Авторская программа "Основы информатики"
рабочая программа по информатике и икт (7, 8, 9 класс)
Предлагаемый курс «Основы информатики» знакомит учащихся с основами информационных ресурсов. Функционирование компьютерного класса в коррекционной школе позволяет обновить содержание, методы и организационные формы учебной работы в специальном учреждении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avtorskaya_programma_po_predmetu_osnovy_informatiki.docx | 346.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Уруссинская школа для детей с ограниченными возможностями здоровья»
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Основы информатики»
в 7-9 классах
для детей с умственной отсталостью
Срок освоения 3 года
Программу составила: учитель высшей квалификационной категории Саубанова Лилия Неловна
2023-2024 учебный год
п.г.т.Уруссу
Содержание
- Пояснительная записка………………………………………….3
- Содержание учебного материала ……………………………….11
- Тематическое планирование…………………………………….14
- Учебно-методическое обеспечение……………………………..20
- Материально-техническое и информационно-техническое обеспечение. ……………………………………………………..20
- Требования к уровню подготовки учащихся……………………22
- Оценка знаний учащихся………………………………………..23
4
Пояснительная записка
Курс «Основы информатики» введѐн в учебный план ГБОУ «Уруссинская общеобразовательная школа- интернат для детей с ОВЗ», 7-9 класс, 1 час в неделю.
Программа курса «Основы информатики» составлена на основе авторской программы Босовой Л.Л. «Программа курса информатики и ИКТ для 5-7 классов средней общеобразовательной школы», изданной в сборнике «Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин. – 6-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009» с учетом психофизических особенностей учащихся коррекционных школ VIII вида.
Актуальность
- настоящее время сфера человеческой деятельности в технологическом плане быстро меняется. Новые технологии в современном обществе требуют от человека новых знаний, навыков и умений, в том числе и при решении традиционных задач, возникающих в повседневной жизни. Адаптация к быстро меняющимся условиям внешнего мира представляет определенную сложность у любого человека, но особенно это характерно для учащихся коррекционных школ для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Современное состояние общества характеризуется интенсивным проникновением компьютерной техники во все сферы человеческой жизни, все возрастающим потоком информации и совершенствованием технологий получения, переработки и использования информации. Информационные процессы – фундаментальная реальность окружающего мира и определяющий компонент современной информационной цивилизации. В целом, изучение информатики, информационных и коммуникационных технологий оказывает существенное влияние на формирование мировоззрения, стиль жизни современного человека, расширяет его возможности к адаптации в социуме.
- связи с этим целесообразно ввести изучение курса «Основы информатики» в специальной (коррекционной) школе для детей с ОВЗ с 7 по 9 классы.
Данный курс формирует у учащихся с ограниченными возможностями здоровья многие виды деятельности, которые имеют общедисциплинарный характер: моделирование объектов и процессов, сбор, хранение, преобразование и передача информации, управление объектами и процессами.
5
Новизна
Компьютеризация специального коррекционного образования.
- коррекционной школе только начинается применение компьютеров и информационных технологий при изучении отдельных предметов. Однако для овладения компьютерной техникой и компьютерными технологиями этого явно недостаточно. Необходимо, так же как и в общеобразовательной школе, развивать направление, в котором объектом изучения является сама информатика.
- базисном учебном плане специальных (коррекционных) школ не предусмотрены учебные часы на формирование компьютерной грамотности обучающихся специальных (коррекционных) школ. Кроме того, в типовой программе обучения детей с ограниченными возможностями здоровья («Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 классы» под редакцией В.В. Воронковой) курс ознакомления с информационными ресурсами не представлен, что не соответствует требованиям современности.
Предлагаемый курс «Основы информатики» знакомит учащихся с основами информационных ресурсов. Функционирование компьютерного класса в коррекционной школе позволяет обновить содержание, методы и организационные формы учебной работы в специальном учреждении.
Коррекционная направленность курса Данный курс является коррекционным, так как способствует развитию
личности каждого ребенка.
- соответствии с типовой программой обучения детей с ограниченными возможностями здоровья («Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 классы»), с требованиями к организации обучения детей с нарушениями интеллектуального развития в представленном варианте программы учтены и сохранены принципы коррекционной направленности:
- обеспечение каждому ребенку адекватного лично для него темпа и способов усвоения знаний;
- доступность материала;
- научность;
- осуществление дифференцированного и индивидуального подхода;
- концентрический принцип размещения материала, при котором одна
- та же тема изучается в течение нескольких лет с постепенным наращиванием сложности. Кон центризм программы создает условия для постоянного повторения раннее усвоенного материала. Сначала происходит знакомство с компьютером, как инструментом, затем нарабатываются навыки использования компьютерных технологий путем систематического повтора и усложнения тренинга. С учетом возрастных и психофизических особенностей учащихся в программе выделяются две ступени обучения:
6
- Подготовительно-ознакомительная – 7 класс.
- Основная – 8, 9 классы.
Цель курса:
- Ознакомление учащихся с ограниченными возможностями здоровья с компьютерными ресурсами и овладение техникой их практического применения.
- Обеспечение социальной реабилитации и адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья;
- создание условий для развития способностей детей с ограниченными возможностями, применяя для этого современные мультимедийные технологии;
- повышение информационной культуры учащихся;
- коррекционная цель, способствует развитию познавательных,
интеллектуальных и творческих способностей учащихся, а также
развитию высших психических функций (памяти, мышления, внимания, воображения).
