Дополнительная образовательная программа «В мире геометрии»
рабочая программа по геометрии (6 класс) на тему
Пропедевтический материал изучения геометрического материала в курсе математики 6 класса.
Уровень: наглядно-практический.
Учащиеся добывают информацию из опыта работы в процессе специально организованной учителем деятельности. Ученик должен представить себе объект, описать его, решить касающуюся его задачу. Много используется рисунков. На этом этапе существенным является наглядно-оперативное знание предмета, содержащее наглядные представления, и умения правильно ими оперировать. Учащимся предлагается самостоятельно сформулировать определение. Большая роль отводится практической деятельности, опыту, эксперименту. Учащиеся знакомятся с геометрическими фигурами на плоскости и в пространстве, учатся изображать их, овладевают некоторыми приемами построения фигур, рассматривают их свойства, знакомятся с геометрическими фактами.
Особенности пропедевтического характера изучения заключаются в следующем.
Существенно повышается роль геометрического материала. Построение геометрического материала по линейно-концентрическому принципу позволяет неоднократно возвращаться к изучаемому материалу. Причем на новом витке учащиеся встречаются с новым материалом, овладевают новыми стратегиями решения задач.
В курсе представлена геометрия, направленная на развитие: наглядного представления, образного мышления, пространственного воображения, изобразительных умений. Обращается внимание к мотивационной стороне обучения, что способствует активизации познавательной деятельности, повышению интереса к изучаемому материалу.
Введен эта содержательно-практической деятельности как исходного при введении новых понятий. Это позволяет создать у учащихся запас содержательных представлений, служащих основой для последующей формализации, способствует пониманию, дает возможность самостоятельно открывать новые знания. Содержащийся исторический материал развивает познавательный интерес учащихся.
Геометрическая подготовка, полученная учащимися в 6 классе позволит поднять преподавание геометрии на новый качественный уровень.
Программа рассчитана на изучение материала в объеме 34 часов в год, 1 час в неделю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mir_geometrii.docx | 30.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа
с углубленным изучением отдельных предметов
№37» города Кирова
Утверждаю:
Директор
МОАУ СОШ с УИОП №37
города Кирова
_______________
Л.И. Шульгина
Приказ № ____от____
Дополнительная образовательная программа
«В мире геометрии»
6 класс (34 часа)
Автор-составитель:
Нагорная Г. С. учитель математики
первой квалификационной категории
НА 2012-2013 УЧ.Г.
Пояснительная записка
Пропедевтический материал изучения геометрического материала в курсе математики 6 класса.
Уровень: наглядно-практический.
Учащиеся добывают информацию из опыта работы в процессе специально организованной учителем деятельности. Ученик должен представить себе объект, описать его, решить касающуюся его задачу. Много используется рисунков. На этом этапе существенным является наглядно-оперативное знание предмета, содержащее наглядные представления, и умения правильно ими оперировать. Учащимся предлагается самостоятельно сформулировать определение. Большая роль отводится практической деятельности, опыту, эксперименту. Учащиеся знакомятся с геометрическими фигурами на плоскости и в пространстве, учатся изображать их, овладевают некоторыми приемами построения фигур, рассматривают их свойства, знакомятся с геометрическими фактами.
Особенности пропедевтического характера изучения заключаются в следующем.
Существенно повышается роль геометрического материала. Построение геометрического материала по линейно-концентрическому принципу позволяет неоднократно возвращаться к изучаемому материалу. Причем на новом витке учащиеся встречаются с новым материалом, овладевают новыми стратегиями решения задач.
В курсе представлена геометрия, направленная на развитие: наглядного представления, образного мышления, пространственного воображения, изобразительных умений. Обращается внимание к мотивационной стороне обучения, что способствует активизации познавательной деятельности, повышению интереса к изучаемому материалу.
Введен эта содержательно-практической деятельности как исходного при введении новых понятий. Это позволяет создать у учащихся запас содержательных представлений, служащих основой для последующей формализации, способствует пониманию, дает возможность самостоятельно открывать новые знания. Содержащийся исторический материал развивает познавательный интерес учащихся.
Геометрическая подготовка, полученная учащимися в 6 классе позволит поднять преподавание геометрии на новый качественный уровень.
Программа рассчитана на изучение материала в объеме 34 часов в год, 1 час в неделю.
Учебно-тематическое планирование
34 часа в год, 1 час в неделю
№ п/п | Название темы | Кол-во часов |
1 | Прямые на плоскости и в пространстве | 7 |
2 | Окружность | 9 |
3 | Симметрия | 9 |
4 | Многоугольники и многогранники | 11 |
ИТОГО | 34 |
Содержание курса
- Прямые на плоскости и в пространстве.
Пересекающиеся прямые. Вертикальные углы. Свойство вертикальных углов. Смежные углы.
-Перпендикулярные прямые. Обозначение. Решение задач на нахождение вертикальных углов и на нахождение смежных углов. Задачи на построение вертикальных углов. Задачи более сложные.
-Параллельные прямые. Определение. Обозначение, запись. Свойства параллельных прямых.
