Внеурочная деятельность в условиях введения ФГОС по географии
методическая разработка по географии

Внеурочная деятельность в условиях введения ФГОС

по географии

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochnaya_deyatelnost_v_usloviyah_vvedeniya_fgos.docx73.13 КБ

Предварительный просмотр:

Внеурочная деятельность в условиях введения ФГОС

по географии

Программа содержит систему практических заданий-экспериментов, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов :

Личностные результаты:

-Овладение на уровне общего образования законченной системы географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

-Осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира;

-Сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.

Метапредметными результатами изучения является формирование универсальных учебных действий (УУД)

Личностные УУД:

-эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;

-патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей странице;

Регулятивные УУД:

-способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;

-умение управлять своей познавательной деятельностью;

-умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты.

Познавательные УУД:

-формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

-умения вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации, её преобразование, сохранение, презентации с помощью технических средств и информационных технологий.

Коммуникативные УУД:

-самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.)

Предметные результаты:

1.Овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров;

2.Овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;

3.Формирование представлений об особенностях природных явлений на различных территориях и акваториях;

4. Научиться практическим навыкам охраны окружающей среды;

5. Научится самостоятельно составлять простейший план местности, ориентироваться на местности по компасу и местным признакам, производить элементарную глазомерную съёмку местности.

Учащиеся должны уметь (называть, показывать):

•уметь создавать и защищать электронные презентации;

•работать с различными источниками географической информации;

Ожидаемые результаты:

Ученик научится

оценивать природные условия и природные богатства как условия для жизни и хозяйственной деятельности людей; основные особенности природы в её связи с населением и его хозяйственной деятельностью в пределах материков, их крупных регионов и отдельных стран.

объяснять особенности компонентов природы материков, различия в природе отдельных регионов континентов; особенности расового и этнического состава населения;

описывать, изучать объекты и территории по картам, картинам и другим источникам

географической информации, создавая их словесный или географический образ.


Системно - деятельностный подход.

В основе реализации программы лежит системно - деятельностный подход, который предполагает:

•воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного.

•переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития занимающегося;

•развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;

•признание способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития занимающихся;

•учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей занимающихся;

Критериями эффективности реализации программы будет динамика основных показателей развития и воспитания обучающихся:

1. Динамика предметных результатов обучения.

2. Мотивация на занятиях экспериментальной деятельностью.

3. Развитие личностной, социальной, экологической и здоровье сберегающей культуры обучающихся.

4. Динамика социальной, психолого-педагогической и нравственной атмосферы в детском коллективе.

5. Включённость родителей в образовательный и воспитательный процесс.

В ходе осуществления программы могут быть сформированы следующие способности:

•Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);

•Целеполагать (ставить и удерживать цели);

•Планировать (составлять план своей деятельности);

•Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);

•Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

•Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

Таким образом, данная программа внеурочной деятельности позволяет реализовать практическую часть предмета география, через экспериментально-исследовательскую деятельность в рамках реализации ФГОС ООО.


Целью рабочей программы является создание условий для всестороннего развития личности ребенка, формирования географических знаний, умений, опыта творческой деятельности и ценностного отношения к миру; понимания закономерностей развития географической оболочки через формирование картографической грамотности обучающихся, развитие навыков работы с новыми современными картографическими продуктами.

Задачи курса конкретизированы по блокам для каждого периода изучения.

Целесообразность курса. На изучение географии в 5 – 6 классах отводится по 34 ч. За 1 час в неделю сложно сформировать у детей практические умения навыки работы с разнообразным географическим материалом, а также с тематическими картами. В 8 классе время работы с картографическим материалом также недостаточно для развития практических навыков. Вот поэтому введение данного курса является необходимым дополнением к учебному предмету.

Актуальность курса. Курс предполагает развитие у обучающихся практических навыков работы с картой, что в условиях расширения международных экономических, политических и культурных связей, международного туризма является важным средством анализа информации, и в будущем будет способствовать более успешной социализации выпускников. В современных условиях все чаще приходится пользоваться электронными и спутниковыми картами, которые необходимо уметь читать и анализировать. В этой связи актуальным становится изучение ГИС-технологий и GPS-навигационных систем.

