Технологическая карта урока биологии по теме "Особенности строения и процессов жизнедеятельности бактерий" (6 кл)
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему

Носова Марина Владимировна

Данная разработка содержит технологическую карту урока и приложения. Материал ориентирован на УМК Лапшиной В.И., Рокотовой, изд-во "Академкнига/Учебник".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta.docx33.84 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Дата

Предмет

Биология

Класс

6

Школа

Учитель

Тема урока

Особенности строения и процессов жизнедеятельности бактерий

Цель урока

создать условия для обогащения представлений учащихся о царстве бактерий; условия для формирования представлений об особенностях их строения, размножения и распространения.

Задачи урока

Образовательная: способствовать формированию представлений у учащихся об отличительных чертах строения бактериальной клетки; о формах бактерий; о процессах жизнедеятельности (питании, дыхании, размножении, спорообразовании) и о распространении бактерий.

Развивающая: продолжить работу по формированию и развитию УУД

Личностных УУД : 1)положительное отношение к познавательной деятельности; 2)желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся; 3)осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; 4)смыслообразование.

Познавательных УУД:

Общеучебные: 1)самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; 2)поиск и выделение необходимой информации; 3)структурирование знаний; 4)осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; 5)контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Знаково-символические: 6)моделирование;

Логические: 7) анализ; 8)синтез, 9)сравнение;10)построение логической цепи рассуждений.

Регулятивных УУД: 1)целеполагание; 2)планирование; 3)контроль в форме сличения с эталоном; 4)оценка; 5)саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии.

Коммуникативных УУД: 1) планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; 2)умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи.

Воспитательная: воспитывать усидчивость, умение преодолевать трудности, аккуратность при выполнении заданий, силы воли, настойчивости, упорства, ответственность за результат учебного труда.

Тип урока

урок «открытия» новых знаний

Планируемые результаты

Предметные: 

- знать основные царства природы;

- указывать отличительные признаки, свойственные представителям различных царств;

- давать общую характеристику царству бактерий;

- приводить примеры биологических наук и называть предмет их изучения.

Метапредметные:

- уметь организовывать свою учебную деятельность;

- планировать свою учебную деятельность под руководством учителя;

- составлять план работы;

- участвовать в работе в паре (малой группе);

- работать с учебным текстом, выделять главное;

- работать с биологическими объектами, узнавать изучаемые объекты на наглядных пособиях;

- оценивать свой ответ, свою работу, а также работу одноклассников.

Личностные:

- осознание ценности живых организмов и необходимости бережного отношения к окружающей среде;

- развитие эстетического восприятия живой природы;

- формирование познавательного интереса к изучению предмета, к изучаемым объектам;

- формирование ответственного отношения к учению;

- развитие навыков обучения;

- формирование социальных норм и навыков поведения в классе, школе;

- формирование доброжелательного отношения к мнению другого человека, умения слушать и слышать другое мнение;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителем.

УМК

учебник «Биология 6 класс» авторов В.И.Лапшиной, Д.И. Рокотовой, изд-во «Академкнига/Учебник»; рабочая тетрадь «Биология: 6 кл» авторов В.И. Лапшиной, Д.И.Рокотовой, изд-во «Академкнига/Учебник»; «Биология. Методическое пособие. 6 кл» автора И.С. Зайцевой, изд-во «Академкнига/Учебник»; «Биология. Примерная рабочая программа по учебному предмету. 5-9 кл» авторов В.И. Лапшиной, Д.И. Рокотовой и др. изд-во «Академкнига/Учебник», «Биология. 6 кл.: тетрадь для проверочных работ» автора Калиничева Н.А., изд-во «Академкнига/Учебник».

Средства обучения и оборудование:

проектор, ПК, презентация по теме, фрагмент видеоурока «Царство Бактерии» (Инфоурок); информационные карточки, карточки с заготовкой сравнительной таблицы (по числу учащихся), схемы «Многообразие форм бактерий» (по числу учащихся); листы с изображением растительной и бактериальной клеток (на каждую парту); клей-карандаш, пластилин для моделирования форм бактериальных клеток.