Задачи курса:
- Усвоение учащимися правил работы и поведения при общении с компьютером.
- Приобретение учащимися навыков использования простейших тренажеров в работе на клавиатуре.
- Использование на занятиях упражнений с игровыми программами с целью развития моторики пальцев.
- Выполнение операции с основными объектами операционной системы.
- Умение работать в программах Microsoft Word, Microsoft Office Power Point, Excel.
Специальные задачи коррекционной школы
Обучение по программе «Основы информатики» направлено на коррекцию недостатков мышления, речи, памяти, внимания, восприятия:
- активизировать мыслительную деятельность (развитие процессов анализа, синтеза, обобщения, классификации);
- учить наблюдать, выделять главное, ориентироваться в ситуации, усматривать связи и отношения между объектами;
- обогащать активный и пассивный словарь, формировать грамматический строй речи;
- развивать анализаторы (кинестетический, слуховой, зрительный).
7
Отбор материала в программе осуществлен с целью создания условий для познания и понимания учащимися с ограниченными возможностями здоровья информационных процессов и компьютерных ресурсов.
При этом надо учитывать, что дополнительные (коррекционные) цели образования и специфика их познавательной деятельности (восприятия, речи, мышления) обуславливают ряд отличительных черт, характеризующих
процесс обучения:
- Преобладание наглядных средств преподнесения учебного материала (особенно при формировании первичных представлений).
- Рациональное дозирование учебного материала.
- Адекватный возможностям восприятия учащихся темп подачи материала.
- Систематическая словарная работа (введение новых слов, раскрытие их смысла, включение в активную речь учащихся).
- Использование адаптированных учебных текстов (короткие и простые предложения, минимальное количество новых слов и пр.).
Ожидаемый результат:
- Овладение основами компьютерной грамотности;
- Повышение уровня информационной культуры учащихся;
- Формирование у учащихся познавательных способностей, стремления к самосовершенствованию и самообучению;
- Адаптация учащихся в современном мире.
Учебный план.
Класс | Количество часов в неделю | Количество часов в год |
7 | 1 | 34 |
8 | 1 | 34 |
9 | 1 | 34 |
Программа разделена на 2 части:
I часть - подготовительно-ознакомительная включает изучение следующих разделов:
- правила техники безопасности работы на компьютере;
- устройство компьютера;
- периферийные устройства компьютера;
- приемы работы на компьютере;
- виды информации;
- программа Paint;
8
- программа Word;
- программа Excel;
- программа Power Point.
II часть - основная, включает изучение:
- программа Paint;
- программа Word;
- программа Excel;
- программа Power Point;
- сеть Интернет;
- электронная почта.
Практическая значимость
Проводя параллель с обычной грамотностью, под компьютерной грамотностью понимают умение считать, писать, читать, рисовать, находить информацию с помощью компьютера. Кроме того, формирование элементов компьютерной грамотности предполагает развитие у учащихся основ алгоритмического мышления. В педагогическом плане процесс обучения алгоритмически мыслить означает умение представить сложное действие в виде организованной последовательности простых действий. Использование компьютерных технологий расширяет возможности учащихся с проблемами здоровья в овладении алгоритмическим мышлением и, наоборот, отсутствие таких технологий, с учетом возросших требований современной действительности, создает дополнительные сложности в социальной адаптации учащихся. Работа по формированию алгоритмического мышления
- соответствующих ему фундаментальных знаний, умений и навыков, с использованием компьютерных технологий, в специальной школе – веление времени.
При этом условии алгоритмическое мышление может органично войти в систему знаний, умений и навыков учащегося. Повысится эффективность самостоятельной работы, возникнут новые возможности для творчества, обретения и закрепления различных профессиональных навыков.
- целом, изучение основ компьютерной грамотности оказывает существенное влияние на формирование мировоззрения, стиль жизни
современного человека. Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья будут успешнее адаптироваться в современном обществе, в котором всѐ более решающую роль играют компьютерные технологии.
Ожидаемый результат:
- концу изучения курса «Основы информатики» учащиеся с ограниченными возможностями здоровья должны
знать:
- устройство компьютера;
- правила техники безопасности работы на компьютере;
9
- программы Paint, Word, Excel, Power Point;
- компьютерную сеть Интернет, поиск нужной информации в сети;
- основные понятия и термины электронной почты, получение, подготовку и отправление сообщений; уметь:
- использовать полученные знания в практической деятельности. Выпускники специальной (коррекционной) школы должны уметь
пользоваться компьютерными ресурсами.
Формы обучения:
∙ Передача информации от учителя к ученику - устное изложение материала:
рассказ, беседа, объяснение, пояснения. Это позволяет раскрыть основные теоретические положения и ключевые понятия содержания программы.
- Слово учителя в сочетании со зрительным рядом - демонстрация картин, таблиц, слайдов, фильмов, видеоматериалов – оказывает эмоционально-эстетическое воздействие на учащихся, создает определенный настрой, мотивирующий школьников к дальнейшей познавательной деятельности.
- Организация практических работ учащихся под руководством учителя: выполнение самостоятельных и практических работ позволит закрепить полученный материал.
