Рабочая программа по геометрии для 7 класса
рабочая программа по геометрии (7 класс) на тему

Воробцова Татьяна Сергеевна

Рабочая программа по геометрии для 7 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_geometrii_7_klass.doc174.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Карповская средняя общеобразовательная школа

Рассмотрена и рекомендована                 Рассмотрена и                                      Утверждена приказом

к утверждению ШМО учителей              рекомендована                        МБОУ Карповская СОШ №63 от 30.08.2016

естествознания                                            к утверждению МС                  Директор школы:__________/Т.Г. Олиферук/

протокол № 1 от 26.08.2016г.             протокол №1 от 29.08.2016г.

Руководитель ШМО                                  Зам по УВР

_         ________________/Т.С. Воробцова/             ___________/А.В. Симонян/

Рабочая программа

по геометрии

для 7 класса на 2016-2017 учебный год

 учитель: Воробцова Т.С.

 


Пояснительная записка

Рабочая программа по геометрии для 7 класса Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов. С. Б. Кадомцев, Э. Г. Позняк и др,  для муниципального бюджетного образовательного учреждения Карповская СОШ разработана в соответствии с основными положениями следующих нормативных документов:

1)  Закона  РФ  « Об  образовании»;

2) Основной Образовательной  программы  основного общего образования   МБОУ Карповской СОШ  Приказ № 63  от 30.08.2016 г.;

3) Учебного  плана школы, календарного учебного графика  МБОУ Карповской СОШ  приказ № 55 от 02.06.2016 г.;

5) Федерального компонента государственного стандарта общего образования;

6) Примерной программы по математике основного общего образования,

7)Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2016-2017 учебный год.

Общая характеристика учебного предмета.

Геометрия — один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.

Таким образом, в ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность развить пространственные представления и изобразительные умения, освоить основные факты и методы планиметрии, познакомиться с простейшими фигурами и их свойствами.

Цели

Изучение геометрии в 7 классе направлено на достижение следующих целей:

  • Продолжить овладение системой геометрических знаний и умений, необходимых для применения  в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования.
  • Продолжить интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе; ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
  • Формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
  • Воспитание культуры личности, отношение к геометрии как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости геометрии для научно-технического прогресса.

В ходе преподавания геометрии в 7 классе, работы над формированием у учащихся перечисленных в программе знаний и умений следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:

  • планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;
  • овладевали приемами аналитико-синтетической деятельности при доказательстве теории и решении задач;
  • целенаправленно обращались к примерам из практики, что развивает умения учащихся вычленять геометрические факты, формы и отношения в предметах и явлениях действительности, использовали язык геометрии для их описания, приобретали опыт исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
  • ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи; проведения доказательных рассуждений, аргументаций, выдвижения гипотез и их обоснования; поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.

2 часа в неделю геометрии в течение всего учебного года.  Итого  70 часов геометрии.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ.

Начальные понятия и теоремы геометрии. Возникновение геометрии из практики.

Геометрические фигуры. Равенство в геометрии. Точка, прямая и плоскость. Отрезок, луч. Расстояние.

Угол. Прямой угол. Острые и тупые углы. Вертикальные и смежные углы. Биссектриса угла.

Параллельные и пересекающиеся прямые. Определения, доказательства, аксиомы и теоремы, следствия. Перпендикулярность прямых. Контрпример, доказательство от противного. Теоремы о параллельности и перпендикулярности прямых.

Перпендикуляр и наклонная к прямой.

Треугольник. Прямоугольные, остроугольные и тупоугольные треугольники. Высота, медиана, биссектриса, средняя линия треугольника. Равнобедренные и равносторонние треугольники. Прямая и обратная теоремы, свойства и признаки равнобедренного треугольника.

Признаки равенства треугольников. Неравенство треугольника. Сумма углов треугольника. Внешние углы треугольника. Зависимость между величинами сторон и углов треугольника.

Признаки равенства прямоугольных треугольников.