Изучение всех разделов курса поможет освоению географической номенклатуры, что является одной из целей картографической подготовки, а именно – “знание карты”.

Практическая значимость курса. Формирование картографической грамотности является неотъемлемой частью обучения географии в общеобразовательных учреждениях. Картографическая грамотность подразумевает знание основных моделей земной поверхности, умение использовать их в качестве источников информации, создавать простейшие из них, а также знание географической номенклатуры. Если дети научатся читать и анализировать карту, то они смогут самостоятельно составить полную характеристику территории (материка, страны, города), географического объекта и т.д. На экономических картах указываются статистические данные, которые учащиеся смогут анализировать и решать задачи (метапредметные умения). Данный курс поможет учащимся в подготовке к государственной итоговой аттестации по предмету, поскольку в контрольно- измерительных материалах предлагаются задания, в которых необходимо дать ответ на основе анализа различных тематических карт.

Программа предусматривает овладение навыками проектной деятельности, что способствует развитию самостоятельности, творчества и коммуникативности обучающихся.

Главная педагогическая идея – культурологическая составляющая курса. География – единственный школьный предмет, который объединяет общественно-научные и естественнонаучные знания, что позволяет сформировать в целом культуру молодого поколения. В разных разделах курса представлены исторические, экологические, этнографические вопросы, что позволяет установить тесную взаимосвязь природы и общества. Это определяет образовательное, развивающее и воспитательное значение географии.

Основные принципы построения программы:

преемственность: в рабочей программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся, с программой по географии для основного общего образования;

последовательность: построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному, от простого к сложному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей;

сочетание научности и доступности: программа опирается на новейшие достижения картографии, а доступность достигается путем применения современных образовательных технологий;

личностно-ориентированный подход и социализация: учет индивидуальных особенностей обучающихся, привлечение к социально-значимой деятельности. Редкие животные нашей местности.

 

Формы подведения итогов: программой предусмотрены диагностические работы в конце учебного года (защита проектов, метапредметная викторина, олимпиада).

Этапы реализации программы:

5-6 классы. Курс “Мир географии” является пропедевтическим по отношению к курсам 7 ,8,9 классов.

Целью курса является развитие географических знаний, умений, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, через формирование картографической грамотности школьников.

При изучении курса решаются следующие задачи:

формирование интереса к географии;

дать знания об особенностях изображения земной поверхности на основных видах геоизображений: глобусе, планах местности, географических картах, аэрофотоснимках, космических снимках;

обучить умению внимательно читать и работать с картографической и аэрокосмической информацией, понимать карту:

формирование умения ориентироваться в пространстве на основе специфических географических средств (план, карта и т.д.), а также использовать географические знания для организации своей жизнедеятельности;

формирование представлений о единстве природы, объяснение простейших взаимосвязей процессов и явлений природы, ее частей;

формирование представления о топонимике и происхождении географических названий;

формирования представления о странах мира.

7 класс. В курсе “Мир географии ” у обучающихся формируются знания о географической целостности и неоднородности Земли. Содержание курса добавляется страноведческими знаниями.

Основная цель курса: развитие представлений о разнообразии природы и сложности протекающих в ней процессов, формирование знаний о странах и народах мира.

При изучении курса решаются следующие задачи:

расширение представлений о природе Земли;

создание образных представлений о крупных регионах мира и странах с выделением особенностей природы, природных богатств и населения;

развитие географической грамотности посредством работы с картами разнообразного содержания, изучения способов изображения географических объектов и явлений, применяемых на этих картах;

формирование специфических географических и общеучебных умений составлять географические описания территорий, а также особенностей распространения природных и объектов и явлений по картографическим источникам;

развитие представлений о размещении природных и антропогенных объектов;

развитие понимания воздействия человека на состояние природы и следствий взаимодействия природы и человека;

формирование представления о странах и народах мира.


