Мини-проект как средство формирования УУД на уроках географии в курсе «География России»
проект по географии (8 класс)

Бухарова Анна Валентиновна

Примеры использования проектной деятельности на уроках географии при изучении курса "География России".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mini-proekty_v_gegrafii_rossii.docx35.83 КБ

Предварительный просмотр:

Мини-проект как средство формирования УУД на уроках географии в курсе «География России»

В основе ФГОС нового поколения лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает в том числе активную учебно-познавательную деятельность обучающихся. С этой позиции метод проектов является одним из эффективных методов, т.к. так позволяет получить практически все метапредметные результаты обучения, описанные в стандарте, а предметом освоения становится не просто “базовый объем знаний”, а способы и средства деятельности и стоящая за ними культура проектирования и исследования.

Проекты многолики и многогранны. Сегодня технологию проектной деятельности в учебном процессе использует чуть ли не каждый учитель. И действительно, порой кажется, что выполнение проектов на уроках это и есть именно то, что требует от школы время.  Многие педагоги в недоумении, чем проектная деятельность отличается от научно-исследовательской, ведь элементы исследования всегда присутствуют в учебном проекте? Суть различия заключается в том, что проектную деятельность мы всегда организуем по схеме, и знаем конечный продукт, к получению которого ведем детей. А исследовательская деятельность отличается более высоким уровнем творчества обучающихся, исследование не имеет схемы, и учитель не знает конечного продукта, к которому придёт ученик, исследование может остановится на уровне выдвижении гипотез.

Проект- это особый вид познавательной деятельности обучающихся, характеризующийся следующими признаками:

  • наличие социально значимой задачи,
  • планирование действий по разрешению проблемы,
  • поиск информации, которая затем будет обработана и осмыслена обучающимися,
  • оформление “продукта”, представляющего результаты этой деятельности,
  • презентация “продукта” и его социальной значимости.

Учебные проекты по продолжительности классифицируют на:

  • мини-проекты,
  • краткосрочные,
  • долгосрочные.

Проектная деятельность обучающихся может занимать не весь урок по времени, а часть урока, использовать мини-проекты можно на разных типах урока. На мой взгляд, наиболее удачным для урока с применением мини-проектов являются повторительно-обобщающие уроки. Хотя использовать мини-проекты можно и на других типах, где определенная тема изучается в течение нескольких занятий. При работе можно использовать индивидуальную, парную и групповую работу. 

Я хочу остановиться на использовании мини-проектов для формирования метапредметных результатов обучения и УУД.

Как организовать работу над мини-проектом?

Использование на уроке мини-проектов решает многие задачи, которые в целом стоят перед проектной деятельностью:

  • обучение планированию (обучающийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы);
  • формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (обучающийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);
  • умение анализировать (креативность и критическое мышление);
  • умение составлять письменный отчет (обучающийся должен уметь составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии);
  • формировать позитивное отношение к работе (обучающийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).

Организация мини-проекта на уроке строго ограничена временем. За 40 минут урока обучающиеся, работая над мини-проектом, проходят весь алгоритм проектной деятельности: от наличия значимой проблемы до создания конечного продукта. Если разграничить мини-проект по этапам и времени, то на формулирование проблемы, темы, цели, планирование задач по достижению цели - 7 минут, если необходимо повторить ключевые знания для изучения нового материала, в этом случае обучающимся предлагается проблема и алгоритм действий по её решению. На планирование информационного поиска, извлечение информации и её обработки - 15 минут, 15 минут на защиту проекта, 3 минуты на озвучивания домашнего задания и рефлексию урока.

Для такого урока необходима очень тщательная подготовка учителя, т.к. ему надо учесть нюансы, которые могут возникнуть в ходе проведения урока.

Работа по созданию мини-проекта должна проходить следующие этапы:

  • Постановка проблемы, которая создает мотивационную основу у обучающихся создать мини-проект.
  • Планирование работы, где может быть предложена правило, алгоритм, описывающий последовательность действий, памятка о требованиях к проекту и о критериях оценивания.
  • Исследование, на котором обучающиеся выполняют задания, согласно правилу, алгоритму и делают вывод по результатам работы.
  • Представление мини-проекта одноклассникам, ответы на вопросы по проведенному исследованию.

