Проект открытого урока 9 класса "Открытие нейтрона. Состав атомного ядра. Массовое число. Изотопы"
план-конспект урока по физике (9 класс) на тему
Проект открытого урока «Открытие нейтрона. Состав атомного ядра. Массовое число. Изотопы»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_9_klass.docx | 41.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Нуриманов Д.Р., МКОУ СОШ №2
Проект открытого урока
«Открытие нейтрона. Состав атомного ядра. Массовое число. Изотопы»
Цель:
- Формирование понятий о массовом и зарядовом числах, об основных законах сохранения в ядерной физике. Рассмотреть открытие нейтрона, что такое изотопы.
- Продолжить развивать умения выделять главное, сравнивать, сопоставлять, обобщать, анализировать, делать вывод, умение применять полученные знания в конкретной ситуации.
- Содействовать формированию мировоззренческих идей о неисчерпаемости материи и познании.
Тип урока: комбинированный урок.
Оборудование: Периодическая система Менделеева, тест (приложение 1),
План урока:
Этапы урока | Время | Приемы и методы |
I. Введение: порядок работы учащихся на уроке. | 3 мин. | Сообщение учителя. |
II. Актуализация теоретических знаний (проверка знаний, умений, навыков). | 8 мин. | Беседа. Записи на доске и в тетради. Индивидуальная работа (работа с тестом). |
III. Объяснение нового материала. | 17 мин. | Рассказ. Беседа. Записи на доске и в тетради. |
IV. Закрепление материала. | 10 мин. | Работа в группах. |
V. Подведение итогов урока. |
| Беседа. |
VI. Домашнее задание. | 2 мин. | Сообщение учителя. |
Ход урока
Мы продолжаем разговор о строении атома. Вспомним, кто из ученых изучал строение атома? Какие модели строения атомов вы знаете?
I. ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ.
Учащиеся отвечают на вопросы:
- Действие счётчика Гейгера основано….
- Действие камеры Вильсона основано…
- Действие пузырьковой камеры основано…
Ответы:
А) ...на возникновении пара на ионах, образующихся при движении быстрой заряженной частицы в перегретой жидкости.
Б) …на ударной ионизации атомов газа, заряженной частицей при её движении в промежутке между катодом и анодом.
В) …на конденсации перенасыщенного пара на ионах, образующихся вдоль траектории заряженной частицы.
Работа с тестом.
Задание 1. Ответы: 1 – В; 2 – Б; 3– Б; 4 – А; 5 – А.
Задание 2. Ответы: 1 – Б; 2 – А; 3 – В; 4 – А; 5 – Б.
II. ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
Любой химический элемент обозначают – X.
- Каждый химический элемент имеет порядковый номер в таблице Менделеева, под которым понимают или заряд ядра (в элементарных зарядах), или зарядовое число ядра. Обозначается Z, пишется впереди химического элемента, снизу.
- Каждый химический элемент имеет атомную массу, которая так же записана в таблице Менделеева. Целое число – массовое число. Что оно показывает? Показывает во сколько раз масса ядра данного химического элемента больше 1/12 массы атома углерода с точностью до целых чисел. Обозначается буквой А. Давайте обратимся к таблице Менделеева. Найдём Li, Ca, Ag…, а теперь найдем их зарядовое и массовое числа. Ребята, мы рассмотрели с вами зарядовое и массовое числа.
Давайте подведем итог сказанному.
Ученик: Вывод: А, Z – положительные, целые числа, не имеют наименования и можно их найти для каждого химического элемента в таблице Менделеева.
Записывается так: Например: , .
1. Искусственные превращения ядер.
Реакция превращения одного ядра в другое в лабораторных условиях была впервые осуществлена Резерфордом в 1919 году. Он обнаружил, что для разрушения или превращения ядра нужна большая энергия. Наиболее подходящими снарядами, обладающими достаточной для разрушения ядра энергией, были α-частицы.
Первым ядром, подвергшимся искусственному превращению, было ядро азота. В результате бомбардировки α-частицами ядро азота превращается в ядро изотопа кислорода с испусканием протонов – ядер атомов водорода. Ядра элементов, размещающихся в конце таблицы Менделеева, не испытывали таких превращений. Причина в том, что из-за их большого электрического заряда α-частицы отталкивались, не вступая во взаимодействие.
В 1920 г. Резерфорд высказал предположение, что должна существовать частица массой, равной массе протона, но не имеющая электрический заряд. Обнаружить такую частицу Резерфорду не удалось. Спустя 10 лет немецкие ученые Боте и Беккер заметили, что при бомбардировке α-частицами бериллия возникают какие-то лучи огромной проникающей способности: они проходили сквозь толстые слои свинца, почти не ослабляясь. Ученые решили, что обнаружили очень жесткое γ-излучение.
В 1932 году Фредерик и Ирен Жолио – Кюри решили изучить это излучение и обнаружили, что неон почти не ионизирует воздух, через который проходит.
В 1932 г. английский ученый Джеймс Чедвик выдвинул гипотезу, согласно которой в этих экспериментах вылетали не γ-кванты, а другие нейтральные частицы, близкие по размеру и массе к протонам. Эти частицы он назвал нейтронами. За открытие этой частицы Чедвик в 1935 году получил Нобелевскую премию.
При прохождении через вещество нейтроны не теряют энергию на ионизацию атомов вещества. Этим объясняется их огромная проникающая способность. По этой причине нельзя непосредственно обнаружить нейтроны в камере Вильсона. Однако если нейтрон столкнётся с ядром атома, например протоном, то последний получит при этом большую кинетическую энергию, а значит, способность ионизовать атомы. Таким образом, нейтрон и был обнаружен.
Свойства нейтрона:
- нестабильная частица.
- отсутствует заряд.
