Дополнительная образовательная программа"Эволюция органического мира"
рабочая программа по биологии (9 класс) на тему

Смолина Елена  Александровна
Курс «Эволюция органического мира» для углубленного изучения биологии в 9 классе рассчитан на 39 часов.
В программе курса рассматривается происхождение и эволюция растений и животных. Содержание программы курса позволяет не только расширить представления учащихся об эволюции органического мира, но и углубить и обобщить знания по предмету.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon evolyutsiya_org._mira.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

   Управление образованием администрации Южноуральского городского округа

                        Муниципальное общеобразовательное учреждение

                            «Средняя общеобразовательная школа № 4»           

                                                                           

                                                                                                                                                                                                                                                

                                           

           

         Дополнительная образовательная программа

                       «Эволюция органического мира»

 

Возрастной диапазон 14-15 лет

Срок реализации  1 год                                                                                                                                                                                                                                    

                                                                                                                 Автор:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        Смолина Елена  Александровна,

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    педагог дополнительного образования

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           1 категории                                                                                                  

                                           Южноуральск

                                                  2011

                                                                   

                                                                 

                                                             

                   

  Информационная карта программы

       -    Тип программы

                                                                 адаптированный

  • Образовательная область

                                                                 естествознание

  • Направленность деятельности

                                                               

                                                                 эколого -биологическая

  • Способ освоения содержания образования

     

        исследовательский, репродуктивный

  • Уровень освоения содержания образования

     

         углубленный

  • Уровень реализации программы

                                                     

                                                        основное образование

  • Форма реализации программы

                                                               

                                                                   групповая

  •  Продолжительность реализации программы

                                                                 одногодичная

                                                         

                                   

                               Пояснительная записка

 

       Курс  «Эволюция органического мира» для углубленного изучения биологии в 9 классе рассчитан на 39 часов.

        В программе курса  рассматривается  происхождение и эволюция растений и животных. Содержание программы курса  позволяет не  только расширить представления учащихся  об эволюции органического мира, но и углубить и обобщить знания по предмету. Программа курса включает учебный материал  излагаемый на более высоком уровне обучения и представленный с учетом системы структурных уровней организации жизни.Помимо вопросов , касающихся основ наук,в содержание курса включен также ряд сведений занимательного и практического характера, содействующих формированию познавательных интеросов  и решению других задач развития личности.

       Интеграция биологических,  эколого-биологических знаний осуществляется на основе ведущих идей эволюции, структурно- функционального подхода к изучению живой природы, взаимосвязей в биологических системах и биологических систем с окружающей природной средой.

       Данная программа также направлена на оказание помощи школьникам в  выработке индивидуальных образовательных маршрутов , в определении направления дальнейшего образовательного и профессионального пути, связанного с биологической наукой.

.

       В курсе предусматривается лекционная форма занятий . Основным методом изложения теоретического материала является активный диалог учителя с учащимися, предполагающий постановку проблемы  с последующим ее обсуждением.

Занятия сопровождаются демонстрацией таблиц, рисунков, моделей органов растений и животных, видеофильмов, диафильмов, работой с микропрепаратами.

  Набор в группу свободный.

                                              Цель курса

Расширение и углубление знаний учащихся о эволюции органического мира.

Формирование знаний  о связи строения функций органов.

Реализация внутрипредметных связей.

Развитие познавательных интересов , интеллектуальных и творческих способностей на основе ознакомления учащихся с современными достижениями науки, самостоятельного приобретения новых знаний.

                                            Задачи курса

Углубление знаний о строении органов.

Расширение и углубление знаний об эволюции строения органов растений и органов животных.

Формирование научного мировоззрения.

Развитие умений анализа, сравнения, обобщения и установления причинно- следственных связей. 

         

                                  Виды деятельности учащихся

   

  • работа с научно- популярной литературой,
  • проектная деятельность,
  • лабораторные работы,
  • работа с тестами,

                                 Форма итогового отчета

       - участие в олимпиадах

       -  экзамен.                                                               

  

Программа объединения  «Эволюция органического мира»   

Введение(1 ч)

Общая биология как наука. Методы биологических наук. Интеграция биологии с другими науками. Основные свойства живых организмов: единство химического состава, обмен веществ и энергии, самовоспроизведение, наследственность, изменчивость, способность к росту и развитии, раздражимость, дискретность. Уровни организаций живых систем.

1. Химия клетки. (4 ч.)

