Интегрированный урок (география + технология) в 8-м классе по теме "Русская равнина. Народные промыслы Центральной и Северо–Западной России" Интегрированный урок (география + технология) в 8-м классе по теме "Русская равнина. Народные промыслы Центральн
план-конспект урока по географии (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок (география + технология) в 8-м классе по теме "Русская равнина. Народные промыслы Центральной и Северо–Западной России"
Погосян Наталья Анатольевна, учитель географии
Щебетина Вера Геннадьевна, учитель технологии
Цели:
выяснить, в чем своеобразие природы и культурных ценностей разных уголков Русской равнины;
обобщить и углубить знания по изученному материалу;
познакомить учащихся с географией народных промыслов европейской части России, историей их возникновения, художественной ценностью;
познакомить с объектами всемирного наследия, находящимися на территории Русской равнины;
развивать умения работать с источниками географической информации;
воспитывать чувство патриотизма.
Воспитательный аспект: учиться художественному видению окружающего мира, воспитывать умение видеть прекрасное в окружающем мире, расширить кругозор и чувствовать красоту, желание создавать эстетические изделия.
Цели урока:
- обобщить знания учащихся о русских народных промыслах;
- воспитывать любовь и интерес к традиционной русской культуре, своей Родине и её истокам;
- формировать навыки работы с мочалом, художественным оформлением изделия;
- развивать творческую и познавательную активность, художественную фантазию и вкус.
- Цели урока:
- Развивающий аспект: продолжить развитие образного мышления, художественного вкуса; совершенствовать навыки культуры труда, взаимоконтроля; продолжить развивать самостоятельность в получении нужной информации.
- Образовательный аспект: продолжить знакомство с географией народных промыслов центральной России и своей местности, историей их создания и художественной ценностью для современных моделей.
- Воспитательный аспект: учиться художественному видению окружающего мира, воспитывать умение видеть прекрасное в окружающем мире, расширить кругозор и чувствовать красоту, желание создавать эстетические изделия.
Задачи:
провести фронтальный опрос по теме “Русская равнина”;
закрепить знания географической номенклатуры;
провести игру-путешествие по природным и культурным достопримечательностям Русской равнины;
провести практическую работу;
провести викторину “Почемучка”.
Оборудование: карта Российской Федерации; атласы; контурные карты; выставка изделий народного творчества; компьютер и фотоматериалы из Интернета; энциклопедия для детей “Россия: физическая и экономическая география”, книга “География Саратовской области”, магнитофон, аудиозапись музыкальных произведений.
Планируемый результат: выявить уровень усвоения программного материала по изучаемой теме, *вызвать интерес к народному творчеству, к изучению географии России.
Оформление: географические карты,плакаты, картины, показывающие предметы народных промыслов (хохлама, палех, финифть и др.), выставка работ учащихся, выставка работ местных народных умельцев.
Интеграция: география, история, изобразительное искусство.
Заранее распределяются среди учащихся темы сообщений о народных промыслах, они готовят изделия, по возможности, выставку, ищут материал, стихи, иллюстрации.
Ход урока
1. Организация класса
Учитель географии: Здравствуйте, ребята!
Учитель технологии: Мы рады вас видеть, и очень хотим работать с вами!
Учитель географии: Хорошего вам настроения и успешной работы.
Проверка подготовленности школьников к учебному занятию.
2. Актуализация полученных знаний
– Сегодняшний урок мы посвятим обобщению знаний по теме “Русская равнина” и “Народные промыслы Центральной и Северо-Западной России”. Урок не совсем обычный, так как ведут его два учителя технологии и географии. Как вы думаете, какие вопросы мы должны сегодня рассмотреть на уроке? Почему для нас важно знать природу России, культурные традиции жителей Русской равнины?
Сегодня мы выясним, в чем своеобразие природы и культурных ценностей разных уголков Русской равнины, а помогут нам в этом ваши знания, а также фантазия и воображение.
