Технологическая карта урока "Антарктида -открытие материка и особенности природы"
план-конспект урока по географии (7 класс)
Разработка урока на конкурс "Современный урок-современным детям".В основе проведения урока лежит методика проблебного обучения и развития критического мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_antarktida-unikalnyy_materik.docx | 34.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Предмет, класс | География, 7 класс | ||
УМК, автор программы | «География 7 класс». УМК География. Полярная звезда (5 – 9 класс) | ||
Учитель | Игумнова Светлана Ивановна | ||
Тема урока | Антарктида-уникальный материк (открытие природа современное освоение) | ||
Цель урока | Развитие познавательных УУД в процессе изучения географического положения, история открытия и исследования материка Антарктида. Развитие познавательного, интереса и творческих способностей учащихся. | ||
Задачи урока | Обучающие: - познакомить с историей международных исследований материка 20-21 века, современные исследования в Антарктиде; - формировать знания о географическом положении и природном своеобразии Антарктиды; - организовать самостоятельную деятельность учащихся при определении географического положения и очертание берегов Антарктиды, роль России в открытиях ледового континента. | Развивающие: - способствовать формированию идеи познаваемости мира, развитию навыков учащихся по работе с различными источниками географических знаний; - развивать критическое мышление, коммуникативные умения и речь в логике поставленных вопросов. | Воспитательные: - преодолевать поставленные цели, трудности; - прививать бережное участие в сохранении и улучшении окружающей природы; - способствовать воспитанию чувства гордости и патриотизма на примерах героической жизни полярников. |
Планируемые результаты урока | Предметные знания и умения | Личностные качества, метапредметные УУД | |
Знание особенностей географического положения Антарктиды; История открытия и освоения материала; Умение работать с картами атласа, в контурных картах. | Регулятивные; - ставить учебную задачу, планировать свою деятельность под руководством учителя, работать в соответствии с поставленной учебной задачей, участвовать в совместной деятельности, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами, оценивать работу одноклассников. Познавательные: - выделять главное, высказывать суждения, подтверждая их фактами, выявлять причинно-следственные связи, решать проблемные задачи, анализировать связи соподчинения и зависимости между компонентами. Учебно-информационные: - поиск и отбор информации в различных источниках, работа с текстом и вне текстовыми компонентами; выделение главной мысли, поиск определений понятий. Коммуникативные: - выступать перед аудиторией, уметь вести дискуссию, диалог, находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения. | ||
Методическое обоснование урока | В основе методики проведения урока лежит технология проблемного обучения и развития критического мышления обучающихся через чтение и расширение проблемных заданий, обеспечивающих «открытие» детьми новых знаний и активное освоение новых умений. Используются разнообразные методы и формы проблемного обучения с применением системы средств ИКТ, составляющих единую информационно-образовательную среду урока. Учащиеся сами определяют (открывают) тему урока в процессе диалога по обсуждению созданной учителем проблемной ситуации (затруднения создаются в процессе выполнения заданий). | ||
Информационно-образовательная среда урока | Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение | Вид используемых на уроке средств ИКТ | Необходимое аппаратное и программное обеспечение (мультимедийный компьютер, программные средства) |
Учебник – параграф 33, атлас , контурные карты . Раздаточный материал | Ресурсы -видеоролики. Аудиозаписи | - ноутбук; - проектор. | |
Организационная структура урока | |||
Название этапа | Задачи этапа, используемые приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
#1054;рганизационный момент | Эмоциональный настрой на урок | Приветствие учащихся, настрой на урок . - Добрый день, ребята! Сегодня у нас очередной урок географии, на котором вы продолжите раскрывать секреты этой интереснейшей науки, познавать тайны материков и океанов. Итак, отправляемся в экспедицию….А куда именно, вы сможете узнать прочитав текст. | Эмоциональный настрой |
