ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК (ГЕОГРАФИЯ, МАТЕМАТИКА) 6 класс Тема: «МАСШТАБ и его применение».
учебно-методический материал по алгебре (6 класс) на тему

 

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК 

(ГЕОГРАФИЯ,  МАТЕМАТИКА)

6 класс

Тема: «МАСШТАБ и его применение».

 

Цели урока:

 

обучающая:  систематизация и закрепление знаний по теме «Масштаб» ,закрепление умений решать задачи на нахождение расстояний на местности и на карте зная масштаб карты, развитие мыслительной деятельности учащихся на уроке,, решение математических задач по данной теме;

развивающая : установление интеграционных связей между понятием «масштаб» в географии и математике; развитие логического мышления учащихся, умения сравнивать и анализировать, проводить аналогии, применять ранее полученные знания в других учебных ситуациях , развитие познавательного интереса учащихся на основе межпредметных связей;

 воспитательная: в ходе урока содействовать формированию мировоззренческих понятий «целостность мира», преодоление разобщенности научных знаний по различным дисциплинам, установление межпредметных связей, развитие в ходе групповых форм работы духа коллективизма и сотрудничества, воспитание трудолюбия.

 

Тип урока: урок повторения ранее изученного материала, его систематизация и применение в новых условиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1_masshtab.doc104 КБ
Office presentation icon 2_prezentaciya.ppt876.5 КБ

Предварительный просмотр:

                             МОБУ « Алексинская средняя школа»

        ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОк

 (МАТЕМАТИКА, ГЕОГРАФИЯ)

6 класс

Тема урока: «МАСШТАБ и его

                                      применение»

Учителя:  Судейская Наталья Валерьевна,

                         учитель математики

                        Гущина Елена Александровна,

                         учитель географии

НАПРАВЛЕНИЕ: реализация принципов личностно-

ориентированного обучения на уроках математики и

географии.

        Волховский район,

                                                 Ленинградская обл.

                                                     с. Колканово,

        микрорайон Алексино

              2013г.

ОБОСНОВАНИЕ.

Идея интеграции стала в последнее время предметом интенсивных теоретических и практических исследований в связи с начавшимися процессами дифференциации в обучении. Ее нынешний этап характерен разработкой и проведением учителями интегрированных уроков.

Интеграция  дает возможность, с одной стороны, показать учащимся «мир в целом», преодолев разобщенность научного знания по дисциплинам, а с другой – высвобождаемое за этот счет учебное время использовать для полноценного усвоения учащимися изучаемого материала.

С практической точки зрения  интеграция предполагает усиление межпредметных связей, снижение перегрузок учащихся, расширение сферы получаемой информации учащимися, подкрепление мотивации обучения.

Методической основой интегрированного подхода к обучению является формирование знаний об окружающем мире и его закономерностей в целом, а также установление внутрипредметных и межпредметных связей в усвоении основ наук. На проведенном уроке мы старались при его проведении привлечь знания, умения и навыки, полученные учащимися ранее на уроках географии и математики, научить школьников рассматривать не отдельные изолированные знания и явления, а обширные единства.  Воспринимать мир во всем его многообразии и взаимосвязи, способствовать формированию нового, интегративного способа   мышления, характерного для современного человека.

При проведении  интегрированных уроков  как позитивными можно отметить следующие моменты:

– активизация познавательной деятельности учащихся, усиление тенденции к синтезу изучаемого материала;

– интегративные познавательные задачи помогают в короткий срок выявить интересы учащихся, что является важным процессом при обучении;

– учащиеся получают более точное и образное представление об общей картине мира, т.к. два предмета (в нашем случае математика и география) представлены общей темой, общими задачами и рассматриваются во взаимосвязи.

АВТОРЫ   ПРОГРАММ   И    УЧЕБНИКОВ.

Математика

География

1.Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Математика. 5-11 классы. М., «Дрофа», 2004 г.


2.Н.Виленкин, В.Жохов, А.Чесноков, С.Шварцбурд . Математика 6 класс .М., Мнемозина, 2012 г.