Урок начинается со Второго концерта С.Рахманинова (тема: Россия. Любовь к России. Раздолье русское) и вступительное слово учителя:
Учитель технологии: Полюбить Россию можно лишь тогда, когда увидишь всю прелесть застенчивой русской природы, сквозь душу пропустишь трагическую и героическую историю русского народа, удивишься красоте архитектурных ансамблей и монастырей, послушаешь знаменитые ростовские звоны и прикоснешься сердцем к прекрасным творениям простого русского народа.
Для того чтобы любить, нужно все это видеть и знать. Мы не ценим и не бережем то, что не знаем.
Учитель геграфии: Происхождение народных художественных промыслов, как правило, обусловлено историей хозяйственного и культурного развития района, и в большинстве случаев они базируются на местных природных ресурсах. Народные художественные промыслы – важный элемент культуры и быта населения.
Учитель технологии: Народные художественные промыслы в нашей стране разнообразны по своей продукции, используемому материалу, применяемой технике и технологии. Наиболее распространены: ручное ткачество и роспись тканей, художественная строчка и вышивка, кружевоплетение, ковроделие, резьба по кости, обработка мягкого камня, художественная обработка металла, лаковая миниатюра и др. Эти промыслы развиты в разных районах страны, но каждый из них имеет свой центр, наиболее известный и характеризующийся относительно большими размерами производства и значительным числом занятых в них.
Учитель геграфии: К таким районам можно отнести прежде всего Центральную Россию, где народные промыслы наиболее развиты, тесно связаны с историей района и его географическими условиями. Много центров народных художественных промыслов расположено в Поволжье, в Северной России, на Урале, в Сибири, Центральной России и Северном Кавказе (и некоторые из них мы рассмотрим сегодня на уроке на все виды у нас просто не хватит времени).
Но прежде я проверю ваши знания по изучаемой теме (фронтальный опрос)
1. Проверка основных знаний по изучаемой теме (фронтальный опрос) – разминка перед путешествием.
Учитель географии: Почему Восточно-Европейская равнина называется Русской? (Здесь находится центр Древней Руси, большая часть населения – русские, здесь расположена столица России – Москва.)
– Опишите географическое положение Русской равнины. (Русская равнина расположена на западе России: от государственной границы до Уральских гор – на востоке. На севере равнина омывается Баренцевым и Белым морями, на юге Черным и Азовским до Кавказских гор. С севера на юг равнина простирается на 2500 км. На севере равнину пересекает Северный полярный круг. Это территория ближе всех расположена к Атлантическому океану.)
– На каком участке земной коры расположена равнина? (Она находится на древней русской платформе.)
– Как называются участки платформы, где фундамент выходит на поверхность? Какой щит находится на Русской платформе? (Это Балтийский
щит.)
– Какие формы рельефа преобладают на Русской равнине? (Тектоническое строение обусловило равнинность территории. Неровности фундамента определяют размещение крупных возвышенностей и низменностей.)
– Покажите на карте. (Дети показывают.)
– Какие территории имеют наибольшую высоту? (Горы Хибины на Кольском полуострове.)
– Что оказало большое влияние на рельеф северной части Русской равнины? (Древнее оледенение.)
– Почему на северо-западе равнины много озер? (Результат влияния древнего оледенения, отступления ледника.)
– Какой климат Русской равнины? (Умеренно-континентальный, континентальность нарастает к юго-востоку.)
– К бассейнам каких океанов относятся реки Русской равнины? Приведите примеры.
– Почему природа Русской равнины разнообразна? Какая наиболее характерная особенность природы русской равнины? (Хорошо выраженная природная зональность ландшафтов.)
– Назовите природные зоны Русской равнины. (Тундра, лесотундра, тайга, смешенные и широколиственные леса и т.д.)
– Какими природными ресурсами богата Русская равнина? (Минеральными, агроклиматическими, на северо-западе – водными, лесными, рекреационными.)
2.
.
3. Игра-путешествие
Учитель географии: Ребята, кому из вас приходилось далеко выезжать за пределы своего села? Где вы успели побывать?