Вот так выглядит наиболее часто используемый мною вариант организации работы над мини-проектами, рассчитанный на два последовательных урока. Ученики получают опережающее домашнее задание (отвечают на вопросы по теме). А на уроке решают поставленную учителем проблему, оформляя ее в виде творческой работы. Эти работы оцениваются и впоследствии вывешиваются на выставочный стенд.

Проект на 2 урока

Урок №1

Подготовительный этап.

Этап планирования.

Начало этапа исследования.

Д\З

Продолжение исследования.

Результаты.

Изготовление продукта.

Урок №2

Представление проектов.

Рефлексия.

Д/З

Оформление проектной работы.

Хочу представить разработку пары уроков “Путешествие по России” (для 8-х классов).

Тема

Путешествие по России

Тип уроков:

урок решения проектных задач.

Вид уроков:

урок-путешествие

Дидактическая задача уроков:

формирование умений применения теоретических положений в условиях решения практических задач

Цели уроков:

1. Образовательные:

-научить применять знания о рельефе, геологическом строении и полезных ископаемых России на практике;

- оперировать имеющимся потенциалом знаний в конкретной жизненной ситуации;

-закрепить умения и навыки работы с физической и тектонической картой России;

2. Воспитательные:

- вовлечь в активную деятельность;

- формировать культуру взаимоотношений между сверстниками;

- совершенствовать навыки общения.

3. Развивающие:

- совершенствовать умения работы с источниками знаний (учебником, атласом, доп.литературой, Интернет-источниками);

- совершенствовать навыки анализа умения выступать и защищать свою точку зрения;

- развивать творческие способности и познавательный интерес к окружающей жизни;

- развивать коммуникативные навыки работы в группах.

Оборудование

Компьютер, проектор, интерактивная доска, карты России, пакет документов для работы в группах, фотографии, доп.информация

Планируемые результаты

Продукт мини-проекта: контурная карта с маршрутом путешествия (выполняется каждым участником группы), туристическая листовка, (выполняется 1 на группу).

Форма работы

Групповая, группы по 5 человек

 

Этап урока

Ход урока

Формируемые метапредметные результаты

Формируемые УУД

Оргмомент

Предлагаю обучающимся на 1 урок организовать туристическую фирму, работающую по туристическим объектам России. Каждая группа- отдел турфирмы с начальником отдела и сотрудниками-географами.

Для координации деятельности предлагаю выбрать в каждой группе старшего научного сотрудника.

 

Коммуникативные (слушать и понимать речь других)

Постановка проблемы

На следующий урок к нам придет первый крупный клиент. Он желает выкупить у нас туристический пакет для организации географической практики студентов. Нам прислали критерии, которым должен соответствовать туристический продукт. А маршрутов путешествий у нас еще нет. Я, как директор турфирмы, даю вам задание: в авральном режиме, т.е. за 15 минут разработать туристический маршрут по России для студентов с целью изучения рельефа, геологического строения территории России. Все группы получат оценки за свои мини-проекты. На следующем уроке вам нужно будет представить свои маршруты.

 

Познавательные общеучебные, коммуникативные

Личностные (осознание обучающимися смысла учения)

Планирование

Пакет документов, который получает группа:

  1. План работы.
  2. Критерии, которым должен соответствовать разрабатываемый туристический продукт (в форме таблицы)
  3. Контурная карта России по количеству учеников.
  4. Иллюстративный и дополнительный материал

План работы:

  1. Определить название тура, цель тура и маршрут: 5 интересных объектов.
  2. Нанести маршрут на контурную карту, разработав систему специальных условных знаков.
  3. Разработать памятку туристу, путешествующему по маршруту “…”
  4. Красочно прорекламировать свой туристический продукт, используя иллюстрации, карту, статистические материалы.

Умения

-самостоятельно планировать пути достижения целей;

-соотносить свои действия с планируемыми результатами;

-организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

-  работать индивидуально и в группе

-Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений.

- Познавательные (постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера);

- Регулятивные планирование;

-Регулятивные прогнозирование (предвосхищение результата)

Исследование

Группы работают по плану, разрабатывая собственный туристический продукт.

