Дидактический материал к интегрированным урокам географии 6-7 классов
методическая разработка по географии (6, 7 класс) на тему

Решетникова Татьяна Николаевна

В работе предлагается подборка текстов из художественных произведений  российских и зарубежных писателей,которую  можно использовать при проверке,изучении и  закреплении  материала к урокам по темам:"Реки","Климат","Природные зоны"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактический материал к интегрированным урокам  физической географии 6 -7 классов.

П.Бажов.Хозяйка медной горы.

«Только вдруг молодой, ровно его кто под бок толкнул, проснулся. Глядит, а перед ним на грудке руды у большого камня женщина какая-то сидит. Спиной к парню, а по косе видать - девка. Коса ссиза-черная и не как у наших девок болтается, а ровно прилипла к спине. На конце ленты не то красные, не то зеленые. Сквозь светеют и тонко этак позванивают, будто листовая медь.

Дивится парень на косу, а сам дальше примечает. Девка небольшого росту, из себя ладная и уж такое крутое колесо - на месте не посидит. Вперед наклонится, ровно у себя под ногами ищет, то опять назад откинется, на тот бок изогнется, на другой. На ноги вскочит, руками замашет, потом опять наклонится. Однем словом, артуть-девка. Слыхать - лопочет что-то, а по-каковски - неизвестно, и с кем говорит - не видно. Только смешком все. Весело, видно, ей.

Парень хотел было слово молвить, вдруг его как по затылку стукнуло.

"Мать ты моя, да ведь это сама Хозяйка! Ее одежа-то. Как я сразу не приметил? Отвела глаза косой-то своей".

А одежа и верно такая, что другой на свете не найдешь. Из шелкового, слышь-ко, малахиту платье. Сорт такой бывает. Камень, а на глаз как шелк, хоть рукой погладить.»

Что такое горная порода? В чем отличие горной породы от полезного ископаемого?Что такое малахит? Как  использовали и используют его сейчас?

Д.Лондон «Любовь к жизни»

«Он лежал на спине неподвижно и  слышал,  как  хриплое  дыхание  волка

приближается к нему. Оно ощущалось все ближе и ближе, время  тянулось  без

конца, но человек не пошевельнулся ни разу. Вот дыхание слышно  над  самым

ухом. Жесткий сухой язык царапнул его щеку словно наждачной бумагой.  Руки

у него вскинулись кверху - по крайней мере он хотел их вскинуть  -  пальцы

согнулись как когти, но схватили пустоту. Для быстрых и уверенных движений

нужна сила, а силы у него не было.

     Волк был терпелив, но и человек был терпелив  не  меньше.  Пол дня  он

лежал неподвижно, борясь с забытьем и сторожа  волка,  который  хотел  его

съесть и которого он съел бы сам, если бы  мог.  Время  от  времени  волна

забытья захлестывала его, и он видел долгие сны; но все время, и во сне  и

наяву, он ждал, что вот-вот услышит хриплое дыхание и его лизнет  шершавый

язык…»

     Дыхание он  не  услышал,  но  проснулся  оттого,  что  шершавый  язык

коснулся его руки. Человек ждал. Клыки  слегка  сдавили  его  руку,  потом

давление стало сильнее - волк из последних сил  старался  вонзить  зубы  в

добычу, которую так долго подстерегал. Но и  человек  ждал  долго,  и  его

искусанная рука сжала  волчью  челюсть.  И  в  то  время  как  волк  слабо

отбивался,  а  рука  так  же  слабо  сжимала  его  челюсть,  другая   рука

протянулась и схватила волка. Еще пять минут,  и  человек  придавил  волка

всей своей тяжестью. Его рукам не хватало силы, чтобы задушить  волка,  но

человек прижался лицом к волчьей шее, и его рот был полон  шерсти.  Прошло

полчаса, и человек почувствовал, что в горло ему сочится  теплая  струйка.

Это было мучительно, словно ему в желудок вливали расплавленный свинец,  и

только усилием воли он заставлял себя терпеть. Потом  человек  перекатился

на спину и уснул.»

Какой вид борьбы за существование описывается в этом примере?

