Дополнительная образовательная программа"Эволюция органического мира"
рабочая программа по биологии (9 класс) на тему
- Курс «Эволюция органического мира» для углубленного изучения биологии в 9 классе рассчитан на 39 часов.
- В программе курса рассматривается происхождение и эволюция растений и животных. Содержание программы курса позволяет не только расширить представления учащихся об эволюции органического мира, но и углубить и обобщить знания по предмету.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
evolyutsiya_org._mira.doc | 67 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образованием администрации Южноуральского городского округа
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4»
Дополнительная образовательная программа
«Эволюция органического мира»
Возрастной диапазон 14-15 лет
Срок реализации 1 год
Автор: Смолина Елена Александровна,
педагог дополнительного образования
1 категории
Южноуральск
2011
Информационная карта программы
- Тип программы
адаптированный
- Образовательная область
естествознание
- Направленность деятельности
эколого -биологическая
- Способ освоения содержания образования
исследовательский, репродуктивный
- Уровень освоения содержания образования
углубленный
- Уровень реализации программы
основное образование
- Форма реализации программы
групповая
- Продолжительность реализации программы
одногодичная
Пояснительная записка
Курс «Эволюция органического мира» для углубленного изучения биологии в 9 классе рассчитан на 39 часов.
В программе курса рассматривается происхождение и эволюция растений и животных. Содержание программы курса позволяет не только расширить представления учащихся об эволюции органического мира, но и углубить и обобщить знания по предмету. Программа курса включает учебный материал излагаемый на более высоком уровне обучения и представленный с учетом системы структурных уровней организации жизни.Помимо вопросов , касающихся основ наук,в содержание курса включен также ряд сведений занимательного и практического характера, содействующих формированию познавательных интеросов и решению других задач развития личности.
Интеграция биологических, эколого-биологических знаний осуществляется на основе ведущих идей эволюции, структурно- функционального подхода к изучению живой природы, взаимосвязей в биологических системах и биологических систем с окружающей природной средой.
Данная программа также направлена на оказание помощи школьникам в выработке индивидуальных образовательных маршрутов , в определении направления дальнейшего образовательного и профессионального пути, связанного с биологической наукой.
.
В курсе предусматривается лекционная форма занятий . Основным методом изложения теоретического материала является активный диалог учителя с учащимися, предполагающий постановку проблемы с последующим ее обсуждением.
Занятия сопровождаются демонстрацией таблиц, рисунков, моделей органов растений и животных, видеофильмов, диафильмов, работой с микропрепаратами.
Набор в группу свободный.
Цель курса
Расширение и углубление знаний учащихся о эволюции органического мира.
Формирование знаний о связи строения функций органов.
Реализация внутрипредметных связей.
Развитие познавательных интересов , интеллектуальных и творческих способностей на основе ознакомления учащихся с современными достижениями науки, самостоятельного приобретения новых знаний.
Задачи курса
Углубление знаний о строении органов.
Расширение и углубление знаний об эволюции строения органов растений и органов животных.
Формирование научного мировоззрения.
Развитие умений анализа, сравнения, обобщения и установления причинно- следственных связей.
Виды деятельности учащихся
- работа с научно- популярной литературой,
- проектная деятельность,
- лабораторные работы,
- работа с тестами,
Форма итогового отчета
- участие в олимпиадах
- экзамен.
Программа объединения «Эволюция органического мира»
Введение(1 ч)
Общая биология как наука. Методы биологических наук. Интеграция биологии с другими науками. Основные свойства живых организмов: единство химического состава, обмен веществ и энергии, самовоспроизведение, наследственность, изменчивость, способность к росту и развитии, раздражимость, дискретность. Уровни организаций живых систем.
1. Химия клетки. (4 ч.)
Введение в биохимию. Элементы, содержащиеся в живых организмах. Макроэлементы, микроэлементы, ультромикроэлементы. Биополимеры. Углеводы: моносахариды, дисахариды, полисахариды. Особенности их строения, функции. Липиды. Компоненты липидов, их свойства, биологические функции. Аминокислоты. Строение и классификации аминокислот. Свойства аминокислот.
Белки. Классификация и структура белков. Денатурация и ренатурация. Биологические функции белков. Ферменты. Классификация ферментов, их использования в промышленности. Белковый обмен у млекопитающих.
Нуклеиновые кислоты. ДНК. РНК. Открытие нуклеиновых кислот. Строение нуклеотидов, АТФ.
