РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «География России. Население и хозяйство. 9 класс» базовый уровень
рабочая программа по географии (9 класс)

Данная программа разработана на основе

1. Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

2. Федерального государственного стандарта основного общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897.

3. Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования /Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014г. №253 "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования"/
4. Программа основного общего образования по географии.5-9классы. Авторы И.И, Баринова, В.П.Дронов, И.В. Душина, Л.Е.Савельева.
5.Рабочие программы. География.5-9 классы: учебно-методическое пособие/сост.С.В.Курчина.-М.:Дрофа,2014
6. Примерные программы по учебным предметам. География. 5-9 классы [Текст]. - 3-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2011. – 75 с. -- (Стандарты второго поколения).
7.Примерной программы основного общего образования по географии, 2010г.
8. Учебного плана МБОУ «Кирилловская средняя школа» на 2019- 2020 учебный год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_geografii_9_klass_2019-2020.docx42.73 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Кирилловская средняя школа имени Героя Советского Союза Л.И.Головлева» Рославльского района Смоленской области

«Рассмотрена» протокол № 1

от « 25»  августа 2019 г. Руководитель ММО

                        / Буханова М.А../

«Принята»

педагогическим советом

Протокол №  1        

от «30» августа 2019        г.

«Утверждена»

приказом от  «31»  августа 2019 г.

 40-З. ОД        

Директор

                          / Н.И.Якубов /

РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА

по учебному курсу «География России. Население и хозяйство. 9 класс»

(предмет)

базовый уровень

на 2019-2020 учебный год

Полякова Ольга Вячеславовна

Количество часов:

Всего  часов – 68 ч.

В неделю -2 ч.

Из них:

Контрольных работ - 3

Практических работ - 10

Промежуточная аттестация (контрольная работа)

  д. М. Кириллы.  

  2019 год


Данная программа разработана на основе

1. Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

2. Федерального государственного стандарта основного общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897.

3. Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования /Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014г. №253 "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования"/
4. Программа основного общего образования по географии.5-9классы. Авторы И.И, Баринова, В.П.Дронов, И.В. Душина, Л.Е.Савельева.
5.Рабочие программы. География.5-9 классы: учебно-методическое пособие/сост.С.В.Курчина.-М.:Дрофа,2014
6. Примерные программы по учебным предметам. География. 5-9 классы [Текст]. - 3-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2011. – 75 с. -- (Стандарты второго поколения).
7.Примерной программы основного общего образования по географии, 2010г.
8. Учебного плана МБОУ «Кирилловская средняя школа» на 2019- 2020 учебный год.

Используемый УМК

  1. Учебник – География: География России. Население и хозяйство. 9 класс В.П.Дронов, В.Я.Ром  /М: «Дрофа» 2017г
  2. Рабочая тетрадь для 9 класса, автор В.П.Дронов М: «Дрофа» 2017г
  3. Атлас. География России. 9 класс.
  4. Контурная карта. География России. 9 класс. 
  5. Ресурсы единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (www.sc.edu.ru).



 

  1. Требования к уровню подготовки обучающихся

Планируемые результаты освоения учебного предмета включают:

Личностным результатом обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения:

– ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции:

  • гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;
  • осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
  • осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
  • представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире;
  • осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;
  • осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

      гармонично развитые социальные чувства и качества:

  • умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
  • эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;
  • патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
  • уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;
  • готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями;

– образовательные результаты – овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.

Средством развития личностных результатов служит учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на понимание собственной деятельности и сформированных личностных качеств:

– умение формулировать своё отношение к актуальным проблемным ситуациям;

– умение толерантно определять своё отношение к разным народам;

– умение использовать географические знания для адаптации и созидательной деятельности.

