Методическая разработка урока геометрии в 11 классе "Решение планиметрических задач из ЕГЭ"
методическая разработка по геометрии (11 класс) по теме
Урок геометрии в 11 классе с использованием групповой и парной работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_10a_planimetriya_123.doc | 134.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением
отдельных предметов № 10 городского округа Тольятти
Методическая разработка урока-пары геометрии
в 11 Б классе
Тема: Решение планиметрических задач из ЕГЭ.
Учитель математики МОУ школы № 10
Оськина Людмила Григорьевна
Проведён: 7.09.11
Тольятти 2011
Тип урока: Урок повторения изученного материала
Методы и приёмы ведения урока:
1) Мини – экзамен по теории, знания которой необходимы для решения
задач (групповая форма работы)
2) Самостоятельная работа (работа в парах, работа в трёх группах их 4-х человек)
3) Целевые установки учителя перед каждым этапом урока
Оборудование:
1) Классная доска,
2) карточки с условием задач (5 карточек каждой группе) (раздаточный материал)
3) Карточки – билеты с вопросами по теории (15 билетов) (раздаточный материал)
Цели урока:
- Обучающая: повторить ранее изученный материал (мини – экзамен по теории), за крепить знания, умения, навыки по изученным ранее темам настроить ребят на систематическую подготовку к ЕГЭ.
- Развивающая: развивать логическое и образное мышление, познавательный интерес учащихся к предмету.
- Воспитывающая: Воспитывать доброту, умение и желание помочь товарищу, формировать коммуникативные компетенции.
Задача урока.
- Проверить знания учащихся по теории 7-9 класса.
- Закрепить навыки решения планиметрических задач.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Постановка целей и задач урока (ребята должны знать: формулировки определений, теорем, содержащихся в билетах, с геометрической иллюстрацией и записью формул на доске. Уметь: решать и правильно оформлять решение задач ЕГЭ)
III. Мини-экзамен по теории, знание которой необходимо для решения 5 задач ЕГЭ.
Каждой группе (в классе 3 группы по 4 человека) даётся лист с формулами 15 вопросов к билетам и лист оценивания.
В течение 5-7 минут идёт обсуждение всех вопросов в группе.
Затем, капитан каждой группы вытягивает 5 билетов с номерами вопросов, и каждый член группы берёт себе по одному билету, капитану остаётся 2 билета.
Потом идёт опрос.
По окончанию опроса, каждая группа получает оценку по теории в зависимости от количества правильных ответов.
«5» - за 5 правильных ответов.
«4» - за 4 правильных ответа.
«3» - за 3 правильных ответа.
«2» - за 2 правильных ответа.
Ф.И. | Опрос уч-ся по теории (+;-) | Оценка группы по теории (2-5) | Решение 5 задач ЕГЭ (+;-) | Оценка за решения задач уч-ся | Оценка группы за решения задач | Оценка ученика за работу на уроке | Общая оценка группы |
1. |
2. |
3. |
4. |
В каждой группе лист оценивания.
Билеты по теории
- Определение трапеции, периметра трапеции.
- Определение биссектрисы угла.
- Теорема о накрест лежащих углах при параллельных прямых и секущей.
- Определение равнобедренного треугольника (свойства равнобедренного треугольника).
- Определение ромба.
- Свойства диагоналей ромба.
- Теорема Пифагора.
- Формула D и корней квадратного уравнения.
- Определение прямоугольной трапеции.
- Где расположен центр описанной около прямоугольного треугольника окружности.
- Определение sin, cos острого угла прямоугольного треугольника.
- Формула площади прямоугольного треугольника через катеты.
- Формула тригонометрии sin2α=2sinα·cosα.
- Свойство высоты прямоугольного треугольника, опущенной из вершины прямого угла.
- Формула для вычисления (формулы) площади трапеции.
IV. Решение 5 задач ЕГЭ в группах.
Тексты 5 задач по планиметрии даются в каждую группу в виде 5 карточек.
Критерии оценок, как и при опросе по теории.
Ребята работают в парах и могут совещаться, решая задачи со всеми членами группы.
Нужно решить как можно больше задач. Решённые в группе задачи должны быть оформлены у каждого члена группы.
Тексты задач ЕГЭ по планиметрии
№ 1п. В равнобокой трапеции средняя линия равна 5 см, а большее основание на 18 см меньше её периметра. Найдите периметр трапеции, если её диагональ делит тупой угол пополам.
Ответ:[26 см]
№ 2п. Разность диагоналей ромба равна 10 см, а его периметр 100 см. Найдите сумму диагоналей ромба.
Ответ:[70 см]
№ 3п. В прямоугольной трапеции боковые стороны равны 8 см и 10 см. Чему равно её большее основание, если меньшее основание равно 10 см.
Ответ:[16 см]
№ 4п. Медиана СМ, проведённая из вершины прямого угла С треугольника АВС, равна 6. Найдите площадь треугольника, если один из его углов равен 15°.
Ответ:[18]
№ 5. В равнобокой трапеции диагонали перпендикулярны боковым сторонам. Чему равна площадь этой трапеции, если её основания равны 36 см 60 см?
