Рабочая программа по геометрии 7 класс ID1056288
рабочая программа по геометрии (7 класс)

Нагибина Людмила Михайловна

Рабочая программа по учебному курсу "Геометрия" для обучающихся 7 классов разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования с учётом и современных мировых требований, предъявляемых к математическому образованию, и традиций российского образования, которые обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для непрерывного образования и саморазвития, а также целостность общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся. В программе учтены идеи и положения Концепции развития математического образования в Российской Федерации. В эпоху цифровой трансформации всех сфер человеческой деятельности невозможно стать образованным современным человеком без базовой математической подготовки. Уже в школе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин, а после школы реальной необходимостью становится непрерывное образование, что требует полноценной базовой общеобразовательной подготовки, в том числе и математической.

Это обусловлено тем, что в наши дни растёт число профессий, связанных с непосредственным применением математики: и в сфере экономики, и в бизнесе, и в технологических областях, и даже в гуманитарных сферах. Таким образом, круг школьников, для которых математика может стать значимым предметом, расширяется.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_geometrii_7_klass_id1056288.docx70.26 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования Омской области

Комитет по образованию Называевского МР

МБОУ "Мангутская СОШ"

РАССМОТРЕНО

на заседании МО


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УР


УТВЕРЖДЕНО

Директор МБОУ "Мангутская СОШ"

         Нагибина Л.М.                 Струнина В.П.                 Штейнмарк Е.А.

Протокол №

от "___" __________ г.


Протокол №

от "___"            г.


Приказ №

 от "___" __________г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 1056288)

учебного курса

«Геометрия»

для 7 класса основного общего образования на 2022-2023 учебный год

Составитель: Нагибина Людмила Михайловна

учитель математики

Мангут 2022

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА "ГЕОМЕТРИЯ"

Рабочая программа по учебному курсу "Геометрия" для обучающихся 7 классов разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования с учётом и современных мировых требований, предъявляемых к математическому образованию, и традиций российского образования, которые обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для непрерывного образования и саморазвития, а также целостность общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся. В программе учтены идеи и положения Концепции развития математического образования в Российской Федерации. В эпоху цифровой трансформации всех сфер человеческой деятельности невозможно стать образованным современным человеком без базовой математической подготовки. Уже в школе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин, а после школы реальной необходимостью становится непрерывное образование, что требует полноценной базовой общеобразовательной подготовки, в том числе и математической.

Это обусловлено тем, что в наши дни растёт число профессий, связанных с непосредственным применением математики: и в сфере экономики, и в бизнесе, и в технологических областях, и даже в гуманитарных сферах. Таким образом, круг школьников, для которых математика может стать значимым предметом, расширяется.

Практическая полезность математики обусловлена тем, что её предметом являются фундаментальные структуры нашего мира: пространственные формы и количественные отношения от простейших, усваиваемых в непосредственном опыте, до достаточно сложных, необходимых для развития научных и прикладных идей. Без конкретных математических знаний затруднено понимание принципов устройства и использования современной техники, восприятие и интерпретация разнообразной социальной, экономической, политической информации, малоэффективна повседневная практическая деятельность. Каждому человеку в своей жизни приходится выполнять расчёты и составлять алгоритмы, находить и применять формулы, владеть практическими приёмами геометрических измерений и построений, читать информацию, представленную в виде таблиц, диаграмм и графиков, жить в условиях неопределённости и понимать вероятностный характер случайных событий.

Одновременно с расширением сфер применения математики в современном обществе всё более важным становится математический стиль мышления, проявляющийся в определённых умственных навыках. В процессе изучения математики в арсенал приёмов и методов мышления человека естественным образом включаются индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия. Объекты математических умозаключений, правила их конструирования раскрывают механизм логических построений, способствуют выработке умения формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развивают логическое мышление. Ведущая роль принадлежит математике и в формировании алгоритмической компоненты мышления и воспитании умений действовать по заданным алгоритмам, совершенствовать известные и конструировать новые. В процессе решения задач — основой учебной деятельности на уроках математики — развиваются также творческая и прикладная стороны мышления.

Обучение математике даёт возможность развивать у обучающихся точную, рациональную и информативную речь, умение отбирать наиболее подходящие языковые, символические, графические средства для выражения суждений и наглядного их представления.

