Наглядная планиметрия 6 класс.
рабочая программа по геометрии (6 класс) на тему

Геометрия дает учителю уникальную возможность развивать ребенка на любой стадии формирования его интеллекта. Три ее основные составляющие: фигуры, логика и практическая применимость позволяют гармонично развивать образное и логическое мышление ребенка любого возраста, воспитывать у него навыки познавательной, творческой и практической деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл naglyadnya_planimetriya_62_chasa.docx28.57 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Геометрия дает учителю уникальную возможность развивать ребенка на любой стадии формирования его интеллекта. Три ее основные составляющие: фигуры, логика и практическая применимость позволяют гармонично развивать образное и логическое мышление ребенка любого возраста, воспитывать у него навыки познавательной, творческой и практической деятельности.

Однако именно сочетание упомянутых составляющих становится для многих детей непреодолимым препятствием успешному освоению предмета. Так, ученики VII класса должны одновременно и знакомиться с новыми фигурами, усваивая их основные свойства, накапливая и связывая между собой геометрические представления, и овладевать геометрической терминологией, приобретать навыки доказательства утверждений, сталкиваясь с необходимостью не только говорить, но и думать на новом для себя научном языке. По убеждению и по опыту многих учителей, разумное разделение этих трудностей способствует успешному усвоению школьниками геометрии. Одним из способов такого разделения является двукратное изучение курса геометрии.

Первая ступень изучения — интуитивная — основана на системе общих представлений о фигурах (свойствах, классах, действиях и т.д.). Иначе эту ступень можно рассматривать как визуальную (наглядную), а систему представлений - как набор образов, готовых к актуализации в повседневной жизни, творчестве, познавательной деятельности, в частности в дальнейших более серьезных занятиях геометрией. Это — ядро, сердцевина геометрического образования, формируемое вне зависимости от программы, учителя, отношения ученика к предмету.

Основы системы геометрических представлений заложены в человеке самой природой и развиваются, начиная с первых дней его жизни. Школьная геометрия может и должна укрепить это ядро, заполнив пустоты в системе представлений, сделав ее универсально функциональной, непротиворечивой, пополняемой в процессе продолжения образования. В школе это ядро наращивается за счет остаточных знаний при изучении предмета, а в дальнейшем - за счет бытовых и профессиональных навыков и опыта, являясь существенным элементом общей образованности и культуры.

Вторая ступень — логическая, опирающаяся на первую, построена на системе абстрактных терминов, понятий, высказываний не только об объектах (фигурах), но и о логических операциях, задачах и методах их решения, научных теориях. Эту ступень геометрического образования удается преодолеть далеко не всем учащимся (особенно без предварительного уверенного “взятия” первой ступени), и зачастую не столько из-за отсутствия у них математических способностей, сколько из-за отсутствия мотивации в ее преодолении.

Сегодня в школе геометрия обрушивается на учащегося лавиной совершенно чуждых его “гуманитаризированному” сознанию терминов и логических конструкций, вызывая мотивационный вакуум. Интуитивная геометрическая база среднего ученика настолько скудна и бессвязна, а методические возможности среднего учителя по ее актуализации и формированию настолько несовершенны, что в целом можно говорить о “геометрическом коллапсе”, наблюдающемся в российской школе. В итоге после ее окончания уровень общих геометрических представлений ученика почти не меняется по сравнению с дошкольным, а пополняется лишь обрывками знаний, относимых нами ко второй ступени.

Выделение особого “интуитивного” пропедевтического курса геометрии, нацеленного на укрепление и совершенствование системы геометрических представлений, решает основные проблемы. С одной стороны, это способствует предварительной адаптации учащихся к регулярному курсу геометрии, с другой — может обеспечить достаточный уровень геометрических знаний в гуманитарном секторе школьного образования, давая возможность в дальнейшем высвободить часы для углубленного изучения других предметов без нанесения ущерба развитию ребенка.

На занятиях наглядной геометрии предусмотрено решение интересных головоломок, занимательных задач, бумажных геометрических игр и т.п. Этот курс поможет развить у ребят смекалку и находчивость при решении задач. Приобретение новых знаний учащимися осуществляется в основном в ходе их самостоятельной деятельности. Среди задачного и теоретического материала акцент делается на упражнения, развивающие “геометрическую зоркость”, интуицию и воображение учащихся. Уровень сложности задач таков, чтобы их решения были доступны большинству учащихся.

Основными приемами решения задач являются: наблюдение, конструирование, эксперимент.

Программа педагогически целесообразна, так как способствует более   разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.

Занятия проводятся в форме круглых столов, конференций, викторин, соревнований, поисковых и научных исследований и т.д.  

Работа с учащимися направлена на достижение следующих целей:

  1. в направлении личностного развития: формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры ,о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;

развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;

  1. в метапредметном направлении: формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных  сфер человеческой деятельности;
  2. в предметном направлении: создание фундамента для математического развития, формирование  механизмов мышления, характерных для математической деятельности.

                                 

 Основные принципы программы:

Включение учащихся в активную деятельность.

Доступность и наглядность.

Связь теории с практикой.

Учёт возрастных особенностей.

Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.

Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному). 

        Основная цель занятий – не только показать шестиклассникам набор методов решения задач, но и научить их проводить логические строгие рассуждения, показать красоту и гармонию математики.

        Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Цель курса

1.Развитие геометрической интуиции, пространственного воображения,  глазомера, изобразительных навыков.

2.Научить конструировать, наблюдать.

3. Проводить эксперименты.

Результаты курса

Учащиеся должны уметь находить в пространстве разнообразные  геометрические фигуры, понимать размерность пространства. Уметь строить  плоские и пространственные фигуры.