Метапредметными результатами изучения курса «География» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

– способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;

– умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты (9 класс): 

  • самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности;
  • выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели;
  • составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
  • подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель;
  • работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и  дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер);
  • планировать свою индивидуальную образовательную траекторию;
  • работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет);
  • свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий.
  • в ходе представления проекта давать оценку его результатам;
  • самостоятельно осознавать  причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;.
  • уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности;
  • организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;
  • умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

– формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

– умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий (9 класс):

  • анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия;
  • давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала;
  • осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений;
  • обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
  • создавать модели с выделением существенных характеристик объекта, преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
  • представлять  информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков;
  • преобразовывать информацию  из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации. представлять информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата;
  • понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты;  гипотезы, аксиомы, теории. для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приёмы слушания;
  • самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности;
  • уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы.

Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на:

  • осознание роли географии в познании окружающего мира и его устойчивого развития;
  • освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира и его отдельных регионов, на основе которых формируется географическое мышление учащихся;
  • использование географических умений для анализа, оценки, прогнозирования современных социоприродных проблем и проектирования путей их решения;
  • использование карт как информационных образно-знаковых моделей действительности.

Коммуникативные УУД: 

  • отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;
  • в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
  • учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
  • понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты;  гипотезы, аксиомы, теории;
  • уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Средством  формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.

Предметными результатами программы по географии являются:

  • определять роль современного комплекса географических наук в решении современных научных и практических задач;
  • выявлять и оценивать географические факторы, определяющие сущность и динамику важнейших природных, социально-экономических и экологических процессов;
  • проводить простейшую географическую экспертизу разнообразных природных, социально-экономических и экологических процессов;
  • прогнозировать изменения географических объектов, основываясь на динамике и территориальных особенностях процессов, протекающих в географическом пространстве;
  • прогнозировать закономерности и тенденции развития социально-экономических и экологических процессов и явлений на основе картографических источников информации;
  • использовать геоинформационные системы для получения, хранения и обработки информации;
  • составлять комплексные географические характеристики природно-хозяйственных систем;
  • создавать простейшие модели природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, явлений и процессов;
  • интерпретировать природные, социально-экономические и экологические характеристики различных территорий на основе картографической информации;
  • прогнозировать изменения геосистем под влиянием природных и антропогенных факторов;
  • анализировать причины формирования природно-территориальных и природно-хозяйственных систем и факторы, влияющие на их развитие;
  • прогнозировать изменение численности и структуры населения мира и отдельных регионов;
  •  анализировать рынок труда, прогнозировать развитие рынка труда на основе динамики его изменений;
  • оценивать вклад отдельных  регионов в мировое хозяйство;
  • оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития;
  • выявлять особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;
  • понимать принципы выделения и устанавливать соотношения между государственной территорией и исключительной экономической зоной России;
  • давать оценку международной деятельности, направленной на решение глобальных проблем человечества.

 

Ученик овладеет :

  • различать (распознавать, приводить примеры) демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения России и отдельных регионов; факторы, определяющие динамику населения России, половозрастную структуру, особенности размещения населения по территории страны, географические различия в уровне занятости, качестве и уровне жизни населения;
  • использовать знания о естественном и механическом движении населения, половозрастной структуре, трудовых ресурсах, городском и сельском населении, этническом и религиозном составе населения России для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни;
  • находить и распознавать ответы на вопросы, возникающие в ситуациях повседневного характера, узнавать в них проявление тех или иных демографических и социальных процессов или закономерностей;
  • различать (распознавать) показатели, характеризующие отраслевую; функциональную и территориальную структуру хозяйства России;
  • использовать знания о факторах размещения хозяйства и особенностях размещения отраслей экономики России для объяснения особенностей отраслевой, функциональной и территориальной структуры хозяйства России на основе анализа факторов, влияющих на размещение отраслей и отдельных предприятий по территории страны;
  • объяснять и сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионов России;
  • сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионов России;
  • сравнивать показатели воспроизводства населения, средней продолжительности жизни, качества населения России с мировыми показателями и показателями других стран;
  • уметь ориентироваться при помощи компаса, определять стороны горизонта, использовать компас для определения азимута;
  • описывать погоду своей местности;
  • объяснять расовые отличия разных народов мира;
  • давать характеристику рельефа своей местности;
  • уметь выделять в записках путешественников географические особенности территории
  • приводить примеры современных видов связи, применять  современные виды связи для решения  учебных и практических задач по географии;
  • оценивать место и роль России в мировом хозяйстве.