А сейчас давайте подключим свое воображение, фантазию и представим себе, что мы –корреспонденты. И отправляемся в разные точки Европейской части нашей страны. Сейчас, благодаря спутниковой связи и нашему монитору, мы начнем получать телетайпные сообщения из разных мест.
Итак, на связи север Русской равнины.
1. Телетайпное сообщение ученика о Карелии, которое иллюстрируется картинками, полученными с помощью Интернета.
Учитель технологии: Полюбить Россию можно лишь тогда, когда увидишь свою прелесть русской природы, удивишься красоте архитектурных ансамблей, прикоснёшься сердцем к прекрасным твореньям русского народа. О старой Руси, бывшей когда-то сплошь деревянной, о русской народной архитектуре наш репортаж “Русь деревянная”.
И снова на связи наш корреспондент с острова в Онежском озере, где находится музей русского деревянного зодчества под открытым небом – Кижи.
2. Телетайпное сообщение ученика о Кижах, о русском деревянном зодчестве с демонстрацией фото… (Звучит музыка)
Учитель географии: К северо-западу от Онежского озера находится другое озеро, не менее уникальное, чем Онежское. Послушаем сообщение корреспондента с Ладожского озера.
3. Телетайпное сообщение ученика о Ладожском озере.
Физкультминутка
“Я закрываю глаза, я чувствую, как наливается теплом всё моё тело. Я прислушиваюсь и ощущаю, как ровно и спокойно бьётся моё сердце. Я закрываю глаза. На душе светло и тихо. Мой ум чист и ясен. Я маленькая неповторимая частичка этого мира. Я открываю глаза. Я дышу глубоко и ровно. Мне хорошо и радостно. Я хочу подарить добро и радость другим. Иначе для чего ещё человек рождается на Земле?”
Учитель технологии: По Северо-Восточному региону проходит всемирно-известный туристский маршрут “Золотое кольцо России”. Города кольца – памятники русского зодчества. Здесь есть древние величественные соборы, Успенский и Дмитриевский( XII век), и Золотые ворота Владимира, Кремли Ростова, Суздаля и Новгорода; ансамбли монастырей в Переславле-Залесском, Костроме, Ярославле.
Учитель географии: Эти места отнесены к объектам всемирного культурного наследия.
(Демонстрация фотографий на фото-выставке, краткий к ним комментарий, показ иллюстраций из энциклопедии для детей “Россия: физическая и экономическая география”.)
– Начнем с города Москва, с Кремля, который включен в список объектов всемирного наследия. Издревле украшением Москвы являлись ее храмы. “Сорок сороков” церквей создавали неповторимый облик столицы православия. Успенский собор Кремля играл важнейшую роль в жизни страны. В нем присягали великому князю московскому удельные властители, проходили торжественные коронации царей и императоров. В ансамбль Соборной площади Кремля входят также Благовещенский и Архангельский соборы. Рядом с Кремлем, на Красной площади стоит Покровский собор, более известный в народе как храм Василия Блаженного. Это жемчужина древнерусской архитектуры. Этот напоминающий резную шкатулку храм стал наряду с Кремлем одним из символов России. (Предлагаю рассмотреть иллюстрации и фото с изображением памятников древнего русского зодчества.)
Учитель технологии: Однако туристов влекут не только достопримечательности, но и неповторимая атмосфера старинных русских городов центра России, которая позволяет прикоснуться к самой душе России, ощутить уклад жизни ее глубинки. Здесь находятся центры русского декоративно-прикладного искусства. И сейчас мы познакомимся с ними.
– На связи центры древних русских ремесел.
3. Телетайпное сообщение из центров русских ремесел. (Звучит музыка)
Учитель географии: А сейчас мы отправимся на юг России, увидим великую русскую реку Волгу, узнаем о ее своеобразии.
4. Телетайпное сообщение о реке Волге
Стихотворение А. Некрасова
Учитель географии: А теперь, чтобы лучше запечатлеть в памяти увиденное и услышанное, поработаем самостоятельно с контурной картой (нанесите на контурную карту географические объекты, о которых говорилось на уроке. Карта находится на обратной стороне маршрутных листов).
