Открытый урок по теме: «Понятие угла» 5 класс.
методическая разработка по геометрии (5 класс) по теме
ОТКРЫТЫЙ УРОК
ПО ТЕМЕ:
«ПОНЯТИЕ УГЛА»
5 класс.
Цель изучения темы:1) Дать понятие об угле;
2) выработать навыки записи обозначения угла.
Знать: смысл понятия угла; возможные виды обозначения углов; правило сравнения
углов.
Уметь: записывать и читать углы; изображать возможные случаи взаимного расположения
точек и угла; сравнивать углы и записывать результат сравнения.
Цели:
Образовательные- повторение, изучение материала темы.
Развивающие- развитие математического и общего кругозора, мышления и речи,
внимания и памяти
Оборудование: плакат, карточки с заданиями, карточки с самостоятельной работой,
шаблоны углов.
Запись на доске: В кл. №1584 ( 1-3 тремя буквами,4-6 одной буквой),
стр.307 – определение;
№ 1, 2, 3 – карточка 1;
шаблоны – сравнить; № 4.
Домашнее задание: п.41 (1), №1609, 1610. Д.м., вар.4, №360, 313 (б).
ХОД УРОКА:
0'-5' Проверка домашнего задания:
1) Консультанты проверяют перед уроком наличие домашнего задания по своим рядам
2) На доске готовый чертёж из № 1 (дом.задания)
№1 По рис. найти и записать:
А) отрезки;
Б) прямые;
В) лучи.
Ответить на вопросы:
1) каковы признаки;
2) как обозначают,
Один ученик у доски отвечает на поставленные вопросы.
а) отрезки- ВС,АВ, АС – имеют начало и конец, обозначаются двумя заглавными буквами
б) прямые – MN – не имеют начала и не имеют конца, обозначают двумя заглавными
буквами.
в) лучи – BM, CM, CN, AP, BP–имеют начало, но не имеют конца, обозначаются двумя
заглавными буквами.
Учитель даёт задание: Найдите на этом рис. лучи, имеющие общее начало и назовите их.
Ответ: луч ВМ и луч ВР – общее начало точка В
Учитель: Итак, лучи ВМ и ВР имеют начало в точке В.
Какую геометрическую фигуру образовали эти лучи? ( Угол)
Итак, УГОЛ – это теме нашего урока. Записали в тетрадь тему: «Угол».
Сегодня на уроке, мы должны выяснить, что называется углом, как его
обозначают, читают.
Поговорим о точках и об углах, их взаимном расположении.
Рассмотрим сравнение углов
5'-30' Изучение нового материала. Отработка навыков.
I. Задание: Построить два луча АВ и АС, имеющие общее начало
( порядок построения и обозначения)
Учитель: Получившуюся геометрическую фигуру называют УГЛОМ.
Слово « угол» в быту встречается довольно часто: угол комнаты, угол ул. Дзержинского и ул.Энгельса; даже «пять углов» - перекресток в С – Петербурге. Но в математике нет, другой такой фигуры ( кроме точек и отрезков), которые появляются чаще, чем угол.
---- Открыть плакат:
Слово «угол» - обозначается ∟
1) читают «угол ВАС»
пишут ∟ВАС или ∟САВ;
∟ВАС = ∟САВ.
2) читают « угол А»
пишут ∟А.
--- Лучи АВ и АС наз. сторонами угла ВАС
--- Точку А – вершиной этого угла
--- Угол обозначают тремя заглавными буквами алфавита ∟ВАС.
При записи в середине пишут букву, обозначающую вершину.
--- Угол можно обозначать и одной заглавной- вершина.
--- Слово « угол» заменяют знаком ∟
--- Возле рис 1 записать: ∟ВАС, ∟А.
Задание: ( устно отработать умение читать углы)
По готовому рис.2 прочитать углы: а) обозначить их 3 буквами, б) 1 буквой.
Задание: № 1584 учебника ( 1-3 записать тремя буквами, 4-6 одной буквой)
Проверить правильную запись по готовым чертежам.
1)∟АВС 2) ∟EFK 3) ∟PTS 4) ∟V 5)∟D 6)∟O
∟CBA ∟KFS ∟STP
Задание: Открыть стр. 307 учебника и найти определение угла.
Что называется углом? ( Прочитать вслух).
Открыть запись на доске:
« Фигура, // образованная двумя лучами,// выходящими из одной точки, // наз. углом»
(черточками отделить признаки)
Задание: По рис. 3 найти углы, записать их, объяснить, почему это углы.