Д.Лондон «Любовь к жизни»

«Он просушил мокрую обувь у костра. От мокасин остались одни лохмотья,

сшитые из одеяла носки прохудились насквозь, и ноги у него были стерты  до

крови. Лодыжка сильно болела, и он осмотрел ее: она распухла, стала  почти

такой же толстой, как колено. Он оторвал длинную полосу от одного одеяла и

крепко-накрепко перевязал лодыжку, оторвал еще несколько полос  и  обмотал

ими ноги, заменив этим носки и мокасины, потом выпил кипятку, завел часы и

лег, укрывшись одеялом.

     Он спал как убитый.»

Какую травму получил герой произведения? Что он сделал для уменьшения боли?Какова причина возобновления боли?

Д.Лондон «Любовь к жизни»

«Он взобрался на небольшой холмик и  осмотрелся кругом. Ни  деревьев, ни

кустов - ничего, кроме серого моря мхов, где лишь  изредка  виднелись  серые

валуны,  серые  озерки и серые  ручьи. Небо тоже было  серое. Ни  солнечного

луча, ни проблеска солнца!»

Пейзаж какой природной зоны описывается автором?

Д.Лондон Великая загадка

«По  течению  скользило  каноэ,  то  с  правого  борта,  то  с  левого

поблескивало весло.  Двое -  на корме мужчина,  на носу женщина -  гребли,

мерно  раскачиваясь в  такт  взмахам  весел.  Миссис  Сейзер  не  обращала

внимания на женщину,  пока они не подплыли совсем близко и уже нельзя было

не заметить ее своеобразной красоты.  Куртка из лосиной шкуры,  причудливо

расшитая  бисером,   подчеркивала  линии  ее  стройной  фигуры,  живописно

повязанный яркий  шелковый платок  наполовину скрывал густые иссиня-черные

волосы.  Но,  мельком взглянув на  лицо  этой  женщины,  словно отлитое из

красноватой бронзы,  миссис  Сейзер  уже  не  могла  оторваться  от  него.

Огромные черные,  чуть  раскосые глаза смотрели прямо и  пристально из-под

тонко очерченных,  красиво изогнутых бровей. Хотя скулы заметно выступали,

щеки все же мягко круглились, в складке тонких губ была и сила и нежность.

Что-то  в  этом лице говорило о  древней монгольской крови,  словно спустя

много веков в  нем проступили черты забытых предков.  Впечатление усиливал

еще и нос с горбинкой, с тонкими подвижными ноздрями, и то дикое, орлиное,

что чувствовалось не только в  лице,  но во всем облике этой женщины.  Это

был  татарский  тип,  облагороженный до  степени  идеала,  -  счастливо то

индейское  племя,   которое  раз  в  двадцать  поколений  порождает  такую

совершенную красоту!»

Фенотип женщины какой расы описывается в произведении?Красота дочери какого народа описываеся автором? В какой части земли проживает этот народ?

Д.Лондон Великая загадка

  «Широкими,  сильными взмахами весел двое круто повернули легкую лодку,

поставили ее поперек течения и мягко пристали к берегу.  Еще мгновение - и

женщина уже стояла на краю откоса и,  перехватывая руками веревку,  тащила

наверх четверть туши только что  убитого лося.  Затем к  ней присоединился

мужчина,  и вдвоем быстрыми,  сильными рывками они втянули каноэ на откос.

Собаки вились вокруг,  скуля и повизгивая;  женщина наклонилась приласкать

их …»

Быт какого народа описывается в отрывке произведения?

Д.Лондон Великая загадка

«- Белая,  мягкая,  как маленький ребенок.  -  Винапи потрогала другую

щеку миссис Сейзер и  опустила руку.  -  Скоро придут комары.  Кожа пойдет

пятнами, будет больно, вскочат пузыри - у-у, какие! Будут болеть - у, как!

Много комаров,  много пузырей.  Я  думаю,  лучше вам уходить теперь,  пока

комаров нет.  Вот эта  дорога,  -  она  показала  вниз  по  течению,  -  в

Сент-Майкл.  Та дорога,  - и она показала вверх по течению,  - в Дайю. Вам

лучше в Дайю. Прощайте.»

В каких климатических условиях жили герои произведения?

Д.Лондон Сказание о Кыше»

«Но как-то вечером в большой иглу вождя Клош-Квана собрался  совет,  и

тогда Киш показал, что в жилах у него горячая кровь, а в сердце - мужество

мужчины, и он ни перед кем не станет гнуть спину. С достоинством взрослого

он поднялся и ждал, когда наступит тишина и стихнет гул голосов.