Необходимым компонентом общей культуры в современном толковании является общее знакомство

с методами познания действительности, представление о предмете и методах математики, их отличий от методов других естественных и гуманитарных наук, об особенностях применения математики для решения научных и прикладных задач. Таким образом, математическое образование вносит свой вклад в формирование общей культуры человека.

Изучение математики также способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм, усвоению идеи симметрии.

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА "ГЕОМЕТРИЯ"

«Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит», — писал великий русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов. И в этом состоит одна из двух целей обучения геометрии как составной части математики в школе. Этой цели соответствует доказательная линия преподавания геометрии. Следуя представленной рабочей программе, начиная с седьмого класса на уроках геометрии обучающийся учится проводить доказательные рассуждения, строить логические умозаключения, доказывать истинные утверждения и строить контр примеры к ложным, проводить рассуждения от «противного», отличать свойства от признаков, формулировать обратные утверждения. Ученик, овладевший искусством рассуждать, будет применять его и в окружающей жизни.

Как писал геометр и педагог Игорь Федорович Шарыгин, «людьми, понимающими, что такое доказательство, трудно и даже невозможно манипулировать». И в этом состоит важное воспитательное значение изучения геометрии, присущее именно отечественной математической школе. Вместе с тем авторы программы предостерегают учителя от излишнего формализма, особенно в отношении начал и оснований геометрии. Французский математик Жан Дьедонне по этому поводу высказался так: «Что касается деликатной проблемы введения «аксиом», то мне кажется, что на первых порах нужно вообще избегать произносить само это слово. С другой же стороны, не следует упускать ни одной возможности давать примеры логических заключений, которые куда в большей мере, чем идея аксиом, являются истинными и единственными двигателями математического мышления».

Второй целью изучения геометрии является использование её как инструмента при решении как математических, так и практических задач, встречающихся в реальной жизни. Окончивший курс геометрии школьник должен быть в состоянии определить геометрическую фигуру, описать словами данный чертёж или рисунок, найти площадь земельного участка, рассчитать необходимую длину оптоволоконного кабеля или требуемые размеры гаража для автомобиля. Этому соответствует вторая, вычислительная линия в изучении геометрии в школе. Данная практическая линия является не менее важной, чем первая. Ещё Платон предписывал, чтобы «граждане Прекрасного города ни в коем случае не оставляли геометрию, ведь немаловажно даже побочное её применение — в военном деле да, впрочем, и во всех науках — для лучшего их усвоения: мы ведь знаем, какая бесконечная разница существует между человеком причастным к геометрии и непричастным». Для этого учителю рекомендуется подбирать задачи практического характера для рассматриваемых тем, учить детей строить математические модели реальных жизненных ситуаций, проводить вычисления и оценивать адекватность полученного результата. Крайне важно подчёркивать связи геометрии с другими предметами, мотивировать использовать определения геометрических фигур и понятий, демонстрировать применение полученных умений в физике и технике. Эти связи наиболее ярко видны в темах «Векторы», «Тригонометрические соотношения», «Метод координат» и «Теорема Пифагора».

МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Согласно учебному плану в 7 классе изучается учебный курс «Геометрия», который включает следующие основные разделы содержания: «Геометрические фигуры и их свойства», «Измерение геометрических величин», а также «Декартовы координаты на плоскости», «Векторы», «Движения плоскости» и «Преобразования подобия». Учебный план предусматривает изучение геометрии на базовом уровне, исходя из 68 учебных часов в учебном году.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА "ГЕОМЕТРИЯ"

Начальные понятия геометрии. Точка, прямая, отрезок, луч. Угол. Виды углов. Вертикальные и смежные углы. Биссектриса угла. Ломаная, многоугольник. Параллельность и перпендикулярность прямых.

Симметричные фигуры. Основные свойства осевой симметрии. Примеры симметрии в окружающем мире.

Основные построения с помощью циркуля и линейки. Треугольник. Высота, медиана, биссектриса, их свойства.

Равнобедренный и равносторонний треугольники. Неравенство треугольника.

Свойства и признаки равнобедренного треугольника. Признаки равенства треугольников.

Свойства и признаки параллельных прямых. Сумма углов треугольника. Внешние углы треугольника.

Прямоугольный треугольник. Свойство медианы прямоугольного треугольника, проведённой к гипотенузе. Признаки равенства прямоугольных треугольников. Прямоугольный треугольник с углом в 30°.