5. Практическая работа с контурной картой. (Звучит музыка)
6. Викторина “Почемучка”
Учитель географии: На карте России много городов, рек, озер, но нигде вы не найдете географического названия Почему. Предлагаю вам перенестись в город Почемучек и ответить на вопросы викторины.
Вопросы по технологии.
Почему на Руси самыми распространенными были деревянные постройки?
Почему Кижи являются музеем-заповедником?
Почему редчайшей красоты архитектурный ансамбль в Кижах называют топорной работой?
Почему одну из глиняных игрушек называют дымковской?
Почему русский живописец Б.М. Кустодиев говорил, что гжельские чайники и чаши цветут “колдовскими синими цветами”?
Вопросы по географии:
Почему в Карелии на поверхности много гранитных скал и котловин?
Почему Волгу называют Волгой-матушкой?
Любите ли вы родную природу?
Как вы поступите:
На какой лодке вы предпочтете кататься по малой реке – на моторной или весельной?
Покидая временную стоянку на берегу реки, что вы сделаете с неизбежно остающимся мусором- выбросите в реку, оставите на берегу или поступите как-то иначе?
Если вам представится возможность построить домик на речном берегу, покрытом лесом, то вы вырубите мешающие деревья или выберете естественную полянку, находящуюся на расстоянии километра от воды и без широкого вида на речную долину?
4. Подведение итогов урока
Учитель географии: Выполнили ли мы запланированную работу на уроке? Чему вы учились на уроке? Было ли на уроке интересно, захотелось ли вам и на следующих уроках больше узнавать о природе своей Родины?
Сегодня мы с вами говорили об уникальной природе Русской равнины, которая отличается разнообразием, имеет свои особенности, богата памятниками природы и памятниками древней русской культуры.
Учитель технологии: Природа нашей Земли не остается неизменной. Время сметает с земли целые государства, опускаются на дно острова, меняют очертания материки, изменяется климат.
Но ни землетрясения, ни наводнения, ни страшные эпидемии не смогли уничтожить стремление человека к красоте. То, что не смогли сохранить люди, сохранили дерево, глина, камень, руда, тонкие, как паутина, волокна льна или шелка.
Народно-прикладное искусство – результат творчества многих поколений мастеров. Сегодня художественные изделия, выполненные народными мастерами из различных материалов, служат непременной частью повседневной жизни человека, они вошли в быт как необходимые предметы.
Учитель географии: Этот урок, надеюсь, заинтересовал тех, кто любит и понимает природу, хочет больше узнать о земле, на которой живет, и сохранить ее многочисленные богатства и культуру.
Боков
Откуда начинается Россия?
С Курил, Камчатки, с Командор?
О чем грустят глаза ее степные
Над камышами всех ее озер?
Россия начинается с пристрастья
К труду, терпению, к правде, доброте.
Вот в чем ее звезда. Она прекрасна!
Она горит и светит в темноте.
Отсюда все дела ее большие,
Ее неповторимая судьба.
И если ты причастен к ней –
Россия не с гор берет начало, а с тебя!
Впереди у нас изучение не менее красивых уголков нашей родины – Кавказских гор.
5. Домашнее задание
Дома решите кроссворды по теме “Русская равнина”, которые составлены учащимися вашего класса.
Литература
Баринова И.И. Учебник “География России. Природа. 8 кл.”. М.: Дрофа.
Жижина Е.А. Поурочные разработки по географии: Природа России: 8 класс. М.: “ВАКО”, 2004.
Митрофанов И.В. Тематические игры по географии (методика проведения игр, вопросы, задания, ключи). М.:ТЦ Сфера, 2002.
Романова А.Ф. Нестандартные уроки. География. 8 – 9 классы. Народные промыслы России. – Волгоград: Учитель, 2003.