Работаем по записи определения: ( ученики работают устно)
а) ∟АОД ( записать)
Устно: Фигура, ( проверяем: АОД – действительно фигура)
Образованная двумя лучами ( проверяем- ОА - луч, ОД – луч)
Выходящими из одной точки ( ……..)
Наз. углом ( т.к признаки выполняются, то АОД – угол)
б) Аналогично ( с лучами ОА и СД угол не образуется)
Вопрос: есть ли на рис. фигура, которую можно назвать углом. Почему?
в) Назвать углы,
II. Угол ВАС разделил плоскость доски на внутреннюю область и внешнюю.
Работаем по рис 4. Найти точки лежащие
1) внутри угла ВАС;
2) вне угла ВАС;
3) на сторонах угла ВАС. Точка Н –почему?
Задание : № 1, 2, 3 (задания на карточке)
№ 1 – с комментированием;
№2 – у доски;
№ 3 – самостоятельно.
№ 1. Укажите, какие точки на рис. лежат: а) внутри угла;
б) вне угла;
в) на сторонах угла.
№ 2. Начертите угол С. Отметьте точки А, В, М, N так, чтобы все точки отрезка АВ
лежали внутри угла С, а все точки отрезка МN лежали вне этого угла.
№ 3. Начертите угол АОВ. Отметьте две точки внутри этого угла, две точки вне этого
угла, и две точки на сторонах угла.
III. Как все геометрические фигуры, углы тоже можно сравнивать с помощью наложения.
( цветные шаблоны помогают объяснить, и дать понятие равных углов) .
Рассмотреть случаи : равенства, больше, меньше. На партах лежат цветные шаблоны.
Задание: Сравнить ∟АВС = ∟KPS ( из прозрачной бумаги) с углами по рис.5 ( под рис
заготовлены записи)
--- Сравнить углы можно на глаз, т.е. развить глазомер.
Задание: №4 на карточке
№ 4. Прозрачный угол АВС сравнить со всеми углами рис.5. Записать сравнение
(комментирование).
30'-41' Самостоятельная работа ( под копировку, с последующей проверкой в классе)
Вариант 1. Вариант 2.
№1 Выпишите: 1) углы изображенные на рис.5;
2) стороны угла АВД ( СВМ);
3) вершину угла СВД (АВС);
4) сравнить:
∟АВС и ∟СВД; ∟АВМ и ∟АВС;
∟АВС и ∟АВД; ∟СВМ и ∟АВМ;
∟ДВА и ∟СВА; ∟МВС и ∟СВА.
№ 2. Выпишите все точки по рис.5, лежащие:
1) внутри угла АВД (АВМ)
2) вне этого угла;
3) на сторонах угла.
№ 3. Постройте как на рис. угол АОВ. Проведите луч ОС (ОД) так, чтобы угол ВОС
(АОД) был меньше ( больше) угла АОВ.
Оценки: «5» + 10,
«3» +7.
Каждый пункт один «+».
Ответы на крыле доски. Ученики один листок передают учителю, а по второму проверяют ответы, ставя «+» и оценивают свою работу по шкале оценок.
41' - 43' Домашнее задание: п.41 (1), вопросы, № 1609, 1610
Д.м., вар. 4, № 360, 313 (б). Угольник.
43' - 45' Итог урока:
Ответить на вопросы: 1) Что называется углом?
2) Как обозначаются углы?
3) По рис. Верно ли, что :
а) АВС – угол;
б) точка Д – вершина угла АВС;
в) СВА – угол;
г) точка К лежит внутри угла АВС;
д) АВ – сторона угла АВС.
Спасибо за урок. Вы молодцы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_ugol.doc | 59 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА: « УГОЛ»
Цель изучения темы:1) Дать понятие об угле;
2) выработать навыки записи обозначения угла.
Знать: смысл понятия угла; возможные виды обозначения углов; правило сравнения
углов.
Уметь: записывать и читать углы; изображать возможные случаи взаимного расположения
точек и угла; сравнивать углы и записывать результат сравнения.
Цели:
Образовательные- повторение, изучение материала темы.
Развивающие- развитие математического и общего кругозора, мышления и речи,
внимания и памяти
Оборудование: плакат, карточки с заданиями, карточки с самостоятельной работой,
шаблоны углов.
Запись на доске: В кл. №1584 ( 1-3 тремя буквами,4-6 одной буквой),
стр.307 – определение;
№ 1, 2, 3 – карточка 1;
шаблоны – сравнить; № 4.