Формы организации учебного процесса:
- фронтальные
- групповые
- индивидуальные
Технологии обучения:
Педагогические технологии | Результат использования | |
технологии | ||
– Личностно-ориентированное | - Всесторонне гармоническое развитие | |
обучение. | личности ребенка. | |
– Технологии игрового обучения. | - Развитие взаимоответственности, | |
– Технология уровневой | способности обучаться в силу | |
дифференциации. | собственных возможностей при | |
– Здоровьесберегающие | поддержке своих товарищей. | |
технологии. | -Реализация потребности в | |
– Информационно- | расширении информационной базы | |
коммуникативные технологии. | обучения. Разработка новых подходов | |
– Групповые технологии. | к объяснению нового материала. | |
-Развитие творческих способностей. | ||
Самооценка собственного | ||
познавательного, творческого труда | ||
ученика, рефлексия его собственной | ||
деятельности. | ||
10 |
Методы обучения:
- Словесные (рассказ, беседа, работа с учебником)
- Наглядные
- Практические
- Видеометоды
Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся, которая осуществляется на уроке:
- Урок сообщение новых знаний
- Формирование и закрепление знаний, умений
- Обобщение и систематизация знаний
- Проверка и оценка знаний, умений и навыков
- Комбинированный урок
- Программа в целом определяет оптимальный объем знаний и умений по основам информатики, который доступен большинству учащихся, имеющих умственную отсталость
Коррекционно-развивающие задания:
- Развитие аналитико-синтетической деятельности (составь целое из частей, найти отсутствующую часть, определить по характерным признакам предмет).
- Развитие зрительно-мыслительных операций (найди 10 предметов на картине, найди 6 отличий).
- Словарная работа (терминология).
- Развитие слухового и зрительного восприятия (работа по схемам, опорным карточкам, по плану, по таблицам, по словарным словам и иллюстрациям, игра «Чего не стало?»).
- Развитие памяти (игры: «Кто больше запомнит», «Кто больше знает», «Кто хочет стать отличником»)
∙ Развитие связной речи (рассказ по образцу, плану, описанию, объяснению, по наводящим вопросам, игра «Вопросы задает компьютер»).
- Развитие мелкой моторики (клавиатурные тренажѐры, развивающие игры).
11
Методическое обеспечение
- «Информатика: Учебник для 5 класса» под редакцией Л.Л.Босовой.
- «Информатика: Учебник для 6 класса», под редакцией Л.Л.Босовой.
Учебник содержит необходимый теоретический материал. В данном
учебнике имеются разделы: «Материал для любознательных», «Компьютерный практикум», «Терминологический словарик», «Справочные материалы».
- «Информатика для 7 класса» под редакцией Н.Д. Угринович.
- «Информатика: для 8 класса» под редакцией Н.Д. Угринович.
- «Информатика и ИКТ для 9 класса» под редакцией Н.В. Макаровой.
6. Методическое пособие для учителя «В помощь учителю информатики» под редакцией Н.Л. Югова, Р.Р. Камалов.
- «Раздаточные материалы по информатике 7-9 классы». Издательство «Дрофа» под редакцией Ю.А Меньшовой.
- Компьютерные программы и видео уроки с сайта http://videouroki.net
9.Видео уроки.
.
12
- Содержание учебного материала. 7 класс
Начальная подготовка – 34 часа (1 раз в неделю)
Человек и информация – 3 ч.
Техника безопасности и организация рабочего места. Роль информации в жизни людей. Информация и знания. Чувственное познание окружающего мира.
Компьютер и информация –5ч.
Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. Этапы развития компьютерной техники. Файлы и папки. Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов. Единицы измерения информации.
Практическая работа №1 « Работа с тренажѐром клавиатуры»
Обработка текстовой информации – 18ч.
Текстовый редактор Microsoft Office Word . Элементы интерфейса текстового редактора. Ввод текста. Сохранение текста. Загрузка текста из файла. Редактирование текста (вставка, удаление и замена символов; вставка и удаление пустой строки; разрезание и «склеивание» строк). Ввод и редактирование текста. Выделение, копирование, вырезание и вставка фрагмента текста. Форматирование символов (установка шрифта, размера, начертания и цвета символов). Форматирование абзацев. Форматирование текста. Границы и заливка. Форматирование страницы. Нумерованные и маркированные списки. Нумерация страниц. Вставка рисунка в документ. Создание надписей.
Практическая работа №2 «Ввод и редактирование текста» Практическая работа №3 «Форматирование текста» Практическая работа №4 «Нумерованные списки» Практическая работа №5 «Маркированные списки» Практическая работа №6 «Пригласительный билет»
Применение компьютера для работы со звуком и видео – 3ч. Стандартные средства мультимедиа. Windows Media. Знакомство с программами для воспроизведения звуковых файлов и видеофайлов. Загрузка
- воспроизведение звуковых файлов. Загрузка и воспроизведение видеофайлов.
Графический редактор Paint-1ч.
Практическая работа №7 «Создание компьютерного рисунка» Вычисления с помощью приложения «Калькулятор» -1ч.
Игровые программы в среде Windows -2ч.
Резерв -1ч.
13
- класс
Основной курс – 34 часа (1 раз в неделю)
Программное обеспечение компьютера -7ч. Понятие программы. Классификация программного обеспечения. Назначение операционной системы. Окна, меню, панель задач, папки «Рабочий стол» и «Корзина». Назначение файловой системы. Файл, папка, путь к файлу, размер файла. Программа проводник.
