Рабочая программа по геометрии для 9 класса
календарно-тематическое планирование по геометрии (9 класс) на тему
Рабочая программа по геометрии для 9 класса составлена в соответствии с Законом «Об образовании в РФ», на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по геометрии с учетом авторской программы по математике (Геометрия. Сборник рабочих программ. 7 – 9 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций (автор-составитель Т.А. Бурмистрова. – М.: Просвещение, 2015-17) к учебнику Геометрия: 7 – 9 кл. (Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др. – М.: Просвещение), 2015-17, требований к оснащению образовательного процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
geometriya_9.docx | 36.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Иозефовская основная школа»
РАССМОТРЕНО И ПРИНЯТО на педагогическом совете Протокол от 30.08.2017 г. № 1 | УТВЕРЖДЕНО Директор ___________/Г.М. Петракова/ Приказ от 30.08.2017 г. № 28-ОД |
Рабочая программа
по геометрии
9 класс
уровень образования - базовый
срок реализации - 2017-18 учебный год
Составитель: Ковалева Н.А.,
учитель высшей квалификационной категории
Оглавление
Общая характеристика учебного предмета 2
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета 3
Содержание учебного предмета 5
Календарно-тематическое планирование 6
Пояснительная записка
Рабочая программа по геометрии для 9 класса составлена в соответствии с Законом «Об образовании в РФ», на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Иозефовская ОШ», примерной программы основного общего образования по математике (Геометрия 7-9 классы (составитель Т.А., Бурмистров) Москва, Просвещение, рекомендованных Министерством образования и науки); с учетом авторской программы по математике (Л.С. Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б. Кадомцев, Э.Г. Позняк, И.И.Юдина Геометрия 7-9, М.: Просвещение), учебного плана МБОУ «Иозефовская ОШ», требований к оснащению образовательного процесса.
Образовательная область – математика и информатика.
Формы итоговой аттестации – контрольная работа, тестирование.
Выбор данной программы и учебно-методического комплекта обусловлен основной образовательной программой основного общего образования МБОУ «Иозефовская ОШ».
Общая характеристика учебного предмета
Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
- интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
- формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
- воспитание культуры личности, отношения к математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса
Задачи преподавания:
- научить учащихся выполнять действия над векторами как направленными отрезками, что важно для применения векторов в физике; познакомить с использованием векторов и метода координат при решении геометрических задач;
- развить умение применять тригонометрический аппарат при решении геометрических задач;
- расширить знание учащихся о многоугольниках; рассмотреть понятия длины окружности и площади круга и формулы их вычисления;
- познакомить учащихся с понятием движения и его свойствами, с основными видами движений;
- формировать ИКТ компетентность через уроки с элементами ИКТ;
- формировать навык работы с тестовыми заданиями;
- подготовить учащихся к итоговой аттестации.
Место предмета в учебном плане
На изучение геометрии в 9 классе отводится 68 часов, 2 часа в неделю.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Изучение геометрии в 9 классе дает возможность обучающимся достичь следующих результатов:
1. В направлении личностного развития:
- Умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной форме, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
- Критичность мышления, умение распознавать логические не корректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
- Представление математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;
- Креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;
- Умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
- Способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.
2. В метапредметном направлении:
- Умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
- Умение находить информацию в других источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме, принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
- Умение понимать и использовать математические средства наглядности для иллюстраций, интерпретации, аргументации;
- Умение выдвигать гипотезы при решении учебных задачи понимать необходимость их проверки;
- Умение применять дедуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
- Умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
- Умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
- Умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
- Первоначальные представления об идеях и методах математики как универсальном языке науки и техники.
Личностные, метапредметные (компетентностные) и предметные результаты освоения учебного предмета, курса
Личностным результатом изучения курса является сформированность следующих умений:
- умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной форме, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры
- критичность мышления, умения распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
- креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;
- умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
- способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.
Межпредметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений:
- умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
- умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
- умение выдвигать гипотезы для решения учебных задач и понимать необходимость их проверки;
- умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений;
- понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом
- первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов.
Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений:
- пользоваться геометрическим языком для описания предметов в окружающем мира;
- распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
- изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;
- распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;
- проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;
- вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объёмов); в том числе: для углов от 00 до 1800 определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
- решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства геометрических фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, соображения симметрии;
- проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
- решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;
- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- описания реальных ситуаций на языке геометрии; расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;
- решения геометрических задач с использованием тригонометрии;
- решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
- построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).
Содержание учебного предмета
Тематическое планирование
- Векторы. Метод координат (18ч.)
Понятие вектора. Равенство векторов. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Координаты вектора. Простейшие задачи в координатах. Уравнения окружности и прямой. Применение векторов и координат при решении задач.
- Соотношение между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов (11ч.)