Домашнее задание: п.41 (1), №1609, 1610. Д.м., вар.4, №360, 313 (б).
ХОД УРОКА:
0'-5' Проверка домашнего задания:
- Консультанты проверяют перед уроком наличие домашнего задания по своим рядам
- На доске готовый чертёж из № 1 (дом.задания)
№1 По рис. найти и записать:
А) отрезки;
Б) прямые;
В) лучи.
Ответить на вопросы:
- каковы признаки;
- как обозначают,
Один ученик у доски отвечает на поставленные вопросы.
а) отрезки- ВС,АВ, АС – имеют начало и конец, обозначаются двумя заглавными буквами
б) прямые – MN – не имеют начала и не имеют конца, обозначают двумя заглавными
буквами.
в) лучи – BM, CM, CN, AP, BP –имеют начало, но не имеют конца, обозначаются двумя
заглавными буквами.
Учитель даёт задание: Найдите на этом рис. лучи, имеющие общее начало и назовите их.
Ответ: луч ВМ и луч ВР – общее начало точка В
Учитель: Итак, лучи ВМ и ВР имеют начало в точке В.
Какую геометрическую фигуру образовали эти лучи? ( Угол)
Итак, УГОЛ – это теме нашего урока. Записали в тетрадь тему: «Угол».
Сегодня на уроке, мы должны выяснить, что называется углом, как его
обозначают, читают.
Поговорим о точках и об углах, их взаимном расположении.
Рассмотрим сравнение углов
5'-30' Изучение нового материала. Отработка навыков.
I. Задание: Построить два луча АВ и АС, имеющие общее начало
( порядок построения и обозначения)
Учитель: Получившуюся геометрическую фигуру называют УГЛОМ.
Слово « угол» в быту встречается довольно часто: угол комнаты, угол ул. Дзержинского и ул.Энгельса; даже «пять углов» - перекресток в С – Петербурге. Но в математике нет, другой такой фигуры ( кроме точек и отрезков), которые появляются чаще, чем угол.
---- Открыть плакат:
Слово «угол» - обозначается ∟
- читают «угол ВАС»
пишут ∟ВАС или ∟САВ;
∟ВАС = ∟САВ.
- читают « угол А»
пишут ∟А.
--- Лучи АВ и АС наз. сторонами угла ВАС
--- Точку А – вершиной этого угла
--- Угол обозначают тремя заглавными буквами алфавита ∟ВАС.
При записи в середине пишут букву, обозначающую вершину.
--- Угол можно обозначать и одной заглавной- вершина.
--- Слово « угол» заменяют знаком ∟
--- Возле рис 1 записать: ∟ВАС, ∟А.
Задание: ( устно отработать умение читать углы)
По готовому рис.2 прочитать углы: а) обозначить их 3 буквами, б) 1 буквой.
Задание: № 1584 учебника ( 1-3 записать тремя буквами, 4-6 одной буквой)
Проверить правильную запись по готовым чертежам.
1)∟АВС 2) ∟EFK 3) ∟PTS 4) ∟V 5)∟D 6)∟O
∟CBA ∟KFS ∟STP
Задание: Открыть стр. 307 учебника и найти определение угла.
Что называется углом? ( Прочитать вслух).
Открыть запись на доске:
« Фигура, // образованная двумя лучами,// выходящими из одной точки, // наз. углом»
(черточками отделить признаки)
Задание: По рис. 3 найти углы, записать их, объяснить, почему это углы.
Работаем по записи определения: ( ученики работают устно)
а) ∟АОД ( записать)
Устно: Фигура, ( проверяем: АОД – действительно фигура)
Образованная двумя лучами ( проверяем- ОА - луч, ОД – луч)
Выходящими из одной точки ( ……..)
Наз. углом ( т.к признаки выполняются, то АОД – угол)
б) Аналогично ( с лучами ОА и СД угол не образуется)
Вопрос: есть ли на рис. фигура, которую можно назвать углом. Почему?
в) Назвать углы,
II. Угол ВАС разделил плоскость доски на внутреннюю область и внешнюю.
Работаем по рис 4. Найти точки лежащие
- внутри угла ВАС;
- вне угла ВАС;
- на сторонах угла ВАС. Точка Н –почему?
Задание : № 1, 2, 3 (задания на карточке)
№ 1 – с комментированием;
№2 – у доски;
№ 3 – самостоятельно.
