Открытый урок "Теорема невесты" 8 класс
методическая разработка по геометрии (8 класс) на тему

Алибаева Ракша Капасовна

К уроку проекту была проведена предварительная работа: была показана презентация, где дети ознакомились с материалом, который предстоит отыскать, изучить и представить классу. В классе были организованы две группы: "Историки" и "Практики"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_teorema_nevesty.docx30.46 КБ
Файл teorema_nevesty.pptx856.58 КБ
Файл titulnyy_list.docx11.01 КБ
Файл prilozhenie_6.docx12.11 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК – ПРОЕКТ ПО МАТЕМАТИКЕ  В 8 КЛАССЕ

««Теорема невесты»

« Геометрия владеет двумя сокровищами –

теоремой Пифагора и золотым сечением…»

                                                                                                                    И.Кеплер

Цели урока:

  • познакомить с историей теоремы.
  • учить использовать полученные знания на практике и в повседневной жизни.                    

 Задачи:

          Образовательные:

  • расширение знаний учащихся о жизни великого математика Пифагора , о знаменитой теореме Пифагора

Развивающие:

  • развитие у учащихся  общеучебных  умений и навыков: работы с дополнительной литературой  по математике; поиска, выбора  и анализа нужной информации  по заданной теме и составления сообщения в краткой форме , оформлении наглядности и защиты своего выступления.

Воспитательные:

  • воспитание устойчивого интереса к изучению предмета геометрии, понимания роли геометрии в решении практических задач;

Планируемые результаты:

личностные  (готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению; способность ставить цели и строить жизненные планы; сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; информационно-коммуникационные компетенции; социальные компетенции, формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими.)

метапредметные (формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.)

предметные (формирование представлений о математике как о методе познания действительности, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления; развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить логические обоснования, доказательства математических утверждений; овладение символьным языком математики.)

Используемые технологии:

Проектная технология,  информационно-коммуникационные технологии.  

 

(На доске  портрет Пифагора и эпиграф)  

Формы познавательной деятельности:

  • фронтальная,
  • парная
  • групповая,
  • индивидуальная.

Средства обучения:

  • технические,
  • наглядные.

Оборудование: персональный компьютер, мультимедийный проектор, презентация.

Подготовка к уроку.

       Предварительно была проведена работа по мотивации обучающихся к проектной деятельности. За несколько дней до изучения темы была показана презентация  где дети ознакомились с материалом, который предстоит отыскать , изучить и представить классу. В классе организовано две группы: «Историки», «Практики»

«Историки» подбирают материал , которые рассказывают об интересных фактах  из жизни Пифагора, о создании пифагорейской школы и основных направлениях математических открытий . сделанных ими.  

 «Практики» получают задание найти в литературе  практические задачи нетрадиционного содержания . которые решаются с помощью теоремы Пифагора.

План проведения проекта

  1. Организационный этап
  • Выявление интересов детей и формулировка проблемы, с   использованием стартовой презентации.
  • В классе организовано две группы:     «Историки», «Практики»
  1. Подготовительный этап:
  • Выбор темы, формулировка целей проекта и формирование групп обучающихся;
  • Распределение задач каждой группы и установление сроков выполнения проекта, составление плана работы группы. Распределение задач по группам, обсуждение методов исследования, поиска информации, творческих решений;
  • Определение основных источников информации.
  1. Практический этап:
  • Сбор информации по теме и систематизация собранного материала по тематическим группам: для создания презентации.
  • Сбор, подготовка и оформление результатов работы в виде презентаций.
  • «Историки» подбирают материал , которые рассказывают об интересных фактах  из жизни Пифагора, о создании пифагорейской школы и основных направлениях математических открытий . сделанных ими.  
  •  «Практики» получают задание найти в литературе  практические задачи нетрадиционного содержания . которые решаются с помощью теоремы Пифагора.
  • Защита проекта.
  1. Заключительный этап:
  • Оценка проекта.
  • Рефлексия.

Этап

урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

Личностные

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

1

Организационный момент.

Мотивация к учебной деятельности

Приветствует детей,  проверяет готовность к уроку. Создает мотивацию к учебной деятельности

Готовятся к уроку

самодисциплина

Умение концентрировать внимание и настроиться на работу

Умение слушать и готовятся к вступлению в диалог.