Неравенства в геометрии: неравенство треугольника, неравенство о длине ломаной, теорема о большем угле и большей стороне треугольника. Перпендикуляр и наклонная.

Геометрическое место точек. Биссектриса угла и серединный перпендикуляр к отрезку как геометрические места точек.

Окружность и круг, хорда и диаметр, их свойства. Взаимное расположение окружности и прямой. Касательная и секущая к окружности. Окружность, вписанная в угол. Вписанная и описанная окружности треугольника.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Освоение учебного курса «Геометрия» должно обеспечивать достижение на уровне основного общего образования следующих личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов:

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты освоения программы учебного курса «Геометрия» характеризуются:

Патриотическое воспитание:

проявлением интереса к прошлому и настоящему российской математики, ценностным отношением к достижениям российских математиков и российской математической школы, к использованию этих достижений в других науках и прикладных сферах.

Гражданское и духовно-нравственное воспитание:

готовностью к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, представлением о математических основах функционирования различных структур, явлений, процедур гражданского общества (выборы, опросы и пр.); готовностью к обсуждению этических проблем, связанных с практическим применением достижений науки, осознанием важности морально-этических принципов в деятельности учёного.

Трудовое воспитание:

установкой на активное участие в решении практических задач математической направленности, осознанием важности математического образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитием необходимых умений;

осознанным выбором и построением индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных интересов и общественных потребностей.

Эстетическое воспитание:

способностью к эмоциональному и эстетическому восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений; умению видеть математические закономерности в искусстве.

Ценности научного познания:

ориентацией в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, пониманием математической науки как сферы человеческой деятельности, этапов её развития и значимости для развития цивилизации;

овладением языком математики и математической культурой как средством познания мира; овладением простейшими навыками исследовательской деятельности.

Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:

готовностью применять математические знания в интересах своего здоровья, ведения здорового образа жизни (здоровое питание, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);

сформированностью навыка рефлексии, признанием своего права на ошибку и такого же права другого человека.

Экологическое воспитание:

ориентацией на применение математических знаний для решения задач в области сохранности окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;

осознанием глобального характера экологических проблем и путей их решения.

Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

  • готовностью к действиям в условиях неопределённости, повышению уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
  • необходимостью в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие;
  • способностью осознавать стрессовую ситуацию, воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер, корректировать принимаемые решения и действия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Метапредметные результаты освоения программы учебного курса «Геометрия» характеризуются овладением универсальными познавательными действиями, универсальными коммуникативными действиями и универсальными регулятивными действиями.

  1. Универсальные познавательные действия обеспечивают формирование базовых когнитивных процессов обучающихся (освоение методов познания окружающего мира; применение логических, исследовательских операций, умений работать с информацией).

Базовые логические действия:

  • выявлять и характеризовать существенные признаки математических объектов, понятий, отношений между понятиями; формулировать определения понятий; устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
  • воспринимать, формулировать и преобразовывать суждения: утвердительные и отрицательные, единичные, частные и общие; условные;
  • выявлять математические закономерности, взаимосвязи и противоречия в фактах, данных, наблюдениях и утверждениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
  • делать выводы с использованием законов логики, дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии;
  • разбирать доказательства математических утверждений (прямые и от противного), проводить самостоятельно несложные доказательства математических фактов, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры; обосновывать собственные рассуждения;
  • выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).

Базовые исследовательские действия:

  • использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; формулировать вопросы, фиксирующие противоречие, проблему, самостоятельно устанавливать искомое и данное, формировать гипотезу, аргументировать свою позицию, мнение;
  • проводить по самостоятельно составленному плану несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей математического объекта, зависимостей объектов между собой;
  • самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования, оценивать достоверность полученных результатов, выводов и обобщений;
  • прогнозировать возможное развитие процесса, а также выдвигать предположения о его развитии в новых условиях.

Работа с информацией:

  • выявлять недостаточность и избыточность информации, данных, необходимых для решения задачи;
  • выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;
  • выбирать форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
  • оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно.
  1. Универсальные коммуникативные действия обеспечивают сформированность социальных навыков обучающихся.

