Программа элективного курса : "Мой край"
рабочая программа по географии (10 класс)
Курс «Мой край» позволяет связать воедино знания о Сибири с историей своего края, района, своего населенного пункта с историей своей семьи, рода, с историей дедов и родителей на земле Сибири. Только осознание внутреннего родства и единения с малой родиной, познание духа и традиций старожильческого населения позволит проникнуться истинным патриотизмом, позволит осознать себя сибиряками
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_kray.docx | 49.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа элективного курса: «Мой край»
Плотникова Е.П.
Учитель географии
МКОУ СОШ №10
г. Нижнеудинск 2023
Содержание
2.Общая характеристика учебного курса 3
3 Плпнируемые результаты освоения учебного курса. 4
4. Содержание учебного курса. 7
5. Календарно – тематическое планирование 8
1.Пояснительная записка
Истинное предназначение учителя географии состоит в приобщении ученика к географии, истории своей фамилии (рода), деяний предков - земляков, своего села, своего района. Чтобы на уроке по любой теме ученик мог ярко и зримо видеть и понимать общее через частное. Знаний по географии, истории явно недостаточно для полноценной молодого человека социокультурное пространство своего края, «малой родины». В основе социализации лежит приобщение к «духу» малого социума, в частности, сибирской старожильческой общине. Курс разработан с учетом специфических условий территории Нижнеудинского района при ярко выраженном географическом характере основывается на содержании школьного курса географии, выполняющей междисциплинарно - интегрирующую роль в системе естественнонаучного образования.
Курс «Мой край» дает знания об основах хозяйствования общественных отношений, о взаимоотношениях старожилов и переселенцев, о быте и культуре сибиряков. Рассматривается процесс адаптации переселенца, психологического вживания в новый социум. Материал курса помогает глубже осознать свои корни на сибирской земле и постичь особенности местного сибирского патриотизма.
2.Общая характеристика учебного курса
Основой курса является изучение, исследование истории своего района, города. Выясняют, что происходило на территории района в годы Гражданской войны, коллективизации, репрессий. Восхищаются своими земляками, грудью защищавшими страну в годы войны и помогающими, чем могли фронту. Знакомятся с достопримечательностями района. Это способствует воспитанию у детей чувства любви и гордости к родным местам, к людям, освоившим эти земли и создавшим то, что мы сей имеем. Воспитывает доброту, отзывчивость, учит видеть, понимать и восхищаться красотой родной природы. А.Е. Ферсман отмечал: «Познай свою страну, свой край, свой колхоз, свою горушку или речонку. Не бойтесь, что малы те горушки и реки, ведь из малого вырастает большое!»В ходе изучения курса учащиеся развивают аналитическое абстрактное мышление. Вырабатывают навыки работы с текстом, статистическими данными, различными источниками информации. Учатся культуре общения. Воспитывают у себя культуру умственного труда (учатся брать интервью, делать доклады, сравнивать, анализировать, делать выводы).
Разнообразные виды работ способствуют раскрытию творческого потенциала ребенка.
Значимым компонентом курса «Мой край» является дискуссионно-диалоговый компонент. Совместное обсуждение наиболее значимых интересных вопросов по отдельным темам курса поможет выявить свои мнения и суждения, свои взгляды. Это поможет поделиться с товарищами знаниями о своих предках, об истории своего рода, семьи на сибирской земле. В ходе учебного процесса формируются навыки работы с первоисточниками, историческими документами, привлечение ребят к поисковой исследовательской деятельности, развивает интерес к истории своего края.
Программа предусматривает широкое использование всех видов межпредметных связей, формирование знаний по изучению родного края, проведение комплексного краеведческого исследования.
Основное содержание программы составляет теоретический курс, исследовательская и поисково-собирательская работа сбор материала об исторических личностях, чьи жизни и творчество связаны с краем); практические занятия (работа в фондах музеев, библиотеках, архивах); проведение экскурсий как тематических, так и общих познавательных по историческим и памятным местам.
В ходе изучения курса учащиеся развивают аналитическое абстрактное мышление. Вырабатывают навыки работы с текстом, статистическими данными, различными источниками информации. Учатся культуре общения. Воспитывают у себя культуру умственного труда(учатся брать интервью, делать доклады, сравнивать, анализировать, делать выводы).
