Предмет: Информатика. Класс: 5. Учитель: А.Н. Комогорцева Урок 1. Тема «Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места. Информация вокруг нас»
план-конспект урока по информатике и икт (5 класс) на тему

Комогорцева Анастасия Николаевна

Цели урока:

Образовательная:

·         рассмотреть правила техники безопасности и организации рабочего места при работе в компьютерном классе;

·         познакомить учащихся со структурой учебника, со способами доступа к электронному приложению к учебнику, а также к ресурсам Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов;

·         обобщить и систематизировать представления учащихся об информации и способах еѐ получения человеком из окружающего мира; 

·         ознакомить учащихся с видами информации по форме ее представления; 

·         расширить представления учащихся об информационной деятельности. 

Развивающая:

·         развивать логическое мышление обучающихся;

·         формировать видение изученной закономерности в различных ситуациях;

·         пополнить словарный запас по предмету;

·         продолжить работу по развитию познавательного интереса к предмету.

Воспитательная:

·         Способствовать формированию навыков саморегуляции (умение слышать и слушать);

·         Способствовать воспитанию сообразительности и находчивости при решении различных упражнений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл План урока35.31 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Информатика. Класс: 5.  Учитель: А.Н. Комогорцева

Урок 1.

Тема «Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места. Информация  вокруг нас»

Дата: 5.09.16

Цели урока:

Образовательная:

  • рассмотреть правила техники безопасности и организации рабочего места при работе в компьютерном классе;
  • познакомить учащихся со структурой учебника, со способами доступа к электронному приложению к учебнику, а также к ресурсам Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов;
  • обобщить и систематизировать представления учащихся об информации и способах еѐ получения человеком из окружающего мира; 
  • ознакомить учащихся с видами информации по форме ее представления; 
  • расширить представления учащихся об информационной деятельности. 

Развивающая:

  • развивать логическое мышление обучающихся;
  • формировать видение изученной закономерности в различных ситуациях;
  • пополнить словарный запас по предмету;
  • продолжить работу по развитию познавательного интереса к предмету.

Воспитательная:

  • Способствовать формированию навыков саморегуляции (умение слышать и слушать);
  • Способствовать воспитанию сообразительности и находчивости при решении различных упражнений.

Форма организации урока: индивидуальная, фронтальная.

Метод проведения урока: словесный, наглядно-демонстрационный, практический.

Тип урока: изучение нового материала.

Основные понятия, изучаемые на уроке: информация; виды информации по способу получения: зрительная,  звуковая,  обонятельная,  вкусовая, тактильная; виды информации по форме представления:  числовая, текстовая,  графическая,  звуковая,  видеоинформация;  действия с информацией; техника безопасности.

 Используемые на уроке средства ИКТ: персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран; ПК учащихся.

Литература: Информатика: учебник для 5 класса / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова.

Электронные образовательные ресурсы: презентация «Техника безопасности» и презентация «Информация вокруг нас» из электронного приложения к учебнику; плакат «Как мы воспринимаем информацию»; презентация «Зрительные иллюзии»; плакат «Техника безопасности». Ресурсы федеральных образовательных порталов: 1) анимация «Восприятие информации животными через органы чувств» (134901); 2) интерактивное задание «Кто как видит» (135131); 3) виртуальная лаборатория «Оптические иллюзии» (134876).

Ход урока

  1. Организационный момент

Приветствие учащихся, отметка отсутствующих, сообщение темы и целей урока.

Тема: Цели изучения курса информатики. Техника безопасности и организация рабочего места. Информация вокруг нас.

  1. Изучение нового материала

Рассмотрим  презентацию «Техника безопасности» или файл «Правила работы за компьютером».

Слайд 1:  «Техника безопасности и организация рабочего места».

Слайд 2: Будьте внимательны, дисциплинированны, осторожны.

Слайд 3:Не размещайте на рабочем столе посторонние предметы.

Слайд 4: Не включайте и не выключайте компьютер без разрешения учителя.

Слайд 5:Не трогайте повода и разьемы соединительных кабелей.

Слайд 6: Не прикасайтесь к экрану монитора.

Слайд 7: Работайте на клавиатуре и с мышкой чистыми и сухими руками.

Слайд 8: Избегайте резких движений, не покидайте рабочее место без разрешения учителя.

Слайд 9: Не пытайтесь самостоятельно устранить неполадки в работе компьютера – немедленно сообщите о них учителю. 

