Конспект интегрированного урока (география + биология) 9 класс "Легко ли живется биоиндикаторам?"
план-конспект урока по географии (9 класс) по теме
Знакомство с понятием "Биоиндикаторы", обеспечение формирования экологического сознания и воспитания любви к природе через ознакомление с организмами-биоиндикаторами
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.doc | 339.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема «Легко ли живется биоиндикаторам?»
Цель:
обеспечение формирования экологического сознания и воспитания любви к природе через ознакомление с организмами-биоиндикаторами.
Задачи:
Личностные: сформировать принципы рационального природопользования через связь между состоянием окружающей среды и биологическим составом природных сообществ
Метапредметные:
- овладение составляющими исследовательской деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, давать определение понятиям, проводить эксперимент, делать выводы и заключения, аргументировать свою точку зрения.
- способность выбирать смысловые установкив своих действиях по отношению к живой природе.
Предметные: приведение доказательств взаимосвязи человека и окружающей среды, выявление приспособлений организмов к среде обитания,анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, формирование яркого образа разнообразия живой природы своего района.
Оборудование: мультимедиа, карточки для учащихся с инструктажом выполнения биологического эксперимента и домашним заданием, лупы, хвоя сосны обыкновенной и гербарии хвойных.
Ход урока:
І Мотивация
- Здравствуйте ребята. Сегодня у нас с вами урок здоровьесбережения природы. Как вы думаете, что значит природа здорова?
- Как это можно установить, по каким признакам?
- Как сберечь здоровье природы?
- О них мы сегодня и поговорим, тема нашего обсуждения, как вы видите: «Легко ли живется биоиндикаторам?»
ІІ Осмысление
А чтобы раскрыть эту тему, мы с вами должны ответить на следующие вопросы:
- В чем актуальность биоиндикации?
- Теоретические аспекты биоиндикации
- Требования к биоиндикаторам.
- Методика проведения биоиндикации на примере исследовательской работы «Изучение экологического состоянии атмосферного воздуха, используя в качестве биоиндикатора сосну обыкновенную»
ІІІ Открытие нового знания.
Учитель: И в этом нам помогут следующие ребята...
Инструктаж учащихся: сейчас мы заслушаем ваши отчеты о выполнении групповой домашней работы, одновременно с докладчиками все остальные фиксируют у себя в тетрадях главные тезисы, необходимые для ответа на поставленные вопросы (вопросы перечисленны на доске).
Выступление 1 группы (приложение №1)
- В связи с чем возникла необходимость в исследовании состояния окружающей среды?
Выступление 2 группы (приложение №2)
- Сформулируйте определение биоиндикации и биоиндикаторов.
Выступление 3 группы (приложение №3)
- Представьте, что вы эколог который занимается исследованием взаимосвязи человека с окружающей средой и специализируется на вопросах биоиндикации. По каким признакам вы бы стали отбирать биоиндикаторов для своей работы?
Выступление 4 группы - группы исследователей, которые занимались изучением экологического состояния микрорайона Доброе, используя в качестве биоиндикатора сосну обыкновенную (приложение №4)
Выполнение исследовательской работы в группах (приложение №5)
Заключение
Опытом установлено,что в грязной зоне хвоинки с усыханием преобладают над неповрежденными.В зоне с большим содержанием газа и пыли количество хвоинок с пятнами почти в два раза больше,чем в чистой зоне. Это свидетельствует о том, что в загрязненном воздухе содержится в два раза больше опасных веществ,которые задерживаются листовой поверхностью сосны, приводя к образованию пятен с последующим усыханием.
ІV Рефлексия
По результатам нашего эксперимента мы можем сделать вывод о том, что сосна как биоиндикатор является показателем сильной загрязненности воздуха нашего микрорайона. Теперь давайте ответим на вопрос нашего урока: Легко ли живется биоиндикаторам? Для этого мы с вами вспомним все, что сегодня обсуждалось и попробуем найти путь решения этой проблемы. А поскольку объектом наблюдения была сосна, то её мы возьмем за основу обсуждаемой проблемы.
Дерево РКМЧП (проблема - стебель, компоненты ее составляющие - ветви, вывод в корне - решение проблемы представляется в виде 3 основных направлений деятельности человека: природоохранная, природовосстановительная и рациональное природопользование). Приложение №6.
Рекомендуемое домашнее задание.
1. Исследуйте растительность школьного двора на наличие следующих биоиндикаторов:
Биоиндикатор | Отметка о наличии (+) |
Пармелия |
|
Ксантория |
|
Муравейники |
|
Тополь | |
Липа | |
Береза |
Подсчитайте количество плюсов. Сделайте вывод о состоянии атмосферы по результату. Если вы набрали 5-7 плюсов: состояние благополучное, 3-4: состояние удовлетворительное, 0-2: пора бить тревогу!
2. Исследуйте свой двор (дома) на наличие биоиндикаторов состояния атмосферы. Опишите место положения двора, указав наличие отрицательных и положительных факторов окружающей среды. Сделайте вывод о состоянии атмосферы вашего двора.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок географии, биологии.
Формирование знаний о развитии сельского хозяйства в России; систематизация представлений учащихся о строении растений, их многообразии, значении для человека; закрепление навыка работы с ...
Интегрированный урок (география, биология, история) по теме: Материки на глобусе и карте полушарий
Необходимость постоянно совершенствовать обучение и воспитание учащихся с проблемами в развитии, повышать ее качественный уровень, изучение особенностей школьников в процессе обучения, намеченные пути...
"Изменение живых организмов в зависимости от среды обитания" интегрированный урок география - биология
Тема урока: Изменение живых организмов в зависимости от среды обитанияПродолжительность урока: 1 урок (45 минут)Класс: 9 классЦели урока: Выяснить, как изменяются живые организмы в зависим...
Интегрированный урок география, биология и математика
Урок можно использовать для обобщения материала в 8 классе...
план-конспект интегрированного урока по биологии и географии для 10 класса на тему "География современных болезней человечества"
Данную разработку можно использовать в качестве материала для проведения классного часа о здоровом образе жизни....
Интегрированный урок география-биология
Интегрированный урок география - биология "Значение воды в жизни Земли" с презентацией. Урок разработали Чушева С.Н. - учитель георафии, Дроздова Л.А., учитель биологии....
Интегрированный урок географии, биологии, русского и литературы
"Мировой океан или 20000 лье под водой" 6 класс...