Технологическая карта "Электроэнергетика России"
план-конспект урока по географии (9 класс)
Цель урока | Раскрыть значение, особенности развития, размещения и проблемы различных типов электростанций России.
|
Задачи урока | Образовательные: - Создание условий для формирования знаний о структуре и состоянии электроэнергетики в России, единой энергетической системы (ЕЭС) страны, об основных типах электростанций – их характерные черты и особенности, достоинства и недостатки.
Развивающие: - Развитие у обучающихся умений работать с различными источниками географической информации; - Развитие познавательной активности обучающихся; - Развитие коммуникативных качеств обучающихся, умение выделять главное, делать выводы, ставить и разрешать проблемы, умение самостоятельно оценивать свою деятельность на уроке.
Воспитывающие: - Развитие познавательного интереса к предмету и особенностям экономики страны; - Воспитание чувства дисциплинированности |
Планируемые результаты | Предметные: - Сформировать знания о различных видах электростанций, работающих на территории России, анализировать с помощью карты особенности их размещения, уметь понимать практическую значимость, полезность приобретаемых знаний. |
Метапредметные: Познавательные: умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, используя общие приемы решения познавательных задач. Коммуникативные: умение участвовать в коллективном обсуждении проблем; проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и оценивать правильность выполнения действия. | |
Личностные: - формирование учебно-познавательного интереса к изучению географии, собственных мировоззренческих позиций; - формирование доброжелательного отношения к другому человеку, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; - формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektroenergetika_9_klass.docx | 46.83 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ -
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С УГЛУБЛЕННЫМ
ИЗУЧЕНИЕМ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА №1 г. МОЗДОКА.
363750, РСО - Алания, г. Моздок, ул. Кирова, 91 тел., факс:(8-867-36) 2-25-11
E-mail: school1mozdok@rambler.ru
Исх. от « 09 » января 2024 г. №14
Технологическая карта урока в 9 классе
Образовательная организация | МБОУ СОШ №1 с углубленным изучением английского языка |
Учитель | Савосина Л.В |
Предмет | География |
Класс | 9 |
Тема урока | Топливно- энергетический комплекс. Электроэнергетика России. |
Дата проведения урока | 13.12.2021 г |
Тип урока | Комбинированный |
Используемый УМК | учебник Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский, Н.Н. Клюев «География. Население и хозяйство России», учебник для 9 класса. М.; «Русское слово», 2022 г; атлас для 9 класса; презентация к уроку. |
Цель урока | Раскрыть значение, особенности развития, размещения и проблемы различных типов электростанций России. |
Задачи урока | Образовательные: - Создание условий для формирования знаний о структуре и состоянии электроэнергетики в России, единой энергетической системы (ЕЭС) страны, об основных типах электростанций – их характерные черты и особенности, достоинства и недостатки. Развивающие: - Развитие у обучающихся умений работать с различными источниками географической информации; - Развитие познавательной активности обучающихся; - Развитие коммуникативных качеств обучающихся, умение выделять главное, делать выводы, ставить и разрешать проблемы, умение самостоятельно оценивать свою деятельность на уроке. Воспитывающие: - Развитие познавательного интереса к предмету и особенностям экономики страны; - Воспитание чувства дисциплинированности |
Планируемые результаты | Предметные: - Сформировать знания о различных видах электростанций, работающих на территории России, анализировать с помощью карты особенности их размещения, уметь понимать практическую значимость, полезность приобретаемых знаний. |
Метапредметные: Познавательные: умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, используя общие приемы решения познавательных задач. Коммуникативные: умение участвовать в коллективном обсуждении проблем; проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и оценивать правильность выполнения действия. | |
Личностные: - формирование учебно-познавательного интереса к изучению географии, собственных мировоззренческих позиций; - формирование доброжелательного отношения к другому человеку, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; - формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками. | |
Формы работы | Индивидуальная, фронтальная, парная |
Методы работы | словесный, наглядный (работа с рисунками, таблицами); практический (поиск информации, работа с учебником, составление описания гор ); частично-поисковый, проблемный. |
Оборудование | Карта «Электроэнергетика России», атласы, презентация |
Этапы урока
| Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
I.Организационный момент
