Развитие наглядно-образного и наглядно-действенного мышления через изучение наглядной геометрии
статья на тему
Выступление на первом съезде учителей математики Хабаровского края.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1169_programma_sezda.doc | 157.5 КБ |
vystuplenie_na_sezde.doc | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА
I КРАЕВОГО СЪЕЗДА УЧИТЕЛЕЙ И ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
30–31 марта 2011 года
30 марта – первый день
Место проведения | Дальневосточный государственный гуманитарный университет (ул. Карла Маркса, 68) |
9.00–9.45 | РЕГИСТРАЦИЯ УЧАСТНИКОВ СЪЕЗДА |
10.00-10.30 | ОТКРЫТИЕ СЪЕЗДА (актовый зал ГОУ ВПО ДВГГУ) Ведущий: Мендель Виктор Васильевич, директор Института математики, физики и информационных технологий ГОУ ВПО «Дальневосточный государственный гуманитарный университет», к. ф.-м. н. (г. Хабаровск) ПРИВЕТСТВЕННОЕ СЛОВО:
|
10.30–13.00 | ПЛЕНАРНОЕ ЗАСЕДАНИЕ Доклады:
Прасолов Виктор Васильевич, преподаватель математической кафедры Независимого Московского Университета (г. Москва)
Агаханов Назар Хангельдыевич, доцент кафедры высшей математики Московского физико-технического института (государственного университета), к. ф.-м. н., председатель центральной предметно-методической комиссии по математике Всероссийской олимпиады школьников, президент международных олимпиад по математике (г. Москва) |
11.30-11.45 | ПЕРЕРЫВ |
Мендель Виктор Васильевич, директор Института математики, физики и информационных технологий ГОУ ВПО «Дальневосточный государственный гуманитарный университет», к. ф.-м. н. (г. Хабаровск)
Бурмистрова Татьяна Антоновна, заведующая редакцией математики и информатики издательства «Просвещение» (г. Москва)
Син Александр Земсуевич, декан факультета математического моделирования и процессов управления ГОУ ВПО «Тихоокеанский государственный университет», к. ф.-м. н., доцент (г. Хабаровск) | |
13.00–14.30 | ОБЕД |
14.30–17.30 | РАБОТА ПО СЕКЦИЯМ (организована параллельно) |
СЕКЦИЯ №1 «Современные образовательные технологии как условие повышения качества математического образования» (аудитория 422, первый учебный корпус, ГОУ ВПО «Дальневосточный государственный гуманитарный университет») Руководители секции: Поличка Анатолий Егорович, профессор кафедры математики Института математики, физики и информационных технологий ГОУ ВПО «Дальневосточный государственный гуманитарный университет», д. п. н., к.ф.-м. н. (г. Хабаровск) Зудилова Ирина Анатольевна, главный методист центра общего образования Хабаровского краевого института развития образования (г. Хабаровск) | |
Поличка Анатолий Егорович, профессор кафедры математики Института математики, физики и информационных технологий ГОУ ВПО «Дальневосточный государственный гуманитарный университет», д. п. н., к. ф.-м. н. (г. Хабаровск)
Смольцаренко Любовь Андреевна, учитель математики МОУ СОШ № 85 (г. Хабаровск)
Гридяева Ольга Валентиновна, учитель математики МОУ СОШ № 63 ( г. Хабаровск)
Ковыляева Ия Юрьевна, учитель математики МОУ СОШ п. Монгохто (Ванинский муниципальный район)
Блощинская Виктория Олеговна, заместитель директора по УВР, учитель математики МОУ СОШ № 33 ( г. Комсомольск-на-Амуре)
Ахмедова Халида Хусаиновна, учитель математики МОУ «Гимназия №7» ( г. Хабаровск) Голубева Татьяна Аликовна, учитель математики МОУ «Гимназия восточных языков №4» (г. Хабаровск)
Брославская Ольга Николаевна, учитель математики МОУ «Гимназия №5» ( г. Хабаровск)
Пышная Наталья Анатольевна, учитель математики МОУ «Лицей инновационных технологий» (г. Хабаровск)
Мусорина Галина Евгеньевна, учитель математики МС(К)ОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья С(К)ОШ VII вида ( г. Амурск, Амурский муниципальный район)
Тупицина Ольга Викторовна, учитель математики МОУ СОШ № 6 (г. Бикин, Бикинский муниципальный район)
Поздеева Оксана Васильевна, методист городского информационно-методического центра отдела образования администрации (г. Комсомольск-на-Амуре) | |
Выдвижение кандидатур в Совет Ассоциации учителей и преподавателей математики Хабаровского края | |
СЕКЦИЯ №2 «Современный учитель математики и его роль в условиях развивающейся системы российского образования» (аудитория 302, первый учебный корпус, ГОУ ВПО «Дальневосточный государственный гуманитарный университет»)
