Конспект урока по теме "Масштаб" (6 класс)
план-конспект урока по математике (6 класс) на тему
Конспект открытого урока по теме "Масштаб", проведенного в 6 классе в рамках конкурса "Учитель года - 2015" в номинации "Педагогический дебют"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok.docx | 29.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Масштаб» Цели урока:
- систематизировать и закрепить понятие масштаба, известного из курса географии;
- сформировать умение решать задачи на нахождение расстояний на местности и на карте, зная масштаб карты;
- развить мыслительную деятельность учащихся на уроке;
- развить познавательный интерес учащихся на основе межпредметных связей;
- воспитывать трудолюбие.
Планируемые результаты:
Личностные УУД:
Формировать умение формулировать для себя учебную задачу, цель работы, оценивать возможные проблемы и находить их решение в рамках учебной задачи, оценивать свою деятельность.
Предметные УУД: уметь находить масштаб, применять понятие для возможного увеличения или уменьшения масштаба, определять необходимость применения понятия.
Метапредметные УУД:
Регулятивные:
Уметь распределять роли для решения общей задачи, оценивать результат.
Познавательные:
формировать умение работать с источниками информации, находить главное, искать способы решения и ставить вопросы с целью поиска решения проблемы.
Коммуникативные: формировать умение работать в коллективе, вести диалог и отстаивать свою точку зрения. Формировать умение составлять текст задачи по заданному сюжету.
Оборудование: Мультимедийный проектор, презентация, географические карты, глобусы, карточки с заданиями для работы в группах.
Этапы урока.
1.Организация начала урока (0,5 минуты).
2.Подготовка к основному этапу урока (7 минут).
3.Изучение нового материала, усвоение новых знаний и способов действий (12 минут).
4.Физкультминутка (1 минута).
5.Первичная проверка понимания (8 минут).
6.Применение знаний в новой ситуации (8 минут).
7.Контроль и самопроверка знаний (4 минуты).
8.Подведение итогов урока. Рефлексия. (4 минуты).
Оборудование:
- Экран;
- Мультимедийный проектор;
- Интерактивная доска;
- Карта Ростовской области;
- Карта мира;
- Глобус;
- Карточки с планом квартиры;
- Анкета самоанализа.
ХОД УРОКА
- Организационный момент (полминуты)
- Здравствуйте, ребята! Садитесь на свои места! Меня зовут Виктор Сергеевич и сегодня я проведу у вас урок математики…
2. Подготовка к основному этапу
- Вы, наверное, уже успели заметить, что я с собой принес на урок глобус и географическую карту!!!... Скажите, а на каком уроке вы уже успели с ними познакомиться?
- На уроках географии и истории…
- Да, но и карты, и глобус вы сейчас видите на уроке математики. Как вы считаете, какое отношение эти предметы могут иметь к математике?
- (выслушать мнения)
- Перед вами физическая карта мира. Что можно увидеть на этой карте?
- Города, страны, реки, моря…
- А давайте найдем на этой карте столицу нашей Родины – г. Москва. (позвать к доске) А теперь – г.С-Петербург . Измерь расстояние от Москвы до С-Петербурга на карте с помощью линейки и назови его в см.
- …
- Хорошо, а теперь найдем город Екатеринбург и измерим теперь расстояние между Москвой и Екатеринбургом на карте . (позвать к доске)
- …
- Какое расстояние оказалось больше?
- Между Москвой и Екатеринбургом.
- А так ли это в действительности, т.е. на местности, как вы считаете?
- Да.
- Какой вывод можно сделать?
- Чем больше расстояние на карте, тем больше расстояние и на местности.
- Правильно. Скажите, какими единицами измеряется расстояние?
- км, м, дм, см, мм…
- Верно, а можем ли мы выразить одни единицы измерения через другие?
- Да
- Для этого вспомним … (Смарт-приложение)
(двое по очереди работают на интерактивной доске, устанавливая соответствие между ед.измерения длин)
(Класс выполняет проверку)
Эти знания нам очень пригодятся на нашем уроке…
- С понятием расстояния вы уже неоднократно сталкивались на уроках математики, решая задачи на движение, а теперь можете сравнивать расстояния между населенными пунктами с помощью географической карты. Вы, наверно, уже догадались, какие школьные предметы можно между собой подружить?
- Математику и географию…
- Правильно. Давайте еще раз посмотрим на карту и ответим на вопрос: «Как же такая необъятная территория поместилась на такой небольшой карте, которую можно сложить и взять с собой в дорогу?»
- На карте изображение уменьшено
А какая величина показывает, во сколько раз изображение на карте уменьшено по отношению к реальным размерам?
- (прийти к понятию масштаба, выслушивая мнения каждого)
- Так как вы считаете, какая тема нашего сегодняшнего урока?
- «Масштаб»
3. Изучение нового материала (усвоение новых знаний)
Запишите на листах сегодняшнюю дату 27.01.15, «Классная работа», «Тема: «Масштаб»»
- Так что же показывает масштаб?
- Во сколько раз изображение на карте уменьшено по сравнению с размерами на местности…
- К примеру, что показывает масштаб 1:30000000 (записать на доске около карты) физической карты мира?
- Изображение на карте уменьшено в 30000000 раз, иначе: 1 см на карте соответствует 30000000 см на местности.