Понятия (основные):

Царство бактерий, кокки, диплококки, стрептококки, стафилококки, бациллы, спириллы, вибрионы, спора

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Организационное начало урока

Приветствует учащихся. Отмечает отсутствующих.

Приветствуют учителя. Демонстрируют готовность к уроку.

Л:1

2.Проверка степени усвоения содержания изученного учебного материала

Вступительное слово о царствах живой природы. Демонстрация слайда презентации с изображением представителей царств живой природы -  зайца, подосиновика, осоки.

Вопрос: представители каких царств живой природы изображены?

Слушают учителя. Рассматривают иллюстрации на слайде. Называют царства – царство растений, царство животных, царство грибов.

Л:1

П:7

К:2

Организует работу с контрольным заданием и взаимоконтроль

(Задание на установление соответствия между царством живой природы и их общей характеристикой)

(см.Приложение 1)

Самостоятельно выполняют задание на карточках. Осуществляют взаимоконтроль по предложенному ключу (слайд презентации), оценивают работу одноклассника по предложенным нормам оценивания (слайд презентации).

Р:3, 4,5

П:7

Л:4

3.Формулирование темы, задач урока, определение границ знания и не знания по теме.

А)Формулирование темы урока, постановка проблемы урока

Зачитывает описание бактерий и просит учащихся угадать, о ком идет речь.

Вопрос: К какому царству относятся бактерии?

Предлагает посмотреть на фотографии бактерий на слайде.

Постановка проблемы: Как они красивы! Согласитесь, похожи на сказочные цветы.  Может, стоило отнести бактерий к царству Растений? Почему эти живые организмы были выделены в отдельное царство? Можете ли вы сейчас дать точный ответ на этот вопрос?

Вопрос: Что нам нужно узнать о бактериях, чтобы ответить на этот вопрос?

Просит сформулировать тему урока

Угадывают, о ком идет речь в описании (бактерии).

Отвечают на вопрос.

Рассматривают фотографии колоний бактерий на слайде.

Размышляют над проблемой урока. Испытывают затруднение при ответе на главный вопрос урока.

Формулируют и записывают в тетрадь тему урока: «Особенности строения и процессов жизнедеятельности бактерий»

Л:1, 3,4

Р:5

П:1,4, 7

К:2

Б)Определение границ знания и незнания по теме, формулирование задач урока

Организует работу с рефлексивной таблицей (см. Приложение 2). Просит сформулировать задачи урока, используя ключевые слова «узнать» и «сравнить».

Заполняют вторую колонку «В начале урока». Формулируют задачи урока:  

- сравнить бактериальную и растительную клетку;

- узнать, какой формы могут быть бактерии;

- узнать, как размножаются, дышат и питаются бактерии;

- узнать, для чего бактериям необходимо образовывать споры.

Л: 1,2,3

П:1,3,4, 7,8

Р:1, 2

К:1,2

4. Усвоение новых знаний и способов действий

А)История изучения бактерий

Мини – лекция «Бактерии – древние существа»

Организует демонстрацию фрагмента видеоурока «Царство Бактерии» (Инфоурок) об истории изучения бактерий.

Слушают учителя. Смотрят фрагмент видеоурока.

П:4

К:2

Б) Сравнение бактериальной и растительной клетки 

Постановка проблемы: Бактерии имеют микроскопические размеры. Кроме того, строение бактериальной клетки намного проще строения клеток других царств живой природы. Убедимся в этом и сравним бактериальную и растительную клетки.

Аналитическое задание (работа в парах): Посмотрите еще раз на схемы строения растительной и бактериальной клеток.  Найдите сходные и отличительные черты в строении. Заполните сравнительную таблицу

Обобщающая беседа

- Какая клетка больше, растительная или бактериальная?

- У какой из предложенных клеток имеется ядро?

- Вспомните, как называются организмы, в клетках которых имеется оформленное ядро?

- А как называются организмы, в клетках которых нет оформленного ядра?

- Что вы можете сказать о наличии клеточной мембраны в бактериальной и растительной клетках?

- Имеется ли клеточная стенка?

- Какую функцию выполняет клеточная стенка в клетке?

- Какой углевод входит в состав клеточной стенки бактериальной клетки? А растительной?

