- использовать законы формальной логики в мыслительной деятельности;
- видеть в практических и учебных задачах их информационную природу; уметь представлять процесс в соответствующей информационной модели;
- знать отличительные особенности основных информационных структур, уметь использовать их для решения поставленных задач;
- использовать различные информационные методы для решения учебных и практических задач (группировка, упорядочение, перебор и др.);
- структурировать и передавать информацию, в том числе грамотно представлять письменный ответ и готовить выступление на заданную тему.
Работа с компьютером является полезным и важным дополнением, но не необходимой частью для достижения главных целей курса.
2. Общая характеристика учебного предмета, курса
Информатика – это естественнонаучная дисциплина о закономерности протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации.
В курсе используется система базовых понятий современной информатики и математики, в наибольшей степени соответствующая задачам продолжения образования в старшей школе и в вузе.
Центральной научной идеей программы «Информатика 5» является идея дискретизации – знакомство школьников с дискретными структурами и дискретными процессами.
Объекты
В числе основных объектов курса представлены объекты, которые дают возможность описать или смоделировать наибольшее число информационных процессов, протекающих в различных науках и в реальной жизни. С другой стороны в курсе представлены объекты разной степени сложности. Наиболее простые объекты – бусины. Они обладают всего двумя характеристическими свойствами – формой и цветом. При этом каждое из свойств всегда принимает одно из дискретного набора строго определенных значений (3 формы и 6 цветов). Таким образом, понятие «бусина» и все связанные с ним можно определить формально и совершенно исчерпывающе. В этом плане понятие «бусина» является искусственным и чисто информатическим, однако очень полезным для обучения.
Буквы и цифры – элементарные объекты, которые используются при построении многих наук, в частности, собственно информатики. Поэтому авторы считают необходимым ввести их в числе основных объектов курса, несмотря на то, что определение их характеристических свойств невозможно выполнить формально и оно имеет целый ряд тонкостей. Например, можно сравнивать буквы и цифры как фигурки, но при этом понимая, что для букв цвет ни несет никакой информации, а для цифр – и цвет и размер. Однако эти объекты оказываются незаменимыми при анализе языковых и математических структур.
Фигурки – любое изображение одного предмета, животного, человека, фрукта, знака и др.
Наконец, в числе основных объектов вводятся многоугольники на сетке как пример дискретных объектов, что дает возможность коснуться в данном курсе геометрических информационных процессов. Кроме того, задачи на нахождение площади многоугольника на сетке являются пропедевтическими для последующего изучения геометрии, что на уровне 5 класса оказывается очень полезным.
Дискретные структуры
В курсе 5 класса представлены дискретные структуры трех наиболее часто встречающихся в различных областях науки и жизни видов: неупорядоченные, упорядоченные, ветвящиеся. Изучаемые структуры различаются сложностью взаимосвязей и отношений составляющих их элементов.
Самая простая по внутренней организации структура, изучемая в курсе – конечное множество.
Конечная последовательность – дискретная структура, имеющая одномерный (линейный) порядок элементов. Таким образом, последовательность определяют не только составляющие ее элементы, но и порядок их следования.
Наиболее сложно организованной структурой в курсе 5 класса является дерево. Понятие дерева широко используется во многих областях математики и информатики, например, как инструмент при вычислениях, как удобный способ хранения данных, способ сортировки или поиска данных.
Дискретные процессы
Большая часть материала 5 класса, так или иначе, связана с дискретными процессами, то есть процессами, разложимыми на отдельные шаги. Наиболее подробно рассматриваются процессы, поддающиеся полной формализации, то есть те, в которых известны исходные данные (начальная позиция), возможные шаги (операции, действия, ходы) и определен результат. Так, анализируя процесс игры с полной информацией для двух игроков, мы, обычно, получаем ветвящуюся структуру – дерево, ведь после каждого хода противника у игрока чаще всего имеется несколько вариантов ходов. Таким образом, при анализе дискретных процессов мы используем свойства изученных дискретных структур. Конечно, наиболее наглядно и полно дискретные процессы рассматриваются на материале различных исполнителей.
