Урок - проект по курсу «География России. Население и хозяйство. Тема урока «Природные ресурсы»
план-конспект урока по географии (8 класс)
Урок с использованием современной технологии проектов имеет направленность не только на интеграцию имеющихся фактических знаний, но и на их применение с учётом дифференцированного подхода и возможностей учеников. Тема «Природные ресурсы» значима и актуальна в курсе экономической и социальной географии России. Она позволяет хорошо представить и раскрыть существующую зависимость экономики обрабатывающих отраслей и природно-ресурсным потенциал страны и территории, выявить экологические проблемы природопользования. Обучающиеся, вовлекаясь в проектную деятельность, учатся сами: проектировать, конструировать, исследовать, анализировать, открывать новое, «читать карту». Это позволяет повысить учебную мотивацию школьников, направить образовательный процесс на формирование компетентности, создать условия для самостоятельной, познавательной и иной деятельности обучающихся, где школьник может проявить свои таланты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 69.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок - проект по курсу «География России. Население и хозяйство.
Тема урока «Природные ресурсы»
Краткая аннотация
Урок с использованием современной технологии проектов имеет направленность не только на интеграцию имеющихся фактических знаний, но и на их применение с учётом дифференцированного подхода и возможностей учеников. Тема «Природные ресурсы» значима и актуальна в курсе экономической и социальной географии России. Она позволяет хорошо представить и раскрыть существующую зависимость экономики обрабатывающих отраслей и природно-ресурсным потенциал страны и территории, выявить экологические проблемы природопользования. Обучающиеся, вовлекаясь в проектную деятельность, учатся сами: проектировать, конструировать, исследовать, анализировать, открывать новое, «читать карту». Это позволяет повысить учебную мотивацию школьников, направить образовательный процесс на формирование компетентности, создать условия для самостоятельной, познавательной и иной деятельности обучающихся, где школьник может проявить свои таланты.
Тема проекта – «Природные ресурсы».
Тип проекта – информационный, практико – ориентированный; групповой, межпредметный; по продолжительности – средней продолжительности.
Цель, поставленная учителем при организации работы над проектом – создать условия и мотивацию для углубления и систематизации знаний по главной проблеме –использования природных ресурсов.
Цель, поставленная перед обучающимися при работе над проектом – составить презентацию по теме «Природные ресурсы».
Задачи проекта для учителя:
- познакомить обучающихся с природными ресурсами России, их классификацией;
- продолжить формировать учебные умения (сравнивать, обобщать, работать с картами, литературой, текстом, вести сбор информации в Интернете при помощи разных поисковых систем, делать отчёты по проделанной работе и оформлять материал);
- развивать навыки работы в группе, умения разделять ответственность, сотрудничать, анализировать результаты своей деятельности.
- способствовать самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся.
Задачи проекта для обучающихся:
- собрать, изучить материал по данной теме, используя разные источники географических знаний;
- обобщить и систематизировать материал по определённым вопросам темы;
- оформить презентацию (в форме буклета, альбома, презентации, доклада, электронной презентации), объединив полученный продукт работы в малых группах.
План организации проектной деятельности обучающихся:
- Разбить класс на малые группы(или пары), учитывая знания, способности и умения обучающихся (высокий, средний, слабый уровень)
- Поставить задачу и раздать технологические карты.
- Работа обучающихся в группах (парах).
- Предзащита(обсуждение).
- Презентации работ.
- Обсуждение проекта.
Ожидаемый результат работы над проектом:
- Обучающиеся должны усвоить знания по проблеме исчерпаемости природных ресурсов и значимости Объектов Всемирного наследия.
- Узнать размещение природных ресурсов по территории страны и примеры рационального и нерационального использования природных ресурсов.
- Узнать дополнительный материал, выходящий за рамки учебников.
- Научиться анализировать вопросы обеспеченности территории тем или иным видом ресурса.
- Развить навыки работы с дополнительной литературой и Интернетом.
- Научиться распределять обязанности, работать в малых группах.
- Приобрести умения систематизировать и обобщать пройденный материал, составлять характеристики географических объектов.
8. Научиться, используя полученные на уроке знания, с помощью средств Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft Power Point подготовить презентацию, реферат, доклад, плакат и т. д.
