Технологическая карта урока "Западно-Сибирская равнина – особенности природы и освоения природных ресурсов" 8 класс
план-конспект урока по географии (8 класс) по теме

Большакова Юлия Викторовна

Технологическая карта урока "Западно-Сибирская равнина - особенности природы и освоения природных ресурсов" включает в себя описание урока географии для 8 класса . Тип урока: урок отработки умений и рефлексии. Используемые методы работы - проблемно-поисковые, практические.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет География

Дата  12.04.2017

Тема урока       Западно-Сибирская равнина – особенности природы и освоения природных ресурсов

Тип урока   Урок отработки умений и рефлексии.          

Цель урока    Деятельностная: формирование у учащихся способностей к самостоятельному построению новых способов действия. Образовательная: расширение понятийной базы по учебному предмету за счет включения в нее новых элементов.  

Оборудование, ЭОР и интернет ресурсы урока:  Атласы.  Мультимедиапроектор.  Рабочие тетради.  

Наглядные средства обучения:  карта настенная,  мультимедийная презентация

Формы работы с учащимися      Фронтальная.  Индивидуальная.  

Методы работы с учащимися    проблемно-поисковые,   практические;          

Содержание этапов урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный этап. (1-2 мин)

 Цель этапа. Подготовить учащихся к работе на уроке, определить цели и задачи урока.

Друзья, здравствуйте. Пора начать урок. Давайте определимся с тематическим положением. Назовите пожалуйста блок, изучением которого мы занимаемся.

Перечисляют изученные природные районы, предполагают следующую территорию, определяют цели и задачи урока

Уже изучены природные области Русская равнина, Кавказ, Урал. На прошлом уроке начали изучение Западной Сибири.

Основной целью изучения является определить характерные признаки и оценить значение территории для страны.

Личностные: 

смыслообразование

Регулятивные:

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

  1. Этап проверки домашнего задания. (6 мин)

Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала

Цель этапа. Установить правильность и осознанность выполнения всеми учащимися домашнего задания; выявить причины обнаруженных пробелов в знаниях и умениях; стимулировать опрашиваемых и весь класс к овладению рациональными приемами учения и самообразования, организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся.

В сегодняшней проверке дз проверяем знание номенклатуры изученных территорий.

На доске под буквами записаны природные районы: а) Русская равнина , б) Кавказ,  в)Урал, г)Западная Сибирь . Соотнесите формы рельефа с природными территориями

  1. Народная
  2.  Ильментау  
  3.  Среднерусская возвышенность
  4. Ставропольская возвышенность
  5. Дыхтау
  6. Сибирские Увалы
  7. Северные Увалы
  8. Конжаковский Камень
  9. Верхнеенисейская возвышенность
  10. Барабинская равнина

Ответы:  1в 2в 3а 4б 5б 6г 7а 8в 9г 10г

Соотносят формы рельефа с названием природных районов,

Организуют взаимную проверку работ

6 человек (3 парты несут тетради учителю)

Критерии оценки

10 + «5»

9.8+ «4»

7.6+ «3»

5 и меньше + «2»

Озвучивают оценки для фиксирования в журнале.

Познавательные:

анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация, сериация

Личностные:

ориентация на понимание предложений и оценок учителей и одноклассников

Регулятивные:

принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя

Коммуникативные:

понимать содержание вопросов и воспроизводить вопросы

  1. Этап усвоения новых знаний или способов действий. (25 мин)

 Цель этапа. Дать учащимся конкретное представление об изучаемых фактах, явлениях, основной идеи изучаемого вопроса, а так же правила, принципы, законы. Добиться от учащихся восприятия, осознания, первичного обобщения и систематизации новых знаний, усвоения учащимися способов, путей, средств.

 Ребята сегодня мы продолжаем изучать территорию Западной Сибири. На прошлом уроке мы познакомились с этим краем. Но достаточно ли у вас знаний, что  бы узнать эту территорию из многих других.

Оветив на эти вопросы мы точно будем знать признаки территории, но на что еще нужно обратить внимание

Как вы считаете в какой форме нам удобнее оформить работу по сравнению территории

Сколько колонок и какие

Назовите крупнейшие формы рельефа в пределах Западно-Сибирской равнины

В какой климатической области?

Особенности области

 КОНТИНЕНТАЛЬНЫЙ – что может обозначить этот признак?

Но ведь Западно-Сибирская равнина

открыта влиянию Северного Ледовитого океана

Сделайте вывод о благоприятности климата

Ребята, а почему реки такие мощные и полноводные, ведь осадков выпадает МАЛО

Реки очень извилистые, тк. Уклон территории малый и реки «Петляют» в  рыхлых породах

В чем причина солености озер

В чем причина высокой заболоченности территории

Ребята делают предположения и приходят к выводу, что точной уверенности нет. Для того что бы узнать территорию нужно знать ее основные черты

Устно повторяют план характеристики территории: 1. Характеристика ГП и природные рубежи 2. Рельеф, тектоническое строение и минеральные ресурсы территории  3. Климат 4. Внутренние воды 5 Природные зоны.

Нужно обратить внимание на то, как используется территория. Т.е. определить ее ресурсы

Таблица , состоящая из 2 колонок

Основные черты природы

Виды ресурсов

1  рельеф плоская равнина, расположена на молодой платформе с толстым чехлом осадочных пород. Сформирована нокоплениями морей, ледником

Барабинская  равнина

Ишимская равнина

Васюганская равнина

Сибирские Увалы

Нерудные полезные ископаемые . Нефть и газ, соли,  угля

Крупнейшие месторождения Ямбург, Уренгой. Медвежье, Сургут, Нижневартовск

2. климат

Территория расположена в пределах арктического, субарктического и умеренного поясов

Самую большую площадь занимает умеренный пояс

Область континентального климата

Малая степень влияния океанов.