2. Клеточные структуры и их функции (2ч)
Цитология – наука о клетке. История изучения клетки. Биологические мембраны. Мембранный транспорт. Функции плазмалеммы. Мембранные органоиды клетки: ядро, вакуольная система, митохондрии , пластиды. Немембранные компоненты клетки: опорно-двигательная система клетки, клеточный центр, рибосомы, клеточные включения.
Л/р №1 « Многообразие клеток»
Л/р №2 «Воздействие факторов среды на движение цитоплазмы».
3. Обеспечения клеток энергии (2ч)
Классификация организмов по главным источникам углерода и энергии, которые они используют. Фотосинтез, его назначение. Строение листа. Хлоропласты. Биохимия фотосинтеза. Световые, темновые реакции.
Факторы, влияющие на фотосинтез. Фотосинтезирующие бактерии и сине-зеленые водоросли. Хемосинтез. Гликолиз, его этапы. Аэробное, анаэробное дыхание. Эффективность превращения энергии при аэробном и анаэробном дыхании.
Л/р. №3 «Исследования продуктов фотосинтеза и условии, необходимых для их образования»
Проект «Солнце -источник жизни на Земле»
4.Наследственная информация и её реализация в клетке. (3ч.)
Молекулярная биология как наука. Генетическая информация. Репликация ДНК. Транскрипция. Стадии транскрипции. Генетический код, его свойства. Биосинтез белков, механизм синтеза белка. Генная инженерия как наука. Задачи и методы генной инженерии. Вирусы. ДНК, РНК – содержащие вирусы, их жизненный цикл. Вирусы- факторы изменения генетической информации организмов.
Л/Р №4 « Решение генетических задач»
5. Воспроизведение биосистем.(3ч.)
Размножение клеток. Клеточный цикл. Митоз. Амитоз. Нарушение митоза. Биологические значения митоза. Онтогенез. Эмбриональная индукция. Влияния , внешней среды на развитие. Онтогенез растений. Постэмбриональное развитие. Взаимоотношение клеток в многоклеточном организме. Половое и бесполое размножение. Мейоз. Гаметогенез. Оплодотворение, его биологическое значение. Особенности гаметогенеза и оплодотворения у растений.
Л/р №5 « Рассмотрение микропрепаратов делящихся клеток»
6. Эволюция растений (10 ч.) Эволюция растительных тканей и возникновение вегетативных органов растений. Эволюция корня. Эволюция побега. Эволюция стебля. Эволюция листа. Равноспоровость и разноспоровость. Эволюция органов размножения. Эволюция полового размножения.
7.Эволюция животных ( 10ч.)
Эволюция животных тканей и возникновение органов животных. Эволюция опорно-двигательной системы. Эволюция пищеварительной системы. Эволюция дыхательной системы. Эволюция выделительной системы. Эволюция кровеносной системы. Эволюция нервной системы. Половая система.
8. Эволюция человека (3ч.)
Эволюция приматов. Этапы эволюции человека. Первые и современные люди. Человеческие расы.
9. Итоговое занятие (1ч.)
