Дополнительная образовательная программа «Я в мире делового общения» для 10-11 классов
элективный курс по обществознанию (10,11 класс) по теме
Проблемы межличностного делового общения с каждым днём всё более актуальны. Характер деловых контактов оказывает решающее влияние на эффективность совместной деятельности, на успешность проведения бесед, совещаний и переговоров, пресс – конференций и дискуссий, торгов и презентаций.Коммуникативная компетентность может помочь реализовать свои замыслы и намерения, став преуспевающим человеком.
Предлагаемая программа элективного курса «Я в мире делового общения» призвана помочь старшеклассникам овладеть основами деловой коммуникации, научить эффективно взаимодействовать друг с другом, развить коммуникативные способности с целью наиболее успешной адаптации подростка в новой социальной среде.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_elektivnogo_kursa_ya_v_mire_delovogo_obshcheniya.doc | 141 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением
отдельных предметов пгт. Санчурск Кировской области
Рассмотрено и согласовано Утверждаю:
на заседании методического Директор школы
совета «__ » ______ 20__г. _______/___________ /
Протокол № ______ «__» _________ 20__ г.
Дополнительная образовательная программа
«Я в мире делового общения»
для 10-11 классов
на 20___/ 20___ учебный год
Составители программы:
Смирнова Светлана Ивановна,
учитель истории и обществознания;
Пахмутова Елена Юрьевна,
учитель истории и обществознани
Санчурск
2012 год
Пояснительная записка
Взаимодействие специалистов в профессиональной деятельности становится предметом все более пристального внимания. Проблемы межличностного делового общения с каждым днём всё более актуальны. Характер деловых контактов оказывает решающее влияние на эффективность совместной деятельности, на успешность проведения бесед, совещаний и переговоров, пресс – конференций и дискуссий, торгов и презентаций.
Карьера любого специалиста весьма многогранна. В любой профессии можно остаться на самой низкой ступеньке иерархической лестницы, а можно достичь высоты, власти, став высокообразованным и квалифицированным профессионалом. Коммуникативная компетентность может помочь реализовать свои замыслы и намерения, став преуспевающим человеком.
Замысел данной программы:
- показать коммуникацию как специфический вид деятельности, без которого невозможно стать хорошим профессионалом
- помочь школьникам овладеть основами деловой коммуникации, научить эффективно взаимодействовать друг с другом, реализуя комфортно – психологическое общение и разнообразные стратегии и тактики, ориентированные на достижение сотрудничества
- развить коммуникативные способности с целью наиболее успешной адаптации подростка в новой социальной среде.
Межпредметные связи курса: обществознание, социология, психология.
Возраст обучающихся, на который рассчитана программа: учащиеся 9-10 классов, владеющие основными знаниями базового курса обществознание по теме: «Межличностные отношения»
Структура курса: курс рассчитан на 2 года обучения и включает 2 основных модуля часовой нагрузкой по 17 часов в год (1 час в неделю):
Модуль №1 « Основы деловой коммуникации» (10 класс)
Модуль №2 « Практика деловой коммуникации» (11 класс)
Каждый модуль носит самостоятельный характер по насыщенности и завершённости изучаемого материала и может изучаться как отдельный курс.
При желании обучающегося расширить и закрепить полученные знания по данной теме на более углублённом уровне, а также с целью подготовки к будущей профессиональной карьере и успешной социальной адаптации, возможно продолжение изучения последующих модулей курса «Я в мире делового общения».
Аннотация.
Предлагаемый курс направлен на формирование речевой и коммуникативной культуры учащихся.
Он предполагает углубление практических знаний в области обществознания, формирование умений и навыков учащихся в сфере эффективного и бесконфликтного делового общения (для этого программа включает практические задания и тренинги, помогающие освоить теоретические основы деловой коммуникации).
Программа носит выраженный обучающий характер. Она отвечает на вопросы: как преодолеть коммуникативные барьеры; как формулировать вопросы, как готовиться к ответам, и как отвечать; как выявить сенсорный канал и как использовать эту информацию; как эффективно взаимодействовать и принимать коллективные решения.
Программа построена таким образом, чтобы обучаемый мог последовательно, в приемлемой для усвоения форме
- с помощью тестов продиагностировать свой потенциал и возможности
- освоить необходимые знания;
- выполняя различные практические упражнения, развить умения и приобрести навыки эффективной коммуникации
Человек ориентированный на успех, на победу, найдет в программе все, что необходимо для достижения профессионально- и социально-ориентированных целей.
Цели данного элективного курса:
- На основе теоретических знаний сформировать у учащихся представление о деловой коммуникации, как об уникальном, специфическом виде деятельности, без которого трудно стать хорошим профессионалом.
- Формировать коммуникативную компетентность выпускника, как будущего специалиста.