Обработка текстовой информации. Текстовый редактор Word-8ч.
Текстовый редактор Word. Создание таблиц в текстовом редакторе. Оформление текста в виде таблиц. Редактирование таблиц. Форматирование таблиц.
Практическая работа №1 « Работа с тренажѐром клавиатуры» Практическая работа №2 «Создание и форматирование таблиц». Практическая работа №3 «Моѐ расписание».
Компьютерные презентации – 10ч. Программа Microsoft Office Power Point. Понятие компьютерной презентации. Элементы интерфейса программы создания презентации. Шаблоны и цветовые схемы. Добавление на слайд объектов. Вставка рисунков. Использование фигурного текста и автофигур.
Практическая работа №4 «Создание мультимедийной презентации» Практическая работа№5 «Времена года». Практическая работа № 6 «Скакалочка».
Электронные таблицы. Microsoft Office Excel. – 8ч. Знакомство с Microsoft Office Excel. Первые шаги в Microsoft Excel. Объекты табличного процессора. Заполнение таблицы текстовыми и числовыми данными. Создание кроссворда. Создание таблицы.
Практическая работа№7 «Работа с готовой ЭТ»
Резерв -1ч.
14
- класс
Основной курс – 34 часа (1 раз в неделю)
Технология обработки текстовых документов – 16ч.
Текстовый редактор Word. Поиск и замена в тексте, проверка правописания. Параметры страницы. Создание и форматирование таблиц. Вставка объектов (художественного текста, рисунков). Создание текстовых эффектов, WordArt. Обобщающее повторение по теме. Практическая работа №1 «Работа с готовой таблицей»
Практическая работа №2 «Создание и форматирование таблиц»
Практическая работа №3 «Создание логотипа»
Практическая работа №4 «Обработка текстовой информации»
Электронные таблицы. Microsoft Office Excel- 7ч. Вспоминаем Microsoft Office Excel. Работа с текстом. Создание таблицы. Автозаполнение. Диаграммы. Печать листов.
Практическая работа №5 «Энергетическая ценность завтрака»
Хранение и защита информации - 2 ч. Архивация данных. Создание архивных файлов. Создание пароля. Антивирусные программы.
Компьютерные презентации – 5ч. Понятие презентации. Программы для работы с презентациями. Режимы работы и интерфейс программы. Макет слайда. Размещение текстовых и графических объектов на слайде. Оформление слайда. Фон слайда. Настройка анимаций, вставка звуковых объектов. Демонстрация и управление показом презентации, сохранение презентаций.
Практическая работа №6 «Моя школа»
Коммуникационные технологии - 3ч. Локальные компьютерные сети. Глобальная компьютерная сеть Интернет. Всемирная паутина. Электронная почта. Общение в Интернете. Поиск информации в Интернете. Работа с поисковыми системами Yandex, Rambler.
Практическая работа № 7. «Поиск информации в сети Интернет»
Резерв-1ч.
15
- Тематическое планирование.
7 класс
№ | Наименование раздела программы | Кол-во | Дата | |||
урока | Тема урока | часов | проведения | |||
1. Человек и информация | 3 | |||||
1 | Инструктаж | по технике безопасности. | 1 | 4.09 | ||
Роль информации в жизни людей | ||||||
2 | Информация и знания | 1 | 11.09 | |||
3 | Чувственное познание мира | 1 | 18.09 | |||
2.Компьютер и информация | 5 | |||||
4 | Компьютер | - | универсальная | 1 | 25.09 | |
информационная машина. | ||||||
5 | История возникновения ЭВМ | 1 | 2.10 | |||
6 | Файлы и папки. Практическая работа №1 | 1 | 9.10 | |||
« Работа с тренажѐром клавиатуры» | ||||||
7 | Единицы измерения информации | 1 | 16.10 | |||
8 | Контрольная | работа | «Измерение | 1 | 23.10 | |
информации» | ||||||
3.Обработка текстовой информации | 18 | |||||
9 | Текстовый редактор Microsoft Office | 1 | 30.10 | |||
Word | ||||||
10 | Ввод | и | редактирование | 1 | 13.11 | |
текста.Сохранение текста. | ||||||
11-12 | Практическая | работа | №2 «Ввод и | 2 | 20.11 | |
редактирование текста» | 27.11 | |||||
13 | Работа с фрагментом текста | 1 | 4.12 | |||
14 | Форматирование страницы | 1 | 11.12 | |||
15-16 | Границы и заливка. Практическая работа | 2 | 18.12 | |||
№3 «Форматирование текста» | 25.12 | |||||
16 |
17 | Нумерованные списки. | 1 | |||||
18 | Практическая работа №4 «Создание | 1 | |||||
нумерованного списка» | |||||||
19 | Маркированные списки. | 1 | |||||
20 | Практическая работа №5 «Создание | 1 | |||||
маркированного списка» | |||||||
21 | Нумерация страниц | 1 | |||||
22 | Вставка рисунка в документ | 1 | |||||
23 | Создание надписей | 1 | |||||
24-25 | Практическая работа №6 | 2 | |||||
«Пригласительный билет» | |||||||