| Организованное начало урока. | Приветствует обучающихся, проверяет готовность к уроку. | Оценивают свою готовность, настрой на работу. | Регулятивные: самоконтроль учебной деятельности |
II. Актуализация знаний | Проверочный тест по теме «Топливная промышленность» (см. Приложение 1) | Организует выполнение проверочного теста. | Выполняют проверочный тест. | Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; умение структурировать знания; установление причинно-следственных связей; синтез как составление целого из частей. Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность; Регулятивные: развитие умений определять способы действий в рамках предложенных условий |
III. Постановка целей и задач | - Какой межотраслевой комплекс мы изучаем? - Назовите отрасли, входящие в состав ТЭК. - Какую отрасль изучили? - Назовите тему урока и поставьте цель урока. | Подводит к формулировке темы урока его целей и задач. Ставит проблемный вопрос «Почему электроэнергетика важная отрасль хозяйства страны? » | Слушают и обсуждают тему, цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать. | Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением и высказывать свое. Личностные : проявлять интерес к новому материалу, содержанию. Регулятивные : определять и осознавать цели учебной деятельности. |
IV. Изучение нового материала | Беседа о значении электроэнергетики в хозяйстве страны. Формулировка понятия «электроэнергетика». Определение типов электростанций. | Дает обучающимся задание определить значение электроэнергетики в хозяйстве страны. Пользуясь текстом учебника с. 129, сформулировать определение понятия «электроэнергетика». Назвать типы электро- станций, пользуясь рис. 58 на с. 130 учебника. | Выполняют задание. Отвечают на вопросы учителя. | Познавательные : самостоятельное выделение и формулирование главные мысли Коммуникативные: самостоятельно работать с различными источниками информации. формирование умения работать в парах Регулятивные: планировать решение учебной задачи. |
Работа в тетради по материалам учебника, карте атласа «Электроэнергетика». Работа по группам: 1 группа – ТЭС, 2 группа – ГЭС, 3 группа – АЭС. | Дает задание прочитать текст учебника на с. 130 – 134, рассмотреть рис. 58, таблицу 9 на с. 130-131 и заполнить таблицу «Электроэнергетика России» (см. Приложение 2) | Работают с учебником, заполняют таблицу, отвечают на вопросы учителя. | ||
Беседа об альтернативных источниках энергии. Работа с учебником и картой атласа «Электроэнергетика» | Дает задание прочитать текст учебника на с. 134 и выписать в тетрадь название альтернативных источников энергии, по карте определить районы их размещения. | Работают с текстом и картой атласа. Записывают виды альтернатив-ных источников энергии, определяют по карте районы их размещения. | ||
Рассказ учителя о способах передачи электроэнергии. | Знакомит обучающихся с основными способами передачи электроэнергии. Дает понятие об Единой энергетической системе. | Слушают учителя. Отвечают на вопросы. | ||
V. Первичное осмысление и закрепление изученного материала | Фронтальная беседа | Организует фронтальную беседу по вопросам: - Назовите основные типы электростанций. - На каком виде топлива работают ТЭС? - На каких реках построены крупнейшие ГЭС? - Какой тип электростанций развит на Камчатке и почему? | Отвечают на вопросы учителя. | Познавательные: применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; Регулятивные: организация учащимся своей учебной деятельности; коррекция полученных знаний; целеполагание. Коммуникативная: умение полно и точно выражать свои мысли. Познавательные: анализ компонентов с целью, выделения особенностей. |
Работа с учебником. Выполнение заданий рубрики «От теории к практике» на с. 135. | Организует выполнение задания. | Выполняют задания. Отвечают на вопросы учителя. | ||
Работа с контурной картой. | Организует выполнение работы. | Обозначают на контурной карте основные типы электростанций и альтернативные источники энергии. | ||
VI. Итог урока. Рефлексия. | Обобщение полученных на уроке знаний. | Предлагает подвести итог урока и ответить на поставленный в начале урока проблемный вопрос «Почему электроэнергетика важная отрасль хозяйства страны? | Высказывают свои мысли, делают выводы по уроку. | Коммуникативные: адекватно отображать свои чувства, мысли. Регулятивные: оценивать правильно выполнения действий, адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей Личностные: оценивать собственную учебную деятельность, свои достижения. |
VII. Домашнее задание.
| Организованное окончание урока. | Конкретизирует домашнее задание: параграф 20, закончить работу по заполнению контурной карты. | Записывают домашнее задание. | Познавательные: анализ компонентов с целью выделения особенностей. Регулятивные: коррекция полученных знаний. |
Приложение 1
Проверочный тест:
1. По добыче какого топливного полезного ископаемого Россия в мире занимает первое место?