- Формировать культуру делового общения.
Задачи курса:
- Помочь в формировании понятий «общение», «коммуникация», «деловая коммуникация», «лидерство», « конфликт», «риторика», « самопрезентация», « корпоративная культура».
- Расширить знания об основах общения, основных коммуникативных средствах (вербальных и невербальных), приемах и технологиях воздействия и влияния на деловых партнеров; о многообразных формах делового общения.
- Сформировать практические навыки свободного делового общения, научить преодолевать коммуникативные барьеры.
- Научить работать в коллективе, принимать коллегиальные решения.
Ожидаемые результаты:
Освоив материал элективного курса, учащиеся должны знать:
- Понятия «общение», «коммуникация», «деловая коммуникация», «риторика» «лидерство», «конфликт», «самопрезентация», «корпоративная культура».
- Виды и функции общения;
- Формы и виды деловой коммуникации;
- Вербальные и невербальные средства коммуникации;
- Язык жестов в деловом общении;
- Правила и полезные способы взаимодействия для успешной коммуникации;
- Приемы и виды активного слушания;
- Особенности взаимодействия в коллективе;
- Правила самопрезентации.
Учащиеся должны уметь:
- Применять полученные знания на практике.
- Давать характеристику деловому общению.
- Различать вербальные и невербальные средства коммуникации;
- Преодолевать речевые барьеры при общении;
- Задавать вопросы, правильно отвечать на некорректные вопросы;
- Уметь предотвращать и конструктивно разрешать конфликты;
- Эффективно взаимодействовать в коллективе по принятию коллегиальных решений;
- Проектировать организацию различных форм делового сотрудничества.
Учебный план
Модуль № 1 «Основы деловой коммуникации» (10 класс)
№ п/п | Наименование модуля, разделов | Всего часов | Из них | |
теория | практика | |||
1. | Общение: понятие, классификация | 5 | 2 | 3 |
2. | Деловая коммуникация: понятие, средства | 7 | 4 | 3 |
3. | Этика делового общения. | 5 | 1 | 4 |
| Итого: | 17 | 7 | 10 |
Учебный план
Модуль №2 « Практика деловой коммуникации» (11 класс)
№ п/п | Наименование модуля, разделов | Всего часов | Из них | |
теория | практика | |||
1. | Риторика | 3 | 1 | 2 |
2. | Психология делового общения | 6 | 3 | 3 |
3. | Имиджелогия | 3 | 1 | 2 |
4. | Формы деловой коммуникации. Технология организации. | 3 | 1 | 2 |
5. | Корпоративная культура | 1 | 1 | |
6. | Итоговое занятие | 1 | 1 | |
| Итого: | 17 | 7 | 10 |
Учебно-тематический план
Модуль № 1 « Основы деловой коммуникации» (10 класс)
№ | Раздел курса. Тема занятия | Кол-во час. | Основные понятия содержания | Форма занятия | Формы контроля | Дата |
1.Общение: понятие, классификация | 5 | |||||
1 | Введение. Современное общество, образование, профессия. Цели и задачи изучения курса. | 1 | Общество. Сферы жизни общества. Коммуникация. | Интерактив-ная лекция | Тезисы лекции. | |
2 | Общение как взаимодействие | 1 | Общение. Кооперация. Конкуренция. | Фронтальная дискуссия | Эссе | |
3 | Виды общения. | 1 | Вербальное общение. Невербальное общение. Формальное общение. Неформальное общение. | Работа в группах | Объяснение схемы | |
4 | Практическое занятие. | 1 | Работа в группах | Предъявление результатов работы в группе | ||
5 | Обобщающее занятие. Общение: понятие, средства. Контроль. | 1 | Средства общения. | Обобщающая беседа | Тест для закрепления | |
2.Деловая коммуникация: понятие, виды, типы, средства. | 7 | |||||
6 | Характеристика делового общения. | 1 | Деловое общение. Прямое общение. Косвенное общение. | Семинар | Фронтальная беседа | |
7 8 | Формы делового общения. Практикум. | 1 | Деловая беседа. Деловая дискуссия. Публичное выступление. | Учебный тренинг | Анализ жизненных ситуаций. | |
9 | Вербальные средства в деловой коммуникации. Слушание в деловой коммуникации. | 1 | Средства деловой коммуникации. | Деловая игра | Решение проблемных задач | |
10 11 | Невербальные средства в деловой коммуникации. Язык тела и жестов. Практикум. | 2 | Язык мимики. Язык жестов. | Имитационная игра | Взаимопроверка | |
12 | Обобщающее занятие. Деловая коммуникация: понятие, средства. Контроль. | 1 | Обобщающая беседа | Обобщающий тест | ||
3.Этика делового общения | 4 | |||||
