Открытый урок "Теорема невесты" 8 класс
методическая разработка по геометрии (8 класс) на тему
К уроку проекту была проведена предварительная работа: была показана презентация, где дети ознакомились с материалом, который предстоит отыскать, изучить и представить классу. В классе были организованы две группы: "Историки" и "Практики"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_teorema_nevesty.docx | 30.46 КБ |
teorema_nevesty.pptx | 856.58 КБ |
titulnyy_list.docx | 11.01 КБ |
prilozhenie_6.docx | 12.11 КБ |
Предварительный просмотр:
УРОК – ПРОЕКТ ПО МАТЕМАТИКЕ В 8 КЛАССЕ
««Теорема невесты»
« Геометрия владеет двумя сокровищами –
теоремой Пифагора и золотым сечением…»
И.Кеплер
Цели урока:
- познакомить с историей теоремы.
- учить использовать полученные знания на практике и в повседневной жизни.
Задачи:
Образовательные:
- расширение знаний учащихся о жизни великого математика Пифагора , о знаменитой теореме Пифагора
Развивающие:
- развитие у учащихся общеучебных умений и навыков: работы с дополнительной литературой по математике; поиска, выбора и анализа нужной информации по заданной теме и составления сообщения в краткой форме , оформлении наглядности и защиты своего выступления.
Воспитательные:
- воспитание устойчивого интереса к изучению предмета геометрии, понимания роли геометрии в решении практических задач;
Планируемые результаты:
личностные (готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению; способность ставить цели и строить жизненные планы; сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; информационно-коммуникационные компетенции; социальные компетенции, формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими.)
метапредметные (формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.)
предметные (формирование представлений о математике как о методе познания действительности, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления; развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить логические обоснования, доказательства математических утверждений; овладение символьным языком математики.)
Используемые технологии:
Проектная технология, информационно-коммуникационные технологии.
(На доске портрет Пифагора и эпиграф)
Формы познавательной деятельности:
- фронтальная,
- парная
- групповая,
- индивидуальная.
Средства обучения:
- технические,
- наглядные.
Оборудование: персональный компьютер, мультимедийный проектор, презентация.
Подготовка к уроку.
Предварительно была проведена работа по мотивации обучающихся к проектной деятельности. За несколько дней до изучения темы была показана презентация где дети ознакомились с материалом, который предстоит отыскать , изучить и представить классу. В классе организовано две группы: «Историки», «Практики»
«Историки» подбирают материал , которые рассказывают об интересных фактах из жизни Пифагора, о создании пифагорейской школы и основных направлениях математических открытий . сделанных ими.
«Практики» получают задание найти в литературе практические задачи нетрадиционного содержания . которые решаются с помощью теоремы Пифагора.
План проведения проекта
- Организационный этап
- Выявление интересов детей и формулировка проблемы, с использованием стартовой презентации.
- В классе организовано две группы: «Историки», «Практики»
- Подготовительный этап:
- Выбор темы, формулировка целей проекта и формирование групп обучающихся;
- Распределение задач каждой группы и установление сроков выполнения проекта, составление плана работы группы. Распределение задач по группам, обсуждение методов исследования, поиска информации, творческих решений;
- Определение основных источников информации.
- Практический этап:
- Сбор информации по теме и систематизация собранного материала по тематическим группам: для создания презентации.
- Сбор, подготовка и оформление результатов работы в виде презентаций.
- «Историки» подбирают материал , которые рассказывают об интересных фактах из жизни Пифагора, о создании пифагорейской школы и основных направлениях математических открытий . сделанных ими.
- «Практики» получают задание найти в литературе практические задачи нетрадиционного содержания . которые решаются с помощью теоремы Пифагора.
- Защита проекта.
- Заключительный этап:
- Оценка проекта.
- Рефлексия.