8 класс. Курс “Мир географии . Путешествие по России” выполняет важную обучающую и идеологическую функцию.

Главная цель курса — формирование географического образа своей Родины во всем его многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия и взаимовлияния трех основных компонентов — природы, населения и хозяйства.

При изучении курса решаются следующие задачи:

формирование умения работы с картами различного содержания;

развитие умений анализировать, сравнивать, использовать в повседневной жизни информацию из различных источников – карт, статистических данных, интернет-ресурсов;

формирование представления об изменениях административной карты РФ;

формирование социально значимых качеств личности: гражданственность, патриотизм; гражданскую и социальную солидарность и партнерство; гражданскую, социальную и моральную ответственность; адекватное восприятие ценностей гражданского общества; заботу о поддержании межэтнического мира и согласия;

развитие чувства уважения к своей малой родине через активное познание и сохранение родной природы.

Основными формами проведения занятий являются: комбинированные занятия, практические занятия, деловая игра. Самостоятельная работа, экскурсия, конкурс, викторина, занятия — презентации. Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Программа носит практико-ориентированный характер в связи с чем, часть занятий проводится вне аудитории. В программе запланирована осенняя и зимняя экскурсия на природу, библиотечное занятие. Всё это способствует поддержанию познавательного интереса учащихся в ходе реализации программы.

Содержание курса “Мир географии  ” (5-9 классы) направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Учащиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям, структурировать материал и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в сотрудничестве (паре и группе), представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.

Содержание программы.

5 класс. 35 часов.

Тема 1. География - НАУКА. (2 часа)

География как наука. Источники географической информации. Значение карт.

Тема 2. Земля и её изображение. (4 часа)

Первые представления о форме Земли. Доказательства шарообразности Земли. Опыт и первые карты Эратосфена. Форма, размеры и движение Земли. Глобус — модель Земного шара. План местности. Аэрофотоснимки и космические снимки.

Практические работы:

Работа над проектом (Первые карты Эратосфена. Изобретение компаса. Космические снимки).

Тема 3. Школа Робинзонов. (8 часов)

Топографические карты. Условные знаки. Масштаб. Определение расстояния по топографической карте и плану местности. Стороны горизонта. Компас. Ориентирование по местным признакам и компасу. Изображение неровностей земной поверхности.

Практическая работа:

Игра “Путешествие по топографической карте”.

Тема 4. История географических открытий. (9 часов)

Путешествия первобытного человека. Накопление знаний о Земле. Карты первых путешественников. Атлас несуществующих земель и загадочных карт. Изучение поверхности Земли — результат героических усилий многих поколений людей. Современные экспедиции и исследования. Экспедиция Тура Хейердала на “Кон-Тики”. Глубоководные аппараты “Мир -1” и “Мир-2”.

Практическая работа:

Работа над общим проектом “Атлас несуществующих земель и загадочных карт”.


Тема 5. Географическая карта. (10 часов)

Многообразие географических карт. Особенности изображения земной поверхности на различных видах географических карт. Физическая карта полушарий. Карта природных зон мира. Природные зоны. Арктические пустыни. Тайга. Смешанный лес. Степь. Пустыня. Влажные экваториальные леса.

Практическая работа:

Работа над общим проектом “Природные зоны ”.

6 класс. 35 часов.

Тема 1. Уроки понимания карты. Путешествия по картам . (13 часов)

Особенности изображения земной поверхности на глобусе, космических снимках и на географических картах. Глобус – модель Земли. Географические координаты. Географическая широта. Географическая долгота. Способы картографического изображения: изображение неровностей земной поверхности, значки, линейные знаки, знаки движения и ареалы. Прокладываем маршруты путешествий по картам.

Практические работы:

Сопоставление очертаний материков, морей и океанов, крупных островов и полуостровов.

Определение географических координат.

Составление географического описания по карте.

Проект “Использование географических карт”.


Тема 2. Мы юные картографы. (8 часов)

Карты материков и океанов, разнообразие их содержания. Тематические карты. Карта “Строение земной коры”. Литосферные плиты. Землетрясения. Сейсмограф. Вулканы. Гейзеры.

