Авторская программа "Нотная азбука"
рабочая программа (музыка) по теме
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПУРОВСКИЙ РАЙОН
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ПУРОВСКОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД «БЕРЕЗКА»
629877 Ямало-Ненецкий автономный округ, Пуровский район,
п. Ханымей, ул. Мира 61, тел. 41-4-62
Обсуждена и принята УТВЕРЖДАЮ:
На заседании педагогического совета Заведующая МДОУ д/с «Березка»
Протокол № 1 ________________ Р. Г. Пасечная
от « 30 » сентября 2008г Приказ № 79 от «30» сентября 2008г.
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА
«НОТНАЯ АЗБУКА»
Возраст детей: 5-7 лет.
Срок реализации: 2 года.
Составил: музыкальный руководитель
Стеблиненко Галина Эдуардовна
п. Ханымей
2008 год
Пояснительная записка:
Пение – одно из наиболее эмоционально переживаемых действий. Это следствие повышения жизненных возможностей всех органов, тканей и систем.
Пение – доставляет поющему удовольствие, упражняет и развивает его слух, дыхательную систему, а последняя тесно связана с сердечно-сосудистой системой, следовательно, он, невольно, занимаясь дыхательной гимнастикой укрепляет свое здоровье.
Пение – богатейший источник познания новых чувств, мыслей, понятий, образов. Это также необходимая работа по культуре речи, ибо без хорошей дикции нет выразительности.
Пение в хоре развивает у детей привычку к длительному сосредоточенному вниманию.
Музыкальный слух – центральное ядро всей системы музыкальных способностей.
Музыкальный слух, как и любая другая способность поддается тренировке и развитию. Чем раньше началась соответствующая работа, тем большего результата можно ожидать.
Голосовой аппарат является участником формирования слуха и памяти. Исправление голосообразования ведет к быстрому развитию музыкального слуха. Владение голосом дает ребенку возможность выразить свои чувства в пении, и этот эмоциональный всплеск заряжает его жизненной энергией.
Цель программы: формировать координацию слуха, певческий голос и певческую интонацию детей.
Цели и задачи первого года обучения:
- Развивать ладовый слух (научить ребенка слушать, как звуки «ладят» между собой, слышать и отличать устойчивые и неустойчивые ступени), Укреплять дыхательную систему.
- Развивать координацию голоса со слухом (учить не только слышать, но и суметь спеть любую ладовую ступень интонационно чисто). Расширять диапазон голоса.
Цели и задачи второго года обучения:
- Углублённое ознакомление с элементарной музыкальной грамотой.
- Развивать чувство ритма, голос, музыкальные способности, выразительность исполнения и движения. Формировать общую музыкальную культуру.
Срок реализации программы 2 года.
Занятия проводятся по подгруппам в старшей (5-6 лет) один раз в неделю и подготовительной (6-7 лет) один раз в неделю. В содержание занятий входит:
- изучение нотной грамоты, для этого используется дидактический материал, фланелеграф с изображением нотного стана и нот;
- игра на металлофоне;
- разучивание вокальных и вокально-двигательных игр и песен.
К концу года дети осваивают певческую установку (положение корпуса, навыки пения сидя и стоя) и навыки певческого дыхания (дыхание перед началом пения, бесшумный вдох, медленное дыхание, быстрое дыхание, смена дыхания в процессе пения, различные его приёмы (короткое, активное дыхание открытым ртом).
Освоение упражнений дыхательной гимнастики:
- мягкая атака звука,
- чистота интонирования,
-освоение артикуляционных упражнений и правил вокальной дикции. Результатом деятельности детей является выступления на праздниках, развлечениях, концертах в детском саду. Формой подведения итогов являются выступления в конкурсе художественной самодеятельности посёлка «Ямальские таланты» и районном фестивале «Лучик в ладошке», где воспитанники показывают свои результаты вокального исполнительства.
Проводится трёхуровневая диагностика для выявления у детей знаний нотной азбуки, чистой интонации, правильного дыхания, искусства пения.
Параметры диагностирования в старшей группе:
- эмоционально исполняет песни,
- сочиняет попевки,
- проявляет желание солировать,
- узнаёт песни по любому фрагменту.