13 14 | Коммуникативные барьеры в деловой коммуникации и их преодоление. Практикум. | 2 | Этика делового общения. Коммуникативные барьеры. Эмпатия. Идентификация. Рефлексия. | Работа в группах. | Анализ художественных текстов, фильмов. УСИ (учебное социологическое исследование) | |
15 16 | Конфликты в деловом общении и способы их разрешения. Практикум. | 2 | Конфликт. Конфликтная ситуация. Установка. Сотрудничество. Переговоры. | Работа в группах. Ролевая игра | Предъявление результатов УСИ | |
17 | Итоговое занятие. | 1 | Конференция | Презентация результатов проектной и исследовательской деятельности |
Учебно-тематический план
Модуль №2 «Практика деловой коммуникации» (11 класс)
№ п/п | Раздел курса Тема занятия | Кол-во часов | Основные понятия содержания | Форма занятия | Форма контроля | Дата проведения |
1. Риторика (3 часа) | ||||||
История ораторского искусства | 1 | Риторика Ораторство в Древнем мире, средневековье. Ораторское искусство в России | Лекция | |||
Основные виды красноречия. Речевая выразительность | 1 | Техника ораторского искусства Приёмы красноречия | Практическое занятие-тренинг | Взаимооценка | ||
Методика публичного выступления | 1 | Публичное выступление. « Маячки" Презентация | Практическое занятие | Зачёт | ||
2. Психология делового общения (6 часов) | ||||||
Особенности делового общения. | 1 | Виды делового общения. Позитивное мышление. Иерархия средств общения | Беседа | Вопросы на закрепление | ||
Язык делового общения. | 1 | Особенности вербального и невербального делового общения. | Практическое занятие | Социальная проба- д/з ( отчет) | ||
Особенности взаимодействия людей в коллективе. | 1 | Симпатии и антипатии. Психология совместимости. Микроклимат. | дискуссия | Эссе | ||
Способы преодоления психологических барьеров и стереотипов в общении. | 1 | Психологические барьеры. Стереотипы общения. Роль социального статуса. | Практическое занятие-тренинг | Взаимооценка | ||
Что такое конфликт | 1 | Конфликт. Конструктивныйдеструктивный. Причины и динамика конфликта. Конфликтогены. Эскалация конфликта | Проблемная лекция | Вопросы на закрепление | ||
Способы предотвращения и разрешения деловых конфликтов. | 1 | Соперничество сотрудничество приспособление избегание компромисс | Имитационная игра | Зачет | ||
3.Имиджелогия (3 часа) | ||||||
Имидж и его составляющие. Технологии построения имиджа | 1 | Имидж. Имиджелогия. Деловой костюм Деловой этикет. | Лекция | Самопрезен тация | ||
Самопрезентация | 1 | Самооценка. Самопрезентаци Самомаркетинг | Деловая игра | Зачет | ||
Карьера. Технология успеха | 1 | Карьера. Психология успеха. Проектирование личностного роста. | Круглый стол | Эссе | ||
4. Формы деловой коммуникации. Технология организации. (3 часа) | ||||||
Классификация видов переговоров, приемов, презентаций, бесед | 1 | Деловая беседа. Деловое совещание. Переговоры. Презентации. | Лекция Работа с источниками | Ответы на вопосы | ||
Основные методы проектирования и планирования деловых переговоров, презентаций, приемов, деловых бесед. | 1 | Этапы подготовки и проведения деловой встречи. Методы проблематизации и передачи информации. Фазы делового общения. | Бланочная игра | Зачёт по итогам игры | ||
Принципы делового этикета. Речевой этикет. | 1 | Формы обращения к собеседнику. Этикет деловых приёмов. Речевой этикет. Правила общения по телефону. | Практическое занятие-тренинг | Зачёт | ||
| ||||||
Основные подходы к определению и формированию корпоративной культуры. | 1 | Корпоратьивная этика. Корпоративная ответственность | Беседа | Блиц-опрос | ||
| Итоговое занятие «Я в мире делового общения». | 1 | « Моя карьера» Успешный человек. Коммуникативность –черта делового человека. | Защита проектной, исследовательской работы | Зачет |
Предлагаемая примерная тематика рефератов,
проектных и исследовательских работ обучающихся
- История ораторского искусства в Древней Греции и в Древнем Риме.
- Современные тенденции в развитии риторики.
- Психология совместимости: 10 заповедей.
- Как создать благоприятный климат в коллективе?
- Стереотипы общения. Благо или зло?
- Можно ли общаться без конфликтов?
- Что такое имидж.
- Мой имидж.
- Коммуникативная культура личности.
- Деловая переписка как средство письменной коммуникации.
- Критерии профессионального успеха.