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД | |||||
Личностные | Познавательные | Регулятивные | Коммуникативные | ||||||
1 | Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности | Приветствует детей, проверяет готовность к уроку. Создает мотивацию к учебной деятельности | Готовятся к уроку | самодисциплина | Умение концентрировать внимание и настроиться на работу | Умение слушать и готовятся к вступлению в диалог. | |||
2 | Проверка домашнего задания. Актуализация знаний. | С какой теоремой мы с вами познакомились на прошлом уроке? Ребята, сформулируйте современную формулировку этой теоремы. Вы дома провели исследовательскую работу и выяснили, были ли другие формулировки ее. Вступительное слово учителя. Истоки математики находятся в Египте и Вавилонии, но их превращение в полноводный поток проходило в Древней Греции. Первым в ряду философов и математиков древности стоит Пифагор. О жизни Пифагора известно только то, что ничего нельзя утверждать наверняка. О нём написано одновременно и много и мало. Имя Пифагора обросло огромным количеством легенд. Вот одна из них: Пифагор путешествовал по Востоку, был в Египте, там познакомился с наукой жрецов, но “дал… подписку о неразглашении”. Свое слово он сдержал, поскольку действительно ничего не опубликовал, но делился своими знаниями с узким кругом доверенных лиц. Легенды хороши тем, что не заботясь о мелочах, чётко высвечивают главное. Так и эта легенда представила нам образ научного Прометея, который принес в Грецию математику, но подарил её только избранным. Сегодня у нас урок-проект. Цель проекта : ответить на вопрос «Почему теорему Пифагора называют сокровищем геометрии» И почему тема урока «Теорема невесты»? И еще многие вопросы рассмотрят в своих исследовательских работах ребята сегодня.. На эти вопросы у нас отвечали две группы. Предоставим им слово. | Участвуют в беседе с учителем, отвечают на поставленные вопросы, приводят примеры. Ответы детей: 1)«Квадрат, построенный на гипотенузе прямоугольного треугольника, равновелик сумме квадратов, построенных на катетах». 2)Если дан нам треугольник И притом с прямым углом, То квадрат гипотенузы Мы всегда легко найдем: Катеты в квадрат возводим, Сумму степеней находим — И таким простым путем К результату мы придем. 3) У Евклида эта теорема гласит: «В прямоугольном треугольнике квадрат стороны, натянутой над прямым углом, равен квадратам на сторонах, заключающих прямой угол». 4) Пифагоровы штаны во все стороны равны | 1. Проявить умение участвовать в обсуждении проблемы. 2. Проявить аккуратность и ответственность. | 1. Слушают дополнительную информацию 2. Участвуют в обсуждении новой информации. | 1. Сами оценивают выполнение домашнего задания. 2. Анализируют и доказывают свою точку зрения. | 1.Прислушиваются к мнению одноклассников 2. Вступают в диалог с учителем. | ||
Защита проектов Представление группы «Историки»«Практики» | Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3 | 1. Показать умение выслушать. 2. Проявить тактичность и корректность в т. ч. и в случае несогласия с точкой зрения отличной от собственной. 3. 2. Развивают навыки сотрудничества со сверстниками | 1. Расширяют кругозор, развивают интерес к математике. 2. Создают структуру знаний. 3. Анализируют объекты. | 1. Ищут, выделяют и развивают навыки записи необходимой информацию в виде различных математических моделей. 2. Создают структуру знаний. | Умение слушать и понимать речь других, высказывать своё мнение | ||||
3 | Закрепление нового материала. Решение задач.