     - Я скажу правду, -  так  начал  он.  -  Мне  и  матери  моей  дается

положенная доля мяса. Но это мясо часто бывает старое и жесткое, и  в  нем

слишком много костей.

     Охотники - и совсем седые, и только начавшие седеть, и те, что были в

расцвете лет, и те, что были еще юны,  -  все  разинули  рот.  Никогда  не

доводилось им слышать подобных речей. Чтобы ребенок говорил, как  взрослый

мужчина, и бросал им в лицо дерзкие слова!

     Однако на следующий день рано утром Киш появился в поселке. Он пришел

с гордо поднятой головой. На плече он нес часть туши убитого им  зверя.  И

поступь его стала надменной, а речь звучала дерзко.

     - Вы, мужчины, возьмите собак и нарты и ступайте по  моему  следу,  -

сказал он. - За день пути отсюда найдете много мяса на льду - медведицу  и

двух медвежат.

     Айкига была вне себя от  радости,  он  же  принял  ее  восторги,  как

настоящий мужчина, сказав:

     - Идем, Айкига, надо поесть. А потом  я  лягу  спать,  ведь  я  очень

устал.

     И он вошел в иглу и  сытно  поел,  после  чего  спал  двадцать  часов

подряд.

Выйти  на полярного медведя - дело опасное, но трижды и три раза  трижды  опаснее  -

выйти на медведицу с медвежатами. Мужчины не могли поверить,  что  мальчик

Киш  один,  совсем  один,  совершил  такой  великий  подвиг.

  Но  женщины рассказывали о свежем мясе только что убитого зверя, которое принес Киш, и

это поколебало их недоверие. И  вот,  наконец,  они  отправились  в  путь,

ворча, что если даже Киш и  убил  зверя,  то,  верно,  он  не  позаботился

освежевать его и разделать тушу. А на Севере это нужно делать  сразу,  как

только зверь убит, - иначе мясо замерзнет так крепко, что его  не  возьмет

даже самый острый нож; а взвалить мороженую тушу в триста фунтов на  нарты

и везти по неровному льду - дело нелегкое. Но, придя на место, они увидели

то, чему не хотели верить: Киш не только убил медведей, но рассек туши  на

четыре части, как истый охотник, и удалил внутренности.

     

     - Я хочу построить себе новую иглу, - сказал Киш однажды Клош-Квану и

другим охотникам. - Это дожлна быть просторная иглу, чтобы  Айкиге  и  мне

было удобно в ней жить.

     - Так, - сказали те, с важностью кивая головой.

     - Но у меня нет на это времени. Мое дело - охота, и она отнимает  все

мое время. Было бы справедливо  и  правильно,  чтобы  мужчины  и  женщины,

которые едят мясо, что я приношу, построили мне иглу.

     - Братья! Как нам было приказано, мы шли по  следу  Киша.  И  уж  так

осторожно мы шли, что он ни разу не заметил нас. В  середине  первого  дня

пути он встретился с большим  медведем-самцом,  и  это  был  очень,  очень

большой медведь...

     - Больше и не бывает, - перебил Боун и повел  рассказ  дальше.  -  Но

медведь не хотел вступать в борьбу, он повернул  назад  и  стал  не  спеша

уходить по льду. Мы смотрели на него со скалы на берегу, а он шел  в  нашу

сторону, и за ним, без всякого страха, шел Киш. И Киш кричал  на  медведя,

осыпал его бранью, размахивал руками и поднимал очень большой шум. И тогда

медведь рассердился, встал на задние лапы и  зарычал.  Киш  шел  прямо  на

медведя...

     - Да, да, - подхватил Бим. - Киш шел  прямо  на  медведя,  и  медведь

бросился на него, и Киш побежал. Но когда Киш  бежал,  он  уронил  на  лед

маленький круглый шарик, и  медведь  остановился,  обнюхал  этот  шарик  и

проглотил его. А Киш все бежал и все бросал маленькие  круглые  шарики,  а

медведь все глотал их.

     Тут поднялся крик, и все выразили сомнение, а Уг-Глук  прямо  заявил,

что он не верит этим сказкам.

     - Собственными глазами видели мы это, - убеждал их Бим.