#1042;ызов | Актуализация имеющихся знаний, пробуждение интереса к теме, определение цели изучения предстоящего учебного материала. Прием: «Отсроченная отгадка», подведение к формулировке темы диалога. | На столах разложены тексты с описанием материка. Обучающиеся в парах определяют название данного материка. Текст: «Представьте себе мир, в котором нет людей, нет птиц и животных. Мир в котором нет никаких звуков, кроме свиста ветра. Мир, в котором всего два цвета: белый цвет снега и голубой – льда и неба. Мир, в котором почти космический холод сочетается с острой нехваткой кислорода. Этот материк, лежащий в южной полярной области, почти целиком покрыт ледяным щитом. Исследователи называют его ледяным, безмолвным, пустынным, загадочным, белым. Зимой он погружён во мрак полярной ночи, а летом солнце не опускается за горизонт, освещая ледяную пустыню в полуночные часы. Восходом и заходом солнца можно любоваться только один раз в год. Этот материк самый высокий и холодный. Здесь наблюдаются самые сильные ветры на земле. На материке отсутствует постоянное население. На данном материке содержится 80% пресной воды». На столе учителя лежат: тёплая одежда, очки, верёвка, компас, вертолет, зонтик, резиновые сапоги. Учащимся нужно выбрать предметы, которые необходимо взять с собой при поездке в Антарктиду, при этом ученик объясняет свой выбор. | Читают текст. Формулируют тему урока. Слайд №1 Антарктида -уникальный материк. Географическое положение. Открытие .Природа. Современное освоение. Учащиеся выбирают предметы .Пытаются объяснить выбор. |
Постановка познавательной задачи | Диалог(подводящий), направленный на организацию работы Создание атмосферы пребывания на материке -музыкальный видеофрагмент№1 | Но прежде, чем мы начнем изучение нового материка, давайте попробуем сформулировать задачи. Как вы думаете, что для этого нам понадобится? (атласы, контурные карты, учебник) Мне хочется привести цитату из одной старой песни: Хочу сказать тебе, мой друг, Ты только не таи обиду. Хороших много мест вокруг, Зачем ты едешь в Антарктиду? - В конце урока мы с вами ответим на вопрос из песни: “Зачем люди едут в Антарктиду?”. Как красиво описал этот материк английский ученый, исследователь Ричард Бэрд. «На краю нашей планеты лежит, как спящая принцесса, земля, закованная в голубое. Зловещая и прекрасная, она лежит в своей морозной дремоте, в складках мантии снега, светящегося аметистами и изумрудами льдов. Она спит, и ее горизонты окрашены розовыми, голубыми, золотистыми и зелеными тонами…» Формулируем совместно с учениками задачи урока: - изучить историю открытия и освоения материка ;его природу. | Формулируем совместно с учениками цели и задачи урока .Просмотр слайдов № 2 ,3, 4.Используя различные источники информации, определяют ГП, историю открытия, рельеф, климат, растительный и животный мир Антарктиды. Ответить на вопрос- “Зачем люди едут в Антарктиду?” Просмотр видеосюжета №1 .Историческая справка. |
#1054;смысление содержания | На этапе происходит непосредственная работа учеников с видеоматериалом. Формирование читательской грамотности. | #1044;ает инструктаж о правилах работы. Инструктирует по заполнению судового журнала. Дети занимают свои рабочие места и приступают к работе. Используют различные источники – текст учебника , сообщения одноклассников .Видеоматериалы. #1054;бъявляет выступления научных сотрудников. Информация одноклассников по вопросу «Рельеф Антарктиды» #1054;бъявляет о динамической паузе. Выполняет с учениками. Объясняет задание в работе с климатограммами Объявляет о работе с текстом учебника. Координирует работу по заполнению конкурной карты. Слайд №5 Обращает внимание на слайды презентации и формулирует задание о природе Антарктиды. Работа в парах-Инструктаж по работе в малой группе. Прочитайте текст «Воспоминания полярника», расположенный ниже. Дмитрий Дрозд, ведущий метеоролог на станции “Восток” в 2013-2015 годах “Восток” – небольшая станция. Каждый год там зимуют примерно 12-13 человек. Это самая труднодоступная точка на планете. Девять месяцев в году люди, находящиеся там, полностью оторваны от всего мира. Если что случится, можно рассчитывать только на свои силы. Морской путь от Петербурга да Антарктиды занимает около двух месяцев: с заходом в Бремерхафен (Германия) и Кейптаун (Южно-Африканская республика). На станции “Прогресс” мы пересаживаемся на самолет, и через четыре с половиной часа мы уже на станции. По прилете все члены экспедиции спокойно, неторопливо идут к себе в каюты и лежат, акклиматизируются. Когда я первый раз прилетел туда, ощущения были необычные: нехватка кислорода, постоянная сухость. Первые дни ощущается постоянный гул в ушах. У некоторых людей начинается тошнота, ночью внезапно останавливается дыхание. Это проявления горной болезни. Кто не справляется с ней, тех увозят обратно. Задание . Опираясь на текст «Станция «Восток»» и «Воспоминания полярника», ответьте, почему членам экспедиции по прибытии на станцию нужна акклиматизация. Поясните свой ответ. | #1044;елают записи в судовом журнале: Характеризируют ГП материка. Дети работают с различными источниками информации. Из просмотра видеофрагмента определяют, когда и кем была открыта Антарктида, особенности природы. Просмотр сюжета №2 .