Интегрированный урок географии - ОРКСЭ 5 класс.Тема: Любовь к Отечеству.
план-конспект урока по географии (5 класс) на тему
Главная задача урока – усиление практической направленности обучения. Он должен быть не только тесно связан с изученным материалом, но и способствовать его прочному, неформальному усвоению.
Основные формы проведения этого урока – исследовательская работа, на которых учащиеся самостоятельно упражняются в применение полученных знаний и умений, изученных не только на уроке географии. В данном исследовании преобладает групповая форма работы (парная), причем каждая группа идентичную исследовательскую работу, но направленную на достижение собственных результатов.
Структура урока:
- Сообщение темы, цели и задач.
- Мотивация учебной деятельности учащихся.
- Подбор необходимых средств обучения и оборудования.
- Выполнения работы учащихся под руководством учителя.
- Обсуждения полученных результатов.
Урок стал победителем в краавевом и презером в региональном этапах Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с молодежью до 20 лет "За нравственный подвиг учителя".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_orkse.doc | 68.5 КБ |
poyasnitelnaya_zapiska.docx | 35.56 КБ |
prilozhenie.doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Любовь и уважение к Отечеству».
(интегрированный урок география - ОРКСЭ)
Черкашина Наталья Борисовна
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия №5 Муниципального образования город Новороссийск учитель географии
Тема: «Любовь и уважение к Отечеству».
(интегрированный урок география - ОРКСЭ)
Цели:
- Формировать умение определять своё отношение к происходящему в окружающем мире, опираясь на общечеловеческие правила поведения, оценивать поступки свои и окружающих, делать выбор.
- Формировать готовность учащихся определять и объяснять своё отношение к общественным ценностям (нравственным, гражданским, патриотическим, общечеловеческим).
- Анализировать и объяснять понятия: родина, любовь к родине, отечество, патриотизм, традиция, народ, многонациональный народ, соотечественники, нравственность, нравственный кодекс, благородство, честь, достоинство.
- Учить действовать в соответствии с системой общечеловеческих нравственных ценностей, на которой основаны мировые религиозные культуры и светская этика.
- Воспитывать умение действовать в команде, принимать решение.
Оборудование: таблички с ключевыми словами к уроку, сигнальные карточки (красные – не согласен, зеленый – согласен, синий – есть своё мнение, фиолетовый - у меня вопрос), листы и маркеры для групповой работы.
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД |
I. Актуализация знаний. | Ребята, дома вы уточняли по словарю значение некоторых понятий, которые мы сегодня вспомним и обсудим. Проверить домашнее задание нам поможет игра «Твой номер». На доске пронумерованный список понятий:
Каждый учащийся получает номер от 1 до 5(по жребию). Когда учитель называет номер, встают все учащиеся с этим номером и формулируют соответствующее понятие, дополняя друг друга и помогая друг другу. Остальные в это время показывают своё отношение к ответу сигнальными карточками. | Познавательные УУД 1. Извлекать информацию из предложенного текста. 2. Строить высказывание в устной форме. 3. Анализировать и оценивать содержание текста, картины, определять роль какого - либо иллюстративного ряда в тексте. 4. Осуществлять синтез, составлять целое из частей. 5. Использовать основы смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов. 6. Устанавливать причинно-следственные связи. Регулятивные УУД 1. Определять цель деятельности на уроке, отдельных этапах урока. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные УУД 1. Слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Договариваться о правилах общения и поведения в коллективе. Личностные результаты 1. Определять и высказывать правила, делать выводы. 2. Анализировать свои и чужие поступки с точки зрения общечеловеческих норм и ценностей. 3. Сопоставлять и оценивать положительные и отрицательные поступки людей. |
