Дополнительная образовательная программа по изучению культурного наследия народов России и мира "Национальная борьба Куреш"
методическая разработка по физкультуре
Аннотация: В программе аргументируется роль народных спортивных традиций в духовно-нравственном воспитании школьников. Приобщение детей к народным спортивным традициям позволяет: приобщать их к истории своего народа, к нравственным общечеловеческим ценностям, которые являются уникальными средствами физического воспитания.Программа освоения национальной борьбы Куреш в рамках дополнительного образования.
Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, значимость спортивных традиций народов, национальная борьба Куреш, поясная борьба.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pasport_programmy.docx | 113.27 КБ |
Предварительный просмотр:
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование документа | Дополнительная образовательная программа по изучению культурного наследия народов России и мира «Национальная борьба Куреш на 2019-2020» |
Наименование образовательного учреждения | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа№14» |
Контактные данные образовательного учреждения | 628305 ХМАО -Югра, Тюменская область г. Нефтеюганск, 11 «Б» микрорайон, ул. Центральная, здание 18, тел.:8(3463)234272, 233277, 234832 |
Цель программы | Создание условий для изучения спортивных традиций народов России. |
Задачи Программы | 1. Воспитывать интерес к совершенствованию своего физического здоровья. 2. Обучить технике и тактике борьбы. 3. Способствовать формированию уважительного отношения к людям другой национальности, их культуре, национальным традициям. |
Разработчик Программы | Учитель физической культуры Мустафин Альфред Альбертович |
Учредители Программы | Администрация муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа№14» |
Вид Программы | Целевая |
Ожидаемые результаты | 1.У большинства учащихся сформирована потребность в здоровом образе жизни. 2. Большинство учащихся владеют техникой и тактикой борьбы и являются активными участниками соревнований. 3.У большинства учащихся сформировано уважительное отношение к людям другой национальности, их культуре, национальным традициям. |
Сроки реализации | 2019-2020 |
Источники финансирования Программы | Бюджет образовательного учреждения, спонсорская помощь |
Законодательная база для разработки Программы | 1.Конвенция о правах ребёнка 2.Федеральный государственный стандарт общего образования 3.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М.: Просвещение, 2011.- 24с.- Стандарты второго поколения 4. Конституция Российской Федерации 5.Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации». 6.Концепция развития воспитания в системе общего образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры 7.Нормативно-правовые акты Департамента образования и науки округа 8.Устав школы. 9. Программа развития Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа№14» |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Каждый народ имеет свою культуру, свои обычаи, традиции, верования, подчёркивая, таким образом, свою уникальность и неповторимость.
Одной из актуальных задач современного образования и воспитания является обращение к национальным, культурным традициям своего народа, родного края, формирование у подрастающего поколения интереса и уважения к своим истокам. Поэтому воспитательное значение спортивных народных традиций сегодня как никогда актуально. Спорт всегда был средством привлечения к добру, силе, ловкости. Приобщая детей к народным спортивным традициям, мы тем самым приобщаем их к истории своего народа, к нравственным общечеловеческим ценностям. Учим помогать слабым, уважать старших. Роль народных спортивных традиций играет немаловажную роль в духовно-нравственном воспитании школьников.
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра это один из самых полиэтнических субъектов Российской Федерации. На территории округа проживают представители более 124 национальностей. Наша 14 школа г. Нефтеюганска так же является многонациональной. Сегодня в ней обучается 29 ребят разных национальностей.