Общение:

  • воспринимать и формулировать суждения в соответствии с условиями и целями общения; ясно, точно, грамотно выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах, давать пояснения по ходу решения задачи, комментировать полученный результат;
  • в ходе обсуждения задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, проблемы, решаемой задачи, высказывать идеи, нацеленные на поиск решения; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; в корректной форме формулировать разногласия, свои возражения;
  • представлять результаты решения задачи, эксперимента, исследования, проекта; самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории.

Сотрудничество:

  • понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении учебных математических задач;
  • принимать цель совместной деятельности, планировать организацию совместной работы, распределять виды работ, договариваться, обсуждать процесс и результат работы; обобщать мнения нескольких людей;
  • участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и др.);
  • выполнять свою часть работы и координировать свои действия с другими членами команды;
  • оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, сформулированным участниками взаимодействия.
  1. Универсальные регулятивные действия обеспечивают формирование смысловых установок и жизненных навыков личности.

Самоорганизация:

самостоятельно составлять план, алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать и корректировать варианты решений с учётом новой информации.

Самоконтроль:

  • владеть способами самопроверки, самоконтроля процесса и результата решения математической задачи;
  • предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении задачи, вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, найденных ошибок, выявленных трудностей;
  • оценивать соответствие результата деятельности поставленной цели и условиям, объяснять причины достижения или недостижения цели, находить ошибку, давать оценку приобретённому опыту.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Освоение учебного курса «Геометрия» на уровне основного общего образования должно обеспечивать достижение следующих предметных образовательных результатов:

  • Распознавать изученные геометрические фигуры, определять их взаимное расположение, изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задачи. Измерять линейные и угловые величины. Решать задачи на вычисление длин отрезков и величин углов.
  • Делать грубую оценку линейных и угловых величин предметов в реальной жизни, размеров природных объектов. Различать размеры этих объектов по порядку величины.
  • Строить чертежи к геометрическим задачам.
  • Пользоваться признаками равенства треугольников, использовать признаки и свойства равнобедренных треугольников при решении задач.
  • Проводить логические рассуждения с использованием геометрических теорем.
  • Пользоваться признаками равенства прямоугольных треугольников, свойством медианы, проведённой к гипотенузе прямоугольного треугольника, в решении геометрических задач.
  • Определять параллельность прямых с помощью углов, которые образует с ними секущая. Определять параллельность прямых с помощью равенства расстояний от точек одной прямой до точек другой прямой.
  • Решать задачи на клетчатой бумаге.
  • Проводить вычисления и находить числовые и буквенные значения углов в геометрических задачах с использованием суммы углов треугольников и многоугольников, свойств углов, образованных при пересечении двух параллельных прямых секущей. Решать практические задачи на нахождение углов.
  • Владеть понятием геометрического места точек. Уметь определять биссектрису угла и серединный перпендикуляр к отрезку как геометрические места точек.
  • Формулировать определения окружности и круга, хорды и диаметра окружности, пользоваться их свойствами. Уметь применять эти свойства при решении задач.
  • Владеть понятием описанной около треугольника окружности, уметь находить её центр. Пользоваться фактами о том, что биссектрисы углов треугольника пересекаются в одной точке, и

о том, что серединные перпендикуляры к сторонам треугольника пересекаются в одной точке.

  • Владеть понятием касательной к окружности, пользоваться теоремой о перпендикулярности касательной и радиуса, про ведённого к точке касания.
  • Пользоваться простейшими геометрическими неравенства ми, понимать их практический смысл.
  • Проводить основные геометрические построения с помощью циркуля и линейки.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Дата

изучени я

Виды деятельности

Виды, формы контроля

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

всего

к/р

пр/р

Раздел 1. Простейшие геометрические фигуры и их свойства. Измерение геометрических величин.

1.1.

Простейшие геометрические объекты точки прямые, лучи и углы, многоугольник, ломаная.

4

Формулировать основные понятия и определения.; Распознавать изученные геометрические фигуры, определять их взаимное расположение выполнять чертёж по условию задачи.; Знакомиться с историей развития геометрии.;

Устный опрос; Письменный контроль;

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4070/conspect/302537/
https://www.yaklass.ru/p/geometria/7-klass/nachalnye-geometricheskie-svedeniia-14930/priamaia-otrezok-tochki-9703/re-18f77739-2ab6-4f1a-b5c0-049e88127967

1.2.

Смежные и вертикальные углы.