Разнообразные виды работ способствуют раскрытию творческого потенциала ребенка.
Значимым компонентом курса «Мой край» является дискуссионно-диалоговый компонент. Совместное обсуждение наиболее значимых интересных вопросов по отдельным темам курса поможет выявить свои мнения и суждения, свои взгляды. Это поможет поделиться с товарищами знаниями о своих предках, об истории своего рода, семьи на сибирской земле.
3 Планируемые результаты освоения учебного курса.
Программа «Мой край» рассчитана на учащихся 10 класса на 34 часа. Она включает в себя элементы этнографии, краеведения, традиционной народной культуры. За последние годы мы оказались оторваны от своих национальных корней, нарушилась связь времён, что пагубно сказывается на культуре и духовности. Краеведение является одним из важных факторов в обучении и воспитании детей. История и культура каждого края по-своему уникальны. Программа предназначена для педагогов, занимающихся с детьми изучением истории своего края. Она предполагает глубокое изучение исторического прошлого «малой» родины, его духовных корней, бесценных памятников культуры.
В ходе учебного процесса формируются навыки работы с первоисточниками, историческими документами, привлечение ребят к поисковой исследовательской деятельности, развивает интерес к истории своего края
Преподавание курса предполагает использование широкого спектра методов обучения. Упор делается на методы, связанные прежде всего с познавательной деятельностью школьников.
• эвристический метод
• поисковый метод
• исследовательский метод
• конструирование личностного знания.
Основная методическая установка курса – обучение школьников навыкам самостоятельной индивидуальной и групповой работы по изучению прошлого своего рода и своего района. На определенном этапе обучения учащиеся объединяются в группы для выполнения проектов, которые завершаются публичной защитой рефератов.
Курс «Мой край» позволяет связать воедино знания о Сибири с историей своего края, района, своего населенного пункта с историей своей семьи, рода, с историей дедов и родителей на земле Сибири. Только осознание внутреннего родства и единения с малой родиной, познание духа и традиций старожильческого населения позволит проникнуться истинным патриотизмом, позволит осознать себя сибиряками
Ожидаемые результаты-
Учащиеся должны знать: Кто, когда и как заселяли территорию края.
Как жили и чем занимались люди жившие здесь. Как шло изучение и
освоение края.
Кто из земляков и почему оставил о себе память в названиях улиц.
школ, почему во многих поселках стоят памятники времен Граждан с ко1.
войны и Великой Отечественной.
Как бабушки и дедушки выживали во время войны. Какие природные
святыни есть на территории района.
Учащиеся должны уметь : давать физико-географическую характеристику положения Нижнеудинского района, назвать и показать на карте соседей района. На плане города уметь показать историческое ядро образования города, уникальные здания, сохранившиеся до наших дней.
Знать какие улицы, школы носят имя прославленных героев - земляков. По фото знавать достопримечательные места Нижнеудинска. Учащиеся должны владеть приемами оформления контурной карты, рефераты; уметь вести диалог, отстаивать свои права, быть терпимым к чужому мнению.
Критерии оценки деятельности учащихся.
1. Оценка деятельности учащихся осуществляется через текущий контроль, который включает:
• Степень участия ученика в разных формах поведения занятий курса (активность, творчество).
• Умение пользоваться разными видами источников.
2. Индивидуальный контроль - овладение и закрепление учащимися умений и навыков по написанию доклада, реферата, сочинения; п< умению взять интервью и оформить его, по участию в деловых играх.
3. Итоговый контроль.
• Творческий отчет о проделанной работе по содержанию папки «Мой край».
• Выполнение итогового теста «Мой край».
Задачи курса:
• Социализация молодого поколения края по месту рождения и проживания;
• Возрождение сибирского самосознания как важнейшего фактора формирования духовных и нравственных основ личности;
• Расширение, углубление и конкретизация знаний учебных дисциплин, предусмотренным федеральным компонентом и учебы программами.
• Углубление навыков гуманитарных методов проектной и научно-исследовательской деятельности учащихся;
• Формирование у учащихся навыков поисково-исследовательской работы, сбор, обработка и систематизация исторического географо-этнографического материала, методики создания и деятельности музея.