26 | Контрольная работа «Текстовый | 1 | |||||
редактор Word» | |||||||
4.Применение компьютера для работы | 3 | ||||||
со звуком и видео | |||||||
27 | Знакомство | с | программами | для | 1 | ||
воспроизведения | звуковых | файлов | и | ||||
видеофайлов | |||||||
28 | Загрузка и | воспроизведение звуковых | 1 | ||||
файлов | |||||||
29 | Загрузка и воспроизведение видеофайлов | 1 | |||||
5.Графический редактор Paint | 1 | ||||||
30 | Практическая работа №7 | «Создание | 1 | ||||
компьютерного рисунка» | |||||||
31 | Вычисления | с | помощью | приложения | 1 | ||
«Калькулятор» | |||||||
32-33 | Игровые программы в среде Windows | 2 | |||||
34 | Резерв | 1 | |||||
17
Основное содержание | Количество часов, | Практические | Контрольные | ||
отведѐнных на | работы | работы | |||
изучение | |||||
1. | Человек и информация | 3 | |||
2. | Компьютер и информация | 5 | 1 | 1 | |
3. | Обработка текстовой | 18 | 5 | 1 | |
информации | |||||
4. | Применение компьютера | 3 | 2 | ||
для работы со звуком и | |||||
видео | |||||
5. Графический редактор | 1 | 1 | |||
Paint | |||||
Калькулятор | 1 | ||||
Игровые программы в среде | 2 | ||||
Windows | |||||
Резерв | 1 | ||||
- класс
№ | Наименование раздела программы | Кол- | Дата | |||
урока | Тема урока | во | проведения | |||
часов | ||||||
1.Программное обеспечение компьютера | 7 | |||||
1 | Инструктаж по технике безопасности. Роль | 1 | 5.09 | |||
информации в жизни людей | ||||||
2 | Понятие программы. Классификация | 1 | 12.09 | |||
программного обеспечения | ||||||
3 | Назначение операционной системы | 1 | 19.09 | |||
4 | Графический пользовательский интерфейс | 1 | 26.09 | |||
5 | Представление о файле Представление о папке | 1 | 3.10 | |||
6 | Программа проводник | 1 | 10.10 | |||
7 | Контрольная | работа | «Программное | 1 | 17.10 | |
обеспечение компьютера» | ||||||
2. Обработка | текстовой | информации. | 8 | |||
Текстовый редактор Word | ||||||
8 | Текстовый редактор Word. | Практическая | 1 | 24.10 | ||
работа №1 «Работа с тренажѐром клавиатуры» | ||||||
9 | Создание таблиц в текстовом редакторе | 1 | 7.11 | |||
18 |
10 | Оформление текста в виде таблиц | 1 | 14.11 | |||||||
11 | Редактирование таблиц | 1 | 21.11 | |||||||
12 | Форматирование таблиц | 1 | 28.11 | |||||||
13 | Практическая работа №2 «Создание и | 1 | 5.12 | |||||||
форматирование таблиц» | ||||||||||
14-15 | Практическая работа №3 «Моѐ расписание» | 2 | 12.12 | |||||||
17.12 | ||||||||||
3.Компьютерные презентации | 10 | |||||||||
16 | Понятие компьютерной презентации | 1 | 24.12 | |||||||
17 | Знакомство с программой PowerPoint | 1 | ||||||||
18 | Интерфейс программы. | 1 | ||||||||
19 | Шаблоны и цветовые схемы | 1 | ||||||||
20 | Добавление на слайд объектов | 1 | ||||||||
21 | Практическая | работа | №4 | «Создание | 1 | |||||
мультимедийной презентации» | ||||||||||
22 | Использование фигурного текста и автофигур | 1 | ||||||||
23 | Практическая работа №5 «Времена года» | 1 | ||||||||
24-25 | Практическая работа №6 «Скакалочка» | 2 | ||||||||
4.Электронные таблицы. Microsoft Office | 8 | |||||||||
Excel | ||||||||||
26 | Знакомство с табличным процессором Excel | 1 | ||||||||
27 | Объекты табличного процессора | 1 | ||||||||
28 | Заполнение таблицы текстовыми и числовыми | 1 | ||||||||
данными | ||||||||||
29 | Создание таблицы | 1 | ||||||||
30-31 | Создание кроссворда | 2 | ||||||||
32 | Практическая работа№7: «Работа с готовой | 1 | ||||||||
ЭТ» | ||||||||||
33 | Контрольная работа: « Табличный процессор | 1 | ||||||||
Excel» | ||||||||||
34 | Резерв | 1 | ||||||||
Основное содержание | Количество часов, | Практические | Контрольные | |||||||
19 |
отведѐнных на | работы | работы | |||
изучение | |||||
1. | Программное | 7 | 1 | ||
обеспечение компьютера | |||||
2. | Обработка текстовой | 8 | 3 | ||
информации. Текстовый | |||||
редактор Word | |||||
3. | Компьютерные | 10 | 3 | ||
презентации | |||||
4. | Электронные таблицы. | 8 | 1 | 1 | |
Microsoft Office Excel | |||||
Резерв | 1 | ||||
9 класс
№ | Наименование раздела программы | Кол-во | Дата | |||
урока | Тема урока | часов | проведения | |||
1.Технология | обработки | текстовых | 16 | |||
документов | ||||||
1 | Инструктаж | по технике | безопасности. | 1 | 7.09 | |
Текстовый редактор Word. | ||||||
2 | Параметры страницы | 1 | 14.09 | |||
3 | Поиск и замена в тексте, проверка | 1 | 21.09 | |||
