Интегрированный урок географии и геометрии в 7 классе
план-конспект урока по географии (7 класс)
Урок разработан для учащихся 7 класса начинающих изучение геометрии и продолжающих изучать географию. Учащиеся узнают что роднит географию и геометрию Сопровождается наглядным материалом содержащимся в красочной презентации и не только...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_konspekt_uroka_geo-geo.docx | 30.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок географии и геометрии в 7 классе МКОУ «Тутончанская СШ»
Учителя: Сазонова Ж.А. и Рейнгард А.А.
Цели:
- Мотивировать учащихся на изучение географии и геометрии
- способствовать формированию мировоззренческих представлений
- показать связь географии и геометрии
Актуализировать знания учащихся по географии и биологии за курсы 6-7 класса и дать представление о материале курса географии и геометрии 7 класса.
Продолжить формирование умений и навыков трудовой деятельности через изготовление бумажных геометрических фигур, работу с натуральными объектами.
Тип урока: интегрированный
Методы: Словесный, Наглядный, практический.
Ход урока:
- Орг. Момент.
- Вступительное слово учителя географии: Сегодня мы собрались на несовсем обычном уроке, вести урок будут 2 учителя, сразу по двум предметам- география и биология. Такой урок называется интегрированный(от. Лат. Интеграция – значит объединение). Давайте посмотрим на тему сегодняшнего нашего урока: слайд №1 И на доску. Прочитайте ее, попробуйте сами поставить цели к этому уроку: Что мы должны узнать на уроке?
На уроках географии мы часто говорили о открытии и исследованиях материков. Приведите примеры. Ни одно открытие или исследование не обходится без привлечения математических знаний, т.е. изучение природы без математики просто невозможно.
Учитель геометрии: Сегодня на уроке вы узнаете, что многие исключительно математические понятия возникли на основе наблюдения и изучения природных объектов. Вы узнаете что роднит географию и геометрию.
Уч. Географии: Давайте вспомним из каких слов состоит название науки географии (сл. №2). Гео- земля, «графо» — пишу; география — это землеописание, или описание земли. Давайте вспомним:
- Как люди изучали Землю?
• Как и кем делались географические откры-
тия?
• Какие методы применялись и применяются
для изучения происходящих на Земле явлений и
процессов сегодня?
• Для чего людьми создавались карты?
• Чем карты древности отличаются от совре-
менных?
Познакомившись с земной поверхностью, мы
с вами рассмотрели происходящие на ней явле- .
ния и природные процессы.
• С какими природными явлениями вы знакомы?
• Какие приборы и приспособления применя-
ли для изучения хода температур, ветра, атмос-
ферного давления и других природных явлений
и процессов? Как осуществляли измерения?
Без измерения размеров земной поверхности,
значений температуры, атмосферного давления,
силы ветра и многих других показателей челове-
чество не имело бы современного представления
о планете Земля. В 7-м классе мы с вами будем
изучать закономерности процессов и явлений
природы на материках и в океанах, а это невоз-
можно без различного рода измерений. И про-
ходить изучение будет в следующей последова-
тельности (слайд 3).
Учитель геометрии. Ребята, а мы с вами
этом учебном году приступили к изучению ново-
го предмета — геометрии.
• Как вы думаете, что в переводе с греческого
языка означает слово «геометрия»?
Совершенно верно: «гео» — земля, «метро» —
измеряю. Итак, «геометрия» в переводе с грече-
ского означает «измерять землю». Геометрия за-
родилась в глубокой древности. Размечая зем-
лю, измеряя расстояния и площади, путеше-
- ствуя, наблюдая за природой, человек приме-
нял знания о форме, размерах, взаимном распо-
ложении предметов, полученные из наблюдений
и опытов. Почти все ученые древности и средних
веков были знатоками и природы, и геометрии.
Древнегреческий философ Платон одним из де-
визов своей школы провозгласил: «Не знающий
геометрии, да не войдет сюда!». Было это при-
мерно 2400 лет назад.
Так что же связывает географию и геометрию?
В 5-м классе, изучая простые числа, мы с вами
познакомились с методом получения простых
чисел, который называют «решето Эратосфена».
Греческий ученый Эратосфен был не только ма-
тематиком, но и поэтом, философом, историком,
а служил он библиотекарем в одной из первых
в мире библиотек — Александрийской, находи-
лась она в Египте, в городе Александрии. Книги
в то время представляли собой папирусные свит-
ки. В знаменитой библиотеке хранилось более
700 000 свитков, и содержали они все сведения
о мире, известные людям той эпохи. Эратосфен
первым рассортировал свитки по темам. Какое
же отношение имеет этот ученый к географии?
Учитель географии. Эратосфен известен тем, что ввёл в обращение сам термин «география»: так
он назвал свою книгу, в которой представил первое систематическое научное изложение геогра-
фии. Начал он с обзора того, что было достигнуто греческой наукой в этой области на тот момент. Он также высказал предположение, что если плыть от Гибралтара на запад, то можно доплыть до Ин-дии (это предположение Эратосфена подсказало Колумбу идею путешествия). Эратосфен снабдил свое произведение географической картой мира. А еще он знаменит тем, что в 240 году до н.э. в день летнего солнцестояния провел эксперимент по измерению длины окружности Земли. Давай- те разберемся, как он это сделал и какие знания ему для этого понадобились?