Рассмотренные в курсе структуры и типы процессов относятся не конкретно к информатике, а к информации вообще. Они имеют место во всех областях науки и жизни, где, так или иначе, проявляются информационные процессы. Таким образом, они являются общенаучными и входят в ядро современного образования, как база для изучения практически всех школьных дисциплин и основа для установления межпредметных связей. Именно поэтому в данном курсе рассматриваются вопросы, находящиеся на стыке информатики с математикой, языком, биологией, теорией игр и др.
Приемы и методы решения информационных задач во многих случаях также являются универсальными и имеют общенаучную ценность. Поэтому в курс включены задачи из любых областей знания, которые допускают применение изученных в курсе методов (метода перебора полного и систематического, метода проб и ошибок, разбиения задач на подзадачи, метода деления пополам и др.) и приемов работы с информацией (сортировка, упорядочение, использование различных способов выделения объектов, построение дерева или таблицы, пошаговое представление процесса и т. д.). Так в данном курсе дети встречаются с задачами, которые традиционно считаются сугубо математическими, языковыми, биологическими, практическими
3. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
Рабочая программа «Информатика, 5» рассчитана на 34 ч в год из расчета 1 час в неделю в соответствии с учебным планом школы и предполагает возможность изучения курса, как при наличии, так и отсутствии компьютеров в школе.. В программу внесены изменения: т.к. продолжительность обучения в 5 классе составляет 35 рабочих недель, то добавлен один час на тему «Выравнивание, решение дополнительных и трудных задач»
4 Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса
Личностные результаты
1) формирование представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимание роли информационных процессов в современном мире;
2) развитие мотивов учебной деятельности;
3) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
4) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
Метапредметные результаты:
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
- осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;
- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях информационных объектов, процессов и явлений действительности;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
Предметные результаты:
- владение базовым понятийным аппаратом:
- цепочка (конечная последовательность);
- мешок (неупорядоченная совокупность);
- одномерная и двумерная таблицы;
- круговая и столбчатая диаграммы;
- утверждения, логические значения утверждений;
- исполнитель, система команд и ограничений, конструкция повторения;
- дерево, понятия, связанные со структурой дерева;
- игра с полной информацией для двух игроков, понятия: правила игры, ход игры, позиция игры, выигрышная стратегия;
- владение практически значимыми информационными умениями и навыками, их применением к решению информатических и неинформатических задач:
- выделение, построение и достраивание по системе условий: цепочки, дерева, мешка;
- проведение полного перебора объектов;
- определение значения истинности утверждений для данного объекта; понимание описания объекта с помощью истинных и ложных утверждений, в том числе включающих понятия: все/каждый, есть/нет, всего, не;
- использование имён для указания нужных объектов;
- использование справочного материала для поиска нужной информации, в том числе словарей (учебных, толковых и др.) и энциклопедий;
- сортировка и упорядочивание объектов по некоторому признаку, в том числе расположение слов в словарном порядке;
- выполнение инструкций и алгоритмов для решения некоторой практической или учебной задачи;
- достраивание, построение и выполнение программ для исполнителя, в том числе включающих конструкцию повторения;
- использование дерева для перебора, в том числе всех вариантов партий игры, классификации, описания структуры;
- построение выигрышной стратегии на примере игры «Камешки»;
- построение и использование одномерных и двумерных таблиц, в том числе для представления информации;
- построение и использование круговых и столбчатых диаграмм, в том числе для представления информации;
- использование метода разбиения задачи на подзадачи в задачах большого объёма;
5. Содержание учебного предмета, курса
Элементы (1 ч).
Бусины (трех форм и шести цветов). Одинаковые и разные бусины. Фигурки. Одинаковые и разные фигурки. Арабские цифры. Буквы русского и латинского алфавитов.