Интернет – ресурсы:
http://www.trip-guide.ru/page_326_1.htm
http://www.nashavyatka.ru/crafts/dymka.html
Разработка урока "Народные промыслы России"
http://festival.1september.ru/articles/531931/
2. Вводный инструктаж:
– Как вы думаете: что такое промысел? Вы знакомились с этим термином на уроке истории.
– Это мелкое ремесленное производство, т. е. изготовление необходимых людям вещей: обуви, одежды, посуды, украшений ручным способом.
– А почему промыслы называют народными?
– Промыслы называют народными, так как издавна народ, изготавливая какую-либо вещь, сохранял свое умение, передавал следующему поколению, при этом не терялись традиции.
– Верно, народное искусство создавалось и видоизменялось на протяжении столетий в непосредственной и глубокой связи с жизнью и бытом народа. В его создании и развитии большую роль играли природные условия и местные условия быта хозяйства, культуры, торговых связей, соседских отношений. Благодаря многим поколениям мастеров у каждого народа сложились свои собственные самобытные способы изготовления и оформления бытовых изделий, одежды и украшений. Для того чтобы нам познакомиться подробно с народными промыслами нашей страны, я предлагаю сегодня на уроке посетить выставку умельцев России. Здесь пока немного экспонатов (учитель показывает экспонаты на столе, называет места, откуда "родом" эти произведения искусства). А сейчас я попрошу вас стать гидами на выставке и рассказать об одном из экспонатов (проверка домашнего задания).
Учащиеся рассказывают об одном из видов народного творчества на примере экспоната, принесенного из дома, показывают на карте расположение селения и демонстрируют изделие. После рассказа устанавливают образец на выставку и прикладывают табличку с названием ремесла. В результате сообщений учащихся на столе образуется выставка народных промыслов.
– Посмотрите, какая прекрасная выставка получилась у нас на уроке. Прошло множество десятилетий, а мы не перестаём удивляться мастерству народных умельцев. Нас восхищают прекрасные произведения народного творчества. Многие хранятся в музеях нашей страны и даже за рубежом. В этих работах проявляется самобытность и мастерство, умелый подбор материала по цвету и фактуре, рукотворные изящество и неповторимость сюжетов, узоров, красок. Сегодня мы услышали о многих видах прикладного творчества, а о чём ещё не упомянули?
Многие народные промыслы возникли как разновидности крестьянского труда, удовлетворяющие бытовые нужды семьи. Крестьяне украшали различными узорами свою одежду, предметы быта. Разнообразная национальная одежда была создана именно домашним ручным ткачеством. В прошлом ручное ткачество было распространено повсеместно, сейчас же оно сохранилось лишь в немногих районах. Наиболее крупный из них Рязанская область, где ткут скатерти, занавеси, тканные ковры и другие изделия.
Ученица: так же как и ручное ткачество, возникла народная вышивка. Ею украшали одежду и предметы домашнего обихода. Особенно это относится к праздничной одежде. В конце XIX века вышивка в Центральной России получила промышленное значение – вышивальщицы стали работать по заказам оптовиков – скупщиков, продававших кустарные изделия в городах. Наибольшее развитие получила вышивка в Ивановской области, где вышивают главным образом белые полотняные изделия из фабричной ткани. Другой центр – в Центральной России – Торжок (Тверская область) который славится вышивкой золотом (по бархату, замше и др. материалах) и расположена единственная в стране художественная школа, готовящая специалистов по вышивке.
Многовековую историю имеет кружевоплетение. Это очень трудоемкий процесс. Главный центр кружевоплетения сейчас – Елецкий район (Липецкая область). Здесь основное производство кружев, значительная часть которых идет на экспорт и открыта художественная школа, готовящая специалистов по кружевоплетению.
Показываются изделия.
Ученица: “Палех”
Плещутся звезды в мерцающих далях,
Светится снег, хоть в ладони бери.
Сказочный Палех, загадочный Палех
Скачет на тройке в отцветах зари.
Ожили краски и в душу запали,
Русским напевом заслушался мир.
Сколько кудесников вырастил Палех
Сколько диковин красою затмил.