II. Создание проблемной ситуации, формулирование проблемы. | Предположите по ключевым словам, какой будет тема нашего урока. Откройте учебник на с. 62: как сформулировали тему авторы. Какое завещание оставил нам писатель и кинорежиссер В. Шукшин Как вы его понимаете? Какие вопросы у вас возникают? Урок у нас будет необычный. Мы будем собирать всё то, за что мы любим нашу Родину. Поработайте в парах: дочитайте текст на с. 62 и ответьте на вопросы к тексту.(На доске или экране) Какое государства существовало от Волги до Днепра в VII-X веках? Какую религию, в основном, исповедовали эти народы. В какой республике была построена первая мечеть? Какие народы принесли буддизм в нашу страну? Придумайте в своей паре вопрос для класса. Какой вывод делают авторы? Согласны ли вы с ним? А сейчас закройте глаза и постарайтесь представить свою родину. Расскажите, как вы её себе представляете. (Родину люди представляют себе по-разному, но при этом говорят, что отечество у них одно.) А какое чувство вы испытываете к родине? (записываем ответы на доску) На какой вопрос нам предстоит ответить сегодня на уроке? Предлагайте ваши формулировки. Давайте сравним ваши предложения с вариантом авторов. Почему со словом «родина» у разных граждан России связаны разные представления? | |
III. Решение проблемы, открытие новых знаний. | Сегодня мы постараемся расширить свои знания по этой теме. Какие вопросы вы хотели бы задать? Вопросы и ключевые слова записываются на доске. Как вы понимаете, что такое родина? Как выяснить правильность ваших рассуждений? (Посмотреть в словаре.) Учащийся ищет ответ по словарю Ожегова и предлагает найти слово родина и прочитать его определения классу. Родина. 1. Отечество, родная страна. 2. Место рождения, происхождения кого - или чего -либо, возникновения чего-нибудь. Итак, мы ответили на вопрос, что такое родина. Теперь вернемся к теме. Слова схожи. С чего оно для вас начинается? Какие чувства у вас возникают? (Любовь, ответственность, желание защитить, гордость, стремление к сохранению традиций.) Обратите внимание на тексты (приложение) Что их объединяет? (Это стихи, в которых авторы объясняют свои чувства к родине.) Многие поэты выражали свои чувства к родной стране в стихах. Учитель предлагает работу в парах. Каждая пара выбирает одно из стихотворений и выполняет следующие задания:
Заслушиваются выступления нескольких пар: один учащийся читает стихотворение, другой объясняет, как были выполнены задания. Пары, работавшие над одним текстом, дополняют ответы друг друга. Мы поговорили о чувствах, которые возникают у людей по отношению к родине. На доске ключевые слова: любовь к отечеству, уважение к отечеству. После выполнения этого задания проводится самооценка. Сообщения по опережающим заданиям.
На доске ключевые слова: многонациональный народ. | |
IV. Выполнение продуктивных заданий. | Может ли человек чувствовать себя хорошо, если он долгое время оторван от родины? Действительно, человек без родины - что дерево без корней. И каждый из нас любит свой родной край по - своему и по-разному может в этой любви признаться. В них разные люди признаются в своей любви к родной стране. Выберите из предложенных стихотворений как авторы высказывали любовь и уважение к отечеству. Назовите символы России? (герб, флаг, гимн). Можем ли мы пользуясь символами, выразить любовь к Отечеству.(Исполнить гимн, повесить флаг на доме и т.д.) Предлагаю игру – коллаж «Собери флаг из символов России». (Презентация и карточки, заготовленные на магнитную или велюровую доску)(материалы для игры в презентации примерные. Учитель готовит их по своему усмотрению, учитывая кругозор учащихся). | |
V. Итог урока. | Замечательный русский поэт Александр Блок писал: «Чем больше чувствуешь связь с родиной, тем реальнее и охотнее представляешь её себе как живой организм». Как вы понимаете эти слова в связи с темой нашего урока? Так за что же мы любим и уважаем Отечество? Учащиеся могут отвечать, опираясь на вопросы, ключевые слова урока. Что нового открылось для вас в словах родина, отечество? Какими мыслями вы бы хотели поделиться с родителями или друзьями, которых сегодня не было на уроке? Закончим стихотворением А.С. Пушкина, предложенным в самом начале сегодняшней темы с. 62 Дополнительные вопросы для обсуждения:
| |
VII. Домашнее задание. | В качестве домашнего задания можно выполнить один из летних проектов, предлагаемых в учебнике, или один из следующих:
Работу желательно проиллюстрировать и оформить на компьютере. |
Предварительный просмотр:
Урок разработан учителем географии МАОУ гимназии № 5 Черкашиной Натальей Борисовной
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Тема: «Любовь и уважение к Отечеству», заключительный урок по географии. (интегрированный урок география ОРКСЭ)
Рабочая программа по географии для 6 класса разработана по авторской программе Е.М. Домогацких на основе учебно-методического комплекта Домогацких Е.М. «География 6 класс».- М.: «Русское слово». Программа рассчитана на 34 учебных часа из расчета 1 учебный час в неделю.