правописания. | ||||||
4 | Создание таблиц в текстовом редакторе | 1 | 28.09 | |||
5 | Редактирование таблиц | 1 | 5.10 | |||
6 | Форматирование таблиц | 1 | 12.10 | |||
7 | Практическая работа №1 «Работа с готовой | 1 | 19.10 | |||
таблицей» | ||||||
20 |
8-9 | Практическая работа №2 «Создание и | 2 | 26.10 | ||||
форматирование таблиц» | 9.11 | ||||||
10 | Вставка объектов | 1 | 16.11 | ||||
11 | Создание текстовых эффектов, WordArt | 1 | 23.11 | ||||
12-13 | Практическая | работа | №3 | «Создание | 2 | 30.11 | |
логотипа» | 7.12 | ||||||
14-15 | Практическая работа №4 «Обработка | 2 | 14.12 | ||||
текстовой информации» | 21.12 | ||||||
16 | Контрольная работа «Текстовый редактор | 1 | |||||
Word». | |||||||
2.Электронные таблицы. Microsoft Office | 7 | ||||||
Excel | |||||||
17 | Табличным | процессором | Excel. | 1 | |||
Автозаполнение | |||||||
18 | Создание таблицы. Печать листов. | 1 | |||||
19-20 | Построение диаграмм | 2 | |||||
21-22 | Практическая | работа №5 | «Энергетическая | 2 | |||
ценность завтрака» | |||||||
23 | Контрольная | работа: | «Табличным | 1 | |||
процессором Excel» | |||||||
3.Хранение и защита информации | 2 | ||||||
21
24 | Создание архивных файлов. Создания пароля | 1 | ||||||||
25 | Антивирусные программы | 1 | ||||||||
4.Компьютерные презентации | 5 | |||||||||
26 | Программа PowerPoint. | 1 | ||||||||
27 | Настройка анимаций | 1 | ||||||||
28 | Вставка звуковых объектов | 1 | ||||||||
29-30 | Практическая работа №6 «Моя школа» | 2 | ||||||||
5.Коммуникационные технологии | 3 | |||||||||
31 | Локальные и | глобальные компьютерные | 1 | |||||||
сети. Интернет | ||||||||||
32 | Электронная почта | 1 | ||||||||
33 | Всемирная паутина. Практическая работа № | 1 | ||||||||
7. «Поиск информации в сети Интернет» | ||||||||||
34 | Резерв | 1 | ||||||||
Основное содержание | Количество часов, | Практические | Контрольные | |||||||
отведѐнных на | работы | работы | ||||||||
изучение | ||||||||||
1. Технология обработки | 16 | 4 | 1 | |||||||
текстовых документов | ||||||||||
2. Электронные таблицы. | 7 | 1 | ||||||||
Microsoft Office Excel | ||||||||||
3. Хранение и защита | 2 | |||||||||
информации | ||||||||||
4. Компьютерные | 5 | 1 | ||||||||
презентации | ||||||||||
5. Коммуникационные | 3 | 1 | ||||||||
технологии | ||||||||||
Резерв | 1 | |||||||||
22 |
- Учебно-методическое обеспечение.
№ п/п | Название | Автор | Издательство | Год издания |
Учебники, учебные пособия. | ||||
1. | Программы для | Семакин И.Г. | Бином | 2005 |
общеобразовательных | и др. | |||
учреждений: | ||||
Информатика. 2-11 | ||||
классы. | ||||
2. | Информатика: | Босова Л.Л. | Бином | 2010 |
учебник для 5 класса | ||||
3. | Информатика: | Босова Л.Л. | Бином | 2010 |
учебник для 6 класса | ||||
4. | Информатика и ИКТ. | Макарова | СПб.: Питер | 2010 |
учебник. Начальный | Н.В. | |||
уровень | ||||
5. | Информатика и ИКТ. | Макарова | СПб.: Питер | 2010 |
учебник. 8-9 класс | Н.В. | |||
- Материально-техническое и информационно-техническое обеспечение.
№ | Наименование | Кол-во |
п/п | ||
Кабинет информатики | ||
1. | Столы ученические | 6 |
2. | Стулья ученические | 12 |
3. | Стол учительский | 1 |
4. | Компьютерный стул (учительский) | 1 |
5. | Столы компьютерные | 6 |
6. | Стулья мягкие (для компьютера) | 7 |
7. | Интерактивная доска | 1 |
8. | Системный блок | 7 |
9. | Монитор | 7 |
10 | Клавиатура | 7 |
11. | Мышь | 7 |
12. | Колонки | 2 |
23
13. | Проектор | 1 | ||
14. | Интерактивная доска | 1 | ||
15. | Принтер, сканер, ксерокс | 1 | ||
16. | Видеоматериалы | |||
17. | Рабочие программы по информатике | 1 | ||
18. | Программные средства: | |||
∙ Операционная система – Windows XP. | ||||
∙ Файловый менеджер (в составе операционной | ||||
∙ | системы или др.). | |||
Антивирусная программа. | ||||
∙ Программа-архиватор. | ||||
∙ | Клавиатурный тренажер. | |||
∙ | Интегрированное офисное приложение, | |||
включающее текстовый редактор, растровый и | ||||
векторный графические редакторы, программу | ||||
разработки презентаций и электронные | ||||
таблицы. | ||||
∙ Мультимедиа проигрыватель (входит в состав | ||||
операционных систем или др.). | ||||
∙ Почтовый клиент (входит в состав | ||||
операционных систем или др.). | ||||
Браузер (входит в состав операционных систем или | ||||
др.). |
- Требования к уровню подготовки учащихся.
