Конспект-презентация по технологии "Перевёрнутый класс": география 10 класс. Тема "Численность и воспроизводство населения"
план-конспект урока по географии (10 класс) на тему
Данная презентация является одновременно и конспектом урока: все этапы и задания прописаны. Технология "Перевёрнутый класс" подразумевает самостоятельное изучение нового материала учащимися дома и выполнение минимального домашнего задания. На уроке знания по данной теме расширяются, углубляются.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_14_chisl-t_i_vospr-vo_naseleniya.ppt | 392.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ТЕОРИЯ: Традиционный (патриархальный) Второй тип воспроизводства , «традиционный», или «патриархальный», доминирует в аграрном или на ранних стадиях индустриального общества. Главные отличительные черты — очень высокая рождаемость и смертность, низкая средняя продолжительность жизни. Многодетность является обычаем, способствует лучшей деятельности семьи в аграрном обществе. Высокая смертность — следствие низкого уровня жизни людей, тяжёлого труда и плохого питания, недостаточного развития образования и медицины. Современный Третий , не удовлетворяющий воспроизводству поколений, так называемый «современный» тип воспроизводства населения, порождается переходом от аграрной экономики к индустриальной. Этот тип воспроизводства характеризуется пониженной рождаемостью, близким к среднему уровнем смертности, низким естественным приростом и высокой средней продолжительностью жизни. Он характерен для экономически развитых стран с более высоким уровнем жизни и культуры жителей. Низкая рождаемость здесь тесно связана с сознательным регулированием размера семей, а на уровне смертности прежде всего сказывается высокий процент пожилых лиц. ЗАДАНИЯ: Подумайте, к какому типу воспроизводства относятся Костромская, Ивановская и Московская области РФ? Изучите данные РОССТАТа по Костромской области, определите естественный прирост КО по всем годам и сд елайте вывод. Год Родившихся в КО Умерших в КО ЕП в КО 2000 6167 14301 2005 6947 15004 2010 8104 11861 2011 8161 11001 2012 8508 10615 2013 8370 10588 2014 8231 10385
Год Родившихся в КО Умерших в КО ЕП в КО 2000 6167 14301 - 8134 2005 6947 15004 - 8057 2010 8104 11861 - 3757 2011 8161 11001 - 2840 2012 8508 10615 - 2107 2013 8370 10588 - 2218 2014 8231 10385 - 2154 Проверьте правильность определения ЕП в КО
Ответ: Костромская, Ивановская и Московская области РФ относятся к современному типу воспроизводства. Вывод: число родившихся и умерших сократилось, ЕП уменьшается. Но! Вцелом рождаемость увеличилась, смертность уменьшилась, что является положительным показателем для Костромской области.
Домашнее задание: С помощью текста учебника заполните пропуски в предложениях (Предложения записать полностью, вставленные слова подчеркнуть). Первый тип воспроизводства населения характеризуется __________________ показателями______________ и _____________________ и относительно ____________________ естественным приростом. 2) Второй тип воспроизводства населения характеризуется ____________________ показателями и _____________ и относительно _________________ естественным приростом. Дополнительное домашнее задание: Из приведенного ниже перечня стран выпишите страны, с первым и со вторым типом воспроизводства населения: Австрия; Индия; Иордания; Италия; Мозамбик; Судан; Таджикистан; Уганда; Филиппины; Эстония. Тест: (+/-) С помощью картосхемы типов воспроизводства населения в учебнике и данных в таблицах 12, 13, 15 Приложений определите правильность следующих утверждений (да/нет для каждой цифры): 1) Рождаемость в странах 1 типа воспроизводства ниже, чем в странах 2 типа восроизводства. 2) Смертность в странах 2 типа воспроизводства ниже, чем в странах 1 типа воспроизводства, поэтому естественный прирост в этих странах выше. 3) Рождаемость в странах 1 типа воспроизводства ниже, чем в странах 2 типа, а смертность – выше, поэтому естественный прирост в этих странах ниже.
Домашнее задание: С помощью текста учебника заполните пропуски в предложениях (Предложения записать полностью, вставленные слова подчеркнуть). 1) Первый тип воспроизводства населения характеризуется низкими показателями рождаемости и смертности и относительно низким естественным приростом. 2) Второй тип воспроизводства населения характеризуется очень высокими показателями рождаемости и смертности и относительно высоким естественным приростом.
Дополнительное домашнее задание: Из приведенного ниже перечня стран выпишите страны, с первым и со вторым типом воспроизводства населения: 1-ый тип: Австрия; Италия; Эстония. 2-ой тип: Индия; Иордания; Мозамбик; Судан; Таджикистан; Уганда; Филиппины.