Место урока в учебном процессе: Интегрированный урок является заключитеельным уроком в 5 классе. В течение урока учащиеся становятся создателями собственного образа России (моделирование), опираясь на цвета государственного флага.. Таким образом, моделирование, как никакая другая деятельность, формирует у учащегося качества, необходимые для формирования целостного мировоззрения и практической значимости учебного процесса.
Методические умения школьника в процессе деятельности:
- планировать работу и задавать вопросы;
- оформлять рабочее место;
- письменно и устно представлять результаты работы;
- защищать свою точку зрения.
Учителя и школьники в процессе исследования учатся совместно:
- постановке задач исследования;
- умению работать с информацией;
- искать, анализировать, отбирать, структурировать;
- применять полученные знания для достижения своих целей;
- сотрудничеству и сотворчеству;
- видению и постановке проблем;
- определению целей исследования;
- конструировать новые способы деятельности.
Необходимые ресурсы:
- Компьютер (с проектором и экраном);
- Microsoft office PowerPoint 2007 (для просмотра презентации);
- Microsoft office Word 2007 (дополнительные материалы);
- Таблички с ключевыми словами к уроку, сигнальные карточки (красные – не согласен, зеленый – согласен, синий – есть своё мнение, фиолетовый - у меня вопрос), листы и маркеры для групповой работы.
Анализ и результаты урока
Главная задача урока – усиление практической направленности обучения. Он должен быть не только тесно связан с изученным материалом, но и способствовать его прочному, неформальному усвоению.
Основные формы проведения этого урока – исследовательская работа, на которых учащиеся самостоятельно упражняются в применение полученных знаний и умений, изученных не только на уроке географии. В данном исследовании преобладает групповая форма работы (парная), причем каждая группа идентичную исследовательскую работу, но направленную на достижение собственных результатов.
Структура урока:
- Сообщение темы, цели и задач.
- Мотивация учебной деятельности учащихся.
- Подбор необходимых средств обучения и оборудования.
- Выполнения работы учащихся под руководством учителя.
- Обсуждения полученных результатов.
Сценарий урока
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД |
I. Актуализация знаний. | Ребята, дома вы уточняли по словарю значение некоторых понятий, которые мы сегодня вспомним и обсудим. Проверить домашнее задание нам поможет игра «Твой номер». На доске пронумерованный список понятий:
Каждый учащийся получает номер от 1 до 5(по жребию). Когда учитель называет номер, встают все учащиеся с этим номером и формулируют соответствующее понятие, дополняя друг друга и помогая друг другу. Остальные в это время показывают своё отношение к ответу сигнальными карточками. | Познавательные УУД 1. Извлекать информацию из предложенного текста. 2. Строить высказывание в устной форме. 3. Анализировать и оценивать содержание текста, картины, определять роль какого - либо иллюстративного ряда в тексте. 4. Осуществлять синтез, составлять целое из частей. 5. Использовать основы смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов. 6. Устанавливать причинно-следственные связи. Регулятивные УУД 1. Определять цель деятельности на уроке, отдельных этапах урока. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные УУД 1. Слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Договариваться о правилах общения и поведения в коллективе. Личностные результаты 1. Определять и высказывать правила, делать выводы. 2. Анализировать свои и чужие поступки с точки зрения общечеловеческих норм и ценностей. 3. Сопоставлять и оценивать положительные и отрицательные поступки людей. |
