«Решение планиметрических задач»
элективный курс по геометрии (9 класс) на тему
Курс дополнительного образования «Решение планиметрических задач» разработан в рамках реализации концепции математического образования и соответствует Государственному стандарту общего образования по математике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_kruzhka_geometrii_9_klass_2018g.docx | 38.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Курс дополнительного образования «Решение планиметрических задач» разработан в рамках реализации концепции математического образования и соответствует Государственному стандарту общего образования по математике.
При разработке данной программы учитывалось то, что курс дополнительного образования как компонент образования должен быть направлен на удовлетворение познавательных потребностей и интересов выпускников основной ступени обучения , на формирование у них новых видов познавательной и практической деятельности, которые не характерны для традиционных учебных курсов.
Рабочая программа курса дополнительного образования «Решение планиметрических задач» для 9-го класса составлена на основе:
- Федерального Закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- Приказа Минобразования России от 5 марта 2004 г № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
- Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Приложение к приказу Минобразования России от 5 марта 2004 г. № 1089;
- Приказа Минобразования России от 9 марта 2004 г № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
- Примерной программы по математике. Основное общее образование.//Сборник нормативных документов. Математика/ сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007;
- Геометрия. Решаем задачи по планиметрии. Практикум: элективный курс/
авт.-сост. Л. С. Сагателова.– Волгоград: Учитель, 2009. -150 с.
- Учебного плана МКОУ «Демидовская СОШ» на 2018-2019 учебный год.
Место предмета в учебном плане
Программа рассчитана на 51 час из расчета 1,5 часа в неделю, предмет ведется за счет часов дополнительного образования.
Цели курса:
- обобщить и систематизировать знания обучающихся по основным разделам планиметрии;
- познакомить обучающихся с некоторыми методами и приемами решения планиметрических задач;
- сформировать умения применять полученные знания при решении «нетипичных», нестандартных задач.
Задачи курса :
- дополнить знания учащихся теоремами прикладного характера, областью применения которых являются задачи;
- расширить и углубить представления учащихся о приемах и методах решения планиметрических задач;
- помочь овладеть рядом технических и интеллектуальных умений на уровне свободного их использования;
- развить интерес и положительную мотивацию изучения геометрии.
Общая характеристика курса
На протяжении веков геометрия служила источником развития не только математики, но и других наук. Законы математического мышления формировались с помощью геометрии. Многие геометрические задачи содействовали появлению новых научных направлений, и наоборот, решение многих научных проблем было получено с использованием геометрических методов.
Современная наука и ее приложения немыслимы без геометрии и ее новейших разделов: топологии, дифференциальной геометрии, теории графов, компьютерной геометрии и др.
Огромна роль геометрии в математическом образовании учащихся. Известен вклад, который она вносит в развитие логического мышления и пространственного воображения учеников. Курс геометрии обладает также чрезвычайно важным нравственным моментом,
поскольку именно геометрия дает представление о строго установленной истине, воспитывает потребность доказывать то, что утверждается в качестве истины.
Таким образом, геометрическое образование является важнейшим элементом общей культуры.
Научиться решать задачи по геометрии значительно сложнее, чем по алгебре. Это связано с обилием различных типов геометрических задач и с многообразием приемов и методов их решения .
Основная трудность при решении этих задач обычно возникает по следующим причинам:
- планиметрический материал либо был плохо усвоен на уроках, либо плохо сохранился в памяти;
- для решения задачи нужно знать некоторые методы и приемы решения, которые либо не рассматриваются при изучении планиметрии, либо не отрабатываются;
- в «нетипичных» задачах, в которых представлены не самые знакомые конфигурации, надо уметь применять известные факты и решать базисные задачи, которые входят как составной элемент во многие задачи.
По данным статистической обработки результатов ГИА планиметрические задачи
вызывают трудности не только у слабых, но и у более подготовленных учащихся.
Как правило, это задачи, при решении которых нужно применить небольшое число
геометрических фактов из школьного курса в измененной ситуации, а вычисления не содержат длинных выкладок. Решая такую задачу, ученик должен в первую очередь проанализировать предложенную в задаче конфигурацию и увидеть те
свойства, которые необходимы при решении.
Выходом из создавшегося положения может служить рассмотрение в рамках
соответствующего курса кружковых занятий некоторых вопросов, которые достаточно часто встречаются в заданиях на экзаменах и которые вызывают затруднения.