- класс
Учащиеся должны знать:
- требования к организации компьютерного рабочего места, соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ;
- расширения текстовых, графических, звуковых, видео- файлов;
- этапы развития компьютерной техники;
- назначение программы Калькулятор;
- возможности графического редактора и назначение управляющих элементов.
24
Учащиеся должны уметь:
- выполнять основные операции в текстовом редакторе;
- работать с клавиатурным тренажѐром;
- работать со стандартными средствами мультимедиа;
- применять простейший графический редактор для создания и редактирования простых рисунков;
- выполнять вычисления с помощью приложения Калькулятор.
- класс
Учащиеся должны знать:
- классификацию программного обеспечения;
- требования к организации компьютерного рабочего места, соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ;
- расширения текстовых, графических, звуковых, видео- файлов.
Учащиеся должны уметь:
- выполнять основные операции в текстовом редакторе;
- создавать таблицы в текстовом редакторе;
- работать с клавиатурным тренажѐром;
- создавать таблицы в программе Excel;
- создавать простейшие мультимедийные презентации;
- изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна;
- различать программное и аппаратное обеспечение компьютера.
- класс
Учащиеся должны знать:
- требования к организации компьютерного рабочего места, соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ;
- о локальных и глобальных компьютерных сетях Интернета;
- состав и назначение основных и дополнительных устройств современных компьютеров;
- назначение операционной системы;
- расширения текстовых, графических, звуковых, видео- файлов;
25
- устройства ввода и вывода информации;
- назначение программы Калькулятор;
- возможности графического редактора и назначение управляющих элементов;
- виды вредоносного программного обеспечения и способы защиты от него;
- способы архивации информации.
Учащиеся должны уметь:
- выполнять операции с основными объектами операционной системы;
- работать в программах Microsoft Word, Microsoft Office Power Point, Excel;
- применять простейший графический редактор для создания и редактирования простых рисунков;
- применять текстовый процессор для набора, редактирования и форматирования текстов, создания списков и таблиц;
- осуществлять поиск информации в интернете;
- отправлять и получать почту.
- Оценка знаний учащихся.
Чтобы обучение было эффективным, необходим постоянный контроль за его результатами. Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса основ информатики в целом.
Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными, самостоятельными, тестовыми заданиями и практическими работами.
- каждом классе есть часть учащихся, которые постоянно отстают от одноклассников в усвоении знаний и нуждаются в дифференцированной помощи со стороны учителя. Для самостоятельного выполнения этим ученикам предлагаются облегченные варианты заданий.
№ п/п | Форма оценки | Периодичность |
(срок проведения) | ||
1 | Устный опрос | Согласно плану урока |
2 | Практическая работа | Согласно календарно- |
тематическому плану | ||
3 | Самостоятельная работа | Согласно плану урока |
4 | Контрольная работа | Согласно календарно- |
26
тематическому плану | ||
5 | Тест | Согласно плану урока |
Характеристика формы оценки:
Устный опрос.
Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях.
Учитывая данные особенности учебной деятельности учащихся с НОДА и умственной отсталостью, устный опрос позволяет опросить небольшую часть детей, поэтому допускается опрос проводить с использованием других методов (например, в виде теста).
Практическая работа.
- связи с нарушением двигательных функций: наличие насильственных движений (гиперкинезы), нарушение мышечного тона (спастичность, дистония), ограничение или невозможность произвольных движений (парезы
- параличи) одной из рук, тремор рук, который затрудняет выполнение произвольных действий, для таких учащихся допустима значительная помощь учителя при проведении практических работ. Учитывая двигательные, пространственные, зрительные нарушения, замедленность темпа работы, практические работы могут выполняться отдельными учащимися не в полном объѐме, оценка при этом не снижается или задания могут заменяться на посильные для учащихся.
Контрольная (самостоятельная) работа.
Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой.
При оценке результатов письменных работ не следует снижать оценку за следующее:
- неправильное написание строк,
- выпадение элементов букв, цифр, знаков или их незаконченность, дополнения элементов цифр, знаков и т.д.
- повторение отдельных элементов за счѐт насильственных движений,
- специфические ошибки для данной группы учащихся (консультация с логопедом).
Тест.
Тесты применяются после каждой изученной темы или раздела для определения учителем пробелов в знаниях учащихся. Выполняя тестовые задания, учащийся имеет возможность продемонстрировать имеющие у него знания, быть оцененным в соответствии с его особенностями. Виды тестовых заданий:
- задания с выбором одного или нескольких правильных ответов из числа предложенных;
27
- задания с требуемым текстовым заполнением;
- задания на установление соответствия.
Критерии оценки:
При устном опросе
Оценка «5» ставится, если учащийся:
- правильно понимает сущность вопроса, может с помощью учителя или самостоятельно сформулировать ответ, привести необходимые примеры;
∙ допускает единичные ошибки.
Оценка «4» ставится в том случае, если ответ удовлетворяет названным выше требованиям, но учащийся:
∙ допускает неточности в формулировках, определений, понятий, научных терминов и может их исправить самостоятельно, или при небольшой помощи учителя;
Если ученик в ходе ответа замечает и самостоятельно исправляет допущенные ошибки, то ему может быть поставлена отметка «5».
