Рабочая программа по геометрии для 7 класса
рабочая программа по геометрии (7 класс) на тему
Рабочая программа учебного курса геометрии для учащихся 7 «Б» класса составлена на основе программы общеобразовательных учреждений Л. С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др. Москва, «Просвещение», 2009 г и инструктивно – методического письма о преподавании математики в 2013-2014 учебном году в общеобразовательных организациях Белгородской области (Департамент образования Белгородской области Областное государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Белгородский институт развития образования»).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
geometriya_7.docx | 49.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса геометрии для учащихся 7 «Б» класса составлена на основе программы общеобразовательных учреждений Л. С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др. Москва, «Просвещение», 2009 г и инструктивно – методического письма о преподавании математики в 2013-2014 учебном году в общеобразовательных организациях Белгородской области (Департамент образования Белгородской области Областное государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Белгородский институт развития образования»).
Изучение геометрии направлено на достижение целей и задач:
- формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средстве моделирования процессов и явлений;
- овладения системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
- развитие ясности и точности мысли, логического мышления, пространственного воображения, творческих способностей на уровне, необходимом для продолжения образования и для самостоятельной деятельности в области математики.
- воспитание средствами математики культуры личности, знакомство с жизнью и деятельностью видных отечественных и зарубежных ученых – математиков, понимание значимости математики для общественного прогресса.
В авторскую программу внесены изменения. Добавлены два часа на итоговое повторение в конце учебного года, за счет 35 учебной недели.
Используется УМК:
- Геометрия. 7 - 9 классы: учебник для общеобразовательных учреждений /Л.С.Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б.Кадомцев, Э.Г.Позняк, И.И.Юдина - М. Просвещение, 2009.
- Геометрия: дидактические материалы для 7 класса /Б.Г.Зив, В.М. Мейлер-М.: Просвещение,2010
Рабочая программа рассчитана на 52 учебных часа из расчёта 2 ч в неделю со 2 четверти, в т.ч. 5 часов для проведения контрольных работ. Самостоятельных работ -3, тестов-5.
Основными формами контроля знаний умений и навыков обучающихся по геометрии являются устный опрос и письменные работы. К письменным формам контроля относятся: самостоятельные, контрольные работы, тесты. Основные виды проверки знаний - текущая и итоговая. Текущая проверка проводится из урока в урок, а итоговая – по завершении темы (раздела), школьного курса.
Формы организации учебного процесса определяются составом учащихся, местом и временем занятий, последовательностью видов деятельности учащихся и способами руководства ими со стороны учителей. Процесс обучения осуществляется через множество форм организации, взаимно дополняющих друг друга. В современной школе основная форма обучения – урок.
Урок-лекция. Предполагаются совместные усилия учителя и учеников для решения общей проблемной познавательной задачи. На таком уроке используется демонстрационный материал на компьютере, разработанный учителем или учениками, мультимедийные продукты.
Урок-практикум. На уроке учащиеся работают над различными заданиями в зависимости от своей подготовленности. Виды работ могут быть самыми разными: письменные исследования, решение различных задач, практическое применение различных методов решения задач. Компьютер на таких уроках используется как электронный калькулятор, тренажер устного счета, виртуальная лаборатория, источник справочной информации.
Урок-исследование. На уроке учащиеся решают проблемную задачу исследовательского характера аналитическим методом и с помощью компьютера с использованием различных лабораторий.
Комбинированный урок предполагает выполнение работ и заданий разного вида.
Урок решения задач. Вырабатываются у учащихся умения и навыки решения задач на уровне обязательной и возможной подготовке. Любой учащийся может использовать компьютерную информационную базу по методам решения различных задач, по свойствам элементарных функций и т.д.
Урок-зачет. Устный опрос учащихся по заранее составленным вопросам, а также решение задач разного уровня по изученной теме.
Урок - самостоятельная работа. Предлагаются разные виды самостоятельных работ.
Урок - контрольная работа. Проводится на двух уровнях: уровень обязательной подготовки - «3», уровень возможной подготовки - «4» и «5».
При осуществлении диагностирующего и итогового контроля знаний и умений учащихся используются:
Контрольные работы, самостоятельные работы, тесты, устный опрос, упражнения практического, творческого и исследовательского характера, сообщения на исторические темы.
