Рабочая программа по геометрии для 7 класса
календарно-тематическое планирование по геометрии (7 класс) на тему
Рабочая программа по геометрии для 7 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_geometrii_7_klass.doc | 198.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО
ГЕОМЕТРИИ
ДЛЯ 7 КЛАССА
Составила учитель математики
Ушакова Ирина Николаевна
Пояснительная записка
Рабочая программа по геометрии составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования. В ней также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования.
Овладение учащимися системой геометрических знаний и умений необходимо в повседневной жизни для изучения смежных дисциплин и продолжения образования.
Практическая значимость школьного курса геометрии обусловлена тем, что её объектом являются пространственные формы и количественные отношения действительного мира. Геометрическая подготовка необходима для понимания принципов устройства и использования современной техники, восприятия научных и технических понятий и идей. Математика является языком науки и техники. С её помощью моделируются и изучаются явления и процессы, происходящие в природе.
Геометрия является одним из опорных предметов основной школы: она обеспечивает изучение других дисциплин. В первую очередь это относится к предметам естественно-научного цикла, в частности к физике. Развитие логического мышления учащихся при обучении геометрии способствует также усвоению предметов гуманитарного цикла. Практические умения и навыки геометрического характера необходимы для трудовой деятельности и профессиональной подготовки школьников.
Развитие у учащихся правильных представлений о сущности и происхождении геометрических абстракций, соотношении реального и идеального, характере отражения математической наукой явлений и процессов реального мира, месте геометрии в системе наук и роли математического моделирования в научном познании и практике способствует формированию научного мировоззрения учащихся, а также формированию качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе.
Требуя от учащихся умственных и волевых усилий, концентрации внимания, активности развитого воображения, геометрия развивает нравственные черты личности (настойчивость, целеустремлённость, творческую активность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, дисциплину и критичность мышления) и умение аргументировано отстаивать свои взгляды и убеждения, а также способность принимать самостоятельные решения.
Геометрия существенно расширяет кругозор учащихся, знакомя их с индукцией и дедукцией, обобщением и конкретизацией, анализом и синтезом, классификацией и систематизацией, абстрагированием, аналогией. Активное использование задач на всех этапах учебного процесса развивает творческие способности школьников.
При обучении геометрии формируются умения и навыки умственного труда - планирование своей работы, поиск рациональных путей её выполнения, критическая оценка результатов. В процессе обучения геометрии школьники должны научиться излагать свои мысли ясно и исчерпывающе, лаконично и ёмко, приобрести навыки чёткого и грамотного выполнения математических записей.
Важнейшей задачей школьного курса геометрии является развитие логического мышления учащихся. Сами объекты геометрических умозаключений и приняты в геометрии правила их конструирования способствуют формированию умений обосновывать и доказывать суждения, приводить чёткие определения, развивают логическую интуицию, кратко и наглядно вскрывают механизм логических построений и учат их применению. Тем самым геометрия занимает ведущее место в формировании научно-теоретического мышления школьников.
Раскрывая внутреннюю гармонию математики, формируя понимание красоты и изящества математических рассуждений, способствуя восприятию геометрических форм, усвоению понятия симметрии, геометрия вносит значительный вклад в эстетическое воспитание учащихся. Её изучение развивает воображение школьников, существенно обогащает и развивает их пространственные представления.
Общая характеристика курса
В курсе условно можно выделить следующие содержательные линии: "Наглядная геометрия", "Геометрические фигуры", "Измерение геометрических величин", "Координаты", "Векторы", "Логика и множества", "Геометрия в человеческом развитии".
Материал, относящийся к линии "Наглядная геометрия" (элементы наглядной стереометрии), способствует развитию пространственных представлений учащихся в рамках изучения планиметрии.
Содержание разделов "Геометрические фигуры" и "Измерение геометрических величин" нацелено на получение конкретных знаний о геометрической фигуре как важнейшей математической модели для описания окружающего мира. Систематическое изучение свойств геометрических фигур позволит развивать логическое мышление и показать применение свойств при решении задач вычислительного и конструктивного характера, а также при решении практических задач.