2

Проверка домашнего задания. Актуализация знаний.

С какой теоремой мы с вами познакомились на прошлом уроке?

Ребята, сформулируйте современную формулировку этой теоремы.

Вы дома провели исследовательскую работу и выяснили, были ли другие формулировки ее.

Вступительное слово учителя.

Истоки математики находятся в Египте и Вавилонии, но их превращение в полноводный поток проходило в Древней Греции. Первым в ряду философов и математиков древности стоит Пифагор. О жизни Пифагора известно только то, что ничего нельзя утверждать наверняка. О нём написано одновременно и много и мало. Имя Пифагора обросло огромным количеством легенд. Вот одна из них: Пифагор путешествовал по Востоку, был в Египте, там познакомился с наукой жрецов, но “дал… подписку о неразглашении”. Свое слово он сдержал, поскольку действительно ничего не опубликовал, но делился своими знаниями с узким кругом доверенных лиц. Легенды хороши тем, что не заботясь о мелочах, чётко высвечивают главное. Так и эта легенда представила нам образ научного Прометея, который принес в Грецию математику, но подарил её только избранным.   

Сегодня у нас урок-проект.

Цель проекта : ответить на вопрос  «Почему теорему Пифагора называют сокровищем геометрии»

И почему тема урока «Теорема невесты»? И еще многие вопросы рассмотрят в своих исследовательских работах ребята сегодня..

На эти вопросы у нас отвечали две группы. Предоставим им слово.

Участвуют в беседе с учителем, отвечают на поставленные вопросы, приводят примеры.

Ответы детей:

1)«Квадрат, построенный на гипотенузе прямоугольного треугольника, равновелик сумме квадратов, построенных на катетах».

2)Если дан нам треугольник

И притом с прямым углом,

То квадрат гипотенузы

Мы всегда легко найдем:

Катеты в квадрат возводим,

Сумму степеней находим —

И таким простым путем

К результату мы придем.

3) У Евклида эта теорема гласит:

«В прямоугольном треугольнике квадрат стороны, натянутой над прямым углом, равен квадратам на сторонах, заключающих прямой угол».

4) Пифагоровы штаны во все стороны равны

1. Проявить умение участвовать в обсуждении проблемы.

2. Проявить аккуратность и ответственность.

1. Слушают дополнительную информацию

2. Участвуют в обсуждении новой информации.

1. Сами оценивают выполнение домашнего задания.

2. Анализируют и доказывают свою точку зрения.

1.Прислушиваются  к мнению одноклассников

2. Вступают в диалог с учителем.

Защита проектов

Представление группы «Историки»«Практики»

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

1. Показать умение выслушать.

2. Проявить тактичность и корректность в т. ч. и в случае несогласия с точкой зрения отличной от собственной.

3. 2. Развивают навыки сотрудничества со сверстниками

1. Расширяют кругозор, развивают интерес к математике.

2. Создают структуру знаний.

3. Анализируют объекты.

1. Ищут, выделяют и развивают навыки записи необходимой информацию в виде различных математических моделей.

2. Создают структуру знаний.

Умение слушать и понимать речь других, высказывать своё мнение

3

Закрепление нового материала. Решение задач.

 

 А сейчас, ребята, проверим приняли бы вас в пифагорейскую школу. Для этого выполним тест на применение теоремы Пифагора

Приложение 4.

Выполняют тест на карточках.

1. Показать умение выслушать.

2. Проявить тактичность и корректность в т. ч. и в случае несогласия с точкой зрения отличной от собственной.

1. Расширяют кругозор, развивают интерес к математике.

2. Создают структуру знаний.

3. Анализируют объекты.

1. Ищут, выделяют и развивают навыки записи необходимой информации в виде различных математических моделей.

2. Создают структуру знаний.

3. Анализируют объекты.

1. Учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

2. Корректируют полученные знания

4

Контроль  и проверка знаний

Учитель показывает на слайде ответы теста.

Для тех кто сделает тест раньше других задача из ОГЭ на применение Теоремы Пифагора.

Приложение 5

 Сегодня мы много узнали о жизни Пифагора, о его знаменитой теореме. Мы с вами сегодня убедились в том , что теорема Пифагора популярна по трем причинам: 1)простота; 2) красота; 3) значимость.