Многоугольники на сетке (2 ч).
Многоугольники на сетке (многоугольники, вершины которых располагаются в узлах прямоугольной сетки). Одинаковые и разные многоугольники. Нахождение площади многоугольника на сетке.
Множества (3 ч).
Конечное множество. Число элементов множества. Пустое
множество. Одинаковые и разные множества. Подмножество. Операции над множествами (объединение, пересечение).
Последовательности (4 ч).
Конечная последовательность. Длина последовательности. Пустая последовательность. Одинаковые и разные последовательности. Слово как последовательность букв. Последовательности чисел и слов. Понятия, связанные с расположением элементов в последовательности: следующий элемент, предыдущий элемент, один элемент идет раньше/позже другого. Понятия, связанные с нумерацией элементов от конца и от любого элемента последовательности: третий с конца, второй элемент перед, четвертый элемент после и т. п. Понятия «перед каждым членом», «после каждого члена».
Утверждения (2 ч).
Истинные и ложные утверждения. Утверждения с неизвестным истинностным значением. Утверждения, не имеющие смысла для данной последовательности.
Сортировка (5 ч).
Методы сортировки. Упорядочение и группировка. Упорядочение слов в словарях. Упорядочение слов в алфавитном порядке (русский и латинский алфавиты), в обратном алфавитном порядке. Проект «Сортировки» –сортировка большого массива слов в алфавитном порядке. Освоение метода разбиения задачи на подзадачи в ходе групповой работы. Знакомство с различными способами слияния нескольких упорядоченных массивов в один: складывание стопок по алфавиту, последовательное слияние стопок постепенно увеличивающейся длины по две, одновременное слияние всех стопок с использованием сортировочного дерева.
Деревья (5 ч).
Дерево. Понятия, связанные с расположением вершин дерева:корневые вершины, листья, следующие вершины, предыдущая вершина. Дети и родители. Уровни дерева. Путь дерева, все пути дерева. Применениедеревьев к решению задач: дерево вычисления значения арифметического выражения, дерево всех слов данной длины, родословное дерево, дерево перебора вариантов, дерево порождения всех подмножеств множества и пр.
Игры (6 ч).
Игры двух игроков с полной информацией. Проведение круговых турниров с заполнением турнирных таблиц. Понятия: правила игры, ход игры, позиция игры, начальная и заключительная позиции, последовательность позиций игры. Формальное описание знакомых детям игр с помощью этих понятий. Понятия выигрышной и проигрышной позиций. Понятие выигрышной стратегии. Построение выигрышных стратегий для игр путем полного исследования позиций игры. Построение равновесных (симметричных) стратегий, доказательство выигрышности стратегии. Проект «Метод половинного деления» – знакомство с методом половинного деления и его применением для угадывания элемента, описание алгоритма угадывания элемента за наименьшее число шагов. Применение метода половинного деления к решению задач.
Шифрование (биоинформатика) (4 ч).
Кодирование информации в молекулах ДНК. Понятия: шифр, код, расшифровка, шифровальная таблица. Решение задач на шифрование и на расшифровку. Особенности биологического шифрования – сдвиг рамки считывания, неоднозначность шифра, двойное шифрование. Сравнение цепочек белков –выравнивание биологических последовательностей.Пошаговое превращение одной последовательности в другую. Решение задач на поиск превращения минимальной стоимости.
Составление маршрутов (2 ч).
Проект «Арбатские переулки» – составление различных маршрутов и поиск наиболее короткого пешего маршрута. Решение задач на формальное пошаговое описание маршрутов движения по городу. Решение задач по схеме метрополитена.
Исполнители (2 ч).
Проект «Забавное стихотворение» – пропедевтический проект, в ходе которого дети в занимательной и доступной форме знакомятся с различными алгоритмическими конструкциями. В ходе выполнения проекта дети строят бумажный компьютер, который, «выполняя» программу, сочиняет множество смешных стихотворений.