Построения с помощью циркуля и линейки. Основные задачи на построение: деление отрезка пополам, построение треугольника по трем сторонам, построение перпендикуляра к прямой, построение биссектрисы.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

тема

кол-во часов

контрольных работ

1

Начальные геометрические сведения

10

1

2

Треугольники

17

1

3

Параллельные прямые

13

1

4

Соотношения между сторонами и углами треугольника

20

2

5

Итоговое повторение

10

1

6

Итого

70

6

.

Планирование рассчитано на 2 часа в неделю. Всего: 70 часов.

Результаты обучения.

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки, задающих систему итоговых результатов обучения, которые должны быть достигнуты всеми учащимися, оканчивающими 7 класс, и достижение которых является обязательным условием положительной аттестации ученика за курс 7 класса. Эти требования структурированы по трем компонентам: «знать/понимать», «уметь», «использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни».

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ.

В результате изучения ученик должен

знать/понимать:

  • существо  понятия  математического доказательства; приводить примеры доказательств;
  • каким образом  геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждения о них, важных для практики;

уметь:

  • пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
  • распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
  • изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур; распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные фигуры, изображать их;
  • проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования; решать простейшие планиметрические задачи;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • описания реальных ситуаций на языке геометрии;
  • решения геометрических задач;
  • решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
  • построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).

Шкала оценивания:

Критерии оценивания  знаний, умений и навыков обучающихся по математике.

(Согласно Методическому письму «Направления работы учителей математики по исполнению единых требований преподавания предмета на современном этапе развития школы»)

Для оценки достижений учащихся применяется пятибалльная система оценивания.

Нормы оценки:

1. Оценка письменных контрольных работ обучающихся по математике.

Ответ оценивается отметкой «5», если:

1) работа выполнена полностью;

2) в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;

3) в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).

Отметка «4» ставится, если:

1) работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);

2)допущены одна ошибка или есть два – три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).

Отметка «3» ставится, если:

1) допущено более одной ошибки или более двух – трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.

Отметка «2» ставится, если:

1) допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.

Отметка «1» ставится, если:

1)работа показала полное отсутствие у обучающегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.

 

Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии обучающегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные обучающемуся дополнительно после выполнения им каких-либо других заданий.

2.Оценка устных ответов обучающихся по математике

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

        полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;

        изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности;

        правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;

        показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания;

        продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем,  сформированность  и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

        отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;

        возможны одна – две  неточности при освещение второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.

Ответ оценивается отметкой «4»,

если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5»,

но при этом имеет один из недостатков:

        в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившее математическое содержание ответа;

        допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;

        допущены ошибка или более двух недочетов  при освещении второстепенных вопросов или в выкладках,  легко исправленные после замечания учителя.

Отметка «3» ставится в следующих случаях:

        неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала (определены «Требованиями к математической подготовке учащихся» в настоящей программе по математике);

        имелись затруднения или допущены ошибки в определении математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;

        ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;

        при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.

Отметка «2» ставится в следующих случаях:

        не раскрыто основное содержание учебного материала;

        обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;

        допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминуологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

Отметка «1» ставится, если:

        ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изученному материалу.

Итоговая оценка знаний, умений и навыков

1.  За учебную  четверть  и за год знания, умения и навыки учащихся по математике  оцениваются одним баллом.

2. Основанием для выставления итоговой оценки знаний служат результаты наблюдений учителя за повседневной работой учеников, устного опроса, текущих и итоговых контрольных работ. Однако последним придается наибольшее значение.

3. При выставлении итоговой оценки учитывается как уровень теоретических знаний ученика, так и овладение им практическими умениями и навыками. Однако ученику не может быть выставлена положительная итоговая оценка по математике, если все или большинство его текущих обучающих и контрольных работ, а также итоговая контрольная работа оценены как неудовлетворительные, хотя его устные ответы оценивались положительно.

 

Учебно-методическое обеспечение:

  1. Настольная книга учителя математики  М.: ООО «Издательство АСТ»:

ООО «Издательство Астрель» 2004 г.