Тематическое планирование
Дата | Тема | Всего часов | В том числе | |
теория | практика | |||
1. Введение. Общая биология как наука. Методы биологических наук | 1 | 1 | ||
2 Химия клетки. Особенности химического состава клетки. Неорганические вещества. Органические соединения. Липиды, их строение, свойства. | 4 | 1 | ||
Углеводы, их строение, биологические свойства. | 1 | |||
Белки их строение, свойства, функции. | 1 | |||
Нуклеиновые кислоты. ДНК, РНК | 1 | |||
3. Клеточные структуры и их функции Цитология – наука о клетке. Мембранное органоиды клетки: ядро, ЭПС, вакуолярная система, метохондрии, пластиды | 2 | 1 Л/Р№1 | ||
Немембранные компоненты клетки. Клеточные включения | 1 Л/Р№2 | |||
4. Обеспечение клеток энергией. Автотрофные и гетеротрофные организмы. Фотосинтез. Световые реакции.Темновые реакции фотосинтеза. Гликолиз, его биологическая роль | 2 | 1 | 1 Л/Р№3 Проект. | |
5. Наследственная информация и ее реализация в клетке .Молекулярная биология как наука. Генетическая информация. | 3 | 2 | 1Л/Р№4 | |
Транскрипция. Генетический код, его свойства. | ||||
Генная инженерия, задачи, методы. | ||||
6. Воспроизведение биосистем. Размножение клеток. Митоз, его биологическая роль | 3 | 1 Л/Р№5 | ||
Мейоз. Гаметогинез. Оплодотворение, его биологическое свойство | 1 | |||
Особенности гаметогинеза и оплодотворения у растений | 1 | |||
7. Эволюция растений Эволюция растительных тканей и возникновение вегетативных органов растений. | 10 | 2 | ||
Эволюция корня. | 1 | |||
Эволюция побега. | 1 | |||
Эволюция стебля. | 1 | |||
Эволюция листа. | 1 | |||
Равноспоровость и разноспоровость. | 1 | |||
Эволюция органов размножения. | 2 | |||
Эволюция полового размножения. | 1 | |||
8. Эволюция животных Эволюция животных тканей и возникновение органов животных. | 10 | 2 | ||
Эволюция опорно-двигательной системы. | 2 | |||
Эволюция пищеварительной системы. | 1 | |||
Эволюция дыхательной системы. | 1 | |||
Эволюция выделительной системы. | 1 | |||
Эволюция кровеносной системы. | 1 | |||
Эволюция нервной системы. | 1 | |||
Половая система. | 1 | |||
9. Эволюция человека Эволюция приматов. | 3 | 1 | ||
Этапы эволюции человека. | 1 | |||
Первые и современные люди. Человеческие расы. | 1 | |||
10. Итоговое занятие | 1 | 1 | ||
Итого | 39 | 34 | 5 |
Список литературы:
1 А.О. Рувинский «Общая биология» М., «Просвещение», 1993г.
2 Н. Грин, У. Стаут, Д. Тейлор «Биология», т. 1,2,3, М., «Мир» 1996г.
3 П. Зенбуш «Молекулярная и клеточная биология», т. 1,2,3, М., «Мир», 1992г.
4 Т.Л.Богданова ,Е.А. Солодова «Биология» Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. М. «АСТ-ПРЕСС ШКОЛА» 2004
5 К. Де Дюв «Путешествие в мир живой клетки», М., «Мир», 1987г
6 Г.А. Заварзин «Микробиология – 21 век» М., «Знание», 1991г.
7 К.Г Газарян, Л.В. Белоусов «Биология индивидуального развития животных» М., «Высшая школа», 1983г.
8 Хадорн, Венер «Общая зоология» М., «Мир» 1996г
9 Г. Шлегель «Общая микробиология» М., «Мир»1987г.
10 Вилли, Детье «Биология», М., «Мир»,1986г.
11 Н.Н. Воронцов, Л.Н. Сухорукова, «Эволюция органического мира», М., «Просвещение», 1991г.
12 Газета «Биология», журнал «Биология в школе», « Биология для школьников».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа «Я в мире делового общения» для 10-11 классов
Проблемы межличностного делового общения с каждым днём всё более актуальны. Характер деловых контактов оказывает решающее влияние на эффективность совместной деятельности, на ...
Урок-игра-путешествие по теме : "Учение об эволюции органического мира"
Урок разработан на основе учебника Пономаревой И.Н., Корниловой О.А. По ходу урока ребята побывают на осровах " Понятий", окунутся в реку " Микро-макроэволюции", посетят залив "Самос...
Обобщающие тесты по теме "Эволюция органического мира"
Данные тесты предназначены для проверки знаний после изучения темы "Эволюция органического мира" в 9 или 11 классе. Тесты в 2 вариантах. Уровень знаний базовый....
Открытый урок в 11 классе Тема: «Основные ароморфозы в эволюции органического мира».
Цель: Провести систематизацию знаний учащихся по теме: "Эволюция органического мира"...
элективный курс "Эволюция органического мира"
Данный элективный курс предназначен для обучающихся профильных 10-11классов средних школ биолого-географического, химико-биологического направлений. Данный курс «компенсирует» ограниченные возмо...
Программа элективного курса "Эволюция органического мира" 10-11 класс
Программа элективного курса "Эволюция органического мира" имеет социально-педагогическую направленность. Цель программы: сформировать систему биологических знаний для успешной сдачи ЕГЭ, как способа г...
Рабочая программа элективного курса "Эволюция органического мира"
Рабочая программа элективного курса "Эволюция органического мира" адресована учащимся 11 класса...