6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
Номер урока | Название темы | Число часов | Характеристика деятельности учащихся | План.дата | Факт. дата | Домашнее задание |
1 | Элементы. Одинаковые элементы. Имена. Многоугольники на сетке. | 1 | Работать по правилам: выполнять, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, искать информацию для решения задачи (на листах определений, в условии). Знакомиться с основными информационными объектами (элементами): цифра, буква, фигура и проч. Именовать объекты. Выделять объекты по описанию, находить одинаковые и разные элементы. | задачи: 4, 6, 10, 13. | ||
2 | Множество. Пустое множество. Одинаковые множества. Подмножество. | 1 | Знакомиться с информационным понятием - множество (совокупность). Строить модели учебных и практических задач в виде множеств. Строить множества по описанию, выделять подмножество множества по описанию. Находить одинаковые и разные множества. | задачи: 18, 22, 24. | ||
3 | Последовательность. Одинаковые последовательности. | 1 | Знакомиться с информационным понятием - последовательность (цепочка). Строить модели учебных и практических задач в виде цепочек. Выделять, достраивать, строить последовательность, соответствующую набору утверждений и их значениям истинности. | задачи: 26, 31, 33. | ||
4 | Истинные и ложные утверждения. Члены последовательности | 1 | Строить логически грамотные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи. Определять истинность утверждений об элементах, последовательностях, множествах. | задачи: 38, 41, 42. | ||
5 | Когда утверждения не имеют смысла. Утверждения о каждом элементе | 1 | Строить модели учебных и практических задач в виде цепочек. Выделять, достраивать, строить последовательность, соответствующую набору утверждений и их значениям истинности. | задачи: 51, 52, 54. | ||
6 | Решение дополнительных задач из темы «Последовательности». | 1 | Строить логически грамотные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи. Строить модели учебных и практических задач в виде цепочек. Определять истинность утверждений об элементах, последовательностях, множествах. Выделять, достраивать, строить последовательность, соответствующую набору утверждений и их значениям истинности. | задачи: 4, 6, 10, 13. | ||
7 | Площадь многоугольника. Прямоугольный треугольник. | 1 | Знакомиться с дискретными информационными объектами на примере многоугольников на сетке. Находить площадь многоугольника на сетке, состоящего из клеток и их половин. Находить площадь прямоугольного треугольника на сетке. | задачи: 18, 22, 24. | ||
8 | Пересечение, объединение множеств. | 1 | Строить модели учебных и практических задач с помощью схем с пересечением и объединением множеств. Решать арифметические задачи, используя такие схемы. | задачи: 26, 31, 33. | ||
9 | Сортировка: упорядочение и группировка. | 1 | Знакомиться с важнейшими информационными понятиями - сортировка, упорядочение, группировка, алгоритм, инструкция и проч. Проводить классификацию, группировать предметы по разным признакам. Выполнять упорядочение предметов по разным правилам и с помощью различных алгоритмов. | задачи: 38, 41, 42. | ||
10 | Решение задач на сортировку. | 1 | Знакомиться с важнейшими информационными понятиями - сортировка, упорядочение, группировка, алгоритм, инструкция и проч. Проводить классификацию, группировать предметы по разным признакам. Выполнять упорядочение предметов по разным правилам и с помощью различных алгоритмов. | задачи: 51, 52, 54. | ||
11 | Проект «Сортировки». | 1 | Работать в группе: сотрудничать в ходе решения задач со сверстниками, использовать групповое разделение труда, использовать речевые средства для решения задачи, вести диалог и др. Проводить слияние упорядоченных массивов (работать по алгоритму), использовать дерево сортировки (представлять реальный процесс в виде дерева), использовать для сортировки классификацию | задачи: 4, 6, 10, 13. | ||
