Рабочая программа по геометрии для 7 класса
рабочая программа по геометрии (7 класс) на тему

Журавлева Элина Павловна

Рабочая программа учебного курса геометрии для учащихся 7 «Б» класса составлена на основе программы общеобразовательных учреждений Л. С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др. Москва, «Просвещение», 2009 г и инструктивно – методического письма о преподавании математики в 2013-2014 учебном году в общеобразовательных организациях Белгородской области (Департамент образования Белгородской области Областное государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Белгородский институт развития образования»).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл geometriya_7.docx49.98 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

         Рабочая программа учебного курса геометрии для учащихся 7 «Б»  класса составлена на основе программы общеобразовательных учреждений Л. С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др. Москва, «Просвещение», 2009 г и инструктивно – методического письма о преподавании математики в 2013-2014 учебном году в общеобразовательных организациях Белгородской области (Департамент образования Белгородской области Областное государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Белгородский институт развития образования»).

Изучение геометрии  направлено на достижение целей и задач:

  • формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средстве моделирования процессов и явлений;
  • овладения системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
  • развитие ясности и точности мысли, логического мышления, пространственного воображения, творческих способностей на уровне, необходимом для продолжения образования и для самостоятельной деятельности в области математики.
  • воспитание средствами математики культуры личности, знакомство с жизнью и деятельностью видных отечественных и зарубежных ученых – математиков, понимание значимости математики для общественного прогресса.

        В авторскую программу внесены изменения. Добавлены  два    часа  на итоговое повторение в конце учебного года, за счет   35 учебной недели.

       Используется УМК:

  1. Геометрия. 7 - 9 классы: учебник для общеобразовательных учреждений /Л.С.Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б.Кадомцев, Э.Г.Позняк, И.И.Юдина  - М. Просвещение, 2009.
  2. Геометрия: дидактические материалы  для 7 класса  /Б.Г.Зив, В.М. Мейлер-М.: Просвещение,2010

             Рабочая  программа рассчитана на 52  учебных часа  из расчёта 2 ч в неделю со 2 четверти,   в т.ч. 5 часов для проведения контрольных работ.   Самостоятельных работ -3, тестов-5.

       Основными формами контроля знаний умений и навыков обучающихся по геометрии являются  устный опрос и письменные работы. К письменным формам контроля относятся: самостоятельные, контрольные работы, тесты. Основные виды проверки знаний - текущая и итоговая. Текущая проверка проводится из урока в урок, а итоговая – по завершении  темы (раздела), школьного курса.

Формы организации учебного процесса определяются составом учащихся, местом и временем занятий, последовательностью видов деятельности учащихся и способами руководства ими со стороны учителей. Процесс обучения осуществляется через множество форм организации, взаимно дополняющих друг друга. В современной школе основная форма обучения – урок.

Урок-лекция. Предполагаются  совместные усилия учителя и учеников для решения общей проблемной познавательной задачи. На таком уроке используется демонстрационный материал на компьютере, разработанный учителем или учениками, мультимедийные продукты.

Урок-практикум. На уроке учащиеся работают над различными заданиями в зависимости от своей подготовленности. Виды работ могут быть самыми разными: письменные исследования,  решение различных задач, практическое применение различных методов решения задач. Компьютер на таких уроках используется как электронный калькулятор, тренажер устного счета, виртуальная лаборатория, источник справочной информации.

Урок-исследование. На уроке учащиеся решают проблемную задачу исследовательского характера аналитическим методом и с помощью компьютера с использованием различных лабораторий.

Комбинированный урок предполагает выполнение работ и заданий разного вида. 

Урок решения задач. Вырабатываются у учащихся умения и навыки решения задач на уровне обязательной и возможной подготовке. Любой учащийся может использовать компьютерную информационную базу по методам решения различных задач, по свойствам элементарных функций и т.д.

Урок-зачет. Устный опрос учащихся  по заранее составленным вопросам, а также решение задач разного уровня по изученной теме.