Выступления учащихся по опережающим заданиям (слайд 4)
1. Эратосфен знал, что в городе Сиене (ныне - Асуан) в полдень в момент летнего солнцестояния (тогда это было 19 июня) солнеч- е лучи освещают дно самых глубоких колодцев.. То есть в этот момент солнце располагается над Сиеной строго по вертикали.
2. Эратосфен знал, что Александрия находится севернее Асуана и примерно на той же долготе.
3. В день летнего солнцестояния он, находясь в Александрии, по длине тени установил, что угол падения солнечных лучей равен 7,2°. В круге 360°; Эратосфен разделил 360 на 7,2 и получил 50. Таким образом он установил, что расстояние между Сиеной и Александрией равно одной пятидесятой окружности Земли.
4. Затем Эратосфен определил фактическое
расстояние между Сиеной и Александрией. В
тех местах люди передвигались на верблюдах,
а длину пройденного пути измеряли в стади-
ях. От погонщиков верблюдов он узнал, что
расстояние между двумя городами составляет
5 000 стадий.
5. Поскольку расстояние в 5000 стадий рав-
няется, как заключил Эратосфен, одной пятиде-
сятой окружности Земли, следовательно, длину
всей окружности можно вычислить следующим
в образом:
5000 стадий æ 50 = 250 000 стадий.
- 6. Если считать, что стадия равна 157 м, то
длина окружности Земли равняется
250 000 æ157 м = 39 250 000 м = 39 250 км.
Согласно современным вычислениям длина
окружности земного шара равна 40 008 км.
Уч. Геометрии:. Так что же изучает геометрия?
учитель комментиру-
схему 2 справа налево.)
Давайте посмотрим вокруг. Мы живем в
пространстве трех измерений. Что это значит?
Представим себе, что перед нами стоит дом, и
мы хотим его описать. Мы говорим: «Этот дом
длиной в три подъезда, шириной в два окна,
высотой в шесть этажей». В общем, этого впол-
не достаточно, чтобы представить дом. Нам по-
надобилось задать три величины: длину, ши-
рину и высоту. Эти три измерения мы исполь-
зуем, когда говорим об окружающих нас пред-
метах.
• Какую геометрическую фигуру можно за-
дать тремя измерениями: длиной, шириной и
высотой?
Это прямоугольный параллелепипед. Многие
предметы окружающего мира имеют форму пря-
моугольного параллелепипеда и их можно опи-
сать с помощью трех измерений. Символом трех-
мерного пространства, в котором мы живем,
можно считать куб — параллелепипед с равными измерениями. А теперь представим себе, что высота исчезла. Остались два измерения — длина и ширина. Весь мир стал плоским, как листбумаги. Какие геометрические фигуры могут «жить» в этом двухмерном мире?
Задание. (слайд 5) Разделите пополам тетрадный лист
вертикальной чертой, слева напишите назва-
ния тех фигур (или начертите их), которые мож-
но разместить в плоскости, а справа те, которые
нельзя: (Прямая Куб Ломаная Цилиндр Отрезок шар Луч Сфера прямоугольник Конус Квадрат Пирамида Многоугольник Параллелепипед)
А Теперь проверьте себя (слайд 6)
Учитель геометрии. Продолжим наши виртуальные эксперименты. Уберем и ширину, останется пространство с одним измерением — длиной, его называют одномерным. Этот мир полностью лежит на прямой. Давайте назовем его «жителей»: отрезки, лучи, точки. В удивительном мире геометрии существует фигура, которая не имеет измерений: ни длины, ни ширины, ни высоты.
• Вы догадались, что это за фигура? Конечно, это точка. Изучение геометрии мы начали с рассмотрения самых простых фигур: точки, отрезка, луча, прямой. Потом перешли к изучению многоугольников и окружностей, то есть будем изучать плоские фигуры. Раздел геометрии, в котором рассматриваются свойства фигур на плоскости, называется «планиметрией». В старших классах мы будем изучать свойства фигур в пространстве, этот раздел геометрии называется «стереометрией». Для того чтобы начать изучение свойств плоских фигур и их взаимного расположения, необходимо знать основные законы, по которым эти фигуры что «живут» на плоскости. Первыми законами будут аксиомы — исходные положения, на основе которых путем рассуждений доказываются теоремы. Так же как большое здание складывается из маленьких кирпичиков, храм Геометрии
складывается из простейших фигур, аксиом и теорем (слайд 7).
Учитель географии. Великий ученый Галилео Галилей, он жил в XVI–XVII вв., сказал:
«Великая книга природы написана на языке математики». (слайд 9) Давайте убедимся в этом.