-Правило построения параллельных прямых.
-Свойство параллельных прямых
-Обобщение: расположение прямых (решение задач на кубе).
-Скрещивающиеся прямые.
-Расстояние.
-Расстояние между двумя точками
- Расстояние от точки до некоторой фигуры.
-Расстояние от точки до прямой.
- Расстояние между параллельными прямыми.
-Расстояние от точки до плоскости (на кубе, параллелепипеде).
Основная цель
Создать представления о вертикальных углах и смежных углах, образованных при пересечении прямых, развивать умения находить углы. Формировать умения строить параллельные и перпендикулярные прямые. Развивать представления о расстоянии между геометрическими объектами и умения находить эти расстояния.
Требования к результатам обучения и освоению содержания курса
Уметь:
-находить углы при пересечении двух прямых;
-строить параллельные и перпендикулярные прямые:
-уметь находить (измерять) расстояние от точки до прямой, между параллельными прямыми, от точки до фигуры и до плоскости.
Применять усвоенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для:
-определение расстояния между объектами в реальных ситуациях,
-построения и параллельных прямых на плоскости в реальных ситуациях.
2. Окружность.
-Прямая и окружность. Взаимное расположение прямой и окружности.
-Касательная к окружности, определение касательной. Способ построения касательной к окружности. Свойство касательной: касательная перпендикулярна радиусу, проведенному в точку касания. Построение касательной к окружности.
-Две окружности на плоскости. Взаимное расположение двух окружностей. Концентрические окружности.
- Построение треугольника по трем сторонам, по трем элементам. Построение треугольника, равного данному.
-Неравенство треугольника: любая сторона треугольника меньше суммы двух других его сторон.
-Круглые тела. Представление о круглых телах: шаре, цилиндре, конусе. Понятие «поверхности» круглых тел. Элементы цилиндра, конуса, шара, сферы. Сечения круглых тел (шара, цилиндра, конуса). Развертки цилиндра и конуса.
-Комбинация параллелепипеда и круглых тел, куба и круглых тел.
Основная цель.
Сформировать исследовательские умения учащихся представлять взаимное расположение прямой и окружности, двух окружностей, а также представление о касательной к окружности и навыки построения касательной. Научить строить треугольник по трем элементам и равные треугольники, устанавливать возможности построения треугольника. Сформировать представления о круглых телах, об их развертках.
Требования к результатам обучения и освоению содержания курса
Уметь:
- представлять на этапе практико-ориентированной деятельности и делать рисунок взаимного расположения прямой и окружности;
- строить касательную к окружности;
- строить треугольник по трем элементам, равным данному;
- представлять и делать рисунок взаимного расположения двух окружностей;
- распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные фигуры, круглые тела, их развертки;
-строить простейших случаях сечения и развертки пространственных тел;
-определять видимые и невидимые линии круглых тел;
-у меть перерисовывать круглые тела;
Применять усвоенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для:
-решения задач практического содержания;
-решения задач на комбинацию круглых тел, куба, параллелепипеда
- решения задач: на основе практически-содержательной работы у становление о том, каким может быть взаимное расположение прямой и окружности.
3. Симметрия
- Осевая симметрия:
- алгоритм построения симметричной точки относительно прямой (с покадровыми рисунками).
- алгоритм построения фигуры, симметричной относительно прямой l-
- свойства фигур, симметричных относительно прямой .
- Симметрия относительно плоскости (зеркальная симметрия).
- Ось симметрии фигуры (линия сгиба фигуры). Геометрические фигуры, имеющие ось симметрии (прямоугольник, равнобедренный треугольник, окружноcть, шар, цилиндр, конус, многогранник).
- Асимметрия.
- Построение циркулем и линейкой. Построение серединного перпендикуляра к прямой. Алгоритм построения серединного перпендикуляра (с покадровыми рисунками)
- Центральная симметрия. Алгоритм построения
-симметричных точек относительно центра симметрии;
-центрально симметричных фигур.
-плоскость симметрии.
Основная цель.
Познакомить учащихся с основными видами симметрии плоскости и в пространстве, сформировать умения строить симметричные фигур относительно оси симметрии, центра симметрии.
Требования к результатам обучения и освоению содержания курса
Уметь:
- строить точки, фигуры, симметричные относительно некоторой прямой;
- строить точки, фигуры, симметричные относительно центра симметрии;
Применять усвоенные знания и уметя в практической деятельности и в повседневной жизни для:
- выделения осей симметрии и плоскостей симметрии геометрической фигуры
- построения симметричных фигур, нахождения симметрии в живой и неживой природе.
Упражнения для формирования этих понятий:
1)является ли прямая осью симметрии фигуры (разных фигур);
2) среди фигур на рисунке найдите фигуры, имеющие оси симметрии; перерисуйте в тетрадь, проведите ось симметрии;
3)найдите оси симметрии прямоугольника (прямоугольного листа);
4)является ли сечение плоскостью- плоскостью симметрии?