Требования к уровню подготовки учащихся.
В результате изучения курса обучающиеся 7б класса должны:
знать:
- основные понятия и определения геометрических фигур по программе;
- формулировки аксиом планиметрии, основных теорем и их следствий;
уметь:
- пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
- распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
- изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;
- решать задачи на вычисление геометрических величин, применяя изученные свойства фигур и формулы;
- решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический аппарат, соображения симметрии;
- проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы и обнаруживая возможности их применения;
- решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;
- владеть алгоритмами решения основных задач на построение;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- описания реальных ситуаций на языке геометрии;
- решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства );
- построение геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).
- владения практическими навыками использования геометрических инструментов для изображения фигур, а также нахождения длин отрезков и величин углов.
Учебно-тематический план
№ параграфа | Наименование раздела и тем | Часы учебного времени |
1 | Глава I. Начальные геометрические сведения | 7 |
2 | Глава II. Треугольники | 14 |
3 | Глава III. Параллельные прямые | 9 |
4 | Глава IV. Соотношения между сторонами и углами треугольника | 16 |
5 | Повторение. Решение задач | 6 |
Календарно – тематическое планирование
№ урока | Кол-во часов | Тема урока | Дата | Подготовка к ГИА | Примечание | |||
план | факт | |||||||
7 | ГЛАВА I. Начальные геометрические сведения | |||||||
1 | 1 | Прямая и отрезок. Луч и угол. | 12.11 | 5.1 | ||||
2 | 1 | Сравнение отрезков и углов | 14.11 | 5.1 | ||||
3 | 1 | Измерение отрезков | 19.11 | 5.1 | ||||
4 | 1 | Измерение углов | 21.11 | 5.1 | ||||
5 | 1 | Перпендикулярные прямые. Тест. | 26.11 | 5.1 | ||||
6 | 1 | Решение задач "Начальные геометрические сведения" | 28.11 | 5.1 | ||||
7 | 1 | Контрольная работа №1 "Начальные геометрические сведения" | 3.12 | |||||
14 | ГЛАВАII. Треугольники | |||||||
3 | §1.Первый признак равенства треугольников | |||||||
8 | 1 | Треугольник | 5.12 | 5.1 | ||||
9 | 1 | Первый признак равенства треугольников | 10.12 | 5.1 | ||||
10 | 1 | Первый признак равенства треугольников | 12.12 | 5.1 | ||||
3 | §2. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника | |||||||
11 | 1 | Перпендикуляр к прямой | 17.12 | 5.1 | ||||
12 | 1 | Медианы, биссектрисы и высоты треугольника
| 19.12 | 5.1 | ||||
13 | 1 | Медианы, биссектрисы и высоты треугольника Самостоятельная работа. | 24.12 | 5.1 | ||||
3 | §3. Второй и третий признаки равенства треугольников | |||||||
14 | 1 | Второй признак равенства треугольников | 26.12 | |||||
15 | 1 | Третий признак равенства треугольников | 20.01 | |||||
16 | 1 | Второй и третий признаки равенства треугольников | 14.01 | |||||
2 | §4. Задачи на построение | |||||||
17 | 1 | Окружность. Построения циркулем и линейкой | 16.01 | |||||
18 | 1 | Примеры задач на построение | 21.01 | |||||
2 | Решение задач | |||||||
19 | 1 | Решение задач. "Признаки равенства треугольников" Тест | 23.01 | 5.1 | ||||
20 | 1 | Решение задач. "Признаки равенства треугольников" | 28.01 | 5.1 | ||||
21 | 1 | Контрольная работа №2 "Треугольники" | 30.01 | 5.1 | ||||
9 | ГЛАВА III. Параллельные прямые | |||||||
3 | §1.Признаки параллельности двух прямых | |||||||
22 | 1 | Определение параллельности прямых | 4.02 | 5.1 | ||||
23 | 1 | Признаки параллельности двух прямых | 6.02 | 5.1 | ||||
24 | 1 | Признаки параллельности двух прямых. Самостоятельная работа. | 11.02 | 5.1 | ||||