Руководитель секции – Мендель Виктор Васильевич, директор Института математики, физики и информационных технологий ГОУ ВПО «Дальневосточный государственный гуманитарный университет», к. ф.-м. н., доцент (г. Хабаровск) | |
Кармакова Тамара Сергеевна, доцент кафедры математики Института математики, физики и информационных технологий ГОУ ВПО «Дальневосточный государственный гуманитарный университет» (г. Хабаровск)
Хорева Галина Владимировна, доцент кафедры математики Института математики, физики и информационных технологий ГОУ ВПО «Дальневосточный государственный гуманитарный университет», преподаватель математики ГОУ СПО «Хабаровский педагогический колледж», к. п. н. (г. Хабаровск)
Сясина Татьяна Васильевна, доцент кафедры высшей математики ГОУ «Тихоокеанский государственный университет», к.п.н., доцент (г. Хабаровск)
Руденко Светлана Викторовна, учитель математики, заместитель директора по УВР МОУ СОШ № 14 (г. Комсомольск-на-Амуре)
Бывалина Людмила Леонидовна, учитель математики МОУ СОШ с. Киселевка (Ульчский муниципальный район)
Кочубей Ирина Анатольевна, начальник отдела контроля и менеджмента качества учебно-методического управления ГОУ ВПО «Дальневосточный государственный гуманитарный университет» (г. Хабаровск)
Нестеренко Евгения Валерьевна, учитель математики МОУ СОШ № 32 (г. Комсомольск-на-Амуре)
Трубачёва Татьяна Николаевна, учитель математики МОУ «Математический лицей» ( г. Хабаровск) | |
Выдвижение кандидатур в Совет Ассоциации учителей и преподавателей математики Хабаровского края | |
СЕКЦИЯ №3 «Математика для будущих исследователей (углублённое изучение математики)», посвященная 75-летию заслуженного учителя школы РСФСР Натальи Егоровны Довбило (аудитория 31: вставка между первым и третьим учебными корпусами ГОУ ВПО «Дальневосточный государственный гуманитарный университет», 3 этаж) Руководитель секции – Авдеева Мария Олеговна, ученый секретарь Хабаровского отделения Института прикладной математики ДВО РАН, к. ф.-м. н. (г. Хабаровск)
| |
Харитонова Вера Петровна, учитель математики МОУ «Лицей инновационных технологий» (г. Хабаровск) Шекера Галина Владимировна, учитель математики МОУ «Лицей инновационных технологий» (г. Хабаровск)
Шмарин Сергей Владимирович, старший преподаватель кафедры математики АмГПГУ (г. Комсомольск-на-Амуре)
Будлянская Наталья Леонидовна, учитель математики МОУ Лицей №1 (г. Комсомольск-на-Амуре)
Горбунова Ирина Анатольевна, учитель математики МОУ СОШ № 2 ( г. Амурск)
Романишина Дина Соломоновна, учитель математики МОУ «Математический лицей» ( г. Хабаровск)
Прасолов Виктор Васильевич, преподаватель Независимого Московского Университета (г. Москва) | |
КРУГЛЫЙ СТОЛ Ведущий: Агаханов Назар Хангельдыевич, доцент кафедры высшей математики Московского физико-технического института (государственного университета), к. ф.-м. н., председатель центральной предметно-методической комиссии по математике Всероссийской олимпиады школьников (г. Москва) | |
Выдвижение кандидатур в Совет Ассоциации учителей и преподавателей математики Хабаровского края |
31 марта – второй день
Место проведения | Дальневосточный государственный гуманитарный университет (ул. Карла Маркса, 68) |
9.00–13.00 | ПЛЕНАРНОЕ ЗАСЕДАНИЕ (аудитория 422, первый учебный корпус, ГОУ ВПО «Дальневосточный государственный гуманитарный университет») Ведущий: Мендель Виктор Васильевич, директор Института математики, физики и информационных технологий ГОУ ВПО «Дальневосточный государственный гуманитарный университет», к. ф.-м. н. (г. Хабаровск) |
Доклады:
Быковский Виктор Алексеевич, директор Института прикладной математики ДВО РАН, д. ф.-м. н., член-корреспондент РАН (г. Хабаровск)
Смирнов Владимир Алексеевич, заведующий кафедрой элементарной математики Московского педагогического государственного университета, д. ф.-м. н., профессор (г. Москва)
Муравина Ольга Викторовна, заведующая редакцией математики и информатики издательства «Дрофа», к. п. н. (г. Москва) | |
11.00-11.15 | ПЕРЕРЫВ |