Синус, косинус и тангенс угла. Теоремы синусов и косинусов. Решение треугольников. Скалярное произведение векторов и его применение в геометрических задачах.
- Длина окружности и площадь круга (12ч.)
Правильные многоугольники. Окружности, описанная около правильного многоугольника и вписанная в него. Построение правильных многоугольников
Длина окружности. Площадь круга.
- Движения (8ч.)
Отображение плоскости на себя. Понятие движения. Осевая и центральная симметрии. Параллельный перенос. Поворот. Наложения и движения.
- Начальные сведения из стереометрии (7ч.)
Многогранники. Тела и поверхности вращения
- Об аксиомах геометрии (1ч.)
Беседа об аксиомах геометрии
- Повторение. Решение задач (11ч.)
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Дата | Коррек тировка |
1 | Понятие вектора. Равенство векторов | ||
2 | Откладывание вектора от данной точки. Сумма двух векторов. | ||
3 | Законы сложения векторов. Правило параллелограмма. Сумма нескольких векторов. | ||
4 | Вычитание векторов | ||
5 | Произведение вектора на число | ||
6 | Применение векторов к решению задач | ||
7 | Применение векторов к решению задач | ||
8 | Средняя линия трапеции | ||
9 | Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам | ||
10 | Координаты вектора | ||
11 | Связь между координатами вектора и координатами его начала и конца | ||
12 | Простейшие задачи в координатах | ||
13 | Простейшие задачи в координатах | ||
14 | Уравнение линии на плоскости. Уравнение окружности. | ||
15 | Уравнение прямой | ||
16 | Взаимное расположение двух окружностей | ||
17 | Решение задач по теме: «Метод координат» | ||
18 | Контрольная работа № 1по теме: «Векторы» | ||
19 | Синус, косинус, тангенс и котангенс угла | ||
20 | Основное тригонометрическое тождество. Формулы приведения | ||
21 | Формулы для вычисления координат точек | ||
22 | Теорема о площади треугольника | ||
23 | Теорема синусов | ||
24 | Терема косинусов | ||
25 | Решение треугольников | ||
26 | Угол между векторами. Скалярное произведение векторов. | ||
27 | Скалярное произведение векторов в координатах. | ||
28 | Решение задач по теме: «Соотношение между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов» | ||
29 | Контрольная работа № 2 по теме: «Соотношение между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов» | ||
30 | Правильный многоугольник. Окружность, описанная около правильного многоугольника. | ||
31 | Окружность, вписанная в правильный многоугольник | ||
32 | Формулы вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности | ||
33 | Формулы вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности | ||
34 | Построение правильных многоугольников | ||
35 | Длина окружности | ||
36 | Площадь круга | ||
37 | Площадь кругового сектора | ||
38 | Решение задач по теме: «Длина окружности и площадь круга» | ||
39 | Решение задач по теме: «Длина окружности и площадь круга» | ||
40 | Решение задач по теме: «Длина окружности и площадь круга» | ||
41 | Контрольная работа № 3по теме: «Длина окружности и площадь круга» | ||
42 | Отображение плоскости на себя | ||
43 | Понятие движения | ||
44 | Понятие движения | ||
45 | Параллельный перенос | ||
46 | Параллельный перенос | ||
47 | Поворот | ||
48 | Решение задач по теме: «Движение» | ||
49 | Контрольная работа № 4 по теме: «Движения» | ||
50 | Предмет стереометрии. Многогранник | ||
51 | Призма. Параллелепипед | ||
52 | Объём тел. Свойства прямоугольного параллелепипеда | ||
53 | Пирамида | ||
54 | Цилиндр | ||
55 | Конус | ||
56 | Сфера и шар | ||
57 | Об аксиомах планиметрии | ||
58 | Повторение. Начальные геометрические сведения | ||
59 | Повторение. Треугольники | ||
60 | Повторение. Решение задач по теме: «Треугольники» | ||
61 | Повторение. Решение задач по теме: «Параллельные прямые» | ||
62 | Повторение. Решение задач по теме: «Четырёхугольники» | ||
63 | Повторение. Решение задач по теме: «Площадь» | ||
64 | Повторение. Решение задач по теме: «Окружность и круг» | ||
65 | Повторение. Решение задач по теме: «Соотношение между сторонами и углами треугольника» | ||
66 | Итоговая контрольная работа (в форме ОГЭ) | ||
67 | Решение тестов в форме ОГЭ | ||
68 | Решение тестов в форме ОГЭ |
Описание материально-технического, учебно-методического и информационного обеспечения образовательного процесса, используемых УМК
1. Л.С. Атанасян и др. Геометрия 7-9 класс /М. Просвещение, 2009-2017
2. Т.А. Бурмистрова. Программы образовательных учреждений. Геометрия. Изд. Просвещение, 2008-2017
3. Л.И. Звавич и др. Дидактические материалы. Геометрия. Изд. Просвещение, 2008-2017
4. Н.Ф. Гаврилова. Поурочные разработки по геометрии. 9 класс, Москва «ВАКО» 2008-2017
Приложение
- Контрольная работа по теме: «Векторы»
Вариант 1
1.Найдите координаты вектора , если = - +, ,
2. Даны координаты вершин треугольника ABC: А(-6;1), В(2;4), С(2;-2). Докажите, что треугольник АВС равнобедренный, и найдите высоту треугольника, проведённую из вершины А.