Материал, относящийся к содержательным линиям "Координаты" и "Векторы", в значительной степени несёт в себе межпредметные знания, которые находят применение как в различных математических дисциплинах, так и в смежных предметах.
Особенностью линии "Логика и множества" является то, что представленный здесь материал преимущественно изучается при рассмотрении различных вопросов курса. Соответствующий материал нацелен на математическое развитие учащихся, формирование у них умения точно, сжато и ясно излагать мысли в устной и письменной речи.
Линия "Геометрия в историческом развитии" предназначена для формирования представлений о геометрии как части человеческой культуры, для общего развития школьников, для создания культурно-исторической среды обучения.
Место предмета в учебном плане.
На изучение геометрии в 7 классе отводится по 2 ч в неделю. Всего 70 часов.
Целью изучения курса геометрии в 7 классе является систематическое изучение свойств геометрических фигур на плоскости, формирование пространственных представлений, развитие логического мышления и подготовка аппарата, необходимого для изучения смежных дисциплин (физика, черчение и т.д.) и курса стереометрии в старших классах.
Требования к уровню подготовки учащихся (предметные результаты (умения)).
В результате изучения геометрии в 7 классе ученик должен:
- распознавать на чертежах, рисунках и моделях основные фигуры (отрезки, лучи, прямые, треугольники, окружности, круги); различать виды углов (прямые, острые, тупые), виды треугольников (остроугольные, тупоугольные, прямоугольные, равнобедренные, равносторонние);
- овладеть практическими геометрическими навыками: изображать геометрические фигуры схематически; выполнять чертежи по условию задачи; измерять длину отрезка и строить отрезок заданной длины; измерять величину угла и строить угол заданной величины;
- научиться решать несложные задачи на построение с помощью циркуля и линейки (построение треугольника по двум сторонам и углу между ними, по стороне и двум прилежащим к ней углам, по трём сторонам; деление отрезка и угла пополам);
- решать несложные задачи на вычисление и доказательство с использованием изученных свойств; проводить аргументацию в процессе решения задач.
- существо понятия математического доказательства; некоторые примеры доказательств;
- каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики.
Содержание программы по геометрии в 7 классе
Содержание тем учебного курса по геометрии в 7 классе
№ п/п | Тема | Количество часов | Количество контрольных работ |
1. | Начальные геометрические сведения | 11 | 1 |
2. | Треугольники | 18 | 1 |
3. | Параллельные прямые | 13 | 1 |
4. | Соотношения между сторонами и углами треугольника | 20 | 2 |
5. | Повторение | 6 | 1 |
6. | Подготовка и защита проектов | 2 | |
Всего | 70 | 6 |
1. Начальные геометрические сведения (11 ч).
Начальные понятия планиметрии. Геометрические фигуры. Понятие о равенстве фигур. Отрезок. Равенство отрезков. Длина отрезка и её свойства. Угол. Равенство углов. Величина угла и её свойства. Смежные и вертикальные углы и их свойства. Перпендикулярные прямые.
О с н о в н а я ц е л ь – систематизировать знания обучающихся об основных свойствах простейших геометрических фигур, ввести понятие равенства фигур.
Знать – что такое прямая, точка, какая фигура называется отрезком, лучом, углом; определения вертикальных и смежных углов.
Уметь – изображать точки, лучи, отрезки, углы и прямые, обозначать их; сравнивать отрезки и углы, работать с транспортиром и масштабной линейкой; строить смежные и вертикальные углы.
2. Треугольники (18 ч).
Треугольник. Признаки равенства треугольников. Перпендикуляр к прямой. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. Равнобедренный треугольник и его свойства. Основные задачи на построение с помощью циркуля и линейки.
О с н о в н а я ц е л ь – сформировать умение доказывать равенство данных треугольников, опираясь на изученные признаки; отработать навыки решения простейших задач на построение с помощью циркуля и линейки.
Знать и доказывать – признаки равенства треугольников, теоремы о свойствах равнобедренного треугольника; определения медианы, высоты, биссектрисы треугольника; определение окружности.