Умения:

- создавать, применять и преобразовывать знаки, символы и схемы для решения учебных и познавательных задач;

- строить  логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;

- оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения.

Регулятивные:

- целеполагание,

- прогнозирование,

- контроль,

- коррекция,

- саморегуляция; Коммуникативные;

Познавательные.

Представление мини-проектов

Каждая группа представляет свой мини-проект.

На интерактивной доске дублируется маршрут путешествия. Обучающиеся задают вопросы, отвечают на них.

-Владение устной и письменной речью;

 -Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Регулятивные саморегуляция;

Коммуникативные;

Познавательные.

Рефлексия

Каждая группа заполняет таблицу рефлексии: соответствовал ли их мини-проект критериям, заявленным учителем (+, если соответствовал, - не соответствовал). Начальник отделов выставляет отметки за работу каждому сотруднику. Листок рефлексии, памятка туристу и индивидуальные контурные карты сдаются учителю, который выставляет окончательные отметки.

Проводится конкурс на самую интересную экскурсию, для этого на заранее выданных листочках каждый ученик указывает наиболее понравившийся маршрут, кроме своего. Учитель подсчитывает результаты и на следующем уроке поощряет победителей (отметкой или записью в дневники и т.д.)

Умение осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.

Регулятивные контроля и оценки, самооценки, коммуникативные

Результаты:

  1. Резко возросла познавательная активность обучающихся на уроке. 100 % учеников были вовлечены в активную проектную деятельность. Все получили положительные оценки. Слабые обучающиеся усвоили некоторые номенклатурные объекты.
  2. Основная дидактическая задача урока (формирование умений применения теоретических положений в условиях решения практических задач) была реализована.
  3. Цели урока были достигнуты.

Одновременно выявились и пробелы в освоении некоторых УУД. Как пример, можно привести то, что многие ученики отклонялись от собственной же цели работы. Например, вместо объектов рельефа, приглашали посетить водные объекты или культурно-исторические памятники (т.е. УУД регулятивные контроля). Таким образом, есть над чем работать и в формировании коммуникативных УУД, применение мини-проектов на уроках позволяет эффективно добиваться формирования метапредметных результатов обучения и УУД всех видов.

Заключение.

В заключении можно сказать, что одним из эффективных способов формирования метапредметных результатов являются мини-проекты. Школьники учатся находить информацию, анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Они учатся самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе, отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. Впоследствии собираюсь работать над этой темой, поскольку уже убедилась в эффективности данного метода.

Используемая литература

1. Кугут И.А. Лекции мастер-класса “Методика организации проектной деятельности”

2. Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. М.,2003

3. Славгородская Виолетта Алексеевна  Проектно-исследовательская  деятельность обучающихся на уроках географии и в рамках НУО в Вязовской ОШ Таловского района

Воронежской области.

4.    https://urok.1sept.ru/articles/631756 

5. https://nsportal.ru/shkola/geografiya/library/2014/03/10/kursovoy-proekt-tema-ispolzovanie-mini-proektov-dlya

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание рекламных проектов как средство формирования компетенций на уроках географии на примере урока в 7 классе «Воды Африки »

Создание рекламных проектов как средство формирования компетенций на уроках географии на примере урока в 7 классе «Воды Африки »ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ...

Рабочая программа по географии для 5 класса по курсу «География. Введение в географию" авторов Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенского, А.А. в соответствии с требованиями ФГОС

Программа курса "Введение в географию" для 5 класса составлена в соответствии с  требованиями ФГОС ООО. Структура программы соответствует новейшим требованиям к содержанию и структуре рабочей про...

Мини-проект как средство формирования УУД на уроках информатики

В разделе представлена презентация к выступлению по обобщению педагогоческого опыта на городском семинаре по теме: "Мини-проект как средство формирования УУД на уроках информатики"...

Методическая разработка. "Теория развития критического мышления как средство формирования УУД на уроках географии".

Критическое мышление - это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем  восприятия , понимания, объективности подхода к окружающему его информаци...

Урок - проект по курсу «География России. Население и хозяйство. Тема урока «Природные ресурсы»

Урок с использованием современной технологии проектов имеет направленность не только на интеграцию имеющихся фактических знаний, но и на их применение с учётом дифференцированного подхода и возможност...