Владение учебными и предметными компетентностями
предполагает:
• Наличие навыков авторской интерпретации элементов старожильческой культуры на основе определенных методологических подходов.
• Проектирование и решение проблемной ситуации в целях самостоятельного добывания знаний в целях самостоятельного добывания знаний в области краеведения.
• Наличие самоконтроля и умение формировать оценочные категории.
Обладать коммуникативными компетентностями предполагает:
• Этническую, культурную терпимость, толерантность;
• Свободное участие в дискуссиях, ясное выражение своей позиции, согласование своего мнения с мнением окружающего.
• Осуществление дидактических принципов от « близкого к далекому», « от известного к неизвестному», «от простого к сложному».
• Создание условий для творческой самореализации и саморазвития школьников.
• Развитие умения применять на практике полученные на уроках знания об окружающей действительности.
• Укрепление любви к родному краю, воспитание патриотических чувств.
• Зарождение интереса к социально-экономической жизни города, района.
Методическими и теоретическими основами курса являются:
- Краеведческие материалы
- Основные положения Закона РФ «об образовании»
- Идеи ряда исследователей: концепция деятельностного подхода к проблеме усвоения знаний. (Л.С. Выгодский, В.В. Давыдов и др.), положения о принципах деятельностного подхода в развитии личности и ее активном саморазвитии (Л.С. Выгодский, П.Ф. Каптерев).
Формы организации учебных занятий
• Урочная форма, в которой учитель объясняет материал и консультирует учащихся в процессе выполнения ими практических заданий.
• Внеурочная форма, в которой учащиеся после уроков самостоятельно выполняют творческие, практические задания.
Цель по достижению показателей сформированности компетентностей учащихся по итогам курса «Мой край»: По завершению обучения по курсу «Мой край» учащийся должно овладеть и практически закрепить навыки научных исследований в краеведении, уметь узнавать и формировать проблемы в контексте региональной тематикой, видеть возможные пути решения этих проблем, осознанно излагать их. Учащийся должен знать специфику хозяйственной, социальной, этнокультурной и психологической адаптации русских людей на сибирской земле. Постичь традиции, обычаи, обряды и ритуалы старожилов своего края Понять и осознать условия формирования позитивных черт сибирском характера и постараться укрепить их в себе.
Учащиеся должны обладать навыками самостоятельной проектно-исследовательской и поисково-краеведческой деятельности.
В процессе изучения курса учащиеся углубляют навыки работы с документальными источниками, таблицами, схемами, картами; владение информационными компетентностями. Выпускники школы должны обладать знаниями в рамках стандартов за курс отечественной истории, географии в содержании учебного материала по курсу культуры Сибири, своего населенного пункта.
Владение понятийными компетентностями осуществляется в рамках требований учебной программы по национально-региональному компоненту и стандартов по отдельным курсам.
4. Содержание учебного курса.
1.Историко-географическое положение района.(3ч)
Физико-географическое положение района, площадь ,границы. История исследования и освоения Нижнеудинского района.
2. Особенности природы.(4)
Геологическое строение и рельеф. Климат и климатические ресурсы. Воды. Река детства. Почвы, органический мир своей местности.
3Экология.(2ч)
Современные экологические проблемы и пути их решения. Экологическая этика, как элементы
экологической культуры.
4. Население (4ч)
Коренные жители района: буряты, тофы; особенности их жизни. Население района XVI-XIX в. особенности состава. Калейдоскоп сословий Демографическая ситуация.
5.Традиции и современность (3ч ).
Народные ремесла Нижнеудинского района. Народные умельцы Нижнеудинского района
6.Населенные пункты.(5ч)
Основание города Нижнеудинска История образования населенных пунктов. Портретный облик своего населенного пункта: г.Нижнеудинск Строительство московского тракта и железной дороги. Прибытие первого поезда.
6. Достопримечательности района.(3ч)
Тофалария-страна гор. Исследователи Богатырские пещеры. Уковский водопад.
7. Трагедия народа.(8ч)
Нижнеудинск в 1905 году. Коллективизация Помощь фронту. Нижнеудинский фронт.
. Отважные сибиряки.
8.Градообразующие и градообслуживающие предприятия города.(2ч)
Город и район в наши дни.