  1. Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов. Ю. А. Глазков, В. Б. Некрасов, И. И. Юдина Изучение геометрии в 7-9 классах. Методические рекомендации.- М.: Просвещение 1997 г.
  2. Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов. С. Б. Кадомцев, Э. Г. Позняк, И. И. Юдина Геометрия 7-9 класс. Учебник- М.: Просвещение
  3. Б.Г. Зив. Дидактические материалы по геометрии для 7 класса- М. Просвещение, 2003.
  4. В.Ф. Бутузов, Ю.А. Глазков, И.И. Юдина. Рабочая тетрадь по геометрии для 7 класса. –М.:Просвещение,2003.
  5.  Б.Г. Зив, В.М. Мейлер, А.П. Баханский. Задачи по геометрии для 7-11 классов. – М.Просвещение,2003.
  6.  А.П. Киселев. Элементарная геометрия.- М.:Просвещение,1980.

Календарно-тематическое планирование по геометрии 7 класс 

Планирование рассчитано на 2 часа в неделю. Всего: 70 часов. В связи с  производственным календарём 08.03.2017г.,09.05.2016г праздничные дни. Программа выполнена за счёт уплотнения тем повторения

п/п

Раздел, название урока в

поурочном планировании

Основные виды деятельности

Количество

 часов

Дата по плану

Фактическая дата

ГЛАВА I

НАЧАЛЬНЫЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ

10

1

§1. ПРЯМАЯ И ОТРЕЗОК

1

Сентябрь 6

2

§2. ЛУЧ И УГОЛ.

1

7

3

§3. СРАВНЕНИЕ ОТРЕЗКОВ И УГЛОВ

1

13

4

§4. ИЗМЕРЕНИЕ ОТРЕЗКОВ

1

14

5

§5. ИЗМЕРЕНИЕ УГЛОВ

2

20,21

6

§6. ПЕРПЕНДИКУЛЯРНЫЕ ПРЯМЫЕ

Смежные и вертикальные углы.

фронтальная (общеклассная), групповая, индивидуальная.

1

27

Перпендикулярные прямые. Построение прямых углов на местности.

1

28

Решение задач по теме

1

Октябрь,4

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №1

1

5

ГЛАВА II  ТРЕУГОЛЬНИКИ

17

7

§1. ПЕРВЫЙ ПРИЗНАК РАВЕНСТВА ТРЕУГОЛЬНИКОВ.

Анализ контрольной работы. Треугольник

фронтальная (общеклассная), групповая, индивидуальная.

1

11

Первый признак равенства треугольников.

2

12,18

8

§2. МЕДИАНЫ, БИССЕКТРИСЫ И ВЫСОТЫ ТРЕУГОЛЬНИКА

Перпендикуляр к прямой

фронтальная (общеклассная), групповая, индивидуальная.

1

19

Медианы, биссектрисы и высоты треугольника

1

25

Свойства равнобедренного треугольника.

1

26

9

§3. ВТОРОЙ И ТРЕТИЙ ПРИЗНАКИ РАВЕНСТВА ТРЕУГОЛЬНИКОВ

Второй признак равенства треугольника

фронтальная (общеклассная), групповая, индивидуальная.

2

 ноябрь 8,9

Третий признак равенства треугольника

1

15

Решение задач.

фронтальная (общеклассная), групповая, индивидуальная.

1

16

10

§4 ЗАДАЧИ НА ПОСТРОЕНИЕ

Окружность.

фронтальная (общеклассная), групповая, индивидуальная.

1

22

Построения циркулем и линейкой. Примеры задач на построение

2

23,29

Решение задач.

фронтальная (общеклассная), групповая, индивидуальная.

3

30, декабрь 6,7

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №2

1

13

ГЛАВА III  ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ ПРЯМЫЕ

13

11

§1. ПРИЗНАКИ ПАРАЛЛЕЛЬНОСТИ ДВУХ ПРЯМЫХ.

Анализ контрольной работы. Определение параллельности прямых. Признаки параллельности двух прямых

фронтальная (общеклассная), групповая, индивидуальная.

