Конспект урока по географии в 9 классе «Географическое положение и природные ресурсы Северо-Западного региона» Учитель географии: Табунова Т. Ю.
план-конспект урока по географии (9 класс)
Урок «Географическое положение и природные ресурсы Северо-Западного региона».
Цели урока:
Образовательные: определить особенности ГП, природы региона; создать знаковую модель природно-ресурсного потенциала Северо-Западного района.
Развивающие: способствовать формированию информационной культуры учащихся; формировать умение работать с разными источниками географической информации; анализировать собранную информацию, логически доказывать географическое мышление школьников; формировать их картографическую грамотность.
Воспитательные: способствовать пробуждению познавательного интереса к изучению региона и социально-эмоциональных, патриотических чувств к своей Родине; развивать коммуникативную деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9_kl_urok.docx | 59.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Пречистенская средняя школа Гагаринского района
Конспект урока по географии в 9 классе
«Географическое положение и природные ресурсы
Северо-Западного региона»
Учитель географии: Табунова Т. Ю.
2019 г.
Урок «Географическое положение и природные ресурсы Северо-Западного региона».
Цели урока:
Образовательные: определить особенности ГП, природы региона; создать знаковую модель природно-ресурсного потенциала Северо-Западного района.
Развивающие: способствовать формированию информационной культуры учащихся; формировать умение работать с разными источниками географической информации; анализировать собранную информацию, логически доказывать географическое мышление школьников; формировать их картографическую грамотность.
Воспитательные: способствовать пробуждению познавательного интереса к изучению региона и социально-эмоциональных, патриотических чувств к своей Родине; развивать коммуникативную деятельность.
Тип урока: комбинированный – урок объяснения нового материала, повторения пройденного материала, закрепление полученных ранее и приобретенных на текущем уроке знаний, умений и навыков.
Оборудование: карты атласа 9 кл., контурные карты, учебник, тетрадь, проектор для показа презентации, компьютер, презентация.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Учитель:
Добрый день, дорогие ребята! Я рада видеть ваши сияющие глаза, и начинаем урок географии!
2. Проверка уровня усвоения материала прошлого урока. Тест, работа с картой.
3. Определение темы урока, вызов:
Учитель: Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с экономическими районами страны. Попробуйте угадать какой же район у нас сегодня по плану: «Он самый маленький по площади, имеет приграничное положение, Александр Невский одержал тут одну из великих побед России над захватчиками, Пётр 1 построил здесь город, который стал «окном в Европу», а сейчас это город-миллионер (в нём проживает половина населения района)». (Северо-Западный)
Учитель: Подумайте, пожалуйста, чему бы вы сами хотели сегодня на уроке научиться, что нового узнать? (каждый ученик делает запись в тетради)
Учитель: предлагаю вам выполнить задание из рубрики «Верите ли вы, что…?». Ваша задача – ознакомиться с утверждениями. Против утверждений, с которыми вы согласны, поставьте «+», напротив утверждений, с которыми вы не можете согласиться – «-».
Задания рубрики «Верите ли вы, что…?»
- это самый маленький по площади экономический район - 1,1% от площади России.
- в состав экономического района входят лишь 4 области и один из трёх городов федерального значения? - Ленинградская обл., Псковская обл., Новгородская обл., Калининградская обл., Санкт - Петербург
- район имеет приморское положение, он омывается Финским заливом Балтийского моря. Имеет морские порты Санкт-Петербург и Калининград. После распада СССР роль порта Санкт-Петербурга возросла, т.к. Россия потеряла незамерзающие порты Эстонии, Латвии, Литвы. И остались два порта Санкт-Петербург и Калининград.
- через систему каналов имеет выход в Волгу и в Белое море.
- соседи района – Северный (Европейский север) и Центральный районы.
- район имеет приграничное положение – он граничит с Финляндией, Эстонией, Латвией, Белоруссией, а Калининградская область с Литвой и Польшей.
- ЭГП района менялось. Район был рано заселен, т.к. находился на торговом пути “Из варяг в греки”. Вначале 17 в. выход в Балтийское море был закрыт шведами и только после победы в войне со шведами выход на Балтику был возвращен России.
- регион не богат природными ресурсами, природные условия малопригодны для развития сельского хозяйства.
4. Осмысление:
Практическое задание (на контурной карте)
а) выделите границу России красным цветом, границу районов – черным цветом;
б) подпишите названия соседних государств, районов, субъектов РФ.
в) подпишите административные центры областей.
Школьники выполняют работу, советуясь со своим соседом по парте, совместно приходят к определённым заключениям.
Учитель: Сделайте вывод о экономико-географическом положении района. (Северо-Западный регион имеет выгодное экономико-географическое положение).