Параметры диагностирования в подготовительной группе:
- эмоционально исполняет песни,
- придумывает движения для обыгрывания песен,
- сочиняет попевки,
- проявляет желание солировать,
- любит петь в ансамбле.
В процессе работы с детьми мы оставляем за собой право менять формулировки тем, музыкальный материал, включать формы и методы работы, наглядный и дидактический материал.
Главным направлением работы является: сделать обучение пению увлекательным и эффективным.
Реализация дополнительной образовательной программы позволит достичь необходимых результатов т.е.– заинтересовать ребёнка эстетическим видом деятельности – пением; научить детей владеть своим голосом.
Тематический план:
Таблица 1.
Старшая группа | ||||||
Месяц | Неделя | Темы занятий кружка | Содержание | Количество часов | Примечание | |
Сентябрь
| 1 | Тема: «Импровизации» | Учить двигаться в своём ритме. Дидактические игры для развития речи дикции и интонации. | 1час |
| |
II | Тема: «Путешествие язычка» - артикуляционная гимнастика. | Устранять напряжение и скованность мышц, развивать дикцию. | 1 час |
| ||
III | Тема: «Тридцать три трубача трубят тревогу» - вокальная скороговорка. | Пение в разных темпах: модерато,аллегро, прэсто. | 1час |
| ||
IV | Тема: «Учимся петь играя» | Разучивание песни. Воспитывать интерес к песне. | 1час |
| ||
Октябрь | I | Тема: «Учимся дышать». Закреплять знания детей о высоких, средних и высоких звуков. | Обучение ритмики с тренировкой дыхания. Научить детей имитировать движения со звуком «ш».
| 1час |
| |
II | Тема: «Весёлые лягушата». Познакомить детей с понятием – «нотный стан». | Развивать быстроту реакции двигательно-слуховую координацию | 1час |
| ||
III | «Знакомимся с песней» | Разучить песню «Вышли дети в сад зелёный». | 1час |
| ||
IV | Тема: «Нотная азбука» | Познакомить детей с понятием «Нотный стан», с записью нот на линейках. | 1час |
| ||
Ноябрь | I | Ознакомление с нотной грамотой «Нотная азбука» | Закрепить знания ноты «соль», её расположение и звучание на инструменте. | 1час |
| |
II | Вокально-двигательная разминка: «Наши ручки».
| Знакомство детей с простейшим инструментом – ладонями. | 1час |
| ||
III | Музыкальная игра: «Звук первый – звук последний». | Тренинг музыкальной памяти (см. стр.116 сб. М.А. Давыдовой) | 1час |
| ||
IV | Игра: «Моем руки» | Развивать внимание, сосредоточенность и активизация слуховых ощущений. Г Анисимова: «100 музыкальных игр». | 1час |
| ||
Декабрь | I | «Нотная азбука» | Закреплять знание ноты «соль», ее расположение и звучание. Упражнять в пропевании попевок на звуке «соль». Игры для расширения певческого диапазона. Песня - «Метелица». | 1час |
| |
II | Тема: «Пильщики» | Учить сочетать речь и движение, вырабатывать темп и ритм речи. Упражнения для развития дыхания. Пение песни «Метелица» | 1час |
| ||
III | Вокально-двигательная разминка: «Руки вперед и назад». | Закреплять понятие правой и левой руки. Игры для развития певческого дыхания | 1час |
| ||
IV | Тема: «Игротека» | Дыхательные упражнения с движением: «Воздушный шар», «Лягушки». «Храбрецы»- расширять диапазон голоса. Пение песни.. | 1час |
| ||
Январь | I | «Нотная азбука» | Знакомить детей с расположением нот на нотном стане. Артикуляционные игры - формировать певческий аппарат. Певческая установка. «Зимние забавы» | 1час |
| |
II | Тема: «Кот царапка». | Учить четко произносить звук – Р; учить четкому соответствию речи и движения. Артикуляционные и речевые зарядки. | 1час |
| ||
III | Вокально-двигательная разминка: «Ручки и головка». | Вокально-двигательная разминка: «Ручки и головка». Артикуляционные и речевые зарядки. Пение песен. | 1час |
| ||
| IV | Тема: «Эстафета». | Учить детей внутреннему пропеванию и слышание песни. Артикуляционные и певческие упражнения с движением. | 1час |
| |
Февраль | I | Тема: «Нотная азбука». | Закрепить знание и расположение нот «соль» и «ля» на нотном стане. | 1час |
| |
II | Тема: «Учимся дышать». Упражнение на тренировку дыхания «Веники». | Учить детей правильно распределять дыхание на определённую фразу. | 1час |
| ||
III | Тема: «Путешествие». | Отрабатывать с детьми ритмико-имитационные движения в заданном темпе и характере. | 1час |
| ||
IV | Тема: «Знакомимся с играми». | Разучивание игр. Песня игра «Шар», «Колпак», «Венок». | 1час |
| ||
Март | I | Тема: «Нотная азбука» | Познакомить с нотой «фа». Упражнять детей в чистом пропевании нот: фа-соль-ля. Разучивание песни. | 1час |
| |
II | Упражнение-игра: «На носках и пятках». | Учить умению различать две части произведения. Двигаться. | 1час |
| ||
III | Вокально-двигательная разминка: «С подружкой». | Учить простейшим метроритмическим действиям с помощью движений: ходьба по одному; ходьба в паре.