Урок - самостоятельная работа.  Предлагаются разные виды самостоятельных работ.

Урок - контрольная работа. Проводится на двух уровнях: уровень обязательной подготовки - «3», уровень возможной подготовки - «4» и «5».

При осуществлении диагностирующего и итогового контроля знаний и умений учащихся используются:

 Контрольные работы, самостоятельные работы, тесты, устный опрос, упражнения практического, творческого  и исследовательского характера,  сообщения на исторические темы.

Требования к уровню подготовки учащихся.

В результате изучения курса  обучающиеся 7б класса  должны:

знать:

  •  основные понятия и определения геометрических фигур по программе;
  •  формулировки  аксиом планиметрии, основных  теорем и их следствий;

уметь:

  • пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
  • распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
  • изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;
  •  решать  задачи на вычисление геометрических величин, применяя изученные свойства фигур и формулы;
  • решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический аппарат, соображения симметрии;
  • проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы и обнаруживая возможности  их применения;
  • решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;
  • владеть алгоритмами решения основных задач на построение;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • описания реальных ситуаций на языке геометрии;
  • решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства );
  • построение геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).
  • владения практическими навыками использования геометрических инструментов для изображения фигур,  а также нахождения длин отрезков и величин углов.

Учебно-тематический план

№ параграфа

Наименование раздела и тем

Часы учебного времени

1

Глава I. Начальные геометрические сведения

7

2

Глава II. Треугольники

14

3

Глава III. Параллельные прямые

9

4

Глава IV. Соотношения между сторонами и углами треугольника

16

5

Повторение. Решение задач

6

                       Календарно – тематическое планирование

№ урока

Кол-во часов

Тема урока

Дата

Подготовка  к ГИА

Примечание

план

факт

7

ГЛАВА I. Начальные геометрические сведения

1

1

Прямая и отрезок. Луч  и угол.

12.11

5.1

2

1

Сравнение отрезков и углов

14.11

5.1

3

1

Измерение отрезков

19.11

5.1

4

1

Измерение углов

21.11

5.1

5

1

Перпендикулярные прямые. Тест.

26.11

5.1

6

1

Решение задач  "Начальные геометрические сведения"

28.11

5.1

7

1

Контрольная работа №1 "Начальные геометрические сведения"

3.12

14

ГЛАВАII. Треугольники

3

§1.Первый признак равенства треугольников

8

1

Треугольник

5.12

5.1

9

1

Первый признак равенства треугольников

10.12

5.1

10

1

Первый признак равенства треугольников

12.12

5.1

3

§2. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника

11

1

Перпендикуляр к прямой

17.12

5.1

12

1

Медианы, биссектрисы и высоты треугольника

        

19.12

5.1

13

1

Медианы, биссектрисы и высоты треугольника

Самостоятельная работа.        

24.12

5.1

3

§3. Второй и третий признаки равенства треугольников

14

1

Второй признак равенства треугольников

26.12

15

1

Третий признак равенства треугольников

20.01

16

1

Второй и третий признаки равенства треугольников

14.01

2

§4. Задачи на построение

17

1

Окружность. Построения циркулем и линейкой

16.01

18

1

Примеры задач на построение

21.01

2

Решение задач

19

1

Решение задач. "Признаки равенства треугольников" Тест

23.01

5.1

20

1

Решение задач. "Признаки равенства треугольников"

28.01

5.1

21

1

Контрольная работа №2 "Треугольники"

30.01

5.1

9

ГЛАВА III. Параллельные прямые

3

§1.Признаки параллельности двух прямых

22

1

Определение параллельности прямых

4.02

5.1

23

1

Признаки параллельности двух прямых

6.02

5.1

24

1

Признаки параллельности двух прямых.

Самостоятельная работа.