- У какой из данных клеток имеется капсула из слизи?

-Зачем бактериальной клетке капсула из слизи?

- У какой клетки имеются хлоропласты?

- Какую функцию выполняют хлоропласты в растительной клетке?

- Что вы можете сказать о других органоидах клеток? Много их?

- Давайте подведем итог. Так отличается бактериальная клетка от растительной?  Чем?

(Демонстрируется слайд с выводом - отличительными чертами бактериальной и растительной клеток)

- Мы убедились в более простом строении бактериальной клетки по сравнению с растительной? Так можно ли было отнести бактерии к царству Растения на клеточном уровне?

- Итак, мы сравнили бактериальную и растительную клетки. Решили первую задачу, которую поставили перед собой? Можем поставить «+» напротив задачи?

Вклеивают заготовку сравнительной таблицы (см. Приложение 3) в тетрадь.

Работают в парах. Рассматривают схемы строения растительной и бактериальной клеток на листах. Находят отличительные черты. Заполняют сравнительную таблицу.

Отвечают на вопросы учителя. Дополняют ответы одноклассников. Заполняют сравнительную таблицу.

Подводят итог. Формулируют вывод.

Вывод: Бактериальная клетка отличается от растительной наличием капсулы из слизи; отсутствием оформленного ядра; отсутствием большинства органоидов; простым строением; микроскопическими размерами

Возвращаются к рефлексивной таблице и отмечают решение первой задачи урока.

Р:3,5

П:2,4,5,7,8,9

К:2

В)Физминутка

Организует проведение физминутки

Один ученик проводи комплекс упражнений для физминутки.

Л:4

Г)Многообразие форм бактериальных клеток

Постановка проблемы: Термин «бактерия» с древне – греческого языка переводится как «палочка. Действительно, ли все бактерии имеют форму палочки, как вы думаете?

Демонстрирует фотографию бактерии сенной палочки под микроскопом.

Организует процесс моделирования учащимися разновидностей форм бактериальных клеток.

Демонстрирует слайды с новыми терминами – названиями форм бактериальных клеток.

Слушают учителя. Высказывают свои предположения по поводу многообразия форм бактериальных клеток.

С помощью пластилина моделируют различные формы бактериальных клеток.

Р:5

П:1,2,6,7,8

Проверочное задание.

Организует работу со схемами «Многообразие форм бактериальных клеток»: просит подписать запомнившиеся названия форм. Организует самопроверку по эталону, представленному на слайде.

Вклеивают схемы в тетрадь. Подписывают запомнившиеся формы. Сверяют свои ответы с эталоном на слайде.

Р:3,5

П:5, 7

Д)Процессы жизнедеятельности

Просит назвать науку, изучающую бактерии.

Организует самостоятельную работу в парах с информационными карточками о процессах жизнедеятельности бактерий.

Работают в парах: изучают материал информационной карточки; подчеркивают главные мысли в тексте.

Р:5

П:2

К:1,2

Организует обмен информацией между мини – группами (парами)

Демонстрирует слайды с иллюстративным материалом

Выступают перед одноклассниками с сообщением. Слушают одноклассников. Дополняют ответы. Рассматривают иллюстративный материал.

Р:5

П:4,7,8

К:2

5.Закрепление знаний и способов действий, самопроверка знаний

Организует самостоятельную работу с проверочным тестом (см. Приложение 4)

Самостоятельно выполняют задания теста: определяют верные высказывания. Участвуют в коллективной проверке задания.

Р:3,5

П:8

К:2

6.Подведение итога

Просит сформулировать вывод и ответить на главный вопрос урока.

Формулируют вывод: бактерии выделены в особое царство из-за особенностей клеточного строения (отсутствие оформленного ядра; наличие муреина в клеточной стенке; наличие капсулы из слизи; отсутствие большинства органоидов; микроскопические размеры), и особенностей протекания процессов жизнедеятельности.

П:3,4,8

К:2

7.Домашнее задание

Выдает и поясняет домашнее задание. .

1)п.7 (стр.52-55) – пересказ,

2)Устно выполнить задание №2 стр.102 из раздела «Работа с текстом и иллюстрациями» - сравнить бактериальную клетку и клетку простейшего.