- масса приблизительно равна 1840 массам электрона.
- не ионизирует воздух.
- достаточно тяжел для расщепления ядер.
2. Строение ядра атома.
1932 г. - Иваненко и Гейзенберг предположили протонно- нейтронную модель ядра атома. Согласно этой модели любое атомное ядро состоит из протонов и нейтронов, связанных между собой ядерными силами. Число протонов в ядре равно зарядовому числу Z. Суммарное число протонов и нейтронов называют массовым числом А=Z + N, где N — число нейтронов.
3. Изотопы.
Изучение радиоактивности показало, что в природе встречаются атомные ядра с одинаковыми зарядами, но с различными массовыми числами. Содди предложил назвать такие ядра изотопами.
Свойства изотопов:
- Одинаковые химические свойства.
- Разные физические свойства.
- Имеются у всех химических элементов
- Получают в атомных реакторах и на ускорителях.
Применение радиоактивных изотопов:
А) исследование обмена веществ, кровообращения.
Б) лечение базедовой болезни, раковых заболеваний.
III. ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА. РАБОТА В ГРУППАХ.
Группа 1.
- Сколько протонов и нейтронов содержат ядра лития 63Li, меди 6429Cu, серебра 10847Ag, свинца 20782Pb?
- Являются ли ядра с индексами 4018 и 4020 ядрами изотопов одного и того же элемента?
Группа 2.
- Определите, сколько протонов и нейтронов содержат ядра гелия 42Не, кислорода 1680, селена 7934Se, ртути 20080Hg?
- Доля каких нуклонов в ядрах элементов возрастает с увеличением зарядового числа?
Группа 3.
- Ядро радона 22086Rn испустило α-частицу. В ядро какого элемента превратилось ядро радона?
- Написать реакции α-распада урана 23892U и β-распада свинца 20982Pb
Группа 4.
- Ядро какого элемента образовалось из ядра изотопа кобальта 6027Со после испускания β-частицы?
- Какой изотоп образуется из урана 23892U после двух β-распадов и одного α-распада?
IV. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.
На основании сказанного по новой теме сегодня, можно повести итог:
- Что сегодня нового изучили?
- Какие новые термины мы изучили?
- Как обозначаются и находятся зарядовое и массовое числа?
- Какие вещества называют изотопами?
V. В дневниках записываем домашнее задание.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
«Строение атома. Радиоактивность».
Вариант 1.
1. Какой заряд имеют α-частица, β-частица?
А. α-частица — отрицательный, β-частица — положительный.
Б. α- и β-частицы — положительный.
В. α-частица — положительный, β-частица — отрицательный.
2. На рисунке 1 излучение радиоактивного вещества исследуется в магнитном поле. Какие лучи отклоняются вправо?
А. α-лучи. Б. β-лучи. В. γ-лучи.
Рисунок 1.
3. α-излучение — это:
А. Поток электронов. Б. Поток ядер атомов гелия.
В. Излучение квантов энергии.
4. Какие частицы излучаются при указанном процессе распада:
+?
А. Ядро гелия. Б. Электрон. В. Ядро гелия и электрон.
5. Тот факт, что при радиоактивных превращениях из атомов одних веществ образуются атомы других веществ, является доказательством того, что радиоактивные превращения претерпевают:
А. Ядра атомов. Б. Электронные оболочки. В. Кристаллы.
«Строение атома. Радиоактивность».
Вариант 2.
1. Какой заряд имеют β-частица, γ-излучение?
А. β-частица — положительный, γ-излучение — отрицательный.
Б. β-частица — отрицательный, γ-излучение не имеет заряда.
В. β-частица и γ-излучение — отрицательный.
2. На рисунке 1 излучение радиоактивного вещества исследуется в магнитном поле. Какие лучи отклоняются влево?
А. α-лучи. Б. β-лучи. В. γ-излучение.
3. β-излучение — это:
А. β-излучение квантов энергии.
Б. Поток ядер атомов гелия.
В. Поток электронов.
4. Почему радиоактивные препараты хранят в толстостенных свинцовых контейнерах?
А. Чтобы избежать опасного излучения.
Б. Чтобы увеличить период полураспада.
В. Чтобы уменьшить явление радиоактивности.
5. Какие частицы или излучения имеют наибольшую проникающую способность?
А. α-частицы. Б. γ-излучение. В. β-излучение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока по теме: "Состав атомных ядер. Изотопы. Радиоактивность."
Урок "Состав атомных ядер. Изотопы. Радиоактивность" проводился на семинаре завучей в ходе продуктивно-управленческой игры. Использованы здоровьесберегающие технологии. Урок сопровождается мульт...
Разработка урока по физике на тему «Состав атомного ядра. Изотопы. Ядерные силы» для 9 класса
Разработка урока по теме "Состав атомного ядра. Изотопы. Ядерные силы." позволит повторить, обобщить и углубить знания о составе атомных ядер; сформировать понятие «изотопы веществ»; сформировать поня...
Рабочий лист ученика по теме "Состав атомного ядра. Ядерные силы"
Обеспечить достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы, создать основудля самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, видов и способов дея...
Самостоятельная работа "Состав атомного ядра. Изотопы"
Самостоятельная работа по теме "Состав атомного ядра" преднасначена для проверки усвоения учащимися текущего материала в 9 классе....
Урок по теме Состав атомного ядра
Урок по теме Состав атомного ядра...
План урока для 9Б класса " Состав атомного ядра. Ядерные силы"
В рамках дистанционного обучения разработан план занятий с использованием платформы РЭШ....
Физический диктант "Состав атомного ядра. Массовое число. Зарядное число"
https://infourok.ru/test-po-fizike-elektromagnitnaya-priroda-sveta-klass-2817595.html...