Список национальностей представлен в таблице 1
Список национальностей
№ п/п | Национальность | Всего человек | % учащихся от общего количества учащихся в ОО |
1 | Аварка | 1 | 0,2 |
2 | Агулка | 2 | 0,3 |
3 | Азербайджанец (ка) | 64 | 10,6 |
4 | Башкир (ка) | 20 | 3,3 |
5 | Белорусс | 2 | 0,3 |
6 | Дагестанец (ка) | 7 | 1,2 |
7 | Калмычка | 1 | 0,2 |
8 | Киргиз | 1 | 0,2 |
9 | Кумык (чка) | 82 | 13,6 |
10 | Лакцы | 2 | 0,3 |
11 | Лезгины | 7 | 1,2 |
12 | Манси | 1 | 0,2 |
13 | Марийцы | 4 | 0,7 |
14 | Молдованка | 1 | 0,2 |
15 | Мордвинец (ка) | 2 | 0,3 |
16 | Немцы | 3 | 0,5 |
17 | Ненцы | 1 | 0,2 |
18 | Ногаиц (ка) | 15 | 2,5 |
19 | Русский (ая) | 227 | 37,6 |
20 | Табасараны | 1 | 0,2 |
21 | Таджик (чка) | 14 | 2,3 |
22 | Талыши | 1 | 0,2 |
23 | Татарин (ка) | 57 | 9,4 |
24 | Туркменка | 1 | 0,2 |
25 | Узбек (чка) | 29 | 4,8 |
26 | Украинец (ка) | 31 | 5,1 |
27 | Ханты | 2 | 0,3 |
28 | Чеченец (ка) | 18 | 3,0 |
29 | Чуваш (ка) | 7 | 1,2 |
Всего учеников | 604 | 100,0 |
Таблица 1.
При проведении анализа данных таблицы1, мы видим, что 310 учащихся школы составляет 51,3 % от общего количества учащихся, которые относятся к тюркским и кавказским народам.
Для всех данных групп народов характерна национальная борьба. Национальные особенности школы помогают учащимся не только знакомиться, но и изучать спортивные национальные традиции народов России и мира.
Школа в микрорайоне является одним из социальных центров, формирующим позитивное отношение к жизни, предоставляющим возможность подросткам раскрыть свои способности и удовлетворить социальные потребности, получить знания о культуре разных народов, межэтнических и межкультурных отношениях, но также познакомиться со спортивными традициями народов России.
Народные традиции, ритуалы, спортивные в частности, праздники, соревнования по борьбе, передаваемые из поколения в поколение, являются важнейшими слагаемыми здоровья и физического потенциала всей нации. Мудрость народной педагогики состоит в том, что в ней сохраняются и передаются те методы, средства и формы, которые актуальны и эффективны в воспитании и в настоящее время. Созданные народами в течение многих столетий физические упражнения, состязания, различные национальные виды борьбы в наше время являются уникальными средствами физического воспитания. К таким средствам относится и татаро-башкирская борьба куреш. Весь этот комплекс народных игр и спортивных состязаний составлял народную систему физического воспитания, играл определенную роль в физической подготовке народа. Все лучшие традиции отбирались народом, сохранялись и передавались из поколения в поколение.
Без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать полноценного человека. Знакомство с традициями, обычаями народа, помогает воспитывать любовь к истории, культуре народа, помогает сохранить прошлое, решить проблему межнациональных конфликтов.
Программа «Национальная борьба Куреш» направлена, на создание условий для изучения спортивных традиций народов России.
Программа реализуется совместными усилиями педагогического коллектива с привлечением расположенных в г. Нефтеюганске, образовательных организаций и учреждений физической культуры и спорта.
РАЗДЕЛ I. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПРОГРАММЫ
1.1 Цель: Цель программы.
Создание условий для изучения спортивных традиций народов России.
1.2 Задачи Программы:
1. Воспитывать интерес к совершенствованию своего физического здоровья.
2. Обучить технике и тактике борьбы.
3. Способствовать формированию уважительного отношения к людям другой национальности, их культуре, национальным традициям.
1.3 Принципы программы:
Принцип личностно-значимой деятельности, предполагающий участие обучающихся в различных формах деятельности в соответствии с личностными смыслами, жизненными установками.
Принцип культуросообразности, основывающийся на общечеловеческих ценностях, ценностях и нормах общенациональной и этнических культур и региональных традиций, не противоречащих общечеловеческим ценностям; построение воспитательного процесса в соответствии с поликультурностью и многоукладностью жизни округа.
Принцип воспитания в коллективе-воспитание, осуществляемое в детско-взрослых общностях различного типа, дающее обучающемуся положительный опыт социальной жизни.
1.4. Ожидаемые результаты реализации Программы:
1.У большинства обучающихся сформирована потребность в здоровом образе жизни.
2. Большинство учащихся владеют техникой и тактикой борьбы и являются активными участниками соревнований.