Вот почему теорему Пифагора называют сокровищем геометрии 

 Вы показали себя знатоками теоремы Пифагора, любознательными учениками, умеющими думать. Спасибо всем за активное участие в проекте.

Прежде чем оценить, ответьте на вопросы:

1..Узнали ли что-то новое?

2.Заинтересовало ли вас содержание проектов?

3.Довольны ли вы своей работой сегодня?

Учитель оценивает работу групп по предложенным критериям

У ученика есть право задать один вопрос учителю, если он не знает, как выполнить задание. Учащиеся выполняют взаимную проверку теста.

1. Развивают внимание, память.

2. Развивают навыки сотрудничества со сверстниками

1. Развивают основы логического и алгоритмического мышления

1. Планируют свою деятельность для решения поставленной задачи.

2. Сами регулируют свою деятельность.

1. Сами определяются с целью получения наивысшего результата.

1. Ориентируются на «хорошего» ученика, пытаются ему соответствовать.

1. Выделяют и формулируют познавательную цель.

2. Анализируют и синтезируют объекты.

               Саморегуляция.

5

Рефлексия.

Подведение

 итогов  урока.

Учащиеся получают анкеты:

1.Выступление какой группы тебе больше всего понравилось?

«Историки»

«Практики»

2.Оцени свой вклад в работу своей группы.(по пятибалльной системе)

Хотелось бы, чтобы  все выполняли напутствия Пифагора. (Раздает  памятки учащимся)

Приложение 7

Учащиеся обсуждают старинные задачи на применение теоремы Пифагора. Участвуют в беседе с учителем и заполняют Лист контроля, оценивают свою деятельность на уроке.

Приложение 6

 Несколько учеников озвучивают свои записи.

Для справившихся учеников задание.  Подумать над словами Пифагора:

«Измеряй свои желания, взвешивай свои мысли,
исчисляй свои слова».

1. Самооценивают себя на основе критерия успешности учебной деятельности.

2. Радуются и сопереживают за своих друзей.

1. Строят высказывание в устной форме.

2. Выбирают способы и действия для подведения итогов.

1. Адекватно воспринимают оценку учителя.

2. Грамотно формулируют самооценку работы на уроке.

1. Допускают возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с собственной оценкой.

2. Прислушиваются к высказываниям учащихся и учителя.

6

Домашнее

задание.

Задает дозированное домашнее задание.

1 уровень: №486(б),488(б), 495(б).

2 уровень:  решить 2  задачи на теорему Пифагора из ОГЭ(можно взять на сайте «Решу ОГЭ», у кого нет интернета дома – карточки).

 

Учащиеся записывают домашнее задание в зависимости от уровня усвоения темы урока.

1. Развивают внимание, память, воображение.

1. Планируют найти на сайте «Решу ОГЭ» задания по теореме Пифагора.

1. Планируют порядок выполнения домашнего задания.

1. Слушают и по мере необходимости вступают в диалог.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«ТЕОРЕМА НЕВЕСТЫ» Автор: Алибаева Р.К. у читель математики, Амурская ООШ

Слайд 2

« Геометрия владеет двумя сокровищами – теоремой Пифагора и золотым сечением…» И.Кеплер

Слайд 3

1)«Квадрат, построенный на гипотенузе прямоугольного треугольника, равновелик сумме квадратов, построенных на катетах». 2) Если дан нам треугольник И притом с прямым углом, То квадрат гипотенузы Мы всегда легко найдем: Катеты в квадрат возводим, Сумму степеней находим — И таким простым путем К результату мы придем. 3) У Евклида эта теорема гласит: « В прямоугольном треугольнике квадрат стороны, натянутой над прямым углом, равен квадратам на сторонах, заключающих прямой угол ». 4) Пифагоровы штаны во все стороны равны

Слайд 4

Пифагор- мыслитель, математик, философ .

Слайд 5

Теорема Пифагора имеет богатую историю. Пифагор, не открыл эту теорему, а нашел ее доказательство, хотя доказательство самого Пифагора до нас не дошло. Значение теоремы состоит в том, что из нее или с ее помощью можно вывести большинство теорем геометрии и решить множество задач.