12 | Проект «Сортировки». (окончание) | 1 | Работать в группе: сотрудничать в ходе решения задач со сверстниками, использовать групповое разделение труда, использовать речевые средства для решения задачи, вести диалог и др. Проводить слияние упорядоченных массивов (работать по алгоритму), использовать дерево сортировки (представлять реальный процесс в виде дерева), использовать для сортировки классификацию | |||
13 | Словари. Урок решения проектных задач по теме «Словари». | 1 | Приобретение навыков адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире. Знакомиться с различными видами словарей: словарями в картинках, энциклопедиями, орфографическим, толковыми и проч. Знакомиться с правилами размещения информации в словарях, искать информацию в словарях, как русских, так и иноязычных. Использовать словари для решения учебных и практических задач. | |||
14 | Контрольная работа 1. | 1 | ||||
15 | Выравнивание, решение трудных задач. | 1 | Задачи 151-157 | |||
16 | Дерево. Путь дерева. | 1 | Знакомиться с информационным понятием - дерево. Выделять и строить дерево по описанию, включающему понятие: путь дерева. | задачи: 159, 160, 164, 168. | ||
17 | Родители и дети. Уровень вершины. | 1 | Выделять и строить дерево по описанию, включающему понятия: путь дерева, родители, дети, уровень дерева и проч. | задачи: 172, 177, 179, 182 | ||
18 | Дерево перебора вариантов. | 1 | Строить знаково-символические модели реальных объектов в виде дерева, использовать деревья для решения задач на перебор. | задачи: 188, 191, 193, 194 | ||
19 | Поиск кратчайшего пути. | 1 | Строить знаково-символические модели реальных объектов в виде дерева, использовать деревья для решения задач на выбор кратчайшего пути. | задачи: 197, 198, 204, 205 | ||
20 | Проект «Арбатские переулки». | 1 | Приобретать навыки адаптации в окружающем мире: строить маршрут движения по карте, сопоставлять карту и фотографию местности. Понимать и принимать задачу, видеть ее практическую ценность (развитие мотивов учебной деятельности). | |||
21 | Проект «Арбатские переулки». (окончание) | 1 | Приобретать навыки адаптации в окружающем мире: строить маршрут движения по карте, сопоставлять карту и фотографию местности. Понимать и принимать задачу, видеть ее практическую ценность (развитие мотивов учебной деятельности). | |||
22 | Игры с полной информацией. Дерево игры. Выигрышная стратегия. | 1 | Строить знаково-символические модели информационных процессов: представлять партию игры в виде последовательности ходов , а процесс игры в виде дерева всех партий.. Строить дерево игры и ветку из дерева игры. | задачи: 213, 215, 218, 219 | ||
23 | Выигрышные и проигрышные позиции. | 1 | Понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности, строить выигрышную стратегию для игр с полной информацией; анализировать различные партии игры | задачи: 227, 228, 230, 231. | ||
24 | Равновесные выигрышные стратегии. | 1 | Осуществлять познавательную и личностную рефлексию деятельности: исследовать позиции игры как выигрышные или проигрышные; Исследовать позиции на дереве. Строить выигрышную стратегию по дереву игры. | задачи: 237–239, 242 | ||
25 | Урок проектных задач по теме «Игры». | 1 | Строить знаково-символические модели информационных процессов: представлять партию игры в виде последовательности ходов , а процесс игры в виде дерева всех партий. Понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности, осуществлять познавательную и личностную рефлексию деятельности: исследовать позиции игры как выигрышные или проигрышные; строить выигрышную стратегию для игр с полной информацией; анализировать различные партии игры. Строить дерево игры и ветку из дерева игры. Исследовать позиции на дереве. Строить выигрышную стратегию по дереву игры. | задачи: 250, 253–255 | ||