| 1час |
| ||
| IV | Музыкальный аутотренинг: «Произнеси свое имя ласково». Вокально-двигательные разминки – повторение. | Учить мимическим выражениям лица. | 1час |
| |
Апрель | I | Тема: «Нотная азбука». | Познакомить детей с нотой «си» - учить пропевать и играть на металлофоне. Сочинять простейшие ритмические сочетания. | 1час | Разучивание песни: «Весенняя полька» муз Роот. | |
II | Упражнение на развитие слухового внимания «Я бегу, бегу, бегу». Артикуляционная гимнастика. | Укреплять артикуляцию, работа над гласными, над чистым интонированием.
| 1час |
| ||
III | Вокально-двигательная разминка: «Петушки, курочки и цыплята». | Учить сопоставлению относительно высоких и низких звуков, разных длительностей. | 1час |
| ||
IV | Тема: «Знакомимся с песней» | Разучивание песни «Апрель пришёл» | 1час |
| ||
Май | I | Тема: «Нотная азбука». | Закреплять знания о нотах: соль, фа, ля, си – их расположение на нотном стане, звучании. Пение ранее изученных песен. | 1час |
| |
II | Упражнение на плавность движений рук. | Учить различать музыкальные фразы, сочетать с плавными движениями рук. Стр.11 Боромыковой
| 1час |
| ||
III | Вокально-двигательная разминка: «Антошка». | Показ разнообразия метроритмических движений. | 1час |
| ||
IV | Игра: «Ералаш». | Учить выстраивать исполнительские и творческие навыки. | 1час | Всего 32 часа. | ||
Подготовительная группа
| ||||||
Сентябрь
| I |
«Звуки музыкальные и шумовые»
|
Игры: «Что звучит», «Где живёт игрушка»»Жмурка»- Формировать слуховое восприятие, внимание и память.
|
1час
|
| |
| II
| «Хоровод» - готовность работать в коллективе. | Игры: «Хоровод», «Танцующая игрушка», «Приветствие» ит.д. - способствовать развитию отзывчивости и духовной одарённости. |
1час |
| |
| III | «Козлятки» - использование упражнений и игр в работе над репертуаром | «На полянке» -.упражнения для развитие слуха, чувства ритма, дыхания муз. ритмические движения и.д. |
1час |
| |
| IV | «Дышим под музыку». | Дыхательные упражнения для развития правильного дыхания, укрепления мышц певческого аппарата. |
1час |
| |
Октябрь | I | Нотная азбука | Закрепить знания детей о нотах первой октавы: расположение, пропевание, проигрывание на металлофоне. Разучивание слов и мелодии песни «Художница осень» |
1час |
| |
II | Тема: «Наклоны». | Научить определять начало и конец фразы и распределять движения на всю музыкальную фразу. Закрепление слов и мелодии песни «Художница осень» | 1час |
| ||
III | Вокально-двигательная разминка «Антошка». | Показ разнообразных метроритмических движений. Работать над дикцией и выразительным исполнением.