3.У большинства обучающихся сформировано уважительное отношения к людям другой национальности, их культуре, национальным традициям.
1.5.Актуальность программы:
В 11б, 11, 11 микрорайонах отсутствуют спортивные учреждения, в городе нет секций по борьбе Куреш. Слабая физическая подготовленность учащихся. Поэтому, бесплатная секция в школе по борьбе это занятость свободного времени учащихся, позитивное отношение к жизни, предоставление возможности подростка раскрыть свои способности, удовлетворить социальное потребности, получить знание о спортивной культуре своего и других народов, межэтнических и межкультурных отношениях, познакомиться со спортивными традициями народами России. Социальная значимость программы заключается в развитии привычки здорового образа жизни у учащихся, занятое свободное время подростков снизить уровень правонарушений в микрорайоне, городе. Знаний традиций разных народов снизит уровень конфликтов на национальной почве.
РАЗДЕЛ II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Предлагаемая программа нацелена на решение вопросов по созданию условий для изучения спортивных традиций народов России, обеспечивается выполнением мероприятий, объединенных в разделы Программа рассчитана на 2019-2020 учебный год.
Весь учебный материал программы распределен в соответствии с возрастным принципом комплектования кружка и рассчитан на последовательное и постепенное расширение теоретических знаний, практических умений и навыков.
Реализация данной программы позволяет развить навыки здорового образа жизни, уважительного отношения к людям другой национальности, их культуре, национальным традициям.
На каждом занятии решается комплекс взаимосвязанных развивающих, образовательных оздоровительных и воспитательных задач. На занятиях основное внимание уделяется развитию двигательных качеств координационных скоростных способностей и выносливости силы, гибкости и ловкости.
Большое внимание учитель уделяет воспитанию у учащихся таких нравственных и эстетических качеств, как дисциплинированность, доброжелательность, коллективность, умение самовыражаться. Каждое занятие – это звено системы занятий, проводимых учителем в определенной последовательности и направленных на освоение учебного материала конкретных тем, которые в свою очередь, должны быть согласованы между собой. Кроме того, должны быть определены объем учебного материала, степень постепенного повышения нагрузок при развитии двигательных способностей с учетом переносимости их учащимися. Занятия проводятся в основном в спортзале. Учащиеся занимаются в соответствии с требованиями для проведения занятий в спортзале.
2.1. Формы обучения:
Используются традиционные и нетрадиционные формы обучения, на первых этапах обучения активно используются игровые методики, просмотр литературы.
Занятия осуществляются по нескольким формам:
1.Теоретические занятия (анализ литературных источников).
2.Практические общие занятия
3. Индивидуальные занятия.
Общие занятия строятся по определенной структуре:
1. Вводная часть (подготовка детей к основной части, ОФП)
2. Основная часть (изучение технических элементов)
3. Заключительная часть (выполнение технических элементов)
Требования к знаниям и умениям обучающихся:
1.ОФП
2.Ознакомление приемами борьбы
3. Разработка приемов с манекеном
Численный состав группы, максимальный объем учебно-тренировочной работы и требования по технико-тактической, физической и спортивной подготовке.
Год подготовки | Минимальный возраст для зачисления, лет | Минимальное число обучающихся в группе | Максимальное число количество учебных часов в неделю | Требования по технико-тактической, физической и спортивной подготовке на конец учебного года |
Спортивно-оздоровительная группа (сог) | 11-14 | 15 | 1 | Выполнение нормативов по физической подготовке |
Примерный план
учебно-тренировочной и соревновательной деятельности (37 недель)
№ | Виды деятельности | Колич.часов |
1 | Теоретическая подготовка | 2 |
2 | Общая физическая подготовка | 10 |
3 | Специальная физическая подготовка | 10 |
4 | Технико-тактическая подготовка | 11 |
5 | Соревновательная деятельность | 1 |
6 | Контрольные испытания (начальные и переводные) | 2 |
7 | Психологическая подготовка | 2 |
8 | Медицинское обследование | |
9 | Воспитательная работа | В течение года |
Итого | 37 |
Примерный план учебно-тренировочных занятий на год
№ п/п | Виды деятельности | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель | май |
1 | Теоретическая подготовка | 1 | 1 | |||||||
2 | Общая физическая подготовка | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
3 | Специальная физическая подготовка | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 |
4 | Технико-тактическая подготовка | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 |
5 | Соревновательная деятельность | 1 | ||||||||
6 | Контрольно-переводные испытания | 1 | 1 | |||||||
7 | Психологическая подготовка | 1 | 1 | |||||||
8 | Медицинское обследование | По плану школы | ||||||||
Итого:37 час | 4 | 5 | 4 | 4 | 3 | 4 | 4 | 5 | 4 |
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Теоретическая подготовка проводится в форме бесед, лекций, непосредственно на тренировке в процессе проведения занятий. Она органически связана с физической, технико-тактической, моральной и волевой подготовками как элемент теоретических знаний.