     - Да, да,  собственными  глазами,  -  подтвердил  и  Боун.  -  И  так

продолжалось долго, а потом медведь вдруг остановился,  завыл  от  боли  и

начал, как бешеный, колотить передними лапами о лед. А Киш побежал  дальше

по льду и стал на безопасном расстоянии.  Но  медведю  было  не  до  Киша,

потому что маленькие круглые шарики наделали у него внутри большую беду.

     - Да, большую беду, - перебил Бим. - Медведь царапал себя  когтями  и

прыгал по льду, словно разыгравшийся щенок. Но только он не играл, а рычал

и выл от боли, - и всякому было ясно, что это не игра, а боль. Ни  разу  в

жизни я такого не видал.

     - Да, и я не видал, - опять вмешался Боун. - А какой это был огромный

медведь!

     - Колдовство, - проронил Уг-Глук.

     - Не знаю, - отвечал Боун. - Я рассказываю только то, что видели  мои

глаза. Медведь был такой тяжелый и прыгал с такой силой, что скоро устал и

ослабел и, тогда он пошел прочь  вдоль  берега  и  все  мотал  головой  из

стороны в сторону, а потом садился, и рычал, и выл от боли - и снова  шел.

А Киш тоже шел за медведем, а мы - за Кишем, и так мы шли весь день и  еще

три дня. Медведь все слабел и выл от боли.

     - Это колдовство! - воскликнул Уг-Глук. - Ясно, что это колдовство!

     - Все может быть.

     Но тут Бим опять сменил Боуна:

     - Медведь стал кружить. Он шел то в одну сторону,  то  в  другую,  то

назад, то вперед, то по кругу и снова  и  снова  пересекал  свой  след  и,

наконец, пришел к тому месту, где встретил его Киш. И тут  он  уже  совсем

ослабел и не мог даже ползти. И Киш подошел к нему и прикончил его копьем.

     - А потом? - спросил Клош-Кван.

     - Потом Киш принялся освежевать медведя, а мы  побежали  сюда,  чтобы

рассказать, как Киш охотится на зверя.

     К концу этого дня женщины притащили тушу  медведя,  в  то  время  как

мужчины  собирали  совет.  Когда  Киш  вернулся,  за  ним  послали  гонца,

приглашая его прийти тоже, но он велел сказать, что голоден и устал и  что

его иглу достаточно велика и удобна и может вместить много людей.

     И любопытство было так велико, что весь совет во главе с  Клош-Кваном

поднялся и направился в иглу Киша. Они застали его за едой, но он встретил

их с почетом и усадил по старшинству. Айкига то горделиво выпрямлялась, то

в смущении опускала глаза, но Киш был совершенно спокоен.

     Клош-Кван повторил рассказ Бима и Боуна  и,  закончив  его,  произнес

строгим голосом:

     - Ты должен нам дать объяснение, а Киш. Расскажи, как  ты  охотишься.

Нет ли здесь колдовства?

     Киш поднял на него глаза и улыбнулся.

     - Нет, о Клош-Кван! Не дело  мальчика  заниматься  колдовством,  и  в

колдовстве я ничего не смыслю. Я только придумал способ, как  можно  легко

убить полярного медведя, вот и все. Это смекалка, а не колдовство.

     - И каждый сможет сделать это?

     - Каждый.

     Наступило долгое молчание.

     Мужчины глядели друг на друга, а Киш продолжал есть.

     - И ты... ты расскажешь нам,  о  Киш?  -  спросил  наконец  Клош-Кван

дрожащим голосом.

     - Да, я расскажу тебе. -  Киш  кончил  высасывать  мозг  из  кости  и

поднялся с места. - Это очень просто. Смотри!

     Он взял узкую полоску китового уса и показал ее  всем.  Концы  у  нее

были острые, как иглы. Киш стал осторожно скатывать ус, пока он не исчез у

него в руке; тогда он внезапно разжал руку,  -  и  ус  сразу  распрямился.

Затем Киш взял кусок тюленьего жира.

     - Вот так, - сказал он. - Надо взять маленький кусочек тюленьего жира

и сделать в нем ямку - вот так. Потом в ямку надо положить  китовый  ус  -

вот так, и, хорошенько его свернув, закрыть  его  сверху  другим  кусочком

жира. Потом это надо выставить на мороз, и когда жир замерзнет,  получится

маленький круглый шарик. Медведь проглотит шарик, жир  растопится,  острый

китовый ус распрямится - медведю станет больно.  А  когда  медведю  станет

очень больно, его легко убить копьем. Это совсем просто.»