Задачи на построение симметричных фигур (точек, отрезков, геометрических фигур)
Прямые k и m пересекаются под углом 45°. Постройте точку B1, симметричную точке В относительно прямой m , а затем точку B2, симметричную точке B1 относительно прямой k. Проведите отрезки 0В, ОВ1 и 0B2. Сравните величину угла ВОВ2 с углом между прямыми k и m.
Выполните это же задание для случаев, когда угол между прямыми равен З0
90°. Какую можно выдвинуть гипотезу о величинах сравниваемых углов?
Попробуйте доказать ваше предположение.
4.Многоугольники и многогранники
- Сумма углов треугольника.
- Параллелограмм.
- Свойства:
- параллелограмм является центрально симметричной фигурой. Центр симметрии параллелограмма- это точка пересечения диагоналей;
- противоположные стороны не только параллельны, но и равны.
- диагональ делит параллелограмм на два равных треугольника;
- диагонали точкой пересечения делятся пополам.
- Алгоритм построения параллелограмма (с по кадровыми рисунками).
- Ромб — параллелограмм, у которого все стороны равны. Свойства ромба как параллелограмма. Свойство ромба: диагонали ромба перпендикулярны друг другу
- Прямоугольник, квадрат- это параллелограммы.
Задачи
- на распознавание параллелограмма среди всех фигур;
- на вычисление периметра параллелограммов;
- на свойства параллелограммов;
- на построение прямоугольника, квадрата, ромба;
- на проведение осей симметрии параллелограммов;
- задачи - исследование на свойства углов параллелограмма (противолежащих, прилежащих к одной стороне).
- Правильные многоугольники:
- равно сторонний треугольник,
- квадрат,
- правильный пятиугольник,
- правильный шестиугольник,
- составляющие фигуры правильного шестиугольника,
- свойство вершин правильного шестиугольника.
- Алгоритм по строения правильно го шестиугольника.
- Площади. Равновеликие и равно составленные фигуры. Равновеликие фигуры- фигуры, имеющие равные площади (на примере квадрата со стороной 2 см и прямоугольника с измерениями 1 см и 4 см).
- Эти понятия используются для нахождения площади параллелограмма, если перекроить его в прямоугольник; площади треугольника как половины площади параллелограмма, прямоугольника.
- Правильные многогранники.
- Призма.
Основная цель. Экспериментальным путем определить сумму углов любого треугольника, полученные результаты применять для решения задач.
Познакомить с новыми фигурами, их свойствами. Развивать представления о площади равновеликих и равно со ставленых фигур, находить способы вычисления площадей параллелограмма и треугольника.
Сформировать представления о правильных многоугольниках и многогранниках.
Требования к результатам обучениям освоению содержания курса
Уметь:
- Вычислять - сумму углов треугольника, углы треугольника, используя утверждение, что сумма углов треугольника равна 180°;
- выделять среди многоугольник ) в параллелограммы (параллелограмм, прямо
угольник, квадрат, ромб); - определять свойства всех видов параллелограммов;
- строить параллелограмм, прямоугольник, ромб, квадрат;
- вычислять площади параллелограммов и треугольника;
- строить правильные многоугольники: пятиугольник, шестиугольник;
- распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке осью в пространственные фигуры, правильные многогранники, призмы;
- строить в простейших случаях сечения и развертки пространственных тел.
Применять усвоенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни, для:
- вычисления площадей плоских фигур;
- вычисления объемов некоторых многогранников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа «Я в мире делового общения» для 10-11 классов
Проблемы межличностного делового общения с каждым днём всё более актуальны. Характер деловых контактов оказывает решающее влияние на эффективность совместной деятельности, на ...
Дополнительная образовательная программа по английскому языку "Приключение Кота и Мышонка в мире мультфильмов и сказок"
Важный аспект в формировании иноязычной культуры – развитие творческого мышления посредством изучения произведений художественной литературы, а также его литературная интерпритация. Ведь именно через ...
Дополнительная образовательная программа"Наглядная геометрия"
Рабочая программа по Наглядной геометрии составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитан...
Дополнительная образовательная программа"Эволюция органического мира"
Курс «Эволюция органического мира» для углубленного изучения биологии в 9 классе рассчитан на 39 часов.В программе курса рассматривается происхождение и эволюция растений и животных. Содержание програ...
ПРОГРАММА КУРСА платных дополнительных образовательных услуг «В мире математики» 8 класс
Программа курса «В мире математики» соответствует программе основного общего образования по математике для 8 класса. Материал учебного курса отвечает возрастным особе...
ПРОГРАММА КУРСА платных дополнительных образовательных услуг «В мире математики» 9 класс
Программа курса для предоставления платных дополнительных образовательных услуг «В мире математики» рассчитана на учащихся 9-х классов, склонных к занятиям математикой и желающих повысить свой математ...
Дополнительная образовательная программа по изучению культурного наследия народов России и мира "Национальная борьба Куреш"
Аннотация: В программе аргументируется роль народных спортивных традиций в духовно-нравственном воспитании школьников. Приобщение детей к народным спортивным традициям позволяет: приобщать их к истори...