11.02

5.1

3

§2. Аксиома параллельных прямых

5.1

25

1

Аксиома параллельных прямых

13.02

5.2

26

1

Теоремы об углах, образованных двумя параллельными прямыми и секущей

18.02

5.2

27

1

Теоремы об углах, образованных двумя параллельными прямыми и секущей

20.02

5.2

2

Решение задач

28

1

Решение задач "Признаки параллельности прямых". Тест

25.02

5.2

29

1

Решение задач "Свойства параллельных прямых"

27.02

5.2

30

1

Контрольная работа №3 "Параллельные прямые"

16

ГЛАВА IV. Соотношения между сторонами и углами треугольника

2

§1 Сумма углов треугольника

31

1

Сумма углов треугольника

4.03

5.2

32

1

Сумма углов треугольника

6.03

5.2

3

§2 Соотношения между сторонами и углами треугольника

33

1

Соотношения между сторонами и углами треугольника

11.03

5.2

34

1

Соотношения между сторонами и углами треугольника. Тест.

13.03

5.2

35

1

Неравенство треугольника

18.04

36

1

Контрольная работа № 4 "Сумма углов треугольника. Соотношения между сторонами и углами треугольника"

20.04

4

§3 Прямоугольные треугольники

37

1

Некоторые свойства прямоугольных треугольников

1.04

5.2

38

1

Некоторые свойства прямоугольных треугольников

3.04

5.2

39

1

Признаки равенства прямоугольных треугольников

8.04

40

1

Признаки равенства прямоугольных треугольников.  Тест.

10.04

2

§4 Построение треугольника по трем элементам

41

1

Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми

15.04

5.2

42

1

Построение треугольника по трем элементам

17.04

5.2

3

Решение задач

43

1

Решение задач "Построение треугольника по трем элементам»

22.04

5.2

44

1

Решение задач "Построение треугольника по трем элементам"

Самостоятельная работа

24.04

5.2

45

1

Решение задач "Прямоугольные треугольники".

29.04

46

1

Контрольная работа № 5 "Прямоугольные треугольники. Построение треугольника по трем элементам"

6.05

6

Повторение. Решение задач

47

1

Повторение. Начальные геометрические сведения.

8.05

5.2

48

1

Повторение Признаки равенства треугольников

13.05

5.2

49

1

Повторение. Равнобедренные треугольники, сумма углов треугольника

15.05

5.2

50

1

Повторение. Соотношения между сторонами и углами треугольника

20.05

5.1

51

1

Повторение. Прямоугольные треугольники.

22.05

5.1

52

1

Повторение. Параллельные прямые.

27.05

5.1

Содержание программы.

1.Начальные геометрические сведения.

Простейшие геометрические фигуры: прямая, точка, отрезок, луч, угол. Понятие равенства геометрических фигур. Сравнение отрезков и углов. Измерение отрезков, длина отрезка. Измерение углов, градусная мера угла. Смежные и вертикальные углы, их свойства. Перпендикулярные прямые.

Основная цель – систематизировать знания учащихся о простейших геометрических фигурах и их свойствах; ввести понятия равенства фигур.

2.Треугольники.

Треугольник. Признаки равенства треугольников. Перпендикуляр к прямой. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. Равнобедренный треугольник и его свойства. Задачи на построение с помощью циркуля и линейки.

Основная цель – ввести понятие теоремы; выработать умение доказывать равенство треугольников с помощью изученных признаков; ввести новый класс задач – на построение с помощью циркуля и линейки.

3.Параллельные прямые.

Признаки параллельности прямых. Аксиома параллельных прямых. Свойства параллельных прямых.

Основная цель – ввести одно из важнейших понятий - понятие параллельных прямых; дать первое представление об аксиомах и аксиоматическом методе в геометрии; ввести аксиому параллельных прямых.

4.Соотношения между сторонами и углами треугольника.

Сумма углов треугольника. Соотношение между сторонами и углами треугольника. Неравенство треугольника. Прямоугольные треугольники, их свойства и признаки равенства. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. Построение треугольника по трем элементам.

Основная цель – рассмотреть новые интересные и важные свойства треугольников.