Практические работы:

Определение способов картографического изображения, применяемых на географических картах школьного атласа

Проект “Создаем конструктор литосферных плит”.


Тема 3. Мы юные топонимисты. (7 часов)

Топонимика. Топонимист. Сколько географических названий на всем земном шаре. Топонимика своей местности.

Практические работы:

Географические названия своей местности.

Проект “Каталог географических названий Высокогорского района”.

Тема 4. Страны мира. (4 часа)

Сколько стран на Земле. Страны Европы.

Практическая работа.

Проект "Сказочная карта Европы".

7 класс. 35 часов

Тема 1 Учимся понимать карту (5 ч).

Тема 2 Великие открытия (10ч).

«Открытие» Земли. Основные этапы накопления знаний о Земле, её природе и населении. Эпоха Великих географических открытий. Открытие Нового Света Поиски пути из Европы в Индию. Поиски северо-западного и северовосточного проходов и материка у Южного полюса.

Тема 3. Человек в пути (7 ч).

Антарктика, её площадь, происхождение названия. Природа Антарктического побережья. Сахара- величайшая пустыня мира. Животный и растительный мир джунглей. Восхождение на вершину Гималаев. Тайна Бермудского треугольника.

Тема 4. Страны и народы (12 ч).

Викинги – великий народ. Северные народы двух континентов. Дикие племена на берегах Амазонки. Как их спасти? Коренное население Австралии и Океании. Исландия: вулканизм и ледники. Легендарный народ-майя. Откуда появились индейцы? Зависимость размещения населения Африки от исторических и природных факторов. Японские острова: вулканизм, землетрясения, тайфуны. Рыболовство и судоходство. Парижский бассейн, Средиземноморское побережье. Андорра, Монако. Ватикан. Лихтенштейн.

8 класс. 35 часов

Тема 1. «Путешествуем по России». 20 ч.

Горы и равнины России. Удивительный Кавказ. Загадки Чёрного моря. Природа Карелии. Леса Коми. Каменный пояс России. Полуостров Таймыр. Реки Сибири. Озеро Байкал. Край вулканов и гейзеров. Дальний Восток – край контрастов. Сахалин и Курильские острова.

Памятники природы России. Заповедники и национальные парки. «Золотое кольцо России».


Тема 2. «Путешествуем по Республике Татарстан ».7ч.

Природа Республике Татарстан .  Топонимика Республике Татарстан. Заповедные места. Великие люди здесь жили… Экскурсии.


Тема 3. «Путешествуем по Высокогорскому району». 7 ч.

Природа родины моей. История села Усады. Топонимика района. Назад к истокам. Составим путеводитель. Экскурсии.

Содержание курса 9 класс 35 часов.

План и карта (6 часов)

Классификация карт. Глобус. Создание карт. Картография. Искажения карт. Топографическая карта. Условные знаки. Масштаб, азимут, способы изображения рельефа, чтение карты. Чтение топографических и физических карт. Измерение направлений, расстояний, географических координат. Комплексный анализ географических условий по топографической карте. Построение профиля рельефа местности. Определение сторон горизонта по параллелям и меридианам. Определение и анализ длин меридианов и параллелей.

  1. Путешествия и географические открытия (2 часа)

Карта мира, сделанная Птолемеем. Древнейшие описания Земли. Эратосфен, Страбон, Геродот. Древние карты. «География» в 8-ми томах Клавдия Птолемея.

Эпоха Великих географических открытий. Карта Европы Меркатора, 1554. Эпоха экспедиций. Джеймс Кук, русские первопроходцы, М. В. Ломоносов, Александр фон Гумбольдт. География Средневековья. Марко Поло.

Научные экспедиции и теоретические открытия XIX — начала XX веков. Русское географическое общество, мощные географические школы, (Ф. П. Литке, П. П. Семенов-Тян-Шанский, Н. М. Пржевальский, П. А. Кропоткин, Н. Н. Миклухо-Маклай, А. И. Воейков, В. В. Докучаев, К. И. Арсеньев).

