Технологическая карта занятия курса внеурочной деятельности "Наглядная геометрия" 5 класс по теме: "В царстве треугольников"
учебно-методический материал по геометрии (5 класс) на тему
Матриал представлен технологической картой занятия курса внеурочной деятельности "Наглядная геометрия" 5 класс по теме: "В царстве треугольников". А так же приложение сказки учеников по теме треугольники и презентация по истории треугольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnolog_karta_v_tsarstve_treugolnikov.docx | 39.25 КБ |
skazka_nikita.docx | 19.56 КБ |
istor_treug_stolyarova_lenskiy.ppt | 569 КБ |
Предварительный просмотр:
В ЦАРСТВЕ ТРЕУГОЛЬНИКОВ
(2-е занятие)
Общая характеристика учебного занятия
Тема | В царстве треугольников | |
Цели занятия | Развитие умения выполнять чертежи геометрических фигур, познавательного интереса, воображения; привитие интереса к геометрии, расширение кругозора | |
Основное содержание темы, термины и понятия | Понятия разностороннего, равностороннего, равнобедренного треугольника | |
Планируемый | Предметные | УУД |
Развивать знания о треугольниках и их свойствах | Личностные: формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу; позитивное отношение к результатам обучения в рамках изученной темы. Регулятивные: выполнение учебного задания в соответствии с поставленной целью; работа с использованием алгоритма; проведение взаимопроверки, взаимооценки и корректировки учебного задания. Коммуникативные: развивать умение сотрудничать со сверстниками; уважительное отношение к другому мнению; обосновывать свое мнение, используя термины в рамках учебного диалога. Познавательные: осуществлять выбор критериев для сравнения; проводить классификацию по заданным критериям; строить логические рассуждения; развивать познавательный интерес и воображение, прививать интерес к геометрии; формировать пространственные и геометрические представления и понятия, чертежные и графические умения и навыки; расширять математический кругозор. | |
Межпредметные связи | ||
Учебный предмет | Формы работы | Ресурсы |
Геометрия, ИКТ | Фронтальная, индивидуальная | Чертёжные инструменты, бумажные модели треугольников, слайды с рисунками, ПК, интерактивная доска, проектор. |
Структура учебного занятия (этапы)
Этап учебно-познавательной деятельности | ||
Постановка учебной задачи и открытие новых знаний. Определение типа треугольника | Обеспечение восприятия, осмысления | Представление домашнего задания группами. 1-я группа. Модели треугольников. 2-я группа. Показ презентации «История треугольника». 3-я группа. Чтение собственных сказок по теме «В царстве треугольников». Обсуждение результатов работ. Практическая работа. – Мы уже знаем классификацию треугольников по углам. Сегодня рассмотрим другую классификацию. Проведём мини исследование. Учащиеся работают с моделями треугольников: № 1 – равносторонние, № 2 – разносторонние, № 3 – равнобедренные. Задание. – Измерьте линейкой стороны треугольников и запишите данные в тетрадь. Сделайте – Что можно сказать про треугольники, представленные под № 1? (У них все стороны – Как можно назвать такие треугольники? (Равносторонние.) Аналогично проводится работа с другими треугольниками |
Физкультминутка | ||
Смена видов деятельности в игровой форме | Снятие утомляемости у учащихся | Физкультминутка «Кошечка». Исходное положение: сидя на стуле, прогнуться в пояснице, кисти рук к плечам. |
Этап закрепления практических навыков | ||
Обоснование своего мнения при ответе на поставленный вопрос | Установление правильности и осознанности изучения | Слайд №2 – Назовите ошибочные утверждения: • Треугольники классифицируются по сторонам: прямоугольные, тупоугольные, остроугольные. • Треугольники классифицируются по углам: прямоугольные, тупоугольные, остроугольные. • Треугольники классифицируются по углам: равносторонние, равнобедренные, разносторонние. • Треугольники классифицируются по сторонам: равносторонние, равнобедренные, разносторонние. • В любом треугольнике все углы острые. • В любом треугольнике все углы прямые. • В равностороннем треугольнике две стороны равны. |