Литература
- Агеев В.С. Психология межгрупповых отношений.-М.:МГУ,1983;
- Алехина И.В. Имидж и этикет делового человека.-М., 1996;
- Баклешов Д.В. Манеры и поведение делового человека.-М., 1993;
- Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи: Современная риторика.-Ростов – на /Д., 1998;
- Вознесенская Л.О. Основы международного делового общения.-М., 1997;
- Волков А.А. Основы русской риторики.-М., 1996;
- Грачев Ю.Н. Ведение переговоров с инофирмами.-М.,1997;
- Кузин Ф.А. Культура делового общения.-М., 1997;
- Лакейн А. Искусство успевать.-М.,1995;
- Леонтьев А.А. Психология общения.-Тарту, 1974;
- Льюис Р.Д. Деловые культуры в международном бизнесе. От столкновения к взаимопониманию.-М.,1997;
- Николаева Г.И. Тренинг психотерапии общения.-Орел, 1993;
- Сабат Э. Бизнес-этикет.-М.,1998;
- Сопер П. Основы искусства речи.-М., 1995;
- Абалкина М.А., Агеев В.С. Анатомия взаимопонимания. М, 1990.
- Абчук В.А.Правила успеха. Уроки предпринимательства и менеджмента. Л., 1991.
- Акишина А.А., Акишина Т.Е., Кано Х. Жесты и мимика в русской речи. СПб., 1993.
- Аксельрод А, Хольти Дж. 201 способ победить в ситуациях трудного общения. Челябинск, 1999.
- Анисимова Т.В. Деловое общение: речевой аспект. Волгоград, 2000.
- Баева О.А. Ораторское искусство и деловое общение. Минск, 2001.
- Батаршев А.В. Психодиагностика способности к общению или как определить организаторские и коммуникативные качества личности. М., 1999.
- Богданов В.В. Речевое общение. Л., 1990.
- Введенская Л. А., Павлова Л. Г. Культура и искусство речи. Ростов-на-Дону, 1995.
- Веселов П.В. Аксиомы делового письма: культура делового общения и официальной переписки. М., 1989.
- Вилсон Г., Макклаффин К. Язык жестов. Путь к успеху. СПб., 2000.
- Григорьева Т.Г. Основы конструктивного общения. Практикум. М., 1997.
- Стернин И.А.,.Новичихина М.Е. Культура делового общения. Учебное пособие. Воронеж, 2001.
- Иссерс О.С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. Омск, 1999.
- Куницина В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. СПб., 2001.
- Львова С.И. Язык в речевом общении. М., 1991.
- Мицич П. Как проводить деловые беседы. М., 1987.
- Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности. СПб., 1999.
- И.В. Пешков. Введение в риторику поступка. М., 1998.
- Б.Н. Головин. Основы культуры речи. - М., ”Высшая школа”, 1988.
- Аристотель. Риторика. //Античные риторики. М., 1978.
- Г. В. Бороздина. Психология делового общения. М., 1999.
- Дж.Фаст. Язык тела. – М.: “Вече”, 1997
- Кузин Ф.А. Культура делового общения. – М., 1997;
- Баклешов Д.В. Манеры и поведение делового человека. – М., 1993;
- Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. – М.: Мол. Гвардия, 1988.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности «Очумелые руки» для учащихся 6-7 классов
Мир, в котором сегодня живет человек, заставляет людей искать четкие ориентиры, преодолевать разноречивость многих представлений и знаний, образующихся в результате потока информации. В поисках цельно...
Дополнительная образовательная программа по английскому языку «Коммуникативная грамматика» разработана для 7 класса
Дополнительная образовательная программа по английскому языку «Коммуникативная грамматика» разработана для 7 класса на основе УМК “NewRoundUp-3” , автор Вирджиния Эванс («Newroundup» серия...
Дополнительная образовательная программа"Эволюция органического мира"
Курс «Эволюция органического мира» для углубленного изучения биологии в 9 классе рассчитан на 39 часов.В программе курса рассматривается происхождение и эволюция растений и животных. Содержание програ...
Дополнительная образовательная программа «Ораторское искусство и деловое общение»
Дополнительная образовательная программа «Ораторское искусство и деловое общение» предназначена для учащихся 10 класса, 68 часов (рассчитана на 1 год изучения по 2 часа в неделю), проявляющих интерес ...
Дополнительная образовательная программа обучения английскому языку «Английский с увлечением» для 2 класса
Дополнительная образовательная программа...
Дополнительная образовательная программа обучения английскому языку «Английский с увлечением» для 5 класса
Дополнительная образовательная программа...
Дополнительная образовательная программа "Азбука коммуникативного и делового общения"
В данной программе описывается, как создать условия для самореализации, самопознания, для развития познавательной, творческой активности, умений и навыков в сфере общения, а также благоприятной с...