Основное содержание курса соответствует современным тенденциям развития школьного курса геометрии, идеям дифференциации, углубления и расширения знаний учащихся. Данный курс дает учащимся возможность познакомиться с нестандартными способами решения планиметрических задач, способствует формированию и развитию таких качеств, как интеллектуальная восприимчивость и способность к усвоению новой информации, гибкость и независимость логического мышления. Поможет учащимся в подготовке к выпускному экзамену по геометрии, а также при выборе ими будущей профессии, связанной с математикой.
Структура курса представляет собой семь логически законченных и содержательно взаимосвязанных тем, изучение которых обеспечит системность и практическую направленность знаний и умений учеников. Разнообразный дидактический материал дает возможность отбирать дополнительные задания для учащихся различной степени подготовки. Все занятия направлены на расширение и углубление базового курса. Содержание курса можно варьировать с учетом склонностей, интересов и уровня подготовленности учеников.
Формы организации образовательного процесса:
Основной тип занятий – практикум. Для наиболее успешного усвоения материала планируются различные формы работы с учащимися: лекционно-семинарские занятия, групповые, индивидуальные формы работы.
Виды и формы контроля
Для текущего контроля усвоения обучающимися учебного материала на каждом занятии предполагается серия заданий, часть которых выполняется в классе, а часть –дома, самостоятельно. Изучение данного кура заканчивается тренировочно-диагностической работой.
Отличительной особенностью рабочей программы по сравнению с авторской
программой является расширение и углубление темы «Окружность», включение тем «Площади» и «Вычисления и метрические соотношения».
Ведущими методами обучения являются: объяснительно-иллюстративный и
репродуктивный, хотя используется и частично-поисковый. На уроках используются элементы следующих технологий: личностно ориентированное обучение, обучение с применением опорных схем, ИКТ.
Требования к уровню подготовки обучающихся:
В результате изучения курса учащиеся должны уметь:
- точно и грамотно формулировать теоретические положения и излагать собственные рассуждения в ходе решения заданий;
- уверенно решать задачи на вычисление, доказательство и построение;
- применять аппарат алгебры и тригонометрии к решению геометрических задач;
- применять свойства геометрических преобразований к решению задач.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ темы | Наименование тем курса | Всего часов |
1 | Треугольники | 9 |
2 | Четырехугольники | 8 |
3 | Окружности | 4 |
4 | Окружности и треугольники | 6 |
5 | Окружности и четырёхугольники | 6 |
6 | Площади фигур | 4 |
7 | Вычисления и метрические соотношения | 5 |
8 | Решаем задачи по всему курсу | 8 |
Итого | 51 |
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
Тема 1. Треугольники
Метрические соотношения в прямоугольном треугольнике. Свойства проекций катетов. Метрические соотношения в произвольном треугольнике. Свойства медиан, биссектрис, высот. Теоремы о площадях треугольника.
Тема 2. Четырёхугольники
Метрические соотношения в четырёхугольнике. Свойство произвольного четырёхугольника, связанное с параллелограммом. Теоремы о площадях четырёхугольников. Свойство биссектрисы параллелограмма и трапеции. Свойства трапеции.
Тема 3. Окружность
Метрические соотношения между длинами хорд, отрезков касательных и секущих. Свойства дуг и хорд. Свойства вписанных углов. Углы между хордами, секущими и касательными.
Тема 4. Окружности и треугольники
Окружности , вписанные в треугольники и описанные около треугольников. Окружности , вписанные в прямоугольные треугольники и описанные около прямоугольных треугольников.
Тема 5. Окружности и четырёхугольники
Четырёхугольники, вписанные в окружность и описанные около окружности. Площади четырёхугольников, вписанных в окружность и описанных около окружности. Теорема Птолемея.
Тема 6. Площади фигур
Формулы площадей треугольников и четырехугольников, круга и его частей. Площади на клетчатой бумаге.
Тема 7. Вычисления и метрические соотношения
Теоремы синусов и косинусов для треугольников и четырехугольников. Длины медиан, высот и биссектрис треугольника Вычисление углов. Метод координат в задачах планиметрии.
