Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы
рабочая программа (геометрия, 7 класс) по теме
Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы (2 часа в неделю)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_geometriya_7_klass.doc | 173 КБ |
Предварительный просмотр:
РАССМОТРЕНО На заседании школьного методического объединения учителей………………………………… Протокол №__ от «___» _______ 20__г | ПРИНЯТО на педагогическом совете №___ от «___» ________________ 20__г | УТВЕРЖДАЮ Директор школы_______________ Банникова М.В. «___» ___________________ 20__г |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №79
Рабочая программа учебного предмета
____________геометрия______________
УМК «_Атанасян_Ш.А. Геометрия 7-9 »
7 класс, базовый уровень
Разработана
__Ворониной Н. А__
учителем математики второй
квалификационной категории
г.Нижний Новгород
2013 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по _____геометрии_____ составлена на основании следующих нормативных документов:
- Федеральный государственный общеобразовательный стандарт основного общего образования (Министерство образования и науки Российской Федерации. М. Просвещение. 2011 – 48с (Стандарты второго поколения)
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. Серия: Стандарты второго поколения М: Просвещение. 2011 – 352с.
- Примерные программы по учебным предметам. Математика 5-9 классы - 3-е издание, переработанное – М. Просвещение. 2011 – 64с (Стандарты второго поколения)
- Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ СОШ №79
- Учебный план МБОУ СОШ №79
Цели и задачи обучения по предмету «____геометрии____» в __7__ классе
Цели:
-овладение системой математических знаний и умений, необходимых в практической деятельности, продолжения образования;
-приобретение опыта планирования и осуществления алгоритмической деятельности;
-освоение навыков и умений проведения доказательств, обоснования выбора решений;
-приобретение умений ясного и точного изложения мыслей;
-развить пространственные представления и умения, помочь освоить основные факты и методы планиметрии;
-научить пользоваться геометрическим языком для описания предметов.
Задачи обучения:
-ввести основные геометрические понятия, научить различать их взаимное расположение;
-научить распознавать геометрические фигуры и изображать их;
-ввести понятия: теорема, доказательство, признак, свойство;
-изучить все о треугольниках (элементы, признаки равенства);
-изучить признаки параллельности прямых и научить применять их при решении задач и доказательстве теорем;
-научить решать геометрические задачи на доказательства и вычисления;
-подготовить к дальнейшему изучению геометрии в последующих классах.
Контрольные работы направлены на проверку уровня базовой подготовки учащихся, а также на дифференцированную проверку владения формально-оперативным математическим аппаратом, способность к интеграции знаний по основным темам курса.
Общая характеристика учебного курса
Геометрия — один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
Таким образом, в ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность развить пространственные представления и изобразительные умения, освоить основные факты и методы планиметрии, познакомиться с простейшими фигурами и их свойствами.
Распределение часов по данному учебному курсу
На изучение геометрии в 7 классе отводится 2 часа в неделю, всего – 52 часов .
Из них: контрольные уроки – 5 часов.
Количество часов для контроля
за выполнением практической части программы
I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть | За год | |
Самостоятельная работа | |||||
Контрольная работа | |||||
Итого: |
Межпредметные (метапредметные) связи на уроках геометрии
Программа обеспечивает достижение следующих результатов:
личностные:
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
- умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
- критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
- креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении геометрических задач;
- умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
- способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
метапредметные:
- умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение осуществлять контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;
- умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
- осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовых связей;
- умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, общие способу работы; умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; слушать партнера; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
- формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
- первоначальные представления об идеях и о методах математики как универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
- умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
- умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
- умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
- умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
- умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
- понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
- умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
- умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
предметные:
- овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; представление об основных изучаемых понятиях (число, геометрическая фигура) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;
- умение работать с геометрическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
- овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;
- овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;
- усвоение систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, а также на наглядном уровне – о простейших пространственных телах, умение применять систематические знания о них для решения геометрических и практических задач;
- умение измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для нахождения периметров геометрических фигур (треугольника);
- умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использование при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.