• Что такое Земля как космическое тело? Когда говорят о форме поверхности Земли, не имеют в виду реальную поверхность. Вы знаете, что поверхность Земли неровная: на ней есть и высокие горы, и глубокие ущелья, и океанские впадины. Как это называется одним словом? (отв. рельеф)
Учитель геометрии. А какую форму имеет Земля? Она плоская или объемная? Как вы думаете, чем отличается шар от сферы? (отвечают)
Учитель географии. На нашей планете много уникальных и красивых мест. Вот одно из них: посмотрите на фотографию озера. Какие объекты природы вы видите на этой фотографии? (слайд 9)
Учитель геометрии. Ребята, на этой фотографии мы видим, как горы отражаются в воде, словно в зеркале. С зеркальной симметрией вы сталкиваетесь каждый раз, когда подходите к зеркалу.
Более подробно с зеркальной симметрией вы познакомитесь чуть позже, но стоит отметить, что единственный пример зеркальной симметрии в природе — это отражение в зеркале воды.
Учитель географии. Есть и другие явления в природе, не менее восхитительные. Вспомните, какие существуют виды атмосферных осадков? Самым удивительным и красивым из них является снег. И самое интересное, что снежинки никогда не бывают одинаковыми.
Учитель геометрии. Геометрия снежинки интересна тем, что каждая снежинка имеет 6 осей и центр симметрии.
Учитель географии. И в живой природе много удивительного. Морская звезда — пример живого
организма с симметрией. (слайд 10) Благодаря симметрии живой организм приобретает два жизненно важных качества: устойчивость и способность одинаково раз- что она составлена из отдельных листочков, оди-
виваться относительно оси или центра симметрии.
Учитель географии. Хранительницами душ считали в древние времена бабочек. Люди верили что душа человека превращается в бабочку. Везде ли обитают бабочки? Какие виды бабочек вы знаете? Учитель геометрии. Бабочка — пример осевой симметрии в живой природе: крылышки бабочки расположены симметрично относительно ее тела, и если бабочка сложит свои крылышки, то они полностью совпадут. С точки зрения геометрии мы имеем еще и равенство фигур, в данном случае фигуры — крылышки бабочки. Дем. Слайда и натур объекта.
• Какой пример осевой симметрии в природе вы можете привести еще? (отвечают тело человека например)
Учитель географии. Живые организмы могут создавать уникальные по форме объекты.
Примером служат пчелиные соты. Дем слайда и натур. Объекта.
Учитель геометрии. Основа пчелиных сот — правильные шестиугольники. Математики доказали, что такая конструкция очень прочна и экономична. А создала ее сама природа.
учитель географии. Растения различаются по форме листовой пластины. Одно из древнейших растений на Земле — папоротник. • Где встречаются папоротники? Если рассмотреть лист папоротника внимательно, то можно увидеть, он состоит из отдельных листочков, одинаковых по форме, но разных по размеру. С точки зрения геометрии эти листочки подобны. Приведите еще примеры подобия?
Учитель географии. Ребята, это далеко не все объекты и явления природы, которые связаны с математикой. Но наш урок подошел к концу, а изучение природы только начинается, и вас ждут очень интересные открытия.
Учитель геометрии.прежде, чем мы растанемся с вами, пусть каждый попытается ответить на вопросы:
Как вы думаете, были ли достигнуты цели, которые вы поставили перед уроком?
• Что для вас было главным на этом уроке?
• Что было интересным?
• Какие чувства возникли?
Спасибо вам за урок, надеемся что такой урок у нас с вами не в последний раз, до новых встреч..
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок (география + технология) в 8-м классе по теме "Русская равнина. Народные промыслы Центральной и Северо–Западной России" Интегрированный урок (география + технология) в 8-м классе по теме "Русская равнина. Народные промыслы Центральн
Очень интересный и необчный урок....
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК (ГЕОГРАФИЯ, МАТЕМАТИКА) 6 класс Тема: «МАСШТАБ и его применение».
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК (ГЕОГРАФИЯ, МАТЕМАТИКА)6 классТема: «МАСШТАБ и его применение». Цели урока: обучающая: систематизация и закрепление знаний по теме «Масштаб» ,зак...
Конспект интегрированного урока (география + информатика) 9 класс "Перепись населения нашей школы"
Интегрированный урок по защите проектов....
Конспект интегрированного урока (география + биология) 9 класс "Легко ли живется биоиндикаторам?"
Знакомство с понятием "Биоиндикаторы", обеспечение формирования экологического сознания и воспитания любви к природе через ознакомление с организмами-биоиндикаторами...
Интегрированный урок географии - ОРКСЭ 5 класс.Тема: Любовь к Отечеству.
Главная задача урока – усиление практической направленности обучения. Он должен быть не только тесно связан с изученным материалом, но и способствовать его прочному, неформальному усвоению.Основные фо...
Дидактический материал к интегрированным урокам географии 6-7 классов
В работе предлагается подборка текстов из художественных произведений российских и зарубежных писателей,которую можно использовать при проверке,изучении и закреплении материала...