Урок геометрии в 11 классе «Комбинация шара с многогранниками и круглыми телами »
план-конспект урока по геометрии (11 класс) на тему

Тема исследования: выявление зависимости радиуса описанного (вписанного) шара отэлементов многогранников и круглых тел

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок геометрии в 11 классе

Тема урока:  «Комбинация шара с многогранниками и круглыми телами »

        Задачи на вписанные, описанные шары (сферы) считаются самыми сложными в курсе стереометрии. При решении этих задах обучающиеся должны показать знание сразу нескольких разделов математики: планиметрии, стереометрии, алгебры, тригонометрии, математического анализа.

        Задачи на комбинацию тел вызывают затруднения при построении чертежа и определении зависимости радиуса описанного (вписанного) шара (сферы) от элементов многогранников и круглых тел.

        Учитывая сложность этих задач, изучение темы «Вписанные и описанные многогранники» предложено изучить методом проектов группой обучающихся, увлечённых математикой.

        Тема проекта: «Комбинация шара с многогранниками и круглыми телами».

        Тема исследования: «Выявление зависимости радиуса описанного (вписанного) шара от элементов многогранников и круглых тел».

Одной из задач исследования было: рассмотреть взаимное расположение элементов многогранников и круглых тел, вписанных в шар, построив сечение шара плоскостью большого круга, проведённой перпендикулярно плоскостям оснований вписанных тел.

В ходе рассмотрения возникла необходимость доказательства того, что сечения для пирамиды, призмы, цилиндра, конуса являются частными случаями сечений для усечённого конуса и усечённой пирамиды.

Используя доказанное, что общий вид сечения – это сечение для усечённого конуса и усечённой пирамиды, появилась возможность вывода обобщённой формулы для определения величины радиуса шара, описанного около многогранников и круглых тел.

Так как обобщённая формула радиуса описанного шара облегчает решения многих задач на комбинацию тел, возникла необходимость рассмотрения вывода её на уроке геометрии в 11 классе.

Цель урока: вывести обобщённую формулу радиуса описанного шара около многогранников и круглых тел через организацию исследовательской деятельности обучающихся на уроке.

Ход урока.

I.Актуализация знаний, необходимых для достижения цели урока.

Выяснить:

а) Около любого ли многогранника и круглого тела можно описать шар?

б) Где расположен центр шара, описанного около призмы, пирамиды, конуса, цилиндра, усечённого конуса, усечённой пирамиды?

II.Формулирование проблем,  гипотезы, доказательства.

1.Построить сечения пирамиды, вписанных в шар, плоскостью большого круга, проведённой перпендикулярно плоскостям оснований вписанных тел.

2.Сравнить сечения, установить сходства и различия их.

3.Распределить сечения по группам, выделяя в них сходственные признаки.

4. Показать, что сечения для пирамиды, призмы, цилиндра, конуса являются частными случаями сечений для усечённого конуса и усечённой пирамиды.

Действительно, в сечениях получили большой круг. Хорды этого круга изображают диаметры кругов, описанных около оснований призмы и цилиндра, пирамиды и конуса, усечённого конуса и усечённой пирамиды.

Для конуса и пирамиды     Для цилиндра и призмы   Для усечённого конуса и усечённой пирамиды       C:\Documents and Settings\Dixi\Мои документы\Для Т.И\с47.jpg                       C:\Documents and Settings\Dixi\Мои документы\Для Т.И\с47.jpg                         C:\Documents and Settings\Dixi\Мои документы\Для Т.И\с47.jpg

                   Рисунок 1                            Рисунок 2                                 Рисунок 3

На рис.3 NM – высота усечённого конуса или усечённой пирамиды. Изменяясь, NM достигнет величины отрезка ME, тогда CN = ND станет равной нулю, а сечение для усечённого конуса и усечённой пирамиды примет вид сечения для конуса и пирамиды (рис.1).

        Изменение высоты NM может привести к равенству радиусов AM=MB=CN=ND, высота остаётся больше нуля, но меньше диаметра шара. В этом случае сечение для усечённого конуса и усечённой пирамиды примет вид сечения для цилиндра и призмы (рис. 2).

5. Гипотеза. Существует обобщенная формула для определения радиуса шара, описанного около многогранников и круглых тел.

 Задача. Используя общий вид сечения многогранников и круглых тел, сечения для усечённого конуса и усечённой пирамиды, вывести обобщённую формулу для определения величины радиуса шара, описанного около данных тел.C:\Documents and Settings\Dixi\Мои документы\Для Т.И\с.48.jpg

        Пусть EN=x, NF=y, MN=H, AM=MB=a, CN=ND=b,  R- радиус шара.

  1. Рассмотрим ∆EAF- прямоугольный  (так как   A опирается на дугу в 1800, то он равен 900).
  2. Высота, проведённая из вершины прямого угла, является средним пропорциональным между проекциями катетов на гипотенузу, то есть AM2=EM·MF.
  3. a2=(x+H) ·(y-H)
  4. Аналогично: из прямоугольного ∆ECF

CN2=NE·NF; b2=x·y

  1. Найдём x, y из системы уравнений:

   x 0  y> 0

         

x= - +y=+     

R =, ab

Чтобы найти радиус шара, описанного около конуса и пирамиды, полагаем в формуле R  b=0, тогда R=или R =

 – образующая конуса или длина бокового ребра пирамиды. Чтобы найти радиус шара, описанного около цилиндра и призмы, полагаем a = b, тогда R =

 Итак, гипотеза верна.  Обобщённая формула для вычисления радиуса описанного шара около призм, пирамид и круглых тел существует.

        Предложенный способ решения задач на вычисление величины радиуса шара, описанного около круглых тел, призм и пирамид прост и понятен, ускоряет процесс решения задач на комбинацию шара с многогранниками и круглыми телами.

3.Подведение итогов урока.

Что нового вы узнали на уроке?

Какие трудности были у вас при изучении нового материала?

Как вы с ними справились?

Насколько важна рассмотренная теория лично для тебя?

4.Домашнее задание. Подготовиться теоретически к решению задач на комбинацию шара с многогранниками круглыми телами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему "Комбинации шара с многогранниками и круглыми телами".

§1. КОМБИНАЦИИ ШАРА С МНОГОГРАННИКАМИ.        Т е о р е м а 1.1. Через любые четыре точки, не принадлежащие одной плоскости, можно провести одну и только одну ...

Урок геометрии 11 класс Объем шара

Конспект урока геометрии по теме "Объем шара", презентация, приложение...

Моделирование многогранников. Правильные многогранники. Урок геометрии 10 класс.

Моделирование многогранников. Правильные многогранники» Предлагаемый сценарий урока основан на интеграции практической работы и исследовательской деятельности учащихся с мультимедийным сопровожде...

Тестовая зачётная работа по теме : "Многогранники и круглые тела"

Зачётная работа представлена в двух вариантах.Состоит из трёх частей.В конце работы предоставлены ключи и критерии оценок....

урок геометрии 11 класс"Объем частей шара"

еонспект урока по геометрии 11 класс...

Внеклассное занятие по математике в рамках предметной недели «Многогранники и круглые тела»

Внеклассное занятие по математике в рамках предметной недели «Многогранники и круглые тела»...

Комбинации шара с многогранниками и круглыми телами

В данной работе расмотрены примеры решения задач по теме "Комбинации шара с многогранниками и круглыми телами". Доказаны необходимые теоемы по данному вопросу....