Предмет: Информатика. Класс: 5. Учитель: А.Н. Комогорцева Урок 1. Тема «Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места. Информация вокруг нас»
план-конспект урока по информатике и икт (5 класс) на тему
Цели урока:
Образовательная:
· рассмотреть правила техники безопасности и организации рабочего места при работе в компьютерном классе;
· познакомить учащихся со структурой учебника, со способами доступа к электронному приложению к учебнику, а также к ресурсам Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов;
· обобщить и систематизировать представления учащихся об информации и способах еѐ получения человеком из окружающего мира;
· ознакомить учащихся с видами информации по форме ее представления;
· расширить представления учащихся об информационной деятельности.
Развивающая:
· развивать логическое мышление обучающихся;
· формировать видение изученной закономерности в различных ситуациях;
· пополнить словарный запас по предмету;
· продолжить работу по развитию познавательного интереса к предмету.
Воспитательная:
· Способствовать формированию навыков саморегуляции (умение слышать и слушать);
· Способствовать воспитанию сообразительности и находчивости при решении различных упражнений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
План урока | 35.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: Информатика. Класс: 5. Учитель: А.Н. Комогорцева
Урок 1.
Тема «Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места. Информация вокруг нас»
Дата: 5.09.16
Цели урока:
Образовательная:
- рассмотреть правила техники безопасности и организации рабочего места при работе в компьютерном классе;
- познакомить учащихся со структурой учебника, со способами доступа к электронному приложению к учебнику, а также к ресурсам Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов;
- обобщить и систематизировать представления учащихся об информации и способах еѐ получения человеком из окружающего мира;
- ознакомить учащихся с видами информации по форме ее представления;
- расширить представления учащихся об информационной деятельности.
Развивающая:
- развивать логическое мышление обучающихся;
- формировать видение изученной закономерности в различных ситуациях;
- пополнить словарный запас по предмету;
- продолжить работу по развитию познавательного интереса к предмету.
Воспитательная:
- Способствовать формированию навыков саморегуляции (умение слышать и слушать);
- Способствовать воспитанию сообразительности и находчивости при решении различных упражнений.
Форма организации урока: индивидуальная, фронтальная.
Метод проведения урока: словесный, наглядно-демонстрационный, практический.
Тип урока: изучение нового материала.
Основные понятия, изучаемые на уроке: информация; виды информации по способу получения: зрительная, звуковая, обонятельная, вкусовая, тактильная; виды информации по форме представления: числовая, текстовая, графическая, звуковая, видеоинформация; действия с информацией; техника безопасности.
Используемые на уроке средства ИКТ: персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран; ПК учащихся.
Литература: Информатика: учебник для 5 класса / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова.
Электронные образовательные ресурсы: презентация «Техника безопасности» и презентация «Информация вокруг нас» из электронного приложения к учебнику; плакат «Как мы воспринимаем информацию»; презентация «Зрительные иллюзии»; плакат «Техника безопасности». Ресурсы федеральных образовательных порталов: 1) анимация «Восприятие информации животными через органы чувств» (134901); 2) интерактивное задание «Кто как видит» (135131); 3) виртуальная лаборатория «Оптические иллюзии» (134876).
Ход урока
- Организационный момент
Приветствие учащихся, отметка отсутствующих, сообщение темы и целей урока.
Тема: Цели изучения курса информатики. Техника безопасности и организация рабочего места. Информация вокруг нас.
- Изучение нового материала
Рассмотрим презентацию «Техника безопасности» или файл «Правила работы за компьютером».
Слайд 1: «Техника безопасности и организация рабочего места».
Слайд 2: Будьте внимательны, дисциплинированны, осторожны.
Слайд 3:Не размещайте на рабочем столе посторонние предметы.
Слайд 4: Не включайте и не выключайте компьютер без разрешения учителя.
Слайд 5:Не трогайте повода и разьемы соединительных кабелей.
Слайд 6: Не прикасайтесь к экрану монитора.
Слайд 7: Работайте на клавиатуре и с мышкой чистыми и сухими руками.
Слайд 8: Избегайте резких движений, не покидайте рабочее место без разрешения учителя.
Слайд 9: Не пытайтесь самостоятельно устранить неполадки в работе компьютера – немедленно сообщите о них учителю.
