Множество.Подмножество.Урок информатики. 3 класс
план-конспект урока по информатике и икт по теме
Конспект урока информатики для 3 класса. Программа А.В.Горячева.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_informatike.docx | 31.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Множество. Число элементов множества. Подмножество».
Цели урока:
- познакомить детей с понятиями «множество», «элемент множества», «подмножество»;
- научить определять число элементов множества;
- учить определять принадлежность элементов заданному множеству;
- учить определять принадлежность элементов множеству и подмножеству;
Оборудование:
Доска, проектор, карточки, презентация.
План урока:
Орг.момент
Теоретическая часть
Итог урока
Практическая часть
Домашнее задание
Ход урока
Орг.момент
Приветствие, проверка присутствующих. Объявление темы урока.
Теоретическая часть
Учитель: А начнем мы с вами урок с игры – я называю остров, на котором живет множество, а вы - жителей этого острова – элементы множества.
Множество фруктов?...
Ученики: Груши, яблоки, мандарины, апельсины,…
Учитель: Множество цветов?...
Ученики: Роза, астра, колокольчик, гвоздика,…
Учитель: Посмотрите, как много вы назвали жителей этих островов, т.е. элементов множеств. Но назвали мы их не все, их гораздо больше.
Скажите, от какого же слова происходит слово «множество»?
Ученики: От слова «много».
Учитель: Однако в математике словом «множество» обозначают необязательно большую группу предметов или существ. Сколько, например, элементов в множестве:
- учеников в вашем классе? ( Дети называют число учеников в классе)
- месяцев в году? (Дети называют 12 месяцев)
- пальцев на одной руке у человека? (5)
- множество звезд, освещающих небо? (1 – это Солнце)
- хвостов у человека? (0)
- Как видите, множество может включать совсем немного элементов и даже быть пустым – не иметь ни одного элемента.
Учитель: Давайте выполним задание 1 (стр.2)
- Элементы какого множества «живут» на прямоугольном острове? Почему на этом острове нарисовано три точки?
Ученики: На прямоугольном острове – элементы множества вагонов. На рисунке – 3 вагона, поэтому на острове нарисовано 3 точки.
Учитель: Сколько точек нужно поставить на квадратном острове? Внутри трапеции? На треугольном острове? В ромбе? Почему?
Ученики: В квадрате – 4 точки – 4 окна в каждом вагоне; в трапеции – 6 точек – 6 деревьев на рисунке; в треугольнике – 1 точка – 1 паровоз; в шестиугольнике – 1 точку – 1 звезда Солнце; в ромбе – нет точек – нет облаков.
Учитель: Какой остров нужно обвести красным цветом и почему? Какой остров нужно закрасить зеленым цветом и почему?
Ученики: Красным – трапецию, потому что в множестве деревьев больше всего элементов (6). Зеленым – ромб, т.к. множество облаков – пустое (0).
Учитель: Выполним задание 2 (стр.2) самостоятельно. Здесь каждое множество задано перечислением всех его элементов. Вы должны определить название каждого множества. Обратите внимание на круглый остров!
Ученики: - множество дней недели;
- множество цифр;
- множество гласных букв.
Учитель: А сейчас я предлагаю вам построить пирамиду множеств:
- сколько музыкантов в сказке «Бременские музыканты»? (4)
- сколько зимних месяцев в году? (3)
- сколько ушей у зайца? (2)
- сколько хвостов у собаки? (1)
- сколько инопланетян в нашем классе? (0)
Учитель: Ребята, в начале урока, мы с вами говорили об острове и его жителях. Но на острове есть страна, а в стране – город. Давайте рассмотрим это подробнее на примере задания 3 (стр.3).
Какую форму в этом задании имеет остров? Элементы какого множества «живут» на этом острове?
Ученики: На прямоугольном острове «живут» элементы множества растений.
Учитель: Можно «поселить» на этом острове бабочку? Воробья? Ромашку?
Ученики: Бабочка и воробей не являются элементами этого множества, а ромашку можно «поселить» на этом множестве.
Учитель: Какой фигурой обозначена страна? Элементы какого множества в ней живут?
Ученики: Страна обозначена квадратом. В ней живут элементы множества деревьев.
Учитель: А какие еще множества могут быть странами на острове растений?
Ученики: Множество цветов, кустов.
Учитель: Какой фигурой обозначен город? Элементы какого множества в нем живут?
Ученики: Город обозначен кругом. В нем живут элементы плодовых деревьев.
Учитель: Какие еще множества могут быть городами страны деревьев?
Ученики: Множества хвойных деревьев, лиственных деревьев.
Учитель: Сколько названий растений в приведенном списке? (5) Однако теперь нельзя вписать все 5 названий на острове. Какие-то из растений нужно поселить в страну деревьев, а какие-то – в город плодовых деревьев этой страны. (вместе обсуждаем каждое название и вписываем его на рисунке из фигур).
