Рабочая программа по геометрии 7 класс (авторы учебника Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев)
рабочая программа по геометрии (7 класс) на тему
Рабочая программа рассчитана на 70 учебных часов, 2 часа в неделю. Содержит календарно-тематическое планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_geometrii_7_klass_kotova_n.e.doc | 177 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
гимназия №3 г. Грязи Грязинского муниципального района
Липецкой области
Рассмотрено Руководитель МО учителей математики, физики, информатики _____________ Наумова Т.И. Протокол № ___ от «____»____________20 г. | Рекомендовано Методическим советом МБОУ гимназии №3 Протокол № ___ от «____»____________20 г. | Утверждаю Директор МБОУ гимназии №3 _____________ Ананских А.М. Приказ № ___ от «___»________________20 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Геометрия»
для 7 класса
Котова Н.Е.
Учитель математики
г. Грязи
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы по геометрии в 7 классе
- овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
- интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
- формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
- воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
Нормативные правовые документы и сведения о программах, на основании которых разработана рабочая программа
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Приказ Минобразования России от 05.03.2004 N 1089 (ред. от 31.01.2012) "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования"
- Приказ Минобразования РФ от 9 марта 2004 г. N 1312 "Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования" (с изменениями от 20 августа 2008 г.)
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253 “Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования”
- Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в МБОУ гимназии №3 г.Грязи (утв. приказом от 31.12.2013 № 288)
- Образовательная программа МБОУ гимназии № 3 г. Грязи Липецкой области (утв. приказом от 26.08.2014 г. № 192)
- Программа опытно-экспериментальной деятельности «Школьный проект как средство интеграции урочной и внеклассной деятельности» (утв. приказом от 30.08.2012 г. № 90/1)
Рабочая программа выполняет две основные функции:
- Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
- Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования, необходимая для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
Сведения о программе
в связи с увеличением количества учебных недель (с 34 до 35) количество часов изменено в 7 классе с 68 до 70. Добавленные 2 часа использованы на повторение материала 7 класса.
Согласно федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации на изучение математики на ступени основного общего образования отводится
5 ч в неделю в 7-9 классах, из них на геометрию 2 часа в неделю или 70 часов.
Рабочая программа рассчитана на 70 учебных часов: 7 класс – 2 часа в неделю.
Формы организации образовательного процесса:
Индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные, классные и внеклассные.
Технологии обучения:
Проблемное обучение
Разноуровневое обучение
Развивающее обучение
Проектные методы обучения
Здоровьесберегающие технологии
Виды и формы контроля:
самостоятельные работы, контрольные работы, зачёты, тесты.
Информация об используемом учебнике:
Геометрия, 7 – 9: Учеб. для общеобразоват. учреждений/ Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. – М.: Просвещение, 2010.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Начальные понятия и теоремы геометрии
Возникновение геометрии из практики.
Геометрические фигуры и тела. Равенство в геометрии.
Точка, прямая и плоскость.
Понятие о геометрическом месте точек.
Расстояние. Отрезок, луч. Ломаная.
Угол. Прямой угол. Острые и тупые углы. Вертикальные и смежные углы. Биссектриса угла и ее свойства.
Параллельные и пересекающиеся прямые. Перпендикулярность прямых. Теоремы о параллельности и перпендикулярности прямых. Свойство серединного перпендикуляра к отрезку. Перпендикуляр и наклонная к прямой.
Многоугольники.
Окружность и круг.
Наглядные представления о пространственных телах: кубе, параллелепипеде, призме, пирамиде, шаре, сфере, конусе, цилиндре. Примеры сечений. Примеры разверток.
Треугольник. Прямоугольные, остроугольные и тупоугольные треугольники. Высота, медиана, биссектриса, средняя линия треугольника. Равнобедренные и равносторонние треугольники; свойства и признаки равнобедренного треугольника.
Признаки равенства треугольников. Неравенство треугольника. Сумма углов треугольника. Внешние углы треугольника. Зависимость между величинам сторон и углов треугольника.
Теорема Фалеса. Подобие треугольников; коэффициент подобия. Признаки подобия треугольников.
Теорема Пифагора. Признаки равенства прямоугольных треугольников. Синус, косинус, тангенс, котангенс острого угла прямоугольного треугольника и углов от 0° до 180°; приведение к острому углу. Решение прямоугольных треугольников. Основное тригонометрическое тождество. Формулы, связывающие синус, косинус, тангенс, котангенс одного и того же угла. Теорема косинусов и теорема синусов; примеры их применения для вычисления элементов треугольника.
Замечательные точки треугольника: точки пересечения серединных перпендикуляров, биссектрис, медиан. Окружность Эйлера.
Четырехугольник. Параллелограмм, его свойства и признаки. Прямоугольник, квадрат, ромб, их свойства и признаки. Трапеция, средняя линия трапеции; равнобедренная трапеция.
