Выступление на семинаре заместителей директоров по учебной работе "Современный урок и внеурочная деятельность в условиях введения ФГОС. ИКТ в образовательном процессе"
статья на тему
Доклад содержит описание опыта работы школы по введению ФГОС. Обращено внимание на структуру урока в соответствии с ФГОС, использование ИКТ в образовательном процессе, особенности ведения внеурочной деятельности, дистанционное обучение.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МОУ «Дашковская СОШ»
Семинар для заместителей директоров и педагогов
«Современный урок и внеурочная деятельность в условиях введения ФГОС.
ИКТ в образовательном процессе»
17.03.2016г.
Урок – это зеркало общей и
педагогической культуры учителя,
мерило его интеллектуального богатства,
показатель его кругозора, эрудиции.
В.А. Сухомлинский
Современные подходы к уроку.
Наша школа включилась во внедрение ФГОС в опережающем режиме 2012 году. Это означало, во-первых, изучение и осознание изменившихся целей и задач преподавания, нашедших отражение в структуре рабочих программ и поурочного планирования, а во-вторых, изменение практической работы учителя на уроке, т.е. осуществление личностно-ориентированного, деятельностного, компетентностного подходов к уроку; формирование у обучающихся универсальных учебных действий. Ведь принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ, а как мы знаем, под результатами понимаются не только предметные знания, но и умения применять эти знания в практической деятельности.
Критерии результативности урока.
Для построения урока в рамках ФГОС нашим учителям важно было понять, какими должны быть критерии результативности урока.
- хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание;
- учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;
- урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
- учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
- вывод делают сами учащиеся;
- минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
- времясбережение и здоровьесбережение;
- в центре внимания урока - дети;
- учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
- умение демонстрировать методическое искусство учителя;
- планирование обратной связи;
- урок должен быть добрым.
Компоненты учебной деятельности.
Мы изучили, какие компоненты, в условиях ФГОС, включает в себя учебная деятельность, т.е. самостоятельная деятельность ученика по усвоению знаний, умений и навыков, в которой он изменяется и эти изменения осознает.
А именно: это
Учебная задача - цель, которую перед собой ставит ученик (Чему? Зачем?).
Учебное действие - система существенных признаков понятия или алгоритм (Как?).
Самоконтроль - определение правильности выполненного действия (Правильно?).
Самооценка - определение правильности выполненного действия (Хорошо? Можно лучше?).
Постановка целей обучения как условие реализации требований ФГОС.
Переосмысливая постановку целей урока, обратились к Стандартам, где написано: цель – описание действий ученика. А ведь именно действия мы можем проконтролировать и оценить. Поэтому наши учителя в постановке целей урока давно отошли от глаголов «знать» и «понимать», которые передают состояние, а не действие, а используют другие глаголы, причём совершенного вида. Так, обучающие цели формулируют словами «выбрать, назвать, дать определение, прокомментировать, написать, перечислить, выполнить, систематизировать; развивающие – сравнить, выделить главное, построить аналоги; воспитывающие – вызвать интерес, пробудить любознательность, выразить своё отношение.
Структура урока.
Изменилась и сама структура урока.
Целеполагание.
На этапе целеполагания, когда учащиеся самостоятельно должны сформулировать учебную задачу, учителя используют такие приёмы, как «Яркое пятно», «Исключение», «Группировка», «Проблемная ситуация», «Собери слово». Наиболее распространённым, особенно для начальной школы, является приём «Яркое пятно», когда демонстрируется ряд однотипных предметов, слов, ряда цифр, одно из которых выделено цветом. Через зрительное восприятие концентрируется внимание на данном объекте, а затем через цепочку вопросов, выяснив причину обособленности выделенного объекта, по отработанному клише учащиеся формулируют цели урока. В среднем звене учителя математики, например, часто используют приёмы исключения и группировки. На предметах естественнонаучного и гуманитарного циклов учителя предпочитают проблемные ситуации, создавая побуждающий (определение границ знания-незнания) или подводящий диалоги.
Мотивационно-организующий этап.
