Разработка открытого урока по классу фортепиано «Работа над полифонией в старших классах»
план-конспект урока по музыке по теме
Трёхголосное полифоническое произведение. И.С. Бах Фуга С-dur.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 27.85 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Школа искусств» г. Новодвинск
Лариса Васильевна Мосунова,
преподаватель по классу фортепиано
Разработка открытого урока по классу фортепиано
«Работа над полифонией в старших классах»
Тема урока | Трёхголосное полифоническое произведение. И.С. Бах Фуга С-dur. | |
Цель урока | Познакомить с трёхголосным полифоническим произведением - фуга, начать работу над I частью фуги - экспозицией. | |
Задачи урока | Образовательные: |
|
Развивающие: |
| |
Воспитательные: |
| |
Форма урока | Комбинированный | |
Тип урока | Изучение нового материала | |
Основные методы и приёмы обучения | Проблемный. Словесный (рассказ, беседа) Наглядно-практический (исполнение произведения и его частей преподавателем или воспроизведение записи) | |
Средства обучения | Фортепиано, стул, нотный сборник. | |
План урока | 1. Организационный момент (1-2 мин) 2. Мотивация предстоящей учебной деятельности (5-6 мин) 3. Активизация ранее полученных ЗУН (7-10 мин) 4. Формирование новых знаний (22-29 мин) 5. Итог урока. (3-5 мин) |
Ход урока
1. Организационный момент.
Приветствие, проверка готовности к уроку.
2. Мотивация предстоящей учебной деятельности
Преподаватель исполняет музыкальное произведение И.С. Бах Фуга С-dur (может быть заменено воспроизведением записи).
3. Активизация ранее полученных ЗУН
Беседа с учащейся:
Вопрос | Предполагаемый ответ |
Можете ли Вы назвать композитора? | И.С. Бах |
Можете ли определить форму произведения? | Полифоническое произведение, фуга |
Что ещё Вы можете рассказать о фуге? | Вся фуга строится вокруг короткой мелодии — темы. Мелодике темы часто бывает, свойственна так называемая «скрытая полифония». Это явление выражается в том, что между отдельными звуками темы возникает мелодическая связь на расстоянии. Линия одного голоса как бы разделяется на две или три мелодические линии. Это осуществляется в результате скачков, либо с возвращением к исходному звуку, либо разделяющих мелодически близкие друг к другу звуки. Фуга состоит из трех частей: экспозиции, разработки и репризы. В фуге обычно бывает от 2-х до 5-ти голосов (возможно и большее количество, если композитор обладает отточенным мастерством). Термин «фуга» использовался уже в Средние века, но тогда им обозначался любой имитационный контрапункт (то есть произведение, в котором один голос время от времени повторяет другой). Техника фуги, какой мы знаем её сейчас, начала разрабатываться в XVI веке, как в вокальных, так и в инструментальных произведениях. Форма фуги выросла из техники имитации, когда один и тот же мотив повторяется несколько раз, начинаясь с разных нот. Иоганн Себастьян Бах считается величайшим сочинителем фуг. В течение жизни он часто участвовал в соревнованиях, где участникам предоставлялись темы, на которые они должны были немедленно сочинить и сыграть фуги (на органе или клавесине). Бах часто включал фуги в разные камерные произведения. |
Сколько голосов Вы слышите в этом произведении? | 3 |
4. Формирование новых знаний
Можете ли Вы теперь предположить какова тема нашего урока? | Фуга С-dur И.С. Бах |
С чего бы Вы предложили начать работу над этим произведением? | Определим строение рассматриваемой фуги, тональные и динамический план, темы. Будем прорабатывать каждый голос по-отдельности, а затем соединим их попарно1+2, 1+3, 2+3 |
Произведение сложное, мы будем работать над ним на нескольких следующих уроках, поэтому сегодня начнём разбор I части.
Методические рекомендации:
- Работа ведётся по голосам, каждый голос проигрывается отдельно, выразительно и законченно.
- Соединение голосов попарно в ансамбле с преподавателем на 2-х инструментах.
- Исполнение пары голосов двумя руками с различным динамическим планом: верхний - f,
- нижний - р.
- Затем перевести внимание на нижний голос, контролировать наклон руки к 1 и 5 пальцам.
- Игра различными штрихами, нужно добиваться более ясной артикуляции.
- Ровное исполнение всех голосов при сосредоточенном внимании на одном из них.
- Отдельно отработать места, где один голос переходит из одной руки в другую.
- Особое внимание уделять аппликатурной дисциплине: скольжение пальцев, выдержанные звуки, беззвучная подмена.
- Внимательно прослушивать гармонии, которые образуются в результате сплетения линий и голосов.
- Чётко следить за правильным исполнением мелизмов и ритмического рисунка.
- Постоянный слуховой контроль:
- за вертикальными и горизонтальными линиями;
- за нахождением нужного ансамбля в звучании голосов;
- за динамикой произведения;
- за задержаниями.
5. Итог урока
Насколько, примерно, в процентном соотношении мы приблизились сегодня к хорошему, качественному исполнению I части? | |
Что показалось Вам особенно трудным, непонятным? | |
Какие замечания преподавателя были особенно полезны? | |
Над чем Вы планируете поработать дома? | |
Как будете строить свою работу? |
Оценивание работы на уроке учащейся не производится, т.к. это самый первый урок из цикла. Говорить пока о каких-то реальных достижениях затруднительно.
Список использованной литературы:
- А. Чугаев. Особенности строения фуг Баха. «Музыка, М., 1975 г.
- Работа над фугой: метод и школа И.С. Баха. Материалы Восьмых Баховских чтений 20-27 апреля 2006 г., С.-Пб., 2008.
- Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. - М.: Музыка, 1978
- Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. - М.: Музыка, 1982
- Фейнберг С. Пианизм как искусство. - М.: Классика-XXI, 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка открытого урока по истории Древнего мира"Первая пуническая война". 5 класс.
Урок разработан согласно календарно-тематического планирования к учебнику В.А.Михайловского История древнего мира,учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений....
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/24/picture-92440-1577209967.jpg)
Разработка открытого урока по теме "Основные методы селекции и биотехнологии" 11 класс
Разработка открытого урока по теме "Основные методы селекции и биотехнологии"...
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/26/picture-280943-1377543305.jpg)
Разработка открытого урока на городском семинаре учителей английского языка для 2 класса "Всё о себе", "About Myself"
Разработка урока включает отработку основных тем, изучаемых на начальном этапе обучения....
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/09/picture-396437-1418148734.jpg)
Методическая разработка открытого урока по дисциплине «Практикум работы на ПЭВМ» Тема: Создание и форматирование таблиц в MS Word.
Актуальность выбранной темы открытого урока заключается в необходимости владения такими средствами обработки текста, создания и форматирования таблиц как MS Word....
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/13/picture-153631-1355403683.jpg)
Методическая разработка открытого урока Тема: Устройство на работу. Getting a job
Методическая разработка открытого урокаТема: Устройство на работу. Getting a jo...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/04/picture-476691-1409852072.jpg)
Открытый урок по теме «основные принципы работы над полифонией в старших классах дмш»
Цель урока: Работа над полифоническим произведением и исполнительские приёмы необходимые для воплощения замысла композитора.Задачи: Помочь исполнителю определить методические линии голосов, значение к...