2

Распознавать изученные геометрические фигуры, определять их взаимное расположение выполнять чертёж по условию задачи.;

Письменны й контроль;

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7287/conspect/249698/
https://www.yaklass.ru/p/geometria/7-klass/nachalnye-geometricheskie-svedeniia-14930/perpendikuliarnye-priamye-smezhnye-i-vertikalnye-ugly-9886

1.3.

Работа с простейшими чертежами.

3

Проводить простейшие построения с помощью циркуля и линейки.; Решать задачи на вычисление длин отрезков и величин углов.

Практическая работа;

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7313/start/249384/

1.4.

Измерение линейных и угловых величин, вычисление отрезков и углов.

2

Измерять линейные и угловые величины геометрических и практических объектов. Определять «на глаз» размеры реальных объектов, проводить грубую оценку их размеров. Решать задачи на вычисление длин отрезков и величин углов. Решать задачи на взаимное расположение геометрических фигур. Проводить классификацию углов, вычислять линейные и угловые величины, проводить необходимые доказательные

Письменны й контроль; Тестирован ие;

https://www.yaklass.ru/p/geometria/7-klass/nachalnye-geometricheskie-svedeniia-14930/izmerenie-otrezkov-i-uglov-9704/re-8118f3d0-7a8f-4f3a-91cc-9e12cff98c74

1.5.

Периметр и площадь фигур, составленных из прямоугольников.

3

1

Решать задачи на вычисление длин отрезков и величин        углов.        Решать        задачи        на        взаимное

расположение геометрических фигур.

Контроль ная работа;

https://infourok.ru/laboratornye-raboty-po-geometrii-5341333.html

Итого по разделу:

14

Раздел 2.Треугольники

2.1.

Понятие о равных треугольниках и первичные представления о равных (конгруэнтных) фигурах.

1

Знакомиться с историей развития геометрии;

Устный опрос;

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7292/conspect/305759/

2.2.

Три признака равенства треугольников.

6

Распознавать пары равных треугольников на готовых чертежах (с указанием признаков).

Выводить следствия (равенств соответствующих элементов) из равенств треугольников.

Строить чертежи, решать задачи с помощью нахождения равных треугольников.

Письменн ый контроль;

https://www.yaklass.ru/p/geometria/7-klass/treugolniki-9112/pervyi-priznak-ravenstva-treugolnikov-9122
https://www.yaklass.ru/p/geometria/7-klass/treugolniki-9112/vtoroi-i-tretii-priznaki-ravenstva-treugolnikov-9739

2.3.

Признаки равенства

прямоугольных   треугольников.

3

Строить чертежи, решать задачи с помощью нахождения равных

треугольников. Применять признаки равенства прямоугольных треугольников в задачах.

Письменн

ый контроль;

2.4.

Свойство медианы прямоугольного треугольника.

1

Формулировать определения: остроугольного, тупоугольного, прямоугольного, равнобедренного, равностороннего треугольников; биссектрисы, высоты, медианы треугольника; серединного перпендикуляра отрезка; периметра треугольника;

Зачет;

https://www.yaklass.ru/p/geometria/7-klass/treugolniki-9112/mediana-bissektrisa-vysota-treugolnika-9481

2.5.

Равнобедренные и         равносторонние треугольники

1

Применять признаки равенства прямоугольных треугольников в задачах.

Письменн ый

https://skysmart.ru/articles/mathematic/chto-takoe-ravnobedrennyj-treugolnik

2.6.

Признаки и свойства равнобедренного

треугольника

1

Формулировать свойства и признаки равнобедренного треугольника.;

Письменн ый

https://skysmart.ru/articles/mathematic/chto-takoe-ravnobedrennyj-treugolnik

2.7.

Против большей стороны треугольника лежит больший угол.

1

Использовать цифровые ресурсы для исследования свойств изучаемых фигур.; Познакомиться со следствиями из теоремы о соотношениях между сторонами и углами треугольника;

с доказательством. ;

Письменн ый контроль;

https://www.yaklass.ru/p/geometria/7-klass/sootnoshenie-mezhdu-storonami-i-uglami-treugolnika-9155/teorema-o-sootnosheniiakh-mezhdu-storonami-i-uglami-treugolnika-9738

2.8.

Простейшие неравенства в геометрии.

1

Познакомиться с теоремой о неравенстве треугольника; с ее доказательством. ;

Устный опрос;

https://school-science.ru/3/7/33434

2.9.