| А сейчас, ребята, проверим приняли бы вас в пифагорейскую школу. Для этого выполним тест на применение теоремы Пифагора Приложение 4. | Выполняют тест на карточках. | 1. Показать умение выслушать. 2. Проявить тактичность и корректность в т. ч. и в случае несогласия с точкой зрения отличной от собственной. | 1. Расширяют кругозор, развивают интерес к математике. 2. Создают структуру знаний. 3. Анализируют объекты. | 1. Ищут, выделяют и развивают навыки записи необходимой информации в виде различных математических моделей. 2. Создают структуру знаний. 3. Анализируют объекты. | 1. Учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. 2. Корректируют полученные знания | ||
4 | Контроль и проверка знаний | Учитель показывает на слайде ответы теста. Для тех кто сделает тест раньше других задача из ОГЭ на применение Теоремы Пифагора. Приложение 5 Сегодня мы много узнали о жизни Пифагора, о его знаменитой теореме. Мы с вами сегодня убедились в том , что теорема Пифагора популярна по трем причинам: 1)простота; 2) красота; 3) значимость. Вот почему теорему Пифагора называют сокровищем геометрии Вы показали себя знатоками теоремы Пифагора, любознательными учениками, умеющими думать. Спасибо всем за активное участие в проекте. Прежде чем оценить, ответьте на вопросы: 1..Узнали ли что-то новое? 2.Заинтересовало ли вас содержание проектов? 3.Довольны ли вы своей работой сегодня? Учитель оценивает работу групп по предложенным критериям | У ученика есть право задать один вопрос учителю, если он не знает, как выполнить задание. Учащиеся выполняют взаимную проверку теста. | 1. Развивают внимание, память. 2. Развивают навыки сотрудничества со сверстниками | 1. Развивают основы логического и алгоритмического мышления | 1. Планируют свою деятельность для решения поставленной задачи. 2. Сами регулируют свою деятельность. | 1. Сами определяются с целью получения наивысшего результата. | ||
1. Ориентируются на «хорошего» ученика, пытаются ему соответствовать. | 1. Выделяют и формулируют познавательную цель. 2. Анализируют и синтезируют объекты. | Саморегуляция. | |||||||
5 | Рефлексия. Подведение итогов урока. | Учащиеся получают анкеты: 1.Выступление какой группы тебе больше всего понравилось? «Историки» «Практики» 2.Оцени свой вклад в работу своей группы.(по пятибалльной системе) Хотелось бы, чтобы все выполняли напутствия Пифагора. (Раздает памятки учащимся) Приложение 7 | Учащиеся обсуждают старинные задачи на применение теоремы Пифагора. Участвуют в беседе с учителем и заполняют Лист контроля, оценивают свою деятельность на уроке. Приложение 6 Несколько учеников озвучивают свои записи. Для справившихся учеников задание. Подумать над словами Пифагора: «Измеряй свои желания, взвешивай свои мысли, | 1. Самооценивают себя на основе критерия успешности учебной деятельности. 2. Радуются и сопереживают за своих друзей. | 1. Строят высказывание в устной форме. 2. Выбирают способы и действия для подведения итогов. | 1. Адекватно воспринимают оценку учителя. 2. Грамотно формулируют самооценку работы на уроке. | 1. Допускают возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с собственной оценкой. 2. Прислушиваются к высказываниям учащихся и учителя. | ||
6 | Домашнее задание. | Задает дозированное домашнее задание. 1 уровень: №486(б),488(б), 495(б). 2 уровень: решить 2 задачи на теорему Пифагора из ОГЭ(можно взять на сайте «Решу ОГЭ», у кого нет интернета дома – карточки).
| Учащиеся записывают домашнее задание в зависимости от уровня усвоения темы урока. | 1. Развивают внимание, память, воображение. | 1. Планируют найти на сайте «Решу ОГЭ» задания по теореме Пифагора. | 1. Планируют порядок выполнения домашнего задания. | 1. Слушают и по мере необходимости вступают в диалог. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
« Геометрия владеет двумя сокровищами – теоремой Пифагора и золотым сечением…» И.Кеплер
1)«Квадрат, построенный на гипотенузе прямоугольного треугольника, равновелик сумме квадратов, построенных на катетах». 2) Если дан нам треугольник И притом с прямым углом, То квадрат гипотенузы Мы всегда легко найдем: Катеты в квадрат возводим, Сумму степеней находим — И таким простым путем К результату мы придем. 3) У Евклида эта теорема гласит: « В прямоугольном треугольнике квадрат стороны, натянутой над прямым углом, равен квадратам на сторонах, заключающих прямой угол ». 4) Пифагоровы штаны во все стороны равны
Пифагор- мыслитель, математик, философ .
Теорема Пифагора имеет богатую историю. Пифагор, не открыл эту теорему, а нашел ее доказательство, хотя доказательство самого Пифагора до нас не дошло. Значение теоремы состоит в том, что из нее или с ее помощью можно вывести большинство теорем геометрии и решить множество задач.