Записывают домашнее задание в тетрадь, задают уточняющие вопросы.

Л:1,4

8.Рефлексия. Оценивание.

Организует работу с рефлексивной таблицей.

Задание: продолжи предложения.

1) Урок мне понравился/ не понравился

2)На уроке я был(а) активен (на) / не активен(на)

3)На уроке меня удивило …

Объявляет отметки за урок.

Рефлексируют

Р:4

П:4,5,7

К:2

Приложение 1

Проверочное задание

:

ОСОБЕННОСТИ

ЦАРСТВА ЖИВОЙ ПРИРОДЫ

1.В определенный момент тело достигает окончательного размера и больше не растет

2.Способны самостоятельно создавать органические вещества, обогащать атмосферу кислородом

3.Могут быть трубчатыми или пластинчатыми, размножаются особыми клетками - спорами

4.Пищу добывают охотой и нехищным способом

5.Организмы совершают самые разные движения

6.Клетки с твердой целлюлозной наружной оболочкой

7.Клетки не имеют твердой оболочки

8.Способны воспринимать раздражения и реагировать на них

А.Растения

Б.Животные

Г.Грибы

Приложение 2

Рефлексивная таблица

Вопрос

В начале урока

В конце урока

1. Могу назвать отличительные черты бактериальной клетки от растительной

2.Знаю разновидности форм бактериальных клеток

3.Знаю, как размножаются, питаются, дышат бактерии

4.Могу объяснить, для чего бактерии необходимы споры

                                Урок мне понравился/ не понравился

---------------------

                      На уроке я был активен(на) / не активен (на)

----------------------

                                     На уроке меня удивило …

---------------------

Приложение 3

Заготовка сравнительной таблицы

Основания для сравнения

Бактериальная клетка

Растительная клетка

1.Размер клеток (относительный)

2.Ядро

3.Клеточная мембрана

4.Клеточная стенка

5.Капсула из слизи

6.Хлоропласты

7.Другие органоиды клетки

Приложение 4

Проверочный тест

Задание: определить, верны ли высказывания.

1. Клетки бактерий содержат одно или несколько ядер

2. Бактерии живут во всех средах обитания

3.Бактерии в форме палочек называют спириллы 

4.Бактерии размножаются путем деления клетки надвое

5. При неблагоприятных условиях бактерии образуют споры

6.Бактерии – организмы царства Растений


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Среда обитания,строение и процессы жизнедеятельности бактерий

Урок с применением мультимедийной презентации, которая чередуется с использованием микроскопа, иллюстрированных карточек. Урок разработан для УМК  под редакцией Д.И.Трайтака. Имеет много проблемн...

Технологическая карта урока биологии в 5 классе, тема `Бактерии. Строение и жизнедеятельность`, по учебнику Пономаревой, ФГОС

Технологическая карта урока биологии в 5 классе, тема `Бактерии. Строение и жизнедеятельность`, по учебнику Пономаревой, ФГОС...

Технологическая карта урока биологии по учебнику А.А. Плешакова, Э.Л. Введенского «Введение в биологию», 5 класс, М.: «Русское слово» 2013 по теме "Живые царства. Бактерии"

Технологическая карта урока - это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освое...

Технологическая карта урока биологии в 5 классе по теме «Строение бактерий и их многообразие»

Задача урока: познакомить учащихся с особенностями строения бактерий и их многообразиемПланируемые результаты обучения: предметные: учащиеся знакомятся с особенностями строения бактерий и их многообра...

Технологическая карта урока биологии по теме "Строение легких. Газообмен в легких и тканях" 8 класс

Технологическая карта урока биологии "Строение легких. Газообмен в легких и тканях"...

Технологическая карта урока биологии « Строение и жизнедеятельность бактерий»

Технологическая карта  урока  биологии « Строение и жизнедеятельность бактерий» для 5 класса...

Технологическая карта урока биологии в 5 классе по теме: «Бактерии:строение и жизнедеятельность»

Урок,  направленный  на формирование УУД, разработан на основе школьного учебника по биологии для 5 класса под редакцией   И.Н.Пономаревой в соответствии с ФГОС ООО...