План-конспект урока математики в 6 классе по теме "Масштаб"
план-конспект урока по алгебре (6 класс) по теме

 

Цели урока:

·        обучающие: обеспечить усвоение математического определения масштаба на базе знаний из курса географии, усвоение формулы масштаба для трех типов решения задач;

·        воспитывающие: формировать эстетическое восприятие,  универсальность математического языка, внимание и наблюдательность,  поощрять доброжелательность и уважительное отношение друг к другу,   формировать умение сконцентрироваться в нестандартной ситуации;

·        развивающие: развивать логическое мышление и пространственное воображение, способствовать правильному изложению речи на математическом языке, вырабатывать навыки самооценки,  осуществлять межпредметные связи с другими предметами (географией, историей, русским языком).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon masshtab_konspekt_uroka_v_6_klasse.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

План – конспект

урока математики в 6 классе по теме «Масштаб».

Цели урока:

  1. обучающие: обеспечить усвоение математического определения масштаба на базе знаний из курса географии, усвоение формулы масштаба для трех типов решения задач;
  2. воспитывающие: формировать эстетическое восприятие,  универсальность математического языка, внимание и наблюдательность,  поощрять доброжелательность и уважительное отношение друг к другу,   формировать умение сконцентрироваться в нестандартной ситуации;
  3. развивающие: развивать логическое мышление и пространственное воображение, способствовать правильному изложению речи на математическом языке, вырабатывать навыки самооценки,  осуществлять межпредметные связи с другими предметами (географией, историей, русским языком).

Тип урока:    урок изучения нового материала

Планируемые результаты:

Личностные УУД:

Формировать учебную мотивацию, адекватную самооценку, необходимость приобретения новых знаний

Метапредметные УУД: 

Регулятивные:

 понимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя, определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения

Познавательные:

 формировать навыки применения  математического определения масштаба, вырабатывать  навыки решения задач по данной теме; научить записывать краткую запись и составлять план решения  задачи.

Коммуникативные: 

воспитывать любовь к математике, коллективизм, уважение друг к другу, умение слушать, дисциплинированность, самостоятельность мышления.

Методы обучения:

  1. Репродуктивный (стимулирование учебной деятельности)
  2. Наглядный
  3. Проблемно – поисковый
  4. Эвристическая беседа

Оборудование: Мультимедийный проектор, презентация, географическая  карта  

Структура урока.

  1. Организация начала урока  (1 минута)
  2. Подготовка к основному этапу урока (7 минут)
  3. Изучение нового материала, усвоение новых знаний и способов действий (8 минут)
  4. Физкультминутка (1 минута)
  5. Первичная проверка понимания  (9 минут)
  6. Самостоятельная работа (12 минут)
  7. Контроль и самопроверка знаний (4 минуты)
  8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (1,5 минуты)

 9. Подведение итогов урока   (1,5 минуты)

Ход урока.

Содержание урока

Дидактические задачи

1.

Организация начала урока  

Формируемые УУД:

Личностные:  смыслообразование

Познавательные: целеполагание

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества

Внимание, внимание!

Урок усвоения новых знаний.

Его мы начинаем и к теме приступаем.

Дружно, тихо сели

Настроиться успели на рабочий лад?

Тогда к доске направили свой взгляд.

Подготовка учащихся к работе на уроке.

2.

Подготовка к основному этапу урока

Формируемые УУД:

Познавательные: анализ, сравнение, аналогия, использование знаковой системы, осознанное построение речевого высказывания, подведение под понятие

Регулятивные: выполнение пробного учебного действия, фиксация индивидуального затруднения, волевая саморегуляция в ситуации затруднения

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений учащихся

Цель: повторение понятия масштаба, виды его из курса географии, нахождение расстояния по географической карте.

Метод: проблемно-поисковый.

Форма: эвристическая беседа.


Учитель. - Чем сегодня будем заниматься ?

                  Угадать вам надо постараться.


                  Наблюденья говорят:

                  Этой темой стал… «Масштаб».

Запишите, ребята, в тетрадях число и тему урока.

       Цель урока смотрится простой

       Определение и формула масштаба над чертой.

       Три типа масштабных задач под чертой.

       Надо научиться правило с формулой знать

       И на практике к задачам применять.

Вернёмся немного в 19 век.

Путешествиями славился в нём человек.

Ученик 1 (знакомит с исторической справкой)

  -Наш соотечественник Миклухо-Маклай, живущий с 1846 по 1888 годы, посвятил свою жизнь изучению народов, населяющих острова Тихого океана.  Особенно известно его путешествие на Новую Гвинею, где ученый установил дружелюбные отношения с туземцами и первым доказал равенство рас.