Где происходит действие произведения? Быт какого народа описал автор? Покажите на карте родину Кыша.Чем в основном занимались мужчины этого народа? Из какого материала был сделан дом героев? Насколько труден был быт людей? Оправданна ли жестокость людей по отношению друг другу и окружающему миру?

Д.Лондон Костер

«День едва занимался, холодный и серый — очень холодный и серый, — когда человек свернул с тропы, проложенной по замерзшему Юкону, и стал подниматься на высокий берег, где едва заметная тропинка вела на восток сквозь густой ельник. Подъем был крутой, и, взобравшись наверх, он остановился перевести дух…»

Что такое Юкон? Где находится этот геообъект? Покажите его на карте.

«Человек посмотрел через плечо в ту сторону, откуда пришел. Юкон, раскинувшись на милю в ширину, лежал под трехфутовым слоем льда. А лед был прикрыт такою же толстой пеленой снега. Девственно белый покров ложился волнистыми складками в местах ледяных заторов. К югу и к северу, насколько хватал глаз, была сплошная белизна; только очень тонкая темная линия, обогнув поросший ельником остров, извиваясь, уходила на юг и, так же извиваясь, уходила на север, где исчезала за другим поросшим ельником островом. Это была тропа, снежная тропа, проложенная по Юкону, которая тянулась на пятьсот миль к югу до Чилкутского перевала, Дайи и Соленой Воды, и на семьдесят миль к северу до Доусона, и еще на тысячу миль дальше до Нулато и до Сент-Майкла на Беринговом море — полторы тысячи миль снежного пути.»

«Но все это — таинственная, уходящая в бесконечную даль снежная тропа, чистое небо без солнца, трескучий мороз, необычайный и зловещий колорит пейзажа — не пугало человека.» 

 В какой природной зоне находится территория,по которому протекает Юкон?Большая это река?В каком направлении течет река,как вы это узнали ? В каком климатическом поясе находится место описываемое в произведении?

«… беда случилась раньше. Это была его вина, вернее, его оплошность. Напрасно он разложил костер под елью. Следовало разложить его на открытом месте. Правда, так было удобнее вытаскивать хворост из кустарника и прямо класть в огонь.»

О какой беде пишет автор? Что произошло с героем?

« Но на ветках ели, под которой он сидел, скопилось много снегу. Ветра не было очень давно, и на вершине дерева лежал снег. Каждый раз, когда человек выдергивал хворост из кустов, ель слегка сотрясалась — едва заметно для него, но достаточно сильно, чтобы вызвать катастрофу. Одна из верхних ветвей сбросила свой груз снега. Он упал на ветви пониже, увлекая за собой их груз. Так продолжалось до тех пор, пока снег не посыпался со всего дерева. Этот снежный обвал внезапно обрушился на человека и на костер, и костер погас! Там, где только что горел огонь, лежал свежий слой рыхлого снега.»

В какой природной зоне происходят действия ? Насколько опасны эти природные условия для человека? Как можно защитить себя от столь суровых природных условий?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК (ГЕОГРАФИЯ, МАТЕМАТИКА) 6 класс Тема: «МАСШТАБ и его применение».

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК  (ГЕОГРАФИЯ,  МАТЕМАТИКА)6 классТема: «МАСШТАБ и его применение». Цели урока: обучающая:  систематизация и закрепление знаний по теме «Масштаб» ,зак...

Дидактический материал(тексты) к урокам немецкого языка 9 класс.

Дидактический материал ( тексты) к урокам немецкого языка 9 класс....

Конспект интегрированного урока (география + биология) 9 класс "Легко ли живется биоиндикаторам?"

Знакомство с понятием "Биоиндикаторы", обеспечение формирования экологического сознания и воспитания любви к природе через ознакомление с организмами-биоиндикаторами...

Интегрированный урок географии - ОРКСЭ 5 класс.Тема: Любовь к Отечеству.

Главная задача урока – усиление практической направленности обучения. Он должен быть не только тесно связан с изученным материалом, но и способствовать его прочному, неформальному усвоению.Основные фо...

Дидактический материал "Рабочая тетрадь по географии.10-11 класс".

Эту тетрадь я попробовала сделать для использования в дистанционном обучении. Буду рада, если она кому-то понравится!....