Очевидно, что прочность усвоения знаний напрямую зависит от заинтересованности учащихся в получении этих знаний. Школьная мотивация, т.е. стремление, желание учиться выступает важным фактором эффективности урока. Приведу несколько мотивирующих приёмов, которые используют на уроках наши учителя. Это притчи, легенды, случаи из истории, науки, культуры. Это и ролевые игры. На уроке истории, например, это не что иное, как «создание нереальных ситуаций»: когда ученик выступает в роли участника событий прошлого. Интересными для учащихся стали географические соревнования: «Кроссворд без поля», «Зашифрованная телеграмма», «Дуэль с указками».
Актуализация знаний.
Получить представление о качестве усвоения учащимися ранее изученного материала, определить опорные знания позволяет этап актуализации знаний. Например, на доске изображена корзина знаний, в которой условно будет собрано то, что все ученики вместе знают по изучаемой теме. Или «Развивающий канон» - приём на развитие логического мышления. Найди четвёртое слово, чтобы оно с третьим было в таких же отношениях: слагаемые – сумма = множители - ? (произведние). Для создания проблемных ситуаций используем приём «С удивлением»: учащимся предлагается изобразить в тетради яблоко, карандаш в натуральную величину, затем учитель даёт задание изобразить дом в натуральную величину. Так как это невозможно, учащиеся под руководством учителя приходят к выводу, что необходимо использовать масштаб. Или приём «С затруднением», когда надо научиться более короткому способу записи.
Введение в тему
Актуализация знаний тесно связана со следующим этапом – формулированием темы урока. Первоначально это нововведение вызвало наибольшее затруднение у учителей, так как ни в печатных изданиях, ни в Интернете не было практических образцов. Учителя жаловались на неоправданную трату времени на этом этапе урока, ведь иногда на подведение учащихся к формулированию темы уходило до 10 минут. Сейчас творческий опыт учителей и навык обучающихся свёл этот фрагмент урока до минимума.
Какие же здесь используются приёмы? Это видеосюжеты, интеллектуальные разминки, театрализация, постановка проблемных вопросов, кроссворды, чёрные ящики, картинки и фотографии.
На уроке английского языка, например, учитель представила две фотографии, и ученики, повторив на этапе актуализации имена прилагательные, за полминуты сформулировали новую тему «Степени сравнения прилагательных».
Формирование новых знаний
Ещё одна трудность, с которой столкнулись и до сих пор сталкиваются наши учителя, - это процесс формирования новых знаний. От многолетнего опыта передачи знаний в готовом виде пришлось отказаться, т.к. встала необходимость создания на уроке таких условий, чтобы дети сами добывали знания в процессе познавательной, исследовательской деятельности. При этом используются такие способы реализации, как самостоятельная работа с учебником и другими пособиями, самостоятельные наблюдения, устные упражнения, письменные, графические, лабораторные и практические работы. Это способствует обучению детей презентовать способы рассуждения, устанавливать закономерности, группировать по заданному или самостоятельно установленному признаку, извлекать необходимые данные из таблиц, диаграмм. Таким образом, учащиеся приобретают, наряду с предметными, познавательные и коммуникативные компетенции.
На этом этапе мы также применяем ИКТ: используем возможности интерактивной доски, работаем с ноутбуками и нетбуками, с помощью лаборатории L-микро на уроках физики ребята решают проблемные ситуации, через цифровые микроскопы на уроках биологии изучают строение клетки, а с помощью цифровой лаборатории Einstein на уроках химии проводят естественнонаучные эксперименты.
Дистанционное обучение
Внедрение информационно-коммуникационных технологий открывает значительные возможности расширения образовательных рамок. Так, в нашей школе осуществляется дистанционное обучение детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Проведение уроков с помощью скайпа не отменяет структуру урока по ФГОС.
Первичное усвоение новых знаний
На этапе усвоения новых знаний проводится первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.
Применение знаний и умений в новой ситуации.
Применение знаний и умений в новой ситуации. Здесь мы часто проводим самостоятельные работы с самопроверкой по эталону. При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется рефлексия сформированных учебных действий. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.
На слайде – фрагмент урока математики в 7-ом классе. На доске – портрет известного математика; следует короткий рассказ о его трудах в области физики и математики. Фамилию его можно узнать, разложив пять многочленов на множители способом группировки. Ученики решают эти задания, находят буквы в таблице результатов, читают получившееся слово.
Физкультминутки в формате ФГОС.
В условиях введения ФГОС само понятие «деятельностный подход» позволяет нам по-новому взглянуть на физминутку на уроке. Надо понимать, что в здоровьесбережении выделяются разные понятия двигательной активности:
- физминутка;
- динамическая пауза;
- смена динамических поз.