Ученик получит возможность:

  • создавать простейшие географические карты различного содержания;
  • моделировать географические объекты и явления;
  • работать с записками, отчетами, дневниками путешественников как источниками географической информации;
  • подготавливать сообщения (презентации) о выдающихся путешественниках, о современных исследованиях Земли;
  • ориентироваться на местности: в мегаполисе и в природе;
  • использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
  • приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;
  • воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;
  • составлять описание природного комплекса;выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, происходящих в географической оболочке;
  • сопоставлять существующие в науке точки зрения о причинах происходящих глобальных изменений климата;
  • оценивать положительные и негативные последствия глобальных изменений климата для отдельных регионов и стран;
  • объяснять закономерности размещения населения и хозяйства отдельных территорий в связи с природными и социально-экономическими факторами;
  • оценивать возможные в будущем изменения географического положения России, обусловленные мировыми геодемографическими, геополитическими и геоэкономическими изменениями, а также развитием глобальной коммуникационной системы;
  • давать оценку и приводить примеры изменения значения границ во времени, оценивать границы с точки зрения их доступности;
  • делать прогнозы трансформации географических систем и комплексов в результате изменения их компонентов;
  • наносить на контурные карты основные формы рельефа;
  • давать характеристику климата своей области (края, республики);
  • показывать на карте артезианские бассейны и области распространения многолетней мерзлоты;
  • выдвигать и обосновывать на основе статистических данных гипотезы об изменении численности населения России, его половозрастной структуры, развитии человеческого капитала;
  • оценивать ситуацию на рынке труда и ее динамику;
  • объяснять различия в обеспеченности трудовыми ресурсами отдельных регионов России
  • выдвигать и обосновывать на основе анализа комплекса источников информации гипотезы об изменении отраслевой и территориальной структуры хозяйства страны;
  • обосновывать возможные пути решения проблем развития хозяйства России;
  • выбирать критерии для сравнения, сопоставления, места страны в мировой экономике;
  • объяснять возможности России в решении современных глобальных проблем человечества;
  • оценивать социально-экономическое положение и перспективы развития России.

  1. Содержание учебного предмета

  1. МЕСТО РОССИИ В  МИРЕ  (5 часов)

Умение сравнивать ГП России и других стран, выявлять зависимость между ГП и особенностями заселения и хозяйственного освоения территории, определять границы РФ и приграничных государств по физической и политической картам, обозначать их на контурной карте, составлять описание границ РФ, выявлять недостатки и преимущества больших размеров территории страны. Сравнивать размеры и конфигурацию государственной территории РФ и других стран, сопоставлять размеры территории, благоприятной для хозяйственной деятельности, России и других крупнейших стран мира, выявлять природные и экономические факторы развития хозяйства страны, связанные с обширностью российской зоны Севера, обсуждать различные точки зрения по оценке государственной территории РФ

2. НАСЕЛЕНИЕ РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ (6 часов)

Выявлять особенности формирования государственной территории России, изменения её границ, заселения и хозяйственного освоения на разных исторических этапах. Анализировать карты для определения исторических изменений границ Российского государства. Характеризовать изменения национального состава России, связанные с ростом её территории.

: Определять место России в мире по численности населения на основе статистических данных. Анализировать графики изменения численности населения во времени с целью выявления тенденций в изменении темпов роста населения в России. Сравнивать особенности традиционного и современного типов воспроизводства населения. Сравнивать показатель естественного прироста в разных частях страны. Анализ и сравнение половозрастных пирамид в разные годы и в разных регионах страны.