1.Прграммно-методические материалы. География 6-9 классы. Составитель В.И.Сиротин. М., «Дрофа», 2004 г.


2.Т.П.Герасимова, Н.П.Неклюкова. Начальный курс географии. 6 класс. М., «Дрофа», 2010 г.

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК  

(ГЕОГРАФИЯ,  МАТЕМАТИКА)

6 класс

Тема: «МАСШТАБ и его применение».

Цели урока:

обучающая:  систематизация и закрепление знаний по теме «Масштаб» ,закрепление умений решать задачи на нахождение расстояний на местности и на карте зная масштаб карты, развитие мыслительной деятельности учащихся на уроке,, решение математических задач по данной теме;

развивающая : установление интеграционных связей между понятием «масштаб» в географии и математике; развитие логического мышления учащихся, умения сравнивать и анализировать, проводить аналогии, применять ранее полученные знания в других учебных ситуациях , развитие познавательного интереса учащихся на основе межпредметных связей;

 воспитательная: в ходе урока содействовать формированию мировоззренческих понятий «целостность мира», преодоление разобщенности научных знаний по различным дисциплинам, установление межпредметных связей, развитие в ходе групповых форм работы духа коллективизма и сотрудничества, воспитание трудолюбия.

Тип урока: урок повторения ранее изученного материала, его систематизация и применение в новых условиях.

Время урока: 1 час.

Оборудование: географические карты, , глобус, карточки по математике для устного счёта, для теста, для теста « семь высказываний», два прямоугольника из цветного картона разного размера , модель машины, планы квартиры.

Оформление доски.

  1. Словарь урока: интеграция  (лат.  integration – восстановление, восполнение) – процесс  сближения и связи наук.

.

ХОД  УРОКА.

1.Организационный момент:

а) до начала урока разделить учащихся на группы по 4 человека и рассадить их в классе для работы по группам; для каждой группы сделаны именные листы (приложение №1) и лежат на партах;

б) приветствие учащихся;

в) учитель математики :

      «С тех пор, как существует мирозданье,

       Такого нет, кто б не нуждался в знанье,

        Какой мы не возьмем язык и век,

        Всегда стремился к знанью человек » (Рудаки, тадж. поэт,  Х век )

г) психологический настрой .

    учитель географии:

       «Наш дом родной, наш общий дом,

         Земля, где мы с тобой живем,

         Ты только посмотри вокруг:

         Тут речка,  там – зеленый луг,

         Не разрушайте этот мир, девчонки и мальчишки,

         Иначе эти чудеса останутся лишь в книжке».

   

2.Мотивационное начало урока.

а) учитель географии:

    Ребята, перед уроком многие из вас интересовались, почему решили провести уроки географии и математики вместе. А объяснить это поможет нам  словарь урока, который объясняет значение слова «интеграция» (разбирает с классом значение этого слова).( слайд№1)

б) учитель математики : Проблемный вопрос. Учитель географии берёт в руки большой коричневый прямоугольник, а учитель математики маленький красный. Задаётся вопрос: ребята, как вы думаете можно- ли расположить красный прямоугольник на коричневом ( ответ-да) , а как вы думаете можно-ли расположить коричневый прямоугольник на красном? ( возникает пауза), учитель: к этому вопросу мы свами вернёмся в конце урока. И ещё: как вы думаете, почему мы решили провести урок вместе?

 в)  учитель географии объясняет критерии выставления оценок за работу на уроке . Капитан команды после каждого задания  в паре или группе выставляет оценки в именованные листы. Баллы за задания расписаны в листа заранее.

г) учитель математики:

    Как вы думаете, ребята, почему ученые разных стран мира  – физики, химики, математики – легко понимают друг друга, несмотря на то, что говорят они на разных языках? (спросить и выслушать ответы детей) Ответ прост: у этих  наук существует свой язык, удобный и понятный каждому специалисту. Вот почему, начиная  изучать математику, мы прежде всего, знакомимся с ее языком – цифрами и математическими символами.