Неравенство треугольника.

2

1

Познакомиться с теоремой о неравенстве треугольника; с ее доказательством. ;

Контроль ная

https://urok.1sept.ru/articles/612863

2.10.

Неравенство ломаной.

1

Использовать цифровые ресурсы для исследования свойств изучаемых фигур.;

Письменн ый

https://www.treugolniki.ru/lomanaya/

2.11.

Прямоугольный треугольник с углом в 30°.

1

Научиться доказывать данные свойства и признаки; решать простейшие задачи по теме;

Письменн ый

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7309/conspect/300527/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/1352/

2.12.

Первые понятия о доказательствах в геометрии

3

1

Применять признаки равенства прямоугольных треугольников в задачах.

Контроль ная

https://skysmart.ru/articles/mathematic/aksioma-teorema

Итого по разделу:

22

Раздел 3. Параллельные прямые, сумма углов треугольника

3.1.

Параллельные прямые, их свойства.

4

Формулировать понятие параллельных прямых, находить практические примеры.;

https://www.yaklass.ru/p/geometria/7-klass/parallelnye-priamye-9124

3.2.

Пятый постулат Евклида.

1

Формулировать понятие параллельных прямых, находить практические примеры.;

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7300/start/249559/

3.3.

Накрест лежащие, соответственные и односторонние углы (образованные при пересечении параллельных прямых секущей).

3

Проводить доказательства параллельности двух прямых с помощью углов, образованных при пересечении этих прямых третьей прямой.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7301/conspect/249488/

https://urok.1sept.ru/articles/570868 

3.4.

Признак параллельности прямых через равенство расстояний от точек одной прямой до второй прямой.

2

1

Проводить доказательства параллельности двух прямых с помощью углов, образованных при пересечении этих прямых третьей прямой.;

Контрольная работа;

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7306/start/296950/

3.5.

Сумма углов треугольника и многоугольника.

2

Вычислять сумму углов треугольника и много угольника.;

Письменный контроль;

https://www.yaklass.ru/p/geometria/7-klass/sootnoshenie-mezhdu-storonami-i-uglami-treugolnika-9155/summa-uglov-treugolnika-vidy-treugolnikov-9171

3.6.

Внешние углы треугольника

2

Вычислять сумму углов треугольника и много угольника.;

Тестирование;

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7292/main/305764/
https://www.treugolniki.ru/vneshnij-ugol-treugolnika/

Итого по разделу:

14

Раздел 4.Окружность и круг. Геометрические построения

4.1.

Окружность, хорды и диаметры, их свойства.

1

Формулировать определения: окружности, хорды, диаметра и касательной к окружности.;

https://www.yaklass.ru/p/geometria/7-klass/treugolniki-9112/okruzhnost-radius-zadachi-na-postroenie-10433/re-b5a2c2a4-5b38-4bef-b8f0-3ebb5cae946f

4.2.

Касательная к окружности.

1

Изучать их свойства, признаки, строить чертежи.;

https://skysmart.ru/articles/mathematic/kasatelnaya-k-okruzhnosti

4.3.

Окружность, вписанная в угол.

2

Исследовать, в том числе используя цифровые ресурсы:

окружность, вписанную в угол; центр окружности, вписанной в угол; равенство отрезков касательных.;

https://shkolkovo.net/theory/79

4.4.

Понятие о ГМТ, применение в задачах.

2

Использовать метод ГМТ для доказательства теорем о пересечении биссектрис углов треугольника и серединных перпендикуляров к сторонам треугольника с помощью ГМТ;

https://resh.edu.ru/subject/lesson/1383/

4.5.

Биссектриса и серединный перпендикуляр как геометрические места точек.

1

Использовать метод ГМТ для доказательства теорем о пересечении биссектрис углов треугольника и серединных перпендикуляров к сторонам треугольника с помощью ГМТ;

https://infourok.ru/konspekt-uroka-po-geometrii-klass-na-temu-seredinniy-perpendikulyar-i-bissektrisa-ugla-kak-geometricheskie-mesta-tochek-ploskost-3973346.html

4.6.

Окружность, описанная около треугольника.

2

Овладевать понятиями вписанной и описанной окружностей треугольника, находить центры этих окружностей.;

https://resh.edu.ru/subject/lesson/1349/

4.7.

Вписанная в треугольник окружность.