Слайд 10: Вот наилучший способ посадки за компьютером: Экран монитора находится на расстоянии 50-70 см от глаз. Обе ступни стоят на полу. Плечи расслаблены. Локти слегка касаются туловища. Предплечья находятся на той же высоте, что и клавиатура. Спина расположена вертикально. Придерживайтесь этих рекомендаций, и тогда работа за компьютером не окажется вредной для здоровья.

 Слайд 11: Вопросы: 

1. Какие правила техники безопасности необходимо соблюдать в компьютерном классе?

2. К чему может привести нарушение  правил техники безопасности?

Слайд 12: Вопросы: 

3. Как правильно организовать свое рабочее место за компьютером?

4. К чему может привести неправильная организация рабочего места? Может ли компьютер оказать негативное влияние на здоровье пользователя?

Демонстрация плаката «Техника безопасности».

Рассмотрим  тему нашего урока в виде презентации «Информация вокруг нас».

Слайд 1:  Тема «Информация вокруг нас».

Слайд 2: «Ключевые слова».

  • Информация
  • Виды информации
  • Действия с информацией

Каждый день вы узнаете что-то, чего не знали раньше, - получаете новую информацию. Так что же такое информация?

Слайд 3: «Что такое информация?»

Информация– это знания, получаемые вами в школе; сведения, которые вы черпаете из книг, телепередач; новости, которые вы слышите по радио или от людей.

Окружающий нас мир – мир информации.

Слайд 4: «Органы чувств человека и воспринимаемая информация».

Первичную информацию об окружающем мире – о температуре, цвете, запахе, вкусовых качествах, физических свойствах предметов – люди и другие живые существа получают через органы зрения, слуха, вкуса, осязания, обоняния, через вестибулярный аппарат и нервную систему.

Слайд 5: «Давайте подумаем».

Задание: заполните таблицу.

Вид информации

Чувство

Орган

Зрительная

Зрение

Глаза

Звуковая

Слух

Уши

Вкусовая

Вкус

Язык

Обонятельная

Обоняние

Нос

Осязательная

Осязание

Кожа

Больше всего информации мы получаем с помощью зрения: глазами мы воспринимаем буквы, цифры, рисунки, различаем цвет, форму, размеры и расположения предметов.

Слайд 6: «Что зачем?»

Но можем ли мы полностью доверять своим органам чувств? Для получения более точной информации в дополнение к органам чувств человек издавна использует различные устройства и приборы: линейку, транспортир, термометр, барометр, весы, компас, телескоп, микроскоп и т.п.

Зачем нужны эти приборы?

Ожидаемые ответы:

а) линейка нужна для измерения длин отрезков;

б) транспортир нужен для измерения величин углов;

в) термометр нужен для измерения температуры;

г) барометр нужен для измерения давления;

д) компас нужен для определения направления;

е) телескоп нужен для изучения космических объектов;

ж) микроскоп нужен для изучения крошечных объектов;

з) часы нужны для измерения времени;

и) подзорная труба нужна для изучения удаленных объектов.

 Слайд 7: «Виды информации по форме представления».

Числовая информация – количественные характеристики обьектов окружающего мира – возраст, вес, рост человека, численность населения и т.д.

Текстовая информация – все, что напечатано или написано на любом из существующих языков.

Графическая информация – рисунки, картины, схемы, фотографии и т.д.

Звуковая информация – все, что мы слышим, - человеческая речь, музыка, пение птиц, сигнал машины и т.д.

Видеоинформация – последовательности изображений – фильмы, мультфильмы и т.д.

Более подробно виды информации представлены в учебнике страница 7.

Слайд 8: «Давайте подумаем».

Задание: найдите лишнее.

Слайд 9: «Действия с информацией».

Человек постоянно совершает действия, связанные с получением, передачей, хранением, обработкой информации.

Человек, чтобы выразить имеющуюся у него информацию научился разговаривать, писать, рисовать, петь. Важную информацию человек запоминает, записывает, сохраняет.

Люди обдумывают полученную информацию, делают определенные выводы, т.е. обрабатывают информацию. Например: поиск нужного слова в словаре, перевод текста, раскрашивание контурных карт - это примеры обработки информации.

Чтение газеты, заучивание стихотворения или правила, решение задачи, фотографирование – это действия человека с информацией.

