Дополнительная образовательная программа"Наглядная геометрия"
рабочая программа (5 класс) по теме

Холина Елена Евгеньевна

Рабочая программа по Наглядной геометрии составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Фундаментального ядра содержания общего образования, примерных программ основного общего образования, Программы развития и формирования универсальных учебных действий  для основного общего образования, Рабочая программа к линии учебников И.Ф. Шарыгина, авторская программа Т.Г.Ходот и А.Ю.Ходот. Программа включает в себя следующие разделы: пояснительную записку, общую характеристику учебного предмета, результаты изучения курса (личностные, межпредметные и предметные), содержание программы, тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся и описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 28 г.о. Тольятти

Утверждаю:

Директор МБУ школы № 28

___________ Карзанов С.Ю.

Согласовано

Зам. директора по УВР

___________Тарасова Н.В.

Программа рассмотрена

на педагогическом совете

протокол №____от________

Дополнительная образовательная программа

"Наглядная геометрия"

                                                                                    Программу составила:

                                                                                    учитель математики первой категории

                                                                                    Холина Е.Е.

                                                                                    Срок реализации 1 год

г.о. Тольятти 2013

        Рабочая программа по Наглядной геометрии составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Фундаментального ядра содержания общего образования, примерных программ основного общего образования, Программы развития и формирования универсальных учебных действий  для основного общего образования, Рабочая программа к линии учебников И.Ф. Шарыгина, авторская программа Т.Г.Ходот и А.Ю.Ходот. Программа включает в себя следующие разделы: пояснительную записку, общую характеристику учебного предмета, результаты изучения курса (личностные, межпредметные и предметные), содержание программы, тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся и описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Пояснительная записка.

Направленность данной дополнительной образовательной программы: общеинтеллектуальная.

Актуальность и педагогическая направленность: занятия наглядной геометрией являются одной из форм пропедевтики изучения геометрии, позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, познакомиться с важнейшими общенаучными идеями, понятиями и методами исследования, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы.

Цель дополнительной образовательной программы "Наглядная геометрия": многоплановая подготовка обучающихся 5 класса к изучению систематического курса геометрии.

Задачи дополнительной образовательной программы "Наглядная геометрия":

Обучающие:

  • начать формировать геометрический стиль мышления;
  • создать представление об основных фигурах и понятиях школьного курса геометрии;
  • ознакомить с терминологией;
  • начать формирование элементарных навыков изображения геометрических фигур;
  • обучить правильной геометрической речи;
  • выработать навыки пользования чертёжными и измерительными инструментами.

Развивающие:

  • развивать пространственное воображение;
  • развивать глазомер;
  • развивать познавательный интерес;
  • развивать творческие способности.

Воспитательные:

  • прививать настойчивость в достижении цели;
  • создать ситуацию успешности и положительного взаимоотношения в группе;
  • учить самоанализу.

Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих образовательных программ:

Разработанная программа рассчитана на обучение детей только в 5 классе с нагрузкой 1 час в неделю.

В процессе обучения возможно проведение корректировки сложности заданий, исходя из опыта детей и степени усвоения ими учебного материала. Программа включает в себя не только обучение Наглядной геометрии, но и создание индивидуальных и коллективных работ, в которых используются фигуры, рисунки и чертежи, выполненные самими обучающимися.

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы:

10 – 12 лет.

Сроки реализации дополнительной образовательной программы:

1 год.

Формы и режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю. Форма проведения занятий комбинированная (теоретический материал, практическая и игровая деятельность, экскурсии).

Общая характеристика учебного предмета.

        В курсе "Наглядная геометрия" основное внимание уделяется геометрическим фигурам на плоскости и в пространстве, геометрическим величинам, понятию равенства фигур. У обучающихся формируются общие представления о геометрических фигурах, умения их распозновать, называть, изображать, измерять. Это готовит их к систематическому курсу геометрии в 7 классе. При изучении этого курса ученики также будут использовать наблюдение, графические действия, конструирование, измерения, геометрический эксперимент.

Требования к результатам обучения и освоению содержания программы.

Изучение Наглядной геометрии  даёт возможность обучающимся достичь следующих результатов:

личностные:

  • ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  • умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
  • критичность мышления;
  • креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;
  • способность к эмоциональному (эстетическому) восприятию геометрических объектов, задач, решений, рассуждений;

метапредметные:

  • умение самостоятельно ставить цели, выбирать пути решения учебных проблем;
  • умение видеть геометрическую задачу в контексте проблемной ситуации, в окружающей жизни;
  • умение выдвигать при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
  • умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные пути решения задачи;

предметные:

  • представление о геометрии как науке из сферы человеческой деятельности;
  • умение работать с математическим текстом;
  • знакомство с фигурами на плоскости и в пространстве;
  • владение следующими практическими умениями: использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира; выполнять чертежи, делать рисунки, схемы по условию задачи; измерять длины отрезков, величины углов; применять знания о геометрических фигурах и их свойствах для решения геометрических и практических задач.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

проведение зачётного урока  с выставкой работ учащихся.