• В равностороннем треугольнике все стороны равны. • В равнобедренном треугольнике все стороны равны. • В равнобедренном треугольнике две стороны равны. • В разностороннем треугольнике все стороны разные. Слайд №3 – На рисунке изображены различные треугольники. Определите на глаз, какие из этих а) равнобедренными; б) равносторонними; в) разносторонними. | ||
Контроль и оценка результатов деятельности | ||
Осуществление обратной связи | Умение применять знания, осуществление самоконтроля | Самостоятельная работа (по вариантам). – Постройте треугольники: 1-й вариант – остроугольный и равнобедренный; 2-й вариант – тупоугольный и разносторонний. Взаимопроверка производится в паре |
Игровой этап | ||
Актуализация предыдущих знаний | Снятие утомляемости, развитие творческих способностей, | - Следующий этап нашего занятия игровой. В нашем царстве треугольников есть 3 острова, где вы можете побывать. 1-ый остров – страна «Танграмия», где вы можете из моделей треугольников сложить различные фигурки. 2–ой остров – страна «Флексагон». Это интересная геометрическая игрушка, которая состоит из треугольников и меняется, выворачивается на изнанку. Название этой игрушки произошло от английского слова to fleks, что означает складываться, гнуться. Другими словами, Флексагон - гнущийся многоугольник. Флексагон обладает удивительной способностью внезапно менять свою форму и цвет. Вы сможете на этом острове его изготовить. А поможет вам в этом Караченцев Витя, ученик 5а. 3-ий оствров – страна «Компьютерная», где вы сможете сложить различные фигуры из треугольников с помощью компьютерной программы. |
Подведение итогов занятия (рефлексия) | ||
Рефлексия деятельности и умение | Сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности | Подведение итогов урока и самооценка. – Представьте себе, что вы путешествуете по стране Геометрии и вам предложили сделать репортаж о его жителях – треугольниках. О чем бы вам захотелось рассказать? Что больше всего вам запомнилось, понравилось? |
Домашнее задание | Выполнить аппликацию из разных видов материалов (с использованием |
Предварительный просмотр:
Умный треугольник
В удивительный стране Геометрия жила фигура по имени прямоугольный треугольник. Собрался он однажды покорить вершину горы. Ранним утром, треугольник отправился в дальний путь. И вот перед ним высокая гора.
Он думает: «Как ему покорить гору? Снаряжение забыл дома. Как же забираться на гору?» И тут он слышит: «Это говорит дух горы. Если ты решишь мою задачу, то я подниму тебя». «Ну ладно.» - ответил Треугольник. Дух горы задал вопрос: «Найди периметр равностороннего треугольника, если одна его сторона равна 33 см». Треугольник долго не думал и сказал: «У треугольника 3 стороны. Значит, 33 надо умножить на 3, равно 99 см».
Дух горы поднял треугольник на вершину. Там он увидел двух своих братьев остроугольного и тупоугольного треугольников, которые не могли решить задачу, чтобы спуститься вниз.
Умный прямоугольный треугольник решил им помочь. Дух горы промолвил: «Найди периметр квадрата, если его сторона 50 см». И треугольник начал рассуждать: «У квадрата 4 стороны, значит 50 надо умножит на 4, равно 200 см». Треугольник ответил правильно и дух горы спустил всех на землю.
Треугольники сказали ему: «Пока» и пошли дальше по дороге. На встречу им идет овал и говорит: «Я вас дальше не пущу, пока вы не ответите на мой вопрос». «Ладно.» - согласились треугольники. «Задавай свой вопрос». «Как найти диаметр окружности, если её радиус равен 3см?» «Я знаю! Я знаю!» -закричал остроугольный треугольник. «Надо 3 умножить на 2 получиться 6 см». «Молодцы!» - похвалил их овал и пропустил.
Они пошли дальше по дороге и дошли до своего города. Там все жители очень обрадовались их приходу и устроили праздник. Вот и сказке конец, кто слушал, тот молодец!
(автор: Мирошников Никита, 5д)
Математическая сказка про треугольники.