Ученик 2 (выходит ученик в костюме Миклухо-Маклая)

  - Жизнь моя, конечно, не рай

     Вам представлюсь Миклухо-Маклай.

     Я  объехал весь свет

     И добрался до Новой Гвинеи

     По исследованиям рас мне равных нет

     В путешествиях я старею.

     Заглянуть бы в 20 век

     Как сможет добраться сюда человек? (показывает на карту)

Учитель.  – Приглашаем в век двадцатый

                    Вы садитесь-ка к ребятам.

       К вам, ребята, проблемный вопрос: что надо знать?

-  Масштаб

  – Что это такое?

-  Масштабом называется дробь, у которой числитель единица, а знаменатель- число, указывающее  во сколько раз расстояние на карте меньше, чем на местности.

Как найти кратчайший путь от Питера до Гвинеи по карте атласа на странице 18?

- Чтобы найти расстояние  от Питера до Гвинеи, надо измерить расстояние на карте по линейке. Это 13 см. Посмотреть масштаб карты 1: 90 000 000.

-  Какой это масштаб?

- Численный.

- Какие еще существуют виды масштаба?

- Линейный, именованный.

- Переведите численный масштаб карты в именованный.

-  1 см на карте соответствуют 90 000 000см = 900км на местности.

- Как нашли?

- Надо число 90 000 000 разделить на 100 000.

 Задание 1. Чему равно расстояние на местности?   Проводится устная работа.

Решение:                     0,6 ∙ 900 = 540 (км)

2 ∙ 900 = 1800 (км)

                            3 ∙ 900 = 3700 (км)          

-А теперь меняем постановку вопроса. Известно расстояние на местности и масштаб. Как найти расстояние на карте?

Решение:                     540 : 900 = 0,6 (см)

1800 : 900 = 2 (см)

2700 : 900 = 3 (см)

-А теперь меняем постановку вопроса. Известно расстояние на местности и на карте. Как найти масштаб?

Решение:             0,6 : 5 400 000 = 1 : 9 000 000

2 : 18 000 000 = 1 : 9 000 000

3 : 27 000 000 = 1 : 9 000 000

Определение: Отношение длины отрезка на карте к длине соответствующего отрезка на местности   называется масштабом карты.



















Сообщение темы урока.


Сообщение цели и задач урока.







Постановка и разрешение проблемной ситуации.














Постанова проблемного вопроса.





Ребята формулируют  географическое определение масштаба.























Дедуктивным методом выводят дети определение масштаба

3.

Изучение нового материала

Формируемые УУД:

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, анализ объектов

 Регулятивные: выполнение пробного учебного действия, фиксация индивидуального затруднения, волевая саморегуляция в ситуации затруднения

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений учащихся

Цель: познакомить с тремя типами задач на масштаб, по формуле научить  решать задачи

Метод: объяснительно-иллюстративный

Форма: беседа, демонстрация слайдов

Ребятам демонстрируются слайды, по которым происходит разбор задач первого, второго, третьего типов.

4.

Физкультминутка – необходимый компонент урока, который позволяет снять напряженность в мышечной системе учащихся этого активного возраста.

5.

Закрепление нового материала

Формируемые УУД:

Познавательные: выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия, анализ и синтез объектов выполнение пробного учебного действия, фиксация индивидуального затруднения, волевая саморегуляция в ситуации затруднения

 Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи,  контроль полученного результата, коррекция полученного результата, саморегуляция

 Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог

Цель: закрепить изученный материал, запомнить новое

Метод: репродуктивный

Форма: беседа, запись на доске и в тетрадях

Задача № 804.

Дано: в=4,5 км, m =1: 100 000

Найти: а

Решение.

m = а: в

1: 100 000 = а: 4,5

100 000 а = 4,5

 а = 0,000 045

0,000 045км = 4,5 см.

Ответ: длина отрезка на карте 4,5 см.

Задача № 805.

Дано: а=3см, m = 1 : 1 000 000

Найти: в

Решение.

m = а: в

1: 1 000 000 = 3 : в

в = 3 ∙ 1 000 000

в= 3 000 000

3 000 000 см.  = 30км

Ответ: длина отрезка на местности 30 км

Задача № 809.

Дано: а=2см, в=14км

Найти: m

Решение.

m = а: в

14км = 1 400 000 см

m = 2 : 1 400 000

m = 1 : 700 000

Ответ: 1 : 700 000 – масштаб карты.

