  1. Природа Земли (6 часов)

Строение Земли. Оболочки Земли. Геохронология. Вулканизм, гейзеры, сейсмические пояса. Горные породы по происхождению. Экзогенные и эндогенные процессы. Работа с картами атласа по отработке знаний географической номенклатуры водных объектов.

Строение атмосферы, состав, свойства. Климатообразующие факторы. Формирование областей высокого и низкого давления. Виды ветров.

  1. Материки, океаны, народы и страны (7 часов)

Уникальные особенности природы материков, океанов Земли. Объяснение закономерностей проявления особенностей природы. Народы Земли, их отличительные особенности и география. Религии народов мира. Классификация стран. Выделение уникальных стран в мире. Работа с картами атласа по отработке знаний географической номенклатуры объектов.

  1. География России (12 часов)

Особенности рельефа, климата, внутренних вод, почв, растительного и животного мира на территории Земли. Уникальные природные объекты нашей страны. Памятники природы. Народы России, их обычаи, традиции, религия, география. Традиционные отрасли хозяйства народов России. Урбанизация в России. Особенности и специализация экономических районов России. Межотраслевые комплексы. Факторы размещения предприятий. Определение факторов размещения отдельных предприятий по территории страны. Провинциальные города нашей страны. Архитектурные памятники в России. Классификация природных ресурсов. Определение субъектов по краткому описанию.

свободно ориентироваться по физической, экономической и политической картам; решать задач на определение поясного времени; оценивать степень комфортности или природных условий любой точки мира по наличию климатических, почвенных, водных, рекреационных ресурсов; расширять кругозор учащихся в области географии.

6. Итоговое занятие (1 час)

Обобщение материала по программе курса. Анализ наиболее трудных заданий и подходы к их выполнению. Практическое решение заданий ОГЭ по географии.


Календарно– тематическое планирование 5 класс

темы

Название раздела, темы

Кол-во часов

Форма занятий .Вид деятельности

Сроки

По плану

Факт

1

1.Т.География - наука.

Введение в географические науки.Источники географической информации.

1

работа с различными источниками географической информации

2

Картография. Значение карт

1

практикум

3

2.Т.Земля и её изображение

Форма и размеры Земли. Глобус.

1

работа с различными источниками географической информации

4

Движения Земли.Аэрофотоснимки.

1

практикум

5

Виды карт.

1

Работа в группах

6

Учимся работать с картой.

1

практикум

7

3.Т.Школа Робинзонов.

Топографические карты.

1

работа с различными источниками географической информации

8

Условные знаки.

1

Работа в группах

9

Масштаб.

1

Работа в группах

10

Определение расстояний по карте и плану местности.

1

Работа в группах

11

Стороны горизонта. Компас.

1

Деловая игра

12

Ориентирование на местности.

1

практикум

13

Составление простейшего плана местности.

1

практикум

4

Игра «Путешествие по топографической карте».

1

Проведение географической игры «Знатоки картографии»

15

4.Т. История географических открытий.

Путешествия первобытного человека.

1

Поисковая деятельность

16

Накопление первых знаний о Земле.

1

17

Карты первых путешественников.

1

18-21

Этапы освоения Земли

4

практикум

22-23

Современные экспедиции и исследования

2

комбинированные занятия,

24-25

Маршруты путешествий.

2

Проведение географической игры «Знатоки географии».

26-27

5.Т. Географическая карта.

Многообразие географических карт.

2

 практикум

28-29

Физическая карта полушарий.

2

 практикум

30-31

Тематические карты.

2

практикум

32-33

Природные зоны мира.

2

 практикум

34-35

Защита проекта «Природные зоны»

2

Практикум

исследовательские и проектные работы;

Календарно – тематическое планирование 6 класс

Темы

Название раздела, темы

Кол-во часов

Форма занятий .Вид деятельности

Сроки

По плану

Факт

1-3

1.Т.Географическая карта.

Многообразие географических карт.