II. Создание проблемной ситуации, формулирование проблемы. | Предположите по ключевым словам, какой будет тема нашего урока. Откройте учебник на с. 62: как сформулировали тему авторы. Какое завещание оставил нам писатель и кинорежиссер В. Шукшин Как вы его понимаете? Какие вопросы у вас возникают? Урок у нас будет необычный. Мы будем собирать всё то, за что мы любим нашу Родину. Поработайте в парах: дочитайте текст на с. 62 и ответьте на вопросы к тексту.(На доске или экране) Какое государства существовало от Волги до Днепра в VII-X веках? Какую религию, в основном, исповедовали эти народы. В какой республике была построена первая мечеть? Какие народы принесли буддизм в нашу страну? Придумайте в своей паре вопрос для класса. Какой вывод делают авторы? Согласны ли вы с ним? А сейчас закройте глаза и постарайтесь представить свою родину. Расскажите, как вы её себе представляете. (Родину люди представляют себе по-разному, но при этом говорят, что отечество у них одно.) А какое чувство вы испытываете к родине? (записываем ответы на доску) На какой вопрос нам предстоит ответить сегодня на уроке? Предлагайте ваши формулировки. Давайте сравним ваши предложения с вариантом авторов. Почему со словом «родина» у разных граждан России связаны разные представления? | |
III. Решение проблемы, открытие новых знаний. | Сегодня мы постараемся расширить свои знания по этой теме. Какие вопросы вы хотели бы задать? Вопросы и ключевые слова записываются на доске. Как вы понимаете, что такое родина? Как выяснить правильность ваших рассуждений? (Посмотреть в словаре.) Учащийся ищет ответ по словарю Ожегова и предлагает найти слово родина и прочитать его определения классу. Родина. 1. Отечество, родная страна. 2. Место рождения, происхождения кого - или чего -либо, возникновения чего-нибудь. Итак, мы ответили на вопрос, что такое родина. Теперь вернемся к теме. Слова схожи. С чего оно для вас начинается? Какие чувства у вас возникают? (Любовь, ответственность, желание защитить, гордость, стремление к сохранению традиций.) Обратите внимание на тексты (приложение) Что их объединяет? (Это стихи, в которых авторы объясняют свои чувства к родине.) Многие поэты выражали свои чувства к родной стране в стихах. Учитель предлагает работу в парах. Каждая пара выбирает одно из стихотворений и выполняет следующие задания:
Заслушиваются выступления нескольких пар: один учащийся читает стихотворение, другой объясняет, как были выполнены задания. Пары, работавшие над одним текстом, дополняют ответы друг друга. Мы поговорили о чувствах, которые возникают у людей по отношению к родине. На доске ключевые слова: любовь к отечеству, уважение к отечеству. После выполнения этого задания проводится самооценка. Сообщения по опережающим заданиям.
На доске ключевые слова: многонациональный народ. | |
IV. Выполнение продуктивных заданий. | Может ли человек чувствовать себя хорошо, если он долгое время оторван от родины? Действительно, человек без родины - что дерево без корней. И каждый из нас любит свой родной край по - своему и по-разному может в этой любви признаться. В них разные люди признаются в своей любви к родной стране. Выберите из предложенных стихотворений как авторы высказывали любовь и уважение к отечеству. Назовите символы России? (герб, флаг, гимн). Можем ли мы пользуясь символами, выразить любовь к Отечеству.(Исполнить гимн, повесить флаг на доме и т.д.) Предлагаю игру – коллаж «Собери флаг из символов России». (Презентация и карточки, заготовленные на магнитную или велюровую доску)(материалы для игры в презентации примерные. Учитель готовит их по своему усмотрению, учитывая кругозор учащихся). | |
V. Итог урока. | Замечательный русский поэт Александр Блок писал: «Чем больше чувствуешь связь с родиной, тем реальнее и охотнее представляешь её себе как живой организм». Как вы понимаете эти слова в связи с темой нашего урока? Так за что же мы любим и уважаем Отечество? Учащиеся могут отвечать, опираясь на вопросы, ключевые слова урока. Что нового открылось для вас в словах родина, отечество? Какими мыслями вы бы хотели поделиться с родителями или друзьями, которых сегодня не было на уроке? Закончим стихотворением А.С. Пушкина, предложенным в самом начале сегодняшней темы с. 62 Дополнительные вопросы для обсуждения:
| |
VII. Домашнее задание. | В качестве домашнего задания можно выполнить один из летних проектов, предлагаемых в учебнике, или один из следующих:
Работу желательно проиллюстрировать и оформить на компьютере. |
Предварительный просмотр:
Приложение.
