Конспект по географии "План и масштаб" 6 класс география ОВЗ
план-конспект урока по географии (6 класс)
Задачи урока:
Личностные: формировать умение читать различные записи масштаба, применять понятие «масштаб» для определения размера объектов по плану и для составления плана крупных объектов.
Регулятивные: развивать логическое мышление на основе перевода размеров объектов в необходимый масштаб; коррегировать пространственную ориентировку на основе упражнений в составлении плана объектов.
Коммуникативные: воспитывать самостоятельность и аккуратность при выполнении измерительных и чертежных работ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_i_masshtab.docx | 49.66 КБ |
Предварительный просмотр:
6 класс.
География.
Тема урока: «План и масштаб».
Цель урока: дать представление о масштабе и его обозначении на плане; сформировать понятие о том, как используется план в практической деятельности человека.
Задачи урока:
Личностные: формировать умение читать различные записи масштаба, применять понятие «масштаб» для определения размера объектов по плану и для составления плана крупных объектов.
Регулятивные: развивать логическое мышление на основе перевода размеров объектов в необходимый масштаб; коррегировать пространственную ориентировку на основе упражнений в составлении плана объектов.
Коммуникативные: воспитывать самостоятельность и аккуратность при выполнении измерительных и чертежных работ.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: 4-5 рисунков различных предметов.
Ход урока.
1.Организационный момент:
Сегодня на уроке географии мы будем использовать математические знания. А так как математика любит точность, давайте будем ей соответствовать и проверим принадлежности, необходимые для урока (учитель называет учебные принадлежности: учебник, тетрадь, ручка, карандаш, линейка, ластик). Все на месте, начинаем урок.
2.Проверка домашнего задания по теме «Рисунок и план предмета»:
Беседа по вопросам:
- Что изучает география? (земную поверхность, природу, население и его хозяйственную деятельность)
- Какой раздел начали изучать? (План и карта)
- Какую тему изучили на прошлом уроке? (Рисунок и план предмета)
- Для чего нужен план?
-Что такое план?
-Как изображают предметы н6а рисунке?
-Чем отличается рисунок от плана?
Вставь в текст пропущенные слова:
На рисунке предметы изображают так, как мы видим их ___________(перед собой или сбоку).
На плане предметы изображают так, как будто мы смотрим на них ________ (сверху).
Итак, подведем итог:
- Для чего нужен план? (можно увидеть все, что есть в данной местности)
- Что показывают на плане поселка? (дома, дороги, улицы, магазины, а так же скверы или парки)
- Что показывают на плане сельского района? (леса, заросли кустарников, озера, реки, болота, родники, дороги, т.е. все, что есть в данной местности)
3. Сообщение теоретических сведений:
Сегодня на уроке я расскажу об использовании плана в практической деятельности человека. Мы начнем учиться чертить план, а для этого нам пригодятся знания о масштабе, которые вы получили на уроках математики. Познакомимся с различными записями масштаба на плане
Запись числа и темы в тетрадь: План и масштаб.
4. Изучение нового материала:
План нужен людям разных профессий. Пожарные имеют планы районов, городов, деревень, посёлков, служба газа — планы подземных газовых коммуникаций, служба водоканала — планы водопроводной и канализационной сетей. Есть планы у службы связи, у работников сельского хозяйства и лесников.
Имея на руках план-чертёж, можно решить, где строить новые города и посёлки, прокладывать линии электропередачи, телефонные кабели, трубы водопроводов и канализации, строить железные и шоссейные дороги, каналы, нефте-, газопроводы и ГЭС.
Чертить план без точных измерений расстояний нельзя.
- Чем можно измерить размеры предметов, расстояние на местности? (Линейкой, рулеткой, мерной лентой, шагами). Расстояние на местности можно измерять специальными приборами.
Чтобы сделать точный план, надо измерить длину и ширину предметов, расстояния между ними.
Практическая работа.
У каждого ученика на парте лежит ластик прямоугольной формы. Ребятам предлагается самостоятельно начертить план ластика в тетради.
-Что необходимо сделать, чтобы начертить план ластика в тетради? (Чтобы сделать точный план, надо измерить длину и ширину ластика, построить прямоугольник с данными размерами).
Учитель оказывает помощь слабым ученикам.
-Сможете ли вы начертить план стола так же, как план ластика? Почему? (Прямоугольник такого размера не уместится на странице)
Чтобы начертить большой предмет на листе бумаги, нужно уменьшить его размеры в одинаковое количество раз, то есть взять их в масштабе.
Что такое масштаб? (откройте учебник с.73, прочитайте)
Словарная работа.