3

 практикум

4-5

Особенности изображения земной поверхности на глобусе, косм. снимках, карте.

2

практикум

6-10

Географические координаты.

5

практикум

11-13

Способы картографического изображения.

3

практикум

14-15

2.Т. Мы юные картографы.

Карты материков и океанов.

2

практикум

16

Тематические карты.

1

практикум

17

Карта «Строение земной коры»

1

практикум

18

Литосферные плиты.

1

практикум

19

Землетрясения.

1

работа с различными источниками географической информации

20

Вулканы.

1

Составление презентаций.

21

Гейзеры.

1

Составление презентаций.

22-23

3.Т. Мы юные топонимисты.

Наука топонимика.

2

развитие умений защищать свою позицию

24-25

Разнообразие географических названий.

2

работа с различными источниками географической информации

26-27

Топонимика Высокогорского района.

2

практикум

28-29

Защита проекта «Каталог географических названий Высокогорского района ».

2

Защита проекта практикум

30-31

4.Т. Страны мира.

Сколько стран на Земле.

2

работа с различными источниками географической информации

32-33

Страны Европы.

2

34-35

Защита проекта «Сказочное путешествие по Европе».

2

Защита проекта исследовательские и проектные работы

Календарно – тематическое планирование 7 класс.

Темы

Название раздела, темы

Кол-во часов

Форма  деятельности.

Сроки

По плану

Факт

1-2

1.Т.Учимся понимать карту.

Физическая карта полушарий и мира. Составляем маршруты.

2

Практикум

защита разработанных маршрутов

3.09

10.09

3-4

Номенклатура географических объектов «Самые самые…»

2

практикум

17.09

24.09

5

Презентация «Самые – самые…»

1

практикум

1,10

6-7

2.Т. Великие открытия.

«Открытие» Земли.

2

практикум

8.10

15.10

8

Основные этапы накопления знаний о Земле, её природе и населении.

1

Совершенствование умений анализировать литературу, подготовка реферата

22.10

9-10

Эпоха Великих географических открытий.

2

Работа с различными источниками географической информации

29.10

12.11

11

Открытие Нового Света

1

практикум

19.11

12-13

Поиски пути из Европы в Индию.

2

практикум

26.11

3.12

14-15

Поиски северо-западного и северо-восточного проходов и материка у Южного полюса.

2

практикум

10.12

17.12

16

3.Т. Человек в пути.

Антарктика, её площадь, происхождение названия.

1

Поисковая деятельность

24.12

17

Природа Антарктического побережья.

1

практикум

14.01

18

Сахара- величайшая пустыня мира.

1

практикум

21.01

19

Животный и растительный мир джунглей.

1

Викторина

28.01

20

Восхождение на вершину Гималаев.

1

Реферат

4.02

21

Тайна Бермудского треугольника.

1

Работа с различными источниками географической информации

18.02

22

Марианская впадина.

1

Сообщение

25.02

23

4.Т. Страны и народы.

Викинги – великий народ.

1

Совершенствование умений анализировать литературу, подготовка реферата

3.03

24

Северные народы двух континентов.

1

Поисковая деятельность

10.03

25

Дикие племена на берегах Амазонки. Как их спасти?

1

Поисковая деятельность

17.03

26

Коренное население Австралии и Океании.

1

7.04

27-28

Исландия: вулканизм и ледники.

2

практикум

14.04

21.04

29

Легендарный народ-майя. Откуда появились индейцы?

1

Работа в группах.

28.04

30-31

Зависимость размещения населения Африки от исторических и природных факторов

2

 практикум

5.05

12.05

32-33

Японские острова: вулканизм, землетрясения, тайфуны.

2

практикум

19.05

26.05

34-35

Средиземноморское побережье.

Андорра, Монако. Ватикан. Лихтенштейн.

2

практикум

Календарно – тематическое планирование 8 класс.

Темы

Название раздела, темы

Кол-во часов

Форма занятий вид деятельности

Сроки

По плану

Факт

1-2

1.Т. Путешествие по России.