| 1час |
| ||
IV | Тема: «Ералаш». | Учить выстраивать исполнительские и творческие навыки. Совершенствовать исполнительские навыки. | 1час |
| ||
Ноябрь | I | Тема: «Нотная азбука». | Научить детей определять движение мелодий вверх и вниз. Ознакомление с игрой «Домик-крошечка» | 1час |
| |
II | Тема «Часы». | Учить выполнять движения соответственно спокойному, четкому характеру музыки. | 1час |
| ||
| III | Вокально-двигательная разминка: «Скворечник». | Повторение уже известных действий кулачками в сочетании с новыми. | 1час |
| |
IV | «Художница – Осень». | Повторение песен и игр по желанию детей. | 1час |
| ||
Декабрь | I | Нотная азбука | Формировать устойчивый ладотональный слух. Познакомить с названием ступеней: I, III, V (устойчивые ступени). Разучивание песни «Новый год стучится в двери». | 1час |
| |
II | Упражнение: «Сигнальщики».
| Учить детей умению определять характер музыки: веселый, задорный, различать две части произведения: f и p, и соответственно выполнять движения. Закреплять в чистом интонировании песенный репертуар. | 1час |
| ||
III | Вокально-двигательная разминка: «Барашеньки». | Улучшать вокальное и метроритмические способности детей в сочетании с обогащением их жизненного опыта. Улучшать исполнительские способности. | 1час |
| ||
IV | Игра: «Эстафета». | Развивать внутренний слух ребенка. | 1час |
| ||
Январь | I | «Нотная азбука». Игры на развитие певческого дыхания. Разучивание песни. | Формировать устойчивый ладотональный слух. Закрепить понятие о ступенях | 1час |
| |
II | Тема: «Мячики» Артикуляционная гимнастика: «путешествие языка». | Координировать активные действия в соответствующем метроритмическом рисунке, заданном музыкой. Развивать артикуляционный аппарат.
| 1час |
| ||
III | Тема: «Вот и поздоровались». | Развивать коммуникативные навыки. Игры: «Мячики бросаем», «Шарики летят». Повторение песен по желанию детей. | 1час |
| ||
IV | Тема: «Игры». | Игры на дыхание и ритмоинтонацию – развивать речь и интонацию. | 1час |
| ||
Февраль | I | «Нотная азбука». | Учить детей определять на слух, какой звук выше. Ознакомление с игрой «Венок».. | 1час |
| |
II | Тема: «Приветственная песенка». Распевка на закрепление звуков «з» и «ч». | Развивать интонацию, доброжелательное отношение друг к другу. Вырабатывать чистоту интонирования. | 1час |
| ||
III | Вокально-двигательная разминка: «Палочки веселые». | Совершенствовать чувство метроритма у детей. Пение песен. | 1час |
| ||
IV | Развивающие игры с голосом. | Игра «Пробуждение» - Развивать интонационный слух, дыхание, артикуляцию. | 1час |
| ||
Март | I | «Нотная азбука». | Проверить умение детей самостоятельно определять звуки по нотной записи. Пение песен. Игра: «Угадай настроение». | 1час |
| |
II | Тема: «Загадка». | Упражнение на закрепление звуков «ч», «ж», «р». Игра: «Вверх по ступенькам я иду». | 1час |
| ||
III | Тема: «Музыкальный калейдоскоп». | Разучивание песни. Пение любимых песен хором, соло, дуэт, трио. | 1час |
| ||
IV | Тема: «Эхо». | Учить имитировать музыкальные фразы в распевках. Музыкальные игры: «Угадай настроение», «Венок». | 1час |
| ||
Апрель | I | Тема: «Нотная азбука» | Закреплять знания детей о нотах, их звучании и расположении на нотном стане и металлофоне. Разучивание песни «Песенка о гамме». | 1час |
| |
II | Тема: «Родной край».