Учитель: Итак, часть элементов множества, может образовывать подмножество (страну на острове). В свою очередь часть элементов подмножества тоже может образовывать подмножество (город в стране).
Учитель: Попробуем выполнить задание 4 (стр.3).
Чтобы выполнить это задание, вы должны определить какое множество будет страной на острове зверей, а какое – городом в этой стране. Здесь возможны два варианта: первый – на острове зверей есть страна зайцев, а в этой стране – город длинноухих зверей; второй - на острове есть страна длинноухих зверей, а в этой стране – город зайцев. Как вы думаете кого на свете больше – зайцев или длинноухих зверей?
Учитель: Задание 6 (стр.4) учащиеся выполняют самостоятельно. | |
Учитель: Давайте немного поиграем. Я буду называть множество, а вы – его подмножество.
- цветы (комнатные, садовые, полевые);
- игрушки (пластмассовые, механические, электронные);
- животные (птицы, рыбы, звери, насекомые);
- числа (четные, нечетные)
Итог урока.
Учитель: Сегодня вы узнали, что множество может включать много и не очень много элементов, и даже быть пустым. И что внутри множества некоторые элементы могут образовывать подмножество.
Практическая часть.
Учащимся раздаются карточки с заданиями (два варианта).
1 вариант:
Какие из перечисленных элементов принадлежат множеству «Обувь»: валенки, гольфы, ботинки, лыжи, сапоги, туфли, подошва, кроссовки, шнурки.
Определи верное название множеств:
Где кто должен жить?
Тигр, лиса, корова, лось, белка.
- множество животных
- множество диких животных
- множество хищников
2 вариант:
Какие из перечисленных элементов принадлежат множеству «Сладостей»: печенье, зефир, попугай, пастила, конфеты, самосвал, варенье, гвоздика, корица.
Определи верное название множеств:
Где кто должен жить?
Тигр, лиса, лось, поросенок, белка.
- множество животных
- множество диких животных
- множество хищников
Домашнее задание.
Задание 5 (аналогичное заданию 4),
Задание 7 (аналогичное заданию 6),
Задание 8.
Литература :
Горячев А.В., Горина К.И., Суворова Н.И. Учебник в 2-х частях, часть 2.
Горячев А.В., Горина К.И., Суворова Н.И. Методические рекомендации для учителя.
Горячев А.В., Суворова Н.И. Учебник. Информатика (Логика и алгоритмы).
Крылова О.Н. Тесты по информатике.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическое и поурочное планирование для загрузки в электронный журнал в формате Excel по Информатике и ИКТ, 5-7 класс (1 час в неделю) и 8-9 класс основной школы (2 часа в неделю) к курсу Информатика и ИКТ, Босова Л.Л.
Планирование представлено в формате Excel для загрузки в электронный журнал....
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ВТ В 8 КЛАССЕ (1 ЧАС В НЕДЕЛЮ, 34 ЧАСА В ГОД) ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ВТ В 8 КЛАССЕ (1 ЧАС В НЕДЕЛЮ, 34 ЧАСА В ГОД) ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ВТ В 8 КЛАССЕ (1 ЧАС В НЕДЕЛ
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ВТ В 8 КЛАССЕ (1 ЧАС В НЕДЕЛЮ, 34 ЧАСА В ГОД)...
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ВТ В 9 КЛАССЕ (1 ЧАС В НЕДЕЛЮ, 34 ЧАСА В ГОД) ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ВТ В 8 КЛАССЕ (1 ЧАС В НЕДЕЛЮ, 34 ЧАСА В ГОД)
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ВТ В 9 КЛАССЕ (1 ЧАС В НЕДЕЛЮ, 34 ЧАСА В ГОД)...
Календарно -тематическое планирование по информатике и ИКТ (РАСШИРЕННЫЙ КУРС) для 10-11 класса на основе учебника «Информатика и ИКТ». Базовый уровень учебник для 10 класса/ Н. Д. Угринович
Некоторые темы, присутствующие в кодификаторе ЕГЭ в нем либо отсутствуют, либо представлены недостаточно. К числу таких тем относятся: системы счисления, логика, алгоритмизация, программир...
Методическая разработка урока информатики и ИКТ к учебнику "Информатика и ИКТ. 8 класс"/ Семакин И.Г. и др. "Предмет информатики. Техника безопасности в компьютерном классе"
Методическая разработка урока информатики и ИКТ к учебнику "Информатика и ИКТ. 8 класс"/ Семакин И.Г. и др. "Предмет информатики. Техника безопасности в компьютерном классе" включает...
Рабочая программа Учебного курса «Информатика» Класс 3,
Рабочая программа Учебного курса «Информатика» Класс 3,...
Предмет: Информатика. Класс: 5. Учитель: А.Н. Комогорцева Урок 1. Тема «Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места. Информация вокруг нас»
Цели урока:Образовательная:· рассмотреть правила техники безопасности и организации рабочего места при работе в компьютерном классе;·...