5.Календарно – тематическое планирование
Мой край 10 класс
1час в неделю всего 35 часов
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | |
план | факт | |||
Историко-географическое положение района. | 3 | |||
1 | Историко-географическое положение района. | 1 | ||
2 | Физико-географическое положение района, площадь ,границы. | 1 | ||
3 | История исследования и освоения Нижнеудинского района. | 1 | ||
Особенности природы. | 4 | |||
4 | Геологическое строение и рельеф. | 1 | ||
5 | Климат и климатические ресурсы. | 1 | ||
6 | Воды. Река детства. | 1 | ||
7 | Почвы, органический мир своей местности. | 1 | ||
Экология. | 2 | |||
8 | Современные экологические проблемы и пути их решения. | 1 | ||
9 | Экологическая этика, как элементы экологической культуры. | 1 | ||
Население | 4 | |||
10 | Коренные жители района: буряты, тофы; особенности их жизни. | 1 | ||
11 | Население района XVI-XIX в. особенности состава. | 1 | ||
12 | Калейдоскоп сословий. | 1 | ||
13 | Демографическая ситуация. | 1 | ||
Традиции и современность. | 3 | |||
14 | Народные ремесла Нижнеудинского района. | 1 | ||
15 | Ярмарка ремесел. | 1 | ||
16 | Народные умельцы Нижнеудинского района. | 1 | ||
Населенные пункты. | 5 | |||
17 | Основание города Нижнеудинска. | 1 | ||
18 | История образования населенных пунктов Нижнеудинского района. | 1 | ||
19 | История покинутых деревень. | 1 | ||
20 | Портретный облик своего населенного пункта: г.Нижнеудинск сегодня и завтра. | 1 | ||
21 | Строительство московского тракта и железной дороги. Прибытие первого поезда. | 1 | ||
Достопримечательности района. | 3 | |||
22 | Тофалария-страна гор. | 1 | ||
23 | Исследователи Тофаларии-наши земляки: М.И.Пугачев. | 1 | ||
24 | Богатырские пещеры. Уковский водопад. | 1 | ||
Трагедия народа. | 8 | |||
25 | Нижнеудинск в 1905 году. | 1 | ||
26 | Советская власть в Нижнеудинском уезде. | 1 | ||
27 | Нижнеудинский фронт. | 1 | ||
28 | Коллективизация. | 1 | ||
29 | Репрессии- в 30-50-е годы. | 1 | ||
30 | Помощь фронту. | 1 | ||
31 | Отважные сибиряки. | 1 | ||
32 | Памятники Нижнеудинска. | 1 | ||
Социально- экономическое развитие Нижнеудинского района. | 2 | |||
33 | Градообразующие и градообслуживающие предприятия города. | 1 | ||
34 | Город и район в наши дни. | 1 | ||
Обобщение. | 1 | |||
35 | Итоговый урок: "Люблю тебя- мой край родной!" | 1 |
Список литературы
1. Кузнецова Ф.С. История Сибири. Часть 1. Присоединение к России: Учебное пособие для 7-8 кл. общеобразовательных учреждений. - Новосибирск: ИНФОЛИО-пресс, 1997.
2. Зверев В.А., Зуев А.С, Кузнецова Ф.С. История Сибири. Часть 2. Сибирь в составе Российской империи: Учебное пособие для 8 кл общеобразовательных учреждений. - Новосибирск: ИНФОЛИО-пресс, 1999
3. Исупов В.А., Кузнецов И.С. Итсория Сибири Часть 3. Сибирь: Учебное пособие для 9 кл. общеобразовательных учреждений. - Новосибирск: ИНФОЛИО-пресс, 1999.
4. Зуев А.С. Сибирь: вехи истории (ХУ1-Х1Х вв.): Учебное пособие для старших классов общеобразовательных учреждений. - Новосибирск: ИНФОЛИО-пресс, 1998.
5. Кузнецов.И.И. Золотые звезды иркутян. Восточно-Сибирское книжное издательство. Иркутск 1982
6. Мельхеев М. Н. «Происхождение географических названий Иркутской области».
7. Восточно-Сибирское книжное издательство, 1964.