Дворянинов Сергей Владимирович, доцент кафедры прикладной математики Самарского государственного аэрокосмического университета имени академика С.П. Королёва, доцент кафедры математики и информатики Самарского института повышения квалификации и переподготовки работников образования, доцент, к. ф.-м. н. (г. Москва)
Фёдорова Надежда Евгеньевна, доцент кафедры теории и методики обучения математике Московского городского педагогического университета, к. п. н. (г. Москва) Свободная дискуссия «Тенденции развития школьного математического образования в Хабаровском крае» | |
13.00–14.30 | ОБЕД |
14.30-16.00 | СЕКЦИЯ № 1 СЕКЦИЯ № 2 КРУГЛЫЙ СТОЛ ПО ВОПРОСАМ ЕГЭ И ГИА ПО МАТЕМАТИКЕ (аудитория 422, первый учебный корпус, ГОУ ВПО «Дальневосточный государственный гуманитарный университет») Ведущие: Смирнов Владимир Алексеевич, заведующий кафедрой элементарной математики Московского педагогического государственного университета, д. ф.-м. н., профессор (г. Москва) Мендель Виктор Васильевич, директор Института математики, физики и информационных технологий ГОУ ВПО «Дальневосточный государственный гуманитарный университет», к. ф.-м. н., доцент (г. Хабаровск) |
14.30-16.00 | СЕКЦИЯ № 3 (аудитория 31: вставка между первым и третьим учебными корпусами ГОУ ВПО «Дальневосточный государственный гуманитарный университет»)
Кузнецова Ольга Вадимовна, учитель математики МОУ СОШ № 24 ( г. Комсомольск-на-Амуре)
Зотова Ирина Александровна, учитель математики МОУ «Математический лицей» ( г. Хабаровск)
Устинов Алексей Владимирович, заведующий отделом теоретической и прикладной математики Хабаровского отделения Института прикладной математики ДВО РАН, д. ф.-м. н., доцент (г. Хабаровск) 5. «Оценки сумм и произведений в олимпиадных задачах» |
16.00-17.00 |
(аудитория 422, первый учебный корпус, ГОУ ВПО «Дальневосточный государственный гуманитарный университет») Ведущий: Мендель Виктор Васильевич, директор Института математики, физики и информационных технологий ГОУ ВПО «Дальневосточный государственный гуманитарный университет», к. ф.-м. н., доцент (г. Хабаровск) |
Предварительный просмотр:
Развитие наглядно-образного и наглядно-действенного мышления через изучение наглядной геометрии
Нестеренко Евгения Валерьевна,
учитель математики МОУ СОШ № 32 г. Комсомольска-на-Амуре
Геометрия давно и прочно вошла в систему общего образования. Каждый ученик, изучая геометрию, реализует принцип природоцелесообразности. Сущность этого принципа состоит в том, что ученик в процессе своего геометрического развития должен пройти в свернутом виде основные этапы развития геометрии как науки, не перескакивая ни через один из них. Тем самым обеспечивается естественный процесс развития, учитывающий многовековой исторический опыт человечества и опирающийся на него.
Заметим, что современная «школьная» геометрия не отражает логику ее исторического становления как науки. В нынешнем систематическом курсе геометрии в школе представлен лишь евклидов этап истории геометрии, а доевклидов практически не рассматривается. Не отражено в нем и то время, когда ученые еще не владели методами строгих доказательств, но уже знали практически все, что входит в современную школьную геометрию. В связи с этим, упускается существенный этап в развитии геометрии как науки. "Как сказал Готфрид Лейбниц: «Кто хочет изучать настоящее, не зная прошлого, тот никогда его не поймет».
Поэтому, на мой взгляд, включение доевклидова этапа в качестве специального курса наглядно-практической геометрии для ознакомления со всеми объектами изучения перед систематическим курсом поможет восстановить логику развития науки и облегчит учащимся освоение систематического курса. Мысль о том, что курс "Наглядной геометрии" был бы полезен не только в 5 - 6 классах, но и в начальной школе, не является новой, но сложность ее реализации в существующем курсе математики для начальных классов долгие годы останавливала учителей. Основной задачей такого курса в начальной школе является обучение младшего школьника моделированию пространственных отношений и формирование на этой основе геометрических понятий и представлений. Изучая наглядную геометрию, мы отвлекаемся от реальных объектов действительности: среди всех свойств рассматриваем только размеры, форму и положение в пространстве.