В некотором царстве, тридесятом государстве, в стране Геометрия жили – были, не тужили шесть братьев – треугольников: Прямоугольный, Равнобедренный, равносторонний, Остроугольный, Тупоугольный и Разносторонний.
Жили они дружно, во всём друг другу помогали. Но однажды поселилась в их доме Смута-Баламута, с ветром залетела, за угол зацепилась. И стала сеять Смута-Баламута в доме треугольников семена раздора: давай каждому брату на ухо нашёптывать, что он из всех треугольников самый важный, самый главный, что другие-де братья его не уважают. Не ценят, себя выше всех считают.
И так каждому брату – треугольник наговаривал.
Разобиделись треугольники друг на друга, стали отношения выяснять, шум-гам на всё царство-государство подняли…
До того дошло, что братьями себя считать перестали, говорят: «Какие же мы братья. Мы ведь абсолютно разные, совсем не похожи – и углы у нас разные, и стороны.»
Про все дела свои в ссоре забыли. И во всём царстве-государстве начался беспорядок: исчезли треугольные крыши домов и башен. Исчезли наконечники копий и стрел, даже исчезла корона короля… В общем, все предметы, в которых были треугольные формы – исчезли. И тогда уже во всей стране веселилась Смута-Баламута.
И собрал тут король советников своих, стали думать, как помирить братьев-треугольников, прогнать Смуту-Баламуту и восстановить порядок.
Позвали они на помощь ученика 5 класса Петю.
И стал Петя задачки трудные треугольникам загадывать, чтобы доказать, что все они похожи и что они братья.
- Первая вам задачка – что такое треугольник?
- Это фигура, которая состоит из 3 точек, не лежащих на одной прямой, и 3 отрезков, попарно соединяющих эти точки – сказал Прямоугольный треугольник. - И эта фигура - я!
- Нет, это я! – одновременно выкрикнули 5 братьев.
- Вот видите, так можно сказать про любой треугольник! – сказал Петя.
- И в этом вы похожи.
- Нет, мы разные! – упирались и сердились братья.
- Хорошо, вот вам вторая задача. Как найти периметр треугольника?
- Периметр треугольника равен сумме длин его сторон! – хором закричали братья – треугольники.
- Вот вам и ещё одно сходство. – сказал Петя. – третья задача: чему равна сумма углов треугольника?
Братьям на помощь поспешил Транспортир. Они долго измеряли свои углы, крича при этом. Что не могут быть они одинаковыми. Ведь один из них – остроугольный, другой – прямоугольный, третий – тупоугольный, на говоря уже про равнобедренный и разносторонний. Но в итоге всё же получилось. Что сумма углов равна 180 градусов.
- Это третье доказательство того, что вы похожи, несмотря на то, что вы такие разные.
Задумались братья, успокоились. Друг на друга посмотрели.
- А ведь правда, несмотря на то, что мы разные, мы ведь треугольники! У нас много общего! – сказали братья хором.
И как только они помирились, подул ветер сильный, и унёс Смуту-Баламуту из царства – государства.
А братья – треугольники опять взялись за свои дела – и вновь у домов и башен появились крыши, на голове царя засияла корона.
И снова в царстве наступил мир и порядок.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Треугольник – самая простая замкнутая прямолинейная фигура, одна из первых, свойства которой человек узнал еще в глубокой древности, т. к. эта фигура всегда имела широкое применение в практической жизни. Основными элементами треугольника ABC являются: Вершины - точки A, B, и C; Стороны - отрезки a = BC, b = AC и c = AB, соединяющие вершины; Углы , образованные тремя парами сторон. Углы часто обозначают так же, как и вершины, - буквами A, B и C.
Прямоугольный треугольник занимал почетное место в Вавилонской геометрии. Стороны прямоугольного треугольника: гипотенуза и катеты. Термин «гипотенуза» происходит от греческого слова «ипонейноуза», обозначающее «тянущаяся над чем-либо», «стягивающая». Слово берет начало от образа древнегреческих арф, на которых струны натягиваются на концах двух взаимно-перпендикулярных подставок. Термин «катет» происходит от греческого слова «катетос», которое означает начало «отвес», «перпендикуляр».