д) учитель географии:

      География тоже имеет свой язык. Речь идет о географических картах, без которых география не может существовать, так же как математика без цифр и уравнений.

3.Устный счёт:

  Учитель математики: А теперь посчитаем устно. Каждый ученик получает карточку с заданиями. Вычислить (приложение №2).  Затем взаимопроверка. Поменялись карточками. На доске слайд №3. Выставление баллов в именованные листы.( Ребята делают это быстро , т.к. на уроках мы эти листы применяем часто).

4. Актуализация знаний:

   Учитель математики: Определить ключевое слово урока нам поможет тест по теме          « Меры длины». Без них нам сегодня на уроке никак не обойтись. А прежде свпомним перевод одних единиц в другие (слайд 4).

 5. Работа в паре:

     Учитель математики:

   

  Выполнение теста по теме « Меры длины». Ключевое слово урока. ( приложение №3).

   -- Вам предлагается 7 высказываний.    Определите, истинные они или ложные и в нужной графе таблицы поставьте «+» или другой какой-то знак. Учащиеся выполняют работу на карточках.

 Проверка выполнения с использованием карточек «И» (истина), «Л» (ложь).

Одновременно- открыть ответы на слайде 5. За правильными ответами открываются буквы слова «масштаб».

 Высказывание

И

Л

1. Килограмм- не единица длины.

+

2. Рост человека может быть равен 13 136 мм.

+

3. 3м = 300 см.

+

4. Полкилометра меньше 560 м.

+

5. 7 метров больше 7 дм в 7 раз.

+

6. неверно , что 1м = 10 дм.

+

7. 2 м 64 см меньше, чем 300см.

+

 

Тема сегодняшнего урока « Масштаб и его применение».

 - Довольно часто бывает, что в практической деятельности людей истинные размеры чего-либо не удобны. Тогда они вынуждены эти размеры изменять.

 В тетрадях запишите число и тему урока « Масштаб и его применение». Какова цель нашего сегодня урока? ( Ребята проговаривают свои версии, учитель поправляет).

  Знакома ли вам эта тема?

  Где вы с нею уже встречались?

   Что вы уже знаете по данной теме?

Уточнение понятия с опорой на имеющиеся знания.

-- Итак «Масштаб» . о чём вам говорит это слово?  ( Ответы детей можно дополнить демонстрацией реальный моделей предметов : глобу, географическая карта, показом моделей машинок, слад №6).

     Итак:

Отношением длины отрезка на карте к длине соответствующего отрезка на местности  называется…

Для успешной работы на уроке нам нужно вспомнить вопросы из математики:

  -- определение отношения;

 -- определение пропорции;

  -- основное свойство пропорции;

6. Учитель географии:

Работа с видами масштаба.

Учитель географии: Какое определение масштаба мы давали на уроках географии?

Какие виды масштаба вы знаете?

Записывают  в тетрадь:

  1. численный;
  2. именованный;
  3. линейный.

Соединим каждое обозначение с соответствующим видом масштаба. (слайд№7)

( на интерактивной доске 3 учащихся соединяют обозначения)

--Чтобы понять, как определять расстояние по карте с помощью масштаба, необходимо вспомнить как преобразуются друг в друга различные единицы измерения. ( слайд  8).

-- Чтобы перевести численный масштаб в именованный надо:

  1. Записать в  1 см- поскольку в 1 метре 100 сантиметров, то нужно убрать два нуля.

   2. Поскольку в 1 километре 1000 метров, то нужно убрать ещё три нуля ( если можно).

  3. Оставшееся число записать после тире, указать метры или километры.

-- Чтобы перевести именованный масштаб в численный надо:

  1.  Записать 1: и величину масштаба (число после тире).

  2. Если именованный масштаб дан в метрах, то поскольку в 1 метре 100 сантиметров, нужно добавить два нуля.

  3. Если именованный масштаб дан в километрах, то поскольку в 1 километре 1000 метров, нужно добавить ещё три нуля.