Затруднения, возникшие при организации проектной деятельности обучающихся:
- выбрать главное в большом объёме собранной информации;
- обобщить и систематизировать нужную информацию.
Возможности развития проекта
Использование собранного материала и презентации возможно на уроках по физической и экономической географии, экологических кружках и клубах, при подготовке к олимпиадам.
Цель урока – расширить знания обучающихся о природных ресурсах России.
Тип урока – урок применения предметных умений. Модель учебного занятия в условиях реализации технологии проектной деятельности.
Учебно – воспитательные задачи:
- Образовательные: определить роль природных ресурсов в жизни и хозяйственной деятельности человека; познакомить с различными классификациями природных ресурсов.
- Развивающие: научить классифицировать природные ресурсы по различным признакам; познакомить с разнообразием ресурсов России и их хозяйственной оценкой; продолжить формирование умений «читать карту».
- Воспитательные: воспитывать самостоятельность, индивидуальность; способствовать профориентации.
Оборудование: физическая карта России, карта «Полезные ископаемые России», географические атласы, презентация «Всемирное наследие России»
Эпиграф к уроку:
«Все лучшее в природе принадлежит всем вместе».
I (1-2 мин) | Организация класса | Рассадка обучающихся по рабочим группам, выбор (с учётом интересов обучающихся) предлагаемых тем, проверка присутствия обучающихся на уроке | Подготовка к уроку, подготовка учебных принадлежностей и источников географических знаний. В каждой группе выбирают лидера. |
II (4-5 мин) | Актуализация опорных знаний Проверка домашнего задания | Объясняет тему урока, формулирует цели и задачи. Активизирует деятельность по домашнему заданию. Использование приёмов «Покопаемся в памяти», «ключевые слова» | Принимают информацию к сведению Отвечают на поставленные вопросы |
III (2 мин) | Мотивация учебной деятельности | Представляет эпиграф к уроку (написан на доске). Постановка проблемы для каждой из групп. Предлагает воспользоваться готовыми технологическими картами. | Высказывают своё отношение, обсуждают мысль автора. Ставят перед собой цель. |
IV (14-17 мин) | Работа в группах(парах) | Объясняет условия работы в группах, контролирует ход выполнения. Организует защиту и дискуссию по результатам работы | Выполняют задание с использованием технологической карты и различных источников географической информации. Анализируют полученные результаты в ходе межгрупповой социализации и презентуют новый продукт (мини-проект), формулируют выводы по своей теме. |
V(2 мин) | Физминутка | Организовывает действия на глаза с офтальмотренажёром | Выполняют указания учителя |
VI (2 мин) | Приём «Творческая лаборатория» | Организует работу по оформлению эскиза представления | Работают в группе по оформлению работы, корректируют, дополняют друг друга |
VII (5 мин) | Заключительное слово учителя. Рефлексия учебной деятельности. | Делает выводы по теме урок Побуждает обучающихся на поиск ответов, самооценку и оценку совместной деятельности | Отмечают комфортность условий работы в группах и оценивают свою деятельность на уроке. Присвоение новой информации. Целостное осмысление, обобщение полученной информации учеником. |
VIII IX (2-3 мин) | Подведение итогов. | Комментирует оценки и выставляет их в дневник | Подают дневники для выставления оценок. |
Технологические карты для обучающихся
Группа 1. «Геологи»
По образному выражению академика А. Е. Ферсмана, ныне к ногам человечества сложена вся периодическая система Менделеева.
Цель: Составить ЭГХ минеральным ресурсам России
Задания:
- Изучить классификации данного вида ресурсов по происхождению (генезису), исчерпаемости (экологическая), по степени изученности, по величине запасов
- Обобщить и систематизировать полученную информацию в виде ЛОК (на стр. 35 учебника рис. 12).
- По тематическим картам атласа и справочным материалам определить место России в мире по запасам и добыче отдельных видов минерального сырья.
- На основе полученной информации составить сводную таблицу.
- Ответьте на вопрос: «Минеральные ресурсы: дoстаточно ли их?»
- Сделайте презентацию.
Группа 2. «Почвоведы»
Цель: составить ЭГХ почвенным и земельным ресурсам России.