2

Овладевать понятиями вписанной и описанной окружностей треугольника, находить центры этих окружностей.;

https://resh.edu.ru/subject/lesson/1349/

4.8.

Простейшие задачи на построение.

3

1

Овладевать понятиями вписанной и описанной окружностей треугольника, находить центры этих окружностей.;

Решать основные задачи на построение: угла, равного данному; серединного перпендикуляра данного отрезка; прямой, проходящей через данную точку и перпендикулярной данной прямой; биссектрисы данного угла; треугольников по различным элементам.; Простейшие задачи на построение.

https://urok.1sept.ru/articles/617861
https://resh.edu.ru/subject/lesson/1356/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/1408/

Итого по разделу:

14

Раздел 5. Повторение и обобщение знаний.

5.1.

Повторение и обобщение основных понятий и методов курса 7 класса.

4

1

Решать задачи на повторение, иллюстрирующие связи между различными частями курса;

Контрольная работа;

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7311/start/297121/ 

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7310/start/297156/

Итого по разделу:

4

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

68

6

0

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Тема урока

Количество часов всего

Дата изучения

Раздел 1. Простейшие геометрические фигуры и их свойства. Измерение геометрических величин. 14 ч

1.

Простейшие геометрические объекты. Точка прямая, отрезок, луч.

1

2.

Простейшие геометрические объекты углы, виды углов. Биссектриса

угла. Измерение углов. Величина угла и её свойства. Градусная мера угла.

1

3.

Простейшие геометрические объекты. Параллельность и перпендикулярность прямых. Основные построения с помощью циркуля и линейки.

1

4.

Простейшие геометрические объекты ломаная, многоугольник

1

5.

Смежные углы. Решение задач.

1

6.

Вертикальные углы. Решение задач.

1

7.

Работа с простейшими чертежами. Симметричные фигуры.

1

8.

Работа с простейшими чертежами. Основные свойства осевой

симметрии.

1

9.

Работа с простейшими чертежами. Примеры симметрии в окружающем мире.

1

10.

Понятие о равенстве фигур. Равенство отрезков. Равенство углов.

Сравнение отрезков и углов. Середина отрезка. Биссектриса угла и её свойство.

1

11.

Измерение отрезков. Расстояние между точками. Длина отрезка и её свойства.

1

12.

Периметр фигур, составленных из прямоугольников.

1

13.

Площадь фигур, составленных из прямоугольников.

1

14.

Контрольная работа №1 по теме: «Начальные геометрические сведения»

1

Раздел 2.Треугольники 22 ч

15.

Понятие о равных треугольниках и первичные представления о равных (конгруэнтных) фигурах.

1

16.

Треугольник. Первый признак равенства        треугольников.

1

17.

Высота, медиана, биссектриса треугольника их свойства.

1

18.

Второй        признак равенства треугольников

1

19.

Третий признак равенства треугольников

1

20.

Решение задач по теме «Второй и Третий признаки равенства треугольников»

1

21.

Решение задач по теме «Признаки равенства  треугольников»

1

22.

Прямоугольный треугольник.

1

23.

Признаки равенства прямоугольных треугольников (1,2)

1

24.

Признаки равенства прямоугольных треугольников (3,4)

1

25.

Свойство медианы прямоугольного треугольника, проведённой к гипотенузе.

1

26.

Прямоугольный треугольник с углом в 30°.

1

27.

Некоторые свойства прямоугольных треугольников.

1

28.

Равнобедренный и Равносторонний треугольник и их свойства.

1

29.

Признаки и свойства        равнобедренного треугольника

1

30.

Теорема о соотношении между сторонами и углами треугольника. Против большей стороны треугольника лежит больший угол.

1

31.

Простейшие неравенства в геометрии. Неравенство треугольника.

1

32.

Контрольная работа № 2 по теме: «Треугольники»

1

33.

Неравенства в геометрии: неравенство о длине ломаной.

1

34.

Решение задач на признаки равенства прямоугольных треугольников

1

35.

Решение задач на признаки равенства прямоугольных треугольников

1

36.

Контрольная работа № 3 по теме: «Признаки равенства треугольников»

1

Раздел 3. Параллельные прямые, сумма углов треугольника 14 ч

37.

Определение параллельных прямых.

1

38.

Признаки двух параллельных прямых.

1

39.