26 | Проект «Забавное стихотворение». | 1 | Овладевать основами алгоритмического мышления, знакомиться с важнейшими алгоритмическими понятиями: программа, алгоритм, исполнитель, конструкция повторения, цикл и проч. . Действовать в соответствии с алгоритмом (или программой): составлять стихотворение из готовых словосочетаний действуя по программе. Понимать и принимать задачу, видеть ее практическую ценность (развитие мотивов учебной деятельности). | задачи: 262–264, 266 | ||
27 | Биоинформатика – кодирование информации в ДНК. | 1 | Использовать информационные знания для описания и объяснения природных процессов: описывать кодирование белков в ДНК с помощью шифрования цепочек. Моделировать кодирование в ДНК шифрованием цепочек букв, шифровать и расшифровывать сообщения, в том числе и фрагменты цепочек ДНК. | задачи: 275, 280–282 | ||
28 | Шифрование. | 1 | Строить знаково-символические модели языковых информационных процессов: представлять шифрование и расшифровку как процесс замены одной цепочки символов на другую по некоторому алгоритму, представлять все возможные варианты расшифровки неполных шифровок в виде дерева. | задачи: 288, 292, 293, 297. | ||
29 | Сравнение белков. | 1 | Использовать информационные знания для описания и объяснения природных процессов: описывать кодирование белков в ДНК с помощью шифрования цепочек.Моделировать процесс сравнения белков с помощью превращения слов. | |||
30 | Превращение слов. | 1 | Строить знаково-символические модели языковых информационных процессов: представлять шифрование и расшифровку как процесс замены одной цепочки символов на другую по некоторому алгоритму Моделировать процесс сравнения белков с помощью превращения слов. | задачи: 213, 215, 218, 219 | ||
31 | Проект «Метод половинного деления». | 1 | Получение опыта применения информационных методов для решения познавательных и практических задач: знакомиться с методом половинного деления, применять метод половинного деления для решения математических, информационных и практических задач. | задачи: 227, 228, 230, 231. | ||
32 | Контрольная работа 2. | 1 | задачи: 237–239, 242 | |||
33 | Выравнивание, решение необязательных и трудных задач. | 1 | ||||
34 | Выравнивание, решение необязательных и трудных задач. | 1 | ||||
35 | Выравнивание, решение необязательных и трудных задач. | 1 |
7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Основная литература.
Учебно-методический комплект.
- А.Л.Семёнов, Т.А.Рудченко. Информатика.5.- Учебник для 5 класса.– М, Просвещение. ИНТ, 2012-.
- / А.Л.Семёнов, Т.А.Рудченко. Информатика. Тетрадь проектов для 5 класса . –М, Просвещение: ИНТ,2012-.
Дополнительная литература
- А.Л.Семенов, Т.А. Рудченко. Информатика,5. -Книга для учителя для 5 класса.- М. Просвещение, 2007-.
- А.Зак 500 занимательных логических задач для школьников. -Книга для учащихся средней школы-М.ЮНВЕС,2002-191 с.
- Л.Ф. Соловьева. Информатика в видеосюжетах.- Книга для учителя.-БХВ-Петербург,2002-206 с.
Цифровые образовательные ресурсы.
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс] . - Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/
- Сайт Просвещение [Электронный ресурс] . - Режим доступа: www.int-edu.ru
- Института новых технологий [Электронный ресурс] . - Режим доступа: www.prosv.ru
Материально-технические средства обучения.
- Компьютер для учителя.-1
- Компьютеры для учеников-9
- Проектор-3
- Интерактивная доска1
- Принтер2
- МФУ-1
- Сканер4
8. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.