Истоки математики находятся в Египте и Вавилонии, но их превращение в полноводный поток проходило в Древней Греции. Первым в ряду философов и математиков древности стоит Пифагор.
О жизни Пифагора известно только то, что ничего нельзя утверждать наверняка. О нём написано одновременно и много и мало. Имя Пифагора обросло огромным количеством легенд.
Вот одна из них: Пифагор путешествовал по Востоку, был в Египте, там познакомился с наукой жрецов, но “дал… подписку о неразглашении”.
Легенды хороши тем, что не заботясь о мелочах, чётко высвечивают главное. Так и эта легенда представила нам образ научного Прометея, который принес в Грецию математику, но подарил её только избранным.
Сегодня у нас урок-проект. Цель проекта : ответить на вопрос «Почему теорему Пифагора называют сокровищем геометрии» И почему тема урока «Теорема невесты»?
Ответы к тесту: 1 вариант: б,а,б 2 вариант: а,б,а
Пифагор Самосский теорема Пифагора популярна по трем причинам: 1)простота; 2) красота; 3) значимость. Вот почему теорему Пифагора называют сокровищем геометрии
« Теорема Пифагора. Эллас. 350 драхм». Эта красивая марка – почти единственная среди многих тысяч существующих, на которой изображен математический факт.
Спасибо за внимание!!!
Предварительный просмотр:
Амурская ООШ, филиал МКОУ Калининская СОШ
457335, п.Амурский, ул.Центральная,1А, Брединского р-на, Челябинской области, (351-41) 3-70-17
Урок-проект
«Теорема невесты»
(Теорема Пифагора и ее применение)
Автор:
Алибаева Ракша Капасовна,
учитель математики,
высшая категория
2017-2018 уч.г.
Предварительный просмотр:
Фамилия, имя | |
Я умею решать задачи | |
Я умею применять теорему | |
Мне было интересно на уроке | |
Мне было неинтересно на уроке | |
Мне это не нужно | |
Моя оценка урока (от 1 до 5) |
Фамилия, имя | |
Я умею решать задачи | |
Я умею применять теорему | |
Мне было интересно на уроке | |
Мне было неинтересно на уроке | |
Мне это не нужно | |
Моя оценка урока (от 1 до 5) |
Фамилия, имя | |
Я умею решать задачи | |
Я умею применять теорему | |
Мне было интересно на уроке | |
Мне было неинтересно на уроке | |
Мне это не нужно | |
Моя оценка урока (от 1 до 5) |
Фамилия, имя | |
Я умею решать задачи | |
Я умею применять теорему | |
Мне было интересно на уроке | |
Мне было неинтересно на уроке | |
Мне это не нужно | |
Моя оценка урока (от 1 до 5) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пропорциональные отрезки в треугольнике. (открытый урок, 8 класс)
Подобие треугольников. Свойство биссектрисы треугольника.Среднее пропорциональное. Теорема Фалеса. Обобщённая теорема Фалеса. Теоремы Чевы и Менелая....
Открытый урок 9 класс по теме "Соединения алюминия"
Здоровьесберегающие технологии на уроках химии....
Разработка открытого урока по классу фортепиано «Работа над полифонией в старших классах»
Трёхголосное полифоническое произведение. И.С. Бах Фуга С-dur....
Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)
Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...
Проект открытого урока 9 класса "Открытие нейтрона. Состав атомного ядра. Массовое число. Изотопы"
Проект открытого урока «Открытие нейтрона. Состав атомного ядра. Массовое число. Изотопы»...
Презентация и технологическая карта к открытому уроку(мастер классу) по английскому языку 6 класс " Британские праздники" ФГОС
Презентация, технологическая карта, карта самоанолиза деятельности учащегося на уроке к открытому уроку(мастер классу) по английскому языку 6 класс " Британские праздники" ФГОС. Урок давался в рамках ...
Конспект открытого урока по классу баян/аккордеон на тему «Развитие технических навыков игры на баяне на материале гамм, упражнений и этюдов в младших классах ДШИ»
Тема урока: «Развитие технических навыков игры на баяне на материале гамм, упражнений и этюдов в младших классах ДШИ».Цель урока: развитие технических навыков. Освоение техники игровых дви...