Практические способы построения параллельных прямых.

1

40.

Об аксиомах параллельных прямых.

1

41.

Пятый постулат Евклида.

1

42.

Свойства параллельных прямых. Свойство накрест лежащих углов при параллельных прямых.

1

43.

Свойство соответственных и односторонних углов при параллельных прямых

1

44.

Решение задач по готовым чертежам по теме: «Параллельные прямые»

1

45.

Признак параллельности прямых через равенство расстояний от точек одной прямой до второй прямой.

1

46.

Контрольная работа №4 по теме: «Параллельные прямые»

1

47.

Сумма углов треугольника и многоугольника.

1

48.

Решение задач по теме «Сумма углов треугольника и многоугольника».

1

49.

Внешний угол треугольника и его свойства. Классификация треугольников по углам: остроугольный, тупоугольный, прямоугольный.

1

50.

Решение задач по теме «Внешний угол треугольника»

1

Раздел 4.Окружность и круг. Геометрические построения 14 ч

51.

Окружность, хорды и диаметры, их свойства.

1

52.

Касательная к окружности. Взаимное расположение окружности и прямой.

1

53.

Окружность, вписанная в угол.

1

54.

Окружность, вписанная в угол. Решение задач.

1

55.

Теорема о пересечении биссектрис углов треугольника

1

56.

Теорем о серединных перпендикуляров к сторонам треугольника с помощью ГМТ

1

57.

Биссектриса и серединный перпендикуляр как геометрические места

точек.

1

58.

Окружность, описанная около треугольника.

1

59.

Решение задач по теме «Окружность, описанная около треугольника»

1

60.

Вписанная в треугольник окружность.

1

61.

Решение задач по теме «Вписанная в треугольник окружность»

1

62.

Задачи        на        построение:        угла,        равного        данному;        серединного перпендикуляра данного отрезка; биссектрисы данного угла.

1

63.

Задачи на построение прямой, проходящей через данную точку и перпендикулярной данной прямой, треугольников по различным элементам.

1

64.

Контрольная работа № 5 по теме «Окружность»

1

Раздел 5. Повторение и обобщение знаний 4 ч.

65.

Перпендикулярные прямые. Параллельные прямые. Смежные и вертикальные углы.

1

66.

Признаки равенства треугольников. Равнобедренный и равносторонний треугольники. Сумма углов треугольника.

1

67.

Прямоугольный треугольник. Соотношения между сторонами и углами треугольника

1

68.

Диагностическая работа за курс 7 класса по геометрии

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

68

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССАОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б. и другие Геометрия 7–9 класс Акционерное общество "Издательство "Просвещение"; 2013 г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

  1. Т.А.Бурмистрова «Тематическое планирование по математике. 5 - 9 классы», Москва, «Просвещение», 2019.
  2. Н.Ф.Гаврилова «Контрольно-измерительные материалы 7 класс», Москва, «ВАКО», 2014.
  3. Л.И.Звавич «Новые контрольные и проверочные работы по геометрии. 7 - 9 классы», Москва, «Дрофа», 2002.
  4. А.В.Погорелов «Геометрия. Учебник для 7 - 9 классов основной школы», Москва, «Просвещение», 2008.

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

  1. www. edu - "Российское образование" Федеральный портал.
  2. www. school.edu - "Российский общеобразовательный портал".
  3. www.school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
  4. 4. www.mathvaz.ru - docье школьного учителя математики
  5. www.it-n.ru "Сеть творческих учителей"
  6. www .festival.1september.ru Фестиваль педагогических идей "Открытый урок"

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКО        ОБЕСПЕЧЕНИЕ        ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО        ПРОЦЕССА УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

  1. Набор геометрических тел деревянных демонстрационный
  2. Транспортир
  1. Угольник

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ, ДЕМОНСТРАЦИЙ

  1. Мультимедийный проектор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы

Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы (2 часа в неделю)...

Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.

Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...

Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.

Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по геометрии, 11 класс + рабочая программа по геометрии для 11 класса

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (геометрии). Класс: 11.Программа по геометрии для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднег...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет геометрия Класс 9 Учитель Асессорова Е.М.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА        Предмет    геометрия      Класс         9 Учитель      Асессорова Е.М....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет геометрия Класс 11 Учитель Асессорова Е.М.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА        Предмет    геометрия      Класс         11 Учитель      Асессорова Е.М....