Т января -24

Т июля     +16

Годовая  амплитуда 40

Количество осадков 400-800 (мало), но увлажнение избыточное

Океан холодный , не смягчает климат, не дает осадки.

Климат неблагоприятный

Возможность заниматься сельским хозяйством только в южных районах

3 Внутренние воды

Крупнейшие реки

Обь с притоком Иртыш, Бия, Катунь, Тобол,Ишим, Таз, Пур

 Полноводные, петляют «меандры»,

Вечная мерзота, накопления торфа, малый уклон территории приводит к накоплению воды в поверхностных грунтах

Озер много, есть соленые  Чаны, Кулундинское

Много болот Самые крупные Васюганские болота

Причины

1. рельеф плоский,  без уклона

2.избыточное увлажнение

3. вечная мерзота и накопление торфа

Речная сеть густая, реки полноводные

Судоходные реки на многие сотни километров Это помогает осваивать территорию

Высокая степень заболоченности территории затрудняет освоение и добычу полезных ископаемых

Гнус

Природные зоны

Тундра

Лесотундра

Тайга

Смешанные и широколиственные леса

Степи и лесостепи

Оленеводство

Лесозаготовки, сбор грибов , ягод, заготовка пушнины

Земледелие т.к. черноземы

Познавательные:

анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия

Личностные:

ориентация на понимание предложений и оценок учителей и одноклассников

Регулятивные:

выполнять учебные действия в устной и письменной речи

Коммуникативные:

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

  1. Этап проверки понимания учащимися и закрепления  нового материала. (5 мин)

Цель этапа. Установить, усвоили или нет учащиеся связь между фактами, содержание новых понятий, закономерностей, устранить обнаруженные пробелы.

Перед нами законченная таблица.

Ребята давайте сделаем общий вывод о благоприятности  территории .

Давайте выберем субъект федерации, на территории которого вы хотели бы проживать.  Омск или Сургут вы выберете для проживания? Почему?

Давайте укажем основные признаки территории Западной Сибири, по которым мы всегда ее сможем узнать

Благоприятные условия – в южной части  территории

Неблагоприятные условия – в северной части территории

Ребята делают выбор и объясняют его

Плоская , заболоченная, газово-нефтяная, континентальноклиматическая, тундрово-степная

Познавательные:

определение основной и второстепенной информации

Личностные:

интерес к различным видам учебной деятельности

Регулятивные:

учитывать выделенные учителем   ориентиры действия в учебном материале

Коммуникативные:

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

  1. Этап информирования учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. (3 мин)

 Цель этапа. Сообщить учащимся содержание домашнего задания, разъяснить способы его выполнения.

Учитель пишет на доске дз, просит ребят дополнить его

Параграф 36, дополните дз, для подготовки к кр прошешать тест № 24 Западно-Сибирская равнина

Нанести на карту и выучить географические объекты, перечисленные в параграфе.  По типовому плану дать характеристику одного из районов Западной Сибири (Уренгой, Тюмень)

Познавательные:

извлечение необходимой информации из текстов

Личностные:

интерес к различным видам учебной деятельности

Регулятивные:

в сотрудничестве с учителем находить несколько вариантов решения учебной задачи

Коммуникативные:

следить за действиями других участников в процессе коллективной познавательной деятельности

  1. Подведение итогов урока. Рефлексия. (2 мин)

Цель этапа. Проанализировать, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее.

Давайте подведем итог нашего урока. Ребята, о каких интересных особенностях Западной Сибири вы рассказали бы своим родителям после сегодняшнего урока?

Ребята высказывают мнения

Познавательные:

извлечение необходимой информации из текстов

Личностные:

внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку

Регулятивные:

выполнять действия в устной форме

Коммуникативные:

использовать простые речевые  средства для  передачи своего мнения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Западно-Сибирская равнина: особенности природы

Презентация способствует наилучшему усвоению знаний учащихся по теме "Западно-Сибирская равнина"....

"Западно-Сибирская равнина. Особенности природы"

Урок географии в 8 классе по теме: "Западно-Сибирская равнина. Особенности природы" Равнина. Равнина.Ни яра, ни пади.Равнина – на север,Равнина – на юг.Как будто гористую землю разгладилКако...

Особенности природы России и природные ресурсы.

Особенности природы России и природные ресурсы....

План урока по географии в 8 классе "Западно-Сибирская равнина. Особенности природы"

Данный план урока содержит подробное описание, на уроке представлены различные формы деятельности учащихся...

Конспект урока географии на основе технологии проектного обучения. 8 класс. Тема: « ЗАПАДНО – СИБИРСКАЯ РАВНИНА. ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДЫ»

Конспект урока географии на основе технологии проектного обучения. 8 класс. Тема: « ЗАПАДНО – СИБИРСКАЯ РАВНИНА. ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДЫ». Цель урока: познакомить учащихся с особенностями природы региона....

Технологическая карта по теме "Африка. Особенности природы" 7 класс

Технологическая карта урока по теме "Африка. Особенности природы" составлена на основе материала учебника "География. Земля и люди. 7 класс", авторы А.П. Кузнецов, Л.Е. Савельева, ...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Почва – особые компонент природы. Факторы образования почвы. 8 класс.

Методическая разработа урока в 8 классе по теме "Почва – особые компонент природы. Факторы образования почвы".  В уроке использовалась проблемная технология обучения, а также...