Определять крупнейшие по численности народы России по статистическим данным, особенности размещения народов России. Сравнивать по тематическим картам географии крупнейших народов с политико-административным делением РФ. Исследовать по картам особенности языкового состава отдельных регионов России. Определять современный религиозный состав России по статистическим данным. Знать главные районы распространения религий.

ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИКИ  РОССИИ (3 часа)

Анализ схемы отраслевой и функциональной структуры хозяйства; устанавливать черты сходства и различия структуры хозяйства России от хозяйств экономически развитых и развивающихся стран мира.

Анализ и состав добывающей промышленности РФ, определять её отличия от других отраслей промышленности; выявлять по тематическим картам районы страны с высоким уровнем добывающей промышленности; анализировать классификацию природных ресурсов; определять уровень остроты экологических проблем разных регионов страны.

ВАЖНЕЙШИЕ МЕЖОТРАСЛЕВЫЕ КОМПЛЕКСЫ РОССИИ И ИХ ГЕОГРАФИЯ (26 часов)

Научный комплекс (1ч)

определять по статистическим данным доли РФ и других стран на мировом рынке наукоёмкой продукции, доли затрат стран на научные исследования; анализировать по картам географию городов науки; устанавливать по статистическим данным и картам районы России, лидирующие в науке и образовании; обсуждать проблемы утечки умов из России и путей её преодоления.

Машиностроительный комплекс  (4 ч)

анализировать зависимость между металлоёмкостью и трудоёмкостью продукции машиностроения; выявлять по картам главные районы размещения отраслей трудоёмкого и металлоёмкого машиностроения, районов, производящих наибольшую часть машиностроительной продукции, районов с наибольшей долей машиностроения в промышленности; составлять и анализировать схемы кооперационных связей машиностроительного предприятия

Военно-промышленный комплекс (1ч)

выявлять особенности географии размещения военного комплекса.

Топливно-энергетический комплекс (3 ч)

выявлять причинно-следственные связи в размещении гидроэнергетических ресурсов и географии ГЭС; анализировать таблицу «Типы электростанций»; высказывать мнение о зависимости величины потребления энергии от уровня социально-экономического развития страны; аргументировать необходимость экономии электроэнергии.

Комплексы, производящие конструкционные материалы и химические вещества (7 ч)

Классифицировать конструкционные материала, отрасли входящие в комплексы по их производству.

Агропромышленный   комплекс (3 ч)

Состав, место и значение агропромышленного комплекса и сельского хозяйства в экономике. Отличия сельского хозяйства от других отраслей хозяйства. Земельные ресурсы и сельскохозяйственные угодья, их структура. Сельское хозяйство и охрана окружающей среды. География основных отраслей земледелия и животноводства.

Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и центры. Предприятия пищевой промышленности и охрана окружающей среды.

Инфраструктурный комплекс (5 ч)

Состав, место и значение в хозяйстве. Универсальные и специализированные виды транспорта. Транспортная система. Типы транспортных узлов. Оценивание работы транспорта. Влияние на географию населения и хозяйства, состояние окружающей среды. Железнодорожный и автомобильный виды транспорта: место и значение в хозяйстве. Протяженность железных и автомобильных дорог, основные черты их географии. Морской и речной транспорт: место и значение в хозяйстве, распределение флота и портов между бассейнами, протяженность судоходных речных путей. Роль, значение связи в жизни страны.

Сфера обслуживания, ее роль в жизни населения. Проблемы.

Регионы России (25 часов)

Западный макрорегион – Европейская Россия (1 ч)

определение состава, особенностей географического положения, природа и природные ресурсы, население, хозяйство, место и роль в социально-экономическом развитии страны.

Центральная Россия (6 ч)

Состав территории. Преимущества географического положения, факторы формирования района в разное время. Столичное положение района

Особенности природы и природные ресурсы Центральной России, их влияние на заселение и хозяйственное освоение территории, рост городов. Качество жизни населения, демографические.