Уметь делать оригами, изображать бордюры,  орнаменты.

Научить слушать других, уважать друзей, считаться с мнением одноклассников.

Уметь работать в группе.

Уметь оценивать свою работу.

Универсальные учебные действия:

Регулятивные УУД:

 контроль в форме сличения способа действия и его результата с эталоном.

прогнозирование в виде предвосхищения результата, контроль в форме сличения способа действия и его результата.

синтез как составление целого из частей.

планирование работы , прогнозирование результата, коррекция выполненной работы.

построение логической цепочки рассуждений.

Познавательные УУД:

анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков.  синтез как составление целого из частей.

Коммуникативные  УУД:

          построение речевых высказываний, постановка вопросов.

          договариваться  и приходить к общему решению совместной деятельности.

          учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

уметь слушать других, уметь слышать, считаться с мнением других.

Личностные   УУД:

          нравственно – эстетическое оценивание, самопознание.

Содержание курса

1.Просранство и размерность, пространственные фигуры.        

2.Геометрические головоломки и опыты.                                    

3.Параллельность и перпендикулярность.

4.Оригами, геометрия клетчатой бумаги.                                      

5. Золотая пропорция                                                                      

           6.Симметрия.                                                                                    

Тематическое планирование

Тема занятия

Дата

1-2

Первые шаги в геометрии

3-4

Пространство и размерность

5-6

Простейшие геометрические фигуры

7-8

Деление отрезка

9-10

Прямая, луч, отрезок.

11-12

Взаимное расположение прямых на плоскости

13-14

Расстояние от точки до прямой.

15-16

Конструирование из бумаги.

17-18

Задачи на разрезание и складывание фигур

19-20

Куб и его свойства

21

Треугольник

22

Правильные многогранники

23-24

Правильные многогранники. Изготовление фигур.

25-26

Геометрические головоломки

27-28

Софизмы

29

Измерение длины

30

Измерение площади и объема

31-32

Вычисление длины, площади и объема

33-34

Окружность

35-36

Геометрический тренинг

37-38

Топологические опыты

39-40

Золотая пропорция. Общие сведения.

41-42

Золотая пропорция и связанные с нею отношения.

43-44

Золотая пропорция в природе.

45-46

Золотая пропорция в искусстве.

47-48

Симметрия. Виды симметрии.

49-50

Симметрия фигур.

51-52

Симметрия в природе.

53-54

Симметрия в физике

55-56

Симметрия в искусстве.

57-58

Симметрия в предметах декоративно-прикладного искусства.

59-60

Симметрические системы.

61-62

Симметрия графиков функций.

63-64

Задачи со спичками

65-66

Зашифрованная переписка

67-68

Задачи, головоломки, игры

Материально-техническое обеспечение учебного предмета.

Литература:

1. ШарыгинИ.Ф. ,Ерганжиева Л. Н. «Наглядная геометрия».

Москва, Дрофа,2012.

     2. В.В. Трошин «Занимательные дидактические материалы по математике»

Глобус ,Москва ,2008 .

3. М.И. Башмаков «Математика в кармане «Кенгуру».

Москва, Дрофа.2011.

4. Е.Л. Мардухаева « Занятия математического кружка, 5 класс».

5. Гусев А.А. Математический кружок. 5 класс: пособие для учителей и учащихся. М.: Мнемозина, 2013. – 176 с.

Гусев В.А. Сборник геометрических задач: 5-6 классы. М.: «Экзамен», 2013 – 255 с.

Панишева О.В. Математика в стихах: задачи, сказки, рифмованные правила. 5 – 11 классы. Волгоград: Учитель, 2014 – 219 с.

Смирнова Т.Н. Математика, 5-8 классы. Сборник эвристических заданий. Учебно-методическое пособие. М.: «Эйдос», 2013 – 102 с.

Захарова О.А. Практические задачи по математике, 5-6 классы. Учебное пособие. М.: Академкнига/Учебник, 2007 – 112 с.

Интернет-ресурсы:

http://school-collektion.edu/ru

http://comp-science.hut.ru/

http://shevkin.ru/Математика.

http://allmath.ru/

http://www.math.ru

http://www.mccme.ru

http://zadachi.mccme.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Систематическое повторение планиметрии в 10 классе по УМК Е. В. Потоскуева, Л. И. Звавича

Статья посвящена использованию УМК по геометрии авторов Е. В Потоскуева и Л. И. Звавича для систематического повторения планиметрии в 10 классе. Приведены примеры задач, карточки для зачетов...

Планиметрия 7 класс

Используется на первых уроках геометрии в 7 классе....

Практическая работа "Исследование геометрической модели (планиметрия)" (11 класс)

Учащиеся создают модель теоремы Пифагора с помощью сетевого инструмента GeoGebra. Цель работы:  получить опыт создания и исследования компьютерных моделей, закрепленние теоретических заний ...

Рабочая программа по наглядной геометрии в 6 классе по учебнику "Наглядная геометрия 6", авт. Т.Г.Ходот, А.Ю.Ходот (1час в неделю. всего 35ч)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, темаичекое планирование, краткое содержание и цели изучения курса....

Элективный курс в 9 классе "Самый простой способ решения непростых неравенств" , "Избранные задачи по планиметрии"

Эти курсы знакомят учащихсчя со способом решения нерпвенств методом интервалов и позволяет систематизировать и обобщать ключевые темы курса планиметрии....

Развитие наглядно-образного и наглядно-действенного мышления через изучение наглядной геометрии

Выступление на первом съезде учителей математики Хабаровского края....