8. Мельхеев М. Н. «Географические названия Восточной Сибири. Иркутская и Читинская области», Восточно-Сибирское книжное издательство, 1969.
9. Хрестоматия по истории Иркутской области. Восточно-Сибирское книжное издательство. Иркутск, 1989
10. Протасова Н.И. Очерки о Нижнеудинске. Иркутск, 2000
11. Бандо Е.Г. Предбайкалье. Города и районы. - Ирк> сек: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1976.
12. Григорьева А.А. Народное хозяйство Иркутской области: Экономико-географ. очерки. - Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1973. - 187с.
13. Исторический атлас. Иркутская область. - М.: Издательство ДИК, 2000. - 48 с: ил., карт.
14. История Земли Иркутской: Учеб.пособие для старших кл. общеобразоват. учреждений области. - Иркутск: Символ, 2002. - 367с: ил.
15. Косых А.П. и др. История Иркутской области: Учеб. пособие по краеведению для учащихся 7-10 кл. сред, школ./ А.П Косых, В.Н.Панов, В.Г.Тюкавкин. - 2-е изд., доп. и перераб. - Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1983. - 173 с: ил.
16. Нижнеудинск// Большая Советская Энциклопедия. Т.29. - 2-е изд. - М.: Большая Советская Энциклопедия, 1954. – С. 600
Приложение 1
ТОПОНИМИКА - толкование происхождения географических названий Иркутской области.
1. Абалаково - хорошие охотничьи угодья. «Абалак» - (бур.) - «облава, травля, охота загоном».
2. Ангара - (бур.) - «разинутый, открытый, ущелье, промоина».
3. Алыгджер - (тоф.) - «широкая долина», (аллыг - широкий, джер - долина).
4. Бадарановка от бур. «Бадар» - «моховой ельник, растущий густым сомкнутым покровом».
5. Байкал - (якут.) - «бай» - богатый и «кель» - озеро; «богатое озеро».
- тюрко-монгольское «байгаал» - «большой водоем», «множество воды», «обширный бассейн», значит - «большой водоем».
- эвенки называли это озеро «Лама» - «море».
6. Бирюса (река, в нижнем течении - Она) - имя одной из родовых группировок отуреченного охотничьего племени, обитавшего в отрогах Саян.
7. Братск - от слова «браты» - твердое произношение русскими «буряты», «брацкие люди», «брацкая землица» - прозвище за бурятскими племенами, живущими по Ангаре.
8. Зима - (бур.) «зэмэ» - «вина», «проступок». По преданию, бурятский род, обитавший в этой местности, считался в чем-то провинившимся. «Место провинных».
9. Иркут (река) - (монг.) - «сила», «энергия»;
- (бур.) - «крутиться, вертеться, поворачиваться»; «мужчины, мужской люд».
10. Каменка - село на каменистом месте.
11. Катарбей - (бур.) - «речка хариусовая».
12. Красноярск, центр Красноярского края - от слов Красный Яр. Слово яр тюркского происхождения и означает обрыв, крутой берег, «красным» называется потому, что эти обрывы сложены из красного глинистого сланца. Город основан в 1628 г.
13. Мунтубулук - «серебряный источник».
14. Нижнеудинск - в 1648 г. Острог Покровский (позже Удинский). Затем, для отличия от Удинского острога в Забайкалье (Верхнеудинского) был назван Нижнеудинским. С 1783 г. - город.
15. 11орог - название ряда населенных пунктов, расположенных на берегу порожистых участков рек Уды, Ии и других.
16. Саяны - горы - названы по имени обитавшего в верховьях р. Енисей тюркоязычного
племени саянов, которые, смешавшись с другими тюркскими народами, вошли в состав тувинского народа.
17. Сибирь - лингвистическое наследие какого-то финноугорского племени, обитавшего
на юге Западной Сибири до прихода сюда татаро-монгольской Орды. «Сыбыр», «сибир» - этноним племени на юге Западной Сибири.
18. Тайшет - язык кеттов, «та» - «холодный, «шет» - «река», «вода»; - холодная вода.
19. Тангуй (речка, село в Братском р-оне) - от имени бурятского рода тангуты.