Слайд 10: Вот наилучший способ посадки за компьютером: Экран монитора находится на расстоянии 50-70 см от глаз. Обе ступни стоят на полу. Плечи расслаблены. Локти слегка касаются туловища. Предплечья находятся на той же высоте, что и клавиатура. Спина расположена вертикально. Придерживайтесь этих рекомендаций, и тогда работа за компьютером не окажется вредной для здоровья.
Слайд 11: Вопросы:
1. Какие правила техники безопасности необходимо соблюдать в компьютерном классе?
2. К чему может привести нарушение правил техники безопасности?
Слайд 12: Вопросы:
3. Как правильно организовать свое рабочее место за компьютером?
4. К чему может привести неправильная организация рабочего места? Может ли компьютер оказать негативное влияние на здоровье пользователя?
Демонстрация плаката «Техника безопасности».
Рассмотрим тему нашего урока в виде презентации «Информация вокруг нас».
Слайд 1: Тема «Информация вокруг нас».
Слайд 2: «Ключевые слова».
- Информация
- Виды информации
- Действия с информацией
Каждый день вы узнаете что-то, чего не знали раньше, - получаете новую информацию. Так что же такое информация?
Слайд 3: «Что такое информация?»
Информация– это знания, получаемые вами в школе; сведения, которые вы черпаете из книг, телепередач; новости, которые вы слышите по радио или от людей.
Окружающий нас мир – мир информации.
Слайд 4: «Органы чувств человека и воспринимаемая информация».
Первичную информацию об окружающем мире – о температуре, цвете, запахе, вкусовых качествах, физических свойствах предметов – люди и другие живые существа получают через органы зрения, слуха, вкуса, осязания, обоняния, через вестибулярный аппарат и нервную систему.
Слайд 5: «Давайте подумаем».
Задание: заполните таблицу.
Вид информации | Чувство | Орган |
Зрительная | Зрение | Глаза |
Звуковая | Слух | Уши |
Вкусовая | Вкус | Язык |
Обонятельная | Обоняние | Нос |
Осязательная | Осязание | Кожа |
Больше всего информации мы получаем с помощью зрения: глазами мы воспринимаем буквы, цифры, рисунки, различаем цвет, форму, размеры и расположения предметов.
Слайд 6: «Что зачем?»
Но можем ли мы полностью доверять своим органам чувств? Для получения более точной информации в дополнение к органам чувств человек издавна использует различные устройства и приборы: линейку, транспортир, термометр, барометр, весы, компас, телескоп, микроскоп и т.п.
Зачем нужны эти приборы?
Ожидаемые ответы:
а) линейка нужна для измерения длин отрезков;
б) транспортир нужен для измерения величин углов;
в) термометр нужен для измерения температуры;
г) барометр нужен для измерения давления;
д) компас нужен для определения направления;
е) телескоп нужен для изучения космических объектов;
ж) микроскоп нужен для изучения крошечных объектов;
з) часы нужны для измерения времени;
и) подзорная труба нужна для изучения удаленных объектов.
Слайд 7: «Виды информации по форме представления».
Числовая информация – количественные характеристики обьектов окружающего мира – возраст, вес, рост человека, численность населения и т.д.
Текстовая информация – все, что напечатано или написано на любом из существующих языков.
Графическая информация – рисунки, картины, схемы, фотографии и т.д.
Звуковая информация – все, что мы слышим, - человеческая речь, музыка, пение птиц, сигнал машины и т.д.
Видеоинформация – последовательности изображений – фильмы, мультфильмы и т.д.
Более подробно виды информации представлены в учебнике страница 7.
Слайд 8: «Давайте подумаем».
Задание: найдите лишнее.
Слайд 9: «Действия с информацией».
Человек постоянно совершает действия, связанные с получением, передачей, хранением, обработкой информации.
Человек, чтобы выразить имеющуюся у него информацию научился разговаривать, писать, рисовать, петь. Важную информацию человек запоминает, записывает, сохраняет.
Люди обдумывают полученную информацию, делают определенные выводы, т.е. обрабатывают информацию. Например: поиск нужного слова в словаре, перевод текста, раскрашивание контурных карт - это примеры обработки информации.
Чтение газеты, заучивание стихотворения или правила, решение задачи, фотографирование – это действия человека с информацией.
Чтобы приготовить обед - это действия с продуктами питания. Но чтобы приготовить какое-то блюдо, необходимо иметь информацию о том, как это делается.
Каждое действие с чем-либо человек осуществляет на основе информации.
Слайд 10: «Самое главное».