Вешнее солнце в шкатулке хранится,
Не увядает старинный секрет.
Кисти взлетают, как крылья Жар-птицы.
Палех рисует России портрет.
П. Синявский.
Широко известны в нашей стране и за рубежом палехские черно-лаковые шкатулки, украшенные миниатюрной живописью (демонстрируются). В селе Палех Ивановской области это уникальное искусство появилось около 80 лет назад (в 1924 г.) на основе древних традиций народного иконописания.
Два косогора, усеянных избушками, между ними полусонная речушка Палешка – вот и все знаменитое еще с XVII в. село Палех. Грандиозными тайнами волшебного искусства владели крестьяне. Икона палехского письма была изумительно нарядна, от мечты о празднике жизни ее несравненное сияние.
А когда отпала нужда в иконах, казалось, захиреет Палех, изгладятся его косогорочки, высохнет Палешка. Но разве отпала нужда в мечте, в празднике, в золотистой и голубой развеселой и умной жизни?!
Богоматери спустились на землю и поменяли святые нимбы на косынки тружениц. И не приспосабливались мастера к новой жизни и новым сюжетам, а просто вымыли свои кисти и гордо пишут красоту бестрепетными мазками.
А за волшебными этими мазками – торжественное и спокойное, земное и дорогое сердцу Отечество. Сегодня в Палехе создают лаковые миниатюры – росписи шкатулок, брошек. Блестящие коробочки, покрытые лаком, играют и переливаются всеми цветами радуги, а черный фон придает краскам еще больше яркости.
Шкатулки для росписи делают так: сначала прессуют листы картона, промазанного клейстером (такой картон называется папье – маше). Затем их пропитывают льняным маслом и “прокаливают” в специальной печи – заготовки становятся легкими и прочными. Потом столяры изготавливают коробочки нужной формы и шлифуют поверхность, пока она не станет абсолютно гладкой, а лакировщики покрывают их несколькими слоями черного лака. Внутреннюю поверхность шкатулки окрашивают в ярко-красный цвет. И, наконец, художник расписывает шкатулку. Живописец работает тонкой кистью, проводя линии не толще волоска – иногда подробности росписи можно рассмотреть только в увеличительное стекло. Фигурки на палехских шкатулках как будто светятся – это потому, что некоторые детали пишутся настоящим золотом, растертым в порошок и смешанным с клеем. Это очень тонкая работа, и любая палехская шкатулка – настоящая драгоценность.
Главные сюжеты палехских росписей сейчас – русские сказки и былины. Особенно любимы мастерами-палешанами сказки Пушкина, ведь здесь есть где разгуляться фантазии художника.
Ученица:
Чудо с синими цветами,
Голубыми лепестками,
Синими цветочками,
Нежными виточками.
На белом фарфоре,
Как на заснеженном поле,
Из – под белого снежочка.
Растут синие цветочки.
Неужели, неужели,
Вы не слышали о Гжели?
(Демонстрируются изделия)
Ученица: Финифть – разновидность гжели, дивная по красоте роспись по эмали, зародившаяся в конце XVIII в. в Ростове. В переводе с греческого финифть означает светлый, блестящий камень. И действительно, белоснежные пластинки из стекловидных сплавов, обожженные при высокой температуре, тверды, как камень, а роспись на них драгоценно сияет.
В экспозиции ростовского архитектурного музея-заповедника представлены работы старых мастеров: нагрудные иконки, образки, как называемые дробницы – эмалевые вставки, которыми украшали церковную утварь, здесь же и лучшие изделия современных умельцев промысла – женские украшения с цветочной росписью, миниатюрные портреты и пейзажи на крохотных шкатулках.
В Ростове создана фабрика “Ростовская финифть”. Одно время появились у ростовских мастеров опасение, что мода на финифть пройдет, что наскучат цветочные росписи. Но это не произошло. Ценится они в нашей стране и за рубежом. И открываются центры в других городах.