Слайд 6

Истоки математики находятся в Египте и Вавилонии, но их превращение в полноводный поток проходило в Древней Греции. Первым в ряду философов и математиков древности стоит Пифагор.

Слайд 7

О жизни Пифагора известно только то, что ничего нельзя утверждать наверняка. О нём написано одновременно и много и мало. Имя Пифагора обросло огромным количеством легенд.

Слайд 8

Вот одна из них: Пифагор путешествовал по Востоку, был в Египте, там познакомился с наукой жрецов, но “дал… подписку о неразглашении”.

Слайд 9

Легенды хороши тем, что не заботясь о мелочах, чётко высвечивают главное. Так и эта легенда представила нам образ научного Прометея, который принес в Грецию математику, но подарил её только избранным.

Слайд 10

Сегодня у нас урок-проект. Цель проекта : ответить на вопрос «Почему теорему Пифагора называют сокровищем геометрии» И почему тема урока «Теорема невесты»?

Слайд 11

Ответы к тесту: 1 вариант: б,а,б 2 вариант: а,б,а

Слайд 12

Пифагор Самосский теорема Пифагора популярна по трем причинам: 1)простота; 2) красота; 3) значимость. Вот почему теорему Пифагора называют сокровищем геометрии

Слайд 13

« Теорема Пифагора. Эллас. 350 драхм». Эта красивая марка – почти единственная среди многих тысяч существующих, на которой изображен математический факт.

Слайд 14

Спасибо за внимание!!!



Предварительный просмотр:

Амурская ООШ, филиал МКОУ Калининская СОШ

457335, п.Амурский, ул.Центральная,1А, Брединского р-на, Челябинской области, (351-41) 3-70-17

Урок-проект

«Теорема невесты»

(Теорема Пифагора и ее применение)

Автор:

Алибаева Ракша Капасовна,

учитель математики,

высшая категория

2017-2018 уч.г.



Предварительный просмотр:

Фамилия, имя

Я умею решать задачи

Я умею применять теорему

Мне было интересно на уроке

Мне было неинтересно на уроке

Мне это не нужно

Моя оценка урока (от 1 до 5)

Фамилия, имя

Я умею решать задачи

Я умею применять теорему

Мне было интересно на уроке

Мне было неинтересно на уроке

Мне это не нужно

Моя оценка урока (от 1 до 5)

Фамилия, имя

Я умею решать задачи

Я умею применять теорему

Мне было интересно на уроке

Мне было неинтересно на уроке

Мне это не нужно

Моя оценка урока (от 1 до 5)

Фамилия, имя

Я умею решать задачи

Я умею применять теорему

Мне было интересно на уроке

Мне было неинтересно на уроке

Мне это не нужно

Моя оценка урока (от 1 до 5)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пропорциональные отрезки в треугольнике. (открытый урок, 8 класс)

Подобие треугольников. Свойство биссектрисы треугольника.Среднее пропорциональное. Теорема Фалеса. Обобщённая теорема Фалеса. Теоремы Чевы и Менелая....

Открытый урок 9 класс по теме "Соединения алюминия"

Здоровьесберегающие технологии на уроках химии....

Разработка открытого урока по классу фортепиано «Работа над полифонией в старших классах»

Трёхголосное полифоническое произведение. И.С. Бах Фуга С-dur....

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Проект открытого урока 9 класса "Открытие нейтрона. Состав атомного ядра. Массовое число. Изотопы"

Проект открытого урока «Открытие нейтрона. Состав атомного ядра. Массовое число. Изотопы»...

Презентация и технологическая карта к открытому уроку(мастер классу) по английскому языку 6 класс " Британские праздники" ФГОС

Презентация, технологическая карта, карта самоанолиза деятельности учащегося на уроке к открытому уроку(мастер классу) по английскому языку 6 класс " Британские праздники" ФГОС. Урок давался в рамках ...

Конспект открытого урока по классу баян/аккордеон на тему «Развитие технических навыков игры на баяне на материале гамм, упражнений и этюдов в младших классах ДШИ»

Тема урока: «Развитие технических навыков игры на баяне на материале гамм, упражнений и этюдов в младших классах ДШИ».Цель урока: развитие технических навыков. Освоение техники игровых дви...