Тема 8. Решение задач по всему курсу
Метрические соотношения в прямоугольном треугольнике. Свойства проекций катетов. Метрические соотношения в произвольном треугольнике. Свойства медиан, биссектрис, высот. Теоремы о площадях треугольника. Метрические соотношения в четырёхугольнике. Свойство произвольного четырёхугольника, связанное с параллелограммом. Теоремы о площадях четырёхугольников. Свойство биссектрисы параллелограмма и трапеции. Свойства трапеции. Метрические соотношения между длинами хорд, отрезков касательных и секущих. Свойства дуг и хорд. Свойства вписанных углов. Углы между хордами, секущими и касательными. Окружности , вписанные в треугольники и описанные около треугольников. Окружности , вписанные в прямоугольные треугольники и описанные около прямоугольных треугольников. Четырёхугольники, вписанные в окружность и описанные около окружности. Площади четырёхугольников, вписанных в окружность и описанных около окружности. Теорема Птолемея.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Учащиеся должны знать / понимать:
- значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
- универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности.
Учащиеся должны уметь:
- точно и грамотно формулировать теоретические положения и излагать собственные рассуждения в ходе решения заданий;
- уверенно решать задачи на вычисления, доказательства и построения;
- применять аппарат алгебры к и тригонометрии к решению геометрических задач;
- применять свойства геометрических преобразований к решению задач.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных;
-вычисления площадей геометрических фигур при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема занятия | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) | Сроки прохождения |
Тема 1. Треугольники (9 часов) | |||
1 | Прямоугольный треугольник. Метрические соотношения в прямоугольном треугольнике. Свойства проекций катетов. | Знать и применять к решению задач метрические соотношения в треугольнике, свойства проекций катетов, свойства медиан, биссектрис и высот, теоремы о площадях треугольников | |
2 | |||
3 | Произвольный треугольник. Метрические соотношения в треугольнике | ||
4 | Решение задач на метрические соотношения в треугольнике | ||
5 | Свойства медиан | ||
6 | Свойства биссектрис | ||
7 | Свойства высот | ||
8 | Решение задач по теме: «Свойства медиан, биссектрис и высот» | ||
9 | Теоремы о площади треугольника | ||
Тема 2. Четырехугольники (8 часов) | |||
10 | Метрические соотношения в четырехугольнике | Знать свойства и признаки четырехугольников. Решать задачи, используя некоторые дополнительные сведения и приемы. | |
11 | Свойства произвольного четырехугольника, связанного с параллелограммом | ||
12 | |||
13 | Трапеция, ее свойства | ||
14 | |||
15 | Свойство биссектрисы параллелограмма и трапеции | ||
16 | Площади четырехугольников | ||
17 | Решение задач по теме: «Четырехугольники» | ||
Тема 3. Окружность (4 часа) | |||
18 | Метрические соотношения между длинами хорд, секущих, касательных | Знать метрические соотношения между длинами хорд, отрезков касательных и секущих. Уметь решать задачи на применение свойств дуг и хорд, вписанных углов. | |
19 | Свойства дуг и хорд | ||
20 | Свойства вписанных и центральных углов | ||
21 | Решение задач по теме: «Окружности» | ||
Тема 4. Окружности и треугольники ( 6 часов) | |||
22 | Окружность, вписанная в треугольник | Знать, где лежат центры вписанной и описанной окружностей. Решать задачи, опираясь на известные соотношения между элементами треугольников | |
23 | Окружность, описанная около треугольника | ||
24 | Окружность, вписанная в прямоугольный треугольник | ||
25 | Окружность, описанная около прямоугольного треугольника | ||
26 | Решение задач по теме: «Окружности и треугольники» | ||
27 | |||
Тема 5. Окружности и четырехугольники (6 часов) | |||
28 | Окружности вписанные в четырехугольник | Знать условия для существования вписанной и описанной окружности для четырехугольников. Уметь решать задачи с применением соотношений между элементами четырехугольников и радиусами вписанной и описанной окружностей | |
29 | Окружности описанные около четырехугольника | ||
30 | Окружности вписанные в прямоугольник | ||
31 | Площади четырехугольников описанных окружностью | ||