Тест: (+/-) С помощью картосхемы типов воспроизводства населения в учебнике и данных в таблицах 12, 13, 15 Приложений определите правильность следующих утверждений (да/нет для каждой цифры): 1) Рождаемость в странах 1 типа воспроизводства ниже, чем в странах 2 типа восроизводства. 2) Смертность в странах 2 типа воспроизводства ниже, чем в странах 1 типа воспроизводства, поэтому естественный прирост в этих странах выше. 3) Рождаемость в странах 1 типа воспроизводства ниже, чем в странах 2 типа, а смертность – выше, поэтому естественный прирост в этих странах ниже. + - -
Численность и воспроизводство населения мира
Задание Распределите факторы рождаемости и смертности, заполнив таблицу: Показатели естественного движения Стимулирующие факторы Тормозящие факторы Рождаемость Смертность Рождаемость: отсутствие заметного влияния церкви на общество, заметная роль религии в обществе, высокий уровень экономического развития, низкий уровень образования и экономического развития, низкий уровень урбанизации, национальные традиции больших семей, высокая занятость женщин, низкая занятость женщин, высокий образовательный уровень. Смертность: социальная напряженность, социальная стабильность, неблагополучная экологическая обстановка, благоприятная экологическая обстановка, низкий уровень экономического развития, неразвитая система здравоохранения, развитая система здравоохранения и социального обеспечения, полноценное питание, отсутствие полноценного питания.
Показатели естественного движения Стимулирующие факторы Тормозящие факторы Рождаемость заметная роль религии в обществе, низкий уровень образования и экономического развития, низкая занятость женщин, национальные традиции больших семей, низкий уровень урбанизации высокий уровень экономического развития, высокая занятость женщин, высокий образовательный уровень, отсутствие заметного влияния церкви на общество Смертность низкий уровень экономического развития, неразвитая система здравоохранения, отсутствие полноценного питания, социальная напряженность, неблагополучная экологическая обстановка. развитая система здравоохранения и социального обеспечения, полноценное питание, социальная стабильность, благоприятная экологическая обстановка.
Какова численность населения мира? На основе анализа рисунка, сделайте вывод о том, как менялась численность населения мира в историческом развитии общества. Какой период можно выделить. «Нехватка пресной воды, нехватка земельных угодий, дефицит минеральных ресурсов, нехватка жизненного пространства.» Как вы думаете, что это за показатели населения?
Факторы, влияющие на демографические процессы Уровень соцально – экономического развития. Уровень урбанизации. Изменение статуса женщины. Увеличение доли старших возрастов («старение нации») Последствия войн и военных конфликтов. Эпидемии. Природные катастрофы.
Какие мероприятия помогают вычислить количество людей на земном шаре?
Тест (+/-)
Для первого типа воспроизводства населения характерны низкие уровни рождаемости и смертности В последнее время численность населения мира резко сократилось Самая высокая численность населения страны у Индии Уровень урбанизации влияет на рождаемость и смертность Рождаемость в странах 1 типа воспроизводства ниже, чем в странах 2 типа восроизводства
1 + 2 – 3 – 4 + 5 +
Домашнее задание: Ответьте письменно на вопросы: Кого в мире в целом больше: мужчин или женщин? Какую диаграмму используют для анализа полового и возрастного анализа населения? По какому типу делят страны при учёте количества национальностей в них? Составьте схему «Религии в мире» Дополнительное домашнее задание: С помощью текста учебника и карты «Религии мира» в атласе, а также наний, полученных в курсе истории, определите, приверженцы каких религий считают для себя священными перечисленные географические пункты (укажите страны, на территории которых они находятся): 1) Мекка________, 2) Иерусалим_______, 3) Лхаса_______, 4) Рим________, 5) Афон ________, 6) Вифлеем_______, 7) Медина________, 8) Лумбини__________, 9) Синай_______, 10) Фудзияма_________. Тест: 1)Укажите в предложенном списке стран Европы крупнейшую по численности населения страну: 1) Испания; 2) Венгрии; 3) Швеция; 4) Дания. 2) Укажите верные утверждения: 1) Около половины государств мира многонациональные; 2) США - самая многонациональная страна мира; 3) Индия – многонациональное государство; 4) Наиболее распространенный в мире язык – английский. 3) Установите соответствие: Официальный язык Страна 1) английский; А) Венесуэла 2) португальский; Б) Мали 3) испанский; В) Лаос 4) французский Г) Мозамбик Д) Нидерланды
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по географии 8 класса "Воспроизводство населения"
Урок "Воспроизводство населения" проводится при изучении темы "Россияне" в курсе "География России" по учебнику линии "Полярная звезда"...
Конспект урока географии в 10 классе на тему: "Численность и воспроизводство населения мира. Демографическая политика".
Представленный конспект урока географии в 10 классе на тему: «Численность и воспроизводство населения мира. Демографическая политика» имеет личностно – ориентированный подход. Вся работа на урок...
Конспект урока по географии на тему "Численность и воспроизводство населения. Демографическая политика". 10 класс
Разработка урока для 10 класса по теме «Численность и воспроизводство населения мира. Демографическая политика »....
Технологическая карта урока географии 10 класс Численность и воспроизводство населения мира
Урок интегрированный...
Урок для формирования читательской грамотности по географии в 8 классе по теме "Численность и воспроизводство населения России"
Проектирование урока в системно-деятельностном подходе, направленного на формирование читательской грамотности...