Москва – столица Российской Федерации. Радиально-кольцевая структура Москвы. Москва-крупнейший транспортный узел.

Европейский Север (3 ч)

Состав, особенности ГП. Оценка природных ресурсов и их использования. Этапы заселения,

формирования культуры народов, современного хозяйства. Характеристика внутренних различий районов и городов. Достопримечательности. Топонимика.

Европейский Юг – Северный Кавказ (3 ч)

Состав, особенности ГП. Оценка природных ресурсов и их использования. Этапы заселения,

формирования культуры народов, современного хозяйства. Характеристика внутренних различий районов и городов. Достопримечательности. Топонимика

Поволжье (3 ч)

Состав, особенности географического положения, его влияние на природу, хозяйство и жизнь населения. Специфика природы. Население: численность, естественный прирост и миграции, специфика расселения, национальный состав, традиции и культура. Города. География важнейших отраслей хозяйства. Экономические, социальные и экологические проблемы. Место и роль района в социально –экономическом пространстве страны.

Урал (4 ч)

Определять  наличие ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира; составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Восточный макрорегион - Азиатская Россия (5 ч)

Определять  наличие ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира; составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.


Календарно-тематический план

Часов в неделю - 2, в год - 68

Контрольныхработ–3
Практических работ – 10

Дата/ план

Дата/факт

№ по теме/разделу

Тема (количество часов по теме)

  МЕСТО РОССИИ В  МИРЕ  (4 часа)

1

1

Место России в мире. Политико-государственное устройство Российской Федерации.

Практическая работа №1.

2

2

Географическое положение и границы России.

Практическая работа № 2: «Сравнение ГП РФ с другими странами».

3

3

Экономико-и транспортно-географическое геополитическое и эколого-географическое положение России.

4

4

Государственная территория России.

5

5

Входная контрольная работа.

НАСЕЛЕНИЕ РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ (6 часов)

6

1

Исторические особенности заселения и освоения территории России.

7

2

Численность и естественный прирост населения.

Практическая работа № 3 «Составление сравнительной характеристики половозрастного состава населения регионов России».

8

3

Национальный состав населения России.

9

4

Миграция населения.

Практическая работа № 4 «Характеристика особенностей миграционного движения населения России».

10

5

Городское и сельское население. Расселение населения.

11

6

Проверочная работа по темам 1,2.

ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИКИ  РОССИИ (3 часа)

12

1

География основных типов экономики на территории России.

13

2

Проблемы природно-ресурсной основы экономики России

14

3

Россия в современной мировой экономике. Перспективы развития России

ВАЖНЕЙШИЕ МЕЖОТРАСЛЕВЫЕ КОМПЛЕКСЫ РОССИИ И ИХ ГЕОГРАФИЯ (24 часа)

15

1

Научный комплекс.

Машиностроительный комплекс  (4 часа)

16

1

Роль, значение и проблемы развития машиностроения.

17

2

Факторы размещения отраслей машиностроения.

18

3

География машиностроения.

Практическая работа № 5 «Определение главных районов размещения предприятий трудоёмкого и металлоёмкого машиностроения».

19

4

Военно-промышленный комплекс.

Топливно-энергетический комплекс (3 часа)

20

1

Роль, значение и проблемы ТЭК.

21

2

Топливная промышленность.

Практическая работа № 6

Составление характеристики одного из угольных бассейнов по картам и статистическим материалам.

22

3

Электроэнергетика России.

Комплексы, производящие конструкционные материалы и химические вещества (7 +1 часов)

23

1

Состав и значение комплексов.

24

2

Металлургический комплекс.

25

3

Факторы размещения предприятий металлургического комплекса. Черная металлургия.

26

4

Цветная металлургия. Практическая работа № 7

Определение по картам главных факторов размещения металлургии меди и алюминия.

27

5

Химико-лесной комплекс. Химическая промышленность.