Многоугольники. Выпуклые многоугольники. Сумма углов выпуклого многоугольника. Вписанные и описанные многоугольники. Правильные многоугольники.
Окружность и круг. Центр, радиус, диаметр. Дуга, хорда. Сектор, сегмент. Центральный, вписанный угол; величина вписанного угла. Взаимное расположение прямой и окружности, двух окружностей. Касательная и секущая к окружности; равенство касательных, проведенных из одной точки. Метрические соотношения в окружности: свойства секущих, касательных, хорд.
Окружность, вписанная в треугольник, и окружность, описанная около треугольника. Вписанные и описанные четырехугольники. Вписанные и описанные окружности правильного многоугольника.
Измерение геометрических величин. Длина отрезка. Длина ломаной, периметр многоугольника.
Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. Длина окружности, число π; длина дуги. Величина угла. Градусная мера угла, соответствие между величиной угла и длиной дуги окружности.
Понятие о площади плоских фигур. Равносоставленные и равновеликие фигуры.
Площадь прямоугольника. Площадь параллелограмма, треугольника и трапеции (основные формулы). Формулы, выражающие площадь треугольника: через две стороны и угол между ними, через периметр и радиус вписанной окружности, формула Герона. Площадь четырехугольника.
Площадь круга и площадь сектора.
Связь между площадями подобных фигур.
Объем тела. Формулы объема прямоугольного параллелепипеда, куба, шара, цилиндра и конуса.
Векторы
Вектор. Длина (модуль) вектора. Координаты вектора. Равенство векторов. Операции над векторами: умножение на число, сложение, разложение, скалярное произведение. Угол между векторами.
Геометрические преобразования
Примеры движений фигур. Симметрия фигур. Осевая симметрия и параллельный перенос. Поворот и центральная симметрия. Понятие о гомотетии. Подобие фигур.
Построения с помощью циркуля и линейки
Основные задачи на построение: деление отрезка пополам, построение треугольника по трем сторонам, построение перпендикуляра к прямой, построение биссектрисы, деление отрезка на n равных частей.
Правильные многоугольники.
Учебно-тематический план
№ | Разделы | Количество часов | Контрольная работа |
1 | Начальные геометрические сведения | 12 | К.Р.№1 |
2 | Треугольники | 18 | К.Р.№2 |
3 | Параллельные прямые | 13 | К.Р.№3 |
4 | Соотношения между сторонами и углами треугольника | 21 | К.Р.№4; К.Р.№5 |
5 | Повторение | 6 | |
Итого | 70 |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В результате изучения курса ученик должен
Знать/понимать
- существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
- существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
- как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
- как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
- как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
- вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
- каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
- смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;
уметь
- пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;
- распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
- изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;
- распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;
- в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;
- проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;
- вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов), в том числе: для углов от 0 до 180° определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
- решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, идеи симметрии;
- проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
- решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- описания реальных ситуаций на языке геометрии;
- расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;
- решения геометрических задач с использованием тригонометрии
- решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
- построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).
- осуществлять проектную деятельность как по предмету, так и во внеклассной работе.
Оценочные материалы
Примерные тексты контрольных работ:
- Геометрия.Дидактические материалы.7 класс/Б.Г.Зив,В.М.Мейлер.-19 изд.-М.:Просвещение,2013.-127с.
Литература и средства обучения:
Учебники:
- Геометрия, 7 – 9: Учеб. для общеобразоват. учреждений/ Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. – М.: Просвещение, 2010.
Учебно-тренировочные материалы:
- Б.Г. Зив, В.М. Мейлер, А.П. Баханский. Задачи по геометрии для 7 – 11 классов. – М.: Просвещение, 2013.
Методические материалы:
- С.М. Саакян, В.Ф. Бутузов. Изучение геометрии в 7-9 классах: Методические рекомендации к учебнику. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2012.