Открытие Антарктиды. Заполняют судовой журнал. Выступают учащиеся с информацией о рельефе. Просмотр слайдов № 6, 7 ,#1059;ченики заполняют судовой журнал. #1044;инамическая пауза: Антарктида – белый край! Ты за мною повторяй! Руки вверх, шире, ниже, Поверти-ка головой, а теперь глаза закрой! Помечтаем о пингвинах, о холодных белых льдинах! О тюленях, о китах, о суровых холодах! А теперь глаза открой, возвращаемся домой ! Анализ климаторгамм. Заполняют судовой журнал. #1056;абота с контурной картой. Звучит аудиозапись. Просмотр слайдов презентации. Ведение судового журнала Читают текст .Обсуждают в парах .Излагают свои мысли приводя аргументы. |
#1055;ервичное закрепление | На этом этапе происходит первичное закрепление приобретенных знаний. | Следит за ходом работы, правильностью выполнения работы. Объекты которые нужно нанести на контурную карту: МОРЯ: Уэдделла, Беллинсгаузена, Амундсена, Росса, Содружества; ЗЕМЛИ: равнина Шмидта, горы Вернадского, Трансантарктические горы, равна Берда, массив Винсон; ОСТРОВА: о.ПетраI, о.Скотта Юж. Шетландские, Юж.Оркнейские, Антарктический полуостров; Южный полюс, Южный полярный круг. Давайте ответим на вопрос который мы сформулировали в начале урока- Зачем же люди едут в Антарктиду? Почему Антарктиду необходимо Видеосюжет№3 | Заполняют судовой журнал. . Фиксируют полученные данные в своем судовом журнале. В результате у каждого журнал заполнен. На контурных картах отмечены географические объекты Антарктиды. Познакомились с исследователями и географическим положением Антарктиды. Узнали, что первооткрывателями этого материка стали наши русские путешественники – очень смелые люди. Ответы детей. Просмотр видеосюжета №3 |
5. Рефлексия | Здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний. | Рефлексия. Ну, вот, ребята, наш урок подходит к концу, надеюсь, урок вам показался интересным, познавательным, вы самостоятельно работая в группах открыли для себя новые знания. Ребята, подводя итоги нашей экспедиции, продолжите любое из предложенных вам предложений на обратной стороне шаблона пингвина. Их необходимо расположить на льдину. Ее макет представлен на доске. | Оценивают себя.
|
6. Информация о домашнем задании. | Дается задание разного уровня. | Предлагаю выполнить задание на выбор: 1 уровень: §33 читать, пересказывать 2 уровень: составить рассказ на тему: «Три причины посетить Антарктиду» или сочинение -рассуждение «Один день в Антарктиде». | Записывают информацию о домашнем задании. |
#1055;одведение итогов. | Выставляю оценки: - за работу в контурной карте; - за ответы на вопросы; - за устные ответы и рассуждения, выводы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока "Африка - материк коротких теней"
Данный урок НЕОБХОДИМО проводить с использованием интерактивной доски СМАРТ...
Технологическая карта урока "Западно-Сибирская равнина – особенности природы и освоения природных ресурсов" 8 класс
Технологическая карта урока "Западно-Сибирская равнина - особенности природы и освоения природных ресурсов" включает в себя описание урока географии для 8 класса . Тип урока: урок отработки ...
технологическая карта урока "Всемирный фонд защиты дикой природы"
Тема урока: Всемирный фонд защиты природыЦель урока: Формирование коммуникативной компетенции, совершенствование речевых навыков и умений в чтении, говорении и аудировании к подготовке последующему эт...
Технологическая карта урока "ГП материка Южная Америка"
Технологическая карта урока "ГП материка Южная Америка"...
технологическая карта урока "Водород, его нахождение в природе и получение. Физические свойства водорода"
Технологическая карта содержит подробное описание урока, задания на формирование читательской грамотности....
Технологическая карта урока «Влияние человека на живую природу»
Урок, изучающий влияние человека на природу. 5 класс. Биология . Учебник "Биология" Пасечник В.В....
Технологическая карта "Африка. Образ материка"
Цель урокаПродолжить умение работать с типовыми планами и несколькими картамиЗадачи урокаОбразовательная• определить географическое положение Африки;• выявить особенности строения земной кор...