3

14,20,21

Практические способы построения параллельных прямых.

фронтальная (общеклассная), групповая, индивидуальная.

1

27

Решение задач по теме

фронтальная (общеклассная), групповая, индивидуальная.

1

28

12

§2. АКСИОМА ПАРАЛЛЕЛЬНЫХ ПРЯМЫХ.

Об аксиомах геометрии. Аксиома  параллельных прямых..

фронтальная (общеклассная), групповая, индивидуальная.

2

Январь 10,11

Теоремы об углах, образованных двумя параллельными прямыми и секущей.,

фронтальная (общеклассная), групповая, индивидуальная.

3

17,18,24

Решение задач по теме.

фронтальная (общеклассная), групповая, индивидуальная.

.

2

25, 31

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №3 

.

1

Февраль, 1

ГЛАВА IV  СООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ СТОРОНАМИ И УГЛАМИ ТРЕУГОЛЬНИКА

20

13

§1. СУММА УГЛОВ ТРЕУГОЛЬНИКА

Анализ контрольной работы. Теорема о сумме углов треугольника..

.

2

7,8

Остроугольный, прямоугольный и тупоугольный треугольники.

1

14

14

§2. СООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ СТОРОНАМИ И УГЛАМИ ТРЕУГОЛЬНИКА

Теорема о соотношениях между сторонами и углами треугольника. Неравенство треугольника.

фронтальная (общеклассная), групповая, индивидуальная.

2

15,21

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №4

.

1

22

15

§3. ПРЯМОУГОЛЬНЫЕ ТРЕУГОЛЬНИКИ.

Некоторые свойства прямоугольных треугольников.

фронтальная (общеклассная), групповая, индивидуальная.

2

28, Март 1

Признаки равенства прямоугольных треугольников.

2

7,14

16

§4. ПОСТРОЕНИЕ ТРЕУГОЛЬНИКА ПО ТРЕМ ЭЛЕМЕНТАМ.

Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми.

фронтальная (общеклассная), групповая, индивидуальная.

2

15,21

Построение треугольника по трем элементам

3

22, Апрель 4,5

Задачи на построение

3

11,12,18

Решение задач.

фронтальная (общеклассная), групповая, индивидуальная.

1

19

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №5 

фронтальная (общеклассная), групповая, индивидуальная.

1

25

17

ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ

10

Анализ контрольной работы. Начальные геометрические сведения..

фронтальная (общеклассная), групповая, индивидуальная.

1

26

Признаки равенства треугольников. Равнобедренный треугольник.

1

Май 2

Параллельные прямые

1

3

Соотношения между сторонами и углами треугольника

1

10

Прямоугольный треугольник и его свойства.

2

16,17

Задачи на построение

1

23

ИТОГОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

1

24

Итоговый урок по повторению, решение задач.

2

30,31


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы

Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы (2 часа в неделю)...

Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.

Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...

Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.

Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...

Рабочая программа по геометрии. 9 класс.Л.С.Атанасян и др."Геометрия 7-9 классы"

Предлагаемая рабочая программа разработана в соответствии со всеми требованиями , предъявляемыми к структуре и содержанию рабочих программ.Программа составлена на основе Федерального государственного ...

Аннотация к рабочей программе по геометрии, 11 класс + рабочая программа по геометрии для 11 класса

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (геометрии). Класс: 11.Программа по геометрии для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднег...

Рабочая программа по геометрии 7 класс ФГОС к учебнику «Геометрия 7-9 классы» Л.С. Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др.

Рабочая программа по геометрии содержит в себе цели, задачи предмета на данном этапе изучения. Включает в себя календарный график и тематическое планирование. Рассчитана на 2 урока в неделю, то есть 6...

Рабочая программа по геометрии 8 класс ФГОС к учебнику «Геометрия 7-9 классы» Л.С. Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др.

Рабочая программа по геометрии содержит в себе цели и задачи, предметные результаты, тематическое планирование. Включает в себя календарный график и тематическое планирование. Рассчитана на 2 урока в ...