Чтобы приготовить обед - это действия с продуктами питания. Но чтобы приготовить какое-то блюдо, необходимо иметь информацию о том, как это делается.

Каждое действие с чем-либо человек осуществляет на основе информации.

Слайд 10: «Самое главное».

  • Информация — это сведения об окружающем нас мире.
  • Человек получает информацию с помощью органов чувств: органов зрения, слуха, вкуса, осязания и обоняния.
  • Виды информации по форме представления: числовая, текстовая, графическая, звуковая, видеоинформация.
  • Человек постоянно совершает действия, связанные с получением и передачей, хранением и обработкой информации.

 Слайд 11: «Вопросы и задания».

1. Определите вид информации в следующих ситуациях (установите соответствие):

Ваня читает книгу – Зрительная;

Саша слушает радионовости – Звуковая;

Даша изучает схему метро – Зрительная;

Женя смотрит мультфильм – Зрительная;

Слайд 12: «Вопросы и задания».

1. Определите вид информации в следующих ситуациях (установите соответствие):

Витя ныряет в реку – Осязательная;

Лиза пьёт горькую микстуру – Вкусовая;

Вася вдыхает аромат свежеиспечённой булочки – Обонятельная.

Слайд 13: «Вопросы и задания».

2. Какое чувство, у какого животного наиболее развито?

Летучая мышь – слух; орел – зрение; волк – обоняние; крот - обоняние; дельфин - слух.

Слайд 14: «Вопросы и задания».

3. Жизненные ситуации, в которых осуществляется получение информации (уберите лишнее): Пятиклассник заполняет календарь погоды. Мальчик фотографируется с другом.

Слайд 15: «Вопросы и задания».

3. Жизненные ситуации, в которых осуществляется передача информации (уберите лишнее): Дедушка смотрит выпуск новостей по телевизору. Пятиклассники выполняют контрольную работу по математике.

Слайд 16: «Вопросы и задания».

3. Жизненные ситуации, в которых осуществляется хранение информации (уберите лишнее): Родители получают SMS-сообщение о результатах успеваемости их сына. Ученик читает текст параграфа.

Слайд 17: «Вопросы и задания».

3. Жизненные ситуации, в которых осуществляется обработка информации (уберите лишнее): Девочка вдыхает аромат цветка. Мальчик делится впечатлениями о поездке.

  1. Подведение итогов урока

Итак, что нового вы сегодня узнали?

Что вы знаете о информации? Перечислите органы чувств человека?

Какие виды информации вы знаете?

Перечислите правила ТБ в кабинете информатики.

Что бы работа за компьютером не оказалась вредной, каких рекомендаций нужно придерживаться?

  1. Домашнее задание

Введение, §1 . Доп. задание: мини-сочинение выразить свое отношение к фразе «Кто владеет информацией, тот владеет миром» или №7 на стр. 9 учебника.

  1. Работа за компьютером

Садитесь за компьютеры, будем рассматривать электронные приложения к сегодняшней теме.

Посмотрите в папке 5 класс 1 урок презентацию «Зрительные иллюзии».

Найдите в электронном приложении к учебнику этот ресурс и познакомьтесь с ним.

  1. Виртуальная лаборатория  «Оптические иллюзии» (sc.edu.ru).  

Работа в электронной рабочей тетради.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по информатике в 5 классе и презентация "Информация. Информатика. Компьютер.Техника безопасности и организация рабочего места".

Цель данного урока:1.познакомить учащихся с техникой безопасности и правильной организации рабочего места;2. дать представление о понятии "информация",её видах,  о предмете "Информатика"....

Конспект урока по информатике для 7 класса по теме: "Техника безопасности и организация рабочего места"

Цели урока:·         повторение и обобщение знаний учащихся о технике безопасности и правилах поведения в компьютерном классе;·...

Технологическая карта.Цели изучения курса информатики. Техника безопасности и организация рабочего места. Объекты окружающего мира

Технологическая карта для 6 класса .Цели изучения курса информатики. Техника безопасности и организация рабочего места. Объекты окружающего мира...

Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места

Формирование понятий и овладение знаниями по теме «Техника безопасности и организация рабочего места», продолжить фор­мирование умений выделять главное, существенное в изучаемом матери...

Цели изучения курса информатики. Техника безопасности и организация рабочего места

Целью данного курса является - обеспечение прочного и сознательного овладения учащимися основами знаний  общие сведения о системах счисления, алгоритмы и  программирование; привить учащимся ...