- Научно-теоретический и методический журнал «Математика в школе»
- Еженедельное учебно-методическое приложение к газете «Первое сентября» Математика
Приложение 1
Календарно-тематическое планирование материала по геометрии
на 2014-2015 учебный год
в 7 классе (2 часа в неделю, всего 70 часов)
Номер урока | Название темы (раздела) | Кол-во часов | Дата | Примечание | |
По плану | Фактическая | ||||
1 триместр | |||||
Глава 1.Начальные геометрические сведения (12 ч) | |||||
1. | Прямая и отрезок | 2 | |||
2. | Луч и угол | 1 | |||
3. | Сравнение отрезков и углов | 1 | |||
4. | Измерение отрезков | 1 | |||
5. | Решение задач по теме «Измерение отрезков» | 1 | |||
6. | Измерение углов | 1 | |||
7. | Смежные и вертикальные углы | 1 | |||
8. | Перпендикулярные прямые | 1 | |||
9. | Решение задач. Подготовка к контрольной работе | 1 | |||
10. | Контрольная работа №1 | 1 | |||
11. | Работа над ошибками | 1 | |||
Глава 2 Треугольники (18 ч) | |||||
12. | Треугольники | 1 | |||
13. | Первый признак равенства треугольников | 1 | |||
14. | Решение задач на применение певого признака равенства треугольников | 1 | |||
15 | Медианы, биссектрисы и высоты треугольника | 1 | |||
16. | Свойства равнобедренного треугольника | 1 | |||
17. | Решение задач по теме «Равнобедренный треугольник» Урок-проект | 1 | |||
18. | Второй признак равенства треугольников | 1 | |||
19. | Решение задач на применение 2 признака равенства треугольников | 1 | |||
2 триместр | |||||
20. | Третий признак равенства треугольников | 1 | |||
21. | Решение задач на применение признаков равенства треугольников | 1 | |||
22. | Окружность | 1 | |||
23. | Примеры задач на посроение | 1 | |||
24. | Решение задач на построение | 1 | |||
25. | Решение задач на применение признаков равенства треугольников | 1 | |||
26. | Решение задач | 1 | |||
27. | Решение задач. Подготовка к контрольной работе | 1 | |||
28. | Контрольная работа №2 | 1 | |||
29. | Работа над ошибками | 1 | |||
Глава 3 Параллельные прямые (13 ч) | |||||
30-31. | Признаки параллельности прямых | 2 | |||
32. | Практические способы построения параллельных прямых | 1 | |||
33. | Решение задач по теме «Признаки параллельности прямых» | 1 | |||
34. | Аксиома параллельных прямых | 1 | |||
35-36. | Свойства параллельных прямых | 2 | |||
37-39. | Решение задач по теме «Параллельные прямые» | 3 | |||
40. | Подготовка к контрольной работе | 1 | |||
41. | Контрольная работа №3 | 1 | |||
3 триместр | |||||
42. | Работа над ошибками | 1 | |||
Глава 4. Соотношения между сторонами и углами треугольника ( 21 ч) | |||||
43-44. | Сумма углов треугольника. Решение задач. | 2 | |||
45-46. | Соотношения между сторонами иуглами треугольника | 2 | |||
47. | Неравенство треугольника | 1 | |||
48. | Решение задач. Подготовка к контрольной работе | 1 | |||
49. | Контрольная работа №4 | 1 | |||
50. | Анализ контрольной работы | 1 | |||
51. | Прямоугольные треугольники и некоторые их свойства | 1 | |||
52. | Решение задач на проименение свойств прямоугольного треугольника | 1 | |||
53. | Признаки равенства прямоугольных треугольников | 1 | |||
54. | Прямоугольный треугольник. Решение задач. | 2 | |||
55. | Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми | 1 | |||
56-58. | Построение треугольника по трем элементам | 3 | |||
59. | Решение задач на построение | 1 | |||
60. | Решение задач. Подготовка к контрольной работе | 1 | |||
61. | Контрольная работа №5 | 1 | |||
62. | Анализ контрольной работы | 1 | |||
Глава 5. Повторение (6 ч ) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по геометрии 9 класс автор учебника Л.С. Атанасян
содержит пояснительную записку, УМК, требования к уровню подготовки учащихся, два варианта планирования...
рабочая программа по геометрии 11 класс автор учебника Л.С. Атанасян
рабочая программа содержит пояснительную записку, УМК, требования к уровню подготовки учащихся, планирование учебного материала....
Календарно-тематическое планирование по геометрии в 7 классе. Автор учебника: Л. С. Атанасян.
Календарно-тематическое планирование по геометрии в 7 классе. Количество часов в неделю – 2, количество часов в год – 68.Автор учебника: Л. С. Атанасян....
Календарно-тематическое планирование по геометрии в 9 классе к УМК Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.В. Кадомцев и др.
Планирование составлено на 68 ч (2 ч в неделю)...
Рабочая программа по геометрии к учебнику «Геометрия 7-9 классы» (базовый уровень)/[Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев, и др. ]
Рабочая программа по геометриик учебнику «Геометрия 7-9 классы» (базовый уровень)/[Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев, и др. ] Составитель: Возняк Светлана Алексеевна Статус...
Рабочая программа "Геометрия" 8 класс, учебник Л.С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др.
Рабочая программа разработана в соответствии с ФГОС ООО, (приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010 г. № 1897 с изменениями и дополнениями)Рабочая программа разработана на основе при...
Рабочая программа по геометрии .по учебнику Л.С.Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. "Геометрия", 10–11 класс для детей, обучающихся на дому
Рабочая программа по геометрии для 10 класса (обучение на дому) рассчитана на 1 час в неделю. Программа разработана:в соответствии с Приказом Министерства образовани...