Задания:
- Изучить статистические данные по предложенному виду ресурсов.
- Распределить земельную площадь по видам угодий и составить полосовую диаграмму.
- Выявить размещение почвенных и земельных ресурсов по территории страны по тематическим картам атласа.
- Изучить проблемы Нечерноземья. Предложить свои пути решения проблемы.
- Ответить на вопрос: «Какие почвы дают около четверти всей продукции земледелия и почему?» и «Почему они нуждаются в охране?»
- Сделайте презентацию.
Группа 3. «Лесоводы»
Цель: составить ЭГХ лесным ресурсам России.
Задания:
- Изучить тематические карты «Природные зоны» 8 класса и «Лесная промышленность» 9 класса.
- Выявить размещение ресурсов по территории страны и их видовое разнообразие.
- Ответить на вопросы: «Какие основные породы преобладают в составе лесов России? «Какие районы называют лесоизбыточными и лесодефицитными?», «Какие проблемы возникают при использовании лесных ресурсов?»
- Дайте экологическую оценку лесных ресурсов.
- Сделайте презентацию.
Группа 4. «Гидрологи»
Цель: составить ЭГХ водным ресурсам России.
Задания:
- Изучите распределение речного стока по карте России .
- Найдите на карте крупнейшие реки, озёра и водохранилища, которые играют важную роль в хозяйстве страны и жизни людей.
- Найдите материал о проблемах использования и водопотребления.
- Составьте пары-соответствия «река-город»
- Ответить на вопрос «В чём суть проблемы пресной воды?»
- Сделайте презентацию
Группа 5. «Агроклиматологи»
Цель: составить ЭГХ агроклиматическим ресурсам России .
Задания:
1. Изучите карту атласа «Агроклиматические условия России», сделайте анализ.
#1042;ыделите главные районы земледелия, изучив карты «Зерновые культуры. Технические культуры», учебник на с. 151, см. табл.10)
3. Раскройте взаимосвязь возникших проблем.
#1054;тветить на вопрос «Считаете ли вы агроклиматические ресурсы России благоприятными?», «Почему?»
5. Сделайте презентацию.
Группа 6. «Экологи»
Цель: составить эссе «природные ресурсы будущего».
Задания: Изучите вопросы рационального и нерационального природопользования.
2. Выделите главные экологические проблемы, возникающие при использовании природных ресурсов и их причины.
3. Раскройте взаимосвязь возникших проблем.
4. Предложите пути решения этих проблем.
5. Сделайте презентацию.
Группа 7. «Экскурсоводы»
Цель: составить маршрут путешествия по городам Золотого кольца или объектам Всемирного культурного и природного наследия на территории России»
- Изучите таблицу 4 на стр. 47 в учебнике наследие «Объекты Всемирного и культурного и природного наследия на территории России» и карты атласа «Культурное наследие» по регионам
- Найдите на карте древние города Золотого кольца России
- Найдите интересный материал о достопримечательностях каждого города (интереснейших объектах и достопримечательностях , великих и известных людях, старых и новых названиях городов и т.д.).
- Составьте мнемоническую формулу по этим городам, чтобы облегчить их запоминание (например, всем известное: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан»).
- Отгадайте мою формулу: «Сколько Величия И Красоты! Я Рада Посетить Сокровища Природы!
- Сделайте презентацию.