32 | Площади четырехугольников вписанных в окружность | ||
33 | Теорема Птолемея | ||
34 | Решение задач | ||
Тема 6. Площади фигур (4 часа) | |||
35 | Площади треугольников и четырехугольников | Знать формулы вычисления площадей Уметь решать задачи с применением формул площадей геометрических фигур | |
36 | Площади круга и его частей | ||
37 | Площади фигур на клетчатой бумаге | ||
38 | Решение задач | ||
Тема 7. Вычисления и метрические соотношения (5 часов) | |||
39 | Теоремы синусов и косинусов для треугольников и четырехугольников | Знать теоремы синусов и косинусов, координаты вектора Уметь решать задачи с применением теорем синусов и косинусов, нахождения длины отрезка и его середины по координатам его концов | |
40 | Длины медиан, высот и биссектрис треугольника | ||
41 | Вычисление углов | ||
42 | Метод координат в задачах планиметрии | ||
43 | |||
Тема 8. Решение задач по всему курсу (8 часов) | |||
44 | Типовые экзаменационные задачи по теме «Треугольники» | Отработать навык в построении чертежа к задаче, удовлетворяющего математическим требованиям и эстетическим критериям. Уметь решать геометрические задачи различными методами Владеть достаточным объемом геометрических фактов и теорем | |
45 | |||
46 | Типовые экзаменационные задачи по теме «Четырехугольники» | ||
47 | |||
48 | Типовые экзаменационные задачи по теме «Окружности» | ||
49 | |||
50 | Итоговый тест | ||
51 | Работа над ошибками |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
- Просолов В.В. Задачи по планиметрии. Ч1,2. М. Просвещение ,1996 г.
- Б.Г. Зив, В.М. Мейлер, А.П. Баханский. Задачи по геометрии для 7 – 11 классов. – М.:
Просвещение, 2003.
- А.П. Киселев. Элементарная геометрия. – М.: Просвещение, 1980.
- Настольная книга учителя математики. М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО
«Издательство Астрель», 2004;
- Григорьева Г.И. Нестандартные уроки геометрии. 7-9 классы. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2007.
- ГИА. Математика. Типовые экзаменационные варианты – 2014. П/р А.Л. Семёнова, И.В. Ященко, М. 2014 г.
- ОГЭ. Типовые тестовые задания. Под ред.А.Л. Семёнова, И.В. Ященко. МИОО, 2017 г.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
- MIMIO-приставка и мультимедийное оборудование
- учебное электронное издание «Математика 5-11», издательство «Дрофа» и фирма «ДОС» 2007 г.
- учебное электронное издание «Математика 5 – 11 классы. Практикум», под редакцией Дубровского В. Н. , 2009 г.
- электронное учебное пособие «Интерактивная математика 5-11», издательство «Дрофа», 2008г;
- цифровые ресурсы сети Интернет
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно -методический комплект прикладного курса "Решение планиметрических задач"
Учебно методический комплект прикладного курса "Решение планиметрических задач" состоит из методического руководства, рабочей тетради для учащихся и рабочей программы прикладного курса. В...
Методическая разработка урока геометрии в 11 классе "Решение планиметрических задач из ЕГЭ"
Урок геометрии в 11 классе с использованием групповой и парной работы....
Решение планиметрических задач в ЕГЭ
Данный урок может являтся завершающим в повторении планиметрических задач группы В. Цели урока: Совершенствовать навыки решения планиметрических задач, повторить признаки равенства и подобия треуголь...
Рабочая программа по элективному курсу по геометрии «Решение планиметрических задач на вписанные и описанные окружности» 9 класс
Статистические данные анализа результатов проведения ЕГЭ говорят о том, что наименьший процент верных ответов традиционно дается учащимися на геометрические задачи. Задачи по планиметрии, включаемые в...
урок по теме "Решение планиметрических задач на стереометрических чертежах"
урок обобщения и систематизации знаний...
"Решение планиметрических задач"
Элективный курс «Решение планиметрических задач» дляучащихся 9-х классовС 2004 года в Российской Федерации проводится апробация государственной (итоговой) аттестации (ГИА) выпускников девятых классов ...
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС «РЕШЕНИЕ ПЛАНИМЕТРИЧЕСКИХ ЗАДАЧ НА ВПИСАННЫЕ И ОПИСАННЫЕ ОКРУЖНОСТИ» по геометрии для учащихся 9 классов
Древние греки считали окружность совершеннейшейи «самой круглой» фигурой, И в наше время в некоторыхситуациях, когда хотят дать особую оценку, используют слово «кругл...