Масштаб* — это число, которое показывает, во сколько раз расстояния на местности уменьшены при изображении их на плане. (Запись в тетрадь)
Для того чтобы знать, во сколько раз уменьшены предметы и расстояния на чертеже по сравнению с действительными на местности, масштаб указывают в нижнем правом углу плана.
Его записывают:
- цифрами 1 : 10
Говорят что масштаб чертежа один к десяти.
Это значит, что размеры уменьшены в 10 раз.
- цифрами и словами в 1см 100м
Читается масштаб: «В 1 сантиметре 100 метров».
Это означает, что 100 метров в действительности
на плане равны 1 сантиметру
- Иногда в углу плана можно увидеть шкалу с делениями и цифрами. Это тоже запись масштаба, она показывает, что в 1 сантиметре 100 метров.
Итак, что такое масштаб? (это число, которое показывает во сколько раз расстояние на
местности уменьшено при изображении его на плане)
- Где на плане записывают масштаб? (масштаб указывают в нижнем правом углу плана).
5. Физкультминутка:
- Зажмурьте изо всех сил глаза, а потом откройте их. Повторите это 4—6 раз.
- Поглаживайте в течение 1 мин веки кончиками (подушечками) пальцев.
- Делайте круговые движения глазами: налево — вверх — направо - вниз — направо— вверх — налево — вниз. Повторите упражнение 10 раз.
- Вытяните вперед руку с карандашом. Следите взглядом за кончиком карандаша, медленно приближая его к носу, а потом так же медленно отодвигая обратно. Повторите упражнение 5 раз.
6.Закрепление:
Начертите план учительского стола в масштабе в 1 сантиметре 10 сантиметров.
Для этого:
- Измерьте стол линейкой и запишите в тетради длину и ширину стола
Один ученик измеряет длину стола (110 см), другой ученик измеряет ширину стола (70 см)
- Самостоятельно разделите полученные числа на 10 (вспомнить правило деления на 10);
запишите ответы в тетради: длина стола на плане ________________(110см : 10 =11 см),
ширина стола на плане _______________(70 см : 10 = 7 см).
- Начертите план в тетради: (сильные учащиеся выполняют задание по плану самостоятельно, слабым оказывается пошаговая помощь)
- положите линейку горизонтально на лист тетради;
- от 0 вправо отложите отрезок, равный длине стола на плане;
- от начала первого отрезка вниз отложите второй отрезок, равный ширине стола на лане;
- достройте по линейке прямоугольник,
- запишите масштаб.
Итак, как чертить на плане большие предметы? (большие предметы надо чертить в уменьшенном виде, для этого надо выбрать масштаб)
- Какой масштаб использовали при построении плана учительского стола? (в 1 сантиметре 10 сантиметров)
- Где на плане записали масштаб? (в нижнем правом углу плана)
7. Итог урока:
- Что учились делать на уроке? (чертить план, читать масштаб)
- Для чего нужен план? (на плане видны все предметы)
- Как чертить на плане большие предметы? (большие предметы надо чертить в
уменьшенном виде, для этого надо выбрать масштаб)
- Что такое масштаб? (это число, которое показывает во сколько раз расстояние на
местности уменьшено при изображении его на плане)
- Где на плане записывают масштаб? (масштаб указывают в углу плана)
8. Задание на дом: стр. 72-73.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока математики в 6 классе по теме "Масштаб"
Цели урока:· обучающие: обеспечить усвоение математического определения масштаба на базе знаний из курса географии, усвоение формулы масштаба для трех т...
Конспект урока по теме" Масштаб" 6 класс
Конспект урока по теме" Масштаб" 6 класс...
Конспект урока по теме " Масштаб и его виды" 5 класс ФГОС
Урок по теме "Масштаб и его виды", разработан в соответствии с ФГОС при подготовке материала использовано методическое пособие к учебнику В.П.Дронова, Л.Е.Савельевой "География.Землеведение. 5-6...
План-конспект урока по теме "Масштаб". 6 класс
План-конспект урока по теме "Масштаб". 6 класс...
Конспект урока по теме "Масштаб" (6 класс)
Конспект открытого урока по теме "Масштаб", проведенного в 6 классе в рамках конкурса "Учитель года - 2015" в номинации "Педагогический дебют"...
Конспект-презентация по технологии "Перевёрнутый класс": география 10 класс. Тема "Численность и воспроизводство населения"
Данная презентация является одновременно и конспектом урока: все этапы и задания прописаны. Технология "Перевёрнутый класс" подразумевает самостоятельное изучение нового материала учащимися ...
Конспект урока математики в 6 классе "Масштаб"
Конспект урока математики в 6 классе "Масштаб"...