Этапы исследовательской работы (для всех, на каждую группу)
Этап | Название этапа | Деятельность участников проекта |
I этап | Погружение в проект | Подумать, в чём суть проблемы (значимость, актуальность, реалистичность) |
II этап | Организация деятельности |
|
III этап | Осуществление деятельности | Выполнить работу участникам проекта (собрать и систематизировать материал). Скорректировать и доработать материал. Подготовить к рецензированию. |
IV этап | Презентация | Представить результат проделанной работы |
V этап | Подведение итогов | Оценить работу, возможность продолжить начатую работу, перспективность. Планирование новых исследований |
VI этап | Практическая значимость | Предположить где можно применить результаты исследования |
VII этап | Рефлексия | Выявить трудностями, с которыми столкнулись. Оценить себя и других участников проекта |
Алгоритм проведения проекта
№ | Алгоритм | Пример |
1. | Название проекта | Природные ресурсы России (мини – тема группы) |
2. | Тема (раздел) в рамках которого разрабатывался проект | Россия на карте мира. Природные условия и ресурсы России |
3. | Типология проекта | Практико-ориентированный, групповой, межпредметный, средней продолжительности |
4. | Цель, поставленная учителем при организации работы над проектом | Создать условия и мотивацию для углубления и систематизации знаний по теме «Природные ресурсы России» |
5. | Цель, поставленная обучающимися при работе над проектом | Составить презентацию по теме «Природные ресурсы» (мини – тема группы) |
6. | План организации проектной деятельности обучающихся | Работа в малых группах с технологическими картами для обучающихся |
7. | Ожидаемый результат работы над проектом | #1054;бчающиеся должны усвоить знания по проблеме исчерпаемости природных ресурсов и значимости Объектов Всемирного наследия. #1059;знать размещение природных ресурсов по территории страны и примеры рационального и нерационального использования природных ресурсов. #1059;знать дополнительный материал, выходящий за рамки учебников. #1053;аучиться анализировать вопросы обеспеченности территории тем или иным видом ресурса. #1056;азвить навыки работы с дополнительной литературой и Интернетом. #1053;аучиться распределять обязанности, работать в малых группах. #1055;риобрести умения систематизировать и обобщать пройденный материал, составлять характеристики географических объектов. 8. Научиться, используя полученные на уроке знания, с помощью средств Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft Power Point подготовить презентацию, реферат, доклад, плакат и т. д. |
8. | Затруднения, возникшие при организации проектной деятельности обучающихся | Выбрать главное в большом объёме собранной информации; -обобщить и систематизировать нужную информацию. |
Литература
- Алексеев А. И., Николина В. В. География: население и хозяйство России. М., Просвещение, 2004.
- География. 9-11 классы: проектная деятельность учащихся / авт. - сост. Н. В. Яковлева. – Волгоград: Учитель, 2008.
- Даутова О. Б., Крылова О. Н. Современные педагогические технологии в профильном обучении. Учеб. – метод. пособие для учителей / Под ред. А. П. Тряпициной. СПб.: КАРО, 2006.
- Дронов В. П., Ром В. Я. География. Население и хозяйство России. М., Дрофа, 2001.
- Природопользование: Пробный учебник для 10-11 классов профильных школ/ Н. Ф. Винокурова и др. М., Просвещение, 1995.
- Советова Е. В. Эффективные образовательные технологии / Е. В. Советова. – Ростов н / Д: Феникс, 2007.
- Формирование проектных умений школьников: практические занятия / авт. – сост. С. Г. Щербакова. – Волгоград: Учитель, 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование по курсу "География России.Население и хозяйство" 9 класс.
Рабочая программа по курсу "География России. Население и хозяйство" по учебнику В.П. Дронова и В.Я. Рома....

Рабочая программа по учебному курсу "География России. Население и хозяйство. 9 класс." Базовый уровень.
Рабочая программа рассчитана на 70 ч из расчета 2-х учебных часов в неделю...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «География России. Население и хозяйство. 9 класс» базовый уровень
Данная программа разработана на основе1. Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"2. Федерального государственного стандарта основного общего...

«Слава русской старине»: быт и нравы русских людей XVII века. Урок-проект по курсу Истории России в 7 классе.
Конспект и презентация урока-проекта по Истории России в 7 классе. Дидактические материалы....

Конспект урока по географии в 9 классе «Географическое положение и природные ресурсы Северо-Западного региона» Учитель географии: Табунова Т. Ю.
Урок «Географическое положение и природные ресурсы Северо-Западного региона».Цели урока:Образовательные: определить особенности ГП, природы региона; создать знаковую модель при...

Мини-проект как средство формирования УУД на уроках географии в курсе «География России»
Примеры использования проектной деятельности на уроках географии при изучении курса "География России"....

Статья на тему "Провоцирующие задачи как средство предупреждения ошибок при обучении географии на примере курса "География России.Население и хозяйство"
Статья на тему "Провоцирующие задачи как средство предупреждения ошибок при обучении географии на примере курса "География России.Население и хозяйство"....