Учащиеся должны знать:
• правила работы с учебником (листами определений и задачами), правила работы в проектах;
• основные свойства базисных объектов – бусин, букв, цифр, фигурок, многоугольников на сетке;
• понятие «множество» и связанные с ним понятия: «подмножество», «пустое множество», «одинаковые множества», «объединение», «пересечение»;
• понятие «последовательность» и связанные с ним понятия: «пустая после довательность», «длина последовательности», «одинаковые последовательности»;
• способы сортировки и упорядочения объектов, правила прямого и обратного лексикографического порядка расстановки слов в словаре;
• понятие «дерево» и связанные с ним понятия: «корневые вершины»,«листья», «уровень дерева», «путь дерева», «следующая вершина», «предыдущая вершина», «дети и родители»;
• основные понятия, касающиеся игр с полной информацией: «правила игры», «ход игры», «позиция игры», «выигрышная позиция», «проигрышная позиция», «выигрышная стра тегия», «равновесная (симметричная) выигрышная стратегия»;
• понятие «шифрование» и связанные с ним понятия: «код», «шифр», «шифровальная таблица», «расшифровка»;
• основной принцип кодирования информации в живых организмах (на уровне общего представления).
Учащиеся должны уметь:
• работать в рамках заданной среды по четко оговоренным правилам;
• определять одинаковость и различность базисных объектов (бусин, фигурок, букв, цифр, многоугольников на сетке);
• находить площадь многоугольника на сетке;
• использовать имя объекта и отличать имя объекта от его значения;
• выполнять операции над конечными множествами: объединение,пересечение, постро ение множества всех подмножеств;
• находить инстинностные значения утверждения для данного объекта;
• использовать понятия, связанные с порядком следования членов последова тельности: «следующий», «предыдущий», «перед каждым», «после каждого»,«третий после», «второй перед» и др.;
• определять одинаковость и различность базисных структур курса (множеств, последовательностей);
• строить последовательности, удовлетворяющие некоторому набору условий, в том числе индуктивному описанию;
• строить деревья по их описаниям, в том числе дерево вычисления значения арифметического выражения, дерево классификации, дерево перебора,дерево порождения подмножеств и др.;
• использовать деревья для решения задач, иметь представление о переборе вариантов по дереву, о построении дерева всех слов данной длины из букв данного множества;
• сортировать и упорядочивать объекты по различным признакам, располагать слова в прямом и обратном лексикографическом (словарном) порядке;
• пользоваться алгоритмом сортировки слиянием;
• строить и использовать выигрышные стратегии в играх с полной информацией, в том числе симметричные выигрышные стратегии;
• последовательно выполнять указания инструкции;
• использовать метод разбиения задачи на подзадачи, в частности для организации ее дальнейшего коллективного решения;
• самостоятельно проверять соответствие результата решения задачи поставленному условию;
• использовать метод половинного деления для решения предметных и практических задач.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа для 8 класса по Информатике и ИКТ
Рабочая программапо_____________________информатике______________класс____________________8_________________________учитель _______Вахитова Эльвира Азгаровна_________учебный год__________2011-20...
Рабочая программа кружка "Весёлая свирель" составленна на основе материалов из опыта работы Космовской Марины Львовны г. Курск
Приобщение детей к игре на этом инструменте благотворно влияет на воспитание, на формирование любви к прекрасному. Раскрывать этот мир никогда не поздно в любом возрасте, однако, результативнее, как п...
Рабочая программа 5-6 класс по информатике по Босовой Л. Л.
Для достижения комплекса поставленных целей в процессе изучения информатики и ИКТв 5 классе необходимо решить следующие задачи:· показать учащимся роль информации и информационных процессов в их...
Рабочая программа 5-9 класс по информатике ФГОС
Рабочая программа...
Рабочая программа для 10 класса по информатике
Рабочая программа для 10 класса по информатике к учебнику Семакин И.Г., Е.К. Хеннер, Т.Ю. Шеина. Информатика. Базовый курс: Учебник для 10 класса. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.Программа ра...
Рабочая программа для 9 класса по информатике по учебнику Семакин И.Г.
Рабочая программа для 9 класса по информатике разработана на 2 часа в неделю....
Календарно-тематическое планирование по информатике 6 класс для рабочей программы 5-9 классы (Босова Л.Л.)
Календарно-тематическое планирование по информатике 6 класс является дополнением к рабочей программе для 5-9 классов, учебник Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 6 класса....