Открытый урок 9 класс по теме "Соединения алюминия"
план-конспект урока химии (9 класс) по теме
Здоровьесберегающие технологии на уроках химии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_himii_9_klass_po_teme.docx | 24.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по химии 9 класс по теме: «Соединения алюминия»
(в рамках педсовета по теме: «Здоровьесберегающие технологии при обучении»)
Цель: Создать условия для воспитания активности и самостоятельности при изучении темы. Организовать деятельность учащихся на усвоение знаний характеризующих химические свойства соединений алюминия. Биогенная роль алюминия.
Воспитание ответственного отношения к сохранению своего здоровья и здоровья окружающих людей.
Тип урок: изучение нового материала
Оборудование: учебник, тетрадь, виртуальная лаборатория, образцы алюминевой посуды, коллекция «Алюминий»
Методы: словесно-наглядно-практические, объяснения с элементами беседы.
Этапы урока | Основные дидактические задачи | Формы организации Деятельности учащихся | Методы обучения и Приемы обучения | Средства обучения | Время |
Организаци- онный | Психологи- ческий наст- рой учащихся на урок | фронтальная | словесный | 1 мин | |
Актуализа-ция | Организовать повторение основных понятий, которые потребуются на уроке | Фронтальная, Индивиду-альная | Частично поисковый | Листы с задани-ями | 7 мин |
физпауза | 1 мин | ||||
Целеполага-ние | Постановка цели урока и доведения ее до сознания учащегося | фронтальная | Словесно-наглядная | доска | 1 мин |
Изучение нового материала | Организовать деятельность учащихся на усвоение новых знаний и способов деятельности | Фронтальная Индивидуа- льная, групповая | Словесно-наглядная, Практичес-кая | Тетрадь, виртуаль-ная лаборато-рия, информа- ция по Al | 25 мин |
физпауза | 2 мин | ||||
Само-контроль | Выявление ка- чества знаний установление причин недостатков | Индивидуа- льная, групповая | Словесно-наглядная, Практичес-кая | Карточки с заданием | 4 мин |
Подведение итогов | Проверка степени усвоения знаний выявление недостатков. | Фронтальная | Словесно-наглядная, Поощрения лучших учеников | Оцено-чный лист | 3 мин |
Д/з | Обеспечение понимания цели, содержания | Фронтальная | Словесно-наглядная | Учебник, доска | 1 мин |
Ход урока:
_ Здравствуйте, садитесь. Улыбнитесь друг другу. Дежурные кого нет в классе?
Новый материал запоминается легче, если он нанизывается на уже полученные знания. Поэтому сейчас предстоит работа с извлечением этого материала из памяти. Вам даны листы для самоанализа учебной деятельности. Заполняем их знаю, забыл, не знаю.
- В какой группе ПСХЭ находится химический элемент алюминий?
- Сколько электронов при образовании соединений может отдавать алюминий?
- На каких физических и химических свойствах основано применение в технике алюминия и его сплавов?
- История открытия алюминия.
- Почему в народном хозяйстве чаще чем другие металлы используют алюминий как проводник электрического т ока?
- Химические свойства алюминия.
- Вступает ли алюминий в реакцию с водой при н.у.?
Выполните задание на соответствие и ответы запишите в таблицу.
физпауза
2. изучение нового материала:
Тема сегодняшнего изучения соединения алюминия.
Одним из важных природных соединений алюминия является оксид алюминия, в природе он входит в состав глины, твердого минерала корунда, который в зависимости от примесей образует драгоценные камни: рубин, сапфир, аметист и др. применяется не только в ювелирной промышленности, а также в производстве лазеров, механических часов.
Исходя из положения В ПСХЭ алюминия что можно сказать о характере его оксида? (амфотерный )
Что такое амфотерность? (свойства оксидов проявлять как кислотные так и основные свойства)
Давайте проведем виртуальную лабораторную работу по изучению свойств оксида алюминия. К компьютеру приглашается _______________________
Помогает _____________________ все внимательно смотрим на экран уравнения реакции комментирует _____________________
Физпауза гимнастика для глаз
Аналогичные свойства проявляются у гидроксида алюминия. В природе Al втречается в виде содей хлоридов, сульфидов, фосфотов.
Какую же биологическую роль имеет алюминий для организма человека, к этому вопросу индивидуальное задание получила _______________________
(Содержание алюминия в организме человека (масса 70 кг) составляет 61 мг. Он находится во всех органах и тканях, но больше всего его в печени, легких, костях и головном мозге. В растительных организмах его содержание выше, чем в животных.
Биологическая роль алюминия следующая:
- принимает участие в построении эпителиальной и соединительной тканей.
- участвует в процессе регенерации костной ткани.
- оказывает активизирующее и ингибирующее действие на реакционную способность пищеварительных ферментов (в зависимости от концентрации в организме)
- Участвует в обмене фосфора.
Однако повышенное содержание алюминия в крови вызывает возбуждение центральной нервной системы, а пониженное – торможение. При избытке алюминия нарушается минеральный обмен.
Поскольку алюминий обладает нейротоксическим действием, то при избытке нарушается двигательная активность, возможны судороги, ослабление памяти, нарушение психомоторных реакций у детей, урологические расстройства, заболевания печени и почек.
Высокое содержание алюминия обнаружено в клетках головного мозга у людей, страдающих болезнью Альцгеймера (старческое слабоумие). )
Учитель: Но эти биологические исследования получили много критики и нет точных данных о связи одного с другим.
Мы живем в мире соединений алюминия и ежедневно их поглощаем.