№ 1. Укажите, какие точки на рис. лежат: а) внутри угла;
б) вне угла;
в) на сторонах угла.
№ 2. Начертите угол С. Отметьте точки А, В, М, N так, чтобы все точки отрезка АВ
лежали внутри угла С, а все точки отрезка МN лежали вне этого угла.
№ 3. Начертите угол АОВ. Отметьте две точки внутри этого угла, две точки вне этого
угла, и две точки на сторонах угла.
III. Как все геометрические фигуры, углы тоже можно сравнивать с помощью наложения.
( цветные шаблоны помогают объяснить, и дать понятие равных углов) .
Рассмотреть случаи : равенства, больше, меньше. На партах лежат цветные шаблоны.
Задание: Сравнить ∟АВС = ∟KPS ( из прозрачной бумаги) с углами по рис.5 ( под рис
заготовлены записи)
--- Сравнить углы можно на глаз, т.е. развить глазомер.
Задание: №4 на карточке
№ 4. Прозрачный угол АВС сравнить со всеми углами рис.5. Записать сравнение
(комментирование).
30'-41' Самостоятельная работа ( под копировку, с последующей проверкой в классе)
Вариант 1. Вариант 2.
№1 Выпишите: 1) углы изображенные на рис.5;
2) стороны угла АВД ( СВМ);
3) вершину угла СВД (АВС);
4) сравнить:
∟АВС и ∟СВД; ∟АВМ и ∟АВС;
∟АВС и ∟АВД; ∟СВМ и ∟АВМ;
∟ДВА и ∟СВА; ∟МВС и ∟СВА.
№ 2. Выпишите все точки по рис.5, лежащие:
- внутри угла АВД (АВМ)
- вне этого угла;
- на сторонах угла.
№ 3. Постройте как на рис. угол АОВ. Проведите луч ОС (ОД) так, чтобы угол ВОС
(АОД) был меньше ( больше) угла АОВ.
Оценки: «5» + 10,
«3» +7.
Каждый пункт один «+».
Ответы на крыле доски. Ученики один листок передают учителю, а по второму проверяют ответы, ставя «+» и оценивают свою работу по шкале оценок.
41' - 43' Домашнее задание: п.41 (1), вопросы, № 1609, 1610
Д.м., вар. 4, № 360, 313 (б). Угольник.
43' - 45' Итог урока:
Ответить на вопросы: 1) Что называется углом?
2) Как обозначаются углы?
3) По рис. Верно ли, что :
а) АВС – угол;
б) точка Д – вершина угла АВС;
в) СВА – угол;
г) точка К лежит внутри угла АВС;
д) АВ – сторона угла АВС.
Спасибо за урок. Вы молодцы.
МОУ «Гимназия №7»
г. Торжок Тверской обл.
ОТКРЫТЫЙ УРОК
ПО ТЕМЕ:
«ПОНЯТИЕ УГЛА»
5 класс
Открытый урок на городском МО г. Торжка
Учитель математики: Уфимцева Н.А.
2006 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по теме"Понятие об обособленных членах предложения", 8 класс
Урок по теме " Понятие об обособленных членах предложения" , 8 класс, по учебнику Е.В. Бунеевой, Р.Н.Бунеевой....
Открытый урок по теме: "Сумма углов треугольника" 7 класс
Цели:Обучающие: вместе с ребятами “открыть” и доказать теорему суммы углов треугольника, закрепить её при решении з...
Открытый урок по теме «Понятие отношения. Применение технологии проблемного обучения на уроке рефлексии», математика 6 класс
(конспект урока программы «Математика 6 класс» по учебнику Н.Я. Виленкина учителя АОУ школы №6 г. Долгопрудного Потехиной Татьяны Викторовны) тип урока: урок рефлексии технологии:...
Открытый урок по теме "Сумма углов треугольника"
Урок разработан с использованием интерактивной доски (приставки). Я считаю, что интерактивная доска должна не только помогать учителю в подаче материала, но и активно использоваться учениками на ...
Методическая разработка открытого урока на тему Понятие производной
План урока содержит в себе методику преподавания по дисциплине математика, в которой формулируются все его этапы: тема, за...
Открытый урок по теме " Понятие Логорифмов"
Открытый урок на тему "Понятие Логорифмов"...
Открытый урок на тему: «Понятие менеджмент. Технологии менеджмента» 8 класс.
Открытый урок на тему: «Понятие менеджмент. Технологии менеджмента»8 класс....