Примерный учебный план по теоретической подготовке.
№п/п | тема | Количество часов |
Физическая культура и спорт в России, округе, городе. | ||
Изучение истории борьбы в России, округе , городе. | ||
Знакомсто с знаминитыми борцами города. | ||
Воспитание нравственных и волевых качеств спортсмена | ||
Влияние физических упражнений на организм спортсмена | ||
Изучение правил борьбы. Правила соревнований | ||
Гигиенические требования к занимающимся спортом |
ТЕМЫ
Физическая культура и спорт в России
Понятие «физическая культура». Физическая культура как составная часть общей культуры. Знание ее для укрепления здоровья, физического развития граждан России в их подготовке к труду и защите Родины. Роль физической культуры в воспитании молодежи. Основные сведения о спортивной классификации. Спортивные разряды и звания.
Гигиенические требования к занимающимся спортом.
Понятие о гигиене и санитарии. Общие представления об основных системах энергообеспечения человека. Дыхание. Значение дыхания для жизнедеятельности организма. Жизненная емкость легких. Потребление кислорода. Функции пищеварительного аппарата. Особенности пищеварения при мышечной работе. Понятие о рациональном питании и общем расходе энергии. Гигиенические требования к питанию спортсменов. Значение витаминов и минеральных солей, их нормы. Режим питания. Пищевые отравления и их профилактика. Гигиеническое значение кожи. Уход за телом, полостью рта и зубами. Гигиенические требования к спортивной одежде и обуви. Правильный режим дня для спортсмена. Вредные привычки – курение, употребление спиртных напитков. Профилактика вредных привычек.
Влияние физических упражнений на организм спортсмена.
Понятия об утомлении и переутомлении. Причины утомления. Субъективные и объективные признаки утомления. Переутомление. Перенапряжение. Восстановительные мероприятия в спорте. Проведение восстановительных мероприятий после напряженных тренировочных нагрузок. Критерии готовности к повторной работе. Активный отдых.
Профилактика заболеваемости и травматизма в спорте.
Простудные заболевания у спортсменов. Причины и профилактика. Закаливание организма спортсмена. Виды закаливание. Общее понятие об инфекционных заболеваниях, источники инфекции и пути их распространения. Предупреждение инфекционных заболеваний при занятиях спортом. Пути распространения инфекционных заболеваний. Меры личной и общественной профилактики. Доврачебная помощь пострадавшему, приемы искусственного дыхания, транспортировка пострадавшего. Самоконтроль и профилактика спортивного травматизма. Временные ограничения и противопоказания к тренировочным занятиям и соревнованиям. Восстановительные мероприятия при занятиях борьбой.
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА
На протяжении спортивной подготовки тренер формирует у занимающихся прежде всего патриотизм, нравственные качества (честность, доброжелательность, самообладание, дисциплинированность, терпимость, коллективизм) в сочетании с волевыми (настойчивость, смелость, упорство, терпеливость), эстетические чувства прекрасного, аккуратность, трудолюбие.
Воспитательные средства:
- личный пример и педагогическое мастерство тренера;
- высокая организация учебно-тренировочного процесса;
- атмосфера трудолюбия, взаимопомощи, творчества;
- дружный коллектив;
- система морального стимулирования;
Кроме воспитания у учеников понятия об общечеловеческих ценностях, серьезное внимание обратить на этику спортивной борьбы на площадке и вне ее. Перед соревнованиями необходимо настраивать борцов не только на достижение победы, но и на проявление в поединке морально-волевых качеств. Соревнования могут быть средством контроля за успешностью воспитательной работы в команде.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Для успешных выступлений в борьбе необходимо иметь комплекс психологических качеств и способностей. Из, которых следует выделить следующие наиболее важные: двигательная реакция (простая и сложная), мышечно-двигательная чувствительность, устойчивость, интенсивность и объем внимания, двигательно-координационные способности. Эмоциональная устойчивость, высокая мотивация на достижение спортивных успехов.