Содержание программы.

Наглядные представления о фигурах на плоскости: прямая, отрезок, луч, угол, ломаная, многоугольник, окружность, круг. Четырёхугольник, прямоугольник, квадрат. Треугольник, виды треугольников. Построение треугольников с помощью транспортира, циркуля и линейки. Правильные многоугольники. Изображение геометрических фигур.

Граф. Построение графов одним росчерком.

Длина отрезка, ломаной. Периметр многоугольника. Единицы измерения длины. Измерение длины отрезка, построение отрезка заданной длины.

Виды углов. Градусная мера угла. Измерение и построение углов с помощью транспортира. Биссектриса угла. Вертикальные и смежные углы.

Понятие площади фигуры; единицы измерения площади. Площадь прямоугольника, квадрата. Приближённые измерения площадей фигур на клетчатой бумаге. Равновеликие и равносоставленные фигуры.

Наглядные представления о пространственных фигурах: куб, параллелепипед, пирамида. Изображение пространственных фигур на плоскости. Многогранники. Правильные многогранники. Примеры развёрток многогранников.

Понятие объёма, единицы объёма. Объём прямоугольного параллелепипеда, куба.

Понятие о равенстве фигур.

Календарно-тематическое планирование.

№ п/п

Содержание материала

Кол-во часов

Неделя

Характеристика основных видов деятельности ученика

1

Первые шаги в геометрии.

История развития геометрии. Инструменты для построений и измерений в геометрии.

1

1

Измерять с помощью инструментов и сравнивать длины отрезков и величины углов. Строить отрезки заданной длины с помощью линейки и циркуля и углы заданной величины с помощью транспортира. Выражать одни единицы измерения длин через другие.

2

Пространство и размерность.

Одномерное пространство (точки, отрезки, лучи), двумерное пространство (треугольник, квадрат, окружность), трёхмерное пространство (прямоугольный параллелепипед, куб). Плоские и пространственные фигуры. Перспектива как средство изображения трёхмерного пространства на плоскости. Четырёхугольник, диагонали четырёхугольника. Куб и пирамида, их изображение на плоскости.

2

2-3

Изображать геометрические фигуры плоские и пространственные от руки и с использованием чертёжных инструментов. Различать фигуры плоские и объёмные.

3

Простейшие геометрические фигуры.

Геометрические понятия: точка, прямая, отрезок, луч, угол. Виды углов: острый, прямой, тупой, развёрнутый. Измерение углов с помощью транспортира. Вертикальные и смежные углы. Диагональ квадрата. Биссектриса угла.

2

4-5

Распознавать, называть и строить геометрические фигуры (точка, прямая, отрезок, луч, угол), виды углов (острый, прямой, тупой, развёрнутый), вертикальные углы и смежные углы.

4

Конструирование из Т.

Конструирование на плоскости и в пространстве, а также на клетчатой бумаге из частей буквы Т.

1

6

Моделировать геометрические объекты, используя бумагу.

5

Куб и его свойства.

Многогранники. Вершины, рёбра, грани многогранника. Куб: вершины, рёбра, грани, диагональ, противоположные вершины. Развёртка куба.

2

7-8

Распознавать и называть куб и его элементы (вершины, рёбра, грани, диагонали). Распознавать куб по его развёртке. Изготавливать куб из развёртки. Приводить примеры предметов из окружающего мира, имеющих форму куба.

6

Задачи на разрезание и складывание фигур.

Равенство фигур при наложении. Способы разрезания квадрата на равные части. Разрезание многоугольников на равные части. Игра "Пентамино". Конструирование многоугольников.

2

9-10

Изображать равные фигуры и обосновывать их равенство. Конструировать заданные фигуры из плоских геометрических фигур.

7

Треугольник.

Многоугольник. Треугольник: вершины, стороны, углы. Виды треугольников (разносторонний, равнобедренный, равносторонний, остроугольный, прямоугольный, тупоугольный). Пирамида. Правильная треугольная пирамида (тетраэдр). Развёртка пирамиды. Построение треугольников (по двум сторонам и углу между ними, по стороне и двум углам, по трём сторонам) с помощью транспортира, циркуля и линейки.

2

11-12

Распознавать на чертежах, изображать прямоугольный, остроугольный, тупоугольный, равнобедренный, равносторонний, разносторонний треугольники. Распознавать и называть пирамиду и её элементы (вершины, рёбра, грани). Распознавать пирамиду по её развёртке. Изготавливать её из развёртки. Приводить примеры предметов из окружающего мира, имеющих форму пирамиды. Строить треугольник (по двум сторонам и углу между ними, по стороне и двум углам, по трём сторонам) с помощью транспортира, циркуля и линейки.

8

Правильные многогранники.

Тетраэдр, куб, октаэдр, додекаэдр, икосаэдр. Формула Эйлера. Развёртки правильных многогранников.