-- А теперь переведите численный масштаб в именованный и наоборот. Самостоятельная работа.

-- Проверим ответы. ( слайд 9).

Найди ошибку: Работа в группах.

 Физминутка для глаз « Лунтик» (слайд)

Работа в группах:

Учащиеся в начале урока были разделены по группам. Каждая группа получает задание и необходимый материал для выполнения задания.  ( Задания есть в приложении).

  1. 1 группа работает с глобусом.

Предлагаем узнать, в каком масштабе выполнен глобус. Как получить необходимые данные?

 Длину экватора найти из справочной литературы (мы сделали памятку на парту). Длину экватора на глобусе измерить подручными средствами, например портновский метр, нитка, (заранее было на парте). Вычислить масштаб глобуса. Решение записать в таблице. (слайд, проверка). После того,как группы справятся с заданием , один представитель от группы рассказывает решение и проверяем сразу по доске. Вся группа вместе оценивает  работу каждого.

                             

Длина линии экватора на глобусе 80 см

Длина экватора Земли

 40 074, 7км= 40000км

                                    Масштаб?

40 000 КМ = 4 000 000 000 СМ

4 000 000 000 : 80 = 50 000 000

   Ответ: масштаб глобуса 1 : 50 000 000. ( Это означает—1 см на глобусе соответствует 50 000 000 см на земном шаре, т.е. 500 км.).

        *2 группа работает с моделей машины и чертежом.

   

Узнать, в каком масштабе выполнен чертёж, еслимодель машины выполнена в масштабе 1 : 43. ( задание в приложении).

    Решение: Масштаб 1 : 43 означает, что модель машины уменьшена в 43 раза. Длина модели 10 см. Значит, длина машины 430 см = 4м 30см. На чертеже длина машины 75 мм. Переводим 4м 30см = 4300 мм.

   4300 : 75 = 57. Значит, масштаб чертежа 1: 57.

  1. 3 группа работает с планом квартиры. ( Приложение)

Масштаб квартиры 1: 100. Определить по плану , какие размеры имеют комнаты №1, №2, №3 и какова их площадь в действительности.

Решение: По плану размеры первой комнаты 27мм * 41мм; второй комнаты 38мм * 43мм; третьей комнаты 30мм * 28мм. Если масштаб 1 : 100 , то размеры первой комнаты 2700мм * 41мм = 2м 70см * 4м 10см; второй 3800мм * 4300мм = 3м 80см * 4м 30см, третьей комнаты 3000мм * 2800мм = 3м * 2м 80см.

           

                          Ответ: Площадь первой комнаты 11,07м2; площадь второй комнаты 16.34м2; а площадь третьей комнаты 8,4м2.

Самостоятельная работа:

  Вставь пропущенные данные.(слайд 16)

1)      

На плане 14см

  В действительности ?

                    Ма

сштаб  1: 200

2)

             

На плане

  В действительности 2дм

Масштаб 1 : 40

Ответы: 28м

               5мм.

Домашнее задание: Творческое задание. Сделать макеты своих домов, квартир  в определённом масштабе.

Ответ на поставленную задачу в начале урока.  ( Да, можно. Дети сами делают выводы и объясняют свои версии).

Подведение итогов: Дети сами подсчитывают и озвучивают итоговые оценки за урок.

Рефлексия:

-- Сегодня я узнал(а)……

-- Было интересно…..

-- Было трудно……..

-- Я понял(а), что……

-- Теперь я могу…..

Мы надеемся, что сегодняшний урок помог вам открыть неизвестное в известном ранее понятии «масштаб» .

Об умном человеке говорят: « масштабно мыслит». Будем этому учиться!!  (слайд).  СПАСИБО ЗА УРОК!!

САМОАНАЛИЗ УРОКА.

  Данный урок построен на деятельной основе с использованием групповых форм работы и игровой технологии.

Красной нитью через весь урок прошла  работа по сближению географии и математики в использовании понятия « масштаб».