А очарования они своего оттого не теряют, что живописные традиции веками накоплены. В этом вы можете убедится сами.
(Демонстрируются украшения)
А сейчас мы послушаем ростовские колокольные звоны, подобный звонницы нигде нет.
(Звучит пластинка “Колокольные звоны”)
Ученица: особое место в художественных промыслах Центральной России занимает изготовление игрушек. Еще в XVII в. изготовлением игрушек занимались художественные мастерские при Троицко-Сергиевской лавре, где работали резчики, лепщики, столяры. Позже в этом районе возник кустарный промысел по изготовлению игрушек (коней. Троек, барынь). Центр этот и сейчас сохраняет за собой ведущее место по производству таких игрушек.
Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей.
В ней нету света дымного,
А есть любовь людей.
В ней что-то есть от радуги,
От капелек росы
В ней что-то есть от радости,
Гремящей, как басы.
Она глядит не прянично,
Ликующе и празднично.
В ней молодость-изюминка,
В ней удаль и размах
Сияйте охра с суриком.
По всей земле в домах.
От дымковской игрушки
Идет тепло и свет.
“Жостовские кисти”
На жостовском подносе
В зеркальной глади лака
Ржаная медь колосьев,
Степной румянец мака.
Багрянец поздних листьев.
Лесной подснежник первый…
А жостовские кисти
Нежнее легкой вербы.
П.Синявский.
Учитель: Приузолье – северо-запад Нижегородской области. Заволжская тайга! Великий лесной край, где зеленое вечно живое море простирается до самого горизонта. Кажется, сама природа порождает легенды о бездонных здешних озерах в неезженых дорогах, сказочных существах, обитающих в глухомани. Здесь родина двух изумительных народных промыслов – хохломского и городецкого. Хотя и не сравнится городецкая роспись по известности с хохломской, но и она немало знаменита. Давайте послушаем историю городецкого народного промысла.
Ученица: стояли по берегам Узолы дубравы, величественные дубы гляделись в черное зеркало воды, время и волны точили берег, и валились деревья в омуты. Дуб лежал в воде, морился, становился черным и тяжелым. И однажды какой-то крестьянин попробовал украсить прялочное донце резной фигуркой из мореной дубовой древесины. Постепенно городецкое донце стало непременным атрибутом нехитрого крестьянского хозяйства. Делать их начали из осины или липы. Белые донца, вытесанные из мягкой древесины, сами просились под резец или кисть, и вот крестьяне приузольских деревень, стали разукрашивать их конями да птицами.
В 1870 г. в деревню Курцево приехал иконописец Николай Иванович Огуречников править роспись местной церковке. Он и надоумил курцевских умельцев делать донце не резные, а крашеные, показал, как варить олифу, снабдил масляными красками, кистью работать резвей да веселей, и разлетелась вскоре чудо-красота по всей Руси.
Чего только не было изображено на донцах мужицкой рукой. Тут и сцены чинных чаепитий, и пестрые цыганские хоры, и разудалые народные гулянья, кавалеры, барышни, кошки, петухи, смоляно-черные кони и диковинное: павлины, пышные розаны. Впрочем, павлины уж больно на индюшек, которых в каждом крестьянском дворе было не по одной, похожи.
Зародившись в 30 км от Хохломы, городецкая роспись сразу нашла свое русло. Там, где у хохломы дела вершили 4 цвета, городецкие краски пылали всей палитрой.
Хохломские краски калили, подвергали термической обработке. Городецкая же роспись – холодная. А сам рисунок? Ягоды, листья, цветы – у хохломы, сюжетные картины “мещанского быта” – у городецкой росписи. Так с прялочных донец и покатилась слава приузольских резчиков и живописцев по России. После возрождения промыслов роспись перенесли с прялок на новые формы: солонки, разделочные доски, игрушки, детскую мебель и т.д.
(Все это демонстрируется)
Учитель: старые народные промыслы не забываются и многие из них возрождаются в моделях современных модельеров.