Введение в биохимию. Элементы, содержащиеся в живых организмах. Макроэлементы, микроэлементы, ультромикроэлементы.  Биополимеры. Углеводы:  моносахариды, дисахариды, полисахариды. Особенности их строения, функции. Липиды. Компоненты липидов, их свойства, биологические функции. Аминокислоты. Строение и классификации аминокислот. Свойства  аминокислот.

Белки. Классификация и структура белков. Денатурация и ренатурация. Биологические функции белков. Ферменты.   Классификация ферментов, их использования в промышленности. Белковый обмен у млекопитающих.

Нуклеиновые кислоты. ДНК. РНК. Открытие нуклеиновых кислот.  Строение нуклеотидов, АТФ.

 2. Клеточные структуры и их функции (2ч)

Цитология – наука о клетке. История изучения клетки. Биологические мембраны. Мембранный транспорт.   Функции плазмалеммы. Мембранные органоиды клетки: ядро, вакуольная система, митохондрии , пластиды. Немембранные компоненты клетки: опорно-двигательная система клетки, клеточный центр, рибосомы, клеточные включения.

Л/р №1 « Многообразие  клеток»

Л/р №2 «Воздействие факторов среды на движение цитоплазмы».

3. Обеспечения клеток энергии (2ч)

 Классификация организмов по главным источникам углерода и энергии, которые они используют. Фотосинтез, его назначение. Строение листа. Хлоропласты.  Биохимия фотосинтеза. Световые, темновые реакции.

Факторы, влияющие на фотосинтез. Фотосинтезирующие бактерии и сине-зеленые водоросли. Хемосинтез. Гликолиз, его этапы.  Аэробное, анаэробное дыхание. Эффективность превращения энергии при аэробном и анаэробном дыхании.

 

Л/р. №3 «Исследования продуктов фотосинтеза и условии, необходимых для их образования»

Проект «Солнце -источник жизни на Земле»

4.Наследственная информация и её реализация в клетке. (3ч.) 

 Молекулярная биология как наука. Генетическая информация. Репликация ДНК. Транскрипция. Стадии транскрипции. Генетический код, его свойства. Биосинтез белков, механизм синтеза белка.  Генная инженерия как наука. Задачи и методы генной инженерии.  Вирусы. ДНК, РНК – содержащие вирусы, их жизненный цикл. Вирусы- факторы изменения генетической информации организмов.

Л/Р №4 « Решение генетических задач»

5. Воспроизведение биосистем.(3ч.)

Размножение клеток. Клеточный цикл. Митоз. Амитоз. Нарушение митоза. Биологические значения митоза. Онтогенез. Эмбриональная индукция. Влияния , внешней среды на развитие. Онтогенез растений. Постэмбриональное развитие.  Взаимоотношение клеток в многоклеточном организме. Половое и бесполое размножение. Мейоз. Гаметогенез. Оплодотворение, его биологическое значение. Особенности гаметогенеза и оплодотворения у растений.

    Л/р  №5 « Рассмотрение микропрепаратов  делящихся клеток»

6. Эволюция растений (10 ч.)                                                                 Эволюция растительных тканей и возникновение вегетативных органов растений. Эволюция корня. Эволюция побега. Эволюция стебля. Эволюция листа. Равноспоровость и разноспоровость. Эволюция органов размножения. Эволюция полового размножения.

7.Эволюция животных ( 10ч.)

Эволюция животных тканей и возникновение органов животных. Эволюция опорно-двигательной системы. Эволюция пищеварительной системы.  Эволюция дыхательной системы.  Эволюция выделительной системы. Эволюция  кровеносной системы. Эволюция нервной системы. Половая система.

8. Эволюция человека (3ч.)

Эволюция приматов. Этапы эволюции человека. Первые и современные люди.  Человеческие расы.

9. Итоговое занятие (1ч.)

                 

                                     

                         

    Тематическое планирование  

Дата

Тема

Всего часов

В том числе

теория

практика

1. Введение.

Общая биология как наука.

Методы биологических наук

1

1

2 Химия клетки.

Особенности химического состава клетки. Неорганические вещества.

Органические соединения. Липиды, их строение, свойства.

4

1

Углеводы, их строение,  биологические свойства.

1

Белки их строение, свойства, функции.

1

Нуклеиновые кислоты. ДНК, РНК

1

3. Клеточные структуры и их функции

Цитология – наука о клетке.

Мембранное органоиды клетки: ядро, ЭПС, вакуолярная система, метохондрии,  пластиды

2

1   Л/Р№1

Немембранные компоненты клетки. Клеточные включения

1   Л/Р№2

4. Обеспечение клеток энергией.