В Древней Греции уже был известен способ построения прямоугольного треугольника на местности. Для этого использовали веревку, на которой были завязаны 13 узелков, на одинаковом расстоянии друг от друга.
Древние землемеры выполняли геометрические построения, измеряли длины и площади. Изображение треугольников и задачи на треугольники встречаются в египетских папирусах, которым более 4000 лет, в старинных индийских книгах и других древних документах. Уже тогда была известна теорема, получившая впоследствии название теоремы Пифагора, которая применялась для построения прямых углов на местности с помощью веревочного треугольника со сторонами 3, 4, 5 (египетский треугольник).
Теорема Пифагора Великий древнегреческий ученый Пифагор родился на острове Самос в VI веке до н.э. Если дан нам треугольник, И притом с прямым углом, То квадрат гипотенузы Мы всегда легко найдем: Катеты в квадрат возводим, Сумму степеней находим – И таким простым путем К результату мы придем.
Через 2000 лет в древней Греции учение о треугольнике достигает высокого уровня. Известны такие древнегреческие ученые, как Архимед, Пифагор, Фалес. Учение о треугольнике развивалось в ионийской школе, основанной в VII веке до нашей эры Фалесом, затем в школе Пифагора. Древние греки решили упорядочить накопленные сведения о треугольнике и написали много трудов. Наиболее совершенной оказалась работа Евклида "Начала"(365-300 до н.э.).
"Начала" Евклида состоят из тринадцати книг (отделов, или частей). В 1-ой книге рассматриваются основные свойства треугольников, прямоугольников, параллелограммов и производится сравнение их площадей. Заканчивается книга теоремой Пифагора.
Фалес Милетский жил в самом конце 7 - первой половине 6 в. до н. э. Фалес был уроженцем греческого торгового города Милета, расположенного в Малой Азии на берегу Эгейского Моря. Важнейшей заслугой Фалеса в области математики, перенесение им из Египта в Грецию первых начал теоретической элементарной геометрии. - вертикальные углы равны. - углы при основании равнобедренного треугольника равны; - треугольник определяется стороной и прилежащими к ней двумя углами. - диаметр делит круг на две равные части.
Какие выводы можно сделать? Треугольник - простейшая плоская фигура: три вершины и три стороны. Но с древнейших времен и до наших дней математики занимаются изучением треугольника. За это время было сделано много важных открытий и даже создана новая наука – тригонометрия… Можно сделать вывод: треугольник важнейшая и неисчерпаемая фигура в геометрии. Открытие в геометрии треугольника есть и в прошлом веке. В 1904 году американский математик Ф.Морли вывел теорему теоремы о замечательных точках треугольника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
Тема занятия: личностные компетенции учащихся на интегрированном уроке иностранного языка....
Технологическая карта занятия по внеурочной деятельности "Рукоделие" 4 класс
Технологическая карта занятия и презентация к занятию по внеурочной деятельности "Рукоделие" на тему "Вышивка изонить"...
Технологическая карта занятия по внеурочной деятельности в 6 классе ( "Занимательная математика") " Магические квадраты".
Данное занятие преследует следующие цели: знакомство с историей возникновения "магических" , "волшебных" квадратов; научить составлять квадраты 3-го порядка; развитие наблюдательно...
Технологическая карта занятия по внеурочной деятельности «Моделирование. Мир оригами»
Технологическая карта занятия по внеурочной деятельности «Моделирование. Мир оригами»Научиться выполнять рыбку в технике оригами с помощью базовой формы «Двойной треугольник»...
Технологическая карта занятия по внеурочной деятельности «Минеральные воды».
Технологическая карта занятия по внеурочной деятельности «Минеральные воды». Тема внеурочного занятия: «Минеральные воды» (практическое занятие). Цель: с...
Технологическая карта к уроку математики в 5 классе по теме "Треугольник и его виды."
В технологической карте представлен урок изучения новых знаний. Цель урока:создание условий для формирования понятия треугольник, видов треугольника и свойств углов треугольника....
Технологическая карта занятия по математике в 10 классе по теме: «Формулы приведения»
Технологическая карта занятия по математике в 10 классе по теме: «Формулы приведения»...