С. Васильев
РОССИЯ
Россия – как из песни слово.
Берёзок юная листва.
Кругом леса, поля и реки.
Раздолье, русская душа.
Люблю тебя, моя Россия,
За ясный свет твоих очей,
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей,
Люблю, всем сердцем понимаю
Степей таинственную грусть.
Люблю всё то, что называют
Одним широким словом – Русь.
***********************************************************
З. Александрова РОДИНА Если скажут слово «родина», У реки берёзка - скромница В лужах первые кораблики, Или степь, от маков красная, |
***********************************************************
З.Гиппиус
НЕТ
Она не погибнет, - знайте!
Она не погибнет, Россия.
Они всколосятся, - верьте!
Поля её золотые.
И мы не погибнем, - верьте!
Но что нам наше спасенье:
Россия спасётся, - знайте!
И близко её воскресенье.
***********************************************************
В. Духанин
РОССИЯ
Что такое Россия? Это жаркое лето,
Когда много цветов на зелёном лугу,
Когда брызги на море жемчужного цвета,
Когда хлеб созревает и косят траву.
Что такое Россия? Это чудная осень,
Когда в небе, курлыча, летят журавли,
Когда шишки созревшие падают с сосен,
Когда кружатся листья до самой земли.
Что такое Россия? Это зимняя сказка,
Когда снег серебристый лежит на земле,
Когда мчатся мальчишки с горы на салазках,
Когда виден узор на оконном стекле.
Что такое Россия? Это полная жизни,
Счастья, бодрости, радости, света весна,
Когда дождик прохладный на землю вдруг брызнет,
Когда лес зашумит, отошедший от сна,
Когда ветер траву молодую волнует,
Когда птицы поют снова в нашем краю.
Я Россию свою, мою землю родную,
Словно мать дорогую, очень нежно
люблю!
***********************************************************
С. Есенин
x x x
Гой, ты, Русь, моя родная,
Хаты - в ризах образа...
Не видать конца и края -
Только синь сосет глаза.
Как захожий богомолец,
Я смотрю твои поля.
А у низеньких околиц
Звонко чахнут тополя.
Пахнет яблоком и медом
По церквам твой кроткий Спас.
И гудит за корогодом
На лугах веселый пляс.
Побегу по мятой стежке
На приволь зеленых лех,
Мне навстречу, как сережки,
Прозвенит девичий смех.
Если крикнет рать святая:
"Кинь ты Русь, Живи в раю!" -
Я скажу: "Не надо рая,
Дайте родину мою".
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок географии, 6 класс, Тема урока: Реки.
Тип урока: изучение нового материала.Цель: формирование представлений о реке и ее частях, ознакомление с новыми понятиями, раскрытие зависимости рек от рельефа и климата....
Урок географии 8 класс . Тема: Обь – главная река Алтайского края Тип урока – урок исследование Форма работы – проблемная задача.
Пояснительная...
Конспект урока географии 8 класс Тема: "Субтропики – «райский уголок» России. Олимпиада. Сочи – 2014" Презентация урока
Интегрированный урок географии и физической культуры по теме "Субтропики – «райский уголок» России. Олимпиада. Сочи – 2014". Проводимый в 8 классе. Разработали и провели учитель географии - С. М. Заха...
Урок географии 7 класс. Тема урока: Природные условия и ресурсы Австралии
Урок географии 7 класс. Тема урока: Природные условия и ресурсы Австралии...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ГЕОГРАФИИ 6 КЛАСС. ТЕМА УРОКА «РЕКИ»
1. ФИО учителя (полностью)Кравченко Алексей Евгеньевич2. Место работыМБОУ СОШ №2 г. Сураж, Брянской области3. ...
Технологическая карта к уроку географии 7 класс. Тема урока Географическое положение и исследование Антарктиды
использована технология Проблемного обучения...
Технологическая карта урока . География 5 класс.Тема урока: Рельеф Земли. Горы .
Сформировать первичные представления о горах, горных хребтах, горных системах, типах гор по высоте.Умение самостоятельно находить нужную информацию по учебнику....