| Упражнение на закрепление звуков «р», «с», «ш». Ознакомление с игрой «Весёлое путешествие» - развивать творческое воображение. | 1час |
| ||
III | Тема: «Цынцы-брынцы – бубенцы». | Познакомить с новыми движениями рук в сочетании с лёгким поскоком в вокально-двигательной разминке. Повторение песен и игр по желанию детей. | 1час |
| ||
IV | Игра: «О чем я говорю». | Учить детей логически мыслить, изменять тембр голоса. «Эхо» - продолжать учить интонировать чисто в сочетании с динамикой звука. | 1час |
| ||
Май | I | Тема: «Нотная азбука». | Развивать умение детей петь по нотам, простейшие мелодии. Учить играть на металлофоне. Инсценирование песни: «Кот сапожник» /100 муз.игр, стр.88/ | 1час |
| |
II | Тема: «Колыбельная».
| Учить петь напевно, ласково, тихо. Игра «Кто пришел в гости» /сб. Анисимовой стр.62/ | 1час |
| ||
III | Тема: «Кошкин дом». | Воспитывать у детей выдержку исполнения продолжительного исполнения с изменением и усложнением жестикуляции /см. сб. Давыдовой/. Игра «Котята и Барбос». | 1час |
| ||
IV | Тема: «Шутка-малютка». | Учить детей проявлять творчество – сочинять мелодии. Ира «Угадай мелодию». Пение любимых песен. | 1час | Всего 32 часа | ||
Методическое обеспечение
дополнительной образовательной программы:
Литература:
- И. Агапова, М. Давыдова. « Лучшие музыкальные игры для детей». – Москва: «ЛАДА», 2006г. – 224с..
- О.С. Боромыкова. « Коррекция речи и движения». – СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 65с..
- М.А. Давыдова. «Музыкальное воспитание в детском саду». – Москва: «ВАКО», 2006г. – 240с..
- Н. Кончаловская. « Нотная азбука». – Москва: «ОЛМА-ПРЕСС», 2000г. – 65с..
- Т. Орлова. «Учим петь»: система упражнений для развития музыкального слуха и голоса. Журнал: Музыкальный руководитель,
2004г., №5, №6.
- О.В.Кацер «Игровая методика обучения пению».
- З.Роот «Музыкальные сценарии для детского сада» - Москва «АЙРИС ПРЕСС» 2005г. – 206с
- О.Е.Громова «Инновации» - методическое пособие для дошкольников образовательных учреждений. Москва «ЛИНКА ПРЕСС» 2008г.
- Г.И.Анисимова «100музыкальных игр для дошкольников» - Ярославль «Академия развития» 2005г
- А.М. Драговой «Песни для детского сада». Москва «АЙРИС ПРЕСС» 2007г.
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа по информатике для 1 класса "Компьютерная азбука"
Курс информатики на ступени начального общего образования представляет собой пропедевтический курс, который должен сформировать у младших школьников не только элементы компьютерной грамотности, но и н...
Авторская программа по информатике для 2 класса "Компьютерная азбука"
Курс информатики на ступени начального общего образования представляет собой пропедевтический курс, который должен сформировать у младших школьников не только элементы компьютерной грамотности, но и н...
Авторская программа дополнительного образования "Азбука будущего юриста" для учащихся 8-9 классов
Данная программа дополнительного образования была сертифицирована в 2008 году. Она может быть использована не только для организации работы объединений, кружков в системе дополнительного образования, ...
Авторская программа "Азбука предпринимательства"
Программа "Азбука предпринимательства".-это программа элективного курса ,который проводится в 8-9 классах. Содержит разработку различных методов и приёмов курса, расчитан на 12 часов....
Авторская программа "Азбука вязания"
Программа рассчитана на подростков 14-18 лет. Курс рассчитан на 16 занятий.Цель - развитие творческого и эстетического потенциала в рамках искусства вязания крючком и спицами....
Авторская программа "Азбука потребителя"
"Азбука потребителя" является началом формирования потребительской культуры школьников, которая продолжается в старших классах при изучении раздела "Права потребителя"...
Авторская программа «Азбука профессионального самоопределения». Авторы : Зимина Елена Николаевна, Самаркина Вера Павловна, учителя ГБОУ СОШ пос. Береговой , м.р. Шигонский Самарской области. 2017- 2018 уч.г
Учителя русского языка и литературы Зимина Е.Н. и Самаркина В.П. стали победителями (3 место) областного конкурса программ и методических разработок, обеспечивающи...