А) каменного угля Б) природного газа В) нефти Г) торфа
2. Сырьевой фактор является определяющим при размещении электростанций:
А) тепловых Б) атомных В) гидравлических Г) альтернативных
3. Назовите вторую по значению нефтедобывающую базу.
А) Западно-Сибирская В) Прикаспийская
Б) Волго-Уральская Г) Тимано-Печорская
4. Какой из типов электростанций имеет наибольшую стоимость и время строительства?
А) ТЭС Б) ГЭС В) АЭС Г) ПЭС
5. Установите соответствие
а) каменный уголь | 1) Канско-Ачинский |
б) бурый уголь | 2) Кузбасс |
3) Донбасс | |
4) Подмосковный | |
5) Печорский | |
6) Южно - Якутский |
Ответы: 1-Б; 2-А; 3-Б; 4-Б; 5: А-2,3,5,6; Б-1,4
Приложение 2
Электроэнергетика России
Типы электростанций | Объемы производства электроэнергии | Используемый вид топлива и энергии | Примеры | Преимущества | Недостатки |
Тепловые электростанции (ТЭС) | 65% | уголь, газ, мазут | Сургутская, Костромская, Рефтинская | Простота конструкции. Невысокая стоимость строительства. Свободное размещение. | Зависимость от поставок большого количества топлива. Использование невозобновимых топливных ресурсов. Экологически грязное производство. |
Гидроэлектростанции (ГЭС) | 20% | энергия падающей воды | Саяно-Шушенская, Красноярская, Братская, Усть-Илимская, Волжская. | Самая дешевая электроэнергия. | Очень сложное и дорогое строительство. Привязанность к рекам. Тяжелые экологические последствия для рек. |
Атомные электростанции (АЭС) | 15% | ядерное топливо (уран, плутоний и др.) | Балаковская, Ленинградская, Курская, Смоленская | Дешевая электроэнергия. Свободное размещение. Экологически чистое производство. | Потенциальная опасность аварий. Негативное отношение населения к их строительству. |
Директор МБОУ СОШ №1 г. Моздок ___________________И. М. Дементьева
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта к уроку географии по теме: "Численность населения России"для 8 класса
Здесь представленны технологическая карта к уроку географии по теме: "Численность населения России" и карточка ЭОр к теме, где прописанны модули информационные, практические, контролные....
Технологическая карта по истории России и краеведению 7 класс
Технологическая карта по истории России и краеведению для 7 класса с добавлением тем по антикоррупции....
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ИСТОРИИ РОССИИ «АЛЕКСАНДР II. ОТМЕНА КРЕПОСТНОГО ПРАВА»
Технологическая карта урока по истории Россиитема: «Александр II. Отмена крепостного права»8 класс Цели для ученика:Выяснить историческую необходимость отмены крепостного права.Понять истор...
Технологическая карта урока в 5 классе "Известные личности России и Великобритании"
технологическая карта урока по английскому языку в 5 классе по теме "Знаменитые люди""...
Разработка технологической карты урока "Водные ресурсы России"
Обобщающий урок по теме "Водные ресурсы России" с использованием ЭОР. Расписаны все этапы урока. Использованы гипер сылки на презентации...
Технологическая карта урока истории России для 7 класса по новым ФГОС
Технологическая карта с дидактической структурой урока в 7 классе по ИСТОРИИ России по теме : «Народные движения первой четверти XVIII в.» по учебнику : Данилов А. А., Косулина Л. Г....
Технологическая карта учебного занятия в 8 классе по теме:«Отмена крепостного права в России»
Технологическая карта учебного занятия в 8 классе по теме:«Отмена крепостного права в России»...