Горы и равнины России.

2

практикум

3-4

Удивительный Кавказ.

2

практикум

5

Загадки Чёрного моря.

1

Работа с различными источниками географической информации

6

Природа Карелии.

1

Поисковая деятельность

7

Леса Коми.

1

Работа в группах.

8

Каменный пояс России.

1

практикум

9

Полуостров Таймыр.

1

работа с различными источниками географической информации

10-11

Реки Сибири.

2

практикум

12-13

Озеро Байкал.

2

практикум

14

Край вулканов и гейзеров.

1

практикум

15

Дальний Восток – край контрастов.

1

Совершенствование умений анализировать литературу, подготовка реферата, развитие умений защищать свою позицию

16

Сахалин и Курильские острова.

1

работа с различными источниками географической информации

17

Памятники природы России.

1

практикум

18

Заповедники и национальные парки.

1

практикум

19

«Золотое кольцо России».

1

Поисковая деятельность

20

Города России.

1

Работа в группах.

21

2.Т. Путешествие по Республике Татарстан.

Природа Татарстана.

Работа в группах.

22

Волжско- Камский заповедник

Экскурсия

23

Топонимика РТ.

Поисковая деятельность

24

Заповедные места.

Экскурсия

25

Великие люди здесь жили…

Поисковая деятельность

26

Экскурсии.

Экскурсия

27

3.Т. Путешествие поВысокогорскому  району.

Исторические очерки.

Самостоятельный поиск географической информации о своей местности из разных источников.

28-29

Природа родины моей.

Природоохранные мероприятия,

30

История Высокогорского района.

Экскурсии в районный краеведческий  музей, к памятным местам района;

31

Топонимика района.

Назад к истокам.

Самостоятельный поиск географической информации о своей местности из разных источников

32-33

Составим путеводитель.

защита разработанных маршрутов

                               

  Календарно – тематическое планирование 9 класс.

Темы

Название раздела, темы

Кол-во часов

Форма занятий вид деятельности

Сроки

По плану

Факт

Тема 1. План и карта (6 часов)

Беседа.

Овладение основами картографической грамотности и использование географической карты как одного из «языков» международного общения;

1

Источники географической информации. Условные знаки

Лекция

работать с картой.

2

Ориентирование на местности.

Беседа.

организовывать сотрудничество.

3

Горизонтали. Профиль местности.

Беседа.

Свободно ориентироваться по физической, экономической и политической картам; работать с картой:

4

Координатная сетка. Широта. Долгота.

работать индивидуально и в группе ,работать с картой: определять по географическим координатам местоположения объектов и наоборот, измерять направлений и расстояний на плане и карте.

5

Практическое занятие «Решение задач на определение географических координат»

работать индивидуально и в группе ,работать с картой: определять по географическим координатам местоположения объектов и наоборот, измерять направлений и расстояний на плане и карте.

6

Определение расстояний на плане.

работать индивидуально и в группе ,работать с картой: определять по географическим координатам местоположения объектов и наоборот, измерять направлений и расстояний на плане и карте.

Тема 2. Путешествия и географические открытия (2 часа)

7

География в древности. Эпоха Великих географических открытий. Путешественники, географы, которые внесли вклад в изучение России.

лекция,

осознавать роли географии в познании окружающего мира и его устойчивого развития;

8

Практическое занятие « Изучение по картам маршрутов путешествий. Имена путешественников на карте.»

формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях.

Тема 3. Природа Земли (6 часов)

9

Развитие земной коры. Земная кора на карте.

Лекция

ориентироваться по физической, экономической и политической картам;

10

Атмосфера. Температура воздуха.

овладение системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

11

Атмосферное давление.

12

Климатические пояса Земли.

формирование устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека

13

Практическое занятие «Определение типов климата по климатическим диаграммам»

        работать индивидуально и в группе

14

Гидросфера: состав, свойства, происхождение.

формирование устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека

Тема 4. Материки, океаны, народы и страны (7 часов)

15

Особенности природы Африки.