Автотрофные и гетеротрофные организмы. Фотосинтез. Световые реакции.Темновые реакции фотосинтеза.

Гликолиз, его биологическая роль

2

1

1   Л/Р№3

 Проект.

5. Наследственная информация и ее реализация в клетке .Молекулярная биология как наука. Генетическая информация.

3

2

1Л/Р№4

Транскрипция. Генетический код, его свойства.

Генная инженерия, задачи, методы.

6. Воспроизведение биосистем.

Размножение клеток. Митоз, его биологическая роль

3

1   Л/Р№5

Мейоз. Гаметогинез. Оплодотворение, его биологическое свойство

1

Особенности гаметогинеза и оплодотворения у растений

1

7. Эволюция растений

 Эволюция растительных тканей и возникновение вегетативных органов растений.

10

2

 Эволюция корня.

1

Эволюция побега.

1

 Эволюция стебля.

1

 Эволюция листа.

1

 Равноспоровость и разноспоровость.

1

Эволюция органов размножения.

2

 Эволюция полового размножения.

1

 8. Эволюция животных 

Эволюция животных тканей и возникновение органов животных.

10

2

 Эволюция опорно-двигательной системы.

2

 Эволюция пищеварительной системы.

1

 Эволюция дыхательной системы.

1

 Эволюция выделительной системы.

1

 Эволюция  кровеносной системы.

1

 Эволюция нервной системы.

1

Половая система.

1

 9. Эволюция  человека 

Эволюция приматов.

3

1

 Этапы эволюции человека.

1

 Первые и современные люди.       Человеческие расы.

1

  10. Итоговое занятие    

1

1

Итого

39

34

5

 Список литературы:

1 А.О. Рувинский «Общая биология» М., «Просвещение», 1993г.

2 Н. Грин, У. Стаут, Д. Тейлор «Биология», т. 1,2,3, М., «Мир» 1996г.

3 П. Зенбуш «Молекулярная и клеточная биология», т. 1,2,3, М., «Мир», 1992г.

4 Т.Л.Богданова ,Е.А. Солодова «Биология» Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. М. «АСТ-ПРЕСС ШКОЛА» 2004

5 К. Де Дюв «Путешествие в мир живой клетки», М., «Мир», 1987г

6 Г.А. Заварзин «Микробиология – 21 век» М., «Знание», 1991г.

7 К.Г Газарян, Л.В. Белоусов «Биология индивидуального развития животных» М., «Высшая школа», 1983г.

8 Хадорн, Венер «Общая зоология» М., «Мир» 1996г

9 Г. Шлегель «Общая микробиология» М., «Мир»1987г.

10 Вилли, Детье «Биология», М., «Мир»,1986г.

11 Н.Н. Воронцов, Л.Н. Сухорукова, «Эволюция органического мира», М., «Просвещение», 1991г.

12 Газета «Биология», журнал «Биология в школе»,  « Биология для школьников».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа «Я в мире делового общения» для 10-11 классов

Проблемы межличностного делового общения с каждым днём всё более актуальны. Характер деловых контактов оказывает решающее влияние на эффективность совместной деятельности, на ...

Урок-игра-путешествие по теме : "Учение об эволюции органического мира"

Урок разработан  на основе учебника Пономаревой И.Н., Корниловой О.А. По ходу урока ребята побывают  на осровах " Понятий",  окунутся в реку " Микро-макроэволюции", посетят залив "Самос...

Обобщающие тесты по теме "Эволюция органического мира"

Данные тесты предназначены для проверки знаний после изучения темы "Эволюция органического мира" в 9 или 11 классе. Тесты в 2 вариантах. Уровень знаний базовый....

Открытый урок в 11 классе Тема: «Основные ароморфозы в эволюции органического мира».

Цель: Провести систематизацию знаний учащихся по теме: "Эволюция органического мира"...

элективный курс "Эволюция органического мира"

Данный элективный курс предназначен для обучающихся  профильных 10-11классов средних школ биолого-географического, химико-биологического направлений. Данный курс «компенсирует» ограниченные возмо...

Программа элективного курса "Эволюция органического мира" 10-11 класс

Программа элективного курса "Эволюция органического мира" имеет социально-педагогическую направленность. Цель программы: сформировать систему биологических знаний для успешной сдачи ЕГЭ, как способа г...

Рабочая программа элективного курса "Эволюция органического мира"

Рабочая программа элективного курса "Эволюция органического мира" адресована учащимся 11 класса...