Уметь – применять теоремы в решении задач; строить и распознавать медианы, биссектрисы, высоты; выполнять с помощью циркуля и линейки построения биссектрисы угла, отрезка равного данному; середины отрезка; прямую, перпендикулярную данной.
3. Параллельные прямые (13 ч).
Признаки параллельности прямых. Аксиома параллельных прямых. Свойства параллельных прямых.
О с н о в н а я ц е л ь – дать систематические сведения о параллельности прямых; ввести аксиому параллельных прямых.
Знать – формулировки и доказательства теорем, выражающих признаки параллельности прямых; теоремы о свойствах углов при параллельных прямых и секущей.
Уметь – доказывать параллельность прямых с использованием соответствующих признаков, находить равные углы при параллельных прямых и секущей.
4. Соотношения между сторонами и углами треугольника (20 ч).
Сумма углов треугольника. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Неравенство треугольника. Некоторые свойства прямоугольных треугольников. Признаки равенства прямоугольных треугольников. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. Задачи на построение.
О с н о в н а я ц е л ь – расширить знания обучающихся о треугольниках.
Знать – теорему о сумме углов треугольника и её следствия; классификацию треугольников по углам; формулировки признаков равенства прямоугольных треугольников; определения наклонной и расстояния от точки до прямой.
Уметь – доказывать и применять теоремы в решении задач, строить треугольник по трём элементам.
5. Повторение. (6 ч)
Закрепление знаний, умений и навыков, полученных за курс геометрии 7 класса.
Календарно-тематическое планирование по геометрии в 7 классе
(всего 70 часов)
№ урока | № пункта | Содержание учебного материала. | Рекомендуемый тип урока. | Дата урока | |||||
план | факт | ||||||||
Ι четверть (2 урока в неделю; 9 недель; 18 уроков за четверть) | |||||||||
Глава 1. Начальные геометрические сведения (11 ч). | |||||||||
§ 1. Прямая и отрезок (1 ч). | |||||||||
1/1 | 1, 2 | Прямая и отрезок | Изучение и закрепление новых знаний. |
| |||||
§ 2. Луч и угол (1 ч). | |||||||||
2/1 | 3, 4 | Луч и угол | Изучение и закрепление новых знаний. |
| |||||
§ 3. Сравнение отрезков и углов (1 ч). | |||||||||
3/1 | 5, 6 | Сравнение отрезков и углов | Изучение и закрепление новых знаний. |
| |||||
§ 4. Измерение отрезков (2 ч). | |||||||||
4/1 | 7, 8 | Измерение отрезков
| Изучение новых знаний. |
| |||||
5/2 | Закрепление новых знаний. |
| |||||||
§ 5. Измерение углов (1ч). | |||||||||
6/1 | 9, 10 | Измерение углов | Изучение и закрепление новых знаний. |
| |||||
§ 6. Перпендикулярные прямые (5 ч). | |||||||||
7/1 | 11 | Смежные и вертикальные углы | Изучение и закрепление новых знаний. | ||||||
8/2 | 12, 13 | Перпендикулярные прямые | Изучение новых знаний. | ||||||
9/3 | Закрепление новых знаний. | ||||||||
10/4 | К.р. № 1. Начальные геометрические сведения | Контроль знаний. | |||||||
11/5 | Анализ контрольной работы | Комплексное применение новых знаний. | |||||||
Глава 2. Треугольники (18 ч). | |||||||||
§ 1. Первый признак равенства треугольников (3 ч). | |||||||||
12/1 | 14 | Треугольник | Изучение и закрепление новых знаний. | ||||||
13/2 | 15 | Первый признак равенства треугольников | Изучение и закрепление новых знаний. | ||||||
14/3 | Комплексное применение новых знаний. | ||||||||
§ 2. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника (3 ч). | |||||||||
15/1 | 16, 17 | Медианы, биссектрисы и высоты | Изучение и закрепление новых знаний. | ||||||
16/2 | 18 | Свойства равнобедренного треугольника | Изучение новых знаний. | ||||||
17/3 | Закрепление новых знаний. | ||||||||
§ 3. Второй и третий признаки равенства треугольников (4 ч). | |||||||||