Таким образом, пропедевтический курс наглядной геометрии решает следующие важные задачи:
- формирование готовности к изучению систематического курса геометрии с 7 класса;
- развитие геометрического мышления, расширение кругозора;
- формирование готовности к применению геометрических знаний в смежных дисциплинах и на практике.
О необходимости введения такого курса настойчиво говорят и психологи. Американский педагог-психолог Джером Брунер писал: "... Если бы ребенок раньше овладел понятиями и доступными ему способами действий в виде "интуитивной геометрии", то он смог бы более глубоко усвоить смысл теорем и аксиом, которые ему объясняются позднее".
Психологической особенностью детей школьного возраста является преобладание наглядно - образного мышления. Формирующийся образ предмета складывается на основании объединения в комплекс тактильных, зрительных и ощущений, связанных с изготовлением и поворачиванием фигур. Такая практическая деятельность будет стимулировать развитие "геометрического чутья", "геометрического видения", а значит и геометрического пространственного мышления.
Мышление всегда опирается на данные чувственного опыта - ощущения, восприятия, представления, и на ранее приобретенные теоретические знания.
Мышление - это обобщенное отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающийся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними. Наше познание окружающей действительности начинается с ощущении и восприятия и переходит к мышлению.
Функция мышления - это расширение границ познания путем выхода за пределы чувственного восприятия. Мышление позволяет с помощью умозаключения раскрыть то, что не дано непосредственно в восприятии. По Сергею Леонидовичу Рубинштейну всякий мыслительный процесс является актом, направленным на разрешение определенной задачи постановка которой включает в себя цель условия. В зависимости от того, какое место в мыслительном процессе занимает слово, образ и действие, как они соотносятся между собой, выделяют три вида мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое.
Наглядно-действенное мышление - направлено на решение задач в условиях производственной, конструктивной, и иной практической деятельности людей. С помощью него удобнее развивать у детей такое важное качество ума, как способность при решении задач действовать целенаправленно, сознательно, контролировать своими действиями. Наглядно-образное мышление - устанавливает непривычные, невероятные сочетания предметов и их свойств, с его помощью формируется умение рассматривать разные пути, разные планы, разные варианты достижения цели и разные способы решения задач.
Словесно-логическое мышление отражает общие связи и отношения, оперирует главным образом понятиями, широкими категориями, а образы, представления в нем играют вспомогательную роль.
Для умственного развития школьника нужно использовать все виды мышления одновременно.
Учитывая развитие понятийного мышления учащихся, психологические особенности процесса усвоения понятий, в уроки геометрии стараюсь включать элементы игры, элементы занимательности. На таких уроках дети в занимательной форме знакомились с некоторыми основными геометрическими понятиями, учились ориентироваться в простейших геометрических ситуациях и обнаруживать геометрические фигуры в окружающей обстановке.
В рамках изучения наглядной геометрии мною предусмотрены различные виды конструктивной деятельности детей: конструирование из палочек равной и неравной длины. Плоскостное конструирование из вырезанных готовых фигур, объемное конструирование с помощью эскизов и чертежей, конструирование по образу, по описанию.
Метод действия с объектами предполагает построение курса "Наглядная геометрия" на основе системы практических работ, позволяющих детям научиться строить модель изучаемого пространственного соотношения, используя всевозможную вещественную наглядность (палочки, бечевку, бумагу, геометрические мозаики, конструкторы разных типов и т. д.).
Приведу примеры заданий, которые я использую для развития наглядно-образного и наглядно-действенного мышления.
1. Какие геометрические фигуры использованы в рисунке?
2. Какой фигуры на этом рисунке нет (круга, квадрата, треугольника, прямоугольника)?
- Назовите геометрические фигуры, из которых составлен этот домик?
- Что изображено на рисунке?
- Сколько кубиков понадобится для изготовления данных фигур. Составь ее.
- Найди закономерность. Продолжи ряд.
7. Найди части, на которые разбита фигура, изображенная на рисунке, и собери ее. (Учащимся демонстрируется фигура, и даются части, из которых она состоит).
- Носорог.
- Соедини стрелками изображения и названия соответствующих фигур. Важным средством развития наглядно-действенного и наглядно-образного мышления является практическая деятельность с геометрическими фигурами. Учитывая это, включаю в свои уроки, следующие задания:
- Вырежи и собери геометрическую фигуру.
- Придумать рисунок из геометрических фигур.
12.Собери фигуру из кубиков и укажи для нее вид спереди, вид слева и вид сверху.
- Собери фигуру из кубиков по виду спереди, слева и сверху.
- Вырежи круг. Разрежь на части. Собери из частей круга данные фигуры.