В нашей школе используют первые две: это физминутки – специально разработанный комплекс упражнений; и динамические паузы - любые движения в качестве смены вида деятельности и введения двигательной активности на уроке. Довольно эффективно учителя применяют различные стихотворные физминутки, пальчиковую гимнастику, гимнастику для глаз с использованием презентаций, аутотренинги-релаксации.
А поскольку любому педагогу жаль потраченного времени просто на физические упражнения, то учителя стали совмещать двигательную активность и активность учебную, применяя на данном этапе урока рефлексию.
Рефлексия учебной деятельности
Наши учителя давно отошли от формальной концовки урока, когда задаётся вопрос «Что нового вы узнали на уроке?» На этапе рефлексии фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия и намечаются дальнейшие цели деятельности.
Исходя из функций рефлексии мы пользуемся следующей классификацией:
- рефлексия настроения и эмоционального состояния;
- рефлексия деятельности;
- рефлексия содержания учебного материала;
- рефлексия как способ обратной связи.
Внеурочная деятельность
Нам много пришлось поработать над пониманием сути внеурочной деятельности. Главной ошибкой было уподобление занятий урокам, пока не пришло осознание специфики внеурочки, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения. Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов, которые невозможно оценить традиционной школьной оценкой. Поэтому следует говорить и об эффекте как последствии результата, т.е. влиянии социальных, духовно-нравственных знаний на процесс развития личности ребёнка (приобретённые знания развили человека как личность, способствовали формированию его компетентности, идентичности).
В таблице представлены основные направления деятельности. Готовых рабочих программ пока не существует, поэтому многие учителя перерабатывают авторские и создают собственные программы, обязательно осуществляя в этом случае внешнее рецензирование.
Достаточно большой опыт работы в этом направлении даёт положительные результаты. Если раньше к внеурочным занятиям приходилось привлекать детей убеждением, при этом часто сталкиваясь с непониманием родителей, то теперь ребята с удовольствием посещают внеурочки, раскрывая свои индивидуальные способности и таланты.
Информационно-коммуникационные технологии
Введение нового Образовательного стандарта фиксирует информационно- коммуникационную компетентность учащегося как одну из важнейших метапредметных компетенций, формируемых в процессе обучения в общеобразовательной школе. Быстрое развитие компьютерных технологий и мультимедийных средств заставляет наших учителей совершенствоваться в этой области, проходя обучение на курсах повышения квалификации, участвуя в обучающих семинарах. Мы сотрудничаем с Губернским профессиональным колледжем, с Серпуховским колледжем. На фото мы видим фрагменты презентаций наших гостей с семинара «ЭОР в помощь преподавателю». Также проводим школьные семинары по использованию УЛО в образовательном процессе., делимся опытом на традиционных Едином методическом дне и конкурсе Идея года.
Вывод
Подводя промежуточные итоги по введению ФГОС, следует отметить, что в нашей школе опытными педагогами отработана структура проведения уроков и занятий внеурочной деятельности в соответствии с новыми стандартами. Но предстоит ещё большая работа по обучению молодых и вновь пришедших учителей ведению уроков по ФГОС, совершенствованию рабочих программ внеурочной деятельности, проектированию системы оценки качества образования на различных уровнях общего образования в условиях внедрения ФГОС.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС
Приняла заочное участие в научно - практической конференции в ИПКРО РА , статья будет публиковаться....
Интеграция урочной и внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная программа реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеуро...
презентация Внеурочная деятельность в условиях введения ФГОС
Презентация "Внеурочная деятельность в условиях введения ФГОС"отражает основные цели,задачи,технологии формы и методы внеурочной деятельности....
Внеурочная деятельность в условиях введения ФГОС
Выступление на августовской педагогической конференции учителей иностранных языков РМО ....
презентация Внеурочная деятельность в условиях введения ФГОС
презентация" Внеурочная деятельность в условиях введения ФГОС"...
"Формирование устойчивого интереса к творческой деятельности через развивающие игры (во внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС) "
Как с помощью игрового материала заинтересовать изучать математику....
Интеграция учебной и внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС ООО
В статье «Интеграция учебной и внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС ООО» говорится, об осуществлении взаимосвязи и преемственности общего и дополнительного образования как меха...