Особенности организации учебного процесса по предмету:
используемые формы, методы, средства обучения
Предусматривается применение следующих формы обучения:
- традиционная классно-урочная
- игровые технологии
- элементы проблемного обучения
- здоровьесберегающие технологии
- применение ИКТ
Средства обучения:
- для учащихся: учебники, демонстрационные таблицы, раздаточный материал (карточки, тесты), мультимедийные дидактические средства;
- для учителя: книги, методические рекомендации, поурочное планирование, компьютер (Интернет).
Используемые виды и формы контроля
Виды контроля:
- вводный,
- текущий,
- тематический,
- итоговый,
- комплексный
Формы контроля:
- проверочные самостоятельные работ,
- тестирование,
- практические работы.
Используемый учебно-методический комплект
1. Геометрия: 7 – 9. Учебник для общеобразовательных учреждений. / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев, Э.Г.Позняк, И.И. Юдина. / М.: Просвещение, 2009 – 384 с.: ил.
2. Зив Б.Г. Геометрия. Дидактические материалы. 7 кл. / Б.Г.Зив, В.М.Мейлер. – 16-е изд. - М.: Просвещение, 2010. -127 с.: ил.
3. Изучение геометрии в 7, 8, 9 классах: метод. рекомендации: кн. для учителя / Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, Ю.А.Глазков и др. - М.: Просвещение, 2011.
4. Мищенко Т.М. Геометрия. Тематические тесты. 7 класс / Т.М.Мищенко, А.Д.Блинков. – 3-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011. – 80 с.
5. Обучение решению задач как средство развития учащихся: Из опыта работы: Методическое пособие для учителя.- Киров: Изд-во ИУУ, 1999 – 100 с.
Приложение 3
ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ
Содержание рабочей программы
№ п/п | Название темы | Необходимое количество часов для ее изучения | Основные изучаемые вопросы темы (краткое содержание) |
Глава I. Начальные геометрические сведения | 11 | Простейшие геометрические фигуры: прямая, точка, отрезок, луч, угол. Понятие равенства геометрических фигур. Сравнение отрезков и углов. Измерение отрезков, длина отрезка. Измерение углов, градусная мера угла. Смежные и вертикальные углы, их свойства. Перпендикулярные прямые. | |
Глава II. Треугольники | 18 | Треугольник. Признаки равенства треугольников. Перпендикуляр к прямой. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. Равнобедренный треугольник и его свойства. Задачи на построение с помощью циркуля и линейки. | |
Глава III. Параллельные прямые | 8 | Признаки параллельности прямых. Аксиома параллельных прямых. Свойства параллельных прямых. | |
Глава IV. Соотношения между сторонами и углами треугольника | 14 | Сумма углов треугольника. Соотношение между сторонами и углами треугольника. Неравенство треугольника. Прямоугольные треугольники, их свойства и признаки равенства. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. Построение треугольника по трем элементам. | |
Повторение | 6 | Повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс геометрии 7 класса. |
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе на: | Контрольные работы | Примерное количество часов на самостоятельные работы учащихся | |
Уроки | лабораторно-практические работы | |||||
Глава I. Начальные геометрические сведения | 7 | 1 | ||||
Глава II. Треугольники | 14 | 1 | ||||
Глава III. Параллельные прямые | 9 | 1 | ||||
Глава IV. Соотношения между сторонами и углами треугольника | 5 | 2 | ||||
Повторение | 6 | 1 | ||||
Итого: |
Календарно–тематическое планирование
№ | Наименование раздела программы | Тема урока | Кол-во часов | Дата | Форма урока | Характеристика деятельности обучающихся | |
по плану | Факти-чески | ||||||
1 | Тема 1. Начальные геометрические сведения | Занятие 1.1. Прямая, отрезок. Луч, угол. | 1 | 04.09 | |||
Занятие 1.2 Сравнение отрезков и углов. | 1 | 06.09 | |||||
Занятие 1.3 Измерение отрезков. | 1 | 11.09 | |||||
Занятие 1.4 Измерение углов. | 1 | 13.09 | |||||
Занятие 1.5 Перпендикулярные прямые. | 1 | 18.09 | |||||
Занятие 1.6 Решение задач. | 1 | 20.09 | |||||
Занятие 1.7 Контрольная работа № 1. | 1 | 25.09 | |||||
2 | Тема 2. Треугольники | Занятие 2.1 Треугольники. | 1 | 27.09 | |||
Занятие 2.2 Первый признак равенства треугольников. | 1 | 02.10 | |||||
Занятие 2.3 Решение задач на применение первого признака равенства треугольников. | 1 | 04.10 | |||||
Занятие 2.4 Перпендикуляр к прямой. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника | 1 | 09.10 | |||||