28

6

Факторы размещения химических предприятий.

Практическая работа №8 «Составление характеристики одной из баз химической промышленности по картам и статистическим материалам»

29

7

Лесная промышленность.

30

8

Проверочная работа по теме: Комплексы, производящие конструкционные материалы и химические вещества.

Агропромышленный   комплекс (3 часа)

31

1

Состав и значение АПК.

32

2

Земледелие и животноводство.

Практическая работа № 9 «Определение основных районов выращивания зерновых и технических культур».

33

3

Пищевая и легкая промышленность.

Инфраструктурный комплекс (5 часов)

34

1

Состав инфраструктурного комплекса. Роль транспорта.

35

2

Железнодорожный и автомобильный транспорт.

36

3

Водный и другие виды транспорта.

37

4

Связь. Сфера обслуживания.

38

5

Контрольная работа №3 "МОК"

Регионы России (25 часов)

Районирование России. Общественная география крупных регионов (1 часа)

39

1

Районирование России.

Западный макрорегион – Европейская Россия (1 ч)

40

1

Общая характеристика.

Центральная Россия (6 часов)

41

1

Состав, природа, историческое изменение географического положения. Общие проблемы.

42

2

Население и главные черты хозяйства.

43

3

Районы Центральной России. Москва и Московский столичный регион.

44

4

Центральная Россия.

45

5

Волго-Вятский и Центрально-Черноземный районы.

46

6

Северо-Западный район.

Европейский Север (3 часа)

47

1

Географическое положение, природные условия и ресурсы.

48

2

Население.

49

3

Хозяйство.

Европейский Юг – Северный Кавказ (3 часа)

50

1

Географическое положение, природные условия и ресурсы.

51

2

Население Северного

52

3

Хозяйство.

Поволжье (3 часа)

53

1

Поволжье: ЭГП, природные условия и ресурсы.

54

2

Население Поволжья.

54

3

Хозяйство Поволжья.

Урал (4 часа)

56

1

Урал. Географическое положение, природные условия и ресурсы.

57

2

Население Урала.

58

3

Хозяйство Урала.

59

4

Урок обобщения по теме: Западный макрорегион.

Восточный макрорегион - Азиатская Россия (5 часов)

60

Общая характеристика.

Этапы, проблемы и перспективы развития экономики.

61

Западная Сибирь.

62

Восточная Сибирь.

63

Дальний Восток.

64

Пр.р.10. Восточный макрорегион.

65

Урок обобщения по теме: Восточный макрорегион.

66

Промежуточная аттестация.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебному курсу «География России. Природа России»

За основу взята программа курса «География»,  автор - составитель программы Е.М Домогацких, второе издание (М.:ООО «Русское слово – учебник», 2013. ФГОС. Инновационная школа). Программа соответст...

Рабочая программа по учебному курсу «Литература» основного общего образования 7 класс (базовый уровень)

     Рабочая программа по литературе для 7 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного  общего образования (утвержден...

Рабочая программа по учебному курсу "География России. Население и хозяйство. 9 класс." Базовый уровень.

Рабочая программа рассчитана на 70 ч из расчета 2-х учебных часов в неделю...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «География 5 класс» базовый уровень.

Данная программа разработана на основе Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".Федерального государственного стандарта основного общег...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «География России. 8 класс» базовый уровень

Данная программа разработана на основе Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".Федерального государственного стандарта основного общег...

Рабочая программа Учебный курс – История. Россия и мир. 10 класс (базовый уровень)

Календарно-тематическое  планирование курса«Россия в мире»10 классПрограмма: О.В. Волобуев. Россия и мир с древнейших времен до конца ХХ века: Программы для образовательных учреждений...

Статья на тему "Провоцирующие задачи как средство предупреждения ошибок при обучении географии на примере курса "География России.Население и хозяйство"

Статья на тему "Провоцирующие задачи как средство предупреждения ошибок при обучении географии на примере курса "География России.Население и хозяйство"....