Формы и средства контроля

При осуществлении контроля знаний и умений учащихся используются:

 контрольные работы, самостоятельные работы, тесты, устный опрос, упражнения практического, творческого  и исследовательского характера,  сообщения на исторические темы

Для проведения контрольных работ используются: Программы  общеобразовательных учреждений. Геометрия 7-9 классы. - М.:-  Просвещение, 2008г. составитель Бурмистрова Т.А

Для проведения  тестов: Контрольно- измерительные материалы. Геометрия: 7 класс/ Сост. Н.Ф. Гаврилова. - М.: ВАКО,

  Тест (урок 5) стр.12-15

 Тест (урок 19) стр.28-31

 Тест (урок 28) стр.44-47

 Тест (урок 34) стр.54-55

 Тест (урок 40) стр.56-57

Для проведения самостоятельных работ: Зив Б.Г. Геометрия: дидактические материалы  для 7 класса  /Б.Г.Зив, В.М. Мейлер-М.:Просвещение,2010

Самостоятельная работа  ( урок13) С-8, стр.9,стр.17

Самостоятельная работа  ( урок24) С-13, стр11,стр.18

Самостоятельная работа  ( урок 44)  С -24 стр14,стр.22

Перечень учебно-методических средств обучения

1.Геометрия, 7 – 9: Учебник для общеобразовательных учреждений. Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. – М.: Просвещение, 2009

2. Геометрия: дидактические материалы  для 7 класса  /Б.Г.Зив, В.М. Мейлер-  М.: Просвещение,2008

3.Контрольно- измерительные материалы. Геометрия: 7 класс/ Сост. Н.Ф.Гаврилова.-М.: ВАКО,2011

4.А.П.Ершова, В.В. Голобородько. «Вся  школьная математика в самостоятельных и контрольных работах. Геометрия.7-9». Москва. Илекса.2010

5.ГавриловаН.Ф.  Универсальные  поурочные разработки по геометрии: 7 класс-М.: ВАКО,2010

Интернет-ресурсы:

http://festival.1september.ru (Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»),

http://zavuch.info/zavuch,

http://www.future4you.ru. (Всероссийский заочный форум «Педагогический олимп»),

http://fipi.ru/,

http://www.mathege.ru (Открытый банк заданий по математике),

http://www.egerf.ru (ЕГЭ РФ),

http://www.ege.edu.ru.

http://www.mccme.ru

http://math.mioo.ru

http://reshuege.ru (Обучающая система Дмитрия Гущина «РЕШУ ЕГЭ»).

Материально-техническое обеспечение

1Дидактические материалы

 2.Технические средства обучения: персональный компьютер.

 3. Комплект инструментов классных: линейка, транспортир, циркуль

 4 . Таблицы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы

Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы (2 часа в неделю)...

Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.

Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...

Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.

Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...

Рабочая программа по геометрии. 9 класс.Л.С.Атанасян и др."Геометрия 7-9 классы"

Предлагаемая рабочая программа разработана в соответствии со всеми требованиями , предъявляемыми к структуре и содержанию рабочих программ.Программа составлена на основе Федерального государственного ...

Аннотация к рабочей программе по геометрии, 11 класс + рабочая программа по геометрии для 11 класса

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (геометрии). Класс: 11.Программа по геометрии для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднег...

Рабочая программа по геометрии 7 класс ФГОС к учебнику «Геометрия 7-9 классы» Л.С. Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др.

Рабочая программа по геометрии содержит в себе цели, задачи предмета на данном этапе изучения. Включает в себя календарный график и тематическое планирование. Рассчитана на 2 урока в неделю, то есть 6...

Рабочая программа по геометрии 8 класс ФГОС к учебнику «Геометрия 7-9 классы» Л.С. Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др.

Рабочая программа по геометрии содержит в себе цели и задачи, предметные результаты, тематическое планирование. Включает в себя календарный график и тематическое планирование. Рассчитана на 2 урока в ...