На разных этапах подготовки борцов решаются различные задачи психологической подготовки. На этапе начальной подготовки стоят задачи формирования у занимающихся устойчивого интереса к занятиям борьбы «куреш», воспитание чувства необходимости занятий физической культурой и спортом, желания стать здоровым человеком, бодрым, сильным, выносливым.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
№п/п | Темы занятий | Количество часов |
1 | Борцовская стойка и передвижения | 1 |
2 | Правила овладения кушака. | 2 |
3 | Борцовский мост | 1 |
4 | Имитация отрыва соперника от ковра | 1 |
5 | Тренировка с манекеном | 3 |
6 | Отрыв соперника от ковра и бросок | 1 |
7 | Прием полу присев | 1 |
8 | Заход с грудью | 1 |
9 | Нападение с наклонами в сторону. | 1 |
10 | Отрыв соперника зашагиванием за ногу. | 1 |
11 | Повторение изученных приемов | 2 |
12 | Заход грудью | 1 |
13 | Бросок с переступанием | 2 |
14 | Бросок с подсадом через грудь | 1 |
15 | Бросок с наклоном вперед | 1 |
16 | Бросок в сторону. | 1 |
17 | Бросок с наклоном в сторону | 1 |
18 | Бросок с наклоном. | 2 |
19 | Бросок с использованием приемов соперника | 2 |
20 | Бросок соперника с перешагиванием | 1 |
21 | Прием полу присев | 2 |
22 | Бросок с наклоном | 1 |
23 | Бросок с использованием приемов партнера | 1 |
24 | Повторение изученных приемов | 2 |
25 | Подготовка к соревнованиям | 2 |
26 | Контрольное тестирование | 2 |
Итого | 37 |
Базовая техника
Борьба лежа.
Проходы в ноги: с целью отрыва соперника с партера и проведения броска в стойке.
Сбивание соперника в партер: демонстрируя неведения борьбы соперника.
Броски со стойки.
Бросок с наклоном.
Бросок с зашагиванием за правую ногу, за левую ногу.
Бросок с подсадом на левую или на правую ногу.
Бросок через грудь с прогибом.
Тактика борьбы
Тактика захватов и передвижений. Тактика проведения приемов на противниках разного роста, массы, находящихся в разных стойках, разного уровня физической и технической подготовленности и т.п.
Создание благоприятных ситуаций для проведения приема: выведение из равновесия вперед, назад, вправо, влево, вверх, вниз, скручивание, использование движения противника и т.п.
Тактика ведения поединка: простейшие формы борьбы, учебный, учебно-тренировочные и тренировочные схватки.
Учебно-тренировочные схватки: для отработки техники на сопротивляющемся соперники, для решения тактических задач, связанных с особенностями борьбы в разных зонах ковра, в разных положениях (в стойке, в партере), с партнерами различного роста и веса, с ведением поединка только в стойке при стремлений партнера к борьбе лежа, и наоборот - только в партере при стремлений партнера бороться в стойке: с целью - не дать провести партнеру ни одной попытки; с целью – ответить на любую попытку партнера проведением приема: с формой, со сменой партнера и др.
Тренировочные схватки: для формирования навыка ведения поединка, для развития специальных физических и психических качеств, для формирования качеств «спортивного» характера, для накопления опыта борьбы с разными противниками.
РАЗДЕЛ III. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
3.1. Этапы и сроки реализации Программы
1. Подготовительный этап ( сентябрь)
Деятельностью этого этапа является:
1.1.Набор детей в секцию: свободный Возраст детей: от 11 до 14
1.2.Составление необходимой документации, форм планирования.
1.3Проведение мониторинга физического развития.