3

13-15

Различать и называть правильные многогранники. Вычислять по формуле Эйлера. Изготавливать некоторые правильные многогранники из их развёрток.

9

Геометрические головоломки.

Игра "Танграм". Составление заданных многоугольников из ограниченного числа фигур.

2

16-17

Конструировать заданные фигуры из плоских геометрических фигур.

10

Измерение длины.

Единицы измерения длины. Старинные единицы измерения. Эталон измерения длины – метр. Единицы измерения приборов. Точность измерения.

2

18-19

Называть приборы для измерения длины. Выражать одни единицы измерения длин через другие. Находить точность измерения приборов.

11

Измерение площади и объёма.

Единицы измерения площади. Измерение площади фигуры с избытком и с недостатком. Приближённое нахождение площади. Палетка. Единицы измерения площади и объёма.

3

20-22

Находить приближённые значения площади, оценивать площади с избытком и недостатком.

12

Вычисление длины, площади и объёма.

Нахождение площади фигуры с помощью палетки, объёма тела с помощью единичных кубиков. Равносоставленные и равно великие фигуры. Площадь прямоугольника. Объём прямоугольного параллелепипеда.

3

23-25

Вычислять площади прямоугольников и квадратов, используя формулы. Вычислять объёмы кубов и прямоугольных параллелепипедов по формулам. Выражать одни единицы площади и объёма через другие.

13

Окружность.

Окружность и круг: центр, радиус, диаметр. Правильный многоугольник, вписанный в окружность.

2

26-27

Распознавать на чертежи и называть окружность и её элементы (центр, радиус, диаметр). Изображать окружность. Распознавать правильный многоугольник, вписанный в окружность. Строить правильные многоугольники с помощью циркуля и транспортира.

14

Геометрический тренинг.

Занимательнее задачи на подсчёт геометрических фигур  различных плоских конфигурациях.

2

28-29

Распознавать  геометрические фигуры в сложных конфигурациях.

15

Топологические опыты.

Лист Мёбиуса. Опыты с листом Мёбиуса. Вычерчивание геометрических фигур одним росчерком. Граф, узлы графа. Возможность построения графа одним росчерком.

2

30-31

Строить геометрические фигуры от руки. Исследовать и описывать свойства фигур, используя эксперимент, наблюдение, измерение, моделирование.

16

Задачи со спичками.

Занимательные задачи на составление геометрических фигур из спичек. Трансформация фигур при перекладывании спичек.

2

32-33

Конструировать фигуры из спичек. Исследовать и описывать свойства фигур, используя эксперимент, наблюдение, измерение, моделирование.

17

Зачётный урок.

1

34

Всего

34

Методическое обеспечение программы.

  1. Специальная, методическая литература (см. список литературы).
  2. Инструкционные карты и схемы построения развёрток геометрических тел (куба, прямоугольного параллелепипеда, пирамиды).
  3. Ксерокопии рисунков к задачам.
  4. Модели геометрических тел (куба, прямоугольного параллелепипеда, пирамиды).

Список используемой литературы.

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Министерство образования и науки РФ. – М.: Просвещение. 2013.
  2. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2010.
  3. Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – М.: Просвещение, 2010.
  4. Примерные программы по учебным предметам. Математика. 5 – 9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2010.
  5. Программа развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования. – М.: Просвещение, 2010.
  6. Рабочие программы. Математика. 5 – 9 классы: учебно-методическое пособие / сост. О.В. Муравина. – М.: Дрофа, 2013.
  7. Шарыгин И.Ф., Ерганжиева Л.Н. Наглядная геометрия. 5 – 6 кл.: Пособие для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2000.
  8. Журнал "Математика в школе" № 7, 2006г. Т.Г. Ходот, А.Ю. Ходот. "Наглядная геометрия V – VI"
  9. Л. Рослова. Методика преподавания наглядной геометрии учащимся 5 – 6 классов. М.: Педагогический университет "Первое сентября", 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Наглядная геометрия"

В течение всего ушедшего века выдающиеся математики, педагоги и методисты решали одну из сложнейших проблем теории обучения математике в школе – как эффективно построить и преподавать школьный к...

Программа "Наглядная геометрия для учащихся 6ых классов"

Программа формирует представление о предмете "Геометрия" учащихся 6ых классов и помогает ее изучению вдальнейшем, развивает геометрическую интуицию, пространственное воображение, формирует качественно...

Рабочая программа "Наглядная геометрия"

Рабочая программа "Наглядная геометрия" для учащихся 5-6 классов...

Авторская программа "Наглядная геометрия" 5-6 класс

Авторская программа, составленная по пособию "Наглядная геометрия" 5-6 класс авторов И.Ф.Шарыгина,Л.Н.Ерганжиевой. Программа расчитана на 68 часов (по одному часу в неделю в 5 и 6 классах).Программа с...

Дополнительная образовательная программа «В мире геометрии»

Пропедевтический материал изучения геометрического материала в курсе математики 6 класса.Уровень: наглядно-практический.Учащиеся добывают информацию из опыта работы в процессе специально организ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог

Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...