Ответ:[1152 см2]
Критерии оценок:
4-5 задач “5”
3 задачи “4”
2 задачи “3”
0-1 задача “2”
Решение задач №1 - №5
№1
Дано: ABCD – равнобедренная трапеция
m = 5см (средняя линия трапеции)
AD < PABCD на 18см
АС – диагональ трапеции
ВСА = DCA
Найти: РABCD
Решение:
- ВСА = DCA (по условию, т.к. АС – биссектриса BCD)
ВСА = CAD (как накрест лежащие при параллельных прямых BC, AD и секущей АС)
Значит, CAD = DCA. Поэтому, ACD – равнобедренный (AD = CD)
- Пусть AD = CD = AB = x,
ВС = у, тогда по условию задачи
х + у = 10
3х + у – х = 18
у = 10 – х
3х + 10 – х – х = 18
х + 10 = 18
х = 8
х = 8
у = 2
х = 8, у = 2 – решение системы уравнений.
- Р = 3х + у = 3*8 + 2 = 26 (см)
Ответ: 26 см
№2
Дано: ABCD – ромб
АС – BD = 10см
РABCD = 100см
Найти: AC + BD.
Решение:
- По свойству диагоналей ромба О – середина AC и BD и BDAC.
- Пусть OC=y ; OD=x , то 2y - 2x=10 y-x=5 y=5+x (1)
- По теореме Пифагора для COD: x2+y2=625 (2)
- Составим и решим систему уравнений:
y=5+x y = 5+x
x2 + y2=625 x2 + (5+x)2=625
x2 +25 +10x +x2=625
2x2 +10x – 600 =0 :2
X2+5X-300=0
D=25+1200=1225 >0, 2 корня
x =
x1 = -20 ; x2 = 15
x = -20 – не удовлетворяет условию задачи, тогда
x = 15 OC = 20см AC = 40 см
y = 20, т.е. OD = 15см BD = 30 см
AC + BD = 70 см
Ответ: 70 см
№3
Дано: ABCD – трапеция
BA = 8см; CD = 10; DC = 10 Найти: AD |
Решение:
1) В трапеции проведём высоту СК; ABCK - прямоугольник, тогда по свойству противоположных сторон прямоугольника AK= BC = 10см
2) По теореме Пифагора из треугольника CKD: KD = см
Поэтому AD = AK + KD = 10 + 6 = 16 см
№ 4
Дано: В ABC C = 900
CM = 6 (медиана треугольника)
B = 150
Найти S abc
Решение:
1) По теореме точка М – центр описанной около ABC окружности, CM – радиус этой окружности. Значит, AB = 12 см.
2) Найдём катеты AC и BC: BC = AB cos150
AC = AB sin150
3) S abc = (см2)
Ответ: 18 см2
№ 5
Дано:
ABCD – трапеция
AB = CD
ACCD
BDAB
BC = 36 см
AD = 60 см
Найти: SABCD
Решение:
- Проведём высоты трапеции CK и BE.
- В прямоугольном треугольнике ACD по свойству (см) (AE=DK=(60-36):2=12)
- SABCD= (см2)
Ответ: 1152см2.
V. Разбор задач у доски
К доске вызывается любой ученик из группы для решения задачи у доски, если задача в группе решена.
Ответ ученика влияет на оценку группы.
Ребятами ставится оценка каждому за работу на уроке, в зависимости от его вклада в решение задач и ответ по теории.
VI. Подведение итогов урока
(Оценка работы уч-ся в группах с комментариями и выставлением в журнал и дневники).
VII. Домашнее задание
В-11 из варианта 3; 4
Варианты из сборника ЕГЭ 2006-2007 Москва “Просвещение” (контрольные измерительные материалы)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока геометрии в 10 классе школы глухих "Решение задачи разными способами".
В методической разработке урока представлены: образец оформления доски, схемы записи решения задачи двумя способами, рекомендации по решению задач, виды работ на уроке с учащимися, имеющими слож...
Методическая разработка урока геометрии в 10 классе по теме: «Расстояние от точки до плоскости. Теорема о трех перпендикулярах» ( 34-й урок по плану; УМК Л.С.Атанасян, В.Ф. Бутузов).
Данный урок относится к Разделу 3: «Перпендикулярность прямых и плоскостей», (Модуль 2: Перпендикуляр и наклонные. Угол между прямой и плоскостью).Применение нестандартных методов обучения, ИКТ- ...
Методическая разработка урока геометрии в 11 классе "Методы решения задач по теме "Сфера и шар"
Методическая разработка урока геометрии в 11 классе "Методы решения задач по теме "Сфера и шар" выполнена в виде проекта на основе технологической карты.В содержании разработки показана мет...
Методическая разработка урока геометрии по теме "Применение теоремы синусов и косинусов при решении практических задач", 9 класс
На уроке разбирается решение задачи измерения высоты недоступного объекта различными способами: с использованием подобия, теорем синусов и др....
Методическая разработка урока геометрии по теме: «Объем цилиндра. Решение прикладных задач». 11 класс
Урок геометрии в 11 классе. Объем цилиндра....
Методическая разработка урока геометрии "Знакомьтесь - геометрия" 7 класс
Технологическая карта вводного урока по геометрии в 7 классе, математический диктант на понимание, карточка для рефлексии...
Методическая разработка урока геометрии в 9 классе "Подготовка к ОГЭ. Решение геометрических задач.".
Повторение теории и решение задач разного уровня сложности по геометрии в рамках подготовки к ОГЭ по математике....