3 | §2. Аксиома параллельных прямых | 5.1 | ||||||
25 | 1 | Аксиома параллельных прямых | 13.02 | 5.2 | ||||
26 | 1 | Теоремы об углах, образованных двумя параллельными прямыми и секущей | 18.02 | 5.2 | ||||
27 | 1 | Теоремы об углах, образованных двумя параллельными прямыми и секущей | 20.02 | 5.2 | ||||
2 | Решение задач | |||||||
28 | 1 | Решение задач "Признаки параллельности прямых". Тест | 25.02 | 5.2 | ||||
29 | 1 | Решение задач "Свойства параллельных прямых" | 27.02 | 5.2 | ||||
30 | 1 | Контрольная работа №3 "Параллельные прямые" | ||||||
16 | ГЛАВА IV. Соотношения между сторонами и углами треугольника | |||||||
2 | §1 Сумма углов треугольника | |||||||
31 | 1 | Сумма углов треугольника | 4.03 | 5.2 | ||||
32 | 1 | Сумма углов треугольника | 6.03 | 5.2 | ||||
3 | §2 Соотношения между сторонами и углами треугольника | |||||||
33 | 1 | Соотношения между сторонами и углами треугольника | 11.03 | 5.2 | ||||
34 | 1 | Соотношения между сторонами и углами треугольника. Тест. | 13.03 | 5.2 | ||||
35 | 1 | Неравенство треугольника | 18.04 | |||||
36 | 1 | Контрольная работа № 4 "Сумма углов треугольника. Соотношения между сторонами и углами треугольника" | 20.04 | |||||
4 | §3 Прямоугольные треугольники | |||||||
37 | 1 | Некоторые свойства прямоугольных треугольников | 1.04 | 5.2 | ||||
38 | 1 | Некоторые свойства прямоугольных треугольников | 3.04 | 5.2 | ||||
39 | 1 | Признаки равенства прямоугольных треугольников | 8.04 | |||||
40 | 1 | Признаки равенства прямоугольных треугольников. Тест. | 10.04 | |||||
2 | §4 Построение треугольника по трем элементам | |||||||
41 | 1 | Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми | 15.04 | 5.2 | ||||
42 | 1 | Построение треугольника по трем элементам | 17.04 | 5.2 | ||||
3 | Решение задач | |||||||
43 | 1 | Решение задач "Построение треугольника по трем элементам» | 22.04 | 5.2 | ||||
44 | 1 | Решение задач "Построение треугольника по трем элементам" Самостоятельная работа | 24.04 | 5.2 | ||||
45 | 1 | Решение задач "Прямоугольные треугольники". | 29.04 | |||||
46 | 1 | Контрольная работа № 5 "Прямоугольные треугольники. Построение треугольника по трем элементам" | 6.05 | |||||
6 | Повторение. Решение задач | |||||||
47 | 1 | Повторение. Начальные геометрические сведения. | 8.05 | 5.2 | ||||
48 | 1 | Повторение Признаки равенства треугольников | 13.05 | 5.2 | ||||
49 | 1 | Повторение. Равнобедренные треугольники, сумма углов треугольника | 15.05 | 5.2 | ||||
50 | 1 | Повторение. Соотношения между сторонами и углами треугольника | 20.05 | 5.1 | ||||
51 | 1 | Повторение. Прямоугольные треугольники. | 22.05 | 5.1 | ||||
52 | 1 | Повторение. Параллельные прямые. | 27.05 | 5.1 |
Содержание программы.
1.Начальные геометрические сведения.
Простейшие геометрические фигуры: прямая, точка, отрезок, луч, угол. Понятие равенства геометрических фигур. Сравнение отрезков и углов. Измерение отрезков, длина отрезка. Измерение углов, градусная мера угла. Смежные и вертикальные углы, их свойства. Перпендикулярные прямые.
Основная цель – систематизировать знания учащихся о простейших геометрических фигурах и их свойствах; ввести понятия равенства фигур.
2.Треугольники.
Треугольник. Признаки равенства треугольников. Перпендикуляр к прямой. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. Равнобедренный треугольник и его свойства. Задачи на построение с помощью циркуля и линейки.
Основная цель – ввести понятие теоремы; выработать умение доказывать равенство треугольников с помощью изученных признаков; ввести новый класс задач – на построение с помощью циркуля и линейки.
3.Параллельные прямые.
Признаки параллельности прямых. Аксиома параллельных прямых. Свойства параллельных прямых.