Занятие 2.5 Свойства равнобедренного треугольника. | 1 | 11.10 | |||||
Занятие 2.6 Решение задач по теме «Равнобедренный треугольник» | 1 | 16.10 | |||||
Занятие 2.7 Второй признак равенства треугольников. | 1 | 18.10 | |||||
Занятие 2.8 Третий признак1равенства треугольников. | 1 | 23.10 | |||||
Занятие 2.9 Решение задач на применение II и III признаков равенства треугольников. | 1 | 25.10 | |||||
Занятие 2.10 Окружность. Построения циркулем и линейкой. | 1 | 30.10 | |||||
Занятие 2.11 Построения циркулем и линейкой. | 1 | 08.11 | |||||
Занятие 2.12 Задачи на построение. | 1 | 13.11 | |||||
Занятие 2.13 Задачи на применения признаков равенства треугольников. | 1 | 15.11 | |||||
Занятие 2.14 Контрольная работа № 2 | 1 | 20.11 | |||||
3 | Тема 3. Параллельные прямые | Занятие 3.1 Определение параллельных прямых. Признаки параллельности двух прямы. | 1 | 22.11 | |||
Занятие 3.2 Признаки параллельности прямых. | 1 | 27.11 | |||||
Занятие 3.3 Решение задач по теме «Признаки параллельности прямых». | 1 | 29.11 | |||||
Занятие 3.4 Аксиомы. Аксиома о параллельных прямых. | 1 | 04.12 | |||||
Занятие 3.5 Свойства параллельных прямых. | 1 | 06.12 | |||||
Занятие 3.6 Решение задач. | 1 | 11.12 | |||||
Занятие 3.7 Решение задач по теме «Параллельные прямые». | 1 | 13.12 | |||||
Занятие 3.8 Решение задач по теме «Параллельные прямые». | 1 | 18.12 | |||||
Занятие 3.9 Контрольная работа № 3 | 1 | 20.12 | |||||
4 | Тема 4. Соотношения между сторонами и углами треугольника | Занятие 4.1 Теорема о сумме углов треугольника. | 1 | 25.12 | |||
Занятие 4.2 Внешний угол треугольника. Теорема о внешнем угле треугольника. | 1 | 27.12 | |||||
Занятие 4.3 Теорема о соотношениях между сторонами и углами треугольника. | 1 | 15.01 | |||||
Занятие 4.4 Неравенство треугольника. | 1 | 17.01 | |||||
Занятие 4.5 Решение задач по теме «Соотношение между углами и сторонами треугольника» | 1 | 22.01 | |||||
Занятие 4.6 Контрольная работа № 4. | 1 | 24.01 | |||||
Занятие 4.7 Некоторые свойства прямоугольных треугольников. | 1 | 29.01 | |||||
Занятие 4.8 Признаки равенства прямоугольных треугольников. | 1 | 31.01 | |||||
Занятие 4.9 Решение задач по теме «Прямоугольные треугольники» | 1 | 05.02 | |||||
Занятие 4.10 Прямоугольный треугольник. Решение задач. | 1 | 07.02 | |||||
Занятие 4.11 Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. | 1 | 12.02 | |||||
Занятие 4.12 Построение треугольника по трем элементам. | 1 | 14.02 | |||||
Занятие 4.13 Построение треугольника по трем элементам. | 1 | 19.02 | |||||
Занятие 4.14 Задачи на построение. | 1 | 21.02 | |||||
Занятие 4.14 Свойства прямоугольных треугольников. Решение задач. | 1 | 26.02 | |||||
Занятие 4.15 Контрольная работа № 5. | 1 | 28.02 | |||||
5 | Тема 5. Повторение | Занятие 5.1 Повторение: Измерение отрезков и углов. | 1 | 05.03 | |||
Занятие 5.2 Повторение: перпендикулярные прямые. | 1 | 07.03 | |||||
Занятие 5.3 Повторение: Треугольники. | 1 | 12.03 | |||||
Занятие 5.4 Повторение: Параллельные прямые. | 1 | 14.03 | |||||
Занятие 5.5 Подготовка к контрольной работе. | 1 | 19.03 | |||||
Занятие 5.6 Контрольная работа № 6 | 1 |
Основные требования к уровню знаний и умений учащихся
по геометрии к концу 7 класса
Обучающиеся должны знать:
знать/понимать
- существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
- существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
- как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
- как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
- как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
- вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
- каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
- смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;
уметь
- пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;
- распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
- изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;
- вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов), находить стороны, углы и площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
- решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический аппарат, идеи симметрии;
- проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- описания реальных ситуаций на языке геометрии;
- расчетов, включающих простейшие формулы;
- решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
- построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).