(Демонстрируется коллекция одежды основанная на образце русского народного костюма с использованием традиционных видов рукоделия)
Берется обычная в чем-то ткань и с помощью привычных и всем хорошо знакомых видов рукоделия преображается вдруг так, что глаз не оторвешь. Эта представленная коллекция еще раз доказывает, что осваивая рукоделие, мы получаем возможность всегда быть одетой красиво, нарядно и не так, как все.
Вся представленная коллекция сочетает в себе фольклорный стиль и современность.
(Урок заканчивается русской народной песней. Выступает школьный ансамбль)
Богородские игрушки
На живописном холме на берегу реки Куньи, левого притока Дубны стоит село Богородское - родина замечательного народного промысла резных деревянных игрушек и скульптур. Богородское - село старинное.
В XV - XVI веках богородские крестьяне, заложили основы развившегося впоследствии художественного промысла обработки дерева. Село стало одним из центров народного творчества в истории русского прикладного искусства.
В Сергиевом Посаде существует предание о том, как в середине XVIII века один житель посада вырезал из липового чурака куклу размером в 9 вершков (40 см) и продал ее купцу Ерофееву, торговавшему у Лавры.
Тот поставил ее как украшение в лавке. Игрушка тут же была куплена с большой выгодой для купца. После этого Ерофеев заказал целую партию таких игрушек.
Народные мастера резали из липы фигурки животных и людей, из народной жизни, басен и сказок.
Особенно интересны игрушки с движением: на планках, с балансом, с кнопкой. Эти незамысловатые, но всегда остроумные по конструкции приспособления делают игрушку живой, выразительной и особо привлекательной.
Игрушке "Кузнецы" более 300 лет. "Кузнецы" стала символом Богородского промысла. Стоит подвигать планками и тут же начинается бойкая работа. В четком ритме двигаются фигурки, в такт стучат по наковальне молотки.
Богородские игрушки можно встретить в магазинах, музеях, на выставках, во многих домах не только наших городов, но и за рубежом.
Современная Богородская резьба - многообразна по сюжетам и формам художественного выражения. Она органически входит в художественную культуру, сохраняя древние традиции ремесла.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок Полезные и красивые ископаемые России (интегрированный урок: география + технология)
Интегрированные уроки очень интересны для учащихся, особенно когда совмещены два разных предмета: география и технология. На таком уроке учащиеся получают теоретические знания и практическ...
Интегрированный урок географии и информатики в 6 классе. "Годовой ход температуры воздуха", "построение таблицы и графика"
Интегрированный урок по географии и информатики в 6 классе формирует умение работать с цифровыми данными в различной форме ( табличной, графичной) и использование ПК как техническое обеспечение инфор...
Интегрированный урок географии и информатики в 6 классе. "Годовой ход температуры воздуха", "построение таблицы и графика"
Интегрированный урок по географии и информатики в 6 классе формирует умение работать с цифровыми данными в различной форме ( табличной, графичной) и использование ПК как техническое обеспечение инфор...
Интегрированный урок географии и математики в 6 классе «Водяной пар в атмосфере. Определение относительной влажности воздуха математическим методом» Косолапова Л.М и Косолапова С.В.
Составители урока: учитель географии Косолапова Лариса Михайловна, учитель математики - Косолапова Светлана Васильевна.Интегрированный урок географии и математики в 6 классе с применением элементов те...
"Лес наш батюшка..." интегрированный урок географии и ОБЖ в 8 классе
План – конспект интегрированного урока ОБЖ + География в 8 классе «Лес наш батюшка…» учитель ОБЖ: Желтухинская Татьяна Михайловна; учитель географии: Бандина Надежда Леонтьевна. для данно...
Интегрированный урок (география + технология обучения здоровью)
Интегрированный урок (география + технология обучения здоровью) по теме: "Мировой океан – составная часть гидросферы" (7-й класс)...
Интегрированный урок географии и музыки в 7 классе
Интегрированный урок географии и музыки в 7 классе Тема: «Влияние особенностей культурного развития отдельных стран Европы и Азии на творчество русских композиторов»...