Основная цель – ввести одно из важнейших понятий - понятие параллельных прямых; дать первое представление об аксиомах и аксиоматическом методе в геометрии; ввести аксиому параллельных прямых.
4.Соотношения между сторонами и углами треугольника.
Сумма углов треугольника. Соотношение между сторонами и углами треугольника. Неравенство треугольника. Прямоугольные треугольники, их свойства и признаки равенства. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. Построение треугольника по трем элементам.
Основная цель – рассмотреть новые интересные и важные свойства треугольников.
Формы и средства контроля
При осуществлении контроля знаний и умений учащихся используются:
контрольные работы, самостоятельные работы, тесты, устный опрос, упражнения практического, творческого и исследовательского характера, сообщения на исторические темы
Для проведения контрольных работ используются: Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия 7-9 классы. - М.:- Просвещение, 2008г. составитель Бурмистрова Т.А
Для проведения тестов: Контрольно- измерительные материалы. Геометрия: 7 класс/ Сост. Н.Ф. Гаврилова. - М.: ВАКО,
Тест (урок 5) стр.12-15
Тест (урок 19) стр.28-31
Тест (урок 28) стр.44-47
Тест (урок 34) стр.54-55
Тест (урок 40) стр.56-57
Для проведения самостоятельных работ: Зив Б.Г. Геометрия: дидактические материалы для 7 класса /Б.Г.Зив, В.М. Мейлер-М.:Просвещение,2010
Самостоятельная работа ( урок13) С-8, стр.9,стр.17
Самостоятельная работа ( урок24) С-13, стр11,стр.18
Самостоятельная работа ( урок 44) С -24 стр14,стр.22
Перечень учебно-методических средств обучения
1.Геометрия, 7 – 9: Учебник для общеобразовательных учреждений. Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. – М.: Просвещение, 2009
2. Геометрия: дидактические материалы для 7 класса /Б.Г.Зив, В.М. Мейлер- М.: Просвещение,2008
3.Контрольно- измерительные материалы. Геометрия: 7 класс/ Сост. Н.Ф.Гаврилова.-М.: ВАКО,2011
4.А.П.Ершова, В.В. Голобородько. «Вся школьная математика в самостоятельных и контрольных работах. Геометрия.7-9». Москва. Илекса.2010
5.ГавриловаН.Ф. Универсальные поурочные разработки по геометрии: 7 класс-М.: ВАКО,2010
Интернет-ресурсы:
http://festival.1september.ru (Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»),
http://www.future4you.ru. (Всероссийский заочный форум «Педагогический олимп»),
http://www.mathege.ru (Открытый банк заданий по математике),
http://www.egerf.ru (ЕГЭ РФ),
http://www.mccme.ru
http://math.mioo.ru
http://reshuege.ru (Обучающая система Дмитрия Гущина «РЕШУ ЕГЭ»).
Материально-техническое обеспечение
1Дидактические материалы
2.Технические средства обучения: персональный компьютер.
3. Комплект инструментов классных: линейка, транспортир, циркуль
4 . Таблицы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы
Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы (2 часа в неделю)...
Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.
Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...
Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.
Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...
Рабочая программа по геометрии. 9 класс.Л.С.Атанасян и др."Геометрия 7-9 классы"
Предлагаемая рабочая программа разработана в соответствии со всеми требованиями , предъявляемыми к структуре и содержанию рабочих программ.Программа составлена на основе Федерального государственного ...
Аннотация к рабочей программе по геометрии, 11 класс + рабочая программа по геометрии для 11 класса
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (геометрии). Класс: 11.Программа по геометрии для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднег...
Рабочая программа по геометрии 7 класс ФГОС к учебнику «Геометрия 7-9 классы» Л.С. Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др.
Рабочая программа по геометрии содержит в себе цели, задачи предмета на данном этапе изучения. Включает в себя календарный график и тематическое планирование. Рассчитана на 2 урока в неделю, то есть 6...
Рабочая программа по геометрии 8 класс ФГОС к учебнику «Геометрия 7-9 классы» Л.С. Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др.
Рабочая программа по геометрии содержит в себе цели и задачи, предметные результаты, тематическое планирование. Включает в себя календарный график и тематическое планирование. Рассчитана на 2 урока в ...