20. Тасеева (река) - имя предводителя ангарских тунгусов в XVII веке князя-эвенка Тасея, который возглавил движение эвенков против русских, проникших в пределы эвенкийских кочевий (от слияния Уды (Чуны) и Бирюсы (Она), приток Ангары).
21. Тофалария - территория в горах Восточного Саяна, занятая тофами (искаженное от самоназвания «дуба», «туба» или «тува», что в переводе с тофаларского означает «человек»).
22. Тулун - (бур.) - «тулам» - кожаный мешок, или просто «мешок» - расположен в излучине р. Ия, как бы в мешке.
Предполагают, что это название могло образоваться от якутского толоон -«долина».
23. Уда (река) - (монг.) - полдень; может от селькупского «уд» - вода.
Считают, что название Уда (приток р. Селенги) происходит от наименования меркитского Племени удои (удоит), жившего в XII в. в Западном Забайкалье по Орхону и Селенге. .
Некоторые производят от монгольского слова удэ - полдень, связывая это с легендой о том, что какие-то монгольские войска или кочевники прибыли к этой реке в «уде», т. е. во «время обеда». Название рек Уда в Иркутской области, очевидно, такого же происхождения.
24. Укар - (бур.) - «укыр» - «вол», «бык», «рогатый скот». Есть и бурятский род «ухэр -шарапдай».
25. Урик - (бур.) - «молоко только что отелившейся корсг !» Эвенкийское «урикит» - «стойбище».
26. Участок - название ряда населенных пунктов - селения позднейших новоселов (столыпинских переселенцев начала XX века). В отличие от старожильческих населенных пунктов они назывались «участками». Название «участок» - место, отведенное для переселенцев, затем сменилось обычно фамильными названиями деревень, например, Иваническая, Егорьевская и т. д. А в некоторых случаях слово участок перешло в собственное название деревни.
27. Худоеланское - елань - поляна, просвет среди леса. Худоелань - с плохим качеством земли, заболоченностью этой местности. У местного населения существует следующая версия о происхождении этого названия: первоначально деревня называлась Елань. Худой Еланью стала называться в связи с тем, что царский наследник, проезжавший в 1891 году по Сибири, во время остановки в Елани запросил молока, его не оказалось, он якобы сказал: «Худая Елань». Но это объяснение вымышленное. Название Худоелань в литературе встречается раньше 1891г.
28. Чалоты — (бур.) - «шулуун» - камень, эти н. п. расположены вблизи каменных обнажений, у скал.
29. Черемшанка - с растением черемшой, произрастающей в этих местах.
30. Чуна - (эвенкийский) - звук рябчика, писк бурундука.
31. Шеберта - (бур.) - «шэбэр» - «чаша», «густая заросль», что здесь раньше имело место.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса "Топонимика родного края"
Предлагаемый курс посвящен одному из разделов лексикологии - топонимике. Топонимы могут рассказать нам много интересного из жизни наших предков. Интересна народная этимология, в ней проявляются творче...
Программа элективного курса "Родной край"
Программа "Родной край" имеет краеведческую направленность, предназначена для учащихся 8-9 классов общеобразовательной школы,предусматривает изучение материала о родном крае. Цель данного курса - расш...
Программа элективного курса "Культура родного края"
Программа курса предлагается учащимся 9 классов общеобразовательной школы. Она направлена на развитие жизненных навыков старшеклассников, связанных с нормами человеческого обще...
Программа элективного курса "Мой край родной"
В соавторстве с М. Б. СолодкимРабочая программа элективного курса «Мой край родной» для 11 класса направлена на достижение следующих целей:- формирование экологической грамотности обучающихся;- воспит...
Программа элективного курса "Мой край родной"
Настоящая программа элективного курса имеет краеведческое направление, предназначена для обучающихся техникумов и общеобразовательной школы. Она предусматривает изучение материала о родном...
Программа элективного курса «Оренбургский край в жизни и творчестве русских писателей»
Программа элективного курса, выполнена в соответствии с требованиями, предъявляемыми к современным программам, представляет собой вариант регионального компонента программы по литературе и адресована ...
Рабочая программа элективного курса "Мой край родной" 6 класс
Возрождение духовных традиций общества, воспитание нравственного, здорового поколения невозможно без воспитания такого чувства, как патриотизм, любовь и уважение к "Малой Родине"....