- А скажите, что с собой берут в поход туристы, чтобы ориентироваться на местности?
- Карту…
- А какую карту? Карта мира годится?
- Нет, карту местности (план данной местности)
Турист перед походом обязательно знакомится с планом местности, как вы думаете …для чего? …….
- Чтобы определить расстояние на местности
(Слайд 1 с задачами)
- А кто знает, как называют людей, которые составляют карты?
- …
- Их называют картографами, они вначале исследуют местность, и только потом наносят на бумагу ее уменьшенную копию вместе с условными обозначениями. Представим теперь, что мы должны сделать карту. Что для этого нужно знать?….
- ……….
- А если на нашей карте исчез случайным образом масштаб? (старая карта, у которой часть с масштабом вырвана, протерта)....Как определить масштаб?
- ….
- Тут на помощь приходят эксперты, которые нам помогут определить этот масштаб
Итак, все эти три ситуации определяют задачи, которые мы должны решить на нашем уроке
- Перед вами лежит карта Ростовской области. Давайте на правах экспертов проведем независимую экспертизу и проверим, правильно ли определен масштаб, указанный на ней. Предложите, как нам можно это узнать?
- (выслушать мнения)
- А что, если нам взять два населенных пункта на карте: п. Весёлый и г.Батайск.
Запишем данные:
На карте На местности
3 см 75 км
1 см 25 км
1 см 2500000 см
Масштаб 1:2500000
Сравните с масштабом, указанным на карте
- А что, если бы вы составляли карту Ростовской области в заданном масштабе 1:2500000, зная, что расстояние от Веселого до Азова равно….. кстати, а кто из вас знает это расстояние?
-…
- Оно равно 100 км по кратчайшему пути…
Запишем данные на листах:
На карте: На местности:
Х см 100 км
Х см 10000000см
Масштаб: 1 см 2500000см
Прийти к уравнению: х = 10000000:2500000, т.к. все расстояния на карте уменьшены в 2500000 раз, о чем и говорит масштаб
4. Физкультминутка
- (Показать глобус) У меня в руках глобус. А кто знает, что такое глобус?
- Уменьшенная модель Земли
- Да. Как нам узнать во сколько раз уменьшили нашу планету так, что я могу держать ее в руках? С помощью чего?
- С помощью масштаба
- Да. А если есть масштаб, значит я могу решить такие же задачи, как и для карт. Правда?
- …
- А каким образом можно измерить расстояния на глобусе?
(измерение на глобусе расстояния с помощью гибкой линейки)
- Применение знаний в новой ситуации.
- Итак, мы побывали в роли экспертов и даже картографов. Какие действия с картой вы теперь можете выполнять?
- (повторяют виды задач)
- У меня есть мечта – купить квартиру. Архитектурный план квартиры перед вами. Определите размеры комнат и ответьте на вопрос, который меня очень тревожит: «А будет ли мне комфортно жить в такой квартире? Не возникнет ли неудобств?»
Итак, 1 ряд: кухня (3,5см х 3,5см на плане, 2,625м х 2,625м на местности )
2 ряд: спальная комната (7см х 3,5см на плане, 4,3м х 2,625м на местности)
3 ряд: зал (10см х 3,5см на плане, 7,5м х 2,625м на местности)
- (делают вывод)
- Подведение итогов урока
- Ребята, а дома я предлагаю вам построить план своей комнаты в масштабе 1:100. Необходимые вычисления обязательно запишите в рабочую тетрадь по математике.
В завершении урока я предлагаю каждому из вас заполнить анкету, где вы можете коротко описать свое впечатление, которое произвел на вас урок. Выберите один из вариантов ответа.
- Карты Ростовской области я оставляю вам в память о нашем уроке. Спасибо за урок!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока математики в классе- комплекте по теме: в 6 классе "Применение распределительного свойства умножения" (повторение), в 5-м классе "Упрощение выражений"(изучение нового материала)
Конспект разработан для проведения урока математики в классе- комплекте, где сидят учащиеся 5 и 6 классов...
Вышивка. Орнамент и цвет в кубанской вышивке (из цикла уроков «Ремесла Кубани») конспект урока в 7 классе
Цель: познакомить учащихся с основным видом народного изобразительного искусства славянского населения Кубани – вышивкой. Задачи:углубить эстетические познания учащихся о народном дек...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»
Урок с использованием ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы. В практический модуль входи...
Конспект урока географии 9 класс на тему: «Топливно-энергетический комплекс России».Презентация к уроку.
ТЭК- один из важнейших МК народного хозяйства. Экономику России-страны с суровыми климатическими условиями, развитой промышленностью невозможно представить без топлива и энергии. Урок и пр...
План – конспект урока в 6 классе Тема урока: «Английский язык в мире» по УМК В.П.Кузовлева "Английский язык 6 класс"
Урок построен в увлекательной форме с использованием групповой работы...
Презентация урока в 7 классе на тему "Who is who?" по учебнику "Spotlight"; Конспект урока в 7 классе на тему "Who is who?" по учебнику Spotlight
Программа семинара учителей английского языка на тему: «Активные формы и методы обучения в условиях реализации ФГОС"Презентация на тему "Активные методы обчения на уроках английского я...