Главная цель урока – адаптация понятия «масштаб» к решению математических задач достигается за счет самостоятельной работы групп и осмысления этого понятия  при решении  задач и в игре по отысканию координат клада.

В ходе  урока учащиеся смогли увидеть целостность картины мира, преодолеть разобщенность знаний по различным дисциплинам, увидеть межпредметные связи между математикой и географией.

Групповые формы работы развивают в детях чувство ответственности и сопереживания за деятельность своей группы, умение, прислушиваясь к мнению каждого, выбрать верное, общее решение.

Украсил урок гуманитарный фактор, а именно применение в ходе урока стихов, афоризмов, рефлексия с помощью рисунков, игровая ситуация.

При проведении урока были выдержаны все основные компоненты современного урока:

– организация класса и психологический настрой на работу;

– постановка целей всего урока и его отдельных этапов;

– мотивационный: определение значимости изучаемого материала;

– коммуникативный: общение учащихся в группах, доброжелательные отношения  

   учителей и учащихся;

– содержательный: подбор материала для урока в соответствии с психофизиологически-

 ми  особенностями учащихся данного возраста;

– технологический: как оптимальный для данного класса, выбор групповой формы

   работы;

– контрольно-оценочный: оценка  индивидуальной и групповой деятельности учащихся    

   для стимулирования  активности учащихся;

 – аналитический: подведение итогов урока, анализ деятельности на уроке самими

    учащимися, рефлексия.

Урок учащимся понравился, это они отметили при подведении итогов урока, учителя, его  

проводившие, остались уроком довольны тоже.

ЛИТЕРАТУРА.

1.Т.П. Герасимова, Н.П.Неклюкова. Начальный курс географии 6 класс. М., «Дрофа», 2010 г.

2 Н.А.Никитина. Поурочные разработки по географии. М., «Вако», 2011г.

3.Г.Н.Элькин. Поурочное планирование «Физическая география  6 класс», С-Петербург, «Паритет», 2010 г.

4.Н.А.Максимов. За страницами учебника географии. М., «Просвещение», 2002 г.

5.Энциклопедия для детей. География. Т.3, М., «Аванта +», 1994 г.

6. 2.Н.Виленкин, В.Жохов, А.Чесноков, С.Шварцбурд . Математика 6 класс.М., Мнемозина, 2012 г.

7.Журналы «Математика в школе» № 2, 1999 г. с.7

                                                             № 7, 2000 г. с.46.

ПРИЛОЖЕНИЕ.

  1. Именной лист.
  2. Тесты.
  3. Задания для групп.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Интеграция (лат. integration – восстановление, восполнение) – процесс сближения и связи наук.

Слайд 2

Интегрированный урок математики и географии 6 класс Судейская Н.В. Гущина Е.А.

Слайд 3

У с т н ы й с ч е т 1 в 1 2 5 2 5 18 3 x = 3 4 1 4 5 1000 6 1 7 2 ,5 2 в 1 4 9 2 9 16 3 x = 6 4 2 7 5 800 6 1 ,6 7 2,5 3 в 1 2 11 2 11 50 3 x = 2 4 1 9 5 900 6 0 ,04 7 4,5 4 в 1 2 13 2 13 72 3 x = 8 4 1 12 5 700 6 0 ,5 7 5,5

Слайд 4

1 мм 1дм 1 км • 10 • 10 • 1000 1 м • 10 : 1000 : 10 : 10 : 10 1 см М е р ы д л и н ы

Слайд 5

7. 6. 5. 4. 3. 2 . 1. 2 м 64 см меньше, чем 300 см. Неверно, что 1 м = 10 дм. 7 метров больше 7 дм в 7 раз. Полкилометра меньше 560 м. 3 м = 300 см. Рост человека может быть равен 13 136 мм. Килограмм – не единица длины . Высказывание Б А Т Ш С А М        Л И

Слайд 6

Масштаб Отношение длины отрезка на карте к длине соответствующего отрезка на местности в действительности называют масштабом. Масштаб 1:20