- Древняя китайская игра "Танграм"
- Склеивание и собирание фигур из бумаги.
Основываясь на работы Выготского Л.С. и Давыдова В.В.в обучение положены следующие принципы:
- принцип деятельности, когда формирование и развитие личности ученика осуществляется в процессе его собственной мыслительной деятельности;
- принцип целостного представления о мире, когда формируется не только научная картина мира геометрии, в котором мы живем, но умение применять их в своей практической деятельности;
- принцип непрерывности - соблюдение преемственности между всеми ступенями обучения на уровне методологии, содержания и методики;
- принцип вариативности - развитие у учащихся вариативного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения задачи и умения осуществлять систематический перебор этих вариантов;
- принцип творчества (креативности) - ориентация на творческое начало учебной деятельности школьников, развитие их творческого мышления, на приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.
Наглядная геометрия способствует развитию у детей мышления, памяти, внимания, творческого воображения, наблюдательности, рассуждения дает реальные предпосылки для дальнейшего развития наглядно-действенного и наглядно-образного мышления учеников.
Диагностика, как специфический вид педагогической деятельности, выступает непременным условием эффективности учебно-воспитательного процесса.
До проведения занятий наглядной геометрии мною была проведена диагностика уровня развития мышления школьников. На основе проведенных исследований было определено, что у детей недостаточно развиты эти виды мышления.
После проведения занятий наглядной геометрии было проведено констатирующее исследование. Участвовала та же группа учащихся, использовались задания предварительного эксперимента с тем, чтобы определить, как изменился уровень развития мышления школьника после проведения занятий наглядной геометрии. Динамика развития наглядно-действенного и наглядно-образного мышления учащихся представлена на диаграммах:
Мы видим, что результаты стали намного выше, уровень развития наглядно-действенного и наглядно-образного мышления школьника значительно повысился, это говорит о том, что проведенные мной занятия наглядной геометрии существенно улучшили процесс развития этих видов мышления школьников, что явилось основанием доказательства правильности проведения данного курса.
В нашей школе данный курс я стараюсь вести со 2 класса. Начинаю работу по рабочим тетрадям. Далее 5-6 класс по Шарыгину.
На этом работа не заканчивается. Анализ курса планиметрии показали, что в нем содержатся богатые возможности для формирования и развития пространственных представлений учащихся, ведь геометрия, как учебный предмет, имеет в своем распоряжении огромный потенциал, содержащийся в задачном материале, имеющем решающее значение для развития пространственного и логического мышления учащихся. Возникает естественная потребность в подборе специальных задач стереометрического характера, которые, с одной стороны, будут способствовать развитию пространственных представлений, с другой стороны, направлены на формирование понятий и усвоение теорем планиметрии. Таким образом, возникает необходимость в пропедевтике стереометрических знаний.
Новая проблема заключатся в том, что необходимо разработать методику развития пространственных представлений учащихся 7-9 классов посредством пропедевтики стереометрических знаний, удовлетворяющая возрастным особенностям подростков; определить набор задач стереометрического характера при изучении планиметрии и методику их включения в учебный процесс в качестве факультативного курса "Введение в стереометрию".
Красоту математики можно и следует дать почувствовать даже очень малым детям. Когда этот предмет излагают должным образом и притом конкретно, то усвоение математики сопровождается эмоциями и наслаждением красотой …
Д. Юнг
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование презентаций на уроках как средство развития наглядно-образного мышления, активизации познавательной деятельности учащихся
тема по самообразованию...
«Использование презентаций на уроках как средство развития наглядно-образного мышления, активизации познавательной деятельности учащихся
тема по самообразованию...
Индивидуальное занятие по развитию наглядно -образного мышления с компьютером для ребёнка с ОВЗ .Играем в кубики.
Занятие с кубиками Кооса....
Развитие наглядно – образного мышления у обучающихся с нарушениями зрения.
Слабовидение – это тяжёлое расстройство зрения, определяемое количественными и качественными показателями. При глубоком нарушении зрения у детей страдают познавательные процессы (восприятие, воо...
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ
Данные виды игр направлены на развитие внимания, мышления, речи....
Дидактическая игра как одно из средств развития наглядно-образного мышления у детей с нарушением интеллекта
Дидактическая игра как одно из средств развития наглядно-образного мышления у детей с нарушением интеллекта...
Картотека игр и упражнений для детей младшего школьного возраста для развития наглядно – образного мышления детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
В основе коррекционной работы дефектолога с детьми, имеющими отклонения в развитии, должно быть реализовано фундаментальное положение отечественной психологии о генетической связи разных форм мышления...