Ресурсное обеспечение программы
1. Геометрия: 7 – 9. Учебник для общеобразовательных учреждений. / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев, Э.Г.Позняк, И.И. Юдина. / М.: Просвещение, 2009 – 384 с.: ил.
2. Зив Б.Г. Геометрия. Дидактические материалы. 7 кл. / Б.Г.Зив, В.М.Мейлер. – 16-е изд. - М.: Просвещение, 2010. -127 с.: ил.
3. Изучение геометрии в 7, 8, 9 классах: метод. рекомендации: кн. для учителя / Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, Ю.А.Глазков и др. - М.: Просвещение, 2011.
4. Мищенко Т.М. Геометрия. Тематические тесты. 7 класс / Т.М.Мищенко, А.Д.Блинков. – 3-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011. – 80 с.
5. Печатные пособия (наглядные средства – таблицы).
6. Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:
а) раздаточный материал для практических и лабораторных работ,
б) модели геометрических плоских и пространственных фигур.
7. Медиаресурсы.
8. Технические средства обучения:
а) компьютер;
б) медиапроектор;
в) интерактивная доска;
г) магнитная доска;
д) доска с координатной плоскостью.
9. Информационные средства (Интернет-ресурсы):
http://window.edu.ru/window/library/
http://www.problems.ru/
http://kvant.mirrorl.mccme.ru/
http://www.etudes.ru/
http://school-collection.edu.ru/
учебные мультимедийные пособия,
презентации, подготовленные учителем
и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по геометрии 7 класс Л.С.Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.В.Кадомцев
Рабочая программа по геометрии 7 класс...
Рабочая программа по геометрии 7 класс ФГОС к учебнику «Геометрия 7-9 классы» Л.С. Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др.
Рабочая программа по геометрии содержит в себе цели, задачи предмета на данном этапе изучения. Включает в себя календарный график и тематическое планирование. Рассчитана на 2 урока в неделю, то есть 6...
Рабочая программа по геометрии 7-9 кл к учебнику Геометрии 7-9 кл Атанасян Л.С., Бутузов С.Б. и др.
рабочая программа...
Рабочая программа по геометрии 8 класс ФГОС к учебнику «Геометрия 7-9 классы» Л.С. Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др.
Рабочая программа по геометрии содержит в себе цели и задачи, предметные результаты, тематическое планирование. Включает в себя календарный график и тематическое планирование. Рассчитана на 2 урока в ...
Рабочая программа по геометрии 9 класс ФГОС к учебнику «Геометрия 7-9 классы» Л.С. Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др.
Рабочая программа по геометрии содержит в себе цели и задачи, предметные результаты, тематическое планирование. Включает в себя календарный график и тематическое планирование. Рассчитана на 2 урока в ...
Рабочая программа по геометрии 10 класс ФГОС к учебнику «Геометрия 10-11 классы» Л.С. Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др.
Рабочая программа по геометрии содержит в себе цели и задачи, предметные результаты, тематическое планирование. Включает в себя календарный график и тематическое планирование. Рассчитана на 2 урока в ...
Презентации к урокам геометрии в 10 классе по учебнику Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б. и др. Учебник "Геометрия. 10-11 классы"
Презентация составлена на основе поурочных разработок к урокам геометрии для 10-11 классов по ред. Саакян С. М, Бутузов В. Ф...