3.Окружность задана уравнением (х -1)2 + y2 = 9. Напишите уравнение прямой, проходящей через её центр и параллельной оси ординат.
Вариант 2
1.Найдите координаты вектора , если = ,
2. Даны координаты вершины четырехугольникаABCD: А(-6;1), В(0;5), С(6;-4) D(0;8). Докажите, что четырехугольник АВСD – прямоугольник, и найдите координаты точки пересечения его диагоналей.
3.Окружность задана уравнением (х +1)2 + (y-2)2 = 16. Напишите уравнение прямой, проходящей через её центр и параллельной оси абсцисс.
- Контрольная работа по теме: «Соотношение между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов»
Вариант 1
1. Найдите угол между лучом ОА и положительной полуосью Оx, если А(1;3).
2. В треугольнике АВС угол В равен 30, угол С равен 105, ВС=3 . Найти угол А, сторону АВ и площадь треугольника АВС.
3. Найдите косинус угла М треугольника KLM, если К(1; 7), L(-2; 4) , М(2; 0)
Вариант 2
1. Найдите угол между лучом ОА и положительной полуосью Оx, если А(3;3).
2. В треугольнике ВСD угол В равен 45, угол D равен 60, ВС= . Найти угол С, сторону DC и площадь треугольника BCD.
3. Найдите косинус угла А треугольника АВС, если А(3; 9), В(0; 6), С(4; 2).
- Контрольная работа по теме: «Длина окружности и площадь круга»
Вариант 1
1. Периметр правильного треугольника, вписанного в окружность, равен 45см. Найдите сторону правильного восьми угольника, вписанного в ту же окружность.
2 Найти площадь круга, если площадь вписанного в ограничивающую его окружность квадрата равна 72 дм2
3.Найдите длину дуги окружности радиуса 3 см, если ее градусная мера равна 150
Вариант 2
1.Периметр правильного шестиугольника, вписанного в окружность, равен 48см. Найдите сторону квадрата, вписанного в ту же окружность.
2.Найдите длину окружности, если площадь вписанного в нее правильного шестиугольника равна 72 см2
3. Найдите площадь кругового сектора, если градусная мера его дуги равна 120, а радиус круга равен 12см.
- Контрольная работа по теме: «Движения»
Вариант 1
1. Дана трапеция ABCD. Постройте фигуру, на которую отображается эта трапеция при симметрии относительно прямой, содержащей боковую сторону АВ.
2. Две окружности с центрами О1 и О2, радиусы которых равны, пересекаются в точках M и N. Через точку М проведена прямая, параллельная О1О2 и пересекающая окружность с центром О2 в точке D. Используя параллельный перенос, докажите, что четырехугольник O1MDO2 является параллелограммом.
Вариант 2
1.Дана трапеция ABCD. Постройте фигуру, на которую отображается эта трапеция при симметрии относительно точки, являющейся серединой боковой стороны CD.
2 Дан шестиугольник А1А2А3А4 А5 А6. Его стороны А1 А2 и А 4А 5, А2 А3 и А5 А6 , А 3А4 и А6 А1 Попарно равны и параллельны. Используя центральную симметрию, докажите, что диагонали А1 А4 , А2 А5, А3А6 данного шестиугольника пересекаются в одной точке.
Итоговая контрольная работа
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы
Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы (2 часа в неделю)...
Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.
Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...
Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.
Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...
Рабочая программа по геометрии. 9 класс.Л.С.Атанасян и др."Геометрия 7-9 классы"
Предлагаемая рабочая программа разработана в соответствии со всеми требованиями , предъявляемыми к структуре и содержанию рабочих программ.Программа составлена на основе Федерального государственного ...
Аннотация к рабочей программе по геометрии, 11 класс + рабочая программа по геометрии для 11 класса
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (геометрии). Класс: 11.Программа по геометрии для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднег...
Рабочая программа по геометрии 7 класс ФГОС к учебнику «Геометрия 7-9 классы» Л.С. Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др.
Рабочая программа по геометрии содержит в себе цели, задачи предмета на данном этапе изучения. Включает в себя календарный график и тематическое планирование. Рассчитана на 2 урока в неделю, то есть 6...
Рабочая программа по геометрии 8 класс ФГОС к учебнику «Геометрия 7-9 классы» Л.С. Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др.
Рабочая программа по геометрии содержит в себе цели и задачи, предметные результаты, тематическое планирование. Включает в себя календарный график и тематическое планирование. Рассчитана на 2 урока в ...