Слайд 7

Виды масштаба Именованный Численный Линейный 1 см – 500 м 1:50000

Слайд 9

Перевести: Численный масштаб в именованный: 1 : 1000 1 : 75000000 Именованный масштаб в численный: в 1 см – 50 км в 1 см – 200 м в 1 см – 10 м в 1 см – 750 км 1 : 5000000 1 : 20000

Слайд 10

Найди ошибку 1.Масштаб стенной географической карты мира 1:20 000 000, или один сантиметр на ней соответствует двум тысячам километрам на местности. Это сильно уменьшенное картографическое изображение. 2. Длина отрезка на местности 4,5 см. Чему равна длина этого отрезка на карте, сделанной в масштабе 1:100 000?

Слайд 11

физминутка

Слайд 12

Работа в группах

Слайд 13

Работа в группах: Длина линии экватора на глобусе см Длина экватора Земли 40 000 км Масштаб ? 1) 40 000 км = 4 000 000 000 см 2) 4 000 000 000 : 80 = 50 000 000 Ответ: масштаб глобуса 1 : 50 000 000. (Это означает – 1см на глобусе соответствует 50 000 000см на земном шаре, т.е. 500 км).

Слайд 14

Работа в группах: Решение: Масштаб 1 : 43 означает, что модель машины уменьшена в 43 раза. Длина модели 10 см. Значит, длина машины 430 см = 4м 30см. На чертеже длина машины 75 мм. Переводим 4м 30см = 4300мм. 4300 : 75 = 57. Значит, масштаб чертежа 1 : 57.

Слайд 15

Работа в группах: Решение: По плану размеры первой комнаты 27мм * 41мм; второй комнаты 38мм*43мм, третьей комнаты 30мм*28мм. Если масштаб 1:100, то размеры первой комнаты 2700мм*41мм = 2м 70см * 4м 10см; второй комнаты 3800мм*4300мм = 3м 80см * 4м 30см, третьей комнаты 3000мм*2800мм = 3м * 2м 80см. Площадь первой комнаты 11,07м2; площадь второй комнаты 16,34м2; а площадь третьей комнаты 8,4м2.

Слайд 16

Самостоятельная работа 1 вариант 2 вариант На плане 14 см В действительности ? На плане ? В действительности 2 дм М а с ш т а б 1 : 200 М а с ш т а б 1 : 40 1) Ответ: в действительности 2800 см = 28 м 2) Ответ: на плане 5 мм

Слайд 17

Домашнее задание: Творческая работа. Сделать макеты своего дома, квартиры (масштаб выбрать самим) Об умном человеке говорят: «масштабно мыслит». Будем этому учиться!

Слайд 18

Было интересно… Было трудно… Я понял(а), что… Теперь я могу… У меня получилось…. Мне захотелось… Моё пожелание учителям…

Слайд 19

F:\pril1.wmv


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока "Масштаб и практическое применение"

Урок-закрепление для 6-ого класса. На уроки закрепляются навыки, связанные с преобразованием величин, отрабатывается умение оперировать с простейшими логико-математическими понятиями "истина", "ложь"....

Бинарный урок география-математика "Байкал" 8 класс

Урок был проведен в рамках районного семинара....

интегрированный урок по теме "Масштаб и его применение"

на уроке применяется интегрированное обучение: математика + география, сто способствует усвоению знаний в готовом виде и в процессе самостоятельного поиска...

Интегрированный урок «Путешествие в страну Масштабию»

Интегрированный урок математики и географии в 6 классе. Урок разработан в соответствии с современными требованиями. Он посвящен повторению и закреплению знаний по теме «Масштаб». Форма «Урок – пу...

Интегрированный урок : География + математика Тема: Форма и размеры Земли. 6 класс.

Продолжение формирования представлений о форме и истинных размерах Земли...

ПРОЕКТ по направлению: математика Масштаб и его применение.

Цель исследования: поиск применения понятия масштаба....

Масштаб: его практическое применение.

Математика 6 класс. Масштаб: его практическое применение....