2. Основной этап (сентябрь – май)
2.1.Реализация программы;
2.2.Вовлечение обучающихся в различные виды деятельности;
3. Заключительный этап (май, ежегодно)
Основной идеей этого этапа является:
3.1.Подведение итогов в соответствии с заявленными целями, задачами и разработанными планами;
3.2.Проведение итогового мониторинга физического развития. 3.3.Награждение победителей соревнований.
3.2. Условия реализации Программы
3.2.1. Кадровое обеспечение
- Заместитель директора по ВР;
- педагог-организатор;
- педагог психолог;
- социальный педагог;
- классные руководители;
- преподаватель-организатор ОБЖ;
- учителя физического воспитания;
- педагоги дополнительного образования;
- библиотекарь.
3.2.2.Внешние партнеры организации
1.Работники ЦНК (по согласованию)
2.Библиотекарь (библиотека семейного чтения 11А мкр)
(по согласованию);
3.Работники ДЮСШ 1 (по согласованию);
4.Работники ДЮСШ 2 (по согласованию);
5.Работники Дворца спорта «Сибиряк» (по согласованию);
6.Работники Дворца спорта «Олимп» (по согласованию);
7.Комитет по физической культуре и спорту г. Нефтеюганска (по согласованию).
3.2.3. Взаимодействие в реализации Программы
В реализации Программы осуществляется творческое взаимодействие администрации, педагогов школы, обучающихся, родителей, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта. Взаимодействие в реализации программы представлено на схеме 1.
Схема 1.
3.3 Организационное обеспечение
Управление Программой
В процессе управления Программой осуществляется взаимодействие администрации, педагогов, школы, родительской общественности, общественных объединений, учреждений культуры и образования, и спорта, занимающихся вопросами духовно-нравственного воспитания. Структура управления программой представлена на схеме 2.
Структура управления
Схема 2.
3.3.1. Материально – техническое обеспечение
Для реализации целевой Программа «Национальная борьба Куреш» в образовательном учреждении имеется :
1.библиотека;
- актовый зал;
- медицинский кабинет;
- столовая;
- компьютерный класс;
- большой спортивный зал, в котором находится следующее оборудование: канат, «шведская стенка», тренажер, обручи, лыжи, скакалки, мячи, маты, футбольные ворота.
- игровое оборудование настольные игры: «Хоккей», «Морской бой», «В мире загадок», «Монополия», «Футбол», «Шахматы, шашки, нарды, домино», конструкторы, пазлы, мозаика, кольцеброс, дартс, набор для большого тенниса, мячи, скакалки, обручи, бадминтон.
- Игровые комнаты оборудованные мягкими формами.
3.3.2. Информационные ресурсы
- Информационная база школы оснащена: электронной почтой, локальной сетью, выходом в Интернет, на каждом блоке имеются так же информационные стенды, телевизоры для оперативного информирования обучающихся.
- Творческой группой разработан и введен в действие школьный сайт.
- Программно-методическое (методические материалы и рекомендации).
РАЗДЕЛ IV. КОНТРОЛЬ ЗА РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОГРАММЫ
4.1. Планируемые результаты
Оценка эффективности реализации Дополнительной образовательной программы по изучению культурного наследия народов России и мира «Национальная борьба Куреш» осуществляется на основе обобщенных оценочных показателей, нормативов ОФП общей физической подготовленности.
Планируемые результаты | Качественные изменения | Количественные изменения |
1. У большинства учащихся сформирована потребность в здоровом образе жизни | У 80% учащихся на достаточно высоком уровне сформированы потребность в здоровом образе жизни. Не менее 80% учащихся соблюдаю правила поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах, проявляют уважительное отношение к старшим родителям, учителям. | Повысился уровень посещаемости тренировок, отсутствуют пропуски занятий. Отсутствуют конфликты на национальной почве. |
2.Большинство учащихся владеют техникой и тактикой борьбы и являются активными участниками соревнований. | У 80% учащихся на достаточно высоком уровне сформированы навыки владения техникой и тактикой борьбы. Не менее 80% учащихся принимают участие и показывают хороший личный результат в городских и школьных соревнованиях. | Увеличились показатели ОФП: -отжимание в упоре лежа; - поднимание туловища из положения; - прыжок в длину с места; - бег на 60 метров; -подтягивание на высокой перекладине. |
3.У большинства обучающихся сформировано уважительное отношения к людям другой национальности, их культуре, национальным традициям | Проявление уважения к людям другой национальности (на высоком уровне у 80% учащихся, на достаточном уровне у 20%) | Положительная динамика уровня толерантности у учащихся. |
4.2. Критериями оценки эффективности реализации программы являются:
- количественные и качественные показатели вовлеченности обучающихся в разнообразные виды деятельности, количественные и качественные показатели проведенных дел;
- динамика развития способностей и личностных качеств обучающихся;
- личностные достижения обучающихся, выраженные в новых знаниях, умениях, навыках, победах в различных конкурсах, фестивалях, соревнованиях, умении конструктивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
- наличие фото, видеоматериалов;
5 Оценки эффективности реализации программы представлены в таблице 2,3,4.