Алюминий в небольших количествах необходим для организма, и особенно для костной ткани, в случае же избытка этот металл может представляет опасность. В сутки допустимая концентрация поступления алюминия в организм человека 50 мг. Пищевые источники алюминия поступает при варке в алюминиевой посуде, питьевая вода также является источником поступления алюминия, т.к. в водопроводную воду при очистке добавляют сульфат алюминия.
На доске написать уравнение реакции:
Алюминий содержится в чае, моркови, плавленых сырах, некоторые принимают лекарственные препараты содержащие гидроксид алюминия (альмагель, ренни, гастал) эти препараты служат для снижения кислотности желудочного сока при гастритах и язвенной болезни желудка.
Al(OH)3 + 3HCl = 2AlCl3 + 3H2O
Все антиспиранты в своем составе содержат ту или иную соль алюминия, бумажные полотенца, а также продукты контактирующие с алюминиевой фольгой, запыленный воздух.
Я вам уже сказала, что алюминий поступает в организм при использовании алюминиевой посуды. Группе учащихся было дано задание найти в интернете информацию.__________________________________________
( В быту часто используют алюминиевую посуду, которая делится на легкую, среднею, тяжелую в зависимости от толщены дна. Изготавливается из чистого алюминия или дюралюминия ( сплав с Mg). При приготовлении пищи в такой посуде содержание алюминия в пищевых продуктах увеличивается, т.к. частички алюминия «соскребаются» со стенок кастрюли, постепенно в организм поступает немалое количество Al. Поэтому надо ограничивать использование алюминиевой посуды. В такой посуде нельзя хранить кислые и соленые продукты, блюда из картофеля, т.к. воздействие кислот и щелочей разрушает оксидную пленку алюминия и металл проникает в пищу. Не следует варить а алюминиевой посуде неочищенный картофель, от этого посуда темнеет.
При чистке алюминиевой посуды удаляется пленка оксида алюминия, которую нежелательно разрушать. Поэтому лучше пользоваться моющими средствами не содержащих абразивных частиц, например, водой с мылом.
Если на алюминиевой посуде появились пятна от пригоревшей пищи, то для их удаления рекомендуется протереть посуду только разрезанным яблоком или вскипятить в ней воду с луком.)
На демонстрационном столе: алюминиевая кастрюля, квашенная капуста, молоко, лапша, гречневая крупа. Какие продукты можно хранить или варить в этой посуде?
физпауза
Для подведения итогов урок предлагаю решить задачу:
Для чистки алюминиевой посуды надо использовать нейтральные моющие смеси. Алюминий активный металл, он легко реагируют с кислотами и щелочами с выделением водорода. Например, уксусная кислота превращает металлический алюминий в соль ацетат алюминия: 1 вариант. А гидроксид натрия в водном растворе взаимодействует с алюминием с алюминием с образованием комплексного соединения: 2 вариант
Рассчитайте объем (при н.у.) водорода, который выделиться при взаимодействии 10 г алюминия: 1 вариант с уксусной кислотой; 2 вариант с гидроксидом натрия.
Ответ – 12,45 л
Сдайте листы самооценки и решение задачи на следующем уроке будут выставлены оценки всем, отмечаю хорошую подготовку к уроку_________________________________________________________ и работу на уроке___________________________________________________
Д/з § 13 упр. 4-6
Найдите соответствие между реагентами и продуктами химической реакцией.
1 | Al + O2 → | А | AlCl3 +H2 |
2 | Al + H2 O→ | Б | AlCl3 |
3 | Al + Cl2 → | В | AlCl3 +H2O |
4 | Al + HCl→ | Г | AlCl3 +Hg |
5 | Al + NaOH → | Д | AlCl3 +HgCl2 |
6 | Al +HgCl2 → | Е | NaAlO2 + H2 |
7 | Al + Fe2 O4→ | Ж | Al(OH)3 +H2 |
З | Al(OH)3 +Na | ||
И | Al2O3 + Fe | ||
К | Al2O3 |
______________________________________________________________-
Найдите соответствие между реагентами и продуктами химической реакцией.
1 | Al + S → | А | Al2O3 + Fe |
2 | Al + Fe2 O3→ | Б | Al2S3 |
3 | Al + HBr→ | В | AlCl3 +H2O |
4 | Al + KOH → | Г | AlCl3 +Hg |
5 | Al + H2 O→ | Д | AlCl3 +HgCl2 |
Е | KAlO2 + H2 | ||
Ж | AlBr3 +H2 | ||
З | Al(OH)3 + H2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по химии. 9 класс. тема "Алюминий"
Открытый урок по химии. 9 класс. тема "Алюминий"...
Открытый урок в 9 классе "Алюминий"
Тема по химии "Алюминий"-9 класс...
открытый урок класс насекомые
открытый урок по теме класс насекомые. обобщение...
Открытый урок (класс КРО) Развитие речи и окружающий мир. Тема "Транспорт"
Урок предназначен для детей 7 класса VIII вида (по программе Баряевой Л.Б). На уроке рассмотрены 4 вида транспорта: наземный, водный, воздушный, подземный...
Презентация Открытый урок класс баяна
Открытый урок в классе баяна тема:«Развитие самостоятельных творческих навыковв обучении игре на баяне»http://yadi.sk/i/jFd5G0NJ3GJD6R...
Открытый урок "Класс Млекопитающие. Внутреннее строение млекопитающих"
В данной методической разработке представлен подробный план урока, разработаны подробно этапы урока, представлен дидактический материал....
Открытый урок на семинареруководящих работников "Алюминий"
Открытый урок на семинареруководящих работников "Алюминий"...