Первый ученик решает на доске и объясняет, учитель контролирует.






Второй ученик решает на доске и объясняет, учитель контролирует.






Третий ученик решает на доске и объясняет, учитель контролирует.

6.

Самостоятельная работа

Формируемые УУД:

Познавательные: анализ, синтез, аналогия, классификация, подведение под понятие, выполнение действий по алгоритму

Регулятивные: контроль, коррекция, самооценка

Цель: проверить, как усвоили изученный материал, более способным дается 1-5 заданий, менее способным 1-3 задания.

1 вариант.

1. По атласу (стр. 15) найти расстояние между городами Самара - Сызрань на местности.

2. По атласу определить масштаб карты и найти расстояние между островами Коломбо и Ява  на карте, если известно, что расстояние на местности равно 3 150км.

3. Длина отрезка на карте 20 см, на местности – 40 км. Найти масштаб карты.

4. Длина железной дороги Москва – Петербург 650 км. Изобразите эту дорогу, применяя масштаб одна десятимиллионная.

5. Длина детали на чертеже. Сделанном в масштабе 1:5 равна 8 см. Чему будет равна длина этой же детали на другом чертеже, сделанном в масштабе 2:1 ?

2 вариант.

1. По атласу (стр. 15) найти расстояние между городами Сызрань  – Самара на местности.

2. По атласу определить масштаб карты и найти расстояние между островами Маврикий и Тасмания  на карте, если известно, что расстояние на местности равно 8 100 км.

3. Длина отрезка на карте 30 см, на местности – 60 км. Найти масштаб карты.

4. Длина железной дороги от Бреста до Владивостока  10 000 км. Уместиться ли это расстояние на одной странице тетради в масштабе одна десятимиллионная.

5. Длина детали на чертеже. Сделанном в масштабе 1:4 равна 7 см. Чему будет равна длина этой же детали на другом чертеже, сделанном в масштабе 5:1?

7.

Контроль и самопроверка знаний.

Формируемые УУД:

Личностные: осознание ответственности за полученное дело

Познавательные: анализ объектов и синтез, выбор оснований и  критериев для сравнения

Коммуникативные: самоопределение с целью получения наивысшего результата

Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи,  саморегуляция

 Цель: Проверить свои ответы по заранее заготовленной рейтинговой таблице

8.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

п. 23 № 826,827,828. Для более сильных учащихся №829.

9.

Подведение итогов урока.

Формируемые УУД:

Личностные: личностное самоопределение

Познавательные: построение речевого высказывания в устной форме, рефлексия способов и условий действия

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог

Регулятивные: контроль и оценка своей деятельности в рамках урока

Выставление оценок за активную работу на уроке и хорошие результаты самостоятельной работы.

В течение урока учащиеся учились рассуждать на проблемную тему, различать и решать три типа математических задач, формировали навыки решения этих задач, развивали логическое мышление. В результате получили цельное представление о жизненно необходимой теме.

Закончился наш урок.

Работали все на славу.

Сейчас прозвенит звонок,

Принявшим участие «Браво!»

Урок окончен – прошу всех встать!

Все, что изучено не забывать!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект к уроку математики на тему: "Применение производной к исследованию функции на монотонность, экстремумы"

План-коснпект к уроку математики в 11 классе на тему: "Применение производной к исследованию функции на монотонность, экстремумы". Решение задач на нахождение наибольших и наименьших значений фун...

Презентация к уроку в 10 классе на тему "Предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и разработка урока. А также План-конспект открытого урока в 5 классе на тему:Семья как потребитель товаров и услуг на рынке

В данном материале дана разработка открытого урока на тему "предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и презентация к данному уроку. И План-конспект урока в 5 классе на ...

План - конспект открытого урока математики в 6 классе по теме "Координатная плоскость"

Данная разработка предназначена для проведения урока открытия новых знаний  в 6 классе по теме "Координатная плоскость".Структура урока соответствует требованиям ФГОС....

План-конспект открытого урока в 4 классе по теме "Сезоны и погода" и самоанализ урока

План-конспект открытого урока в 4 классе по теме "Сезоны и погода" и самоанализ урока. На уроке учащиеся систематизируют свои знания по теме, выполняя различные виды заданий, просматривая фрагменты из...

План-конспект открытого урока в 8 классе по 1 теме "Schön war es im Sommer" Thema der Stunde: " Планы на отдых у молодёжи разные."

1. Учить читать короткие тексты с полным пониманием прочитанного и определять содержание текста с ситуацией.                          ...