- Информация — это сведения об окружающем нас мире.
- Человек получает информацию с помощью органов чувств: органов зрения, слуха, вкуса, осязания и обоняния.
- Виды информации по форме представления: числовая, текстовая, графическая, звуковая, видеоинформация.
- Человек постоянно совершает действия, связанные с получением и передачей, хранением и обработкой информации.
Слайд 11: «Вопросы и задания».
1. Определите вид информации в следующих ситуациях (установите соответствие):
Ваня читает книгу – Зрительная;
Саша слушает радионовости – Звуковая;
Даша изучает схему метро – Зрительная;
Женя смотрит мультфильм – Зрительная;
Слайд 12: «Вопросы и задания».
1. Определите вид информации в следующих ситуациях (установите соответствие):
Витя ныряет в реку – Осязательная;
Лиза пьёт горькую микстуру – Вкусовая;
Вася вдыхает аромат свежеиспечённой булочки – Обонятельная.
Слайд 13: «Вопросы и задания».
2. Какое чувство, у какого животного наиболее развито?
Летучая мышь – слух; орел – зрение; волк – обоняние; крот - обоняние; дельфин - слух.
Слайд 14: «Вопросы и задания».
3. Жизненные ситуации, в которых осуществляется получение информации (уберите лишнее): Пятиклассник заполняет календарь погоды. Мальчик фотографируется с другом.
Слайд 15: «Вопросы и задания».
3. Жизненные ситуации, в которых осуществляется передача информации (уберите лишнее): Дедушка смотрит выпуск новостей по телевизору. Пятиклассники выполняют контрольную работу по математике.
Слайд 16: «Вопросы и задания».
3. Жизненные ситуации, в которых осуществляется хранение информации (уберите лишнее): Родители получают SMS-сообщение о результатах успеваемости их сына. Ученик читает текст параграфа.
Слайд 17: «Вопросы и задания».
3. Жизненные ситуации, в которых осуществляется обработка информации (уберите лишнее): Девочка вдыхает аромат цветка. Мальчик делится впечатлениями о поездке.
- Подведение итогов урока
Итак, что нового вы сегодня узнали?
Что вы знаете о информации? Перечислите органы чувств человека?
Какие виды информации вы знаете?
Перечислите правила ТБ в кабинете информатики.
Что бы работа за компьютером не оказалась вредной, каких рекомендаций нужно придерживаться?
- Домашнее задание
Введение, §1 . Доп. задание: мини-сочинение выразить свое отношение к фразе «Кто владеет информацией, тот владеет миром» или №7 на стр. 9 учебника.
- Работа за компьютером
Садитесь за компьютеры, будем рассматривать электронные приложения к сегодняшней теме.
Посмотрите в папке 5 класс 1 урок презентацию «Зрительные иллюзии».
Найдите в электронном приложении к учебнику этот ресурс и познакомьтесь с ним.
- Виртуальная лаборатория «Оптические иллюзии» (sc.edu.ru).
Работа в электронной рабочей тетради.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по информатике в 5 классе и презентация "Информация. Информатика. Компьютер.Техника безопасности и организация рабочего места".
Цель данного урока:1.познакомить учащихся с техникой безопасности и правильной организации рабочего места;2. дать представление о понятии "информация",её видах, о предмете "Информатика"....
Конспект урока по информатике для 7 класса по теме: "Техника безопасности и организация рабочего места"
Цели урока:· повторение и обобщение знаний учащихся о технике безопасности и правилах поведения в компьютерном классе;·...
Технологическая карта.Цели изучения курса информатики. Техника безопасности и организация рабочего места. Объекты окружающего мира
Технологическая карта для 6 класса .Цели изучения курса информатики. Техника безопасности и организация рабочего места. Объекты окружающего мира...
6 класс. Цели изучения курса информатики. Техника безопасности и организация рабочего места. Объекты окружающего мира.
Урок 1.Цели урока: - обучающие·...
Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места
Вводный урок по информатике 8 класс УМК Босова...
Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места
Формирование понятий и овладение знаниями по теме «Техника безопасности и организация рабочего места», продолжить формирование умений выделять главное, существенное в изучаемом матери...
Цели изучения курса информатики. Техника безопасности и организация рабочего места
Целью данного курса является - обеспечение прочного и сознательного овладения учащимися основами знаний общие сведения о системах счисления, алгоритмы и программирование; привить учащимся ...