18/1 | 19 | Второй признак равенства треугольников | Изучение новых знаний. | ||||||
ΙΙ четверть (2 урока в неделю; 7 недель; 14 уроков за четверть) | |||||||||
19/2 | Решение задач | Закрепление новых знаний. | |||||||
20/3 | 20 | Третий признак равенства треугольников | Изучение новых знаний. | ||||||
21/4 | Закрепление новых знаний. | ||||||||
§ 4. Задачи на построение (8 ч). | |||||||||
22/1 | 21, 22 | Окружность | Изучение и закрепление новых знаний. | ||||||
23/2 | 23 | Примеры задач на построение | Изучение новых знаний. | ||||||
24/3 | Закрепление новых знаний. | ||||||||
25/4 | Решение задач на применение признаков равенства треугольников | Комплексное применение новых знаний. | |||||||
26/5 | Комплексное применение новых знаний. | ||||||||
27/6 | Комплексное применение новых знаний. | ||||||||
28/7 | К.р. № 2. Треугольники | Контроль знаний. | |||||||
29/8 | Анализ контрольной работы | Комплексное применение новых знаний. | |||||||
Глава 3. Параллельные прямые (13 ч). | |||||||||
§ 1. Признаки параллельности двух прямых (4 ч). | |||||||||
30/1 | 24, 25 | Признаки параллельности прямых | Изучение новых знаний. | ||||||
31/2 | Закрепление новых знаний. | ||||||||
32/3 | 26 | Практические способы построения параллельных прямых | Изучение новых знаний. | ||||||
ΙΙΙ четверть (2 урока в неделю; 10 недель; 20 уроков за четверть) | |||||||||
33/4 | Решение задач на построение | Закрепление новых знаний. | |||||||
§ 2. Аксиома параллельных прямых (9 ч). | |||||||||
34/1 | 27, 28 | Аксиома параллельных прямых | Изучение новых знаний. | ||||||
35/2 | 29 | Свойства параллельных прямых | Изучение новых знаний. | ||||||
36/3 | Закрепление новых знаний. | ||||||||
37/4 | Решение задач | Комплексное применение новых знаний. | |||||||
38/5 | Комплексное применение новых знаний. | ||||||||
39/6 | Комплексное применение новых знаний. | ||||||||
40/7 | Комплексное применение новых знаний. | ||||||||
41/8 | К.р. № 3. Параллельные прямые | Контроль знаний. | |||||||
42/9 | Анализ контрольной работы | Комплексное применение новых знаний. | |||||||
Глава 4. Соотношения между сторонами и углами треугольника (20 ч). | |||||||||
§ 1. Сумма углов треугольника (2 ч). | |||||||||
43/1 | 30 | Сумма углов треугольника | Изучение и закрепление новых знаний. | ||||||
44/2 | 31 | Остроугольный, прямоугольный и тупоугольный треугольники | Изучение и закрепление новых знаний. | ||||||
§ 2. Соотношение между сторонами и углами треугольника (6 ч). | |||||||||
45/1 | 32 | Соотношение между сторонами и углами треугольника | Изучение новых знаний. | ||||||
46/2 | Закрепление новых знаний. | ||||||||
47/3 | 33 | Неравенство треугольника | Изучение новых знаний. | ||||||
48/4 | Закрепление новых знаний. | ||||||||
49/5 | К.р. № 4. Сумма углов треугольника. Соотношения между сторонами и углами треугольника | Контроль знаний. | |||||||
50/6 | Анализ контрольной работы | Комплексное применение новых знаний. | |||||||
§ 3. Прямоугольные треугольники (4 ч). | |||||||||
51/1 | 34 | Прямоугольные треугольники и некоторые их свойства | Изучение новых знаний. | ||||||
52/2 | Закрепление новых знаний. | ||||||||
ΙV четверть (2 урока в неделю; 9 недель; 16 уроков за четверть) | |||||||||
53/3 | 35 | Признаки равенства прямоугольных треугольников | Изучение и закрепление новых знаний. | ||||||
54/4 | 36 | Уголковый отражатель | |||||||
§ 4. Построение треугольника по трем элементам (8 ч). | |||||||||
55/1 | 37 | Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми | Изучение и закрепление новых знаний. | ||||||
56/2 | 38 | Построение треугольника по трем элементам | Изучение и закрепление новых знаний. | ||||||
57/3 | Комплексное применение новых знаний. | ||||||||