Контроль по программе
№ п/п | Вид контроля | Цель контроля | Методы и формы | Сроки проведения | Отслеживание результатов |
1 | Предварительный | Определить уровень физической подготовленности | Выполнение начального тестирования | Октябрь | Согласно подготовленности обучающихся спланировать учебный и индивидуальный план |
2 | Итоговый | Определить динамику уровня физической подготовленности | Выполнение контрольно-переводных нормативов | Апрель | Внести корректировку в УП по итогам диагностирования обучающихся |
Тестирование на начало года для спортивно-оздоровительной группы
ЮНОШИ | ||||
№ п/п | Контрольные нормативы | 5 | 4 | 3 |
1 | Отжимание в упоре лежа | 20 | 18 | 16 |
2 | Поднимание туловища из положения лежа (30 сек.) | 25 | 22 | 18 |
3 | Прыжок в длину с места (см) | 163 | 156 | 150 |
4 | Бег 60 м.(сек.) | 11,5 | 11,8 | 12,2 |
5 | Подтягивание на высокой/низкой перекладине (раз) | 3 | 2 | 1 |
Таблица 3.
Контрольные нормативы по физической подготовленности
Спортивно-оздоровительной группы
№ п/п | Контрольные нормативы | Юноши Мальчики | |
1 | Отжимание в упоре лежа | 23 | 17 |
2 | Поднимание туловища из положения лежа (30 сек.) | 28 | 28 |
3 | Прыжок в длину с места (см) | 163-167 | 153-162 |
4 | Бег 60 мю(сек.) | 11,0 | 11,4 |
5 | Подтягивание на высокой / низкой перекладине (раз) | 4 | 4 |
Юноши Мальчики | мальчики | ||||||
№ п/п | Контрольные нормативы | 5 | 4 | 3 | 5 | 4 | 5 |
1 | Отжимание в упоре лежа | 23 | 20 | 18 | 17 | 15 | 10 |
2 | Поднимание туловища из положения лежа (30сек.) | 28 | 25 | 22 | 28 | 25 | 22 |
3 | Прыжок в длину с места (см) | 167 | 163 | 156 | 163 | 153 | 145 |
4 | Бег 60 м. (сек.) | 11,0 | 11,5 | 11,8 | 11,4 | 11,8 | 125 |
5 | Подтягивание на высокой перекладине (раз) | 4 | 3 | 2 | 4 | 3 | 1 |
\
Таблица 4
4.3. Орган, осуществляющий контроль
Управляющий совет школы.
Приложение
Справка: Борьба куреш - борьба на поясах (кушаках) - популярнейший вид спорта у тюркских и других народов (названия этого вида спорта в разных языках немного различаются: куреш - у татар и башкир, кураш - у узбеков, гуреш - у турок, курес - у казахов и т.д.). На международной арене этот вид борьбы часто называют просто "поясной борьбой".
Упоминания о борьбе куреш встречаются еще в VI веке. В старину ни одно мероприятие у кочевников не обходилось без борьбы на поясах. Борцовский турнир длился иногда по 5-6 часов, до тех пор, пока не выявлялся абсолютный чемпион. Cхватки по борьбе куреш проводились на траве.
