Наглядная планиметрия 6 класс.
рабочая программа по геометрии (6 класс) на тему
Геометрия дает учителю уникальную возможность развивать ребенка на любой стадии формирования его интеллекта. Три ее основные составляющие: фигуры, логика и практическая применимость позволяют гармонично развивать образное и логическое мышление ребенка любого возраста, воспитывать у него навыки познавательной, творческой и практической деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
naglyadnya_planimetriya_62_chasa.docx | 28.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Геометрия дает учителю уникальную возможность развивать ребенка на любой стадии формирования его интеллекта. Три ее основные составляющие: фигуры, логика и практическая применимость позволяют гармонично развивать образное и логическое мышление ребенка любого возраста, воспитывать у него навыки познавательной, творческой и практической деятельности.
Однако именно сочетание упомянутых составляющих становится для многих детей непреодолимым препятствием успешному освоению предмета. Так, ученики VII класса должны одновременно и знакомиться с новыми фигурами, усваивая их основные свойства, накапливая и связывая между собой геометрические представления, и овладевать геометрической терминологией, приобретать навыки доказательства утверждений, сталкиваясь с необходимостью не только говорить, но и думать на новом для себя научном языке. По убеждению и по опыту многих учителей, разумное разделение этих трудностей способствует успешному усвоению школьниками геометрии. Одним из способов такого разделения является двукратное изучение курса геометрии.
Первая ступень изучения — интуитивная — основана на системе общих представлений о фигурах (свойствах, классах, действиях и т.д.). Иначе эту ступень можно рассматривать как визуальную (наглядную), а систему представлений - как набор образов, готовых к актуализации в повседневной жизни, творчестве, познавательной деятельности, в частности в дальнейших более серьезных занятиях геометрией. Это — ядро, сердцевина геометрического образования, формируемое вне зависимости от программы, учителя, отношения ученика к предмету.
Основы системы геометрических представлений заложены в человеке самой природой и развиваются, начиная с первых дней его жизни. Школьная геометрия может и должна укрепить это ядро, заполнив пустоты в системе представлений, сделав ее универсально функциональной, непротиворечивой, пополняемой в процессе продолжения образования. В школе это ядро наращивается за счет остаточных знаний при изучении предмета, а в дальнейшем - за счет бытовых и профессиональных навыков и опыта, являясь существенным элементом общей образованности и культуры.
Вторая ступень — логическая, опирающаяся на первую, построена на системе абстрактных терминов, понятий, высказываний не только об объектах (фигурах), но и о логических операциях, задачах и методах их решения, научных теориях. Эту ступень геометрического образования удается преодолеть далеко не всем учащимся (особенно без предварительного уверенного “взятия” первой ступени), и зачастую не столько из-за отсутствия у них математических способностей, сколько из-за отсутствия мотивации в ее преодолении.
Сегодня в школе геометрия обрушивается на учащегося лавиной совершенно чуждых его “гуманитаризированному” сознанию терминов и логических конструкций, вызывая мотивационный вакуум. Интуитивная геометрическая база среднего ученика настолько скудна и бессвязна, а методические возможности среднего учителя по ее актуализации и формированию настолько несовершенны, что в целом можно говорить о “геометрическом коллапсе”, наблюдающемся в российской школе. В итоге после ее окончания уровень общих геометрических представлений ученика почти не меняется по сравнению с дошкольным, а пополняется лишь обрывками знаний, относимых нами ко второй ступени.
Выделение особого “интуитивного” пропедевтического курса геометрии, нацеленного на укрепление и совершенствование системы геометрических представлений, решает основные проблемы. С одной стороны, это способствует предварительной адаптации учащихся к регулярному курсу геометрии, с другой — может обеспечить достаточный уровень геометрических знаний в гуманитарном секторе школьного образования, давая возможность в дальнейшем высвободить часы для углубленного изучения других предметов без нанесения ущерба развитию ребенка.
На занятиях наглядной геометрии предусмотрено решение интересных головоломок, занимательных задач, бумажных геометрических игр и т.п. Этот курс поможет развить у ребят смекалку и находчивость при решении задач. Приобретение новых знаний учащимися осуществляется в основном в ходе их самостоятельной деятельности. Среди задачного и теоретического материала акцент делается на упражнения, развивающие “геометрическую зоркость”, интуицию и воображение учащихся. Уровень сложности задач таков, чтобы их решения были доступны большинству учащихся.
Основными приемами решения задач являются: наблюдение, конструирование, эксперимент.
Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.
Занятия проводятся в форме круглых столов, конференций, викторин, соревнований, поисковых и научных исследований и т.д.
Работа с учащимися направлена на достижение следующих целей:
- в направлении личностного развития: формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры ,о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;
- в метапредметном направлении: формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;
- в предметном направлении: создание фундамента для математического развития, формирование механизмов мышления, характерных для математической деятельности.
Основные принципы программы:
Включение учащихся в активную деятельность.
Доступность и наглядность.
Связь теории с практикой.
Учёт возрастных особенностей.
Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.
Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному).
Основная цель занятий – не только показать шестиклассникам набор методов решения задач, но и научить их проводить логические строгие рассуждения, показать красоту и гармонию математики.
Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Цель курса
1.Развитие геометрической интуиции, пространственного воображения, глазомера, изобразительных навыков.
2.Научить конструировать, наблюдать.
3. Проводить эксперименты.
Результаты курса
Учащиеся должны уметь находить в пространстве разнообразные геометрические фигуры, понимать размерность пространства. Уметь строить плоские и пространственные фигуры.
Уметь делать оригами, изображать бордюры, орнаменты.