Мультимедийная презентация «Природная специфика: сочетание возвышенностей и низменностей, влияние моря на климат, густая озерно-речная сеть. Район древнего заселения»
Учитель: дальнейшая работа будем по группам. Первая группа определяет климатические условия. С какими картами вы будите работать? (физическая, климатическая, почвенная). Вторая группа определяет ресурсную базу района. С какими картами будит работать эта группа? (почвенная, физическая, растительности)
Работа в группах по инструктивным карточкам Задание 1 группе: определить природные условия. Выполните задание в виде схемы ( кластера)
1. Местоположение на равнине_________________________________
2. Рельеф __________________________________________________
3. Климат: а) тип климата____________________________________
б) ср.t0 я ____________________, ср.t0 и ________________________
в) годовое количество осадков, увлажнение _____________________
г) почвы__________________________________________________
Сделать вывод:___________________________________________
Условия
Задание 2 группе: определить ресурсную базу
Природные ресурсы Северо-Западного района
Сделать вывод:_____________________________________________
Учитель: Подведем итог. Регион не богат природными ресурсами, природные условия малопригодны для развития сельского хозяйства.
5. Физминутка.
6. Викторина.
1)Какие области входят в состав Северо-Западного района?
( Ленинградская, Псковская, Новгородская, Калининградская).
2)Северо-Западный район имеет … положение (Приморское и пограничное).
3)Половина населения Северо-Запада проживает в … (Санкт-Петербурге)
4)Северо-Запад … природными ресурсами. ( не богат)
Не глядя на карту, выберите правильный ответ:
1) Какая область граничит с Латвией, Псковская или Новгородская?
(Псковская).
2) Какая область находится севернее Ленинградская или Новгородская?
(Ленинградская).
3) Какая область находится южнее Калининградская или Псковская?
(Псковская).
4) Какая область граничит с Карелией Псковская или Ленинградская?
(Ленинградская).
5) Дворцово-парковые ансамбли находятся в Калининграде или С.-Петербурге?
(С.-Петербурге).
6) В какой области находится Чудское озеро?
(Псковской).
Географическая задача из КИМов ОГЭ.
Почему на территории Приильменской низменности Новгородской области много болот и заболоченных земель? Укажите одну причину, связанную с климатическими особенностями, и одну причину, связанную с особенностями рельефа указанной территории. Ответ: в ответе должно говориться об избыточном увлажнении и плоском рельефе. Например: Увлажнение избыточное, рельеф плоский. Поэтому на низменности образуются болота.
7. Рефлексия.
Учитель: Сегодня на уроке вы изучили особенности географического положения и природные ресурсы Северо-Запада. Остаётся только ответить на вопросы, поставленные нами в начале урока, отвечают на вопросы из рубрики «Верите ли вы, что?»
8. Домашнее задание: целесообразно предложить ребятам выполнить творческое домашнее задание, так например, они могут составить кроссворд на тему «Природа Северо-Запада», или подготовить сообщение на тему « Дворцово-парковые ансамбли Санкт-Петербурга».
Использование приёма «Знаю, хочу знать, узнал».
Список использованной литературы
- Таможняя Е.А., Толкунова С.Г. География. 9 класс. – М. : Издательский центр «Вентана – Граф», 2015.
- Жижина Е.А. Поурочные разработки по географии 9 класс – М. : «ВАКО», 2015.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
- http://otherreferats.allbest.ru/ecology/00177648_0.html
- http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/69375
- http://xreferat.ru/112/1770-1-zagryaznenie-pochvy.html
- http://ru.wikipedia.org/wiki/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентации к уроку географии 7 класс "Географическое положение Африки"
Презентация к уроку "Географическое положение Африки" ...
Урок по географии 7 класс "Географическое положение. История открытия и исследования Южной Америки"
Конспект открытого урока по теме "Географическое положение. История открытия и исследования Южной Америки" Конспект с приложениями....
Конспект урока по географии 9 класс "Географическое положение Краснодарского края. Границы. Рельеф".
Урок для коррекционных школ. На уроке проводилась практическая раота "Обозначить на контурной карте России свою область"...
конспект урока географии в 8 классе "Географическое положение Австралии"
Тема урока: «Австралия. Географическое положение».Тип урока: урок сообщения новых знаний.Продолжительность урока 40 минут.Цель: познакомить учащихся с географическим положением Австралии....
Конспект урока по географии 5 класс "Географические координаты" с применением ИКТ и ЭОР
С 2013-2014 учебного года работаю по УМК А.А. Лобжанидзе География 5-6 класс, в состав которого входит диск. На диске в тексте каждого параграфа представлены ссылки Рисунок, Фото, Словарь, Анима...
Урок географии 7 класс "Географическое положение. История исследования Северной Америки"
Сисстемно-деятельностный подход в преподавании географии....
Урок географии 7 класс "Географическое положение и исследование материка Африка"
Цель:· Научить определять ФГП материка, давать характеристику по плану;· Развивать интерес к изучаемому ...