Поясная борьба была не только важным элементом боевой подготовки воинственных кочевников, но и ритуалом, поднимающим боевой дух. В старину перед сражениями двух орд устраивали поединки между двумя единоборцами, выставленными противоборствующими сторонами. Поединки могли быть вооруженными или рукопашными (во втором случае, это чаще всего была борьба на поясах). Иногда случалось так, что единоборство решало исход сражения между целыми армиями. Победа или поражение единоборца могло либо вдохновить войско, либо деморализовать его. Случалось и так, что после поединка единоборцев командующие враждебных сторон приходили к соглашению.
Основа борьбы куреш сохранилась до наших дней - это бросок соперника на лопатки. Для этого надо обладать не только физической силой, но и прекрасно владеть техникой борьбы - постановка рук, ног и туловища - это навыки, которые отрабатываются годами.
В настоящее время на официальных турнирах по борьбе на поясах соревнуются в двух видах - классический (алыш) и вольный стиль
Борьба на поясах (кушаках) имеет свои истоки еще в глубине веков. Подобные состязания в старину часто проводили во время проведения праздников и разнообразных народных гуляний. В наши дни куреш вошел в совершенно новый этап развития – его считают как перспективный вид спорта. В мировую сеть неолимпийских видов спорта включена официально борьба на поясах, также действует международная Федерация. Время от времени с борьбы на поясах проводят чемпионаты Европы, мира или национальные первенства.
Правила этой национальной борьбы куреш довольно просты. В нескольких возрастных и весовых категориях ведутся поединки. Спортсмены должны держать друг друга за кушаки и таким образом пытаться уложить соперника на лопатки. Побеждает тот, кто поднимает противника, бросает его на спину и падает вместе с ним. После двух поражений игрок выбывает. Такие поединки длятся недолго – приблизительно пять минут. Когда получается «ничья», судья предоставляет дополнительное время до того, пока кто-то не выиграет в захвате за кушаки.
От других видов борьбы куреш отличает такая особенность – спортсмены борются, при этом держа друг друга за кушак крестным захватом. Международная Федерация установила правила, по которым в поединке разрешены все действия, которые позволят привести противника из стоячего положения, в положение лежа, запрещаются только броски через ноги. Кроме того, есть условие обязательное для всех – борцы не могут отпускать захват. Кто первый смог бросить соперника на спину – тот и победитель.
Список литературы
1.Конституция Российской Федерации
2. ФЗ от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
3.Конвенция о правах ребенка
4.Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения (ФГОС).
5.Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М.: Просвещение, 2011.- 24 с.-
(Стандарты второго поколения)
6.Григорьев Д.В., Степанов В.П. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. - М.: Просвещение,2010.-223с.- (Стандарты второго поколения).
7. Р.А. Абзалов “Психология спорта”, Москва,2001г
8. С.Шмаков “Правила соревнований”, Казань 2005г.
9. Н.Безбородова “Игры к самовоспитанию”,Санкт-Петербург 1999г.
10. О.В.Белоножкина “Спортивные оздоровительные мероприятия в школе”, Казань 2008г, издательство “Магариф”.
11. В.И.Лях “Физическое воспитание”, Москва 2011г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "ФЕСТИВАЛЬ «ВСЕ ФЛАГИ В ГОСТИ БУДУТ К НАМ…», КАК ФОРМА ИЗУЧЕНИЯ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ НАРОДОВ МИРА"
SummaryGiven the characteristics of the concept of cultural heritage and traditions. Presents implementation experience of the festival "All flags will visit us...", as a new educational i...
2022 год - Год культурного наследия народов России
2022 год - Год культурного наследия народов России...
Внеклассное мероприятие, повященное Году культурного наследия народов России " Бурятия- родина моя!"
Внеклассное мероприятие, повященное Году культурного наследия народов России " Бурятия- родина моя!"...
Викторина "Культурное наследие народов России"
Данная викторина позволит расширить знания детей о традициях, обычаях, народных промыслах народов нашей многонациональной страны....
учитель года -2022. Эссе "Год культурного наследия народов России"
Год культурного наследия народов России. Культура объединяет все стороны...
Всероссийский конкурс-фестиваль «Традиции и культурное наследие народов России»
Друзья, приглашаем на Всероссийский конкурс-фестиваль «Традиции и культурное наследие народов России» для детей и подростков от 5 до 19 лет. Прислать заявку можно до 31 августа. Участие бе...