Научить слушать других, уважать друзей, считаться с мнением одноклассников.
Уметь работать в группе.
Уметь оценивать свою работу.
Универсальные учебные действия:
Регулятивные УУД:
контроль в форме сличения способа действия и его результата с эталоном.
прогнозирование в виде предвосхищения результата, контроль в форме сличения способа действия и его результата.
синтез как составление целого из частей.
планирование работы , прогнозирование результата, коррекция выполненной работы.
построение логической цепочки рассуждений.
Познавательные УУД:
анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков. синтез как составление целого из частей.
Коммуникативные УУД:
построение речевых высказываний, постановка вопросов.
договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности.
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
уметь слушать других, уметь слышать, считаться с мнением других.
Личностные УУД:
нравственно – эстетическое оценивание, самопознание.
Содержание курса
1.Просранство и размерность, пространственные фигуры.
2.Геометрические головоломки и опыты.
3.Параллельность и перпендикулярность.
4.Оригами, геометрия клетчатой бумаги.
5. Золотая пропорция
6.Симметрия.
Тематическое планирование
№ | Тема занятия | Дата |
1-2 | Первые шаги в геометрии | |
3-4 | Пространство и размерность | |
5-6 | Простейшие геометрические фигуры | |
7-8 | Деление отрезка | |
9-10 | Прямая, луч, отрезок. | |
11-12 | Взаимное расположение прямых на плоскости | |
13-14 | Расстояние от точки до прямой. | |
15-16 | Конструирование из бумаги. | |
17-18 | Задачи на разрезание и складывание фигур | |
19-20 | Куб и его свойства | |
21 | Треугольник | |
22 | Правильные многогранники | |
23-24 | Правильные многогранники. Изготовление фигур. | |
25-26 | Геометрические головоломки | |
27-28 | Софизмы | |
29 | Измерение длины | |
30 | Измерение площади и объема | |
31-32 | Вычисление длины, площади и объема | |
33-34 | Окружность | |
35-36 | Геометрический тренинг | |
37-38 | Топологические опыты | |
39-40 | Золотая пропорция. Общие сведения. | |
41-42 | Золотая пропорция и связанные с нею отношения. | |
43-44 | Золотая пропорция в природе. | |
45-46 | Золотая пропорция в искусстве. | |
47-48 | Симметрия. Виды симметрии. | |
49-50 | Симметрия фигур. | |
51-52 | Симметрия в природе. | |
53-54 | Симметрия в физике | |
55-56 | Симметрия в искусстве. | |
57-58 | Симметрия в предметах декоративно-прикладного искусства. | |
59-60 | Симметрические системы. | |
61-62 | Симметрия графиков функций. | |
63-64 | Задачи со спичками | |
65-66 | Зашифрованная переписка | |
67-68 | Задачи, головоломки, игры |
Материально-техническое обеспечение учебного предмета.
Литература:
1. ШарыгинИ.Ф. ,Ерганжиева Л. Н. «Наглядная геометрия».
Москва, Дрофа,2012.
2. В.В. Трошин «Занимательные дидактические материалы по математике»
Глобус ,Москва ,2008 .
3. М.И. Башмаков «Математика в кармане «Кенгуру».
Москва, Дрофа.2011.
4. Е.Л. Мардухаева « Занятия математического кружка, 5 класс».
5. Гусев А.А. Математический кружок. 5 класс: пособие для учителей и учащихся. М.: Мнемозина, 2013. – 176 с.
Гусев В.А. Сборник геометрических задач: 5-6 классы. М.: «Экзамен», 2013 – 255 с.
Панишева О.В. Математика в стихах: задачи, сказки, рифмованные правила. 5 – 11 классы. Волгоград: Учитель, 2014 – 219 с.
Смирнова Т.Н. Математика, 5-8 классы. Сборник эвристических заданий. Учебно-методическое пособие. М.: «Эйдос», 2013 – 102 с.
Захарова О.А. Практические задачи по математике, 5-6 классы. Учебное пособие. М.: Академкнига/Учебник, 2007 – 112 с.
Интернет-ресурсы:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Систематическое повторение планиметрии в 10 классе по УМК Е. В. Потоскуева, Л. И. Звавича
Статья посвящена использованию УМК по геометрии авторов Е. В Потоскуева и Л. И. Звавича для систематического повторения планиметрии в 10 классе. Приведены примеры задач, карточки для зачетов...
Планиметрия 7 класс
Используется на первых уроках геометрии в 7 классе....
Практическая работа "Исследование геометрической модели (планиметрия)" (11 класс)
Учащиеся создают модель теоремы Пифагора с помощью сетевого инструмента GeoGebra. Цель работы: получить опыт создания и исследования компьютерных моделей, закрепленние теоретических заний ...
Контроль знаний основных теоретических сведений по планиметрии учащихся 7 класса с целью подготовки к ГИА.
помогает в подготовке к ГИА...
Рабочая программа по наглядной геометрии в 6 классе по учебнику "Наглядная геометрия 6", авт. Т.Г.Ходот, А.Ю.Ходот (1час в неделю. всего 35ч)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, темаичекое планирование, краткое содержание и цели изучения курса....
Элективный курс в 9 классе "Самый простой способ решения непростых неравенств" , "Избранные задачи по планиметрии"
Эти курсы знакомят учащихсчя со способом решения нерпвенств методом интервалов и позволяет систематизировать и обобщать ключевые темы курса планиметрии....
Развитие наглядно-образного и наглядно-действенного мышления через изучение наглядной геометрии
Выступление на первом съезде учителей математики Хабаровского края....