58/4 | Комплексное применение новых знаний. | ||||||||
59/5 | Комплексное применение новых знаний. | ||||||||
60/6 | Комплексное применение новых знаний. | ||||||||
61/7 | К.р. №5. Прямоугольный треугольник. Построение треугольника по трем элементам | Контроль знаний. | |||||||
62/8 | Анализ контрольной работы | Комплексное применение новых знаний. | |||||||
Повторение (6 ч.) | |||||||||
63/1 | Начальные геометрические сведения | Комплексное применение новых знаний. | |||||||
64/2 | Признаки равенства треугольников. Равнобедренный треугольник | Комплексное применение новых знаний. | |||||||
65/3 | Параллельные прямые | Комплексное применение новых знаний. | |||||||
66/4 | Соотношения между сторонами и углами треугольника | Комплексное применение новых знаний. | |||||||
67/5 | Задачи на построение | Комплексное применение новых знаний. | |||||||
68/6 | К.р. № 6. Итоговая | Контроль знаний. | |||||||
69, 70 | Подготовка и защита проектов (2 ч) |
Литература
- Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б. и др. Геометрия. 7-9 классы: учеб. для общеобразовательных учреждений/ - 20-е изд. – М.: Просвещение, 2010.
- Бутузов В.Ф. Геометрия. Рабочая программа к учебнику Л.С.Атанасяна и др. 7-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/В.Ф.Бутузов. - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 2013.
- Зив Б. Г. и др. Задачи по геометрии: Пособие для учащихся 7 – 11 кл. общеобразовательных учреждений. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2000.
- Гусев В.А., Медяник А.И. Дидактические материалы по геометрии, 7 класс – М.: «Просвещение», 2003.
- Мельникова Н.Б. Дидактические материалы по геометрии: 7 класс: к учебнику Л.С. Атанасяна и др. «Геометрия. 7 – 9 классы» /Н.Б.Мельникова, Г.А.Захарова. – М. :Издательство «Экзамен», 2013.
- Мельникова Н.Б. Контрольные работы по геометрии: 7 класс: к учебнику Л.С. Атанасяна, и др. «Геометрия. 7 – 9» / Н.Б. Мельникова. – 2-е изд., испр. – М.: Издательство «Экзамен», 2011.
- Мищенко Т.М. Геометрия. Тематические тесты к учебнику Л.С.Атанасяна и др. 7 класс / Т.М.Мищенко, А.Д.Блинков. - 5-е изд. - М.: Просвещение, 2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы
Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы (2 часа в неделю)...
Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.
Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...
Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.
Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...
Рабочая программа по геометрии. 9 класс.Л.С.Атанасян и др."Геометрия 7-9 классы"
Предлагаемая рабочая программа разработана в соответствии со всеми требованиями , предъявляемыми к структуре и содержанию рабочих программ.Программа составлена на основе Федерального государственного ...
Аннотация к рабочей программе по геометрии, 11 класс + рабочая программа по геометрии для 11 класса
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (геометрии). Класс: 11.Программа по геометрии для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднег...
Рабочая программа по геометрии 7 класс ФГОС к учебнику «Геометрия 7-9 классы» Л.С. Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др.
Рабочая программа по геометрии содержит в себе цели, задачи предмета на данном этапе изучения. Включает в себя календарный график и тематическое планирование. Рассчитана на 2 урока в неделю, то есть 6...
Рабочая программа по геометрии 8 класс ФГОС к учебнику «Геометрия 7-9 классы» Л.С. Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др.
Рабочая программа по геометрии содержит в себе цели и задачи, предметные результаты, тематическое планирование. Включает в себя календарный график и тематическое планирование. Рассчитана на 2 урока в ...