        Беседа

ориентироваться по физической, экономической и политической картам; анализировать, сравнивать и обобщать прочитанный материал, делать выводы и заключения на основе анализа географических карт и статистических данных

16

Особенности природы Южной Америки

        ; характеризовать по картам климата различных и природных зон различных материков; осваивать системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира и его отдельных регионов, на основе которых формируется географическое мышление учащихся; знать и уметь характеризовать уникальные объекты мира.

17

Особенности природы Австралии и Антарктиды.

характеризовать по картам климата различных и природных зон различных материков

18

Особенности природы Евразии.

характеризовать по картам климата различных и природных зон различных материков

19

Особенности природы Северной Америки.

характеризовать по картам климата различных и природных зон различных материков

20

Страны мира. Классификация стран.

знать и уметь характеризовать уникальные объекты мира.

21

Практическое занятие «Работа с картами атласа по отработке знаний географической номенклатуры объектов»

работать индивидуально и в группе

Тема 5. География России (12 часов)

22

ГП России.

        свободно ориентироваться по физической, экономической и политической картам;

23

Административно-территориальное устройство РФ.

расширять кругозор учащихся в области географии

24

Экономические районы России.

оценивать степень комфортности или природных условий любой точки мира по наличию климатических, почвенных, водных, рекреационных ресурсов;.

25

Часовые пояса. Поясное время.

решать задач на определение поясного времени;

26

Общая характеристика природы России.

расширять кругозор учащихся в области географии

27

Практическое занятие «Работа с картами атласа по отработке знаний географической номенклатуры объектов».

работать индивидуально и в группе

28

Народы, населяющие Россию, их география.

свободно ориентироваться по физической, экономической и политической картам;

29

Демографическая ситуация в России.

свободно ориентироваться по физической, экономической и политической картам;

30

Практическое занятие «Решение географических задач на определение плотности населения, анализ таблиц, графиков»

работать индивидуально и в группе

31

Регионы России. Хозяйство Европейской части России.

оценивать степень комфортности или природных условий любой точки мира по наличию климатических, почвенных, водных, рекреационных ресурсов;.

32

Регионы России. Хозяйство Азиатской части России.

оценивать степень комфортности или природных условий любой точки мира по наличию климатических, почвенных, водных, рекреационных ресурсов;.

33

Природопользование и экология.

оценивать степень комфортности или природных условий любой точки мира по наличию климатических, почвенных, водных, рекреационных ресурсов;.

Тема 6. Итоговое занятие (1 час)

34

Обобщение материала по программе курса

Практическое решение заданий ОГЭ по географии.

анализировать, сравнивать и обобщать прочитанный материал, делать выводы и заключения на основе анализа географических карт и статистических данных.;овладеть системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных

-задания КИМ

-презентации

анализировать, сравнивать и обобщать прочитанный материал, делать выводы и заключения на основе анализа географических карт и статистических данных.;овладеть системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС

Приняла заочное участие в научно - практической конференции в ИПКРО РА , статья будет публиковаться....

Интеграция урочной и внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная программа реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеуро...

презентация Внеурочная деятельность в условиях введения ФГОС

Презентация "Внеурочная деятельность в условиях введения ФГОС"отражает основные цели,задачи,технологии формы и методы внеурочной деятельности....

Внеурочная деятельность в условиях введения ФГОС

Выступление на  августовской педагогической конференции учителей иностранных языков  РМО ....

презентация Внеурочная деятельность в условиях введения ФГОС

презентация" Внеурочная деятельность в условиях введения ФГОС"...

Выступление на семинаре заместителей директоров по учебной работе "Современный урок и внеурочная деятельность в условиях введения ФГОС. ИКТ в образовательном процессе"

Доклад содержит описание опыта работы школы по введению ФГОС. Обращено внимание на структуру урока в соответствии с ФГОС, использование ИКТ в образовательном процессе, особенности ведения внеурочной д...

Внеурочная деятельность в условиях введения ФГОС по русскому языку и литературе

Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально – педагогическая поддержка становления и развития творческог...