Оценка «3» ставится в том случае, если учащийся правильно понимает сущность рассматриваемых понятий, но при ответе:
- обнаруживает отдельные пробелы в усвоении существенных вопросов курса основ информатики, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
- испытывает затруднения в определении основных понятий, определений, общепринятых символов обозначения величин, единиц их измерения;
- отвечает неполно на вопросы учителя, недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение, нуждается в постоянной помощи учителя;
- не может применить знания в новой ситуации и связать с раннее изученным материалом.
Оценка «2» ставится в том случае, если учащийся:
- Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
- имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов;
- при ответе допускает ошибки, которые не может исправить даже при помощи учителя.
28
- допустил больше ошибок, чем необходимо для оценки 3.
Оценка «1» учащимся не ставится.
Оценка практических работ.
При работе на компьютере учитывается:
- Правильность включения компьютера и загрузки операционной системы.
- Умения выбирать и загружать нужную программу.
- Умения работать с клавиатурой и манипулятором «мышь».
- Умения выполнять основные операции управления файлами.
- Умения выполнять основные операции в изученных программах.
Оценка «5» ставится, если учащийся:
- выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий или выполнена большая часть работы (свыше 65%);
- соблюдает требования правил техники безопасности;
- правильно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики
- вычисления;
- получил правильный результат.
Оценка «4» ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в соответствии с требованиями к оценке 5, но:
- при выполнении работы обнаружилось недостаточное владение навыками работы с ЭВМ в рамках поставленной задачи;
- правильно выполнена работа (50%-65%);
Оценка «3» ставится, если учащийся:
- выполнил работу не полностью (не менее 30%), но владеет основными навыками работы на ЭВМ, требуемыми для решения поставленной задачи;
- в ходе проведения работы были допущены ошибки.
Оценка «2» ставится в том случае, если учащийся
- выполнил работу не полностью, допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными знаниями, умениями и навыками работы на ЭВМ;
- не выполнил значительную часть работы.
Оценка «1» учащимся не ставится.
29
При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:
Процент выполнения задания | Отметка |
Правильно выполнил самостоятельно или с | отлично |
незначительной помощью учителя 65% и более | |
Правильно выполнил самостоятельно или с | хорошо |
незначительной помощью учителя 50-65%% | |
∙ Правильно выполнил самостоятельно или с | удовлетворительно |
незначительной помощью учителя 30- | |
50%% | |
∙ Правильно выполнил с использованием | |
необходимой литературы 50-70%% | |
∙ Правильно выполнил менее 30% | неудовлетворительно |
При выполнении письменных самостоятельных и контрольных работ:
Оценка«5» ставится, если учащийся:
- выполнил работу самостоятельно или с незначительной помощью учителя в полном объеме или выполнил работу в объѐме, который соответствует учѐту психофизических особенностей учащегося;
- допустил 1-3 недочета или 1-2 ошибку, с учѐтом специфических
ошибок для данной группы учащихся.
Оценка «4» ставится, если учащийся:
- правильно выполнил большую часть работы (свыше 50 %);
- допустил 2-3 ошибки
Оценка «3» ставится, если учащийся:
- выполнил работу самостоятельно или с незначительной помощью учителя правильно (30%-50%);
- выполнил ½ всей работы правильно с использованием необходимой литературы.
Оценка «2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала). Оценка «1» учащимся не ставится.
30
Примечание: при спорной оценке решение принимается в пользу ребѐнка.
- силу особенностей психофизического развития и имеющихся нарушений лишь отдельные ученики способны усвоить программный материал качественно, в полном объѐме. Остальные дети могут знакомиться с программой в целом, а успешно усваивать только часть знаний и умений. Поэтому нормы оценок учащихся носят условный характер. В этом вопросе требуется разумный компромисс между понятиями «оценка знаний» и «возможности ребѐнка». При проверке работ следует учитывать не только уровень знаний, умений и навыков ученика, но и его достижения в зоне ближайшего развития.
31
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторские разработки учителя информатики и ИКТ
Авторские разработки учителя информатики и ИКТWeb - страница: http://alexschool6.ucoz.ru/atg/ За период работы в операционной системе Windows были разработаны, отлажены и использованы в пед...
Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня 6 класса. Рассчитана на 35 учебных часа
Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня...
Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 7 класса на основе авторской программы Босова Л.Л.
Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 7 классана 2012-2013 уч.год.Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня 7 кл...
Авторская программа по информатике для 1 класса "Компьютерная азбука"
Курс информатики на ступени начального общего образования представляет собой пропедевтический курс, который должен сформировать у младших школьников не только элементы компьютерной грамотности, но и н...
Авторская программа по информатике для 2 класса "Компьютерная азбука"
Курс информатики на ступени начального общего образования представляет собой пропедевтический курс, который должен сформировать у младших школьников не только элементы компьютерной грамотности, но и н...
Авторская программа кружка по информатике "Мы с компьютером на ты!"
Цель: Организация активного обучения курса «Пользователь ПК»...
Рабочая программа по курсу "Информатика" 5 класс, составленная на основе авторской программы А. Л. Семенов, Т. А. Рудченко «Информатика,5»
Данная рабочая программа разработана в соответствии с авторской программы А. Л. Семенов, Т. А. Рудченко «Информатика,5» в рамках ФГОС....